Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћузыкальный театр




XVIII век, особенно его середина и втора€ половина, Ч врем€ больших перемен во всех област€х европейского музы≠кального искусства. — наступлением этого столети€ в италь€н≠ской опере постепенно обособились два жанра Ч опера-сериа (серьезна€) и опера-буффа (комическа€). ¬ операх-сериа по-прежнему преобладали мифологические и исторические сюжеты, в которых фигурировали так называемые Ђвысокиеї герои Ч мифологические божества, цари древних государств, легендар≠ные полководцы. ј в операх-буффа сюжеты стали преимущест≠венно современными бытовыми. √еро€ми здесь выступали обыкновенные люди, действовавшие энергично и жизненно правдоподобно.

ѕервым €рким образцом оперы-буффа €вилась Ђ—лужанка-госпожаї ƒжованни Ѕаттисты ѕерголези, представша€ перед публикой в 1733 году в Ќеаполе. √ероин€ Ч предприимчива€ служанка —ерпина Ч ловко женит на себе своего ворчливого хоз€ина ”берто и сама становитс€ госпожой. ѕодобно многим ранним италь€нским операм-буффа, Ђ—лужанка-госпожаї перво≠начально исполн€лась как сценическа€ интермеди€ в антрактах между действи€ми оперы-сериа Ђ√ордый пленникї ѕерголези (напомним, что латинское по происхождению слово Ђинтер≠меди€ї и означает Ђмеждудействиеї). ¬скоре Ђ—лужанка-гос≠пожаї приобрела большую известность во многих странах как самосто€тельное произведение.

¬о ‘ранции комическа€ опера родилась во второй половине XVIII века. ќна возникла на основе веселых, остроумных коме≠дийных представлений с музыкой, дававшихс€ в театрах на па≠рижских €рмарках. ј превратитьс€ в комическую оперу, где главной характеристикой действующих лиц стали вокальные но≠мера, французским €рмарочным комеди€м помог пример италь≠€нской оперы-буффа. —ущественное значение имели дл€ этого выступлени€ в ѕариже оперной труппы италь€нских Ђбуффо≠новї, когда столицу ‘ранции буквально очаровала Ђ—лужанка-госпожаї ѕерголези.

¬ отличие от италь€нских опер-буффа во французских ко≠мических операх ариозные номера чередуютс€ не с речитатива≠ми, а с разговорными диалогами. “ак же строитс€ и зинг-шпиль Ч немецка€ и австрийска€ разновидность комической оперы, по€вивша€с€ во второй половине XVIII столети€[17]. ƒл€ музыкального €зыка всех разновидностей комической оперы характерна тесна€ св€зь с народно-бытовыми песенными и тан≠цевальными мелоди€ми.

¬о второй же половине XVIII века серьезные оперные жан≠ры коренным образом реформировал великий немецкий компо≠зитор  ристоф ¬иллибальд √люк (1714Ч1787). —вою первую реформаторскую оперу Ђќрфей и Ёвридикаї (1762) он написал на сюжет о легендарном древнегреческом певце, уже неодно≠кратно использовавшийс€ в операх начина€ с самых ранних (об этом говорилось во ¬ведении).

  своей реформе в опере √люк шел непростым путем. ≈му довелось побывать во многих европейских странах Ч √ермании, јвстрии, ƒании, а также в населенной слав€нами „ехии, нар€ду с »талией Ч в јнглии. ѕрежде чем прочно обосноватьс€ в ¬ене, √люк поставил 17 своих опер-сериа на сценах театров ћилана, ¬енеции, Ќеапол€, Ћондона,  опенгагена, ѕраги и других горо≠дов. ќперы этого жанра исполн€лись в придворных театрах многих европейских государств.

»сключение составл€ла ‘ранци€. “ам в середине XVIII ве≠ка продолжали сочин€ть и ставить серьезные оперы только в традиционном французском стиле. Ќо √люк внимательно изучил оперные партитуры знаменитых французских композиторов ∆а≠на-Ѕатиста Ћюлли и ∆ана-‘илиппа –амо.  роме того, √люк написал и с успехом поставил в ¬ене восемь произведений в новом жанре французской комической оперы. ќн, несомненно, был хорошо знаком и с италь€нскими операми-буффа, с немец≠кими и австрийскими зингшпил€ми. ¬се эти знани€ дали возможность √люку решительно обно≠вить уже устаревшие принципы композиции серьезных опер. ¬ своих реформаторских операх, поставленных сначала в ¬ене, а затем в ѕариже, √люк стал передавать душевные переживани€ героев со значительно большей правдивостью и драматической напр€женностью, действенностью. ќн отказалс€ от нагроможде≠ни€ виртуозных пассажей в ари€х, усилил выразительность речи≠тативов. ≈го оперы сделались более целеустремленными по му≠зыкальному и сценическому развитию, более стройными по композиции.

“ак в музыкальном €зыке и в построении новых комических и реформированных серьезных опер обозначились важные отли≠чительные черты нового, классического стил€ Ч активна€ дейст≠венность развити€, простота и €сность выразительных средств, композиционна€ стройность, общий благородный и возвышен≠ный характер музыки. Ётот стиль постепенно складывалс€ в европейской музыке на прот€жении XVIII века, созрел к 1770Ч1780 годам и господствовал до середины второго дес€тилети€ XIX века.

Ќеобходимо учесть, что у определени€ Ђклассическийї мо≠жет быть и другое, более широкое значение. Ђ лассическимиї (или Ђклассикойї) называют также музыкальные и другие худо≠жественные произведени€, которые получили признание как образцовые, совершенные, непревзойденные Ч независимо от времени их создани€. ¬ таком смысле классическими, или клас≠сикой, можно назвать, скажем, и мессы италь€нского компози≠тора XVI века ѕалестрины, и оперы ѕрокофьева, и симфонии Ўостаковича Ч русских композиторов XX века.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1294 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

533 - | 418 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.