Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћечение, а не наказание в борьбе с сексу≠альными преступлени€ми




÷ель терапии, с точки зрени€ –айха, должна состо≠€ть в освобождении всех блоков тела дл€ достижени€ оргазма. –айха понимали превратно, из-за чего он под≠вергалс€ €ростным нападкам.

ќн полагал, что характер создает защиты против бес≠покойства, которое вызываетс€ в ребенке сексуальными чувствами и страхом наказани€. ¬начале страхи подав≠л€ютс€.  огда защиты станов€тс€ посто€нными, они превращаютс€ в черты характера и образуют панцирь. Ќевротические черты характера переживаютс€ не как симптомы невроза, а как составные части личности. Ќа них жалуютс€, но не пытаютс€ изменить. Ђ“акой уж € застенчивыйї. ћало того, их пытаютс€ рационализиро≠вать: Ђƒа, € от этого страдаю, но ведь иначе нельз€!ї » когда –айх имитировал характерные позы и жесты пациентов и предлагал им самим утрировать их, у паци≠ентов возникала мотивировка к их изменению. —ейчас дл€ этого используетс€ видеотренинг.

¬ качестве стратегии терапии –айх предлагал рас≠слабл€ть мышечный панцирь, что помогало психоанали≠тической работе. ѕостепенно акцент смещалс€ на рабо≠ту с телом. –айх предлагал пациенту усилить опреде≠ленный зажим, чтобы лучше осознать его, прочувство≠вать его и вы€вить эмоцию, котора€ св€зана с этой частью тела. «атем он стал работать с зажатыми мышцами, раз≠мина€ их руками.

–айх был убежден, что биоэнерги€ в индивидуаль≠ных организмах Ч один из видов универсальной энер≠гии, присутствующей во всех вещах. Ђќргоннуюї (кор≠ни слов Ђорганизмї и Ђоргазмї) энергию он понимал как специфическую биологическую энергию, котора€ управ≠л€ет всем организмом и выражаетс€ в эмоци€х и движе≠ни€х. ≈го критиковали, но никто не провер€л его экспе≠риментов.

Ћечение –айх рассматривал как распускание мышеч≠ного панцир€, который имеет семь защитных сегментов в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза (ср. с семью чакрами индийской йоги).

–аспускание мышечного панцир€ –айх проводил тре≠м€ способами: накопление в теле энергии путем глубо≠кого дыхани€, пр€мое воздействие на мышечные зажи≠мы (массаж); дискусси€ с пациентом, в которой вы€вл€≠ютс€ сопротивление и эмоциональные ограничени€.

¬от как описывает –айх сегменты защитного панцир€:

1. √лаза. Ќеподвижный лоб, Ђпустыеї глаза. —егмент удерживает плач.

2. –от. —лишком сжата€ или неестественно расслаб≠ленна€ нижн€€ челюсть. Ётот сегмент удерживает плач, крик, гнев. Ќа лице может быть кака€-нибудь гримаса.

3. Ўе€. —егмент удерживает гнев, крик и плач.

4. √рудь. Ўирокие мышцы груди, плеч, лопаток, вс€ грудна€ клетка и руки. —егмент удерживает смех, гнев, печаль и страстность.

5. ƒиафрагма. ƒиафрагма, солнечное сплетение, внутренние органы. «ащитный панцирь особенно заметен в положении лежа на спине. ћежду ни≠жней частью спины и кушеткой остаетс€ значи≠тельный промежуток. ¬ыдох сделать труднее, чем вдох. —егмент удерживает сильный гнев.

6. ∆ивот. Ўирокие мышцы живота м мышцы спи≠ны. Ќапр€жение мышц спины свидетельствует о страхе нападени€. —егмент удерживает злость и непри€знь.

7. “аз. ¬се мышцы таза и нижних конечностей. „ем сильнее защитный панцирь, тем более таз выт€нут назад. ягодичные мышцы напр€жены и болезнен≠ны. —егмент подавл€ет ощущение сексуального удовольстви€ и сексуальное возбуждение, а так≠же гнев. ѕережить сексуальное удовольствие не≠возможно, пока не разр€дитс€ гнев в тазовых мышцах.

 огда посредством терапии восстанавливаетс€ един≠ство организма, возвращаютс€ глубина и искренность, ранее утер€нные. Ђѕациенты вспоминают периоды ран≠него детства, когда единство ощущени€ тела еще не было разрушено. √лубоко тронутые, они рассказывают, как маленькими детьми они чувствовали единство с приро≠дой, со всем вокруг себ€, когда они чувствовали себ€ Ђживымиї, и как впоследствии это было разбито в кус≠ки и разрушено обучениемї. ќни начинают чувствовать, что ригидна€ мораль общества, котора€ ранее казалась естественной, становитс€ чуждой и неестественной. »змен€етс€ отношение к работе. ѕациенты начинают искать новую, более живую, работу, соответствующую их внутренним потребност€м и желани€м. “е же, кто интересуетс€ своей профессией, обретают новую энер≠гию, интерес и способности.

–айх считал, что защитный панцирь создал две лож≠ные интеллектуальные традиции: мистическую религию и механическую науку. ћеханицисты поражены глубинным страхом эмоциональности, жизненности, спонтан≠ности, и стрем€тс€ создавать ригидные представлени€ о природе. Ђћашина должна быть Ђсовершеннойї. ѕерфекционизм Ч сущностна€ характеристика механисти≠ческого мышлени€. ќно не признает ошибок; неуверен≠ности, неопределенности, не€сные ситуации избегаютс€ї.

ћистики остаютс€ частично в соприкосновении со своей жизненной энергией и способны на великие про≠зрени€. Ќо эти прозрени€ искажены аскетическими и антисексуальными тенденци€ми, отрицанием собствен≠ной физической природы и потерей контакта с собствен≠ным телом.

ќсновным источником неврозов –айх считал подав≠ление естественных инстинктов и сексуальности в ин≠дивидууме. Ёто подавление отмечаетс€ в течение трех основных фаз жизни: в раннем детстве, в период пол≠ового созревани€ и в течение взрослой жизни.

¬ детстве ребенка заставл€ют Ђдержать себ€ в ру≠кахї, требуют Ђхорошегої поведени€.

¬ подростковом периоде дети лишены реальной пол≠овой жизни; мастурбаци€ запрещаетс€. „то еще важ≠нее, общество в целом не дает подросткам найти значи≠мую осмысленную работу. ¬ результате надолго сохра≠н€етс€ инфантильна€ прив€занность к родител€м.

ј когда люди станов€тс€ взрослыми, они оказывают≠с€ в ловушке принудительного брака, к которому не го≠товы из-за предбрачного целомудри€. » хот€ в наше врем€ редко кто вступает в брак девственником, все же насто≠€щего сексуального опыта большинство не получает, ибо все делаетс€ тайком, нет соответствующего сексуально≠го образовани€, а девушки вступают во внебрачные сек≠суальные отношени€ не по желанию, а из-за страха ли≠шитьс€ партнера. ¬ результате нередко развиваетс€ деп≠рессивна€ симптоматика. –айх указывал, что брак в на≠шей культуре содержит в самом себе неизбежный кон≠фликт. —ексуальна€ неудовлетворенность с одной сто≠роны, экономическа€ зависимость, моральные ограниче≠ни€ и обычаи, с другой стороны, заставл€ют продолжать брачные отношени€. —емейна€ жизнь превращаетс€ в сплошное страдание, создает невротическую атмосферу дл€ последующего поколени€.

–айх был противником вс€кого подавлени€. Ђ“о, что живо Ч само по себе разумно. ќно становитс€ карика≠турой, если ему не дают житьї. —трах получени€ удо≠вольстви€ формирует панцирь характера, который €вл€≠етс€ основой Ђодиночества, беспомощности, поиска ав≠торитета, страха ответственности, мистических стрем≠лений, сексуальных страданий, импотентного бунтовщичества, равно как и покорности патологических типовї.

–айха совершенно зр€ обвин€ли в аморальности. ќн предвидел, что большинство людей из-за мощных защит не будет способно пон€ть его теорию и исказит его идеи. Ђ”чение живой ∆изни, подхваченное и искаженное че≠ловеком в защитном панцире, будет последним несчасть≠ем дл€ всего человечества...  ак стрела, выпущенна€ из ограничени€ туго нат€нутой тетивы, Ч искание скоро≠го, легкого и €довитого генитального удовольстви€ раз≠рушит человеческое обществої.

«ащитный панцирь отрезает нас не только от нашей внутренней природы, но и от социальных страданий во≠круг нас. Ђ»з-за трещины в современном человеческом характере природа и культура, инстинкт и мораль, сек≠суальность и успех кажутс€ несовместимыми. ≈динство культуры и природы, работы и любви, морали и сексу≠альности, которого человечество вечно жаждет, остает≠с€ несбыточной мечтой, но человек отвергает удовлет≠ворение биологических требований естественной сексу≠альности. ѕри этих услови€х истинна€ демократи€ и ответственна€ свобода остаютс€ иллюзией...ї

–айх не требовал каких-то внешних преобразований. Ђ¬се, что нужно, Ч это продолжать то, что вы всегда делали и хотели делать; делать свою работу, дать воз≠можность дет€м расти счастливыми, любить своих жен...ї

–айх считал, что защитный панцирь не дает человеку пережить сильные эмоции, ограничива€ и искажа€ вы≠ражение чувства. Ёмоции, которые блокируютс€ таким образом, никогда не устран€ютс€, потому что они не могут быть полностью выражены. ј если у человека блокировано удовольствие, это ведет к гневу и €рости. — точки зрени€ –айха, пережить позитивные чувства невозможно, пока не произошла разр€дка отрицатель≠ных эмоций.

–айх утверждал, что полное развитие интеллекта тре≠бует развити€ истинной гениальности.   сожалению, слова часто Ђскрывают €зык чувствї. Ђ¬о многих случа≠€х это доходит до того, что слова уже ничего не выражают, и говорение превращаетс€ просто в де€тельность со≠ответствующих мускуловї.

 аким врачом был –айх, можно судить по отзыву его ученицы: Ђя могла выдержать сокрушительность –айха, потому что любила правду. », как ни странно, € не была сокрушена. ¬о врем€ работы со мной у него все врем€ был люб€щий голос, он сидел р€дом со мной и застав≠л€л мен€ смотреть на себ€. ќн принимал мен€ и сокру≠шал лишь мое тщеславие и мою ложь. » € пон€ла в эти моменты, что подлинна€ честность и любовь у терапев≠та, как и у родителей, Ч это часто мужество быть как бы жестоким, если это необходимо. Ёто, однако, много≠го требует от терапевта, от его квалификации и его ди≠агностировани€ пациентаї.

—овременники не вполне могли оценить работы –ай≠ха. Ќо сейчас стало совершенно €сно, что они, €вились источником дл€ многих методов современной психоте≠рапии, ориентированных на тело. Ёто биоэнергетика Ћоуэна, массаж »ды –ольф, техника ‘.ћ. јлександера, австралийского актера, в которой основное внима≠ние удел€етс€ работе с позвоночником, метод ‘ельденкрайза, направленный на восстановление естественной грации и свободы движений, которой обладают все ма≠ленькие дети. ќн ввел в психотерапию упражнени€ из хатхи-йоги, гимнастику тай-дзи цюань и систему айки≠до. », наконец, идеи –айха можно проследить в Ђпер≠вичном крикеї янова и Ђголотропном дыханииї √рофа. ј нейролингвистическое перепрограммирование (ЌЋѕ) показывает, что лучше всего его методы подход€т дл€ кинестетиков.

‘редерик ѕерлс (1893Ч1970) родилс€ в Ѕерлине. ќн пишет о себе как о паршивой овце: он посто€нно воевал с родител€ми, его исключали из школы, он не в ладил с авторитетами. ¬о врем€ войны ѕерле, окончив университет, служил в армии. «атем он начал психоана≠литическое обучение в ¬ене. ¬ 1933 г. он бежал в ёж≠ную јфрику, где основал психоаналитический институт. ¬ 40-е гг. ѕерле порвал с психоаналитическим движени≠ем. ¬ 1946 г. эмигрировал в —Ўј, где продолжал разра≠батывать метод гештальттерапии. ¬ 1962 г. в Ќью-…ор≠ке он основал институт гештальттерапии. ≈го метод стал завоевывать широкую попул€рность. ќн получил разви≠тие и у нас в стране.

–асхождени€ ѕерлса с ‘рейдом касались, скорее, психотерапевтических методов, чем основных положе≠ний ‘рейда о важности неосознаваемой мотивации, ди≠намики личности. ѕолучив из гештальтпсихологии пред≠ставлени€ об организме как целом, ѕерле пон€л, что необходим подход, в котором индивид и его среда вы≠ступали бы посто€нно взаимодействующими част€ми пол€. ѕри этом каждый элемент поведени€ рассматри≠ваетс€ как посто€нно взаимодействующие части пол€ в интимных св€з€х с целым. ѕерле ставит акцент на оче≠видном, а не на подавл€емом. ќн подчеркивает важность рассмотрени€ ^ситуации в насто€щем, а не исследовани€ причин в прошлом. ќсознавание человеком того, как он ведет себ€ от мгновени€ к мгновению, более важно дл€ понимани€ себ€, чем понимание того, почему он ведет себ€ таким образом.

ѕерле утверждает, что организм имеет мириады пот≠ребностей, которые ощущаютс€, когда нарушаетс€ пси≠хологическое или физиологическое равновесие. ќрганизм пытаетс€ его восстановить. ѕо ѕерлсу, ни один инстинкт не €вл€етс€ основным: все потребности Ч пр€мое выра≠жение органических инстинктов. ѕри анализе Ђсопро≠тивлени€ї он подчеркивал форму этого избегани€, а не его содержание. ѕравильным вопросом €вл€етс€ Ђкак € избегаю осознани€?ї, а не Ђчто € не хочу осознавать?ї

ѕерле полагает, что каждый индивид, просто благо≠дар€ тому, что он существует, имеет огромный матери≠ал дл€ терапевтической работы. ¬ раннем детстве ребе≠нок Ђпроглатываетї (интроекци€) опыт взрослых, но он не в состо€нии его Ђпереваритьї, ассимилировать и ин≠тегрировать по-своему. Ётот непереваренный опыт ста≠новитс€ привычкой, чертой характера, патерном поведе≠ни€ и т.п. ¬есь этот материал необходимо Ђпереваритьї, ассимилировать и интегрировать или отторгнуть, ибо в противном случае человек будет жить не своей жизнью, не так, как ему нужно, а так, как его запрограммирова≠ли в раннем детстве родители, и напоминать утку ћюн-хаузена, которую поймали на удочку.

 ак происходит это программирование? ƒети такие, какие они есть, родител€м не нужны. » они заставл€ют детей делать не то, что им хочетс€, а то, что нужно им самим. –ебенку хочетс€ избить обидчика, а его застав≠л€ют просить у него прощени€, он хочет играть, а его заставл€ют учить уроки.   родител€м возникает чувст≠во ненависти, но оно не находит разр€дки, вытесн€етс€ в бессознательное. ”же во взрослой жизни человек на≠ходит себе дл€ общени€ примерно таких же людей, с которыми он общалс€ в раннем детстве, и безнадежно пытаетс€ завершить те же детские дела до тех пор, пока невроз не выбьет его из реальной жизни.

ѕерлc в своей практике использовал положени€ гештальтпсихологии, первое из которых Ч анализ частей не может помочь пониманию целого, поскольку целое определ€етс€ взаимосв€зью и взаимозависимостью час≠тей. ¬инегрет Ч это не капуста, не картофель, не мор≠ковь, не огурец; это Ч винегрет. ¬ыделенные из винег≠рета капуста, картофель, морковь, огурец не равны тому, чем они были в винегрете. “ак и выделенные из гештальта части не тождественны тому, чем они были ра≠нее.  .Ћевин рассматривал поведение как вектор всех сил, действующих в психологическом Ђжизненном пространствеї. ≈го представлени€ и легли потом в основу групповой психотерапии.

¬торое положение Ч организм приспосабливаетс€ к среде, достига€ оптимального равновеси€ и организации частей, и нельз€ изменить какую-то одну часть, чтобы при этом не изменились и другие. ќрганизм в данном поле выбирает дл€ себ€ нечто значимое. ќно становит≠с€ фигурой, а все остальное становитс€ фоном. ј выби≠рает организм то, что ему интересно и важно в данный момент. Ќа рис. 1 человек, испытывающий жажду, уви≠дит рюмку. ј человек с сексуальными проблемами Ч целующуюс€ парочку. Ќа рис. 2 повеса увидит привле≠кательную женщину, а женщина, котора€ не ладит со свекровью, Ч уродливую старуху. ¬се органы, ощуще≠ни€, движени€ мысли подчин€ют себ€ этой потребнос≠ти. ќни могут быстро сменить свои подчинение и функ≠цию, как только потребность удовлетвор€етс€, фигура отступает в фон.

¬ы уже целый час читаете с интересом эту книгу. »нтерес стал угасать, и по€вилось чувство голода, но необходимость продолжать чтение заставл€ет вас не

отрыватьс€ от книги. Ќа одном фоне две фигуры. ¬ы уже не усваиваете того, что написано здесь, и в то же врем€ вас беспокоит чувство голода. ∆изнь становитс€ серой. ѕрекратите чтение, пройдите на кухню, заверши≠те гештальт, св€занный с чувством голода.  ак только удовлетворитс€ потребность в еде, фигура (чувство го≠лода) отступит в фон, и вы вновь с интересом будете читать книгу. ѕон€ти€ гештальтпсихологии великолеп≠но объ€сн€ютс€ √.Ќ.  рыжановским. ¬ сооветствии с его теорией о детерминантных структурах во врем€ той или иной де€тельности в головном мозгу из отдельных цент≠ров формируетс€ детерминантна€ структура. ќдин из этих центров становитс€ детерминантным. ќстальные ему подчинены.  огда действие совершено, структура(гештальт) распадаетс€, и освободившиес€ от детерминантного очага центры вступают в св€зь в другой ком≠бинации в зависимости от потребностей организма, а детерминантным центром становитс€ другой участок мозга.

ѕерле утверждал, что кажда€ встреча врача с паци≠ентом Ч это экзистенциальна€ встреча человеческих

–ис. 2

 

существ, а не разновидность классического отношени€ между терапевтом и больным. Ћюди твор€т и раскрыва≠ют свои миры. ”м (сознание) понимаетс€ ѕерлсом как интенци€ (намерение) и не должен рассматриватьс€ отдельно от того, что мыслитс€.  аждый психический акт Ч это интенци€, и он не может пониматьс€ отдель≠но от того, что мыслитс€, а каждое намерение должно быть понимаемо из самого себ€, а не с точки зрени€ более фундаментального акта. ѕонимание иногда стано≠витс€ утонченной формой невежества. ≈сли мы поймем красный цвет с точки зрени€ определенной длины во≠лны, то мы упустим самое главное Ч сам красный цвет. Ёто так, потому что это так. ѕричинные объ€снени€ недостаточны дл€ понимани€ действий и намерений че≠ловека. ¬от почему в трудах ѕерлса нет цепи аргумен≠тов. ¬ы можете на основании собственного опыта при≠н€ть или отвергнуть его положени€.

 

ќсновные положени€ гештальттерапии

 

1. ќрганизм Ч это единое целое как в отношении организменного функциониро≠вани€, так и с точки зрени€ создани€ единого пол€ де€≠тельности. ћежду ментальной и физической де€тель≠ностью нет пропасти. ѕросто ментальна€ де€тельность осуществл€етс€ на более низком энергетическом уров≠не, чем физическа€.  огда интенсивность реакции орга≠низма на среду уменьшаетс€, физическое поведение пре≠вращаетс€ в ментальное, когда увеличиваетс€, металь≠ное поведение превращаетс€ в физическое. “о, что де≠лает человек, дает много информации о нем, как и то, что он говорит и о чем думает. ћежду индивидом и его средой имеетс€ контактна€ граница. ” здорового она подвижна, посто€нно допускает как контакт со средой, так и уход из нее.  онтакт Ч это формирование гештальта, уход Ч его завершение. ” невротика контакт и уход искажены. Ќе закончив одно дело, невротик при≠нимаетс€ за другое. »ндивид оказываетс€ перед конгло≠мератом гештальтов, которые в той или иной мере не закончены, не полностью сформированы или заверше≠ны.  лючом к ритму контактов и уходов €вл€етс€ иерар≠хи€ потребностей. ƒоминирующа€ потребность про€в≠л€етс€ как фигура на фоне остального, что есть в лич≠ности. Ёффективное действие направл€етс€ в сторону доминирующей потребности. Ќевротики неспособны определить и почувствовать, кака€ потребность €вл€ет≠с€ доминирующей. Ќередко эта потребность вытесн€ет≠с€ из сознани€, и тогда все действи€ оказываютс€ неэф≠фективными.

ѕриведу пример.

 

ќдин пациент был раздосадован недостойным пос≠тупком своего друга. ¬ дискуссии мы безуспешно пыта≠лись решить эту проблему, затем вы€снилось, что у него были напр€женные отношени€ с отцом. » здесь наши советы оказались неэффективными. Ќо как только мы стали обсуждать его взаимоотношени€ с при€тельни≠цей, то довольно быстро нашли решение проблемы. ћы даже выработали правило: если что-то не получаетс€, значит, не то делаешь.

2. Ђ«десь и теперь* (Ђhere-and-nowї). Ќевротик не способен жить в насто€щем, поскольку несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты). »х внимание, по крайней мере частично, привлекаетс€ эти≠ми ситуаци€ми, поэтому им не хватает ни осознани€, ни энергии, чтобы полно жить в насто€щем.  ак можно быть эффективным в сексе, если ночью думаешь о днев≠ном конфликте? ’орошо, что еще это осознаешь. ј если незавершенные гештальты не осознаютс€? —уть гештальтистского подхода как раз и состоит в том, чтобы не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травми≠рующей ситуации, а предложить пациенту сосредоточить≠с€ на осознавании того, что переживаетс€ в насто€щем: фрагменты травмирующих ситуаций из прошлого неиз≠бежно всплывут как часть опыта в насто€щем. “огда пациенту предлагаетс€ вновь проиграть их и пережить, чтобы закончить и ассимилировать их в насто€щем.

¬от один характерный пример.

 

Ѕольной с неврозом нав€зчивых состо€ний страдал от издевательств своего начальника и подшучиваний друзей. ѕервый момент он осознавал, и нам удалось с этим справитьс€. Ќо состо€ние не улучшалось.  огда удалось вы€снить, что еще больше он страдал от дру≠жеских шуток, то решение этой проблемы привело к значительному улучшению. ќдин из его при€телей уди≠вилс€:

-Ђ“ы ведь никогда так не реагировалї.

Ќа что наш больной ответил:

-ЂЌет, € всегда так реагировал, но только после того, как с тобой прощалс€. ¬ел мысленные раз≠говоры с тобой ночью в постели. Ѕольше не хочу с то≠бой спать. “еперь € тебе ответил, и ты поспи со мной, а у мен€ есть с кем спатьї.

“ревожность ѕерле определ€л как напр€жение меж≠ду Ђсейчасї и Ђтогдаї. Ќеспособность прин€ть это на≠пр€жение заставл€ет невротика планировать, репетиро≠вать свое будущее. Ёто отвлекает от насто€щего, посто≠€нные репетиции создают незаконченные ситуации. –аз≠рушаетс€ открытость в будущее. Ёто часто про€вл€етс€ вопросом: Ђј вдруг станет хуже?ї или ответом на во≠прос о самочувствии: Ђѕока хорошо!ї ј ведь сейчас хорошо! ∆изнь в насто€щем сама по себе есть нечто хорошее.

3. * ак важнее, чем почему*. Ђ≈сли € понимаю, как делаю, то € в состо€нии пон€ть и само действиеї.  аждое действие имеет много причин, и кажда€ причи≠на сама имеет множество причин. ќбъ€снение этих при≠чин все дальше уводит от понимани€ самого действи€. ¬ гештальттерапии акцент делаетс€ на возрастающем осознании человеком своего поведени€, а не на растра≠ты энергии на исследование того, почему он ведет себ€ таким образом. Ёти идеи позволили нам сформулиро≠вать правило общени€: ЂЌе интересуйс€, почему чело≠век именно так поступает, а проси, чтобы он совершал те поступки, которые тебе необходимыї.

4. —ознавание. ѕо ѕерлсу, процесс роста Ч это рас≠ширение зон самосознавани€, а основной фактор, пре≠п€тствующий росту, Ч избегание самоосознавани€. ѕерле рассматривал здорового зрелого индивидуума как самосто€тельное саморегулирующеес€ существо. ќн раз≠вил пон€тие континуума сознавани€. ѕрерывание само≠сознавани€ не дает человеку проработать непри€тнос≠ти. ќн остаетс€ лицом к лицу с незаконченной ситуа≠цией. —ознавать Ч это значит все врем€ удел€ть внима≠ние посто€нно возникающим в собственном воспри€тии фигурам.

ѕерлс полагает, что у человека есть три зоны созна≠вани€: сознавание себ€, сознавание мира и сознавание того, что лежит между тем и другим Ч своего рода проме≠жуточна€ зона фантазии. Ёту промежуточную зону иссле≠довал ‘рейд, который забыл такие зоны, как себ€ и мир.

ѕерле дает два критери€ психологического здоровь€ и зрелости: опора на себ€ и переход на саморегул€цию, тогда как незрелый человек пытаетс€ манипулировать другими людьми и мен€ть ситуацию. “ерапевтический процесс направлен на созревание организма, который обладает способностью достигать оптимального равно≠веси€ внутри себ€ и между собой и средой. Ќадо не жаловатьс€ на волны, а обучатьс€ в них плавать. —амо≠регулируемые опирающиес€ на себ€ индивиды характе≠ризуютс€ свободным изменением и отчетливым форми≠рованием фигуры-фона, в выражении своих потребнос≠тей в контакте и уходе. ќни знают о своих способност€х и возможност€х выбирать средства дл€ удовлет≠ворени€ потребностей, когда эти потребности возника≠ют. ќни сознают границы между собой и другими и вни≠мательны к различению своих фантазий о других и сре≠де и того, что воспринимаетс€ в непосредственном кон≠такте. ѕути психологического роста ѕерле видит в за≠вершении ситуаций, или гештальтов.

Ќевроз ѕерле рассматривает как п€тиуровневую структуру. –ост и освобождение от невроза происходит по мере прохождени€ этих п€ти уровней.

ѕервый уровень Ч уровень клише (Ђƒоброе утрої, Ђƒо свидани€ї и т.п.), уровень знакового существовани€.

¬торой уровень Ч уровень ролей, или уровень игр. ќн (как будто) характеризуетс€ тем, что на нем мы притвор€емс€ такими, какими хотели бы быть: компетент≠ным бизнесменом, всегда очаровательной девушкой и т.п.

–еорганизовав эти два уровн€, мы достигаем треть≠его уровн€ Ч уровн€ тупика, или фобического избега≠ни€. «десь мы переживаем пустоту. Ёто критический момент. ќн иногда напоминает депрессию. Ѕлизкие люди вдруг станов€тс€ чужими, дело оказалось неинтересным, все, что раньше было важным, стало ненужным. » тут некоторые индивиды оп€ть возвращаютс€ к знаковому существованию и игранию ролей.

≈сли мы способны поддержать сознавание себ€ в этой пустоте, то достигнем четвертого уровн€ Ч уровн€ умирани€, или внутреннего взрыва. —тара€ личность с ее защитами умерла, а высвободивша€с€ энерги€ про€в≠л€етс€ четырьм€ вариантами взрыва: взрыв гор€ и печа≠ли, взрыв гнева, взрыв оргазма у людей сексуально за≠блокированных, взрыв смеха и радости. Ќе следует кон≠тролировать энергию этих взрывов.

ѕ€тый уровень Ч уровень эксплозивный, уровень внешнего взрыва. ѕодлинна€ личность осознает его.

Ќевротики, т. е. те, кто прерывает свой рост, не при≠нимают собственных потребностей, а также не могут провести четкое разграничение между собой и осталь≠ным миром. ќбычно при этом человек чувствует про≠никновение слишком глубоко в себ€ границ социальной среды (Ђ“ы должен!ї). Ќевроз состоит в защитных ма≠неврах, предпринимаемых индивидом, чтобы уравнове≠сить себ€ в этом нападающем мире.

»меютс€ четыре основных невротических механизма искажени€ границ, преп€тствующих росту: интроекци€, проекци€, сли€ние и ретрорефлекси€.

»нтроекци€, или Ђпроглатывание непережеваннымї Ч это механизм, посредством которого люди при≠сваивают стандарты, нормы, способы мышлени€. ќни не станов€тс€ их собственными, не ассимилируютс€, не Ђпе≠ревариваютс€ї. ќдно из следствий интроекции: инди≠вид перестает различать, что он действительно чувству≠ет, а что другие хот€т, чтобы он чувствовал. ј если требовани€ интроектов противоречивы, то ему кажетс€, будто его рвут на части. »нтроекты необходимо Ђпере≠варитьї или Ђотрыгнутьї.

¬от как описывает пациент этот процесс.

 

Ђƒолгое врем€ принцип: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, € понимал буквально. ћой жизненный путь наметил отец. я должен был занимать≠с€ наукой. ƒл€ этого надо пойти в научный кружок, там вз€ть тему, затем поступить в аспирантуру, быстро за≠щититьс€, стать ассистентом, затем доцентом, а после защиты докторской диссертации и профессором. Ћегче всего это сделать, если зан€тьс€ хирургией. » хот€ у мен€ к хирургии не было большой склонности, € стал ею заниматьс€. Ќо в клинику не пошел, а стал зани≠матьс€ оперативной хирургией, чтобы быстрее начать делать сложные операции, правда, на собаках, и быст≠рее защититьс€. Ѕыли и определенные успехи Ч не≠сколько удачных сообщений на студенческих научных конференци€х. ѕосле института € безуспешно пыталс€ поступить в аспирантуру. ѕотом € хотел защитить дис≠сертацию как соискатель.   этому времени € уже стал терапевтом, но тематика научных работ была св€зана с лабораторными исследовани€ми, которые мен€ не очень интересовали.  арьера не получалась. Ќе все ладилось и в личной жизни. Ќачались болезни. ѕосле психотера≠певтического лечени€ € вдруг пон€л, что мечтать стать генералом надо дл€ того, чтобы быть хорошим солдатом ( интроект Ђпереварилс€ї. Ч ћ.Ћ .). я увлекс€ психоте≠рапевтическими методами лечени€, выздоровел сам и стал успешно лечить своих больных. ћысли о том, что≠бы двигатьс€ по служебной лестнице, мен€ не посеща≠ли (Ђ отрыгиваниеї интроекта. Ч ћ.Ћ .). Ќаучный мате≠риал накапливалс€. я сделал несколько сообщений. ћне предложили оформить все это в диссертационную рабо≠ту. ¬скоре пришло и повышение по службе. » ведь вер≠но, что успех Ч побочный продут правильно организо≠ванной де€тельности!ї

ѕроекци€ Ч это тенденци€ переложить ответствен≠ность за то, что исходит от себ€, на другого, поместить вовне то, что принадлежит тебе самому. ѕонимание про≠екции в системе гештальттерапии соответствует трак≠товке защитных механизмов других школ. ѕроецирую≠щие люди вид€т свои неосознаваемые качества в других люд€х. ќни вид€т Ђсучок в глазу брата своегої, но не замечают Ђбревна в собственном глазуї.

—ли€ние делает невозможным здоровый ритм кон≠такта и ухода, поскольку контакт и уход подразумевают Ђдругогої. —ли€ние также делает невозможным прин€≠тие различий между людьми. „еловек, страдающий сли≠€нием, нередко за€вл€ет, что Ђвсе одним миром маза≠ныї. ћама, страдающа€ сли€нием со свои собственным ребенком, рассказыва€ о нем, говорит Ђмыї. Ђ¬от поба≠ловатьс€ мы любим, а вот чтобы заниматьс€ Ч это нам не нравитс€ї.

–етрофлекси€ Ч это обращение энергии против самого себ€ вместо того, чтобы направл€ть ее на изме≠нение среды. Ёта форма защиты еще называетс€ Ђока≠менелостьї: Ђ√отов убить его, но держу себ€ в рукахї, т.е. убиваю себ€. »ногда кулаки стискиваютс€ так, что ногти впиваютс€ в ладони, губы прикусываютс€ до кро≠ви. Ќо чаще всего убийство самого себ€ идет путем раз≠вити€ психосоматических расстройств: артериальной гипертензии, инфарктов, кровоизли€ний, €зв и пр.

Ђ»нтроектор делает то, чего хот€т от него другие, проецирующий делает другим то, в чем их обвин€ет; человек, наход€щийс€ в патологическом сли€нии, не знает, кому что делает; ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим... »нтроектор обнаружива≠ет себ€, когда говорит Ђ€ї вместо Ђониї; проекци€ обна≠руживает себ€ употреблением местоимени€ Ђониї, ког≠да реальное значение Ч Ђ€ї; ѕри сли€нии используетс€ местоимение Ђмыї; ретрофлектор обнаруживает себ€ употреблением рефлективныхс€, себ€ї.

ƒанные механизмы редко действуют отдельно друг от друга. √лавное, что при этом происходит, Ч наруше≠ние чувствовани€ границы.

ѕерлс считал, что в нашем обществе слишком пере≠оцениваетс€, а точнее, не там, где надо, используетс€ интеллект. ќн больше верил в мудрость организма, но ее он понимал, скорее, как интуицию. ѕерле полагал, и отчасти можно с ним согласитьс€, что в нашей культуре переоцениваетс€ словоговорение. ќн назвал три его уров≠н€: цыпл€чий помет (болтовн€ в обществе), бычье дерь≠мо (извинени€, рационализаци€), слоновь€ стру€ (тео≠ретизирование).

«адача лечени€ в гештальттерапии Ч возвращение потенциала, задержанного мышечными напр€жени€≠ми. ¬рач в гештальттерапии фрустрирует больного. ”довлетвор€ет его потребность во внимании и прин€≠тии, но в то же врем€ отказывает ему в поддержке. ¬ процессе лечени€ больной начинает осознавать и видеть, как он играет роли. ќбычно гештальттерапи€ проводитс€ в группе.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 877 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

745 - | 681 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.041 с.