Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕредшественники: —ократ, ”. ƒжемс




»стори€ психотерапии уходит в глубь веков и описана во многих руководствах. ѕовторений, по-видимому, не избежать. » на полноту изложени€ € не претендую. ¬ основном буду рассматривать те пол≠ожени€, которые вошли в систему целенаправленного моделировани€ эмоций. ѕривод€ исторические данные, € расскажу о самом методе. Ќе исключено, что кто-то этим и ограничитс€. ¬ообще читать учебное пособие от корки до корки как художественную книгу никто не бу≠дет, и грех мне претендовать на это, но очень хотелось бы, чтобы оно читалось взахлеб.

ј теперь обратимс€ к —ократу. —ократ (469-399 до н. э.) был сыном скульптора и сам стал бы скульпто≠ром, если бы его не освободил от мастерской и не дал ему образовани€  ритон, привлеченный его душевной красотой. ѕон€в, что физическа€ философи€ современ≠никам безразлична, он стал рассуждать о нравствен≠ной философии по рынкам и мастерским. —ама его биографи€ и образ жизни могут служить образцом, к которому следует стремитьс€ и нам, врачам, и нашим подопечным.

ќсновные положени€ научной психотерапии изложе≠ны —ократом в диалоге Ђ’армидї. ѕересказывать антич≠ных авторов дело неблагодарное Ч все равно получитс€ длиннее. ѕерейду к цитированию. Ђ ак не следует пы≠татьс€ лечить глаза отдельно от головы и голову Ч от≠дельно от тела, так и не следует лечить тело, не леча душу, и у эллинских врачей именно тогда бывают неуда≠чи при лечении многих болезней, когда они не призна≠ют необходимости заботитьс€ о целом, а между тем, если целое (здесь и далее выделено мною. Ч ћ.Ћ.) в пло≠хом состо€нии, то и часть не может быть в пор€дке. »бо все Ч и хорошее и плохое Ч порождаетс€ в теле и во всем человеке душою, именно из нее все проистекает, точно так же, как в глазах все проистекает от головы. ѕотому-то и надо прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова и все осталь≠ное тело хорошо себ€ чувствовали. Ћечить же душу... должно соответствующими заклинани€ми, последние же представл€ют собой не что иное, как ¬ерные речи: от этих речей в душе укорен€етс€ –ассудительность, а ее укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровь€ и в области головы и в области всего тела.... ѕусть ни≠кто не вздумает убеждать теб€ излечить ему голову с помощью этого лекарства, если он прежде не даст под≠лечить с помощью заговора его душу. Ќыне распростра≠ненной среди людей ошибкой €вл€етс€ попытка некото≠рых из них лечить либо одним из этих средств, либо другим. ќн [учитель —ократа] наказывал весьма настой≠чиво, чтобы € не поддавалс€ на уговоры ни богатых лю≠дей, ни знатных, ни красивых и не поступал бы вопреки этому наставлению. я же послушаюсь его (ведь € же покл€лс€ ему, так что мне необходимо повиноватьс€!), и если ты пожелаешь, согласно наставлени€м чужеземца, предоставить мне душу, чтобы заговорить ее заговором, то € присовокуплю к этому и лекарство; если не поже≠лаешь, то у мен€ нет средства помочь тебе, мой милый ’армид.  ритий, услышав мои слова, воскликнул:

Ч ћой —ократ, головна€ боль была бы дл€ юноши истинным даром √ермеса, если бы вынудила его ради головы усовершенствовать и свой разум!ї

«десь отражены современные положени€ о необходи≠мости психотерапии во всех област€х медицины, пра≠вильно решена психосоматическа€ проблема, поставлен вопрос о необходимости комплексного лечени€, заложе≠ны идеи гештальттерапии, показана св€зь меду эмоци€≠ми и мышлением. —ейчас ведь уже доказано, что при творческом мышлении в кровь выбрасываютс€ эндорфины, весьма благопри€тно вли€ющие на адаптационные процессы. ј  ритий указывает на сигнальное значение симптома и как бы намекает, что болезни возникают из-за отсутстви€ рассудительности, что ведет к неправиль≠ному образу жизни и болезн€м.

“еперь позволю себе сразу перейти к XIX в. ”иль€м ƒжемс (1848Ч1910) Ч наиболее €рка€ фигура в ис≠тории мировой психологии. ≈го идеи широко использо≠вали основатели современных психотерапевтических на≠правлений. ќн Ч первый профессор психологии в √ар≠вардском университете, создатель первой психологиче≠ской лаборатории в јмерике. —реди основателей науки психологии ƒжемсу принадлежит особое место. ѕо сути, им обозначен целый р€д устремленных в будущее на≠правлений продуктивного развити€ новой отрасли зна≠ний. ќн осознавал, что ни один исследователь не может быть совершенно объективным. ѕозднее эту мысль под≠черкивал Ё.‘ромм, когда говорил, что ”читель всегда несет в себе этические импликации: если ученики вер€т в то, чему вы их учите, и действуют в соответствии с этой верой, ваше учение имеет реальные последстви€. » € хочу, чтобы вы мне поверили (а дл€ этого вначале хочу вас убедить). ¬от почему ƒжемс не занималс€ раз≠витием единого подхода.

≈го философи€ €вилась предшественницей бихевио≠ризма, экзистенциальной психологии, гештальттерапии, роджеровского подхода. ќн легко мирилс€ со взгл€да≠ми, которые противоречили его собственным. ќн указы≠вал, что в каждом личном сознании мысли все врем€ мен€ютс€. ј если не мен€ютс€, то это уже не мысль, а штамп, ибо только при поверхностном подходе многое кажетс€ повтор€ющейс€ мыслью.

Ђќт года к году мы видим вещи в новом свете. “о, что было нереальным, переросло в реальное, то, что было волнующим, стало скучным. ƒрузь€, определ€вшие наш мир, стали бледными тен€ми, женщины, когда-то божес≠твенные, звезды, ветры, воды Ч все переменилосьї.

—ознание селективно; Ђоно всегда интегрируетс€ бо≠лее одной частью объекта, чем другой, оно принимает и отвергает или выбирает все врем€, пока оно мыслит.

„то определ€ет выбор Ч это и есть тема большей части психологииї. Ђ“олько то, что € заметил, формирует мой ум. ћой опыт Ч это то, на что € согласилс€ обра≠тить внимание. “олько интерес создает акценты и аспекты, свет и тени, фон и фигуру Ч одним словом, воспринимаемую перспективуї. Ќетрудно заметить, что здесь уже намечены идеи гештальтпсихологии, в основе которой лежит целостный подход, а одним из централь≠ных пон€тий €вл€етс€ пон€тие фигуры-фона.

¬клад ƒжемса в психологию трудно переоценить. ќн много говорил о привычках. ѕривычка отличаетс€ от инстинкта тем, что она создаетс€, может быть изменена или устранена сознательным управлением. Ђѕривычка упрощает движени€, необходимые дл€ достижени€ оп≠ределенного результата, делает их более точными и ме≠нее утомительными. ѕривычка уменьшает сознательное внимание, с которым исполн€ютс€ наши действи€. ‘ак≠тически наши добродетели €вл€ютс€ привычками, как и пороки. ¬с€ жизнь есть лишь сумма привычек... неот≠вратимо влекущих нас к нашей судьбе, какова бы она ни былаї (основы сценарного анализа Ё.Ѕерна).

Ђќбычно мы видим лишь то, что предвосхищаем, пред≠полагаемї, а может быть, хотим увидеть. ѕочему одна иде€ принимаетс€, а друга€ отвергаетс€? ƒжемс счита≠ет, что частично это эмоциональное решение. “еори€ должна быть логичной и эмоционально приемлемой. ƒа и все решени€ должны быть эмоционально приемлемы≠ми.   кому мы обращаемс€ за советом? ѕить мне водку или нег? я заранее знаю, что мне скажут родители, учи≠тел€, друзь€. » если дл€ мен€ эмоционально приемлемо пить водку, € за советом обращусь к тому, кто мне это посоветует. Ќе трудно заметить, что здесь описан один из феноменов психологической защиты, который психо≠анализ назовет рационализацией.

‘ормирование привычки ƒжемс сравнивал с нама≠тыванием клубка, лотерею.  ак только прекращаешь наматывать, сразу начинает разматыватьс€. ќн призы≠вал больше довер€ть разуму. Ђƒайте своим эмоци€м прийти или дайте им уйти... и в любом случае не прида≠вайте им значени€. ќни не имеют отношени€ к делу. ќни лишь индикатор вашего темперамента или физи≠ческого состо€ни€ (уже здесь заметен когнитивный подход. Ч ћ.Ћ.).

Ёмоциональный взрыв Ч одно из средств разруше≠ни€ укоренившихс€ привычек; он освобождает челове≠ка, дает ему возможность попробовать вести себ€ по-новому. ƒело не в самом событии, а в том, как реагиру≠ет на него индивидї.

ѕреп€тствием дл€ личностного роста ƒжемс считал дурные привычки и неурегулированные эмоции. ќн пол≠агал, что необходимо что-то делать с эмоциональной энергией, блокирование которой ведет к заболеванию. Ќо он подчеркивал, что нет необходимости выражать сильные эмоции, если это может повредить другим и себе. »бо причиненный вред в свою очередь вызовет сильную отрицательную эмоцию. ¬озникнет порочный круг. Ќо какой-то выход найти необходимо, чем и зани≠мались более поздние школы психотерапии. ƒжемс при≠зывал почаще выражать благородные чувства, но в меру, ибо кажда€ добродетель, если она принимает преувели≠ченную форму, приносит вред своему обладателю.

ƒжемс выдвинул пон€тие о психологической сле≠поте Ч неспособности пон€ть другого человека. ћы не осознаем своей психологической слепоты (смотрим, но не видим), и это основной источник наших непри€тнос≠тей. ћы начинаем решать за других, что дл€ них хоро≠шо, что им нужно, чему их следует учить... и впадаем в ошибку (описаны вытеснение и проекци€).

Ёта слепота не дает осознавать интенсивность насто≠€щего момента. ј ведь всегда Ђесть Ђизюминкаї, вкус, волнение реальностиї. “ак мы часто тер€ем сознавание, контакт с природой. «десь можно узнать принципы гештальттерапии Ч жить Ђздесь и теперьї и осознавание.  ак подчеркивал ƒжемс, Ђнас приучают искать исклю≠чительное, избранное (жить в будущем. Ч ћ.Ћ.) и не обращать внимани€ на обычное... ћы растем глухими и нечувствительными к более элементарным и общим ра≠дост€м и благам жизниї.   другим про€влени€м слепо≠ты он относил неспособность выражать чувства, отсут≠ствие чувства меры, попустительство собственным дур≠ным привычкам.

ƒжемс полагал, что, когда мы воспринимаем ситуа≠цию, возникает инстинктивна€ физическа€ реакци€, а затем мы уже осознаем эмоцию. Ёмоци€, с его точки зрени€, основана на узнавании этого физического чув≠ства, а не исходной ситуации. ћы чувствуем печаль, потому что плачем, нам весело, потому что смеемс€. Ёто положение подтверждаетс€ психофармакологией. ѕрепараты создают определенное физическое состо€ние, и по€вл€етс€ соответствующа€ эмоци€. ”лыбайтесь, и вам будет весело. Ќа основе теоретических положений ƒжемс разработал р€д практических рекомендаций, са≠ма€ известна€ из которых Ђkeep smilingї (держи улыб≠ку). —в€зь эмоций с мышечными движени€ми и де€тель≠ностью внутренних органов лежит в основе современ≠ной аутогенной тренировки.

»звестна формула ƒжемса: самоуважение = успех: уровень прит€заний. ѕри отказе от последних человек испытывает такое же облегчение, как и при их удовлет≠ворении. Ђ ак прекрасен день, когда мы отказались от стремлени€ быть молодыми или стройными. —лава богу, говорим мы, с одной иллюзией покончено.... ”меньшите свой уровень прит€заний, и у ваших ног будет весь мирї.

Ѕольшой вклад внес ƒжемс в развитие педагогики. ќн говорил
, что обучение будет успешным тогда, когда содержание обучени€ будет соответствовать потребнос≠т€м и интересам учащихс€ или хот€ бы казатьс€ соот≠ветствующим. ”ченики должны осознавать св€зь между тем, чему они учатс€ и их собственными нуждами. ¬ преподавание необходимо посто€нно вводить новое. Ђѕредмет требует обогащени€, ибо от неизменного пред≠мета внимание неизбежно ускользает.

¬начале следует выработать и развить у себ€ способ≠ность, потребность и привычку учитьс€. Ќа этом этапе содержание обучени€ не имеет значени€. Ђ“огда мы сде≠лаем нашу нервную систему помощником, а не против≠ником. ¬се наши приобретени€ консолидируютс€ в ка≠питал, и мы легко сможем жить на проценты с этого капиталаї.

”.ƒжемс изучал и психоделические состо€ни€. ќн экспериментировал с закисью азота (весел€щим газом). Ђ” мен€ было чувство интенсивного метафизического озарени€. ”м видит логические св€зи с очевидной тон≠костью и внезапностью, не имеющей параллели в обыч≠ном сознании. ƒальнейшие исследовани€ этих психоде≠лических состо€ний привело к разработке таких мето≠дов, как Ђвторое рождениеї (—.√рофф) и Ђпервичный крикї (янов).

»звестны исследовани€ ”.ƒжемса, посв€щенные био≠логической обратной св€зи. ќн выдвинул положение о двух видах воли: активной и пассивной. Ќас учат быть настойчивыми, упорными, преодолевать те силы, которые мешают делать то, что мы хотим. Ќо мы не обучены быть пассивными. ѕассивна€ вол€ определ€≠етс€ как способность не вмешиватьс€, дать событи€м происходить так, как они происход€т, Ђне старатьс€ї. “огда человек научаетс€ медитации, которую можно использовать даже при лечении рака, наркомании и алкоголизма.

√ипноз ƒжемс рассматривал как орудие дл€ изуче≠ни€ сознани€, а не как метод лечени€. ќн изучал и эк≠страсенсорные €влени€, но исследовал лишь доступные ему случаи и не создавал теоретических моделей. ќн высказал предположени€, что между матерью и груд≠ным ребенком существует телепатическа€ св€зь, что на основе телепатии возникает чувство эмпатии.

ƒжемса заботило, что люди делают со своей жизнью; он был сторонником активной, вовлеченной, дей-ственнной в Ђгуще жизниї науки. » психотерапевты до сих пор идут по его следам. ƒжемс также оказал чув≠ствительное вли€ние на образование, философию и пси≠хологию. ≈го то принимали, то охаивали.

„тение книг ƒжемса доставл€ет удовольствие. ќ том, как он писал, можно судить по следующему отрывку. ќчень важно, чтобы учител€ пон€ли важность привы≠чки, и психологи€ оказывает нам в этом большую по≠мощь. ћы, правда, говорим о дурных и хороших привы≠чках; но большей частью, говор€ о привычках, имеем в виду дурные: привычки к курению, ругательствам, пь€н≠ству, а не привычку к воздержанности, к умеренности или привычку к мужеству. Ќо факт состоит в том, что наши добродетели Ч такие же привычки, как и наши пороки. ¬с€ наша жизнь, в той мере, в какой она имеет определенную форму, это сумма привычек Ч практи≠ческих, эмоциональных, интеллектуальных, система≠тически организованных на горе или на радость нам и несущих нас неизбежно к нашей судьбе, какой бы она ни была (Ё.Ѕерн примерно так определ€ет сцена≠рий. Ч ћ.Ћ.).

ѕоскольку ученики могут пон€ть это уже в довольно раннем возрасте и поскольку понимание этого немало добавл€ет к их чувству ответственности, было бы хоро≠шо, если бы учител€ могли говорить с ними о филосо≠фии привычки в таком же несколько абстрактном клю≠че, как € собираюсь сейчас поговорить с вами.

я полагаю, что мы подлежим закону привычки вслед≠ствие того факта, что обладаем телами. ѕластичность живой материи, нашей нервной системы €вл€етс€ при≠чиной того, что мы делаем нечто с трудом, если делаем первый раз, но постепенно мы делаем все легче и легче, наконец, после достаточной практики почти механиче≠ски, едва ли осознава€ вообще. Ќаша нервна€ система Ђврастаетї в способ, каким упражн€лась, как лист бума≠ги или кусок ткани, будучи согнут и сложен, стремитс€ сохранить эти складки.

ѕривычка, таким образом, Ч втора€ натура, или, как говорит ¬еллингтон, Ђудес€теренна€ природаї, Ч во вс€ком случае в отношении ее важности дл€ жизни взрос≠лых, поскольку обретенные к этому времени привычки воспитани€ подавили или исключили большую часть естественных тенденций, которые могли быть ранее на их месте. ƒев€носто дев€ть сотых или, возможно, де≠в€тьсот дев€носто дев€ть тыс€чных нашей де€тельности совершенно автоматичны и привычны, от утреннего вста≠вани€ до вечернего отхода ко сну. ќдевание и раздева≠ние, еда и питье, здорование и прощание, поднимание шл€пы и уступание места дамам, более того, больша€ „асть форм нашей обыденной речи столь стерилизованы повторением, что могут быть названы почти что рефлек≠сами. Ќа каждый род впечатлений мы имеем автомати≠ческую, заранее готовую реакцию. “о, как € вам сейчас говорю, может быть примером; прочт€ уже не одну лек≠цию на эту тему, напечатав главу о привычке в книге, прочт€ эту главу в печати, € обнаруживаю, что мой €зык как бы сам попадает на старые фразы и повтор€ет почти буквально то, что € говорил ранее.

»так, мы Ч св€зки привычек, стереотипизированные создани€, имитаторы и копии самих себ€ в прошлом.... ѕри любых услови€х забота учител€ должна состо€ть в том, чтобы заложить в ученике набор привычек, кото≠рые будут наиболее полезны ему в жизни. ќбразование создает поведение, а привычки Ч тот материал, из ко≠торого поведение состоит...

Ќет наиболее несчастного существа, чем человек, в котором нет ничего привычного, кроме нерешительнос≠ти, дл€ которого закуривание сигареты, поднесение ко рту чашки, врем€, когда он встает и когда ложитс€ спать, начало любого фрагмента работы Ч дело €вно волевого решени€. ƒобра€ половина времени такого человека уходит на решение делать и отказ от делани€ вещей, которые должны быть столь прочно укоренены в нем, чтобы вообще не занимать его сознани€. ≈сли такого рода ежедневные дела не укоренены в каком-либо из моих слушателей, нужно сейчас же зан€тьс€ исправле≠нием положени€.

¬ главе проф. Ѕейна о Ђћоральных привычкахї есть несколько прекрасных замечаний; из них следуют две важ≠ные максимы. ѕерва€ состоит в том, что при обретении новой привычки или искоренении вредной старой нужно позаботитьс€ о том, чтобы включитьс€ в это со столь интенсивной инициативой и столь решительно, как это возможно. »спользуйте все возможные обсто€тельства, которые могут усилить нуж≠ные мотивы; прилежно ставьте себ€ в услови€, которые способствуют новому способу поведени€, и берите на себ€ об€зательства, не совместимые со старым; бейтесь публично об заклад, если обсто€тельства это позвол€≠ют; короче говор€, окружите свое решение вс€ческой возможной помощью. Ёто даст вашему начинанию та≠кую силу, что намерение нарушени€ не исполнитс€ так скоро, как могло бы, а каждый день отсрочки наруше≠ни€ увеличивает шанс, что он не произойдет вообще.

—ледующа€ максима такова: используйте первую же возможность реализовать решение, которое вы прин€ли, пользуйтесь каждым эмоциональным побуждением дл€ обретени€ привычек, к кото≠рым вы стремитесь. –ешающим €вл€етс€ не форми≠рование намерени€, а порождение моторного действи€, именно это передает новую св€зь в мозг.

Ќедостаточно иметь набор максим и самые лучшие чувства, если не используетс€ кажда€ конкретна€ воз≠можность дл€ действи€ (иде€, котора€ затем использо≠валась в экзистенциальном анализе. Ч ћ.Ћ.); такой характер может остатьс€ совершенно невосприимчивым к лучшему.  ак гласит пословица, благими намерени€≠ми вымощена дорога в ад. Ёто очевидное следствие из тех принципов, которые € изложил. Ђ’арактер, как го≠ворит ƒж. —т. ћилль, это совершенно сформированна€ вол€ї. ј волю он понимает как совокупность тенденций действовать твердо, безотлагательно и определенно во всех важных случа€х жизни. “енденци€ действовать уко≠рен€етс€ пропорционально тому, сколь часто мы безот≠лагательно совершаем действи€, и мозг Ђврастаетї в эти действи€. ≈сли решению или тонкому отблеску чувства дают угаснуть, не принес€ практического результата, это хуже, чем упущенна€ возможность: это пр€мой вред будущим решени€м и эмоци€м, которым будет труднее найти нормальный способ разр€дки. Ќет более жалкого человеческого существа, чем в€лый сентиментальный мечтатель, провод€щий свою жизнь в засасывающем море чувствительности, и никогда не делающий конкретных человеческих делї.

ƒжемс дает р€д техник медитации, тренировки эмо≠ций, осознавани€ и пр. ѕриведу упражнение дл€ укреп≠лени€ воли. ≈го нужно выполн€ть в течение п€ти минут каждый день.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 947 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2139 - | 1823 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.