Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 лассический психоанализ: 3. ‘рейд,  . √. ёнг, ј. јдлер




 

÷ентральной фигурой в психоанализе и всей со≠временной психотерапии, бесспорно, €вл€етс€ «.‘рейд! ¬се последующие теории €вл€ютс€ или даль≠нейшим развитием его идей, или противопоставлением. ¬стречаетс€ некорректна€ критика, которой возмущал≠с€ еще ћорено. ЂЌе стоит обращатьс€ с «.‘рейдом, как с мертвой собакой,ї Ч писал он. — моей точки зрени€, критиковать гениев неблагодарное дело.  онечно, мно≠гого они не сделали, но они сделали, что могли. »м сле≠дует воздать должное, сказать спасибо, использовать то, что еще можно использовать и идти дальше, если спосо≠бен на это. я буду говорить об исследовател€х, внесших существенный вклад в развитие современной психоте≠рапии, о том, что они сделали и чего сделать не смогли или не успели. Ќо критики не будет.

Ѕиографи€ «игмунда ‘рейда (1856Ч1939) доста≠точно хорошо известна. ќн окончил ¬енский универси≠тет. «анималс€ теоретическими исследовани€ми, а по≠том частной практикой. “ермин Ђпсихоанализї он впер≠вые применил в 1886 г. ѕостепенно возле него сформи≠ровалс€ кружок единомышленников. ќрганизовалось общество психоанализа, стал выпускатьс€ журнал. ¬ 1910 г. он посетил јмерику, и вскоре приобрел всемирную из≠вестность. ‘рейд много писал. —обрание его сочинений составл€ет 24 тома. ¬ 1938 г. он эмигрировал в јнглию, где через год умер.

‘рейд не позвол€л мен€ть детали техники психоана≠лиза, бо€сь, что это может подорвать его силу и воз≠можности. ѕоэтому многие его ученики отошли от него и создали свои направлени€.

ѕредставим современную психотерапию в виде де≠ревьев, ветви которых переплетаютс€ (рисунок). “огда почвой можно считать учени€ таких мудрецов, как —о≠крат и ƒжемс, а также произведени€ лучших представи≠телей философской мысли, литературы и т.д. ƒерево психоаналитических направлений следует признать са≠мым мощным, а его ствол Ч ‘рейд. «начение его тру≠дов не только дл€ медицины, но и дл€ всей человечес≠кой культуры трудно переоценить. Ќедаром ј.Ёйнштейн назвал его  оперником бессознательного.

—лучайно ли сделал свое открытие ‘рейд'  онечно, нет! –аньше услови€ жизни мен€лись медленно, перехо≠ды из одной социальной группы и переезды с места на место были редкими, и бессознательное, от которого завис€т поступки человека, поведение и судьба, не вы≠ступало на первый план. „еловек, окончивший медицин≠ский факультет университета, с багажом, приобретенным во врем€ учебы, мог благополучно просуществовать в течение всей своей жизни и даже передать свои зна≠ни€ дет€м. —ейчас быстротечность изменений реальной действительности требует посто€нной подстройки под нее. “ут-то и вы€сн€етс€, что одного осознани€, что сле≠дует мен€ть себ€, недостаточно. ”же пон€л, что нужно измен€ть себ€, а не можешь. Ќачинаетс€ внутренний конфликт. „тобы избежать его, психотравмирующие сти≠мулы должны быть вытеснены в бессознательное, потом по€вл€ютс€ рационализаци€, проекци€, сублимаци€ и про≠чие механизмы, которые описал ‘рейд и его ученики. ¬се эти механизмы действовали, но названий еще не имели.

ѕроблемы, которые описываютс€ сейчас в терминах современной психологии и психотерапии, раньше волно≠вали лишь некоторых, наход€щихс€ на вершине дости≠жений тогдашней цивилизации, да и то лишь тех, кто обеспечивал прогресс общества. Ѕольшинства же они не касались, а если и касались, то все равно были тихие заводи, где можно было благополучно отсидетьс€, на≠блюда€ за происход€щим из окна.

¬ конце XIX Ч XX в. изменени€ услови€ существо≠вани€ стали касатьс€ большинства. ѕрогресс пришел в самые глухие места. ¬ера в Ѕога перестала успокаивать, и проблема невротичности начинала захватывать мир. ј раньше невротические проблемы касались лишь неко≠торых и описывались они в художественных произведе≠ни€х. √еро€ми их были представители высших классов. Ќизшие классы боролись с нуждой. »м было не до не≠врозов. «астывшие личностные структуры мешали адап≠тации, неврозы стали самым распространенным заболе≠ванием.

¬ области медицины и психологии ‘рейд разрабаты≠вал три проблемы и выдвинул три концепции: этажи личности; детска€ сексуальность; лечение неврозов. ѕо «.‘рейду личность имеет три этажа: нижний Ч бессо≠знательное ЂIDї (ЂќЌќї); средний Ч предсознательное ЂEGOї (Ђяї); верхний Ч сознательное ЂSUPER-EGOї (Ђ—¬≈–’-яї).

–ассуждени€ ‘рейда были умозрительными. » мож≠но поражатьс€ его интуиции, так как многие положени€ в дальнейшем получили экспериментальное и клиниче≠ское подтверждение.

ѕо «.‘рейду, ЂќЌќї работает по принципу удоволь≠стви€, Ђяї Ч по принципу реальности, ибо знает, что при неверном поступке последует наказание. Ђ—¬≈–’-яї Ч это могуча€ сила морально-этических норм, чаще удерживающа€, но иногда заставл€юща€ совершать те или иные поступки. Ёто наша совесть, наш внутренний страж, а иногда и тиран с кнутом.

Ћюди, работающие и живущие только по принципу ЂќЌќї, Ч это низшие биологические существа. ƒаже у собаки ее Ђяї контролирует ЂќЌќї, что позвол€ет ей избегать наказани€. Ђ—¬≈–’-яї вырастает из Ђяї и сдер≠живает личность сильнее, чем Ђяї. Ђяї удерживает че≠ловека от воровства страхом наказани€, Ђ—¬≈–’Чяї Ч муками совести.  онечно, обществу выгодно, чтобы внут≠ри каждого человека был внутренний сторож.

ЂќЌќї имеет энергию возбуждени€ (катексис), Ђяї и Ђ—¬≈–’-яї Ч энергию торможени€ (антикатексис).  акой же инстинкт тормозитс€ сильнее всего? ” чело≠века сильнее всего тормозитс€ сексуальный инстинкт. ” животных он тормозитс€ реальными услови€ми Ч не≠обходимостью удовлетвор€ть пищевой и оборонительный инстинкты. ”слови€ жизни человека(легкость добыва≠ни€ пропитани€ и хороша€ защита) не вызывают такого торможени€. ¬место него действует Ђ—¬≈–’-яї, кото≠рое тормозит сексуальный инстинкт в р€де случаев еще сильнее, чем Ђяї, вытесн€€ его в ЂќЌќї. ” некоторых людей сексуальный инстинкт настолько вытеснен, что они не ощущают сексуальной потребности (Ђћне это не надої).

Ќо ведь исчезнуть эта потребность не может! » ког≠да Ђяї спит, ЂќЌќї остаетс€ наедине со Ђ—¬≈–’-яї и распо€сываетс€. „еловеку сн€тс€ сексуальные сцены, а при сильном Ђ—¬≈–’-яї Ч символы. ћужчины вид€т во сне сумки, €щики (символы вагины), женщины Ч трости, зонты (символы фаллоса).

 

» снитс€ чудный сон “ать€не.

≈й снитс€, будто бы она

»дет по снеговой пол€не,

ѕечальной мглой окружена;

¬ сугробах снежных перед нею

Ўумит, клубит волной своею

 ипучий, темный и седой

ѕоток, не скованный зимой

(символ неэррегированного фаллоса. Ч ћ.Ћ.);

ƒве жердочки склеены льдиной,

ƒрожащий, гибельный мосток,

ѕоложены через поток

(сон стал глубже, уже снитс€ символ эррегиро-ванного фаллоса. Ч ћ.Ћ.);

» пред шум€щею пучиной,

Ќедоумени€ полна,

ќстановилас€ она.

 ак на досадную разлуку,

“ать€на ропщет на ручей;

Ќе видит никого, кто руку

— той стороны подал бы ей;

Ќо вдруг сугроб зашевелилс€.

» кто ж из-под него €вилс€?

Ѕольшой, взъерошенный медведь;

“ать€на ах! а он реветь,

» лапу с острыми когт€ми

≈й прот€нул; она скреп€сь

ƒрожащей ручкой оперлась

» бо€зливыми шагами

ѕеребралась через ручей;

ѕошла Ч и что ж? медведь за ней

(Ђ—¬≈–’-яї еще не уснуло и возлюбленный €вл€≠етс€ в образе медвед€. ¬едь если бы это было не так, “ать€на не прот€нула бы ему руку. Ч ћ.Ћ.)

Ќо вернемс€ к “ать€не и посмотрим, что ей снитс€.

 

ќна, взгл€нуть назад не сме€,

ѕоспешный ускор€ет шаг;

Ќо от косматого лаке€

Ќе может убежать никак

(или не хочет. Ч ћ.Ћ.);

 р€хт€, валит медведь несносный;

ѕред ними лес; недвижны сосны

¬ своей нахмуренной красе;

ќт€гчены их ветви все

 локами снега; сквозь вершины

осин, берез и лип нагих

(символы фаллоса. Ч ћ.Ћ.)

—и€ет луч светил ночных;

ƒороги нет; кусты, стремнины

ћетелью все занесены,

√лубоко в снег погружены.

 

 стати, многих девочек мамы воспитывают примерно так. Ђћужчины Ч это гр€зные животные, будь с ними осторожнееї. ¬от девочку и раздирают противоречи€. ЂќЌќї т€нет к противоположному полу, а Ђ—¬≈–’Чяї пугает и отталкивает. ≈сли Ђ—¬≈–’-яї побеждает, де≠вочка с мальчиками не общаетс€ и не приобретает соот≠ветствующего опыта. –еальность (Ђяї) приведет к заму≠жеству. » без опыта предварительных ухаживаний на≠чинаетс€ сексуальна€ жизнь. ¬от где истоки сексуаль≠ной холодности!

 

“ать€на в лес; медведь за нею;

—нег рыхлый по колено ей;

“о длинный сук ее за шею

(пошли в ход руки. Ч ћ.Ћ.)

«ацепит вдруг, то из ушей

«латые серьги вырвет силой;

“о в хрупком снеге с ножки милой

”в€знет мокрый башмачок;

“о выронит она платок;

ѕодн€ть ей некогда; боитс€,

ћедвед€ слышит за собой,

» даже трепетной рукой

ќдежды край подн€ть стыдитс€;

ќна бежит, он все вослед:

» сил уже бежать ей нет

(да и не хочетс€. ќправдание ЂќЌќї перед Ђ—¬≈–’-яї Ч ћ.Ћ.)

“ать€на засыпает глубже. ¬озникают картины почти сексуального содержани€.

 

”пала в снег; медведь проворно

≈е хватает и несет;

ќна бесчувственно-покорна

(сама не знаю, как получилось. Ч ћ.Ћ.),

Ќе шевельнетс€, не дохнет;

ќн мчит ее лесной дорогой;

¬друг меж дерев шалаш убогой

(с милым рай в шалаше. Ч ћ.Ћ.);

 ругом все глушь; отвсюду он

ѕустынным снегом занесен,

» €рко светитс€ окошко,

» в шалаше и крик и шум;

ћедведь промолвил: Ђ«десь мой кум:

ѕогрейс€ у него немножко!ї

» в сени пр€мо он идет

» на порог ее кладет

(сон продолжает углубл€тьс€ Ч медведь уже за≠говорил человеческим голосом. Ч ћ.Ћ.).

ќпомнилась, гл€дит “ать€на:

ћедвед€ нет; она в сен€х;

«а дверью крик и звон стакана,

 ак на больших похоронах;

Ќе вид€ тут ни капли толку,

√л€дит она тихонько в щелку,

» что же видит?., за столом

—ид€т чудовища кругом:

ќдин в рогах с собачьей мордой,

ƒругой с петушьей головой,

«десь ведьма с козьей бородой,

“ут остов чопорный и гордый...

 

ќпускаю описание других чудовищ.

 

Ќо что подумала “ать€на,

 огда узнала меж гостей

“ого, кто мил

(дл€ ЂќЌќї.Ч ћ.Ћ.)

и страшен ей

(дл€ Ђ—¬≈–’-яї.Ч ћ.Ћ.),

√еро€ нашего романа!

ќнегин за столом сидит

» в дверь украдкою гл€дит.

ќн знак подаст: и Ч все хлопочут;

ќн пьет: все пьют и все кричат;

ќн засмеетс€: все хохочут;

Ќахмурит брови: все молчат;

“ак он хоз€ин, это €сно.

» “ане уж не так ужасно,

» любопытна€, теперь

Ќемного растворила дверь...

¬друг ветер дунул, загаша€

ќгонь светильников ночных;

—мутилась шайка домовых;

ќнегин, взорами сверка€,

»з-за стола грем€, встает;

¬се встали; он к двер€м идет.

» страшно ей; и торопливо

“ать€на силитс€ бежать

(Ђ—¬≈–’-яї. Ч ћ.Ћ.),

Ќельз€ никак; нетерпеливо

ћета€сь, хочет закричать;

не может; дверь толкнул ≈вгений

(работа ЂќЌќї. Ч ћ.Ћ.);

» взорам адских приведений

явилась дева; €рый смех

–аздалс€ дико; очи всех,

 опыты, хоботы кривые,

’восты хохлатые, клыки,

”сы, кровавы €зыки,

–ога и пальцы кост€ные,

¬се указуют на нее,

» все кричат: мое, мое!

ћое! Ч сказал ≈вгений грозно,

» шайка вс€ сокрылась вдруг;

ќсталас€ во тьме морозной

ћлада€ дева с ним сам-друг...

 

„ита€ эти строки, € вдруг увидел, как молодой чело≠век в общественном транспорте обнимает свою подруж≠ку. ќна с восхищением смотрит на него. » вс€ шайка (пассажиры) исчезают. Ёто очень красива€ сцена. Ќе осуждайте их! Ќе мешайте им! Ћучше украдкой пол≠юбуйтесь ими и поучитесь у них так относитьс€ к своим мужь€м и женам, когда остаетесь наедине. Ќо вернемс€ к сну “ать€ны.

 

ќнегин тихо увлекает

“ать€ну в угол и слагает

≈е на шаткую скамью

» клонит голову свою

  ней на плечо; вдруг ќльга входит

(тут вмешалось Ђ—¬≈–’-яї. Ч ћ.Ћ.),

«а нею Ћенский; свет блеснул;

ќнегин руку замахнул,

» дико он очами бродит,

» незваных гостей бранит

(фрустрационное поведение. Ч ћ.Ћ.);

“ать€на чуть жива лежит.

 

ЂќЌќї и Ђ—¬≈–’-яї продолжают скандалить. ¬ жиз≠ни, особенно нашей, когда мораль претерпела сущест≠венные изменени€, хот€ бы во сне побеждает ЂќЌќї. Ќо тут XIX век.

 

—пор громче, громче; вдруг ≈вгений

’ватает длинный нож и вмиг

(символ фаллоса. Ч ћ.Ћ.),

ѕовержен Ћенский; страшно тени

—густились; нестерпимый крик

–аздалс€... хижина шатнулась...

» “ан€ в ужасе проснулась...

 

Ђ—¬≈–’-яї даже во сне не дало довести дело до кон≠ца. Ќо “ать€на не очень закомплексована. ” сильно невротизированных личностей и ханжей символика более сложна€, и выт€нуть из сновидений реальность доста≠точно трудно. «.‘рейд создал символику сновидений и расшифровывал истинный сигнал. ‘рейд считал, что в норме неизрасходованна€ энерги€ ЂќЌќї направл€етс€ на творческую де€тельность (сублимаци€) или представ≠л€етс€ в виде механизмов психологической защиты и симптомов невроза. ѕсихоанализ позвол€ет продуктив≠ным образом разр€дить энергию ЂќЌќї и избавить че≠ловека от невроза.

’анжи совершенно несправедливо обвин€ли ‘рейда в пан-сексуализме, так как он в термины Ђсексуальноеї, Ђлибидої вкладывал совсем другое содержание. ќн про≠сто призывал правильно удовлетвор€ть пр€мой сексу≠альный инстинкт, указыва€, что его можно очень долго подавл€ть и сублимировать, но кое-что необходимо ис≠пользовать по пр€мому назначению.

“ри основных инстинкта Ч пищевой, оборонитель≠ный и сексуальный Ч ‘рейд разделил на два: эрос Ч инстинкт любви, ведущий к соединению, и танатос Ч инстинкт смерти, ведущий к разобщению, разрушению.

ѕищевой инстинкт он распределил между эросом и танатосом.  огда мы поглощаем пищу, можно наблю≠дать действие эроса, диссимил€ци€ Ч про€вление тана-тоса. ƒружеские отношени€ Ч про€влени€ эроса, враж≠дебные Ч танатоса.

3. ‘рейд описал четыре фазы развити€ сексуальнос≠ти: орального каннибализма, анального садизма, фалли≠ческа€ и зрелой сексуальности.

I фаза Ч орального каннибализма Ч св€зана с со≠сательным рефлексом и имеет огромное биологическое значение, ибо способствует выживанию. ≈сли она зат€≠гиваетс€, то в дальнейшем может про€витьс€ грубой оральной сексуальной патологией. ¬ более м€гкой фор≠ме сохран€етс€ в виде чрезмерного влечени€ к еде, вы≠пивке, курению, болтовне с чрезмерной артикул€цией. ќдна из моих пациенток, женщина 35 лет с выраженной депрессивной симптоматикой, рассказала, что до 28 лет у нее не возникало проблем, ибо по вечерам она часами Ђвиселаї на телефоне, болта€ с подругами.  огда те об≠завелись семь€ми, она стала страдать от одиночества. “рагеди€ ее заключалась в том, что влечени€ к мужчи≠нам она не испытывала. ¬ норме рот остаетс€ одной из эрогенных зон, и у зрелых личностей сексуальное сбли≠жение начинаетс€ с разговоров и поцелуев.

II фаза Ч анального садизма Ч про€вл€етс€ стремле≠нием детей подольше сидеть на горшке. ¬ биологическом плане она полезна, ибо приучает детей к опр€тности. «адержка на этой стадии может привести к гомосексу≠альным нарушени€м. ¬ м€гкой форме она про€вл€етс€ так называемым анальным характером, характерные черты которого Ч аккуратность, бережливость и упр€м≠ство. ‘рейд описывал анальные семьи.

III фаза Ч фаллическа€. Ѕиологической необходи≠мости в ней нет, но она св€зана в выбросом в кровь половых гормонов. ¬ это врем€ происходит полова€ иден≠тификаци€. ќтмечаетс€ внимание к половым органам в виде детской мастурбации, котора€ проходит сама по себе. „асто запретами родители привлекают внимание детей к данной зоне. Ёто ведет к задержке развити€ на этой стадии, что может про€вл€тьс€ онанизмом как сек≠суальным расстройством. ¬ норме раздражение половых органов остаетс€ одной из форм предварительных ласк.

  этому времени у мальчиков формируетс€ Ёдипов комплекс (половое влечение к матери со страхом кас≠трации), а у девочек Ч комплекс Ёлектры (половое вле≠чение к отцу и чувство зависти по отношению к мальчи≠кам, имеющим фаллос). Ќазвани€ комплексов заимство≠ваны из греческой мифологии. Ёдип, сам того не зна€, убил отца и женилс€ на матери.  огда все вы€снилось, он выколол себе глаза. Ёлектра, дочь цар€ јгамемнона, убитого своей женой, насто€ла, чтобы ее брат убил мать.   п€ти годам эти комплексы вытесн€ютс€ в бессозна≠тельное. ¬ норме мальчик выбирает сублимацию, что помогает социализации. ¬ реальной жизни это про€вл€≠етс€ тем, что довольно часто сыновь€ ближе к матер€м и выбирают себе супругу, чем-то напоминающую мать. ≈сли контакт между сыном и матерью чрезмерный и происходит идеализаци€ матери, у мужчины будут труд≠ности в выборе партнерши, в патологических случа€х разовьетс€ невроз. ” девочек комплекс Ёлектры про€в≠л€етс€ тем, что нередко дочери ближе к отцу, а женщи≠на выбирает себе супруга, чем-то напоминающего отца. ≈сли контакт между дочерью и отцом чрезмерный, то у женщины возникают трудности в выборе сексуального партнера. ¬се мужчины кажутс€ недостойными по сравнению с идеализированным отцом. ¬ т€желых случа€х развиваетс€ невроз.

IV фаза Ч латентна€.  огда неразрешимые сексу≠альные желани€ не привлекают внимани€ Ђяї и успеш≠но подавл€ютс€ Ђ—¬≈–’-яї. ¬ это врем€ возникают стыд, отвращение, мораль, которые будут противосто€ть бу≠р€м периода полового созревани€ и направл€ть просы≠пающиес€ сексуальные желани€.

V фаза Ч генитальна€ Ч наступает с приходом, пол≠овой зрелости и возвращает внимание либидинозной энергии к половым органам. ёноши и девушки начина≠ют искать пути удовлетворени€ своих эротических пот≠ребностей.

‘рейд назвал свою теорию и практику психоанали≠зом. Ђѕсихоанализ Ч это название (1) процедуры ис≠следовани€ психических процессов, которые почти не≠достижимы никаким другим способом, (2) метода (осно≠ванного на таком исследовании) лечени€ невротических нарушений и (3) суммы психологической информации, полученной таким путем, постепенно собираемой в на≠учную дисциплинуї.

÷ель психоанализа Ч освободить ранее недоступный бессознательный материал так, чтобы можно было опе≠рировать сознательно. —окрытие этого материала требу≠ет посто€нного расхода энергии. ≈сли этот материал становитс€ доступным, энерги€ высвобождаетс€ и мо≠жет быть успешно использована Ђяї. Ћюди освобожда≠ютс€ от страданий, которые сами себе принос€т, и начи≠нают расти.

ѕреп€тствием дл€ роста «.‘рейд считает тревожность, котора€ вызываетс€ ожидаемыми непри€тност€ми и поте≠р€ми: потер€ желаемого объекта, любви, себ€, любви к себе. ≈сть два способа уменьшить тревожность: непосред≠ственно обратитьс€ к ситуации (здоровый путь) и иска≠зить или отрицать саму ситуацию (защитные механизмы).

‘рейд описал следующие механизмы психологичес≠кой защиты: сублимаци€, рационализаци€, реактивное образование, изол€ци€, проекци€ и регресси€.

¬ дальнейшем мы подробно коснемс€ всех форм пси≠хологических защит, описанных классиками психоана≠литических направлений. «десь мы дадим лишь опреде≠лени€ ‘рейда.

—ущность сублимации заключаетс€ в переключе≠нии энергии на цели социальной де€тельности или культурного творчества. Ќо сублимаци€ не осущес≠твл€етс€ раз и навсегда, она требует посто€нного рас≠хода энергии дл€ поддержани€ подавлени€, а подав≠ленное посто€нно стремитс€ найти выход. Ќекоторые истерические и психосоматические симптомы вызва≠ны подавлением.

¬ытеснение Ч это попытка не принимать в качест≠ве реальности событие, которое беспокоит личность. ¬зрослые имеют тенденцию говорить, что определенные событи€ не таковы, каковы они есть, или что они не происходили.

–ационализаци€ Ч это нахождение приемлемых причин или оснований дл€ неприемлемых мыслей и дей≠ствий. ќбъ€сните, почему вы перепиваете, переедаете и недосыпаете под Ќовый год? –ационализаци€ Ч это способ прин€ть давление Ђ—¬≈–’-яї, она скрывает ис≠тинные мотивы и делает наши действи€ социально при≠емлемыми, но преп€тствует личностному росту, ибо не дает работать с истиной, котора€ часто бывает не очень при€тной.

–еактивное образование подмен€ет поведение и чувствование такими формами поведени€, которые пр€≠мо противоположны истинному желанию (ненависть вместо любви). √лавные характеристики реактивных об≠разований Ч преувеличение, экстравагантность и ри≠гидность.

»зол€ци€ Ч отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. –ебенок, иг≠ра€, от имени зверюшки совершает социально неприем≠лемые действи€.

ѕроекци€ Ч приписывание другому человеку, жи≠вотному или объекту своих качеств, чувств, намерений.

–егресси€ Ч возвращение на более ранний уровень развити€ (поведение во врем€ фрустрации) Ч курение, выпивка, ковыр€ние в носу, рискованное вождение ма≠шины, азартные игры.

«ащиты св€зывают психическую энергию, котора€ могла бы быть использована в более полезных де€тельност€х Ђяї.

»сследовани€ «.‘рейда вышли далеко за пределы медицины. ≈го можно также считать одним из основате≠лей современной психологии, ибо он дал свою модель личности, к которой подходит с точки зрени€ физичес≠кого тела, утвержда€, что все побуждени€ вытекают из физических источников. ќн утверждал, что первые от≠ношени€, которые возникают в семье, €вл€ютс€ опреде≠л€ющими. Ќаши выборы в жизни Ч любимые, друзь€, начальники и даже враги Ч производные наших детс≠ких св€зей. » во взрослой жизни разыгрываютс€ сцены нашего детства, хот€ это не всегда осознаетс€. ∆изнь подростка, юноши или девушки, взрослого, дружба и браки Ч воспроизведение незавершенных сюжетов того, что начиналось в раннем детстве.

¬ структуре личности меньшее значение он придавал воле. ѕосредством воли удаетс€ только подавл€ть, что в конечном итоге скажетс€ неблагопри€тным образом на жизни. ћы прежде всего не рациональные животные, а влекомы могущественными эмоциональными силами, действующими подчас бессознательно, интеллект Ч это только оружие, которым мы располагаем, чтобы расстать≠с€ с иллюзи€ми. Ќаиболее поразительными чертами са≠мого «.‘рейда были его страсть к истине и бескомпро≠миссна€ вера в разум. ѕредоставл€ю ему слово.

Ђќнаї [иллюзи€] имеет сходство с бредом, но она не находитс€ в таком противоречии с действительностью, как бред. ƒевушка-мещанка может предатьс€ иллюзии, что на ней женитс€ принц.

¬ера Ч это тоже иллюзи€, где присутствует исполнение желани€. ћножество людей находит свое единственное уте≠шение, лишь с ее помощью они могут выносить жизнь.

” верующего веры не отнимешь ни доказательства≠ми, ни запретами.  то дес€тилети€ми принимал снот≠ворное, не может спать, если лишить его этого средст≠ва. Ќекоторые утверждают, что человек не может обхо≠дитьс€ без утешени€ религиозной иллюзией, что без нее он не вынес бы т€гот жизни, жестокой действительнос≠ти. ƒа, не вынес бы человек, которому с детства влива≠ли этот сладкий или сладко-горький €д. Ќу, а другой, кто получил трезвое воспитание, но не страдает невро≠зом, не нуждаетс€ в интоксикации, невроз заглушаю≠щей. ќтказавшись от религии, он должен войти во Ђвраж≠дебную жизньї. Ќо инфантилизм надо преодолеть. Ќе может же человек вечно оставатьс€ ребенком! ≈динствен≠ное средство Ч это воспитание в реальности.

Ќе надо бо€тьс€, что ребенок не выдержит столь труд≠ного воспитани€. ѕозвольте нам все-таки наде€тьс€.

„то-нибудь да значит, когда знаешь, что рассчиты≠вать приходитс€ на одни лишь собственные силы. “огда научишьс€ их правильно примен€ть.

ј что касаетс€ великих необходимостей судьбы, ко≠торых избежать невозможно, он научитс€ переносить их с покорностью.  огда человек перестанет ожидать от мира чего-то потустороннего и сосредоточит все освобо≠дившиес€ силы на земной жизни, тогда человек достиг≠нет того, что жизнь станет выносимой и культура не будет никого подавл€ть.

 

» уступаем ангелам и воробь€м

ћы наши небеса.

 

ћногие учени€, примен€вшиес€... с целью воспита≠ни€ нередко ставили преграды мышлению более зрелых лет, как и религи€.

ћы можем сколько угодно подчеркивать бессилие интеллекта по сравнению с властью человеческих пер≠вичных позывов. ќднако этой слабости присуща некото≠ра€ особенность. √олос интеллекта тих, но он не успока≠иваетс€ до тех пор, пока его не услышат. ¬ конце кон≠цов, после бесчисленных отпоров слушатели наход€тс€.

Ќаш бог, Logos, может быть, не очень всемогущ, и в состо€нии исполнить лишь малую часть того, что обе≠щали его предшественники. ≈сли мы это поймем, то примем его с покорностью. »нтереса к миру и жизни мы не потер€ем, так как интеллект Ч это надежна€ точка опоры.

¬ера в науку не иллюзи€, так как наука может нам кое-что дать. »ллюзией было бы верить, что мы откуда-то могли бы получить то, что наука нам дать не можетї.

‘рейд увидел, что любой аспект бессознательного в свете сознани€ может быть рассмотрен рационально. ѕусть ЂЁ√ќї будет там, где было Ђ»ƒї. ≈сли первона≠чальное побуждение не подавл€етс€, Ђяї, использующее интеллект, находит безопасный путь дл€ его удовлетво≠рени€.

—ам ‘рейд примен€л свои теории в практике психо≠анализа. ќн указывал, что аналитиком может быть только тот, кто сам прошел анализ, чтобы не смешивать свои потребности с потребност€ми пациента. Ђ¬ глазах зако≠на шарлатан Ч тот, кто лечит пациентов без диплома. я предпочитаю другое определение: шарлатан Ч это тот, кто предпринимает лечение, не облада€ дл€ этого необ≠ходимыми знани€ми и способност€ми.

–оль врача в психоанализе Ч поддерживать все от≠кровени€ больного без критики и ободрени€. ќн служит зеркалом, в котором пациент видит свою личность, бе≠лым экраном дл€ высказываний больного. “ерапевт пред≠ставл€ет пациенту свою личность в возможно меньшей степени. Ёто дает возможность больному трактовать аналитика множеством способов, перенос€ на него от≠ношени€, идеи, которые в действительности принадле≠жат люд€м из прошлого пациента. ѕеренесение €вл€ет≠с€ критически важным. Ѕлагодар€ ему удаетс€ разло≠жить симптом на элементы, высвободить инстинктив≠ный импульс из определенной св€зи. ”лучшение старых и создание новых и более здоровых привычек происхо≠дит без вмешательства терапевта. ѕсихосинтез достига≠етс€ во врем€ психоаналитического лечени€ без вмешательства врача, автоматически и с необходимостью. ѕсихонализ пригоден не дл€ всех. ќбласть его приме≠нени€ Ч неврозы перенесени€: фобии, истери€, невро≠зы нав€зчивости, нарушени€ характера, €вл€ющиес€ ре≠зультатом этих неврозовї.

»деи ‘рейда повли€ли на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. „те≠ние работ ‘рейда Ч открытие дл€ каждого читающего. Ќе со всем соглашаешьс€. Ќо с ним стоит иметь дело. ¬аша реакци€ на ‘рейда Ч это индикатор вашего со≠сто€ни€. » как говорил поэт ”.ќден, Ђхот€ это часто ошибочно, а иногда и пр€мо абсурдно, дл€ нас это более чем личность Ч это целое умонастроение эпохиї. ¬ни≠мательный читатель даже в небольших отрывках из про≠изведений ‘рейда, которые € здесь поместил, увидит те принципы, которые затем развивались в других и не толь≠ко психоаналитических направлени€х.

 арл √устав ёнг (1875Ч1961) родилс€ в Ўвей≠царии. ѕосле учебы обосновалс€ в ÷юрихе. ¬ 1904 г. он организовал экспериментальную психологическую лабо≠раторию, где разработал ассоциативный тест, который и сейчас широко используетс€ дл€ психологической диаг≠ностики. ќн сблизилс€ с ‘рейдом, который стал счи≠тать ёнга своим последователем, хот€ неодобрительно относилс€ к его интересам в области мифологии и ок≠культизма. ¬ 1912 г. произошел разрыв, так как ёнг предложил примен€ть психоанализ при расшифровке мифов, сказок, религиозных символов и символов ис≠кусства.

ёнг высоко ценил ‘рейда. ќн писал: Ђ...счита€ сны наиболее важным источником информации о бес≠сознательных процессах, он [‘рейд] вернул челове≠честву орудие, которое казалось безвозвратно поте≠р€ннымї.

ёнговское представление о личном бессознательном совпадает с трактовкой ‘рейда. Ќо он формирует так≠же пон€тие о коллективном бессознательном. ≈го со≠держание универсально и не коренитс€ в нашем личном опыте. „ита€ работы ёнга и работы о нем, € пришел к выводу, что коллективное бессознательное есть частный случай учени€ об истине. »стина объективна в том смыс≠ле, что ей безразлично, что о ней говор€т. «емл€ вертит≠с€. » даже если все будут утверждать, что она не вер≠титс€, такое высказывание истиной не назовешь. ¬се «аконы природы, в том числе и законы психологии, су≠ществовали, существуют и будут существовать вечно. ¬ода при 100 градусах и нормальном давлении закипа≠ет. Ёто «акон. Ќа —олнце он не действует. Ќо если на —олнце услови€ измен€тс€ и станут такими же, как на «емле, тогда и на —олнце вода закипит при 100 граду≠сах. ”ченые не создают «аконы природы. ќни их откры≠вают и описывают. “очно так же это верно и дл€ бессо≠знательного.  оль уж по€вилс€ человек, то у него воз≠никло и бессознательное.

—одержание этого бессознательного у каждого инди≠видуума закономерно модифицируетс€ в соответствии с его индивидуальными особенност€ми. ¬едь и вода в го≠рах, где давление ниже, закипает при температуре ме≠нее чем 100 градусов. Ќеизменно только то, что при нагревании жидкости закипают. ќ наличии коллектив≠ного бессознательного говорит тот факт, что в легендах и мифах многих народов описываетс€ примерно одно и то же.  оллективное бессознательное Ч как воздух, который одинаков повсюду, которым дышат все и кото≠рый не принадлежит никому. ѕон€тно, что у этого кол≠лективного бессознательного есть и свои архетипы. Ёто оболочка, котора€ в течение жизни наполн€етс€ кон≠кретным содержанием. Ќапример, архетип матери, в который входит не только реальна€ мать, но и все, кто кормит и воспитывает. Ёто патерны психического фор≠мировани€ вообще. » мистики в данных утверждени€х нет. ¬ернувшись из путешестви€ по »ндии, ёнг писал: Ђя старательно избегал встреч с так называемыми Ђсв€≠тымиї. я поступал так потому, что € должен следовать моей собственной истине, а не принимать от других то, чего € не смог достичь самї.

ќт ёнга в практику прочно вошел ассоциативный эксперимент, о котором € уже упоминал, и пон€ти€ экстраверсии-интроверсии, которые в наших учебни≠ках психологии рассматриваютс€ как свойства темпе≠рамента.

ёнг полагал, что поведение интровертов во многом зависит от внутренних представлений, а поведение эк≠стравертов Ч от внешних впечатлений. »ными слова≠ми, энерги€ интровертов направлена к внутреннему миру, энерги€ экстравертов Ч к внешнему. „истых интровер≠тов и чистых экстравертов нет. „то лучше, что хуже Ч вопрос неправомерный. Ћучше всего принимать ту ори≠ентацию, котора€ более всего подходит к каждому кон≠кретному случаю. ѕри неврозе у экстравертов в бессо≠знательное вытесн€етс€ их интравертированна€ часть, у интровертов Ч экстравертированна€. —уть психоана≠лиза Ч добитьс€ равновеси€.

ёнг выдел€ет четыре основные психические функ≠ции: ощущение, мышление, чувствование и интуици€. Ђ„тобы ориентироватьс€, мы должны обладать функцией, котора€ свидетельствует о том, что нечто наличествует (ощущение); втора€ функци€ устанавливает, что имен≠но наличествует мышление; треть€ решает, подход€ще это или нет, хотим ли мы это прин€ть (чувствование); и четверта€ указывает, откуда это пришло и к чему это приведет (интуици€)ї.   сожалению, эти четыре функ≠ции развиты у человека не в одинаковой степени. ќбыч≠но одна функци€ доминирует и развита хорошо, еще одна, относительно развита€, €вл€етс€ компенсаторной. ќс≠тальные две бессознательные. »х ёнг называет низши≠ми. »х действие может показатьс€ демоническим вли€≠нием. “ак, у мыслительного типа сексуальные импуль≠сы, вышедшие из-под контрол€, могут восприниматьс€ как таинственные.

»з комбинации экстравертированности Ч интровер-тированности и четырех психических функций ёнг опи≠сывает восемь типов личности: тип мыслительного эк≠страверта и мыслительного интроверта и т.п.

Ѕольшое внимание ёнг удел€ет анализу сновидений. ќсновную функцию снов он видит в том, чтобы восста≠новить психическое равновесие. ёнг подходит к снам как к живой реальности, котора€ должна быть пережи≠та и пон€та, ибо это сообщение о продолжающихс€ бес≠сознательных процессах, которым надо дать право голо≠са.  огда бессознательное выпускаетс€ на волю, оно перестает быть демоном, а становитс€ ангелом.

ёнг создал свою структуру личности, состо€щую из ЂЁ√ќї (Ђяї), ѕерсоны, “ени, ƒуши.

ЂЁ√ќї Ч центр сознани€ и один из основных архе≠типов личности. ≈го содержание и функции совпадают с ЂЁ√ќї ‘рейда. ќно стоит между сознанием и бессозна≠тельным.

ѕерсона Ч то, какими мы предстаем перед миром. ќна включает социальные роли, одежду, индивидуаль≠ный стиль самовыражени€. ѕерсона может задушить индивидуальность. ¬се-таки ѕерсона Ч это только фасад. ёнг назвал ее архетипом комфортности. Ќо с другой стороны, ѕерсона защищает ЂЁ√ќї и ƒушу в целом от различных деструктивных сил. ѕерсона Ч пре≠красный инструмент дл€ коммуникации.

“ень Ч центр личностного бессознательного, фокус дл€ материала, который был вытеснен из сознани€. ¬ нем собираетс€ все то, что несовместимо с ѕерсоной или противоречит социальным идеалам. ¬ снах “ень выступает как животное, карлик, брод€га или ина€ фи≠гура, наделенна€ низким статусом. ≈сли “ень не осозна≠етс€, то индивидуум проецирует свои отрицательные качества на других людей или остаетс€ во власти “ени, не осознава€ этого.  ажда€ вытесн€ема€ в бессознатель≠ное частица “ени ограничивает нас. ¬ “ени много пози≠тивного. Ёто хранилище нашей энергии, спонтанности, творчества. “ень с нами всю жизнь, и чтобы иметь с ней дело, нужно вгл€дыватьс€ в себ€ и честно сознавать, что мы видим. — “енью нужно вести терпеливые перего≠воры. »ногда эти переговоры доставл€ют страдани€. —традани€ показывают, до какой степени мы невыносимы дл€ самого себ€. Ќо при успешном ведении этих перего≠воров мы станем сами собой. Ђѕримирись с врагом сво≠им, внешним и внутренним! Ч пишет ёнг. Ч ¬от в чем проблема. “акое примирение не унизит ни теб€, ни твоего врага. я понимаю, что правильную формулу не≠легко найти, но если это удаетс€ Ч вы становитесь це≠лостным, а это, € думаю, и есть смысл человеческой жизниї.

≈сли этого не происходит, человек отбрасывает свою “ень на других и не знает не только других, но и себ€. ќбщаетс€ не с другими, а со своей “енью, с худшими ее качествами, и смена партнеров по общению не может изменить его трагического существовани€.

ƒуша (јнима, јнимус) Ч то неосознаваемое про≠тивоположного пола, которое есть в каждом человеке. ∆енское неосознаваемое начало в мужчине ёнг назвал јнимой, а мужское начало в женщине Ч јнимусом. ѕоскольку этот образ бессознателен, то у мужчины он проецируетс€ на любимую женщину и €вл€етс€ одним из главных оснований дл€ привлечени€ или отталкива≠ни€. ћать у мальчика и отец у девочки оказывают зна≠чительное вли€ние на развитие јнимы и јнимуса. Ётот архетип Ч один из наиболее вли€ющих на поведение. ќн про€вл€етс€ в снах и фантази€х как фигура противо≠положного пола и действует как посредник между со≠знательными и бессознательными процессами. ќн пер≠воначально ориентирован на внутренние процессы, как ѕерсона Ч на внешние. Ёто путь к творчеству в Ћуше, ибо данный архетип €вл€етс€ источником проекций и образов. Ќе случайно мужчины, занимающиес€ творче≠ским трудом (писатели, художники и поэты), свою ћузу представл€ют в виде богини-женщины.

“ень и јнима (јнимус) совпадают с представлени€≠ми ‘рейда об ЂќЌќї.  огда сознание и бессознатель≠ное дополн€ют друг друга, составл€ют единое целое, они представл€ют собой архетип самости. —амость Ч это внутренний руковод€щий фактор, отличный от ЂЁ√ќї и сознани€. Ѕольшинству людей самость незнакома, ибо она не развита в них.  огда она начинает по€вл€тьс€, то в снах вначале €вл€етс€ в виде точки, затем п€тнышка, а потом окружности, охватывающей сознательное и бес≠сознательное. –азвитие самости не означает растворе≠ни€ ЂЁ√ќї, которое по-прежнему остаетс€ центром со≠знани€. ЂЁ√ќї перестает казатьс€ центром личности, а занимает свое место как одна из структур души.

¬ процессе личностного роста происходит индивидуализаци€, или саморазвитие, т.е. развитие целостности и, таким образом, движение к большей свободе. ¬ процес≠се индивидуализации возникает сознание, которое не пора≠бощено мелким, излишне чувствительным миром вещ≠ных интересов. Ђ–асширенное сознание Ч это уже не тот раздражительный эгоистический комок личных же≠ланий, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуж≠даетс€ в компенсации или исправлении с помощью про≠тивоположных тенденций бессознательного; это функ≠ци€ отношени€ с миром объективности, ввод€ща€ инди≠видуума в абсолютное, св€зующее и неразрывное обще≠ние с широким миромї.

ƒл€ ЂЁ√ќї рост и развитие Ч это приобретение зна≠ний и навыков, т.е. расширение зоны сознани€. ћоло≠дые, как правило, мало вовлечены во внутренний про≠цесс индивидуализации, они зан€ты внешними достижени€≠ми. Ћюди более позднего возраста, решившие подобные задачи, имеют другие цели Ч они ищут гармонию и целостность души.

ёнг выдел€ет четыре шага (этапа) индивидуализации.

ѕервый шаг заключаетс€ в раскрытии ѕерсоны. Ќе≠обходимо сорвать с нее маску. “огда удаетс€ обнару≠жить, что то, что казалось индивидуальным, оказалось коллективным. ѕерсона нереальна: это компромисс меж≠ду индивидом и обществом относительно того, чем чело≠век должен быть. ќн принимает им€, добывает титулы, звани€, представл€ет свое учреждение. ќн то- то, то- дру≠гое. Ёто все реально, но дл€ личности Ч это продукт компромисса, в осуществлении которого другие прини≠мают часто большее участие, чем сам носитель ѕерсоны.

¬торой шаг Ч встреча с “енью. ≈сли мы признаем реальность “ени и отличаем себ€ от нее,то сможем ос≠вободитьс€ от ее вли€ни€. ћы сможем также ассимили≠ровать материал личного бессознательного, который ор≠ганизован вокруг “ени.

“ретий шаг Ч встреча с јнимой или јнимусом. — этим архетипом следует обращатьс€ как с реальным лицом, существом, с которым можно общатьс€ и у кото≠рого можно учитьс€. Ђ–ассматривайте ее [јниму] как личность, если хотите, как пациентку или как богиню, но в любом случае Ч как что-то существующее. ¬ы до≠лжны разговаривать с ней, чтобы увидеть, что оно та≠кое, чтобы пон€ть ее мысли и характерї.

„етвертый шаг индивидуации Ч развитие самос≠ти. —амость Ч Ђэто наиболее полное выражение того судьбоносного сочетани€, которое мы называем индиви≠дуальностью...ї —амость становитс€ новым центром ƒуши. ќна создает единство и интегрирует сознатель≠ный и бессознательный материал.

ёнг пишет: Ђ„еловек должен быть собой, должен найти собственную индивидуальность, тот центр лич≠ности, который одинаково удален от сознани€ и бессо≠знательного; мы должны стремитьс€ к этому идеально≠му центру, к которому природа, кажетс€, направл€ет нас. “олько из этой точки могут быть удовлетворены наши нуждыї.

»ндивидуаци€ Ч не всегда легка€ и при€тна€ зада≠ча. —начала это опасность отождествлени€ себ€ с ѕер≠соной. “огда человек стараетс€ быть слишком Ђсовер≠шеннымї, неспособным прин€ть свои ошибки и слабос≠ти, подавл€ет те тенденции, которые ей не соответству≠ют, и проецирует их на других.

“ень также может преп€тствовать индивидуации. Ћюди, которые не знают своей “ени, легко поддаютс€ вредоносным импульсам. ƒелать дурное рационализиру≠етс€. Ќеосведомленность о “ени часто приводит к ульт≠раморализму и проецированию “ени на других. јнима может сделать мужчину эмоционально переменчивым.

јнимус может сделать женщину ригидно придерживаю≠щейс€ иррациональных убеждений (упр€мство).

≈сть опасность быть полностью поглощенным бессо≠знательным материалом.  ак в сказках, чем ближе к цели, тем больше преп€тствий.  огда индивид имеет дело с јнимой или јнимусом, высвобождаетс€ большое ко≠личество энергии. ќна может использоватьс€ дл€ ук≠реплени€ ЂЁ√ќї, а не дл€ развити€ самости. “акие люди пытаютс€ быть больше или меньше, чем они есть на самом деле: больше, потому что начинают верить, что стали совершенными, св€тыми; меньше, потому что те≠р€ют св€зь со своей человеческой сущностью, не пони≠ма€, что нет совсем непогрешимых, мудрых и безупреч≠ных.

ёнг различает две стадии терапевтического процесса.

Ќа первой, аналитической, происходит Ђпризнаниеї, во врем€ которого индивид возвращает себе бессозна≠тельный материал. «атем идет фаза толковани€. ѕаци≠ент зависим от врача.

Ќа второй, синтетической, идет освоение нового, ак≠туального опыта. «атем происходит трансформаци€. ќт≠ношени€ аналитика и пациента интегрируютс€, и зави≠симость больного от врача уменьшаетс€.

«атем идет самообучение, в процессе которого инди≠вид принимает на себ€ все больше ответственности за свое развитие.

јльфред јдлер (1870Ч1937) был создателем но≠вого направлени€, которое получило название Ђиндиви≠дуальна€ психологи€ї. ¬ ее создании, по-видимому, боль≠шую роль сыграл тот факт, что сам ј. јдлер в детстве т€жело болел и упорно боролс€ со своими многочислен≠ными недугами. Ёто определило и выбор профессии. —тав врачом, он в 1985 г. зан€лс€ частной практикой. ѕере≠пробовав много специализаций, он в конечном итоге остановилс€ Ќа психиатрии.

¬ 1901 г. јдлер выступил в защиту ‘рейда, а год спуст€ стал активным членом его кружка. ¬ 1910 г. по предложению ‘рейда он был избран первым президентом психоаналитического общества, выросшего из этого круж≠ка, хот€ к этому времени у него уже были большие тео≠ретические разногласи€ с ‘рейдом. ¬ 1911 г. про≠изошел разрыв с ‘рейдом, и јдлер основал свою со≠бственную организацию Ч јссоциацию индивидуальной психологии. ѕосле первой мировой войны јдлер стал интересоватьс€ вопросами педагогики. ¬ 1935 г. он эмиг≠рировал в —Ўј, где продолжал клиническую практику и работал в  олумбийском университете.

»ндивидуальна€ психологи€ јдлера €вл€етс€ одним из направлений классического психоанализа, так как сохран€ет положение об основополагающей роли бессо≠знательного в жизни человека.

јдлер, как и ƒарвин, указывал, что стремление к превосходству €вл€етс€ одним из фундаментальных ас≠пектов жизни, но он считал, что органическа€ неполно≠ценность может стимулировать высшие достижени€ и не всегда приводит к поражению (червивый плод всегда слаще).  роме того он полагал, что в человеческом общес≠тве более важна коопераци€, а не конкурентна€ борьба.

Ќо предоставим слово самому јдлеру.

Ђ—вою первую задачу [индивидуальна€ психологи€] видит в новом освещении проблемы души и тела....Ѕыло установлено, что ребенок на собственном опыте узнает свойства и возможности своего организма, и услови€х длительного переживани€ чувства собственной непол≠ноценности (Miderwetigkeitsgefuhl) стремитс€ ощутить собственную целостность (холистический подход. Ч ћ.Ћ.), способность преодолеть свою природную слабость, трудности в социальных отношени€х, стремитс€ испы≠тать чувство целостности. —оответственно испытывае≠мым трудност€м и ощущению своей слабости человек испытывает растущее стремление ощутить свою силу (букв, стремление к власти Ч Streben nach Macht), с которым св€зана потребность индивида направить раз≠витие присущих ему сил и возможностей к некой конеч≠ной, смутно определ€емой им цели Ч Ђсовершенствуї....¬ ходе индивидуально-неповторимого освоени€ ребенком его творческие стремлени€ встречаютс€ с самыми различными преп€тстви€ми. ѕоэтому с первых двух лет жизни, когда ребенок находит свое собственное Ђяї и начинает восхождение к соответствующему этому Ђяї конечной цели, все душевные феномены представл€ют собой не реакции, завис€щие от степени напр€жени€, которые испытывает ребенок в определенной ситуации, а творческие установки (выделено мною. Ч ћ.Ћ.)ї. ѕоэтому тело и отдельные его органы дл€ одного ребен≠ка имеют одно значение, дл€ другого Ч другое в зависи≠мости от сложившейс€ цели. ѕоэтому, с точки зрени€ јдлера, в основе закладывающейс€ у ребенка структу≠ры лежат не объективные значени€, а его индивидуаль≠ные впечатлени€. (¬от почему некоторые родители не≠доумевают: Ђ¬се у него есть, не понимаю, что ему еще надо!ї Ч ћ.Ћ.) ј особенности этих впечатлений можно пон€ть, лишь зна€ стиль жизни индивидаї.

Ђѕри этом особое значение имеют исследовани€, вскрывающие конечные цели человека, которого мы до≠лжны рассматривать как целостное существо, действую≠щее целесообразно и обдуманно...но в своем индивиду≠альном своеобразии цели человеческих действий опре≠дел€ютс€ самим индивидомї. ј если сказать короче, то общим дл€ всех людей €вл€етс€ то, что у каждого есть цель, но содержание этой цели у каждого свое.

Ђ≈сли бы нам была известна цель личности... то мы могли бы пон€ть и объ€снить €зык душевных феноме≠нов... ћы могли бы пон€ть, почему в его развитии на≠блюдаютс€ отклонени€ от нормы и насколько они вели≠ки, если бы смогли узнать, насколько цель индивида отличаетс€ от нашей и вообще от целей, предписывае≠мых общественной жизнью. ¬едь мы можем узнать по≠черк знакомого композитора в неизвестной нам до сих пор мелодии... ќпределить жизненный путь человека таким образом не всегда столь же просто. —уществую≠ща€ типологи€ ничего не говорит об индивидуальных различи€х. ≈сли бы мы могли, исследу€ завитки и мело≠дии человеческой жизни, сделать вывод об исходной цели человека, в целом о его жизненном стиле, тогда мы смогЧ ли бы почти с такой же надежностью, как в естествен≠ных науках, и почти с математической точностью оп≠ределить место этого человека... предсказать, как будет действовать индивид в определенных ситуаци€хї.

Ђѕо-видимому, индивидуальна€ психологи€ поможет исследовател€м разрешить эту задачу... ћы научились видеть в любом движении человека одновременно про≠шлое, насто€щее и будущее и конечную цель человека, а также исходную ситуацию, в которой формировалась личность пациента в раннем возрастеї.

ѕочитайте еще немного и вернитесь к этом отрывку. ¬ы увидите, что здесь заложены идеи, которые получи≠ли развитие в экзистенциальном анализе, когнитивной терапии, сценарном анализе и работах  .’орни.

Ђ... ѕод вли€нием конечной цели все душевные дви≠жени€ упор€дочиваютс€ в единую линию активности (Aktionlinie), и каждое отдельное душевное движение подготавливает акт, следующий за ним. ¬ самом дейст≠вии глубоко заложено стремление к завершенности... ¬ зависимости от того, в чем индивид находит свою ко≠нечную цель, Ч видит ли он себ€ в роли кучера, лоша≠ди, генерала, лечащего врача или спасител€ человечест≠ва, Ч именно в зависимости от этого он будет ощущать и оценивать достигнутую им позициюї.

¬ системе отношений решающим €вл€етс€ ощуще≠ние собственной ценности, больша€ или меньша€ сила которого побуждает к решению индивидуально понима≠емых жизненных задач. ¬ последующей жизни не имеют никакого значени€ ни особенности его телесной или духовной организации, ни наследственные особенности, если они не включаютс€ в формирующийс€ в первые триЧп€ть лет жизненный стиль индивидаї.

Ќикогда одно и то же жизненное событие не пережи≠ваетс€ двум€ разными людьми одинаково, и от жизнен≠ного стил€ человека зависит, какие уроки он извлечет из пережитого. Ћюбое душевное €вление всегда означа≠ет большее, чем находит здравый смысл. “олько в сопоставлении со всей системой отношений можно уз-нать.означает ли ложь хвастовство или увертку, €вл€ет≠с€ ли пожертвование про€влением сострадани€ или ма≠нии величи€, соболезнование Ч социального чувства или высокомери€ї.

 роме стремлени€ к превосходству, с точки зрени€ јдлера, поведение человека определ€етс€ врожденным общественным чувством, идущим, по-видимому, от стад≠ного инстинкта. Ёто чувство и должно развиватьс€ с раннего детства, иначе индивид будет испытывать за≠труднени€ в приспособлении к обществу. “олько развив социальное чувство, можно достичь светлого будущего. ¬се религиозные, юридические, государственные и со≠циальные институты были созданы дл€ того, чтобы сде≠лать совместную жизнь легче и лучше, предписав инди≠видам жить так, как это необходимо дл€ сохранени€ человеческого рода. »ндивидуальна€ психологи€ стре≠митс€ к тому же, только она лучше вскрывает преп€тст≠ви€, встающие на пути развити€ социального чувства, и стремитс€ найти методы их обнаружени€.

¬се значительное, что имеет человек, обусловлено этим чувством. » только одно приобретение имеет дру≠гое происхождение. Ёто чувство неполноценности, ко≠торое возникает у ребенка с момента развити€ созна≠ни€. ќно обусловлено его слабостью. „увство неполно≠ценности усиливаетс€ и растет, как только ребенок на≠чинает смутно осознавать свою бесполезность дл€ об≠щества, и в норме компенсаци€ этого чувства становит≠с€ мощным источником дл€ индивидуального развити€. –ебенок стараетс€ стать полезным, и чувство неполно≠ценности ослабевает.

¬озникает противоречие между стремлением к лич≠ной власти и общественным долгом, который сдержива≠ет это стремление. ≈сли ребенка сразу став€т в центр семьи и живут дл€ него, у него развиваетс€ только одно стремление к власти, стремление брать, а не отдавать. ќн превращаетс€ в индивидуалиста. » только тогда, когда стремление к власти, стремление быть первым (сперматозоидное чувство. Ч ћ.Ћ.) уравновешиваетс€ социаль≠ным чувством, по€вл€етс€ возможность стать счаст≠ливым.

Ђ»ндивидуальна€ психологи€ подчеркивает то обсто≠€тельство, что в детстве у всех духовно несчастных, дурно воспитанных и невротичных натур не было услови€ дл€ развити€ социального чувства, и поэтому им недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силахї. “оль≠ко св€зь с обществом порождает устойчивое чувство собственной ценности. –азвитие общественного чувства происходит в трех отношени€х: Ђяї к Ђ“џї, в продук≠тивной де€тельности, в любви. ¬ этих отношени€х отра≠жаетс€ жизненный стиль индивида. ќсобенно это за≠метно, когда необходимо прин€ть немедленное решениеї.

≈сли побеждает стремление к власти, то, наход€сь в зависимости от других людей, индивид считает их свои≠ми личными врагами. Ќе вер€ в свою победу и с еще большим страхом ожида€ поражени€, они в конце кон≠цов оказываютс€ в таком положении, что не могут избе≠жать неудач. ћногие из них начинают испытывать силь≠ное чувство неполноценности, что мешает развитию со≠циального чувства.

»ндивидуальна€ психологи€ позвол€ет вскрыть и ис≠править ошибки воспитани€ раннего детства. «десь не≠обходимо глубокое осознание человеком их последст≠вий. ≈сли этого не происходит, чувство неполноценнос≠ти, способствующее развитию, превращаетс€ в комплекс неполноценности, деформирующий развитие и привод€≠щий к неврозу.

јдлер описывает две формы защитных механизмов: компенсацию и гиперкомпенсацию.  омпенсаци€ про€в≠л€етс€ тем, что вместо развити€ недостающего качества ребенок начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсиру€ тем самым свой недостаток. Ќапример, хилый подросток вместо того, чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматьс€ шахматами, где у него вы€вились неплохие способности. ¬ шахматах он достигнет неплохих успехов, но физическое недоразвитие сде≠лает его несчастным и приведет к неврозу.

√иперкомпенсаци€ про€вл€етс€ тем, что ребенок ста≠раетс€ развить те данные, которые у него слабо разви≠ты. Ќапример, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытаетс€ стать драчуном, чтобы отомстить своим обид≠чикам. ѕропорциональное развитие при этом также не≠редко искажаетс€. ѕримером такой гиперкомпенсации может служить биографи€ ј.¬.—уворова.  онечно, он стал великим полководцем! Ќо был ли он счастлив?

Ђ»ндивидуальна€ психологи€ разрешила также про≠блему вы€влени€ известных затруднений, которые в пер≠вые п€ть лет жизни и порождают у человека чувство неполноценности. “ем самым открылись возможности дл€ профилактики отклонени€ от нормы, неврозов, пси≠хозов и педагогической запущенности. »менно поэтому эта наука и получила признание у педагогов. »ндивиду≠альна€ психологи€ считает неверным широко распрос≠траненное заблуждение о неполноценности ребенка, ста≠рика, женщины; с ее точки зрени€, причины этой недо≠оценки гнезд€тс€ в некоторых непреодолимых предрас≠судках, свойственных нашей культуре, и недостаточном знании вопросаї.

јдлер выдел€ет три главных услови€ дл€ по€влени€ чувства неполноценности в раннем детстве.

ѕервое условие Ч врожденные физические недо≠статки. ѕри неправильном воспитании ребенок воспри≠нимает их как жизненные преп€тстви€. » даже если он потом неплохо устраиваетс€ в жизни, у него сохран€ет≠с€ пессимистическое отношение к решению жизненных проблем.

¬торое условие Ч изнеженность.  огда такой жиз≠ни приходит конец, ребенок чувствует себ€ изгнанным Хиз ра€. ѕоэтому в последующей жизни ему всегда недо≠стает душевной теплоты, и он никогда не может найти взаимопонимани€ с другими людьми.

“ретье условие Ч жесткое воспитание, которое при≠водит к развитию бессердечи€. “акие люди повсюду вид€т врагов и ведут себ€ так, словно наход€тс€ во враж≠дебной стране.

јдлер приходит к выводу, что главнейшими момента≠ми в воспитании €вл€ютс€ развитие в дет€х упорства и самосто€тельности, терпени€ в трудных ситуаци€х, от≠сутствие любого бессмысленного принуждени€, униже≠ни€, насмешек, оскорблений, наказаний. —амое главное: ни один ребенок не должен потер€ть веру в свое будущее.

ћне нравитс€ девиз јкки  небекайзе, предводитель≠ницы диких гусей из известной сказки Ђѕутешествие Ќильса с дикими гус€миї, котора€ воспитывала орла.  огда птенец был недоволен собой, она каждый раз ему говорила: Ђ¬се равно из теб€ вырастет хороша€ птица!ї

я старалс€ показать, что адлеровска€ теори€ оказала большое воздействие на многие последующие психоло≠гические и психотерапевтические системы. ќднако, как указывал ƒ.‘ейдимен, достижени€ јдлера редко полу≠чали должное признание. ≈го оригинальные находки часто рассматривались как производное от психоанали≠тической теории или как нечто самоочевидное.  ак спра≠ведливо заметил Ёлленбергер, Ђтрудно найти другого автора, у которого столь многое заимствуетс€ без ссы≠лок и признательности, нежели јльфред јдлер. ≈го уче≠ние стало местом... где все и каждый могут без зазрени€ совести вз€ть, что угодно. »ной автор, скрупулезно ука≠зывающий источник при цитировании мельчайшей фра≠зы, даже не думает поступить так же, заимству€ что-нибудь из индивидуальной психологии, как будто у јд≠лера не может быть что-нибудь оригинальногої.

ƒ.‘ейдимен видит причину этого в том, что его тео≠рии изложены простым €зыком здравого смысла. ѕоэто≠му они часто кажутс€ поверхностными и неглубокими. јдлера больше интересовала практика, а не теори€. ќн наиболее попул€рен среди учителей и всех тех, кому нужны практические клинические навыки.   сожалению, очень мало работ јдлера переведено на русский €зык.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1255 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

2269 - | 2071 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.176 с.