Вопрос: Практически во всех духовных практиках говорится о важности отношений между учителем (наставником) и учеником. Как в этом вопросе можно использовать знания о гунах, что говорят об этом Веды?
Ответ: Среди учеников можно выделить три типа.
1. Саттвичный ученик А [порох]. Таких очень мало. Им нужно совсем немного работать, чтобы достичь совершенства. Хотя такие личности находятся на высочайшем уровне, они родились еще раз, чтобы пройти небольшой урок, исправить небольшую ошибку. В этой жизни они должны встретить Учителя, который поднесет к пороху искру.
Саттвичный ученик Б [сухое дерево]. Это высоко духовная личность, которая с ранних лет наделена: вайрагьей (санскр. мудрость и непривязанность) и вивекой (санскр. умение отличать ложное от истинного). Такой ученик знает, что чудодейственной формулы освобождения не существует. Опыт можно получить только через садхану (санскр. дисциплину). Он ничему не следует слепо и не имитирует духовный Путь. Он задает вопросы и работает над собой. Он видит Учителя во всех обстоятельствах и в каждом встречающемся человеке.
Таким ученикам не нужно долгое личное общение с учителем. Чтобы произошла глубокая трансформация сознания, им может быть достаточно встретить Учителя всего на несколько часов, а может даже минут, в жизни.
2. Раджасичный ученик [мокрое дерево]. Такой ученик в основном учит других, проповедует, но сам особо не практикует и не придерживается ни наставлений своего учителя, ни того, чему учит он сам. Он всегда много читает и пытается обратить других в свою веру, хотя сам не имеет глубоких духовных реализаций.
Часто такие ученики верят, что учитель имеет магическую формулу. Они мыслят категориями: мой учитель, моя религия, мой Бог. Такой человек не способен видеть Бога во всем. У него эмоциональная привязанность к учителю, и он не способен видеть за пределами формы учителя.
Раджасичный ученик обычно очень заинтересован в хиромантии (гадании по руке), астрологии и других оккультных науках. К этой группе относятся фанатики и те, кто считает себя особенным и знающим лучше других. Такой человек должен больше времени уделять личностному росту, бескорыстному служению, медитации, контролю речи.
3. Тамасичный ученик [зеленое дерево]. Такой ученик склонен неправильно интерпретировать все духовные наставления и причинять своим духовным наставникам множество проблем. Он любит бесцельные споры. Множество наставлений не оказывают на него никакого влияния. Он не использует интеллект в проверке духовных тем. Он готов применить физическое насилие к иноверцам и инакомыслящим. Он не следует никаким правилам и никакой дисциплине. Он заинтересован в оккультизме и часто обращается к различного рода гадалкам, верит в амулеты и черную магию.
Такой ученик неразборчив в еде, и вокруг него много всех видов грязи (физической, эмоциональной и т. п.). Такой человек должен активно что-то делать: убирать и строить храмы, помогать проповедникам физически, поменьше говорить. Уединенная медитация и другие саттвичные практики ему не подходят.
Притча
Однажды учитель ехал на лошади, а ученики шли за ним следом.
У учителя упали очки, но никто не подобрал их. Учитель остановился и спросил: «Почему вы не подобрали очки и не принесли их мне?» Ученики ответили: «Мы всегда записываем все твои наставления и строго следуем им, но у нас нигде не записано, что нужно подбирать все, что упадет, когда ты едешь на лошади».
Тогда учитель гневно потребовал, чтобы они записали, что нужно приносить все, что упадет с лошади, пока они в пути.
Чepeз какое-то время он услышал, что ученики догоняют его, что-то кричат и несут на подносе кучу лошадиных испражнений. Это разгневало учителя еще больше, и тогда он потребовал, чтобы они просто следовали за лошадью и, что бы ни упало – не обращали внимания.
Когда они проходили мимо деревни, на лошадь напали собаки, она испугалась, сбросила седока и помчалась в лес. Ученики подбежали к учителю, посмотрели в свой список, но ничего не было сказано о том, что нужно поднимать учителя, если он упадет. Наоборот, было написано «ничего не поднимать».
Поэтому они его оставили и побежали догонять лошадь.
Даже если учитель просит что-то сделать учеников в невежестве, они не делают, а возмущаются и предъявляют претензии или вообще не понимают, чего от них хотят, и делают все наоборот.
Ученики в страсти могут что-то сделать, если их хорошо попросить. Как правило, они очень вдохновенно приступают к служению, но через какое-то время теряют интерес, находят новое духовное увлечение. Им важно слышать, как их хвалят.
Учеников в Саттве не нужно даже просить: они и так все делают, что нужно, и учитель всегда ими доволен.
Теперь – о трех видах духовных учителей.
1. Саттвичный учитель А. Послания такого Учителя в основном, распространяют его главные ученики. Большинство людей неспособно понять его высокий уровень и его послание. Такой Учитель достиг совершенства самореализации. У него полностью отсутствует лицемерие. Его жизнь есть сияющий пример его философии. На него совершенно не действуют восхваления или оскорбления, потому что он не отожествляет себя с телом и умом. Он полностью и безусловно любит Бога.
Саттвичный учитель Б. Он познал Бога, знает суть и смысл всех священных писаний. Он испытывает внутреннюю тишину и безусловную любовь. Вместе с учениками такой Учитель учится и продвигается. Такие Учителя видят Бога во всем.
2. Раджасичный учитель. У этого учителя нет учеников, так как ученик должен следовать определенной дисциплине. Он имеет последователей, которые поклоняются ему. Иногда они ведут себя фанатично.
Часто такой учитель ведет себя театрально, создает некий внешний образ, рассчитанный на публику, носит какую-то особенную одежду, чтобы его последователи видели, какой он духовный. Он пытается воздействовать на сознание людей посредством контроля их эмоций.
Такой учитель мало что практикует из того, чему учит. В эту категорию часто попадают формальные религиозные лидеры. Практически в каждой лекции такой учитель говорит о великой миссии той религиозной или духовной организации, к которой он относится, о важности нахождения в ней. Он очень страдает, если кто-то оставляет эту организацию.
Часто такой наставник прославляет своего учителя или основателя их организации, но мотивом этого является прославление его самого: «Я такой великий, раз у меня такой великий учитель».
3. Тамасичный учитель. Этот учитель полностью извратил все истины. Он может изменить все ради достижения своих корыстных целей. Может заниматься черной магией, вуду и т. п. Даже исполняя какие-то жертвоприношения, обряды, он не может понять, что главное жертвоприношение – победить вожделение, гнев, жадность. Чувственные наслаждения – его главная цель.