Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—оциальный конструкционизм  . √ергена




¬ —Ўј за€вку на построение принципиально новой парадиг≠мы в социальной психологии сделал  . √ерген[22]. ≈го концепци€ укладываетс€ в рамки весьма распространенного современного течени€, известного под названием Ђпостмодернизмї. Ќе каса€сь широкого смысла данного термина (включени€ его в анализ эко≠номических, социальных и политических преобразований постин≠дустриального общества), отметим, что одним из про€влений пост≠модернизма как общей тенденции общественных наук в конце XX в., €вл€етс€ за€вка на новую перспективу в построении знани€.

√лавна€ мысль заключаетс€ в том, что существующа€ в прошлом реалистическа€ эпистемологи€ делала чрезмерный акцент на том, что теории должны соответствовать реальному миру, в то врем€ как задача заключаетс€ в том, чтобы теории начали Ђгенерировать новые формы поведени€ї [√ерген, 1995]. Ёто положение примен€≠етс€ к любой форме знани€ и соответственно к любым теори€м. ќсобое содержание иде€ приобретает в случае приложени€ ее к социальным наукам и, в частности, к социальной психологии. »ногда говор€т о том, что в социальную психологию проник Ђви≠рус постмодернизмаї [якимова, 1995]. ≈го про€влением €вилась волна критики старых парадигм, все из которых, по мнению  . √ер≠гена, основаны на позитивистской методологии. ¬ариант новой парадигмы предполагает прежде всего постмодернистский подход к социальному познанию.  онкретное воплощение этого подхода и есть социальный конструкционизм, который Ђбыл среди первых "школ" психологии, охватывающих постмодернистскую критику позитивистски-эмпирической науки и ее концепций истины и знани€ї [Augoustinos, Walker, 1996]. Ќова€ эпистемологи€, пред≠ложенна€  . √ергеном взамен старой Ђреалистическойї, базирует≠с€ на следующих принципах.

¬о-первых, выход за пределы типичного дл€ психологии Ђдуа≠лизмаї SЧќ (субъектЧобъект) и базирование на альтернативной (неэмпирической) науке; во-вторых, объединение экзогенной и эндогенной концепций знани€. Ёкзогенна€ концепци€, котора€ вос≠ходит к философии Ћокка, ёма, ћиллса, предполагает, что ис≠точником знани€ €вл€етс€ реальный мир, а эндогенна€, опираю≠ща€с€ на идеи —пинозы,  анта, Ќицше, считает, что знание обус≠ловлено внутренними процессами субъекта. ѕерва€ отождествл€етс€ в психологии с бихевиоризмом, втора€ Ч с когнитивизмом, при≠чем √ерген особо подчеркивает роль  . Ћевина в ее развитии [√ер≠ген, с. 59Ч60]. Ќесмотр€ на впечатл€ющие масштабы Ђкогнитивной революцииї, когнитивизм все же не сумел справитьс€ с экзоген≠ной концепцией, так же как не избежал просчетов и эндогенной концепции, причиной чего €вилась ориентаци€ всей американс≠кой культуры на принципы индивидуализма с его концентрацией на внутренних состо€ни€х личности. ¬ услови€х процессов глоба≠лизации, характерных дл€ конца столети€, необходим уход от та≠кой индивидуалистической ориентации в психологии.

Ќо именно дл€ этого психологии и нужно преодолеть как би≠хевиоризм, так и когнитивизм, перестать качатьс€, словно ма€т≠ник, между этими концепци€ми, совершить Ђскачокї к новой ориентации, что и предлагает сделать социальный конструкционизм. ќдна из центральных идей √ергена заключаетс€ в том, что соци≠альна€ психологи€ не только в ее бихевиористской парадигме, но также и в традиционном когнитивизме недооценивает значени€ социальной ситуации, в рамках которой осуществл€етс€ процесс познани€ человеком окружающего мира, т.е. утрачиваетс€ такой важный компонент познавательного процесса, как конструирова≠ние социального мира. Ђ—обственно говор€, движение в сторону конструкционизма начинаетс€ в тот момент, когда под сомнение ставитс€ теори€ знани€ как ментального представлени€ї [там же, с. 63]. «нание, таким образом, не может быть рассмотрено как пред≠мет индивидуального обладани€, сосредоточенный в пределах че≠ловеческого разума, а должно быть пон€то как продукт совмест≠ной де€тельности людей [там же; выделено нами. Ч јвт.].

—оциальный конструкционизм, выступающий альтернативой и бихевиоризму, и когнитивизму, предлагает расширить сферу критического анализа, который осуществл€ли по отношению друг к другу обе эти ориентации. ѕо мнению √ергена, критика всегда была направлена лишь по горизонтали, т.е. по линии эмпиризм-рационализм. Ёто исключало выход за пределы одной Ч запад≠ной Ч индивидуалистической культуры. ¬ св€зи с упом€нутой гло≠бализацией социального мира, с выдвижением на авансцену и иных культур, критика различных ориентации в социальной психоло≠гии должна осуществл€тьс€ также и по вертикали, т.е. по линии «ападЧ¬осток. “огда возможными лини€ми сопоставлени€ будут, например, такие: эмпиризмЧбуддизм или рационализмЧсинтоизм [Gergen, 1994, р. 10]. ќсновна€ мысль, проводима€ в этом рассуж≠дении, касаетс€ выхода социальной психологии за пределы тради≠ции, сложившейс€ в достаточно узком контексте западной, пре≠имущественно американской, культуры. —оциальный конструкци≠онизм включает это требование в р€д других, обеспечивающих значительно больший акцент вообще на социальной обусловлен≠ности психологических феноменов.

ƒл€ этого необходимо принимать в расчет следующие гипотезы:

1. »сходным пунктом вс€кого знани€ €вл€етс€ сомнение в том, что окружающий мир есть нечто само собой разумею≠щеес€. Ќо если так, то любое объ€снение этого мира может быть только конвенцией (соглашением).

2. Ќо в этом случае осмысление мира неизбежно становитс€ результатом совместной де€тельности людей, вступающих в определенные отношени€, и слова, употребл€емые дл€ обозначени€ социальных процессов, имеют смысл лишь в контексте этих отношений (что означает включение в про≠цесс познани€ исторических и культурных Ђвоздействийї).

3. –аспространенность той или иной формы понимани€ мира зависит от характера социальных процессов, и правило что чем считать не €вл€етс€ чем-то застывшим, а устойчивость образов социальных объектов зависит от характера соци≠альных изменений.

4. Ќо это означает, что описани€ и объ€снени€ мира сами конституируют определенные формы социального действи€ и тем самым включаютс€ в социальную де€тельность [Gergen, 1994].

»гнорирование этих требований справедливо ставитс€ √ергеном в вину когнитивистской традиции, а учет их провозглашаетс€ глав≠ным завоеванием социального конструкционизма. ќднако его про≠грамма не исчерпываетс€ реализацией названных гипотез. ¬тора€ важна€ иде€ √ергена состоит в новой интерпретации существа соци≠альной психологии как науки. ѕоскольку преодоление дуализма SЧќ означает большее Ђдопущениеї интерпретативного начала в позна≠ние, социальна€ психологи€ сближаетс€ с теми дисциплинами, ко≠торые ориентируютс€ на интерпретацию как на основу познани€.

—ама по себе эта иде€ не €вл€етс€ новой в истории науки: известно положение, высказанное еще ƒильтеем о понимании (Verstehen) как основном методе психологии. ѕротивопоставле≠ние парадигмы объ€снени€ и парадигмы понимани€ рассматривает≠с€ сегодн€ как рубеж между американской и европейской тради≠ци€ми в социальной психологии [см. Ўихирев, 1999]. √ерген, кон≠кретизиру€ эту идею, предлагает рассматривать социальную психологию как историю [√ерген, 1995, с. 23].

јргументаци€ в пользу этого тезиса вновь повтор€ет мысль о том, что существует глубокое отличие схем познани€, прин€тых в естественных науках, от аналогичных решений в обществознании. “ак, социальна€ психологи€ не имеет дело со стабильностью, ха≠рактерной дл€ €влений природы, а напротив, Ђимеет дело с фак≠тами, которые подвержены заметным временным флуктуаци€м и по большей мере неповторимыї [там же, с. 25]. Ќо если принципы взаимодействи€ людей базируютс€ на нестабильных фактах, они не могут быть вы€влены с течением времени. ѕри этом необходи≠мо учитывать два р€да обсто€тельств.

¬о-первых, вли€ние самой науки (т.е. социальной психологии) на процесс социального взаимодействи€. ѕо мнению √ергена, в любом психологическом исследовании заложена необъективность оценок, поскольку каждый специалист в этой области неизбежно занимает двойственную позицию: он как исследователь ориенти≠рован на получение объективной информации, но вместе с тем как реальный участник социального процесса при переработке информации включает в нее и момент ценностей. Ђћы включаем наши личностные ценности и в разрабатываемые нами теории со≠циального взаимодействи€. ¬оспринимающий эти теории получа≠ет, таким образом, дво€кую информацию: бесстрастное описание того, что €вл€етс€, и искусно замаскированное предписание того, что желательної [там же, с. 28]. ѕри этом осуществл€етс€ своеоб≠разное воздействие на Ђестественныйї ход событий, что отличает позицию социального психолога от позиции естествоиспытател€.  роме того, в естествознании ученый не сообщает объекту полу≠ченные о нем данные, в социальной же психологии информиро≠вание испытуемого жизненно важно дл€ поведени€ последнего. ѕри этом возникает ситуаци€, когда эта информированность может изменить Ђповеденческие последстви€ї, поскольку Ђрасшир€ет диапазон альтернативных действий, привод€ к модификации или постепенному исчезновению прежних поведенческих моделейї [там же, с. 34]. ¬ольно или невольно социальна€ психологи€ становитс€ орудием социального контрол€.

¬о-вторых, существенное отличие социальной психологии, сбли≠жающее ее с исторической наукой, заключаетс€ в том, что Ђзафик≠сированные здесь закономерности, а следовательно, теоретические принципы жестко прив€заны к текущим историческим обсто€тель≠ствамї [там же, с. 36]. ћежду тем, и √ерген показывает это на р€де примеров, традиционные дл€ социальной психологии исследовани€, как правило, претендуют на описание универсальных закономернос≠тей или регул€рностей поведени€, без учета исторического контек≠ста. Ёта особенность относитс€ и к когнитивистской (теори€ соци≠ального сравнени€ и когнитивного диссонанса Ћ.‘естингера), и к би≠хевиористской (теори€ подкреплени€) ориентации. »сключение, по мысли √ергена, представл€ет лишь интеракционистска€ ориентаци€: в ней можно усмотреть признание зависимости Ђличностных склон≠ностей, существование которых ограничено во времениї [там же, с. 40].  ак справедливо отмечает ѕ. Ќ. Ўихирев, Ђсимволический интеракционизм есть результат синтеза различных отраслей знани€ о действительном социальном процессе, который лишь в научной абстракции может делитьс€ на социологический и психологический авспектыї [Ўихирев, 1999, с. 190-191].

ѕриведенные примеры позвол€ют √ергену сделать вывод о том, что Ђзан€ти€ социальной психологией есть по преимуществу зан€≠ти€ исторические, где исследователь поглощен объ€снени€ми и си≠стематизацией современных социальных €вленийї. “ак должно быть, но пока така€ традици€ не реализована. —мысл новой парадигмы в том и состоит, что в исследовательской работе социального пси≠холога должны быть осуществлены значительные изменени€.

ѕрограмму этих изменений составл€ют четыре задачи: 1) ин≠теграци€ чистого и прикладного знани€, котора€ мыслитс€ как пре≠одоление чрезвычайно узкого подхода в конкретном прикладном исследовании и, напротив, чрезмерно высоких, но часто весьма тривиальных абстракций академической психологии. (»зучение современных социальных вопросов необходимо с Ђиспользовани≠ем наиболее общих концептуальных схем и научных методовї.); 2) отказ от прогнозировани€ как краеугольного камн€ социально-психологической науки и переход к беспрецедентной ее роли Ђв качестве катализатора социальной восприимчивости и чувствитель≠ностиї, что и отвечает идее конструкционизма. (Ёта функци€ мо≠жет быть реализована, например, при консультировании, когда социальный психолог призван облегчить адаптацию человека к новым, мен€ющимс€ услови€м.); 3) разработка индикаторов пси≠хосоциальных диспозиций, что означает перенос центра т€жести с изучени€ базовых социально-психологических процессов на анализ этих процессов как Ђпсихологических копий культурных нормї, т.е. на вы€вление изменений психологических склонностей в св€зи с социальным поведением; 4) изучение стабильности поведени€, что выводит социальную психологию на уровень сложных отношений с психофизиологией и психологией индивидуальных различий: неко≠торые из социально-психологических склонностей, несмотр€ на их включенность в социальный контекст, в столь сильной степени за≠вис€т от физиологических параметров, что возникает определенный континуум исторических длительностей, позвол€ющий дифференци≠ровать социальные феномены по их Ђисторической стабильностиї.

–ешение этих задач существенно сближает социальную пси≠хологию с историей и требует не концентрировать внимание на Ђмельчайших элементах текущих социальных процессов, научить≠с€ объ€сн€ть взаимосв€зь событий, "далеко отсто€щих друг от друга во времени"ї [там же, с. 49]. “ребованием создать соответствующие таким задачам теоретические разработки и завершаетс€ обоснование новой, постмодернистской парадигмы в социальной психоло≠гии, обозначенной как социальный конструкционизм.

Ћегко видеть, что со многими предложенными принципами трудно спорить и их справедливость очевидна. ≈сли внимательно проанализировать тенденции развити€ теоретических ориентации, сложившихс€ в социальной психологии на прот€жении второй половины XX в., то можно убедитьс€ в сходстве предложенных √ергеном новаций и уже осуществл€емых изменений. Ѕолее того, пафос критики в работах √ергена направлен не всегда по адресу: зачастую Ђобличени€ї затрагивают не социально-психологические (хот€ и это присутствует), а общепсихологические концепции. „то же касаетс€ собственно социальной психологии, то в последнюю четверть века в ней сделано много предложений, которые по су≠ществу уже реализуют многие пожелани€ √ергена. Ќекоторые из них не претендуют на включение в концепцию социального конструкционизма, но рассматриваютс€ как другие варианты постмо≠дернизма в социальной психологии.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 544 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

350 - | 287 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.