Учителя Аюрведы, в частности Дэвид Фроули в своей книге «Аюрведа и ум», утверждают, что существуют три основных причины заболеваний.
Карма. Это результаты, последствия деятельности и образа мышления, которые имели место в этой и прошлых жизнях.
Проявление Раджаса и Тамаса в уме и, как следствие, в целом в жизни человека. Какое-то количество Раджаса и Тамаса в жизни человека необходимо – для гармоничной жизни в этом мире в определенном теле, для совершения деятельности, поддержания материальной формы, разрушения чего-то отжившего, для сна и т. п. Но чем выше уровень развития личности, тем Тамаса и Раджаса должно быть меньше, так как эти две энергии являются источником болезней и страданий. В уме (в мыслях) их вообще не должно быть, так как ум сам по своей природе пребывает в благости, но об этом ниже.
Дисбаланс «дош» – основных типов конституции в теле человека. Как правило, он вызывается тем, что человек живет не в соответствии со своим типом конституции и (или) внешними факторами. (Подробней доши мы рассмотрим ниже.)
Эти три причины, как правило, связаны между собой. Дисбаланс дош обычно основан на избытке Раджаса или Тамаса в жизни человека, которые, в свою очередь, отражают более глубокую – кармическую – дисгармонию. Соответственно, для нейтрализации перечисленных факторов аюрведическое лечение рассматривает три варианта.
1. Целесообразная терапия для уравновешивания дош. Это может быть: определенный образ жизни, употребление соответствующей пищи, трав, массажи с различными маслами, очистительные процедуры, клиническая терапия противоположными нарушенным дошам энергиями и т. д. Как на этом уровне можно помочь с помощью психологии, мы рассмотрим ниже в специальной главе, посвященной дошам.
2. Нейтрализации Раджаса и Тамаса. Если коротко, то основные методы, применяемые на этом уровне в аюрведической терапии и йоге, – это асаны (различные йоговские позы), пранаяма (дыхательные техники), мантры (звуковые вибрации), медитация, саттвичная диета и образ жизни в целом. Практически каждая глава, и вся книга в общем, посвящены этой теме. Но в большей степени она предназначена для обычного западного человека, который может быть совершенно не знаком с йогой и Аюрведой, но хочет быть здоровым счастливым и успешным.
3. Смягчение, изменение кармы или даже полное избавление от нее. На этом уровне психология йоги и классики Аюрведы советуют пуджи (религиозные ритуалы и обряды), мантры, молитвы, служение духовному наставнику, поклонение Божественному, проявленному в какой-либо форме, посещение святых мест, общение со святыми или возвышенными личностями и др.
Но самое главное – то, без чего все вышеперечисленное может даже принести вред – это развитие бескорыстия, непривязанности, умению жить здесь и сейчас и, самое главное, Божественной любви.
Тут очень важно правильное философское понимание и отношение к миру, совершение жертвоприношений, карма-йога (бескорыстная деятельность). Несколько нижеследующих глав будут посвящены этой теме: как изменить карму (судьбу), иметь чистый кармический уровень.
Эти три метода лечения обычно пересекаются, и отдельные аспекты каждого используются для лечения одного и того же пациента или заболевания. И на всех уровнях – как фактор и психологическая или эмоциональная причина –присутствует ум. Поэтому ниже, в отдельной главе, мы рассмотрим различные состояния ума и поговорим о том, как его привести в порядок.
Доши – что это?
В 2006 году мы с моей супругой прошли заочные курсы: (1) основ Аюрведы и (2) углубленного изучения Аюрведы в Американском институте ведических исследований. Курс разработал доктор Фроули.
Это очень подробный курс, считающийся лучшим в мире заочным курсом по Аюрведе. Много внимания в нем уделялось дошам, но гуны в дошах не были рассмотрены подробно.
У нас было много разрозненной информации на эту тему. Все систематизировалось на курсе учителей йоги в ашраме Шивананда Свами, в Калифорнии (очень рекомендую его пройти, курс проводится во многих странах мира).
Несколько раз в неделю там читали вечерние лекции известные мастера Аюрведы, ведической астрологии, йоги, декламации ведических мантр и т. д. Несколько вечеров было посвящено психологии Аюрведы – теме «Доши и гуны».
Моя супруга подготовила и провела семинар на эту тему в Израиле. Ниже, в ближайших двух нижеследующих главах, дается сокращенный конспект ее семинара.
Доша – это жизненная сила, энергия, которая движет физические и психологические функции человека.
Дисбаланс в этой энергии приводит к болезни на физическом и на психологическом уровне. Поэтому дословный перевод слова «доша» с санскрита означает: то, что затемняет, портит, разлагает, поскольку выведенная из равновесия доша приводит к проблемам. Этот дисбаланс происходит, когда человек не живет соответственно своей конституции – соответственно той доше, которая в нем преобладает по его природе.
Доши состоят из пяти основных элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля. Эти элементы проявляются в дошах в качестве энергии – движущей силы – как в их физическом, так и в материальном состоянии.
Существует три основные доши:
Вата – элементы и энергия воздуха и эфира.
Питта – элементы и энергия огня и воды.
Капха – элементы и энергия воды и земли.
Соответственно, по этим трем дошам определяется конституция человека в зависимости от той доши, которая в нем преобладает. В человеке находятся все три доши, но одна из них обычно преобладает. Та доша, которая в человеке больше заложена по его природе, в основном, определяет его конституцию – при условии, что доши не выведены из равновесия.
Соответственно, получается, что есть 10 видов конституции человека.
Вата.
Питта.
Капха.
Вата-Питта (Вата преобладает, но Питта тоже присутствует, Капхи, соответственно, очень мало).
Вата-Капха.
Питта-Вата.
Питта-Капха.
Капха-Питта.
Капха-Вата.
Вата-Питта-Капха (когда все три доши равны. Это самая редкая конституция).