Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ведение. Ётот труд Ц часть отчЄта о двадцатилетних исследовани€х в области познаний туземных племЄн и их шаманских практик




Ётот труд Ц часть отчЄта о двадцатилетних исследовани€х в области познаний туземных племЄн и их шаманских практик, среди которых перепросмотр €вл€ет собой одну из наисильнейших.

ѕоскольку слово Ђшаманизмї сегодн€ неимоверно расширило спектр своего значени€ в сравнении с первоначальным своим смыслом у народов —ибири (откуда оно к нам и пришло), то кратко очерчу, как его понимаю € и как в дальнейшем намерен использовать на страницах своей книги.

¬ самом общем рассмотрении, шаман Ц это человек, наделЄнный знанием и силой контактировать со сверхъестественными силами Ц в основном, дл€ исцелени€ соплеменником. Ёти силы могут быть духами, божествами, природными —тихи€ми, энерги€ми или самим всемогущим √осподом.

Ѕуквально за последние двадцать лет произошла удивительна€ метаморфоза Ц шаманизм перестал Ђютитьс€ї в узконаучной сфере антропологических исследований, привлекши к себе внимание тех многих и многих, кого искренне интересуют практики целительства и духовного роста.

ѕервоначально такие люди только и мечтали о встрече с Ђнасто€щим шаманомї, чтобы сполна ощутить на себе воздействие его могучей силы и сверхъестественных возможностей. Ќо с годами исканий и экспериментов росла и искушЄнность Ц теперь они сами хот€т стать шаманами, исцел€€ других и принос€ радость в окружающий мир. Ќо есть тут и друга€ сторона медали: бесчисленные книги, группы и семинары предлагают всем желающим лЄгкий путь к овладению шаманскими способност€ми, соблазн€€ людей с низкой самооценкой возможностью стать важным в собственных глазах.

—амо неистовое желание открыть в себе сверхъестественные даровани€ есть лишь обратна€ сторона смутно ощущаемой бессмысленности повседневного существовани€. Ќе случайно дл€ современного человека шаманизм неразрывно св€зан с идеей власти Ц власти исцел€ть, мен€ть ход жизни, Ђулучшатьї судьбу, повелевать, обладать, контролировать.

* Ќаписание слов Ђтольтекї и Ђ“олтекї в оригинале, естественно, не €вл€етс€ различным. ћы решили сохранить различие между этими пон€ти€ми, основыва€сь на том, что так оно было обозначено в книгах  арлоса  астанеды (Ђ—офи€ї,  иев, 1992-2004), где слово Ђтольтекї означало принадлежность к народу тольтеков, а Ђ“олтекї Ц Ђвоин на ѕути «нани€ї. (—м. также книгу ‘рэнка ƒиаса Ђ≈вангелие от толтековї, Ђ—офи€ї,  иев, 2004 г.) Ц ѕрим. ред.

ћоЄ многолетнее пребывание среди мексиканских индейцев (пр€мых потомков древних тольтеков*, как € полагаю) обогатило мен€ совершенно иным взгл€дом на это €вление: шаманизм Ц это, прежде всего, служение, и лишь в самую последнюю очередь Ц власть.

Ќасто€щие шаманы, которых € знал, выполн€ли миссию служени€ соплеменникам как свою первейшую об€занность. » цен€тс€ они не по тому, насколько велика их сила, но насколько самоотверженно оказывают они помощь другим, не требу€ за это ничего взамен. ќни вечно беднейшие из беднейших, поскольку, охот€сь или возделыва€ землю наравне со всеми (чтобы прокормить себ€ и семью), большую часть времени трат€т на безвозмездное целительство.

»менно ввиду такой щедрости и благородства духа этих людей € всегда отказывалс€ употребл€ть слово Ђшаманизмї в том искажЄнном, но столь распространЄнном в наши дни смысле, о котором уже упоминал. ѕосмотрите, какое количество новоиспечЄнных Ђшамановї прит€зают сегодн€ на обладание высшими силами, почитаемые толпой ещЄ больших невежд, чем они сами!

Ќа прот€жении многих лет читал € лекции и вЄл семинары по всему миру, и некоторые из организаторов групп, рекламных агентов, менеджеров и журналистов порывались по разным причинам наречь шаманом и мен€. » не было случа€, чтобы € согласилс€ с этим. »бо хорошо знаю, сколь безраздельно посв€щают свою жизнь насто€щие шаманы служению ближнему без вс€кого намЄка на самовозвеличивание или требовани€ ответного вознаграждени€. я ни за что бы не осмелилс€ поставить себ€ на один уровень с этими людьми; поэтому мо€ аудитори€ никогда не будет столь ошеломл€юще велика, как у тех Ђвеликих Ќагвалейї и Ђшамановї, которым отчего-то по вкусу подобный глупый маскарад.

Ќа мой взгл€д, за импульсивной жаждой наречьс€ тем или иным звучным титулом стоит чувство собственной важности. » ничего, кроме вреда, оно не приносит как дл€ самого Ђгуруї, так и дл€ его последователей. я прекрасно понимаю: громкое им€, выгодный имидж Ц без этого сейчас нет ни рекламы, ни сборов, но свобода быть самим собой дл€ мен€ всЄ же больша€ ценность. ¬ конце концов, все мы когда-то умрЄм (раз уж когда-то родились), а смерть наши титулы и звани€ нисколько не впечатл€т.

–еальные шаманы совсем не похожи на Ђприлизанныеї до тошнотворности персонажи множества книг, посв€щЄнных этому вопросу. Ќа самом деле тела их часто до крайности измождены, сердца исстрадались, а души сотр€сает безмолвный плач. —егодн€ на глазах этих людей весь мир их существовани€ рушитс€ в такт Ђпобедоноснойї поступи белого человека. » они мужественно противосто€т этому. Ѕорютс€, чтобы выжить, борютс€, чтобы сберечь сокровищницу духовной традиции Ц не дл€ себ€, не только дл€ своих потомков, но дл€ всего мира, дл€ вас, дл€ мен€.

„то же делает их опыт столь ценным дл€ человечества? „удо неодолимого восхождени€ из мрачной бездны экзистенциального одиночества, в которой томитс€ современный человек, Ц восхождени€ до полного сли€ни€ с той несказанно-могучей и таинственной силой ”ниверсума, что именуетс€ ¬еликим ƒухом.

—амое же удивительное то, что, претвор€€ это чудо обретени€ утер€нного некогда единства, в то же врем€ они страдают от самой ужасной материальной нищеты. Ўаманы такие же существа из плоти и крови, как и мы с вами, им так же нужны кров, пища и одежда. Ќо что их, возможно, от нас отличает, так это уникальна€ способность превзойти боль и страдани€ физического быти€, чтобы достичь ƒуха и стать одним с Ѕогом. » вот что главное: быть может, то, что удаЄтс€ делать шаманам, удастс€ и нам? ќни показали путь, остальное Ц на нашей совести: решимс€ ли мы привнести чудо преображени€ в собственную жизнь.

ћой опыт соприкосновени€ с шаманизмом свидетельствует Ц цель отнюдь не в достижении личных целей. Ўаманы не действуют от себ€. ќни вместе со всем своим племенем Ц часть пам€ти о единстве с ƒухом, часть пути к нему, часть знани€, как жить с ним в мире и гармонии. Ёто и есть то, что именуют живой традицией, Ц не свод правил и верований, но скорее непрерывна€ практика претворени€ постигнутого в жизнь.

— одной стороны, шаман, несомненно, отдельна€ человеческа€ личность, но в магическом пространстве-времени осуществл€емого им ритуала его опыт, то, что он в это врем€ проживает, охватывает всех участников действа. ¬ этом смысле шаманский опыт и индивидуален, и коллективен одновременно, то есть доступен всем, кто участвует в ритуале.

» ритуал, и обретаемый в его ходе опыт имеют целью ¬озвращение утер€нного некогда единства с —илой, что движет всей ¬селенной и каждой еЄ частью. —в€щенное-профанное, вечное-бренное, дух-матери€, €-он Ц всЄ становитс€ ќдним в шаманическом видении. ƒве наши внутренние сущности Ц тональ и нагваль Ц вновь сход€тс€, воссоедин€€сь, и лишь тогда мы в состо€нии увидеть глубинную целостность своей двойственной природы.

* Ётот древний символ и сейчас красуетс€ на мексиканском флаге: пожирающий змею орЄл, что восседает на расцветшем красным цветком кактусе. ƒве сотни лет просуществовала могуча€ ацтекска€ импери€ Ц от 1325 года, времени основани€ ацтеками своей столицы “еночтитлан (совр. ћехико), до 1521 года, когда началась испанска€ конкиста.

Ёта целостность выражена тольтекским символом пернатого зме€ Ц  ецалькоатл€. Ќе покидающа€ землю «ме€ Ц это тональ, мир материальный. ѕар€щий в небе ќрЄл Цнагваль, ƒух. Ќо в отличие от эмблемы ацтеков Ц в когт€х у орла убита€ им зме€* Ц  ецалькоатль тольтеков €вл€ет собой сли€ние орла и змеи, духа и материи, гармонию между тоналем и нагвалем.

ƒл€ нас, современных людей урбанистической цивилизации, шаманский опыт значим вовсе не потому, что так Ђувлекательної, так Ђвосхитительної представл€ть себ€ пл€шущим дикий танец вокруг костра с бубном и погремушкой, но из-за отсутстви€ у нас умени€ найти путь к сли€нию с ƒухом. Ёта трагическа€ неспособность запускает необратимый процесс деструкции Ц как личностной, так и видовой, то есть угрожающей всему роду человеческому.

¬се эти годы мо€ работа заключалась в поиске той св€зующей нити, что соединила бы современное общество и шаманизм, бережно хранимый ещЄ некоторыми племенами. я всецело убеждЄн: коренна€ болезнь нашего времени Ц отсутствие должных практик, что позвол€ют помнить о сакральном Ђяї, обычно дремлющем в глубинах души, о нерасторжимой св€зи всего со всем в этой ¬селенной; и не только позвол€ют помнить, но и актуализируют всЄ это в ходе непосредственно переживаемого опыта.

Ќам нужны эти древние практики, модифицированные под наше врем€ и наше общество. Ќе достаточно лишь пытатьс€ имитировать племенные ритуалы давних времЄн, ведь они проводились дл€ сообществ земледельцев или охотников. Ќам же необходимы ритуалы дл€ обитателей Ђкаменных джунглейї Ц современных городов.

ћноголетние усили€ общества ЂЌовые “олтекиї служили именно этой цели Ц Ђпереложитьї шаманский опыт прошлых веков на ритмы нового времени, чтобы можно было и в наши дни свершать Ђпрыжок шаманаї к иному я, к обратной стороне реальности. ѕочему же мы в этом так нуждаемс€? ѕотому что не бывает исцелени€ без достижени€ целостности. “олько гармонизиру€ и воссоедин€€ пол€рности нашей двойственной природы, обретаем мы то, что по праву принадлежит нам изначально, Ц внутреннюю силу, здоровье, свободу.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 479 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

714 - | 636 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.