Психология экологического сознания начала формироваться 5 начале 90-х годов. Философской основой ее развития стало укре-ившееся к этому времени понимание того, что прогрессирую-ий экологический кризис невозможно преодолеть без вменения господствующего типа массового экологического сования, являющегося его «психологической базой» (Моисеев, 190; Гачев, 1991; Хесле, 1993 и др.).
Ключевой проблемой этой отрасли психологической науки
о исследование процессов развития экологического сознания,
горое рассматривается в социогенетическом, онтогенетическом,
24 методологические основы психологического исследования
функциональном, а также педагогическом аспектах. Поскольку «сознание есть единство знания и отношения, создающееся и! проявляющееся в деятельности и общении» (Вересов, 1993, с. 40), то, соответственно, под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и техно- I логий взаимодействия с ней (Дерябо, Ясвин, 1996). Некоторые авторы выделяют в структуре экологического сознания другие компоненты (см., например, Акопов, Чердымова, 2000; Зараковский, \ Полестерова, 2000 и др.).
Психология экологического сознания акцентирует свое внимание на психологической составляющей взаимодействия (как реального, так и идеального) человека с миром природы. Специфика этого взаимодействия определяется спецификой самого мира природы, который занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между миром вещей и миром людей. Для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с| животными и растениями в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, в других -необходимо привлечение аппарата социальной психологии.
Центральное понятие психологии экологического сознания это понятие «мир природы». Если «природная среда» выступает по отношению к человеку как объективно функционирующая целост-1 ная система, обеспечивающая его жизнедеятельность, то «мир природы» -- это совокупность конкретных, эмоционально окрашенных и субъективно значимых природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости. «Природа как среда» функционирует в сфере материального, «мир природы»; конструируется самой личностью, существует в сфере идеального, «надстраивается» над природой как материальным субстратом.
Смысловую разницу между миром природы» и «природой как средой» легко понять, если просто сравнить привычную и близкую нам фразу: «весеннее пробуждение мира природы» и аналогичные, но бессмысленные конструкции: «весеннее пробуждение природной среды» или «весеннее пробуждение окружающей среды». В словосочетании «пробуждение мира природы» безусловно подчеркивается совершенно естественная для человека субъективность восприятия объективных фенологических изменений в природе: «Угрюмый, старый еловый лес вдруг словно ожил, одухотворился: по его опушкам и прогалинам раскрылись голу бенькие "глазки" и робко смотрят на свет божий, едва припод-
ъгппогический кризис и психологическая наука_____________________ 25
вшись над землею, и манят к себе неудержимо...» (Кайгородов, «Наши весенние цветы»).
В творчестве выдающихся писателей-натуралистов, таких как М М Пришвин, Дж.Даррелл и др., отражается психологическое взаимодействие человека именно с «миром природы»; оно всегда субъективно и эмоционально насыщено. Приведем для примера несколько строк Оскара Уайльда: «...у Природы, чьи сладкие дожди одинаково падают на праведника и на грешника, всегда найдутся расщелины в скалах, где я смогу спрятаться, тайные долины, в тиши которых я смогу поплакать и не буду никем потревожен. Она навесит надо мною звездную ночь, чтобы я мог под покровом тьмы уйти, но не споткнуться на дороге, освещаемой луной. Она нашлет ветер, который занесет мои следы, чтобы никто не смог найти меня и причинить мне боль».
Известный отечественный орнитолог В.Е.Флинт подчеркивает особую роль писателей-натуралистов в формировании массового экологического сознания: «Эти первые борцы за спасение диких животных прекрасно понимали важнейшую, но не для всех очевидную истину: спасти животных на нашей планете может только всеобщая любовь к ним, массовая поддержка миллионов людей, способных встать на их защиту. Но такая любовь не рождается из ничего. Для того чтобы разбить невидимую, но объективно существующую стену равнодушия, необходимо показать людям неповторимость дикой природы, показать красоту животного мира во всех его проявлениях, доказать, что нет животных, заслуживающих отвращения, недоверия, презрения или других надуманных чувств, формирующих отрицательные эмоции по отношению к червям, паукам, жабам, крысам, змеям или другим изгоям. А сделать это можно, только пробудив у людей интерес к животным, желание узнать о них как можно больше. В свою очередь, интерес приводит к знанию, на основе которого уже и рождается понимание, сочувствие, ощущение ответственности и в конечном счете — любовь...
С печалью приходится констатировать, что патриотов охраны животных, подобных Дарреллу, Гржимеку, Адамсон и Эттенборо, ста-;ювится все меньше. Деятельность по охране окружающей среды (именно окружающей среды, а не природы!) приобрела отчетливый литико-экономический аспект, или, если можно так выразиться, ривкус. Мы сейчас больше говорим о стабильном развитии, о стра-
еских подходах, чем о сохранении того или иного вида» (1996, с. о—§)
мысловые различия между «миром природы» и «природной
» можно продемонстрировать также с помощью терминов
льтпсихологии «фон» и «фигура». «Природа как среда» для
26 методологические основы психологического исследования \
человека субъективно выступает своего рода «фоном», на котором разворачивается деятельность тех или иных субъектов. При этом, как отмечает философ Д.Лукач, «субъективно природа как целое полностью исчезает, продолжая существовать для человека лишь в качестве той или иной местности» (Лукач, 1987, с. 304). «Мир природы» всегда является для человека «фигурой», на которой собственно и концентрируется его внимание.
Понятие «мир природы» отражает также отмечаемое М.Воль-кенштейном свойственное человеку спонтанное субъективное на- \ деление различных природных объектов «внутренней жизнью». «Человек склонен антропоморфизировать, очеловечивать, ожив- ] лять любые предметы... Возникает "внутренняя жизнь" предметов, деревьев, гор и рек. Но, конечно, как только задумаешься об этой "внутренней жизни", она исчезает» (1982, с. 95).
Анализируя живопись как средство познания природы, Воль- \ кенштейн подчеркивает: «То, что я условно назвал "внутренней! жизнью", присутствует и в пейзажах великих художников.] Ограничимся одним примером. Хокусаи изобразил 36 видов Фуд-| зи. Гора -- большая и маленькая, освещенная и затененная -живет на всех этих листах, именно живет, как некое существо.! Фудзи загадочна и спокойна. А знаменитая волна*... полна бурной и свирепой агрессивности — это существо грозное» (с. 95—96).
Таким образом, могут быть обозначены следующие важнейшие методологические особенности психологии экологического со- ] знания: во-первых, природа рассматривается именно как «мир природы», а не как «природная среда»; во-вторых, основной ак-1 цент делается не на объективных связях человека с природой, а на субъективных; в-третьих, для исследования взаимодействия! человека с миром природы привлекается концептуальный, понятийный и методический аппарат социальной психологии, психологии личности и т.д.
основные проблемы и задачи психологии экологического