Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Как была создана удобная нотация




 

В Средние века (началом этого исторического периода счи­тают VI век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. В ней не было достаточной наглядности. Поэтому музыканты долго пользовались вспомогательными значками-подсказками. Эти значки помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Они не ука­зывали точного соотношения звуков ни по высоте, ни по дли­тельности. Зато своим начертанием они напоминали о направ­лении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наи­зусть и передавали от одного поколения к другому.

В странах Западной и Центральной Европы, о музыке кото­рых в дальнейшем будет идти речь в этом учебнике, такие знач­ки назывались невмами. Невмы применялись при записи ста­ринных католических богослужебных песнопений — григори­анского хорала. Такое общее название произведено от име­ни папы римского Григория I[3]. По преданию, он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопе­ний. Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в уни­сон, они написаны на молитвенные тексты на латинском языке[4].

Ранние невменные записи григорианского хорала невоз­можно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвйдо д'Арёццо («из Ареццо») изобрел новый способ нотации. Он обу­чал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под ней. Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым уста­навливала примерный высотный уровень записи. А Гвидо при­думал проводить сразу четыре параллельные линии («линейки») на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам. И при этом нотная запись стала более наглядной — словно ри­сунок, изображающий движение мелодии, ее изгибы. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латин­ского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизме­няться и в конце концов превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.

Слухи о новом способе нотации — прямо как о некоем чуде — дошли до папы римского Иоанна XIX. Он вызвал к себе Гвидо и сам спел по изобретённой записи неизвестную ему мелодию. В дальнейшем число параллельных линеек много раз меняли, случалось – увеличивали даже до восемнадцати. Лишь к концу XVII века «победил» теперешний пятилинейный нотоносец. Использовали и много различных ключей. Только в XIX веке самыми употребительными стали скрипичный и басовый ключи.

После изобретения Гвидо д'Арёццо еще долго решали дру­гую трудную задачу — как усовершенствовать нотацию, чтобы она указывала точное соотношение звуков не только по высоте, но и по длительности. Спустя некоторое время додумались ис­пользовать для этого нотные значки, различные по форме..Но к этому сначала добавлялось много условных правил, затрудняв­ших применение на практике. И еще в течение нескольких веков постепенно вырабатывалась более удобная нотация — именно та, которой мы сейчас продолжаем пользоваться. После наступле­ния XVII столетия ее усовершенствовали уже только в деталях. А ее ритмический принцип, который так долго искали, представ­ляется теперь самым что ни на есть простым. Он состоит в том, что целая нота по длительности всегда равняется двум полови­нам — иным по начертанию, одна половина — двум четвертям, одна четверть — двум восьмым и так далее.

Добавим, что тактовой чертой стали разделять такты в XVI веке, а размер в начале нотной записи — указывать в обязательном порядке с XVII века. Впро­чем, тогда существовали уже не только нотные рукописи, но и печатные ноты. Ибо нотопечатание началось вскоре вслед за изобретением книгопечатания — к концу XV столетия.

Вопросы и задания

1.Чем была неудобна на практике буквенная нотация?

2. Что подсказывали средневековым певчим невмы?

3. Что такое григорианский хорал и почему он так называется?

4. Объясните суть изобретения Гвидо д'Арёццо.

5. Какую следующую задачу надо было решить после изобретения Гвидо?

6. С какого времени нотация больше существенно не изменялась?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1803 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2365 - | 2171 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.