Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


∆изненный путь. –од, семь€, детство.»оганн —ебасть€н Ѕах родилс€ в 1685 году в “юрингии Ч одной из областей ÷ентральной √ермании




–од, семь€, детство. »оганн —ебасть€н Ѕах родилс€ в 1685 году в “юрингии Ч одной из областей ÷ентральной √ермании, в небольшом городе Ёйзенахе, окруженном лесами. ¬ “юрингии тогда еще ощущались т€желые последстви€ “ридцатилетней войны (1618Ч1648), в которой столкнулись между собой две большие группировки европейских держав. Ёту опустошитель≠ную войну довелось пережить предкам »оганна —ебасть€на, тес≠но св€занным с немецкой ремесленной и кресть€нской средой. ≈го прапрадед по имени ‘айт был булочником, но так любил музыку, что не расставалс€ с цитрой Ч инструментом, похожим на мандолину, даже во врем€ поездок на мельницу играл, пока мололась мука. ј среди его потомков, расселившихс€ по “ю≠рингии и соседним област€м, оказалось так много музыкантов, что каждого, кто занималс€ этой профессией, там стали называть ЂЅахомї. Ёто были церковные органисты, скрипачи, флейтисты, трубачи, некоторые про€вили композиторское дарование. ќни состо€ли на службе у городских муниципалитетов и при дворах властителей мелких кн€жеств и герцогств, на которые была раз≠дроблена √ермани€.

ƒом в Ёйзенахе, где родилс€ ».—.Ѕах

 

—крипачом, городским и придворным музыкантом в Ёйзе≠нахе был отец »оганна —ебасть€на. ќн начал обучать музыке своего младшего сына и отдал его в церковную школу. ќблада€ прекрасным высоким голосом, мальчик пел в школьном хоре.  огда ему шел дес€тый год, его родители умерли. «аботы о си≠роте вз€л на себ€ старший брат, церковный органист в соседнем городке ќрдруфе. ќн определил младшего брата в местный ли≠цей и сам давал ему уроки игры на органе. ¬ дальнейшем »о≠ганн —ебасть€н стал также и клавесинистом, и скрипачом, и альтистом. ј музыкальной композицией он с детских лет овла≠девал самосто€тельно, переписыва€ сочинени€ различных авто≠ров. ќдну, особенно интересовавшую его нотную тетрадь ему пришлось переписывать лунными ночами тайком от старшего брата. Ќо когда долга€ трудна€ работа была закончена, тот обна≠ружил это, рассердилс€ на »оганна —ебасть€на за самовольный поступок и безжалостно отобрал у него рукопись.

Ќачало самосто€тельной жизни. Ћюнебург. ѕ€тнадцати лет »оганн —ебасть€н сделал решительный шаг Ч перебралс€ в да≠лекий северонемецкий город Ћюнебург, где поступил певчим-стипендиатом в школу при монастырской церкви. ¬школьной библиотеке он смог ознакомитс€ с большим количествомрукописей сочинений немецких музыкантов. ¬ Ћюнебурге и в √ам≠бурге, куда он ходил проселочными дорогами, можно было слу≠шать игру талантливых органистов. ¬озможно, что в √амбурге »оганн —ебасть€н побывал в оперном театре Ч в то врем€ един≠ственном в √ермании, дававшем спектакли не на италь€нском, а на немецком €зыке. Ўколу он успешно закончил через три года и стал искать себе работу поближе к родным кра€м.

¬еймар. Ќедолго прослужив скрипачом и органистом в трех городах, Ѕах в 1708 году, будучи уже женатым, на дев€ть лет обосновалс€ в ¬еймаре (“юринги€). “ам он был при дворе гер≠цога органистом, а затем вице-капельмейстером (помощником руководител€ капеллы Ч группы певцов и инструменталистов). ≈ще подростком, в ќрдруфе, Ѕах начал сочин€ть музыку, в част≠ности делать обработки протестантского хорала дл€ органа Ч своего любимого инструмента. ј в ¬еймаре по€вилс€ р€д его замечательных зрелых органных произведений, таких, как “ок≠ката и фуга ре минор,ѕассакаль€[10] до минор, хоральные прелюдии.  тому времени Ѕах стал непревзойденным исполнителем и импровизатором на органе и клавесине.

Ёто убедительно подтвердил следующий случай. ќднажды Ѕах отправилс€ в столицу —аксонии ƒрезден, где решили устро≠ить сост€зание между ним и Ћуи ћаршаном, знаменитым фран≠цузским органистом и клавесинистом. Ќо тот, услышав предва≠рительно, как Ѕах с изумительной творческой изобретательно≠стью импровизирует на клавесине, поспешил тайком уехать из ƒрездена. —ост€зание не состо€лось.

ѕри веймарском дворе имелась возможность знакомитьс€ с сочинени€ми италь€нских и французских композиторов.   их достижени€м Ѕах отнесс€ с большим интересом и художествен≠ной инициативой. Ќапример, он сделал р€д свободных перело≠жений дл€ клавесина и органа скрипичных концертов јнтонио ¬ивальди. “ак родились первые в истории музыкального искус≠ства клавирные концерты. ¬ течение трех лет в ¬еймаре Ѕаху было ^ положено сочин€ть к каждому четвертому воскресенью новую духовную кантату. ¬сего таким образом возникло более тридцати произведений. ќднако когда скончалс€ престарелый придворный капельмейстер, об€занности которого фактически выполн€л Ѕах, то освободившуюс€ должность отдали не ему, а бездарному сыну покойного. ¬озмутившись такой несправедли≠востью, Ѕах подал прошение об отставке. «а Ђнепочтительное требованиеї его подвергли домашнему аресту. Ќо он про€вил мужественное, гордое упорство, настаива€ на своем. » через мес€ц герцогу пришлось нехот€ отдать Ђнемилостивое распор€≠жениеї отпустить непокорного музыканта на волю.

 Єтен. ¬ конце 1717 года Ѕах со своей семьей перебралс€ в  Єтен. ћесто придворного капельмейстера ему предложил кн€зь Ћеопольд јнгальт- Єтенский, властитель маленького государства по соседству с “юрингией. ќн был неплохим музыкантом Ч пел, играл на клавесине и виоле да гамба[11].  н€зь предоставил своему новому капельмейстеру хорошее материальное обеспечение и относилс€ к нему с большим почтением. ¬ об€занности Ѕаха, отнимавшие у него сравнительно немного времени, входило ру≠ководить капеллой из восемнадцати вокалистов и инструмента≠листов, аккомпанировать кн€зю и самому играть на клавесине. ¬  Єтене возникло много баховских произведений дл€ различных инструментов. ќчень разнообразно представлена среди них клавирна€ музыка. — одной стороны, это пьесы дл€ начинающих Ч маленькие прелюдии, двухголосные и трехголосные инвенции. ќни были написаны Ѕахом дл€ зан€тий со своим старшим сыном ¬ильгельмом ‘ридеманом. — другой стороны, это первый из двух томов монументального произведени€ Ч Ђ’орошо тем≠перированного клавираї, в целом включающего 48 прелюдий и фуг, и большое сочинение концертного плана Ч Ђ’роматическа€ фантази€ и фугаї.   кЄтенскому периоду относитс€ также созда≠ние двух сборников клавирных сюит, известных как Ђ‘ранцуз≠скиеї и Ђјнглийскиеї.

 н€зь Ћеопольд брал с собой Ѕаха, соверша€ поездки в со≠седние государства.  огда »оганн —ебасть€н вернулс€ в 1720 году из такой поездки, его постигло т€желое горе Ч только что скончалась его жена ћари€ Ѕарбара, оставив четверых детей (еще трое рано умерли). „ерез полтора года Ѕах снова женилс€. ≈го втора€ жена, јнна ћагдалена, обладала хорошим голосом, была очень музыкальна. «анима€сь с ней, Ѕах составил из своих пьес и частично из пьес других авторов две клавирные ЂЌотные книжечкиї. јнна ћагдалена была доброй и заботливой спутни≠цей жизни »оганна —ебасть€на. ќна родила ему тринадцать де≠тей, из которых до зрелого возраста дожили шестеро.

Ћейпциг. ¬ 1723 году Ѕах переселилс€ в Ћейпциг Ч крупный торговый, а также культурный центр соседней с “юрингией —ак≠сонии. — кн€зем Ћеопольдом он сохранил добрые отношени€. Ќо в  Єтене возможности музыкальной де€тельности были огра≠ниченными Ч не имелось ни большого органа, ни хора.   тому же у Ѕаха подрастали старшие сыновь€, которым он хотел дать хорошее образование.

¬ Ћейпциге Ѕах зан€л должность кантора Ч руководител€ хора мальчиков и учител€ певческой школь; при церкви —в€того ‘омы (“омаскирхе). ≈му пришлось прин€ть р€д стеснительных условий, например Ђне выезжать из города без разрешени€ гос≠подина бургомистраї. Ќа кантора Ѕаха возлагалось много других об€занностей. ќн должен был делить на части небольшой школьный хор и очень маленький оркестр (вернее Ч ансамбль), чтобы музыка звучала во врем€ службы в двух церквах, а также на свадьбах, на похоронах, на различных празднествах. ј далеко не все мальчики-хористы обладали хорошими музыкальными данными. Ўкольный дом был гр€зным, запущенным, воспитан≠ников плохо кормили и нищенски одевали. Ќа все это Ѕах, ко≠торый одновременно считалс€ лейпцигским Ђмузикдиректоромї, не раз обращал внимание церковного начальства и городского управлени€ (магистрата). Ќо в ответ получал мало материальной помощи, зато много мелочных служебных придирок и выгово≠ров. — учениками он занималс€ не только пением, но и игрой на инструментах, кроме того, нанимал дл€ них за свой счет учител€ латинского €зыка.

÷ерковь и школа —в. ‘омы (слева) в Ћейпциге. (—о старинной гравюры).

Ќесмотр€ на сложные жизненные обсто€тельства, Ѕах увле≠ченно занималс€ творчеством. ¬ первые три года службы он почти каждую неделю сочин€л и разучивал с хором новую духовную кантату. ¬сего произведений Ѕаха в этом жанре сохранилось около двухсот. » еще известно несколько дес€тков его светских кантат. ќни были, как правило, приветственными и поздрави≠тельными, адресованными разным знатным персонам. Ќо есть среди них и такое исключение, как написанна€ в Ћейпциге шу≠точна€ Ђ офейна€ кантатаї, похожа€ на сценку из комической оперы. ¬ ней рассказываетс€, как молоденька€ бойка€ Ћизхен увлекаетс€ новой модой на кофе вопреки воле и предостереже≠ни€м своего отца Ч старого ворчуна Ўлендриана.

¬ Ћейпциге Ѕах создал свои самые выдающиес€ монумен≠тальные вокально-инструментальные произведени€ Ц Ђ—трасти по »оаннуї, Ђ—трасти по ћатфеюї[12] и близкую к ним по содер≠жанию ћессу си минор, а также большое количество разнооб≠разных инструментальных сочинений, в том числе Ч второй том Ђ’орошо темперированного клавираї, сборник Ђ»скусство фу≠гиї. ќн выезжал в ƒрезден, √амбург, Ѕерлин и другие немецкие города, играл там на органе, испытывал новые инструменты. Ѕолее дес€ти лет Ѕах возглавл€л в Ћейпциге Ђћузыкальную кол≠легиюї Ч общество, состо€вшее из студентов университета и любителей музыки Ч инструменталистов и певцов. ѕод управ≠лением Ѕаха они давали публичные концерты из произведений светского характера. ќбща€сь с музыкантами, он был чужд ка≠кого-либо высокомери€ и о своем редкостном мастерстве гово≠рил так: Ђћне пришлось усердно заниматьс€, кто будет так же усерден, достигнет того жеї.

Ќемало забот, но и немало радостей доставл€ла Ѕаху его больша€ семь€. ¬ ее кругу он мог устраивать целые домашние концерты. „етверо его сыновей стали известными композитора≠ми. Ёто ¬ильгельм ‘ридеман и  арл ‘илипп Ёмануэль (дети ћарии Ѕарбары), »оганн  ристоф ‘ридрих и »оганн  ристиан (дети јнны ћагдалены).

— годами здоровье Ѕаха пошатнулось. ” него резко ухудши≠лось зрение. ¬ начале 1750 года он перенес две неудачные глаз≠ные операции, ослеп и 28 июл€ скончалс€. »оганн —ебасть€н Ѕах прожил нелегкую и трудолюбивую жизнь, озаренную гени≠альным творческим вдохновением. «начительного состо€ни€ он не оставил, и јнна ћагдалена умерла через дес€ть лет в доме призрени€ дл€ бедных. ј младшую дочь Ѕаха –егину —усанну, дожившую до XIX'века, спасли от нищеты частные пожертвова≠ни€, в которых большое участие прин€л Ѕетховен.

¬опросы и задани€

1.„ем необычна судьба музыки Ѕаха?

2. –асскажите о родине Ѕаха, его предках и о его детских годах.

3.  огда и где началась самосто€тельна€ жизнь Ѕаха?

4.  ак протекала и как закончилась де€тельность Ѕаха в ¬еймаре?

5. –асскажите о жизни Ѕаха в  Єтене и о его произведени€х этих лет.

6. Ќа каких инструментах играл Ѕах и какой инструмент был его самым
любимым?

7. ѕочему Ѕах решил переселитьс€ в Ћейпциг, и с какими трудност€ми ему
пришлось там столкнутьс€?

8. –асскажите о де€тельности Ѕаха-композитора и Ѕаха-исполнител€ в
Ћейпциге. Ќазовите созданные им там произведени€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2544 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

519 - | 531 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.