Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”слови€х естественной природной среды




јмериканский исследователь —. еллерт (1997) подчеркивает, что человеку свойственно Ђглубокое стремление к присоединению к природе и дикой жизниї. — этим стремлением св€заны Ђдев€ть ос≠новных ценностей природыї: утилитарна€, натуралистическа€, эко-лого-научна€, эстетическа€, символическа€, доминионистическа€, гуманистическа€, моралистическа€ и негативистическа€.

”тилитарна€ ценность природы обусловлена традиционными представлени€ми о материальных благах, извлекаемых из эксплу≠атации природы.

Ќатуралистическа€ ценность природы обусловлена удовлетворе≠нием, которое человек получает в процессе де€тельности, св€зан≠ной с наблюдением дикой природы, пребыванием в естественной природной среде. Ћюди получают огромное удовлетворение от пребывани€ в лесу, на озере, на морском побережье и т.д. Ђ–азно≠образие жизни по-прежнему €вл€етс€ не имеющим себе равных контекстом дл€ того, чтобы активизировать человеческий дух лю≠бопытства, исследовани€ и открыти€ в почти детской манере вне зависимости от возрастаї (с. 10). Ёкспериментально установлено успокаивающее и расслабл€ющее вли€ние пребывани€ среди ди≠кой природы, а также стимулирующее воздействие как на интел≠лектуальное, творческое, так и на физическое развитие личности. Ќатуралистический опыт обостр€ет воспри€тие, стимулирует во≠ображение, развивает художественные способности и т.д.

Ёколого-научна€ ценность природы обусловлена представлени≠ем о взаимозависимости различных видов живых организмов и естественных сред их обитани€.

Ёстетическа€ ценность природы обусловлена удовлетворени≠ем, которое человек испытывает пережива€ сильные эмоции при воспри€тии многогранных про€влений природной красоты. Ђ¬аж-



механизмы развити€ отношени€ к природе


лрактический канал развити€ отношени€ к природе



 


ность эстетической ценности природы предполагаетс€ неадек≠ватностью искусственных заменителей. ѕредпочтение, отдавае≠мое природному образцу, по-видимому, €вл€етс€ глубоко укоренившимс€ уклоном в человеческом существеї (с. 13). ¬ не≠скольких исследовани€х было установлено, что природные пей≠зажи, оцененные по специальной шкале Ђниже среднегої, оказались более предпочитаемы людьми, чем подавл€ющее боль≠шинство Ђискусственных видовї.

—имволическа€ ценность природы отражает тенденцию исполь≠зовать мир природы дл€ человеческой коммуникации и в про≠цессе мышлени€. ЂЋюди использовали богатую палитру форм природы дл€ выражени€ идей и эмоций, веро€тно, так долго, сколько люди умеют разговаривать... »спользование природы представл€ет собой символическую трансформацию природы внутри нас самих... –ассказ, миф и сказка, часто сфокусирован≠ные на животных и природном мире, в течение долгого времени помогали дет€м в решении дилемм индивидуальности, автори≠тета, власти, родительских и социальных отношенийї (с. 15Ч16). ћир природы Ч это уникальный инструмент дл€ представлени€ в человеческом €зыке абстрактных идей и качеств; это арсенал кодовых образцов, с помощью которых из пам€ти извлекаютс€ соответствующие образы.

ƒоминионистическа€ ценность природы отражает архаическую потребность человека в соревновании с дикой природой, котора€ создает услови€ дл€ его физических и умственных испытаний. Ђ”с≠пешно броса€ вызов природе и дикой жизни, люди получают чув≠ство уверенности в себе, которого трудно достичь в отношени€х без испытаний или посредством простого опыта общени€ с при≠родой в качестве наблюдател€. ’ищник ценит свою жертву в той степени, в какой не может ценить ни одно живое существо, и это может быть в такой же степени правдой дл€ человека, охотника за утками или грибами, как и дл€ волка, подкрадывающегос€ к оле≠нюї (с. 18).

√уманистическа€ ценность природы заключаетс€ в возможнос≠ти транслировать на природные объекты свою прив€занность, за≠боту, достига€ таким образом чувства эмоциональной близости и единени€. Ђ√уманистический опыт общени€ с природой развивает способности к заботе, единению и родству. Ѕудучи высоко соци≠альными животными, люди требуют этих прив€занностей... „ело≠веческие существа жаждут товарищеских отношений-Ёмоциональна€ св€зь с другими живыми существами может удов-


детворить эту потребность и усилить нашу способность направ≠л€ть эти эмоции на других. Ёто чувство родства может также пред≠ставл€ть собой противо€дие дл€ изол€ции и одиночестваї (с. 19).

ћоралистическа€ ценность природы заключаетс€ в ощущении духовной св€занности людей с миром природы и этической от≠ветственности за благополучие этого мира. Ђћоралистическа€ цен≠ность вытекает из распознавани€ базового сходства, соедин€ющего вместе все живое, и возникает этика, направл€≠юща€ людей на минимизацию вреда дл€ других созданийї (с. 20). ќщущение моралистической ценности природы способствует также кооперации в межчеловеческих отношени€х, наполнение духовной значимостью повседневной жизни человека.

Ќегативистическа€ ценность природы обусловлена возможнос≠тью природных объектов вызывать враждебные чувства со сторо≠ны человека. Ђ«меи, пауки, акулы, скорпионы, крупные хищники, сильные ветры, застойные болота, темные пещеры -все это может вызывать острые ощущени€ и реакции избегани€ у многих людей. » если они однажды возникли, эти чувства трудно искоренитьї (с. 22). Ѕо€знь тех или иных природных объек≠тов или €влений может также способствовать развитию чувства уважени€, благоговени€ и почтени€ перед миром природы.

—. еллерт констатирует, что личностна€ целостность и реали≠заци€ духовного потенциала человека обусловливаютс€ осозна≠нием этих ценностей. ќднако, данный процесс требует социального подкреплени€, без которого невозможно эффек≠тивное развитие экологической культуры отдельной личности. ѕредставл€етс€ принципиально важной точка зрени€ американ≠ского исследовател€, согласно которой Ђотрицание обществом важности богатых и вознаграждающих отношений с природой вносит свой вклад в кризис уничтожени€, что в свою очередь еще более отдал€ет людей от мира природыї (с. 7).

”краинский специалист по охране природы ¬.Ѕорейко (19976) анализирует Ђценности заповедной природы с позиции экологичес≠кой этикиї. »м выдел€ютс€ утилитарные (инструментальные) и идеальные (внутренние) ценности.   утилитарным Ч принос€щим пользу человеку Ч им отнесены: патриотическа€, естественно≠научна€, образовательна€, лечебно-рекреационна€, хоз€йст≠венна€, экологическа€ и политическа€ ценности.   идеальным ÷енност€м заповедной природы Ч безотносительным к использо≠ванию их человеком Ч отнесены: этическа€, эстетическа€, рели≠гиозно-мистическа€, историко-культурна€, ценность наследи€,



механизмы развити€ отношени€ к природ^


практический канал развити€ отношени€ к природе



 


ценность Ђдикойї природы. ¬.Ѕорейко подчеркивает, что Ђв со≠временном мире идеальные ценности преднамеренно затираютс€ утилитарными. Ётот процесс €вл€етс€ идеологическим и порож≠даетс€ мощными социальными силами: коммерческой масскуль-турой, политическими группировками, государством при помощи образовательных институтов. ѕоэтому так важны лю≠бые усили€ по поддержке идеальных ценностей и их носителейї (с. 47). ќтмечаетс€, что если наци€ игнорирует идеальные ценно≠сти природы, то Ђкачество жизни в этой стране заметно бедне≠ет, а наци€ начинает вырождатьс€ї (там же).

ќсознание людьми тех или иных ценностей природы обуслов≠ливает мотивы их экологического поведени€. ћотивы стремлени€ людей проводить свое свободное врем€ в услови€х Ђдикойї, Ђдев-ственнойї природы изучались р€дом американских ученых. √.Ѕуль-тена и ћ.“эйвс выдел€ют п€ть основных мотивов посещени€ таких территорий: 1) дл€ отдыха и зан€тий специальными видами спорта (туризм, ориентирование и т.п.); 2) дл€ того, чтобы Ђощутить очарование природыї; 3) чтобы Ђотвлечьс€ от повседневной жиз≠ниї; 4) чтобы увидеть места, имеющие символическое значение, ставшие элементом национального наследи€; 5) дл€ пережива≠ни€ чувства удовлетворени€, обусловленного самыми различны≠ми причинами Ч от гордости собой за выдержку и сноровку при преодолении трудностей до эмоциональной разр€дки (¬и»епа, “спез, 1961). ¬ другом исследовании Ђструктуры мотиваций посе≠тителей этих местї было выделено семь Ђтипов прит€гательности диких территорийї, наиболее распространенными из которых ока≠зались три: 1) Ђспартанскийї образ жизни; 2) максимум новых, необычных впечатлений; 3) ощущение Ђпервобытностиї (≈епйее и др., 1968). »сследователи ≈.Ўейфер и ƒж.ћитц получили дан≠ные, согласно которым 47,4% опрошенных считают основным мотивом своего стремлени€ Ђк дикой природеї получение Ђэмо≠циональных впечатлений воспри€ти€ и освоени€ диких террито≠рий Ч впечатлений, св€занных с преодолением чего-либої. ƒл€ 36,8% респондентов главными €вл€ютс€ Ђэстетические моменты наслаждени€ красотой и бесконечным разнообразием вс€ческих взаимосв€зей, существующих в полнокровной природной средеї.  ак менее важные оценивались такие мотивы, как Ђнакопление социального опытаї, Ђрасширение кругозораї, Ђукрепление здо≠ровь€ї (5Ќа/ег9 ћгеЏ, 1972).

ќ.Ћеопольд (1983) отмечает, что условием этического воспри≠€ти€ мира природы, включени€ его в сферу действи€ этических


норм может быть ситуаци€ отдыха, досуга, т.е. рекреации. ƒ.Ћукач /1987) подчеркивает, что уникальность ситуации досуга заключа≠етс€ в ее двойственности: с одной стороны, это возможность оп≠ределенной отстраненности от природы человека, созерцающего пейзаж, Ђсид€ на пенькеї, а с другой Ч одновременное Ђчувство пребывани€ в ее средоточииї.

јнализиру€ зан€ти€ людей, св€занные с Ђобщением с при≠родойї, ќ.Ћеопольд приводит п€ть видов мотивации отдыха на природе.

¬о-первых, человек, наход€сь в услови€х дикой природы, име≠ет возможность что-либо искать, находить, добывать и увозить с собой. Ёто может быть и непосредственно добыча, вроде дичи или рыбы, и различные Ђзнаки победыї: головы, шкуры, фотографии и т.д. ¬се это охватываетс€ идеей трофе€.

”довольствие от такой добычи заключаетс€ не только в обре≠тении, но и в самом процессе поиска. “рофей Ч будь то птичье перо, крупный окунь, корзина грибов, фотографи€ лос€, засу≠шенный цветок или записка, оставленна€ на вершине скалы, -это свидетельство. ќно подтверждает, что его владелец побывал там-то и там-то и сделал то-то и то-то, что он про€вил при этом сноровку, настойчивость или сообразительность. ¬оспоминани€, св€занные с трофеем, обычно намного более значимы дл€ вла≠дельца, чем его собственно материальна€ ценность.

—ущественно, что добывание Ђкосвенныхї трофеев, вроде фотографий, не св€зано с причинением вреда объектам природы. —ледовательно, можно выделить две категории трофеев: добывае≠мые с ущербом дл€ природы и добываемые без такового.

¬тора€ мотиваци€ может быть обозначена как Ђчистый воздух и перемена обстановкиї. ѕопада€ в услови€ дикой природ?ї!, чело≠век получает возможность оказатьс€ в мире, совершенно отлича≠ющемс€ от мира цехов, офисов, пыльных улиц и т.д.

 ак отмечает ƒ.Ћукач (1987), больша€ часть зан€тий Ђна лоне природыї (прогулки, собирание грибов, ловл€ жуков и бабочек, поиск интересных камней и т.п.) подобна некой игре: требова≠ни€, предъ€вл€емые ими человеку, имеют существенно иной ха≠рактер, чем те, что предъ€вл€ет ему реальна€ жизненна€ практика. - потерей игрового момента психологическа€ св€зь с природой ћожет ослабнуть до полного исчезновени€, например, у биолога, собирающего коллекцию жесткокрылых.

“ретьей, более сложной, мотивацией €вл€етс€ ощущение уеди-ненности среди природы. “акое ощущение может приобретать вы-




механизмы развити€ отношени€ к природ^


ƒрј “»„≈— »…  јЌјЋ –ј«¬»“»я ќ“ЌќЎ≈Ќ»я   ѕ–»–ќƒ≈



 


сочайшую ценность дл€ некоторых людей, а в определенные мо≠менты практически каждый человек испытывает потребность в нем (см., например, характеристику воспри€ти€ природы в юно≠шеском возрасте по ћ.ј.–ыбниковой, ч. IV, 9.1.).

ѕоэтому, когда в Ђнеобжитой глушиї стро€тс€ шоссе, турис≠тические лагер€, тропы и санитарные удобства в цел€х Ђразвити€ возможностей дл€ отдыхаї, это нельз€ считать однозначно поло≠жительным €влением: ведь описанна€ мотиваци€ взаимодействи€ с природой совершенно игнорируетс€.

„етверта€ мотиваци€ Ч это Ђнаблюдение природыї, т.е. Ђвос≠при€тие естественных процессов, благодар€ которым земл€ и все живое на ней обрели свои особые формы (эволюци€), а также поддерживают свое существование (экологи€)ї (Ћеопольд, с. 242).

»ными словами, речь идет об особом чувстве, которое возни≠кает, когда человек начинает понимать Ђустройствої мира приро≠ды, существующие в нем взаимосв€зи. ≈го можно сравнить с тем неповторимым состо€нием, которое переживает человек, осваи≠вающий иностранный €зык, когда он вдруг на основе отдельных знакомых слов начинает разбирать смысл целых предложений: Ђя понимаю!ї.

„еловек, наблюда€ за миром природы, дела€ какие-то выво≠ды, подмеча€ определенные закономерности, вдруг начинает по≠нимать Ђ€зыкї природы: он становитс€ способным видеть взаимосв€зи, ускользающие от Ђнетренированного взгл€даї, ему открываютс€ тончайшие механизмы экологической приспособл€≠емости животных и растений, он даже может прогнозировать раз≠витие той или иной живой системы и испытывать истинную радость познани€, когда его прогноз подтверждаетс€ и т.д.

¬ этом смысле, как подчеркивал в начале века ј.ѕ.—еме-нов-“€н-Ўанский, Ђсвободна€ природа во всех своих нетронутых человеком участках есть великий синтетический музей, необхо≠димый дл€ нашего дальнейшего просвещени€ и умственного раз≠вити€... и мы жадно читаем в этом громадном музее великую книгу быти€ всего живого, вынос€ из этого чтени€ и дальней≠шее свое умственное и моральное развитие, и опыт, и знани€, широко прилагаемые к строительству нашей собственной жиз≠ниї (1997, с. 55-57).

  мотивации Ђнаблюдени€ природыї относитс€ и возможность эстетического наслаждени€ миром природы.  ак подчеркивает ƒ.Ћукач: Ђƒосуг €вл€етс€ предпосылкой переживани€ природыї (с. 303). –азвитие способности к эмоционально насыщенному на-


блюдению, по мнению ќ.Ћеопольда, единственна€ истинно твор≠ческа€ сторона отдыха на природе. „еловек, вступающий в мир природы, превращает ее Ђчистейшую сутьї в свою собственную. ѕо-насто€щему развивать природные ресурсы дл€ активного отды≠хаЧ значит развивать у людей воспри€тие природы (с. 243).

¬ работе ¬.».“алиева, опубликованной в 1914 году, говоритс€: Ђѕрирода имеет высокое воспитательное значение. “о наслаждение природой, которое испытывает почти каждый, соприкаса€сь с ней, есть результат очень сложной совокупности ощущений. —овременно≠го развитого человека девственный лес, нераспаханна€ целина, про≠гулка в горы ман€т не только чистым воздухом, простором и свободой от условностей обыденной жизни. ќни €вл€ютс€, вместе с тем, ис≠точником сознательных и бессознательных переживаний высшего пор€дка. ќни говор€т нам! —тарый вековой дуб, полоска целины с серебр€щимс€ ковылем, одиноко сто€щий курган на степи, серый валун, лежащий в поле, говор€т нам о потоке жизни, окружающем нас, о прошлых веках и тыс€челети€х, из глубины которых сложилс€ насто€щий мир. ƒл€ нашего мировоззрени€ природа не есть только нечто, лежащее вне нас, она образует с нами одно целое; мы сами €вл€емс€ лишь маленькой частицей одного великого организма при≠роды. Ќаучитьс€ проникатьс€ этим единством, чувствовать вокруг себ€ биение общего пульса жизни Ч это значит создать благотворный фун≠дамент дл€ душевного развити€, вложить в формирующуюс€ душу могущественный противовес узко-практическому, безыдейному слу≠жению собственному "€", развивать художественно-эстетическую вос≠приимчивостьї (1997, с. 13).

ј.ћ.–ыбникова подчеркивает, что Ђдостигнуть понимани€ природы в натуре и в книге Ч это значит стать вдвое богаче. ¬с€≠кий источник счасть€ и наслаждени€ может исчезнуть, не уходит от нас лишь природа. “от, кто любовно отмечает новый тон зеле≠ни в весеннюю или осеннюю пору, кому каждое врем€ гида дарит свое новое очарование, кто умеет любоватьс€ цветами, кто ос≠танавливает глаз на лини€х ветвей, дл€ кого мир полон звуков, кра≠сок, дл€ кого он прекрасен и многозвучен, Ч тот только может быть назван воистину живущим, воистину зр€чимї (1997, с. 194Ч195).

ѕисатель ¬ладимир —олоухин подчеркивает, что эстетическое ос≠воение мира природы, любование природой Ч это специфический вид человеческой де€тельности, особа€ психологическа€ технологи€, требующа€, в частности, длительного сосредоточени€ внимани€ на соответствующем объекте.

Ђ“ак вот Ч любование. ¬ этом весь секрет постижени€ красоты. —о≠гласитесь, что если человека привезти на берег мор€, показать ему кат€щиес€ валы прибо€, а через минуту увезти от мор€ подальше -это одно. ≈сли же человек просидит на берегу несколько часов или



механизмы развити€ отношени€ к природе


ƒрј “»„≈— »…  јЌјЋ –ј«¬»“»я ќ“ЌќЎ≈Ќ»я   ѕ–»–ќƒ≈



 


проживет несколько дней, то это, согласитесь, совсем другое. ¬се схо≠д€тс€ на том, что на море можно смотреть часами, равно, как на огонь или на водопад. ¬есь комплекс мор€ с его синевой, запахом шелестением или грохотом волн, игрой красок, шуршанием гальки' с необъ€тным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками Ч все это наполнит вас, очистит, облагородит останетс€ навсегда, чего не произойдет, разумеетс€, если взгл€нуть и тотчас уйти или увидеть из окна поезда.

 аждый раз, когда € видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную пол€ну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пн€, ночную фиалку среди берез, каждый раз, когда € видел что-нибудь красивое в природе, у мен€ по€вл€лось чувство, похожее на досаду. "√осподи, Ч говорил €, Ч такое мне дано, но ведь с этим же что-то делать надо!" ј в это врем€ идешь куда-нибудь по делу, хот€ бы по грибы или на рыбную ловлю и проходишь мимо красоты с чувством неудовлетворенности и доса≠ды: что-то надо было с этим делать, раз оно тебе дано, а ты прошел мимо, не зна€, что делать.

ѕотом € пон€л, что нужно: остановитьс€ и смотреть. Ћюбовать≠с€. —озерцать. ќстановитьс€ не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если ос≠тановишьс€ на двадцать минут Ч не избавишьс€ от зуда движени€, так теб€ и будет подмывать двинутьс€ дальше, нет, остановитьс€ перед красотой надо, не дума€ о времени, отключившись от вре≠мени, остановитьс€ не меньше, чем на два часа. “олько тогда кра≠сота как бы пригласит теб€ в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, а значит, и радость удовлетво≠рени€ї (1978, с. 102).

», наконец, п€та€ мотиваци€ Ч ощущение де€тельного сопри≠косновени€ с природой.

“ак, например, дл€ многих земледельцев ощущение де€тель-ностного соприкосновени€ с землей в процессе выращивани€ урожа€ может быть не менее ценным, чем сам урожай. » в деле охраны природы те, кто занимаютс€ благоустройством среды -сажают деревь€, выпускают мальков в водоемы, подкармливают животных, устраивают искусственные гнездовь€ и т.д., испыты≠вают это особое чувство.

¬ качестве примера натуралистической де€тельности в услови≠€х естественной природной среды рассмотрим один из наиболее массовых видов отдыха, основанных на взаимодействии человека с природой, Ч Ђрекреационное рыболовствої. Ђ¬ насто€щее врем€ на одного человека, пришедшего на водоем собственно из-за воз-


можности поймать рыбу, приходитс€ несколько человек, дл€ которых главное в рыбалке Ч отдых и развлечение. » именно из-за этих качеств любительское рыболовство становитс€ все более попул€рнымї ( амшшин, 1987, с. 56).

ќтмечаетс€, что в развитых странах рекреационное рыболов≠ство приобрело в последние дес€тилети€ общенациональный ха≠рактер. Ќапример, в Ўвеции насчитываетс€ более 7 млн. рыболовов-любителей в возрасте от 15 до 67 лет. ќтмечаетс€, что около 52% шведских семей имеет, по крайней мере, одного ры≠болова. ¬ —Ўј любительское рыболовство по массовости уступает только плаванию, р€ды его поклонников составл€ют до 90 млн. человек.

»сследовани€, проводившиес€ в странах ≈вропы, јвстралии и —еверной јмерики, показывают, что рыбалка Ч самый эффек≠тивный способ восстановлени€ Ђфизических сил и нервно-психи≠ческой энергииї. ¬ √етеборге изучалось терапевтическое воздействие рыбалки на конкретные заболевани€ (в том числе и на алкоголизм); исследовател€ми были получены положитель≠ные результаты. јнализ мотивов выезда на рыбалку показал, что среди них доминирует терапевтический эффект и формирова≠ние положительных интересов у детей. √олландские социологи также отмечают рост попул€рности семейных поездок на рыбал≠ку, причем, по их данным, подавл€ющее большинство жен счи≠тают рыбалку наиболее подход€щим отдыхом дл€ своих мужей.

»сследовани€ мотивов, обусловливающих выезд на рыбалку, проводившиес€ в —Ўј, показали, что любительское рыболов≠ство носит Ђсозерцательныйї, непрагматический характер: наблю≠дение за природой, отдых на воздухе, бегство от городской суеты. “акие факторы, как удобные, уединенные, красивые цеста, ка≠чество воды, оказываютс€ дл€ рыболовов более значимыми, чем сам улов. ѕожилые рыболовы больше всего цен€т возможность общени€ на водоеме, а молодые Ч возможность посоревноватьс€ в борьбе за лучший трофей.

ѕри этом качественный аспект имеет большую ценность, чем количественный. ѕо данным опросов, большинство рыболовов предпочли бы поймать одну крупную рыбу, чем дес€ть мелких. ’арактерно, что миллионы рыболовов-любителей «ападной ≈в≠ропы и —еверной јмерики участвуют в движении, призывающем выпускать только что пойманную рыбу, и выпускают до 90% сво≠его улова.

ѕо данным специалистов, увлечение рекреационным рыбо≠ловством повышает даже общеобразовательный и культурный уро-



механизмы развити€ отношени€ к природ^


практический канал развити€ отношени€ к природе



 


вень, а также служит физическому развитию, снижению забо≠леваемости, увеличению продолжительности жизни и трудоспо≠собного возраста, общего качества жизни ( амшилин, 1987).

”читыва€ воспитательный эффект любительского рыболовства в р€де школ г.Ёрфурт (√ермани€) введен учебный предмет Ђлюби≠тельское рыболовствої. “акого рода школы возникают и в –оссии: при школе-гимназии є67 г.ћосквы организована рыболовна€ сек≠ци€, а в г.—аратове по решению областного общества охотников и рыболовов создана детско-юношеска€ школа рыболовного спорта. Ўкольники изучают биологию и экологию рыб, учатс€ искусству их ловли.

ќднако, рекреационное рыболовство, прекрасно удовлетво≠р€€ р€д человеческих потребностей, обостр€ет и соответствую≠щую эколого-этическую проблему.

Ђѕочему животные должны погибать ради забавы лишенных серд≠ца бездельников?ї Ч задает справедливый вопрос ƒ.јндреев (1997), демонстриру€ Ђгнусностьї охоты и рыбной ловли. Ђƒа, и рыбной лов≠ли. “ой самой рыбной ловли, которой мы так любим предаватьс€ на поэтическом фоне летних зорь и закатов, умил€€сь и отдыха€ душой среди окружающей идилии, а пальцами ухватыва€ извивающегос€ черв€ка, прокалыва€ его тельце крючком и в реб€ческом недомыс≠лии не понима€, что он испытывает теперь то же, что испытывали бы мы, если бы чудовище величиной с гору ухватило нас за ногу, проткнуло наш живот железным бревном и бросило в море, навстре≠чу подплывающей акуле.

"’орошо, Ч скажут, Ч но ведь ловить рыбу можно и не на черв€≠ка, -- на хлеб, на блесну и т.п.". Ч ƒа, можно. » дл€ пойманной рыбы, безусловно, великим утешением послужит мысль, что она гиб≠нет, одураченна€ не черв€ком, а блест€щей жест€нкой...

Ѕелые ризы поэтического созерцани€, которыми мы облекаемс€ в буколические часы сидени€ с удочкой Ч не забрызгиваютс€ ли они до омерзени€ кровью, слизью, внутренност€ми живых существ, тех самых, которые резвились в прозрачной воде и могли бы жить и дальше, если бы не наша, с позволени€ сказать, любовь к природеї (с. 149).

— этической точки зрени€, нельз€ оправдать даже рыбную ловлю на блесну с последующим отпусканием Ђтрофе€ї. ¬ про≠цессе Ђборьбыї с попавшейс€ на крючки рыбой рыболов испы≠тывает наслаждение и самоутверждаетс€, в то врем€ как рыба испытывает болевой шок и стресс (что экспериментально уста≠новлено наукой), а также ужас приближени€ смерти (что позво≠лим себе предположить на основе идентификации). “ем не менее, статистически установлено, что р€д параметров субъективного


отношени€ к природе (в том числе его интенсивность) выше у школьников-рыболовов, чем у их сверстников, не увлекающихс€ рыбалкой (—еменов, 1994). јвтору известно также несколько при≠меров, когда выдающиес€ де€тели охраны природы в молодости были страстными рыболовами, но с возрастом их мотиваци€ вза≠имодействи€ с природой кардинально измен€лась, и они больше не брали в руки удочки.

ѕо мнению ќ.Ћеопольда, известна€ научна€ формула: онто≠генез повтор€ет филогенез Ч применима и к развитию мотивации отдыха на природе. ќхотник за трофе€ми (тот же рыболов-люби≠тель) Ч это пещерный человек; охота за трофе€ми Ч это преро≠гатива юности (как родовой, так и личной). Ќо, к сожалению, современный охотник за трофе€ми часто так и не Ђвзрослеетї, не испытывает потребности в уединенности среди природы, на≠блюдении за ее жизнью и де€тельном соприкосновении с ней. ЂЌизшиеї формы активного отдыха на природе, уничтожа€ при≠родные объекты (потенциальные трофеи), уничтожают и саму возможность такого отдыха в дальнейшем.

ƒействительно, большинство ставших всемирно известными натуралистов, по их воспоминани€м, в юности увлекались кол≠лекционированием природных объектов. »звестно, что „.ƒарвин начинал с коллекционировани€ жуков, затем увлекс€ наблюдением птиц, а в зрелом возрасте посв€тил себ€ анализу наиболее общих процессов и взаимосв€зей в мире природы. ѕодобный Ђонтогенезї прошел и ƒж.ƒаррелл, зоолог, чье им€ стало символом экологи≠ческой активности, борьбы за охрану природы, а также большин≠ство других выдающихс€ де€телей экологического движени€.

¬ этом отношении показателен рассказ Ђ„ерноголовкаї известного писател€-натуралиста ¬.Ѕианки. ¬ нем старый художник вспоминает, как гимназистом собирал дл€ своей коллекции птичьи €йца.

Ђ∆адные детские глаза пленились маленькими живописными чу-дами Ч €ичками певчих птиц. ’рупкие живые самоцветы, совершен≠ные по форме, теплейших цветов и оттенков.

—таралс€ сохранить дл€ себ€ эту красоту: "остановись, мгно≠венье, Ч ты прекрасно!" √лупа€ зате€: чтобы сохранить €йца, при≠ходилось их выдувать, а от этого они тер€ли свою неуловимую живую прелесть. ќставались скорлупки Ч холодные, мертвые.

«имой часто открывал заветные коробки Ч полюбоватьс€ своим тонким богатством. » всегда щемило сердце: не то! Ќет, не то!

Ќеужели, чтобы сохранить прекрасное, надо убить в нем душу-жизнь?

—обирал, сушил цветы. ћертвый гербарий раздражал еще хуже.



механизмы развити€ отношени€ к природ^


практический канал развити€ отношени€ к природе



 


∆ивопись разрешала мучительный вопрос: не убива€, переносила живую душу в краски, создавала образы красотыї (1992, с. 103).

ƒалее, в зрелые годы, художник пытаетс€ философски осмыслить Ђсуть природыї, а в старости пишет свою главную картину: Ђѕрирода без человекаї. ƒействие рассказа происходит уже в это врем€. ќно разворачиваетс€ вокруг того, что старик-художник пытаетс€ выкор≠мить птенцов „ерноголовки, которую съел его собственный кот.

ЂЁкологический онтогенезї художника Ч это путь от коллекцио≠нировани€ трофеев до Ђприродоохранной активностиї, к которой он органично приходит лишь в пожилом возрасте. “аким образом, онтогенетическое развитие мотивации рекре≠ационных контактов человека с природой Ч это движение от конкретно-предметного к абстрактному, от материального к ду≠ховному; это путь от натуралистического коллекционировани€ к осмыслению взаимосв€зей в природе и наслаждению открывающейс€ при этом гармонией. ѕриродоохранна€ де€тельность становитс€ личностно значимой и необходимой дл€ человека лишь на вершине такой Ђмотивационной пирамидыї, когда в ней про€вл€етс€ по≠зици€ личности, т.е. внешн€€ реализаци€ уже сформированного отношени€ к природе. “ака€ де€тельность может принимать вновь предметно-материальный характер, но мен€етс€ направление век≠тора Ђмотив Ч цельї. ≈сли натуралистическое коллекционирова≠ние можно охарактеризовать словом Ђвз€тьї, то природоохранную де€тельность Ч словом Ђдатьї.

’арактерно, что как в философской, так и в педагогической литературе речь обычно идет о природе Ђвообщеї (Ђвоспри€тие природыї, Ђотношение к природеї, Ђобщение с природойї), без отдельного рассмотрени€ психологических контактов человека с природой как окружающей средой и контактов с миром природы (см. ч. I, 1.2.). Ёто может также свидетельствовать о господствующем в экологическом сознании объектном характере воспри€ти€ приро≠ды, об объектной сущности образа природы в картине мира, так как, по замечанию ћ.—. агана, Ђразличие между объектами прин≠ципиального значени€ не имеет, а различие между субъектами заключено в фундаменте человеческой де€тельностиї (1988, с. 131).

ѕри этом психологическое взаимодействие, Ђобщениеї чело≠века с миром природы (в первую очередь, с животными) можно считать онтогенетически более ранним и в то же врем€ решаю≠щим звеном в процессе формировани€ субъектно-этического типа отношени€ не только к этим живым существам, но и к природе Ђвообщеї.


12.3. ћотивы содержани€ животных и растений в





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1216 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1871 - | 1851 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.044 с.