Благодаря усовершенствованию нотации постепенно, особенно с XIII века, нотные рукописи стали все точнее расшифровываться. Это дало возможность знакомиться уже не только со сведениями о музыкальной культуре, но и с самой музыкой минувших эпох. Успехи нотации не случайно совпали и с началом развития многоголосия — важного этапа в истории музыкального искусства.
В Древнем мире и еще долгое время в Средние века музыка была, как правило, одноголосной. Существовали лишь отдельные несложные исключения. Например, певец исполнял песню и дублировал ее (то есть одновременно воспроизводил), играя на каком-нибудь инструменте. При этом голос и инструмент могли иногда немного разойтись, отклониться друг от друга и вскоре снова сойтись.
Таким образом, в одноголосном звуковом потоке возникали и исчезали «островки» двухголосия.
Но на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры многоголосный склад стал последовательно развиваться и в дальнейшем сделался господствующим в профессиональном музыкальном искусстве. Это сложное и долгое формирование сосредоточилось главным образом в области католической церковной музыки.
Дело началось с изобретения (кем — неизвестно) следующего приема. Одним певцом (или несколькими певцами) исполнялся главный голос — медленная плавная мелодия григорианского хорала. А второй голос двигался строго параллельно — точно в том же ритме, только все время на расстоянии октавы, или кварты, или квинты. Теперь на наш слух это звучит очень бедно, «пусто». Но тысячу лет назад такое пение, гулко раздаваясь под сводами церкви, собора, поражало и восторгало, открывало для музыки новые выразительные возможности.
Через некоторое время церковные музыканты принялись искать более гибкие и разнообразные приемы ведения второго голоса. А затем они стали все более искусно сочетать три, четыре голоса, позднее иногда и еще большее число голосов.
Пространные песнопения с уже ясно отличавшимися друг от друга тремя и четырьмя голосами создавал в начале XIII века церковный музыкант Перотйн. Он был выдающимся представителем певческого искусства — парижской «Школы Нотр-Дам» («Школы Богоматери»). Песнопения Перотина звучали в здании замечательной красоты. Это прославленный памятник средневековой готической архитектуры, описанный французским писателем XIX века Виктором Гюго в знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери».
Так начала развиваться полифония. В переводе с греческого языка это слово означает «многоголосие». Но полифонией называется только такой вид многоголосия, в котором одновременно звучат два или большее число равноправных голосов, причем каждый из них имеет свою самостоятельную мелодическую линию. Если же один голос ведет главную мелодию, а другие ему подчинены (сопровождают его, аккомпанируют ему), то это гомофония — другой вид многоголосия. Поскольку аккомпанемент имеет аккордово-гармоническую основу, гомофонный склад музыкального изложения называют также гомофонно-гармоническим.
Вопросы и задания
1.С какого времени стали все точнее расшифровываться музыкальные рукописи?
2. С каким важным новым этапом в истории музыкального искусства совпали успехи нотации?
3. Когда, в какой музыке и на основе каких мелодий начало последовательно формироваться многоголосие?
4. Что представляло собой параллельное двухголосие? Спойте вдвоем несколько параллельных кварт, квинт и октав.
5.В чем состоит различие между полифонией и гомофонией?