Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћесто психотерапии в современной жизни




≈сли бы черв€к знал устройство €блони, он не подъедал бы плодоножку. » тогда, может быть, против него не боролись бы так интенсивно. ќколо ме≠с€ца € не загл€дывал в подвал, где хранились €блоки.   моему неудовольствию, почти во всех €щиках были надгрызенные мышами €блоки. ѕришлось начать с ними борьбу. »м бы грызть €блоки только в нижнем €щике и, съев одно, приниматьс€ за другое. “огда, может быть они спокойно бы перезимовали.  ороче говор€, послови≠ца Ђ«най свое местої весьма актуальна, и не только дл€ червей и мышей.

я, как врач-психотерапевт, должен знать, где в сис≠теме человеческих знаний находитс€ медицина, где мес≠то психотерапии в медицине и как психотерапи€ св€за≠на с другими област€ми знаний.

я придерживаюсь точки зрени€, согласно которой большинство болезней €вл€ютс€ результатом неправиль≠ного образа жизни. » рассматриваю больного (если, ко≠нечно, болезнь не генетическа€) как плохо воспитанно≠го и неприспособленного к жизни человека, а область клинической медицины Ч как одну из ассенизационных (еще одна Ч места лишени€ свободы) €м, куда общество выбрасывает своих негодных представителей. ѕри та≠ком подходе становитс€ €сно, что вылечить больного и не перевоспитать его Ч значит, почти ничего не сде≠лать. ¬ернувшись в свою среду, он будет делать те же ошибки и оп€ть заболеет той же или более т€желой болезнью. Ёто наблюдаетс€ в практике лечени€ не толь≠ко неврозов, но и психосоматических заболеваний, ко≠торые принимают хронический характер.  ому из врачей незнакомы повтор€ющиес€ гипертонические кризы, обострени€ €звенной болезни, инфаркты и приступы бронхи≠альной астмы? ¬ этом свете нелепыми выгл€д€т многие расхожие мнени€ о враче. ¬от одно из них: врач любит своих больных. “олько извращенец может любить боль≠ных! „то в них хорошего? ѕлохой внешний вид, не всегда при€тный запах и посто€нное нытье! ѕоэтому тот врач, который любит больных, напоминает мне человека, живу≠щего на свалке и старающегос€ затащить туда как можно большее количество людей, за счет которых он живет.

Ћюбить нужно не больных, а здоровых людей! ¬рач, который любит человека, а не больного, стараетс€ не дать ему свалитьс€ в ассенизационную €му клиничес≠кой медицины.  онечно, иногда приходитс€ спускатьс€ в нее дл€ того, чтобы изгнать болезнь и вытащить боль≠ного из €мы. Ќо получать удовольствие следует от того, что вытащил человека, а не от того, что был в €ме. ≈ще большее удовольствие (хот€, к сожалению, менее опла≠чиваемое) получаешь от того, что помог человеку не попасть в нее.

ѕри таком подходе врач вынужден изучать, как про≠текала вс€ жизнь человека. ќн оказываетс€ информиро≠ванным об ошибках родителей, педагогов, начальниках и самого пациента, приведших его к болезни. » поэтому он об€зан сказать и больному и обществу, чего не сле≠дует делать, если хочешь остатьс€ здоровым. ј что же делать? Ёто лучше нас знают педагоги, родители, на≠чальники! Ќаукой установлено, что, если педагогичес≠кий и производственный процесс идет как следует, люди не болеют. Ќу, а если педагоги, родители и начальники пациента не знают, что делать (ведь если бы они знали, он бы не заболел), то рассказать ему об этом должен его лечащий врач или другой представитель медицинского учреждени€.  онечно, хирург, терапевт или отоларинго≠лог не могут знать все приемы лечебного перевоспитани€, но они об€заны знать, что это необходимо, а в струк≠туре клинической медицины должны быть специалисты, к которым следует направить больного дл€ коррекции ошибок воспитани€ после медикаментозного, хирурги≠ческого и иного лечени€. ј еще лучше проводить ком≠плексное лечение. ¬ этом свете становитс€ €сно, что утверждение, что нет Ђузких специальностей, а есть уз≠кие специалистыї, абсолютно верно.

»з всего сказанного вытекает, что если бы педагоги и родители воспитывали правильно, а начальники вели производственный процесс таким образом, чтобы лич≠ность не невротизировалась, то может быть, роль меди≠цины свелась бы к оказанию помощи при родах и не≠счастных случа€х. “огда количество медиков стало бы минимальным, а освободившиес€ высококвалифицирован≠ные кадры начали бы заниматьс€ производственной и педагогической де€тельностью.

“еперь €, врач-психотерапевт, могу определить свое место в обществе (рисунок).

 

–азберем эту схему. ќпыт выдающихс€ педагогов (я.  орчак, ¬.ј.—ухомлинский, ј.—.ћакаренко и др.) показывает, что правильно организованный педагогичес≠кий процесс позвол€ет сохранить и укрепить здоровье занимающихс€. ¬ современной педагогике разрабатыва≠ютс€ системы, содержащие не только образовательные идеи, но стратегии, укрепл€ющие здоровье. ќдна из них, знакома€ мне, так и называетс€: Ђќздоровление через образованиеї (“.‘. јкбашев, 1992). ≈е надо примен€ть и в психотерапевтической работе. — другой стороны, психотерапевтические приемы могут использоватьс€ и педагогикой, как в самом педагогическом процессе, так и дл€ коррекции личности самих педагогов, ибо уровень невротических реакций у этого контингента самый вы≠сокий (Ѕ.ƒ.ѕетраков, Ћ.Ѕ.ѕетракова, 1984). Ќакоплен значительный опыт по применению психотерапевтичес≠ких приемов в педагогическом процессе. –егул€рно прово≠д€тс€ соответствующие курсы по подготовке педагогов.

“о же самое можно сказать и о производстве. Ќет ничего более оздоравливающего, чем правильно органи≠зованный творческий труд. » здесь психотерапевтам в своей работе не стыдно использовать опыт лучших ру≠ководителей производств. “рудотерапи€ Ч тот св€зую≠щий мостик между производством и психотерапией, ко≠торый может сделать более рентабельным производство и удешевить психотерапию. ћы, в свою очередь, обуча≠ем руководителей производств приемам психотерапии в организационной работе.

—в€зь между психотерапией и общей психологией сама€ тесна€. ¬едь по отклонени€м от нормы можно судить о том, каков должен быть нормальный человек. » не случайно выдающие открыти€ в области современ≠ной психологии были сделаны врачамиЧпсихотерапев≠тами («.‘рейд, Ё. ‘ромм,  .ёнг, Ё.Ѕерн, ј.јдлер,  . ’орни и др.). Ќо и открыти€ психологов служили основани≠ем дл€ создани€ психотерапевтических систем. “аковы≠ми €вл€ютс€ гештальтпсихологи€, когнитивна€ психо≠логи€, гуманистическа€ психологи€.

—в€зь психотерапии с социальной психологией на≠столько очевидна, что не нуждаетс€ в длительном обос≠новании. √руппова€ психотерапи€ базируетс€ на теоре≠тическом фундаменте социальной психологии, но и пси≠хотерапевтические приемы формировани€ группы из ассоциации в коллектив используютс€ социальными пси≠хологами при работе в производственных, спортивных и педагогических коллективах.

ѕсихотерапи€ св€зана и с физиологической наукой. ѕримером может быть поведенческа€ терапи€, основан≠на€ на положени€х ».ѕ.ѕавлова. ѕерспективным дл€ объ€снени€ некоторых феноменов и положений психо≠терапии €вл€етс€ учение √.Ќ. рыжановского о гиперак≠тивных детерминантных структурах. ќно открывает но≠вые подходы к медикаментозному лечению при исполь≠зовании личностно ориентированных методик психоте≠рапии в терапии неврозов и делает более целенаправ≠ленными психотерапевтические техники при лечении органических заболеваний головного мозга.

ѕроблемы деонтологии тесно св€заны с психотера≠пией. ƒеонтологи€ указывает, каким должен быть врач. ѕсихотерапи€ показывает, как это сделать.

Ќо основной областью применени€ психотерапии €вл€ютс€ практически все разделы клинической ме≠дицины.

ј теперь пришло врем€ дать определение психотера≠пии. —делать это не так просто. — точки зрени€ семан≠тики самого слова, это метод лечени€, которым должен (€ бы сказал, вынужден) пользоватьс€ врач любой кли≠нической специальности. — другой стороны, это отдель≠на€ врачебна€ специальность, котора€ имеет свой пред≠мет. ¬ отечественной литературе психотерапию прин€≠то определ€ть как систему лечебного воздействи€ с по≠мощью психических средств на психику больного и через нее на весь его организм с целью устранени€ бо≠лезненных симптомов и изменени€ отношени€ к себе, люд€м и труду (¬.≈.–ожнов, 1985; Ѕ.ƒ.  арвасарский, 1985).

»з этого определени€ вытекает, что психотерапи€ может быть симптоматической, когда основной ее целью €вл€етс€ сн€тие симптомов, и патогенетической, когда речь идет об изменении отношени€ личности к себе и миру. ј психологи€ определ€ет личность как свойство человека, делающего его носителем социальных отно≠шений. “аким образом, предметом психотерапии €вл€≠етс€ невротизированна€ и невротическа€ личность.  ог≠да личность невротизирована конкретными обсто€тель≠ствами, тогда можно ограничитьс€ симптоматической терапией. ≈сли невротизм становитс€ чертой характе≠ра, следует прибегнуть к патогенетической терапии дл€ изменени€ отношени€ личности к себе и миру.

¬рачи древности говорили, что слово, нож и трава €вл€ютс€ трем€ Ђкитамиї, на которых стоит медицина. Ќож нужен, когда не помогают лекарства (травы). ѕос≠ледние не всегда возможно и желательно примен€ть. —лово же используетс€ всегда. ¬рач занимаетс€ психо≠терапией независимо от своего желани€. «десь крайне необходима специальна€ подготовка. ќдни благие наме≠рени€ об€зательно приведут к отрицательному антипси≠хотерапевтическому эффекту.

“акже следует вести подготовку медицинского пер≠сонала и специальную психотерапевтическую работу с больными по методикам групповой психотерапии дл€ обучени€ их приемам взаимной поддержки и профилак≠тики эгротогений. ј квалифицированно такую работу может проводить только профессионал-психотерапевт.

 

¬ клинику урологии на операцию по поводу травма≠тической стриктуры уретры поступил больной ѕ., 35 лет.  линика и ее руководитель пользовались боль≠шим авторитетом у населени€, и больной был очень до≠волен, что его мучени€ кончатс€ (ранее он несколько раз безуспешно оперировалс€ в других лечебных учреж≠дени€х). ќпераци€ была двухэтапной. ѕервый этап про≠шел благополучно. Ѕольной с хорошим настроением ждал второго этапа. ¬ это врем€ кто-то из соседей по палате сказал ему, что он зр€ радуетс€ и еще успеет намучитьс€. ¬ечером у него развилс€ гипоталамический пароксизм симпато- адреналового типа, сопровождавшийс€ страхом смер≠ти. ѕароксизм был купирован, операци€ прошла успешно, но развилс€ выраженный невроз нав€зчивых состо€ний, что привело больного к инвалидности.   счастью, психо≠терапевтическое лечение оказалось эффективным.

ѕрактически каждый больной неврозом и психо≠соматическим заболеванием нуждаетс€ в психотерапев≠тической помощи. Ёто очевидно. Ќо и каждый больной с заболеванием соматического профил€ должен получать ее, ибо, если внутренн€€ картина болезни такова, что вызывает избыточную тревогу, это может неблагопри€т≠но сказатьс€ на течении основного заболевани€. ѕриме≠ром тому может служить высока€ до 30Ч40 процентов смертность от инфаркта миокарда в 50-е гг., когда насе≠ление считало это заболевание смертельным. ќпасно и преуменьшение больным т€жести своего заболевани€, например анозогнози€ при алкоголизме. ¬ первом слу≠чае больного нужно успокоить, а во втором Ч напугать. Ёто тоже входит в задачу психотерапии соматических расстройств.

“рудно представить, что у нас в стране скоро будет достаточное количество профессионалов-психотерапев≠тов, так что обучение врачей других специальностей следует считать делом важным. Ёто нужно хот€ бы дл€ того, чтобы они своими действи€ми не наносили вреда и воврем€ направл€ли больных на психотерапевтическое лечение.

ѕсихотерапи€ крайне необходима и в психиатричес≠ких учреждени€х, где работают с больными, наход€щи≠мис€ в психотическом состо€нии. „его стоит только одна часто повтор€юща€с€ здесь фраза: ЂЅольной, все, что вы делаете и говорите, св€зано с тем, что у вас психи≠ческое заболеваниеї. ј у больного нет критики, и он считает себ€ здоровым.  оллеги! ≈сли вас кто-нибудь назовет психически больным, вы будете рассматривать это как оскорбление. ¬ы сдержитесь, а вот у больного усилитс€ психомоторное возбуждение, ибо к основному заболеванию прибавитс€ невротическое состо€ние, св€≠занное с оскорблением личности. ƒозу психотропных средств придетс€ увеличить. “ак больные расплачива≠ютс€ своим здоровьем и деньгами за наши ошибки.

Ќеобходимость психотерапии в наркологии не нуж≠даетс€ в обосновании.

„ем объ€снить широкое распространение психотера≠пии и потребность в ней в наше врем€? ƒинамизмом нашей жизни. ћир так быстро мен€етс€, что даже при правильном воспитании та структура личности, котора€ была адаптивной дес€ть лет тому назад, сегодн€ €вл€ет≠с€ невротизирующим фактором. ≈сли в прошлом веке врач, окончив университет и приобрет€ за несколько лет опыт практической работы, мог в течение всей ос≠тавшейс€ жизни спокойно жить на проценты от накоп≠ленного профессионального капитала, то сейчас груз устаревших сведений при наличии личностной ригид≠ности и нежелании использовать последние достижени€ науки может еще недавно авторитетного врача быстро превратить в реликт.

—овременна€ жизнь мен€ет и педагогическую концеп≠цию. ¬ соответствии с ней человека необходимо научить не только чему-то конкретному, но и быстро отказыватьс€ от всего устаревшего. “.е. следует все врем€ развивать психологическую гибкость, мен€ть систему отношений. ј ведь, пожалуй, психотерапи€ Ч единственна€ наука, котора€ владеет техникой изменени€ отношени€ личнос≠ти к себе, люд€м и труду. —обственно, это и €вл€етс€ ее основной задачей. ¬от почему психотерапи€ оказывает≠с€ применимой и полезной повсеместно.

¬ этой св€зи уместно определить отношени€ психо≠терапии с религией и философией.

–елиги€ тесно св€зана с нашим обществом, со всеми его институтами и личностью каждого человека. Ќа боль≠шую психотерапевтическую роль религии указывал ¬. ‘ранкл, который подметил, что у верующих неврозы встречаютс€ реже. ƒействительно, практически во всех религиозных учени€х заложены психотерапевтические идеи. я даже сказал бы, что одна из основных задач веры Ч сн€ть то напр€жение, ту тревогу, которые воз≠никают у человека по мере проникновени€ его в тайны мира и самого себ€.

„еловек Ч единственное в мире существо, которое осознает, что оно не по своей воле по€вилось на этот свет и не по своей воле уйдет. —трах смерти, осознан≠ный или неосознанный, €вл€етс€ посто€нным спутни≠ком человека. ќн €вл€етс€ источником, из которого чер≠пают энергию остальные отрицательные эмоции.

¬ св€зи с обсуждаемым вопросом € хотел бы погово≠рить о чувстве одиночества. „ем выше развитие общес≠тва, тем оно может быть мучительней.

—начала человек начал понимать, что он не такой, как нежива€ природа. ѕроизошло отчуждение от пос≠ледней. » богами стали неодушевленные предметы. “ак, в некоторых веровани€х богами были то солнце, то луна, то горы, то ветры. Ёто был этап анимизма, который воссо≠един€л человека с неживой природой и успокаивал его.

«атем человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. “отемизм разрешил эту проблему, и богами стали животные. Ёто объедин€ло и успокаивало.

 огда человек стал понимать, что он не такой, как дру≠гие люди, когда по€вились я, ¬џ и ќЌ», произошло от≠чуждение я от других людей. ќдним источником тревоги стало больше. язычество разрешило эту проблему, и тогда богами стали люди. Ёто объедин€ло и успокаивало.

¬ наиболее развитой и увлекательной форме €зычес≠тво про€вилось в древнегреческой культуре и мифоло≠гии, котора€ и до сих пор €вл€етс€ богатым духовным источником. Ќедаром один из римских императоров любил повтор€ть, что все идеи по€вились в древней √ре≠ции. ѕо-видимому, людей с выдающимис€ качествами было не так много, и считалось, что те, кто ими облада≠ет, пользуютс€ покровительством богов или ведут от них происхождение. Ёто герои, как правило, полубоги-полу≠люди. —мертны как люди и могущественны как боги (јхилл, ѕерсей, √еракл и др.).

ѕри дальнейшем развитии цивилизации в процессе воспитани€ усложнились структура личности и духов≠на€ жизнь человека. ћощь интеллекта и духа далеко превосходила возможности смертного тела. ¬озникло отчуждение человека от самого себ€. ¬ одном месте со≠шлись смертное тело и бессмертный дух. ѕо€вление монотеистических религий и, в частности, иудаизма и его основных ветвей Ч христианства и ислама, решало и эту проблему. Ђя √осподь, Ѕог твой... Ќе делай себе кумира... Ќе произноси имени √оспода, Ѕога твоего, на≠прасно...ї Ёто указание на то, что все мы сотворены по единому «акону Ѕожиему, на который и надо равн€тьс€, а не сотвор€ть себе авторитетов, которые €вл€лись бы образцами поведени€, что следует заниматьс€ своими делами, не произнос€ напрасно имени Ѕога. Ёто объеди≠н€ло и успокаивало.

“еоретически все это хорошо и правильно. ƒействи≠тельно, исполн€й все заповеди и будешь процветать. Ќо на практике даже в рамках одной религии заповеди на≠рушаютс€ и не могут не нарушатьс€. ¬едь когда служи≠тель культа объ€вл€ет себ€ представителем Ѕога на зем≠ле, волей-неволей он становитс€ кумиром. Ќо ведь он только человек, а не Ѕог. » не удивительно, что вс€ истори€ человечества пронизана религиозными война≠ми и распр€ми. ќднако виноваты не сами религиозные представлени€, а их толкователи. Ќа одной из научных конференций в 1992 г. уже шла речь о православной психотерапии. „то-то это напоминает марксистско-ле≠нинскую философию и мичуринскую биологию.  огда-то мы это уже проходили. » куда тогда податьс€ католи≠ку, магометанину и иудею? Ќо стоит ли отказыватьс€ от всего ценного, что дала нам религи€?  онечно, нет! ј врачу-психотерапевту не мешает знать религиозные представлени€ своего пациента и использовать их дл€ достижени€ терапевтического эффекта.

«.‘рейд называл верующего человеком, наход€щим≠с€ в глубоком сне. ќн не призывал его будить, но хотел, чтобы не усыпл€ли тех, кто еще не спит, и неоднократ≠но повтор€л, что наш Ѕог Ч разум, который говорит, что наши возможности не безграничны.

«.‘рейд не возражал против заповедей религии, од≠нако указывал, что к этим выводам можно прийти и без религиозных положений.

Ќапример, заповедь ЂЌе убийї. ћне не нужно руко≠водствоватьс€ этой заповедью, если у мен€ все хорошо с интеллектом. Ќужно только немного подумать. ≈сли € убью ближнего своего, что из этого выйдет? Ќачнут преследовать. ƒаже если и не поймают, то € все равно буду в эмоциональном напр€жении. Ќичем хорошим это не кончитс€. » даже если мен€ не разоблачат, все равно мне будет плохо. ѕоэтому € лучше постараюсь наладить с ближним своим отношени€ дл€ взаимовыгодного со≠трудничества. ѕравда, и в Ѕиблии говоритс€ то же са≠мое. Ђћирись с противником, пока ты еще на одном пути с нимї.

ЂЌе украдиї. Ќе проще ли научитьс€ хорошо зараба≠тывать? “огда и в голову не придет красть, да и времени не будет.

ЂЌе прелюбодействуйї. Ќе проще ли наладить сек≠суальные отношени€ со своим партнером? “огда и в голову не придет желать Ђжены ближнего своегої. ≈сли же эти отношени€ налажены не будут, то все равно будешь засматриватьс€ на других женщин. ј »исус ’ристос говорит, что Ђвс€кий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своемї.

«апретительный характер религиозных положений, правильных по своей сути, входит в противоречие с ис≠тинной природой человека, который стремитс€ делать именно то, что ему запрещают. ≈сли € сейчас буду за≠прещать вам просмотреть 95-ю страницу и повторю за≠прет много раз, может быть, вы и не просмотрите ее, но захотите это сделать.

Ќе исключено, что, когда образованных людей с раз≠витым мышлением, умеющих, не вступа€ в конфликт с окружающими, удовлетвор€ть свои потребности, было немного, введение религиозных запретов имело смысл. Ќо сейчас, в век техники, когда мышление развито у многих людей, возникает противоречие между запове≠д€ми, требующими бездумно соблюдать правила обще≠жити€, и ростом потребностей, неумением удовлетво≠р€ть их, не вход€ в противоречие с обществом или са≠мим собой. ¬се это усиливает чувство одиночества.  роме того, представители каждой религии утверждают, что их учение €вл€етс€ истинным, что скорее разъедин€ет, чем объедин€ет человечество. ¬от тут как раз и должны сказать свое слово психологи€ и психотерапи€. ј наука нам говорит, что все люди устроены одинаково, что ожог от кип€тка будет примерно одинаковым и у христиани≠на, и у иуде€, и у магометанина. ƒа и психологические феномены у них такие же.

“аким образом, только наука при правильном к ней подходе может решить т€жкую проблему одиночества.

¬се мы устроены по одному «акону природы (верую≠щие говор€т, что по «акону Ѕожиему). ¬от на него и следует равн€тьс€, его и следует изучать. ¬едь и по на≠уке получаетс€, что стоит равн€тьс€ не на авторитеты, а только на «аконы.  ак Ѕибли€, так и наука говорит, что нельз€ отклон€тьс€ ни вправо ни влево. » если мы бу≠дем жить не по законам авторитетов, а по јвторитету «акона, то тем самым достигнем того объединени€, той трансценденции человечества, о которой мечтали все религиозные де€тели. Ё.‘ромм справедливо заметил, что без веры жизнь бессмысленна. ¬ера Ч это тот духов≠ный хребет, который должен быть у каждого свой соб≠ственный. ј прочным он может быть только в том случае, если его устройство соответствует «аконам. » чем точнее вера отражает «аконы, тем стройнее и устойчивее духовный позвоночник. Ѕез веры человек беспомощен, бесплоден и полон страха. ¬ера означа≠ет устойчивость.

—омнение Ч это не только неуверенность. —омнение может стать установкой, котора€ определ€ет всю лич≠ность человека. ј вот на каком предмете он останавли≠ваетс€ в своих сомнени€х, это дело второстепенное.

»ррациональное сомнение не €вл€етс€ реакцией ин≠теллекта, а окрашивает всю интеллектуальную и эмоци≠ональную жизнь человека. —ама€ крайн€€ форма Ч на≠в€зчивое невротическое сомнение, которое посто€нно Ђвмешиваетс€ї в пуст€ковые вопросы. “акое сомнение всегда мучительно и свидетельствует об отсутствии цель≠ности личности. –ациональное сомнение возникает тог≠да, когда ставитс€ вопрос о правильности положений, высказанных авторитетом. “акое сомнение способству≠ет развитию личности человека.

» вера, как писал Ё. ‘ромм, бывает рациональной и иррациональной. Ђ¬ерую, ибо абсурдної Ч девиз иррациональной веры. —амый поразительный феномен ирра≠циональной веры в наше врем€ Ч это фанатическа€ вера в вождей. –ациональна€ вера представл€ет собой твер≠дую убежденность, основанную на плодотворной интел≠лектуальной и эмоциональной де€тельности. Ќеобходи≠мо верить в мощь разума, иначе не сделаешь открыти€. ¬ера Ч необходимое условие вс€кой дружбы и любви. “акже необходимо верить и в себ€, в возможности сво≠его ребенка. », наконец, необходимо верить в челове≠чество.

Ё. ‘ромм указывал, что основой рациональной веры €вл€етс€ плодотворность.  то верит в силу, тот не ве≠рит в свои возможности. »стори€ показала, что сила Ч самое неустойчивое из человеческих завоеваний. –аци≠ональна€ вера не пассивна. ¬ ней нет ничего, выход€ще≠го за пределы человеческого опыта. ≈сли человека на≠учили верить в любовь, справедливость и разум, то это нельз€ считать рациональной верой.   рациональной вере можно отнести идеи, к которым человек пришел сам, размышл€€ и действу€.

» тут намечаетс€ сама€ тесна€ св€зь психотерапии с философией. ¬ трудах философов от античных времен до наших дней прослеживаютс€ психотерапевтические идеи. ƒостаточно назвать —ократа, —енеку, Ўопенгауэ≠ра, Ќицше, Ѕерд€ева, которые почти пр€мо высказыва≠ли современные психотерапевтические идеи. ‘илософы говорили, что нужно делать, но не всегда указывали, как это сделать. ѕсихотерапевты, занима€сь непосред≠ственно лечением больных и консультированием, разра≠батыва€ как, достигали выдающихс€ философских обоб≠щений, и многие из них уже могли сказать что {«.‘рейд, ј.јдлер, Ё. ‘ромм,  . ’орни и др.).

», может быть, основной задачей психотерапии €вл€≠етс€ помощь конкретному человеку в формировании ра≠циональной веры, коррекции духовного горба, которым он задевает других и по которому его бьют. ј после коррекции психотерапи€ могла бы способствовать фор≠мированию собственного духовного хребта, без которо≠го невозможна счастлива€ жизнь.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1007 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1860 - | 1752 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.