Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 огнитивного канала развити€ субъективного отношени€ к природе




11.1. психологические релизеры социального происхождени€

≈сли естественные релизеры действуют в рамках первой сиг≠нальной системы, в процессе непосредственного воспри€ти€, то социальные релизеры, оказывающие свое вли€ние на развитие отношени€ к природе в рамках когнитивного канала, действуют на основе второй сигнальной системы. »х Ђ€дрої Ч заключенные в словах значени€. “акие значени€ получаютс€ личностью в Ђгото≠вом видеї, вырабатываютс€ социумом, €вл€ютс€ кристаллизаци≠ей опыта того или иного общества. ¬ них отражаетс€ социальный характер этой группы релизеров, в то врем€ как действие естест≠венных релизеров, например визуальных (большие глаза), мало зависит от социальных факторов.

‘илолог ј.Ѕрагина (1995) проводит подробный анализ образов различных животных в народных сказках, загадках, присказках, при≠баутках и песн€х. Ђћожно даже сказать, что сказки Ч это пам€ть человечества о добре и зле, о силе и слабости, о мудрости и глупо≠сти, о торжестве добра над постыдным злом. ј как воплощаютс€ эти истины? ¬ сказочных геро€х. ј их имена и будут теми ключевыми словами, которые пробуждают уже в нашей €зыковой пам€ти сло≠весные св€зи в той или иной ситуации, пробуждают образ слова и образ того фона, на котором слово живет. ¬олк Ч это зло, груба€ сила, а €гненок, петух Ч добро, часто беззащитное, и у них всегда находитс€ много друзей! » возникает словесное окружение. ¬олк Ч слово, как и образ, известное многим €зыкам. ¬олк Ч злой, зубас≠тый, серый, некрасивый, грубый, сильный, но глупый... ягненок Ч красивый, кудр€вый, белый, беззащитный, добрый, доверчивый (за≠метьте, доверчивый, а не глупый), милый... (с. 11Ч12).



механизмы развити€ отношени€ к природе


механизмы когнитивного канала.



 


јнализ социальных психологических релизеров позвол€ет выде≠лить в них две группы: релизеры эстетического (эмоционально-эсте≠тическа€ оценка) и релизеры этического (эмоционально-этическа€ оценка) содержани€.

Ёстетические релизеры св€заны с выработанными обществом эталонами прекрасного, своеобразными Ђстереотипами красотыї, эстетическими значени€ми, зафиксированными в слове или сло≠восочетании.

Ќ.√.„ернышевский, анализиру€ эстетическое в природе, св€зыва≠ет эстетические симпатии людей с их представлени€ми о Ђполно≠кровной, хорошей, здоровойї жизни: Ђ∆ивотные ближе всего в природе напоминают о человеке и его жизни, потому в них более, нежели во всей остальной природе, мы находим и красоты и безобрази€. ќдно из красивейших животных Ч лошадь, потому что в ней кипит жизнь, но, например, нога лошади вовсе не так прекрасна, как нога льва или тигра, нога лошади слишком костл€ва, суха, нога тигра вс€ покрыта мускулами, она, если можно так выразитьс€, живее, здоровее, то же самое надобно сказать и о голове лошади: она слишком суха, сухость нам представл€етс€ следствием недостатка жизненных сил и потому не нравитс€. «ато полный, здоровый корпус лошади, так легко лежа≠щий на ногах, ее широка€ грудь, ее крутые бедра, как их называ наши песни, чрезвычайно красивы...  ошка (и все животные кошач! ей породы) Ч красавица: какие полные, м€гкие очертани€ у всех ее членов, как стройно она сложена! ќдним словом, в животных нам нравитс€ умеренна€ полнота и стройность форм, почему же? ѕотому что в этом находим мы сходство с выражением цветущей здоровьем жизни у человека, также выражающейс€ полнотой и стройностью формї (1950, с. 237).

—воеобразный взгл€д на сущность Ђбезобразногої в мире живот≠ных представлен в работе ¬.—.—оловьева Ђ расота в природеї. »м вы≠дел€ютс€ Ђтри формальные причины или категории: 1) непомерное развитие материальной животности, 2) возвращение к бесформен≠ности, 3) карикатурное предварение высшей формыї (1993, с. 97).

Ђ“акую положительно безобразную форму... мы находим в черве. ‘орма черв€... есть пр€мое выражение, обнаженное воплощение двух основных животных инстинктов Ч полового и питательного Ч во всей их безмерной ненасытности... Ётот вобранный внутрь червь у некото≠рых позвоночных животных, принадлежащих к классам рыб и земн< водных, оп€ть получает такое преобладание, что сообщает свою фор всему телу животного. “аковы в особенности змеи, которые изо позвоночных животных суть самые похожие на черв€, а потому и са≠мые отвратительные...

ћы знаем, что бесформенность, или неустойчивость, формы сама по себе есть нечто безразличное в эстетическом смысле (напр., бес≠форменные и бесцветные облака). Ќо когда в животном царстве бес-


форменность €вл€етс€ на таких его ступен€х, которые уже предпола≠гают более или менее сложную и устойчивую организацию, то такое возвращение... становитс€ источником положительного безобрази€. Ќапример, улитки и другие слизн€ки, кроме того, что они еще до≠вольно €сно сохран€ют безобразный тип черв€, отвратительны также и по своей первобытной бесформенности и м€гкотелости...

“реть€ причина безобрази€ в животном царстве, и именно у неко≠торых высших (позвоночных) животных (л€гушки, обезь€ны), со≠стоит в том, что они, остава€сь вполне животными, похожи на человека и представл€ют как бы карикатуру на негої (с. 95Ч97). ѕодобного рода критерии и эталоны прекрасного и безоб≠разного в мире природы, прин€тые в данном обществе, усваи≠ваютс€ личностью в процессе социализации и могут выполн€ть функцию психологических релизеров, обусловливающих как по≠ложительную, так и отрицательную модальность субъективного отношени€ к тем или иным природным объектам.

Ёстетическим релизером €вл€етс€ также, например, и такое словосочетание как Ђблагородный оленьї, способствующее поло≠жительному направлению развити€ отношени€ к этому животно≠му. ќно отражает на уровне второй сигнальной системы определенное качество, присущее оленю, в частности его граци≠озную осанку. (¬озможно, ассоциаци€ с Ђблагородной осанкойї аристократии.) »ными словами, эстетические релизеры - - это своеобразна€ Ђкалькаї естественных релизеров, св€занных с ка≠чеством (визуальных, аудиальных, тактильных и обон€тельно-вку-совых).

»ногда кодирование через вторую сигнальную систему есте≠ственных релизеров, св€занных с качеством объекта, бывает дос≠таточно неожиданным и трудно поддающимс€ расшифровке: например, название Ђбожь€ коровкаї, которое, веро€тно, св€за≠но с впечатлением от взлета (Ђна небо к богуї) жука, когда он ƒоползает по руке до кончика пальца, с выделени€ми, оставл€е≠мыми на руке (Ђмолочкаї), а также с Ђпегойї окраской. “акое название Ч достаточно мощный психологический релизер Ч мож≠но вспомнить детскую присказку: ЂЅожь€ коровка, полети на небо, там твои детки кушают конфеткиї, Ч котора€ отражает положи≠тельное отношение к этому насекомому.

¬ свою очередь, отдельные животные и растени€, как элемен≠ты биоценоза, могут выступать в качестве эстетических релизеров воспри€тии ландшафтов (Ћеопольд, 1983;  еллерт, 1997). ЂЁстетическа€ реакци€ на природу большинства людей имеет тен≠денцию фокусироватьс€ на больших организмах, особенно млекопи-



механизмы развити€ отношени€ к природ^ механизмы когнитивного канала.



 


тающих и птицах. ¬ противоположность экологически-научному вни≠манию к небольшим и часто скрытым объектам, эстетическа€ точка зрени€ подчеркивает Ђкрупных харизматических позвоночныхї -, медведей, оленей, волков, антилоп, львов, журавлей, лебедей и так далее... Ёстетическа€ точка зрени€ имеет тенденцию фокусироватьс€ на более крупных, более €рких, мобильных и дневных видах.

’от€ значение эстетического подчеркивани€ крупных живых су-ществ остаетс€ неуловимым, это может €вл€тьс€ критическим аспек≠том тенденции придавать ценность определенным ландшафтам. ¬еро€тно, наличие эстетически впечатл€ющих живых существ ожив≠л€ет, направл€ет, организует и эмоционально зар€жает человечес≠кую реакциюї ( еллерт, 1997, с. 13).

Ётические релизеры св€заны с принципами и нормами мора≠ли, прин€тыми в обществе. ѕо своей сути этические релизеры сообщают о поведении (витальных про€влени€х) природного объекта в той или иной ситуации. ѕричем в этом повествовании заключена оценка такого поведени€ с точки зрени€ человеческой морали (в виде €вных оценочных суждений или за счет различных художественных средств: композиции, лексики и т.д.).

  таким этическим релизерам можно отнести, например, миф о ѕрометее, прикованном по приказу «евса в наказание за непос≠лушание к горе, к которому каждое утро прилетал орел и выкле≠вывал печень. Ётот миф может рассматриватьс€ как отрицательный релизер в процессе формировани€ отношени€ к орлам и даже другим хищникам.

»нтерпретацию человеком жизни природы с позиций нрав≠ственности, т.е. наделение природы этическим содержанием, ». ант объ€сн€т тем, что Ђразум заинтересован и в том, чтобы идеи... имели также и объективную реальность... душа не может размышл€ть о красоте природы, не наход€ в этом дл€ себ€ ин≠тереса. Ќо этот интерес находитс€ в родстве с моральнымї (196 с. 315). »ными словами, собственные моральные интересы чел века как бы подталкивают его к этическому истолкованию €вл ний природы, делают его чувствительным к этическим релизер

ѕоскольку этические релизеры св€заны с ситуацией опред ленного поведени€ или витальных про€влений природного объе можно сказать, что они копируют поведенческие (витальные релизеры на уровне второй сигнальной системы.

— одной стороны, социальные релизеры повтор€ют на уровне второй сигнальной системы структуру естественных релизеро^, действующих через первую: эстетические €вл€ютс€ своеобразной Ђкалькойї с визуальных, аудиальных, тактильных и обон€тельн


Ѕкусовых, а этические Ч с поведенческих (витальных). ¬ этом отношении они сближаютс€ с естественными релизерами, но противопоставлены им по критериальному признаку Ч задей-ствуемой сигнальной системе.

— другой стороны, социальные этические релизеры имеют много общего с тем, что можно обозначить как Ђэкологические сведе≠ни€ї (Ђэкологические фактыї), которые в то же врем€ служат пси≠хологическими релизерами когнитивного канала. “аким экологическим фактом Ч релизером, способствующим развитию положительного отношени€, может стать, например, информа≠ци€ об очень высокой степени избирательности при выборе парт≠нера и пожизненной (!) верности в лебединых парах. »нформаци€ о Ђсамоотверженномї поведении куропатки, котора€ притвор€ет≠с€ раненой, чтобы отманить хищника в сторону от того места, где находитс€ выводок, также, безусловно, способствует формирова≠нию положительного отношени€ к этой птице.

“ем не менее этические релизеры принципиально отличают≠с€ от экологических сведений. Ёкологические сведени€ (факты) Ч это достоверна€, научна€ информаци€, сообщение о реаль≠ном поведении природного объекта, и человек четко отдает себе в этом отчет. Ётический релизер --- это, скорее, неосознаваемое человеком усвоение определенного социального стереотипа по отношению к природному объекту, причем часто представлен≠ного в виде вымышленных, мифологизированных ситуаций, поведение природного объекта в которых может совершенно не соответствовать его реальному биологическому поведению.

—оциальные релизеры образуют переходную группу между пер≠цептивно-эмоциональным и когнитивным каналами, между ес≠тественными релизерами и Ђэкологическими сведени€миї.

—оциальные релизеры, как и поведенческие, оказывают свое воздействие на развитие отношени€ к природному объекту через соответствующие эмоции, вызываемые заложенными в них обще≠ственно выработанными значени€ми, содержащими оценки.

11.2. этнопсихологическое и архетипическое





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1461 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2170 - | 1911 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.