Л. Ионин, резюмируя результаты наблюдений и экспериментов Гарфинкеля, делает следующие выводы о понятии «фоновых ожиданий»:
1. «Фоновые ожидания» представляют собой «видимые, но не замечаемые», постоянно реализующиеся в ходе взаимодействия, но неосознаваемые описания членами общества структур взаимодействия, в которых они участвуют;
2. Эти описания существуют в форме моральных правил, санкционированных группой;
3. Описания, обусловленные целями взаимодействия (описания «достаточны для практических целей»);
4. Функции «фоновых ожиданий» состоят: а) в стандартизации и категоризации всякого обыденного взаимодействия, б) в ориентации и координации взаимодействия с другими членами группы, в) в обнаружении отклонений от нормального хода событий, г) в коррекции хода взаимодействия и в осуществлении успешного (санкционированного) поведения;
5. Тесная связь «фоновых ожиданий» с «социальными аффектами». «Фоновые ожидания» представляют собой основной механизм стандартизации, который феноменология должна выявить и описать.
Эти описания содержат типы социальных действий, системы типовых идентификаций и интерпретаций действий различных партнеров по общению, которые возникают в процессе коммуникации. Понимание людьми друг друга достигается с помощью «рефлексивности». Под рефлексивностью понимается определенная способность к распознаванию не того, что говорит партнер по общению или какой предмет разговора обсуждается, а как он это говорит. Распознается в первую очередь «метод говорения», который представляет собой достаточно широкую
гамму контекста высказывания. Можно говорить метафорически, иронично, иносказательно, нарративно, вопросительно или утвердительно, фальшиво, туманно, двусмысленно
В полевом исследовании рефлексивность позволяет пробиться к смыслу сказанного, через различия в терминологии, оговорки, неточности в формулировках, т. е. понять «что имелось в виду». Это похоже
на речевые традиции с определенными правилами, и если эти правила соблюдаются, то понимание возможно даже там, где внешне разговор выглядит бессмысленным. Рефлексия возникает, создается и поддерживается в процессе социального взаимодействия, когда партнеры как
бы постоянно неосознанно проводят своеобразный тренинг на тему: «догадайся, что я имею в виду».
Гарфинкель предложил способ, с помощью которого можно продемонстрировать возможности и ограничения рефлексивности участников взаимодействия, выявить их субъективизм, проявляющийся в «фоновых ожиданиях». Для этого надо нарушить «правила говорения» и действовать вопреки «фоновому ожиданию». Этот метод, который получил название «гарфинкелинг», проявляет «фон», являющийся контекстом разговора. Именно тесная связь «фоновых ожиданий» с «социальными аффектами» является ключом к выявлению латентных ожиданий и стоящих за ними моделей социального поведения. Аффекты в виде удивления, раздражения, тревожности, страха, вербальной
или невербальной агрессии играют для наблюдателя роль индикаторов для фиксации нарушения «правил» социального взаимодействия.