Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Психологического анализа




2.1. категория «отношение» в психологической

НАУКЕ

отношения и поведение личности

Представим себе группу детей, которые заметили жука, пол­зущего по дорожке. Нетрудно предположить различные возмож­ные варианты детского поведения: 1) раздавить — агрессивный,

2) отрывать лапки, крутить на ниточке и т.п. - - садистский,

3) спрятать в коробочку, а затем при случае обменять на марки
или жевательную резинку — прагматический, 4) наколоть на игол­
ку и засушить — наивно-подражательный (видел, что так сделано
в школьных энтомологических коллекциях), 5) посадить дома в
банку с травой, чтобы ухаживать — практический, 6) вниматель­
но рассмотреть, постараться определить название, поискать описа­
ние в книгах — познавательный, 7) полюбоваться и отпустить -
эстетический, 8) перенести с дорожки на газон - - этический,
9) проигнорировать — индифферентный и т.д.

Из этого примера видно, что поведенческая реакция на один и тот же стимул в одной и той же ситуации может оказаться раз­личной. Тот или иной тип экологического поведения в описанной ситуации определяется сформированным у ребенка отношением к данному природному объекту. По определению автора психоло­гической концепции отношений личности В.Н.Мясищева, «пси­хическое отношение выражает активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельнос­ти и отдельных поступков» (1960, с. 164).

На детерминированность действий и поступков человека сложившейся у него системой субъективных отношений обрата^ внимание такие исследователи, как С.Л.Рубинштейн (1946л


история исследований отношений личности

Теоретические основы анализа отношений человека к различ­ным сторонам действительности еще в начале XX века заложены А.Ф.Лазурским (1900, 1912, 1915, 1916) в его учении «об экзоп-сихике» и В.М.Бехтеревым (1904, 1926) в учении «о соотноси­тельной деятельности». Психология отношений получила развитие в концепции М.Я.Басова (1924, 1925, 1928).

Согласно В.М.Бехтереву, отношение («соотношение») пони­мается как «отзывчивость на внешние раздражения, проявляю­щаяся не только в отражении среды, но и в ее преобразовании». Активное отношение к окружающей среде рассматривается им как основная функция психики.

С точки зрения А.Ф.Лазурского и С.Л.Франка (1912), отноше­ние личности к тем или иным объектам среды рассматривается как типическая, специфическая реакция, обусловленная особен­ностями данной личности. Такие реакции, адресованные объек­там, описываются авторами также через понятия «интерес», «склонность». Все отношения человека разделяются ими на 15 ви­дов, в зависимости от объектов этих отношений: к вещам, к от­дельным людям (равным, высшим, низшим по общественному положению), к социальной группе, к противоположному полу, к;емье, к государству, к труду, к материальной обеспеченности, к собственности, к праву и нормам поведения, к нравственности, к мировоззрению и религии, к науке, к искусству, к самому себе, мэеди этих групп отношений выделялось также и «отношение к природе и животным».

Важное методологическое положение выдвинуто А.Ф.Ла-3Урским — это представление о динамичности отношений, которые

вляются раз и на всегда данными, абсолютными. Отношения

вержены изменениям, они развиваются как в онто-, так и в ^Уальном генезе.

.Басовым утверждалась необходимость изучать «различные

(\сп ^ активности человека в отношениях к окружающей среде»

>4). Причем «среда» рассматривалась им не просто как

пивная действительность, а как объективная действитель-

2 -812


34 методологические основы психологического исследования

ность в ее отношении к организму, которая развивается по мере развития самого организма.

На основе анализа работ В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского и М.Я.Басова, в контексте предыстории создания психологической концепции отношений человека, Е.В.Левченко отмечает следую­щие тенденции в их исследовательских подходах: «У В.М.Бехтере­ва на передний план вышла проблема активности, но ценой утраты целостности психического... он перешел от анализа внутрисубъек-тных отношений к изучению основного отношения в системе "субъект—объект". А.Ф.Лазурский шел от целостности к актив­ности, пытаясь совместить в своей концепции эти две проблемы. Его видение психического асимметрично: оно смещено к субъек­тному полюсу системы "субъект—объект", поскольку он считал важной задачей изучение внутрисубъектных отношений (на уров­не эндопсихики) наряду с другими их видами. М.Я.Басов стре­мился сохранить симметрию в анализе той же системы, что отразилось в постановке задачи психологического исследования и субъектного полюса (не только форм, но и внутренних механиз­мов активности), и полюса объектного (среды)» (1994, с. 40).

Наиболее глубокая разработка категории «отношение» была сделана в концепции В.Н.Мясищева, который определяет его как избирательную, осознанную связь человека со значимым для него объектом (1960), как потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действи­тельности (1969).

В подходе В.Н.Мясищева особо акцентируется системный ха­рактер отношений человека: «Психологические отношения чело­века в развернутом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта си­стема вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его пере­живания» (1995, с. 16). В.Н.Мясищевым также подчеркивается на­личие «субординации» в целостной структуре отношений личности (1982).

Отношение рассматривается В.Н.Мясищевым и как объектив­ная, реально существующая связь между человеком и определен­ным объектом и одновременно как субъективная реальность, отражаемая человеческим сознанием (1960). Отмечаются такие ха­рактерные черты отношения, как его избирательность, потенци­альность, целостность (принадлежность субъекту в целом), конкретная предметная направленность (1957, 1960, 1969). Неосоз-


 

 

отношение к природе как предмет психологического анализа

нанное отношение в процессе своего развития может приобрести такое качество, как осознанность (1970).

В концепции В.Н.Мясищева подчеркивается обусловленность характера отношений данной личности как ее индивидуальным жизненным опытом, так и влиянием общественно-исторического опыта (1957). Отношения человека могут изменяться тем или иным образом под воздействием объективных изменений в его жизни (1982).

Теория отношений В.Н.Мясищева получила достаточную популяр­ность среди практиков, благодаря своей универсальности и отно­сительной простоте. Само понятие «отношение» является как научным, так и житейским, и может быть использовано как для описания психологической реальности, так и для ее объяснения (Братусъ, 1988). «Психология отношений не исключает существовавшие ранее подхо­ды, а предполагает их, опирается на них. Потенциал концепции оп­ределяется потенциалом основного понятия. Категория "отношение" дает возможность максимально расширить шкалу уровня обобщенно­сти при анализе психического: от уровня конкретно-психологичес­ких проявлений (например, легко устанавливаемого обыденным наблюдением факта избирательного эмоционального отношения к воспринимаемому объекту) до самых высоких уровней абстракции (например, уровня общей теории систем). Облегчаются также пере­ходы от одного уровня к другому, межуровневые связи. В концепцию органично вписываются многие частные подходы, проблемы, факты. Она, в свою очередь, способна включаться в общенаучные контек­сты, не утрачивая своей целостности» (Левченко, 1994, с. 42).

отношение, установка, личностный смысл

Сегодня среди психологов можно встретить сторонников раз­личных точек зрения на иерархический статус категории «отно­шение» в методологическом аппарате психологической науки.

Так, Б.Ф.Ломов считает, что понятие «субъективные отноше-ия» является родовым по отношению к таким понятиям, как «установка», «личностный смысл», «аттитюд». При этом понятие становка», раскрываемое как центральная модификация лич->сти (Узнадзе), подчеркивает интегральный характер субъектив­но-личностных отношений; личностный смысл — их связь с Щественно выработанными значениями; аттитюд — их субъек-гивность(1984).

вопрос о соотношении данной группы понятий рассматрива-

Ц.А.Леонтьевым (1994), который также отмечает различие

<одов разных авторов к этой проблеме. Во-первых, в ряде ра-



методологические основы психологического исследования


отношение к природе как предмет психологического анализа



 


бот понятия установки и отношения сосуществуют, характеризуя разные психологические структуры (Шерозия, 1979; Сарджвеладзе, 1981). Во-вторых, аттитюды понимаются как фиксированные со­циальные установки (Прангишвили, 1975; Надирашвшш, 1974). В-третьих, возможно сближение аттитюдов и отношений, но резкое разведение их с установками (Григолава, 1986). Наконец, в-четвер­тых, осознанное отношение и неосознанная установка рассматри­ваются как стороны одного целого -- аттитюда, или социальной установки (Надирашвили, 1970).

Последнюю точку зрения поддерживает и сам Д.А.Леонтьев, акцентируя внимание также на близости понятия отношение с понятием смысла: «...личностные структуры, в которых фиксиру­ется смысловой опыт субъекта, имеют принципиально одно и тр же строение вне зависимости от того, отражают ли они отноше­ние к социальным или несоциальным объектам и явлениям... от­ношения людей к снегу могут быть такими же разнообразными, как отношения к законопроекту, предпочтение тех или иных цве­тов или фруктов можно определить таким же способом, что и предпочтение тех или иных марок автомобилей или сортов мыла, встреча с кабаном в лесу может оставить такой же след, как и встреча с пьяным хулиганом на темной улице, а выбор попугая в зоомагазине может осуществляться на основе тех же механизмов, что и выбор, за какого кандидата в президенты отдать свой голос. Поэтому социальная установка в строгом смысле слова предстает как частный случай отношения.

Таким образом, мы можем говорить о целостном психологи­ческом механизме, который с содержательной стороны описыва­ется понятием отношения, с динамической стороны — понятием фиксированной установки, а со стороны своей природы и роли в человеческой жизнедеятельности — понятием смысловой регуля­ции» (1994, с. 58-59).

С.Д.Дерябо предлагает рассматривать отношение как субъек­тивно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих по­требностей с объектами и явлениями мира, служащее фактором, обусловливающим поведение (см.Дерябо, Ясвин, 1994).

Субъективные отношения выступают в роли своего рода кос­тяка субъективного мира личности (Ломов, 1984). Как считал А.Н.Леонтьев: «Подлинно содержательная, а не формальная ха­рактеристика психического развития ребенка не может отвлекаться от развития его реальных отношений к миру, от содержания его отношений. Она должна исходить из их анализа, ибо иначе не­возможно понять особенностей его сознания» (1972, с. 517).


Таким образом, основная задача экологического образования может быть определена, в конечном итоге, как задача развития соответствующего субъективного отношения к природе. «Катего­рия "отношение" здесь выполняет роль системообразующего скрепа экологического воспитания» (Дежникова, 1996, с. 45). Однако, вста­ет следующая методологическая проблема: какое же, собственно, отношение к природе следует считать оптимальным и как его можно описать с психологической точки зрения?

2.2. параметры психологического измерения

СУБЪЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ* проблема количественной характеристики отношений

Впервые попытка описания отношений с помощью опреде­ленных параметров была предпринята А.ФЛазурским и С.Л.Фран­ком (1912), которые характеризовали отношение по степени его «интенсивности», «дифференцированное™», «широты» и «объе­ма». Одним из достоинств концепции отношений личности В.Н.Мясищева также является его представление о параметрах (измерениях) отношений. В.Н.Мясищев выделял 9 таких пара­метров.

Приняв за основу схему, предложенную В.Н.Мясищевым, Б.Ф.Ломов (1984) описывает уже 11 параметров отношения. Им выделяются такие базовые параметры, как модальность, интен­сивность, широта и устойчивость, -- а также ряд производных («параметры второго порядка»): доминантность, активность, когерентность, эмоциональность, обобщенность, принципиаль­ность и сознательность.

Наши первые экспериментальные исследования отношения к природе (1989 год) проводились на основе параметров Б.Ф.Ломо­ва. В дальнейшем тесное сотрудничество с С.Д.Дерябо позволило использовать разработанную им более эффективную систему па­раметров измерения субъективных отношений. Исходя из пред­ставления о субъективном отношении как об отражении личностью взаимосвязей ее потребностей с объектами и явле­ниями мира, С.Д.Дерябо переосмыслил и модифицировал име-

Описание системы параметров субъективного отношения, с лю-езного разрешения ее автора С.Д.Дерябо, приводится на основе текста книги: С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин. Экологическая психодиагно­стика. Даугавпилс, 1994.



методологические основы психологического исследования


отношение к природе как предмет психологического анализа



 


ющуюся схему параметров, основываясь на следующей логике рассуждений.

Согласно Б.Ф.Ломову, в процессе жизни в обществе у каждо­го индивида формируется многоуровневая система субъективно-личностных отношений. Ее можно описать как многомерное «субъективное пространство», каждое измерение которого соот­ветствует определенному отношению (к труду, к собственности и т.д.). «Не все отношения, в которые включена личность объектив­но, приобретают для нее "субъективную окраску"» (1984, с. 333).

Иными словами, из всей совокупности объективных отноше­ний с миром, в которые включена личность, ею особо выделяют­ся те, что связаны с удовлетворением тех или иных ее потребностей и, следовательно, значимы для нее. Именно отра­жение этой связи придает отношениям к объектам и явлениям мира «субъективную окраску», т.е. объективные отношения при­обретают характер субъективных отношений личности.

Таким образом, основой субъективного отношения становят­ся запечатленность в объектах или явлениях мира потребностей личности. Если же в данном объекте (или явлении) не запечатле­на ни одна потребность, то личность относится к нему «никак», он не охвачен ее субъективным отношением. Именно поэтому «субъективное пространство» личности не совпадает с ее «объек­тивным пространством».

психологическая система параметров субъективного отношения

Запечатленность потребностей личности в объектах или яв­лениях мира — основа субъективного отношения — может харак­теризоваться тремя параметрами:

1) структурно-содержательным — широтой: в каких объектах
и явлениях запечатлены потребности;

2) структурно-динамическим — интенсивностью: в каких сфе­
рах и в какой степени проявляется субъективное отношение;

3) степенью осознанности: в какой мере личностью осознает­
ся эта запечатленность потребностей в объектах и явлениях мира
(насколько она отдает себе в этом отчет).

Проиллюстрируем содержание данных параметров на приме­ре отношения человека к миру природы. Кого-то могут привле­кать только отдельные «симпатичные» животные. В этом случае можно сделать вывод о низкой широте субъективного отношения


к животным: потребности запечатлены в очень незначительном круге объектов и явлений мира данного класса. Другой любит самых разнообразных животных -- высокий уровень широты. Одному нравятся кошки, другому — рыбки: содержательно различающая­ся широта и т.д.

Субъективное отношение к животным может проявляться с различной силой. Одному просто «приятно послушать истории о животных» и не больше — низкая интенсивность отношения. Дру­гой, «фанат», готов поехать за сотни километров, чтобы увидеть любопытное животное, преодолевать для этого невероятные препятствия, выискивать любую возможность, чтобы собрать све­дения о его жизни и т.д., - - высокий уровень интенсивности. Субъективное отношение проявляется и в различных «сферах»: один просто эмоционально наслаждается, любуясь грациозными движениями животного; другой стремится найти о нем побольше информации; третий ~ пытается завести животное у себя дома, чтобы ухаживать за ним и т.д.

И наконец, люди в разной степени могут осознавать свою привязанность к животным: один не очень-то отдает себе в этом отчет, а другой делает зоологию своей профессией.

Эти три параметра: широта, интенсивность и осознанность — хотя и связаны, но достаточно независимы друг от друга. Человек может любить лишь отдельных животных, но зато очень сильно; достаточно хорошо осознавать свою привязанность к животным, но вовсе не быть «фанатом» и т.д.

Таким образом, параметры широты, интенсивности и осоз­нанности, характеризующие собственно запечатленность потребно­стей, представляются тремя базовыми параметрами субъективного отношения личности. Они задают своего рода объем, или, в тер­минологии Б.Ф.Ломова, «субъективное пространство», данного конкретного отношения. Чем больше «субъективное пространство», тем большую роль оно играет в жизни человека.

На более высоком уровне отношения в контексте всего внут­реннего мира личности, оно может быть охарактеризовано целым рядом других -- второго порядка -- параметров, разработанных в концепции отношений личности В.Н.Мясищева: эмоциональнос­тью, обобщенностью, доминантностью, когерентностью, принципиальностью, сознательностью. Содержание этих параметров было также в определенной мере переосмыслено С.Д.Дерябо.

Если широта, интенсивность и осознанность характеризуют запечатленность потребностей в объектах и явлениях мира саму


40 методологические основы психологического исследования

по себе, то остальные параметры описывают ее во взаимосвязи с другими характеристиками. Все параметры были разбиты на рары.

Два параметра: эмоциональность и обобщенность — связаны с когнитивной сферой личности.

Параметр эмоциональности характеризует субъективное отно­шение по оси «эмоциональное -- рациональное». Субъективное отношение может быть проанализировано по удельному весу в нем эмоционального и рационального компонентов, иными сло­вами, насколько данное отношение может быть рационально кон­тролируемо.

Параметр обобщенности характеризует субъективное отноше­ние по оси «частное — общее». Потребности личности могут быть запечатлены как в конкретном объекте (явлении), так и в^елой их категории. Обобщенность возникает как следствие когнитив­ной переработки личностью своего субъективного отношения в аспекте избирательности на основе абстрагирования, в результате чего формируется отношение к целым группам, классам, катего­риям объектов и явлений мира.

Вторая пара —- доминантность и когерентность. Эти параметры характеризуют субъективное отношение во взаимосвязи с други­ми субъективными отношениями личности.

Доминантность описывает субъективное отношение по оси «значимое — незначимое». Это показатель места данного отноше­ния в системе, иерархии других: чем большую роль играет опре­деленное отношение в жизни человека, чем более высокое, «центральное» место оно занимает во внутреннем мире, тем бо­лее оно доминантно. Человек может любить животных, но они в его жизни по значимости стоят после работы, семьи, друзей, ка­кого-то другого хобби и т.д., т- данное субъективное отношение характеризуется низкой доминантностью. И наоборот, в общении с животными может быть заключен весь смысл жизни человека, как это бывает у зоологов и натуралистов-любителей — макси­мально доминантное отношение.

Когерентность характеризует субъективное отношение по оси «гармоничное — негармоничное». Это показатель степени согла­сованности всех отношений личности. Когерентность показывает, является ли данное субъективное отношение чем-то обособлен­ным во внутреннем мире личности или оно тесно с ним связано, высоко интегрировано в него. Если человек интересуется биоло­гией, географией в целом, слывет своего рода "Паганелем", то его любовь к животным когерентна другим субъективным от-


 

 

отношение к природе как предмет психологического анализа

ношениям. Если же он «законченный технарь», но страстно любит животных, то такое отношение недостаточно когерентно.

Кроме того, можно говорить еще о двух видах когерентности: во-первых, когерентности по широте, во-вторых, когерентности по интенсивности — которые могут рассматриваться как допол­нительные субпараметры.

Когерентность по широте показывает, насколько согласован­ным является субъективное отношение к одноуровневым группам объектов и явлений. Например, если мы рассматриваем субъектив­ное отношение к животным в целом, то такими одноуровневыми группами будут различные их отряды, роды и виды. Если человек очень любит птиц, но вообще «не признает» земноводных или пре­смыкающихся, то его отношение к животным является некогерен­тным по широте. Если же мы рассматриваем его субъективное отношение только к земноводным, то оно является высоко коге­рентным: он не любит их всех — и жаб, и лягушек, и тритонов; при этом ни знак отношения, ни уровень его интенсивности и осоз­нанности не имеют значения. Поэтому субпараметр когерентности по широте относителен: все зависит от исходно выбранной группы объектов или явлений, по отношению к подгруппам которой будет рассматриваться когерентность по широте.

Когерентность по интенсивности служит показателем того, проявляется ли данное отношение только в отдельных сторонах, сферах поведения человека или во всех. Например, если субъек­тивное отношение к животным приводит к тому, что человек на­чинает собирать различную информацию о них (т.е. отношение проявляется в познавательной сфере), но он не испытывает осо­бого эмоционального наслаждения от их созерцания (аффективная сфера), не пытается научиться содержать их дома (практическая сфера) и т.д., то данное отношение не высоко когерентно по интенсивности.

Как и предыдущий, этот субпараметр относительный. Если данное отношение проявляется в самых разных аспектах, сферах поведения человека и, наоборот, если интенсивность настолько низкая, что отношение одинаково не проявляется ни в одной сфере, то оно высоко когерентно по интенсивности.

Третья пара параметров: принципиальность и сознательность — характеризует субъективное отношение через связь с социумом.

Принципиальность характеризует субъективное отношение по °си «зависимое — независимое». Это показатель взаимосвязи от­ношения со всем комплексом норм и принципов, принятых •личностью, и готовности отстаивать его при оказании давления.



методологические основы психологического исследования


ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА



 


Принципиальность субъективного отношения имеет прямую связь с такой чертой личности, как конформизм, т.е. податли­вость человека давлению группы. Можно предположить, что про­явление конформизма или отсутствие его будет зависеть и от того, какое субъективное отношение затрагивается в данной ситуации, насколько оно принципиально. Даже «отъявленный» конформист может иметь субъективные отношения с высоким уровнем прин­ципиальности и в ситуациях, когда затрагиваются именно они, не проявлять конформного поведения.

Сознательность — показатель сформированности позиции лич­ности как общественного субъекта. Сознательность подразумевает интеграцию данного отношения со всеми другими и проявление его в активной сознательной социальной избирательности пове­дения личности. Субъективное отношение может быть охаракте­ризовано как сознательное тогда, когда личность сознательно ставит перед собой социально направленную задачу, связанную с этим отношением, и проявляет активность для ее решения.

Очевидно, что параметры осознанности и сознательности не дублируют друг друга, а охватывают достаточно различающиеся аспекты субъективного отношения. Первый из них — это характе­ристика отношения по оси «сознание — бессознательное», а вто­рой — по оси «сознательность - - несознательность» (ср. классическое выражение «сознательный гражданин»). Осознанность отношения вовсе не обязательно предполагает его сознательность, хотя сознательность, конечно, подразумевает определенную сте­пень осознанности.

Параметр активности, используемый В.Н.Мясищевым и Б.Ф.Ломовым, отдельно не выделяется, а рассматривается как составляющая часть параметра интенсивности, отвечающего на вопрос о том, в каких сферах и в какой степени проявляется дан­ное отношение.

Особое положение занимают параметры устойчивости и мо­дальности.

Параметр устойчивости — это показатель стабильности субъек­тивного отношения во времени. Перечисленные ранее параметры дают характеристику субъективного отношения лишь на конкрет­ный момент, иными словами, его синхроническое описание. Па­раметр устойчивости субъективного отношения позволяет осуществить его диахроническое описание.

И наконец, модальность. Все описанные до сих пор парамет­ры дают формально-количественную характеристику субъектив-


ного отношения, по принципу «больше-меньше», т.е. вне зави­симости от содержания отношения. Модальность же является именно качественно-содержательной его характеристикой.

Устойчивость и модальность рассматриваются также в каче­стве базовых параметров отношения.

Для иллюстрации системы параметров, описывающих субъек­тивное отношение личности по модели С.Д.Дерябо, нами была разработана следующая схема (рис. 4).

Рис. 4. Система психологических параметров субъективного отношения.

интенсивность субъективного отношения

Для психолого-педагогической характеристики субъективного тношения наибольшее значение имеют показатели таких его па­раметров, как интенсивность и модальность.

Интенсивность субъективного отношения показывает, в каких :Ферах и в какой степени проявляется это отношение.

Еще в 1915 году известный педагог-метод ист Б.Е.Райков, анали­зируя влияние школьного естествознания на формирование отноше­ния к природе, отмечал: «Любовь к природе -- переживание чрезвычайно сложное... Любовь к природе является отвлеченным чув­ствованием собирательного характера... Сюда входят:



методологические основы психологического исследования


отношение к природе как предмет психологического анализа



 


1) наслаждение красивыми формами, красками, звуками, запаха­
ми и связанные с этим восприятия и представления;

2) удивление перед разнообразием форм и явлений в природе; ин­
терес перед новым, незнакомым; проистекающее отсюда стремление
узнать, понять, объяснить, наслаждение от успеха самостоятельных
попыток и достижений в этой области;

3) преклонение перед величием природы, ее возвышенной красо­
той, необъятностью, переходящее в чувство умиления...

Если ограничиться только этими эмоциональными элементами, то нетрудно видеть, что любовь к природе слагается, по крайней мере, из трех групп чувствований: эстетических, интеллектуальных и эти­ческих. Та или другая из этих групп может преобладать, они могут замещать, даже вытеснять друг друга и т.д.» (1997, с. 156).

Процесс развития того или иного субъективного отношения личности связан с изменениями, которые затрагивают ее аффек­тивную, познавательную сферы, касаются осуществляемой лич­ностью практической деятельности и — самое главное -совершаемых ею поступков.

Соответственно было выделено четыре компонента параметра интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, прак­тический и поступочный (Ясвин, 1993).

Перцептивно-аффективный компонент связан с изменениями в системе аффективно окрашенных индивидуальных «эталонов» эстетического, этического и витального характера.

Во-первых, он характеризуется той или иной степенью эсте­тического освоения объектов отношения. «Речь идет об универ­сальной человеческой комплексной способности к эстетическому восприятию, оценке, переживанию, принятию, пониманию и творческой трансформации в деятельности внешнечувственных признаков любого объекта и явления как неповторимого, содер­жательного, раскрывающего в своем облике внутреннюю сущность и свое состояние, то есть "выразительное, говорящее бытие" (М.М.Бахтин) и "выразительные формы" любой области действи­тельности (А.Ф.Лосев)» (Печко, 1991, с. 35).

Высокий уровень развития перцептивно-аффективного ком­понента характеризуется повышенной восприимчивостью к чув­ственно-выразительным элементам объектов субъективного отношения, к которым Л.П.Печко относит следующие: 1) фор­ма, очертание, силуэт; 2) цвет; 3) симметрия; 4) величина, раз­мер; 5) свето-теневые особенности; 6) динамические свойства; 7) осязаемые свойства поверхности; 8) звуковые характеристи­ки (тон, тембр, ритм, высота); 9) гуманистическое содержание и формы бытия мира и человека; 10) целостный предметный


образ в его эстетической выразительности (выражение сущнос­ти во внешнем облике).

Иными словами, человек с высоким уровнем развития пер­цептивно-аффективного компонента больше «видит», «слышит», «чувствует» в объекте отношения, чем тот, у кого его уровень ниже. Например, если «обычный» человек слышит просто пение соловья, то настоящие любители способны отличать более десят­ка различных напевов. Высокий уровень развития перцептивно-аффективного компонента характеризуется не только повышенной восприимчивостью к чувственно-выразительным сигналам объекта отношения, но и стремлением их получать.

Анализируя эстетическое восприятие природы, Д.Лукач (1987) убедительно показывает значительную степень его социальной обусловленности. Но тем не менее подчеркивается, что у личнос­ти всегда остается возможность собственных оценок. Именно сво­бода от существующих неадекватных социальных эстетических стереотипов, «эталонов», также может служить показателем уров­ня развития перцептивно-аффективного компонента. Пример та­ких стереотипов — отношение к «уродливым жабам», «противным крысам», тараканам и т.д. В этом случае, способность человека увидеть красоту в грациозных движениях «коварной» змеи, любо­ваться ее экологической приспособленностью обозначает уровень эстетического освоения данного природного объекта, а соответс­твенно, и уровень развития перцептивно-аффективной составля­ющей субъективного отношения к природе.

Во-вторых, уровень сформированности перцептивно-аффек­тивного компонента характеризуется отзывчивостью на витальные проявления объекта отношения, которая реализуется через эмпа-тию и идентификацию. Морозной зимой один человек может ис­пытать чувство жалости к дворняжке, которая сидит съежившись около подъезда, а другой ее просто не заметит, один способен на эмпатию и идентификацию с природным объектом, другой нет. Способность к эмпатии и идентификации -- это один из важней­ших показателей уровня развития перцептивно-аффективного компонента интенсивности субъективного отношения к природе.

Если в отношении людей и животных этот аспект перцептив­но-аффективного компонента достаточно понятен, то как быть с растениями, а тем более с неодушевленными предметами, ска-сем валуном? «Обычный» человек просто поливает комнатные растения, «чтобы они не засохли», но мы знаем множество лю-которые, поливая их, стараются доставить им радость, удо-



методологические основы психологического исследования


 


вольствие «искупаться под тропическим дождем, которого им так не хватает в этой сухой квартире».

В-третьих, перцептивно-аффективный компонент характери­зуется этическим освоением объектов отношения. Большинство людей вольно или невольно применяют по отношению к природе мерки человеческой морали. Как отмечал И.Кант, в соответствии с нашими этическими представлениями «мы истолковываем приро­ду, каковы бы ни были ее собственные намерения» (Кант, 1964, с! 252). Например, мы не можем обойтись без моральной оценки «безнравственного» поведения кукушки, подкидывающей своих детей в чужие гнезда, и не восхититься «благородным самопожер­твованием» куропатки, которая, притворяясь раненой, отвлекает хищника (и человека) от места, где находится ее выводок.

Способность воспринимать мир природы сквозь призму че­ловеческой морали также характеризует уровень сформирбван-ности перцептивно-аффективного компонента отношения.

Интересно, что иногда этический аспект восприятия мира природы входит в противоречие с витальным. Например, когда мы видим, как хищник «терзает» свою жертву, мы испытываем по отношению к нему отрицательные эмоции, интерпретируя его поведение как садистское убийство. При этом эмпатия и иденти­фикация к его витальным проявлениям уходят на задний план, вытесняются этими процессами по отношению к жертве.

Когнитивный компонент интенсивности характеризуется изме­нениями в мотивации и направленности познавательной актив­ности, связанной с объектами субъективного отношения. Эти изменения выражаются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах отношения, в особой «информационной сензитивности» к ним.

При низком уровне сформированности когнитивного компо­нента человек готов лишь перерабатывать поступающую инфор­мацию, его активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией, хотя он к этой информации восприимчив и «не­равнодушен», и в этом его субъективное отношение. При вы­соком уровне -- человек сам стремится искать информацию об объекте отношения, его активность в этом направлении надси-туативна, он сам организует свою познавательную деятельность.

Уровень сформированности когнитивного компонента на прак­тике можно хорошо диагностировать в такой критериальной си­туации. Предположим, вы включили ТУ, а там идет какая-то передача. Станете ли вы ее смотреть или переключите на другую


программу? Конечно, все зависит от того, о чем передача, какое субъективное отношение существует у вас к теме передачи — объек­ту отношения.

Практический компонент интенсивности характеризуется го­товностью и стремлением к практическому взаимодействию с объектами отношения. Оно может быть самого различного харак­тера по содержанию системы «мотив—цель» в зависимости от модальности субъективного отношения.

Например, человек может стремиться получить от природно­го объекта «полезный продукт», скажем, бобровую шубу, рога оленя, куриные яйца и т.д. Как правило, мотив данной деятель­ности — удовлетворение каких-либо прагматических потребнос­тей. Другой может стремиться к такому характеру взаимодействия с природным объектом, когда оно само по себе становится само­ценным. В этом случае говорят об «общении с природой». Приме­ром тому служит практическая деятельность многих владельцев собак, аквариумных рыбок, декоративных птиц и т.п.

Поступочный компонент характеризуется активностью лично­сти, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением. Именно поступочный компо­нент является концентрированным выражением всего субъективно­го отношения к данным объектам, в нем в наибольшей степени оно проявляется.

Если названные выше три компонента: перцептивно-аффективный, когнитивный и практический — достаточно очевидны, поскольку они соответствует классической, используемой еще со времен античности триаде: эмоциональная, познавательная, практическая сферы (а!Гес1ш, соёпШо и ргасШсоз), то выделение как самостоятельного поступочного компонента требует некоторого объяснения.

Безусловно, каждый поступок в качестве того или иного практичес­кого действия, как правило, вплетен в ткань практической деятельнос­ти. Однако, очевидно, что уход за аквариумными рыбками и активное участие в экологическом движении, охране природы (порой — с реаль­ной угрозой для себя или собственного благополучия, как это нередко случается с «гринписовцами» или инспекторами природоохранных служб) — это две достаточно различающиеся практические деятельнос­ти, две разные модели взаимодействия с природой. «Единица» первой — то или иное практическое действие, «единица» второй — именно по­ступок, определяемый как «акт нравственного самоопределения чело­века, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к Другому человеку, самому себе, группе или обществу, к природе в це­лом» (Психология. Словарь, 1990, с. 286).

Поступок — это всегда единица социального поведения. Можно Даже сказать, что в поступке особенно явно присутствует Другой (и в



методологические основы психологического исследования


 


том случае, когда человек совершает поступок в полном уединении). Поступок — это «демонстрация» личностью своего субъективного от­ношения (Ломов, 1984).

В практическом компоненте взаимодействие с объектом отноше­ния самоценно, а изменения окружения — лишь непринципиальное следствие; в поступочном — такое изменение становится как раз це­лью деятельности.

В конечном итоге, практический компонент — это «для себя», поступочный — «для других». Кормить свою собаку — это практи­ческое действие, покормить чужую голодную дворняжку — поступок; ласкаться с кошкой своего друга — практическое действие, приютить у себя дома брошенного на улице котенка — поступок; покопаться в выходной на огороде на даче — это практическое действие, расчи­щать вместе с «зелеными» в этот день лес от мусора — это поступок. При определенном внешнем сходстве это принципиально психоло­гически различные стратегии. Как подчеркивает А.А.Вербицкий: «По­ступок является гораздо более адекватным для понимания процессов формирования личности, ее экологической культуры и нравственно­сти... Только взяв поступок за единицу деятельности и соответствен­но организуя образовательный процесс, можно добиться формирования ответственного отношения к природе...» (1996, с. 124).

модальность субъективного отношения

Важнейшим параметром субъективного отношения является также модальность — его качественно-содержательная характеристика.

Проведенный С.Д.Дерябо анализ параметра модальности субъективного отношения к природе позволил выделить четыре типа модальности на основе системы координат с осями «прагма­тическая - - непрагматическая» и «субъектная - - объектная»: 1) объектно-прагматическая; 2) объектно-непрагматическая; 3) субъектно-прагматическая; 4) субъектно-непрагматическая.

Можно выделить две основные стратегии взаимодействия че­ловека с природными объектами: прагматическая и непрагмати­ческая (Ясвин, 1993).

Человек может развертывать деятельность с природным объек­том для получения какого-либо «полезного продукта»: напри­мер, выращивать поросенка, чтобы потом его зажарить; держать во дворе собаку, чтобы она охраняла дом и т.д. Мотив этой дея­тельности кроется в удовлетворении каких-либо прагматических потребностей человека (пищевых, производственных и т.п.), цель — получение определенного «полезного продукта». Это наиболее частая — прагматическая — модель взаимодействия с природой.


Но возможен вариант и непрагматического взаимодействия. Такая модель характерна для настоящих любителей природы, своего рода «фанатов»: владельцев собак и кошек, аквариумных рыбок, комнатных растений, попугаев, канареек и т.д. Ни о каком «полезном продукте» в этом случае нет и речи. Если спро­сить их, зачем они это делают, мы получим ответ: «Для души». Это явление знакомо каждому, кто когда-нибудь имел любимое животное или растение.

Поскольку субъективное отношение формируется и развива­ется в деятельности, то оно имеет прямую связь с характером последней: если человек был включен в основном в прагматичес­кую деятельность с объектами природы, то у него будет формироваться соответствующее прагматическое отношение, если же он был включен в непрагматическое взаимодействие — непрагматическое субъективное отношение.

Таким образом, модальность субъективного отношения, во-первых, может быть охарактеризована по оси «прагматическая — непрагматическая».

Вторая характеристика, по которой можно описать модаль­ность, связана с вопросом: объектом или субъектом отношения является природа? Ответ на него имеет принципиальное значе­ние: действия вполне допустимые и оправданные в отношении объектов, безнравственны и даже уголовно наказуемы в отноше­нии субъектов (точнее, того, что считается в данном обществе субъектом). Массовые убийства рассматриваются как преступле­ние против человечества и не имеют срока давности, а массовая вырубка леса — как хозяйственная деятельность и за выполнение плана по ней даются премии. Но с другой стороны -- убийство раба, например, в Древнем Египте приравнивалось к порче вещи, а североамериканские индейцы спрашивали у дерева разрешения срубить его и просили прощения за то, что им приходится это сделать (Дерябо, 1993).

Таким образом, модальность субъективного отношения к при­роде может быть охарактеризована и по второй оси — «объектная -субъектная», т.е. относится личность к представителям природы как к объектам или же как к субъектам*.

Рассмотрим эти четыре типа модальности на примере субъек­ тивного отношения к собакам.

Э возможности восприятия животных и растений в качестве субъ­ектов, а также о психологических механизмах этого феномена под­робно излагается в книге С.Д.Дерябо. Природный объект как «значимый другой». Даугавпилс, 1995.



методологические основы психологического исследования


отношение к природе как предмет психологического анализа



 


Когда собака держится крестьянином на цепи для охраны двора, модальность отношения к ней, как правило, объектно-прагматическая. Она воспринимается именно как объект: харак­терно, что хозяин с ней почти не разговаривает, не играет, она, в общем-то, выполняет функцию звонка в городской квартире, «сигнального инструмента», а забота о ней (кормление, теплая будка и т.п.) психологически ничем не отличается от «заботы» этого крестьянина о своей телеге, когда он смазывает ось колеса, чтобы не скрипело. Цель взаимодействия хозяина с этой собакой носит явно выраженный прагматический характер.

Когда собака обвешивается датчиками в научной лаборатории, становится «Инвентарным номером 563» и выступает в роли «но­сителя» информации, субъективное отношение девушки-лабо­рантки, фиксирующей показания стрелок на приборах, объектно-непрагматическим: лично ей от этой собаки «ничего не надо» (в отличие от объектно-прагматического отношения заве­дующего лабораторией).

Субъектно-прагматическим может стать отношение владельца к своей породистой собаке, которую он готовит к выставке. Безус­ловно, он общается с ней, старается понять ее самочувствие, со­переживает ей, т.е. относится к ней как к партнеру, субъекту. Но тем не менее им порой преследуются прагматические цели: побе­да на выставке, продажа дорогих щенков, престиж — собака вы­ступает скорее как средство, а не как самоценность.

И наконец, субъектно-непрагматическая модальность отноше­ния характерна, например, для бабушки-пенсионерки, имеющей любимицу-болонку. Зачастую эта болонка ее единственный друг, которому можно все рассказать, — она, безусловно, субъект. Цель взаимодействия бабушки-пенсионерки со своей болонкой носит абсолютно непрагматический характер. Показательно, что она никогда не заставляет собачку что-либо делать против ее жела­ния, скорее даже наоборот — старается ей во всем угождать.

Субъектно-непрагматическая модальность отношения к при­роде, на наш взгляд, наиболее педагогически желательна. Именно такова модальность субъективного отношения у настоящих лю­бителей природы.

2.3. проблема типологии субъективного отношения к природе

Анализируя эстетическое восприятие природы человеком, вен­герский философ Д.Лукач вынужден заметить: «При бесконечно-


сти таких реально возможных эмоциональных отношений к при­роде попытка даже простой их каталогизации обернулась бы сизифовым трудом» (1987, с. 304). Если учесть, что отношение к природе не ограничивается только эстетическим аспектом, то сложность данной проблемы возрастает еще больше.

В связи с этим, в публикациях разных авторов на экологичес­кую тему используются самые разнообразные понятия, характе­ризующие то или иное отношение к природе, в которые авторы вкладывают соответствующий смысл. Эти понятия так или иначе имплицитно уже содержат в себе определенную типологию отно­шения к природе.

педагогика

В педагогической литературе сложилась традиция использо­вания таких полярных терминов как «потребительское отноше­ние к природе» («утилитарно-потребительское») и «ответственное отношение к природе» (или «сознательное отношение») (см. Су-равегина, 1986; Захлебный, 1986 и др.).

Под «потребительским отношением» понимается «бездумное», «расточительное», «бесхозяйственное» и т.п. использование при­роды. А.Н.Ильина (1998) использует термин «агрессивно-потре­бительское» отношение к природе.

Понятие «ответственное отношение к природе» впервые наи­более полно разработано И.Т.Суравегиной. Под ответственным отношением подразумевается отношение к природе как к объекту и предмету труда, к деятельности по ее охране, которое соответ­ствует правовым нормам общества, принципам и нормам морали. В ответственном отношении к природе проявляется такое «нрав­ственно-экологическое качество личности», как экологическая ответственность, в структуре которой выделяются мотивационно-Ценностный, содержательно-операционный (процессуальный) и оценочно-результативный компоненты.

Н.М.Мамедов и С.Н.Глазачев подчеркивают: «Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каж­дого человека и предстает как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями» (1996, с. 24).

Характерно, что и при «потребительском», и при «ответствен­ном» отношении, природа понимается как источник определен­ного «полезного продукта», в основе отношения к ней лежит


52 методологические основы психологического исследования

прагматизм. Разница между ними лишь в направлении вектора, идущего от прагматизма либо в сторону полного уничтожения («не думая о будущих поколениях»), либо в сторону охраны («разумно беречь ресурсы», или «дальний прагматизм» по Шейнис, 1993).

Достаточно часто употребляются также и словосочетания «бе­режное отношение», «заботливое отношение» (Турдикулов, 1988; и др.). В отличие от описанного выше подхода, «заботливое», «бе­режное» отношение к природе подразумевает восприятие ее как самоценности, достойной внимания и охраны со стороны более сильного, в роли которого и выступает человек. В близком смыс­ловом значении О.В.Хухлаевой (1996) используется термин «ан­тропоморфное отношение к природе», которое, по ее мнению целесообразно формировать у младших школьников. Такое отно­шение характеризуется проявлением эмпатии, идентификации, сотрудничества, альтруизма по отношению к животным ^ расте­ниям.

Существует еще целый ряд терминов, используемых автора­ми. Например, Б.Т.Лихачев (1995) говорит о необходимости фор­мирования «сознательно-научного отношения к экологическим проблемам» на основе широкого круга знаний экологического характера, «нравственно-эстетического отношения» и «эмоцио­нально-ценностного отношения» — на эмоционально-чувствен­ной основе. В.В.Николина (1996) использует словосочетание «эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде». В работе Л.П.Печко (1991) в понятие «эстетическое отношение к природе» включается «эстетическая отзывчивость, выражающая­ся в чувстве, оценке, ассоциации, творческом сопоставлении, трансформации воспринимаемого образа в воображении или, на­конец, творческом действии с ним самим или его образом» (с. 76).

Г.В.Буковская (1996) считает, что результатом эколого-педа-гогической деятельности должно стать формирование у учащихся «нравственно-ценностного» и «ответственно-деятельностного» отношения к природе. Т.В.Потапова (1995) использует словосо­четание «экологически грамотное отношение к объектам дикой природы». С.Н.Николаева (1993, 1995) в качестве педагогической цели предполагает формирование «осознанно-правильного отно­шения к природе», которое базируется на совокупности экологи­ческих знаний и позволяет человеку сознательно регулировать свое экологическое поведение. «Осознанно-правильное отношение рас­сматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики


 

 

отношение к природе как предмет психологического анализа

живого, желания практически сохранить, поддержать или со­здать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту» (1995, с. 4).

Характерно, что термины, используемые в различных под­ходах для обозначения положительного полюса отношения, часто связываются с такой его характеристикой, как сознатель­ность, то есть ориентированы на такую нравственную катего­рию, как чувство долга: сознательный и ответственный человек должен правильно относиться к природе. «Экологическая от­ветственность проявляется в чувстве долга, в таких действиях, поступках и отношениях личности к природе, которые соответ­ствуют не только моральным принципам, но и правовым нор­мам» (Каропа, 1995, с. 72).

Рассматривая подобную тенденцию в воспитании, известный польский педагог Я.Корчак назвал ее «педагогикой долженство­вания» и, кстати, убедительно продемонстрировал ее несоответ­ствие детской психологии.

публицистика и социология

Анализ публикаций на экологическую тематику в средствах массовой информации показывает, что в них типология отношения к природе строится, в основном, на противопоставлении «хищнического, варварского, бесхозяйственного» и «рациональ­ного, хозяйского» отношений. В этой типологии однозначно прослеживается антропоцентрический, технократический под­ход к природе. Констатируется, что природе необходим «разум­ный хозяин», как некий аналог просвещенного монарха, разумно управляющего подданными.

Внимание социологов в большей степени сосредотачивается на изучении отношения населения к «экологическим проблемам», под которыми понимаются, прежде всего, вопросы «охраны ок­ружающей среды». В определенном смысле, эти данные могут сви­детельствовать и об отношении людей к миру природы. Так, М.Лауристин и Б.Фирсов (1987) рассматривают шесть доминиру­ющих типов индивидуального сознания, сквозь «призму» которых /людей формируется отношение к экологическим проблемам: гло­бально-экологический, нравственно-этический, правовой, орга­низационно-производственный, технологический и эстетический.



методологические основы психологического исследования


отношение к природе как предмет психологического анализа



 


А.В.Барановым (1984) выделяется четыре типа «носителей эко­логического сознания». 1) «Экологист» — сильно встревожен эко­логической ситуацией, поддерживает любые действия в защиту среды, готов платить из своего кармана за высокое качество среды. 2) «Пассивный пессимист» - - разделяет озабоченность «экологиста», но тратить свои деньги на улучшение среды не хочет. 3) «Пассивный оптимист» — хотя и встревожен экологи­ческой ситуацией, надеется, что все изменится к лучшему, го­тов жертвовать качеством среды ради решения насущных экономических проблем. 4) «Необеспокоенный» — мало инте­ресуется экологическими проблемами, не имеет мнения о целе­сообразности экономического или экологического приоритетов. Отношение к природе (морю и лесу) поморского населения русского Севера изучалось Ю.М.Плюсниным (1996 а). Абсолютно доминирующим оказалось «утилитарное» отношение ($«с точки зрения пользы, получаемой конкретным человеком»). Эстетичес­кое отношение к природе («как к красоте») встречается в 4 раза реже утилитарного, характерно для людей пожилого и среднего возраста и довольно редко для молодежи. Анализируя «народное экологическое мировоззрение», Ю.М.Плюснин (1996) выделяет два основных типа отношения к природе сельского населения Рос­сии: «отношение к природе как к кладовке» и «отношение к При­роде как к Земле-Матери».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1922 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2214 - | 2089 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.