Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


III. ”меньшение контрастов, рост многообрази€




÷ивилизаци€ продвигаетс€ вперед по траектории, представл€ющей собой р€д движений вверх и вниз. ¬новь и вновь поднимающийс€ снизу социальный слой перенимает функции и положение высшего сло€. Ёто ему приходитс€ делать в противосто€нии с другими сло€ми, дав€щими на него сверху и снизу; и вс€кий раз этому подн€вшемус€ и получившему статус высшего слою Ђнаступает на п€ткиї новый, еще более широкий слой.

ћы оставл€ем в стороне обширный круг проблем, касающихс€ различий в поведении высших, средних и низших слоев. ¬ общем виде можно сказать, что низшие слои склонны к пр€мой разр€дке аффектов и непосредственному удовлетворению влечений, что их поведение регулируетс€ в меньшей мере, чем поведение представителей высших слоев. ѕринуждение, оказывающее воздействие на низшие слои, на прот€жении большей части истории носило характер пр€мого физического насили€, угрозы телесных мучений или смерти от меча, нищеты и голода. Ќи применение подобного насили€, ни функции, характерные дл€ подобного положени€ в обществе, не способны привести к стабильному преобразованию внешнего принуждени€ в самопринуждение. ќтказ средневекового кресть€нина от употреблени€ м€са из-за того, что он слишком беден, а его скот идет на стол господину, всецело обусловлен физическим принуждением. —тоит лишь по€витьс€ возможности есть м€со без внешней угрозы, и кресть€нин будет предаватьс€ удовлетворению этого желани€, в отличие от вступившего в религиозный орден представител€ высших сословий, отказавшегос€ от потреблени€ м€са по идейным соображени€м Ч на основании мыслей о мире ином и чувства собственной греховности. Ћишенный вс€кой собственности труженик, оказавшийс€ в работном доме из-за угрозы голода и те самым принужденный трудитьс€, оставит работу сразу же после того, как исчезнет угроза внешнего насили€. ќн отличаетс€ от зажиточного купца, который работает все больше и больше, хот€ без того имеет средства к существованию.  упца к деловой активности склон€ет не нужда, но давление конкуренции, борьбы за власть и престиж; он трудитс€ потому, что работа стала его призванием, смыслом и оправданием его жизни. ¬ конце концов, посто€нное самопринуждение сделало эту работу столь привычной, что, прекратив ее, купец ощутит душевное см€тение.

  особенност€м западного общества относитс€ то, что в ходе его развити€ произошло существенное уменьшение различий в положении и кодексе поведени€ низших и высших слоев. Ќа все слои распространились некоторые характеристики низших слоев. —имптомом этого можно считать то, что западное общество в целом стало регул€рно работающим обществом Ч ранее труд был признаком низших. Ќо в то же самое врем€ на все общество точно так же распространились черты, ранее служившие признаком отличи€ высших слоев. ѕревращение социального принуждени€ в самопринуждение, в автоматически действующие и привычные регулировку влечений и сдерживание аффектов (чаще всего у людей, защищенных от угрозы смерти от меча или голода) распростран€етс€ на «ападе на все более широкие массы.

√л€д€ только на малый отрезок этого развити€, можно по-прежнему считать эти различи€ в моделировании влечений и в поведении высших и низших слоев цивилизованного мира существенными. Ќо если посмотреть на весь ход движени€ на прот€жении столетий, то мы увидим, что резкие контрасты между поведением различных социальных групп Ч равно как и контрасты в поведении индивидов Ч постепенно стираютс€. ћоделирование аффектов, формы поведени€, весь habitus низших слоев цивилизованного общества Ч вместе с ростом значимости их функций в системе разделени€ труда Ч все более приближаютс€ к тому, что мы находим у других групп. ¬ первую очередь, наблюдаетс€ близость со средними сло€ми, хот€ у представителей низших слоев поначалу отсутствуют те формы самопринуждени€ и те табу, что служат дл€ Ђотличи€ї и проистекают из стремлени€ к высокому престижу. ѕока у них нет и той степени контрол€ над аффектами, и того долгосрочного планировани€, которые станов€тс€ возможными и необходимыми у элит в силу особенностей их социального положени€.

ƒл€ всего направлени€ развити€ западного общества равным образом характерны как уменьшение социальных контрастов, так и стирание индивидуальных различий Ч своеобразное смешение способов поведени€, ранее характеризовавших предельно различные социальные позиции. ¬ этом заключаетс€ одна из важнейших особенностей процесса цивилизации. ќднако такое развитие общества и продвижение цивилизации происход€т вовсе не пр€молинейно. ¬ рамках общего движени€ вновь и вновь за€вл€ют о себе короткие или длинные периоды, во врем€ которых контрасты возрастают и в обществе, и в поведении, в аффектах индивидов.

“о, что происходит на наших глазах и что мы обычно называем Ђраспространением цивилизацииї Ч т.е. проникновение наших институтов и стандартов поведени€ на другие страны, Ч представл€ет собой лишь последние волны того движени€, что на прот€жении столетий шло на самом «ападе. ¬ектор этого движени€ и характерные дл€ него фигуры по€вл€ютс€ задолго до того, как по€вилось пон€тие Ђцивилизаци€ї. “еперь от западного общества в целом, ставшего своего рода Ђвысшим слоемї, Ђцивилизованныеї нормы поведени€ распростран€ютс€ на все континенты. Ёто происходит путем заселени€ их выходцами с «апада или путем ассимил€ции высших слоев других народов. Ќо точно так же ранее в рамках самого западного общества происходило распространение моделей поведени€: от тех или иных высших слоев, от придворных обществ и торговых центров к низшим сло€м. Ёта экспанси€ лишь в малой степени определ€лась планами или желани€ми носителей соответствующего поведени€. —лои, задающие модели поведени€, и сегодн€ не €вл€ютс€ свободными творцами и зачинщиками экспансии. –аспространение одних и тех же норм поведени€, идущее из Ђбелых стран и отечествї, св€зано с вовлечением прочих человеческих групп в единую сеть политических и экономических взаимозависимостей, в сферу Ђборьбы на выживаниеї, идущую между западными наци€ми. ѕричиной изменени€ поведени€ выступает не техника Ч то, что именуетс€ нами Ђтехникойї, €вл€етс€ просто одним из символов, одним из воплощений долгосрочного опосредовани€, к которому ведут удлинившиес€ цепочки действий и конкуренци€. Ђ÷ивилизованныеї формы поведени€ распростран€ютс€ на прочие континенты именно потому, что через них осуществл€етс€ вхождение в сеть взаимозависимостей, а центр этой сети занимают люди «апада; по той же причине происходит изменение социальной структуры и организации человеческих отношений в целом. “ехника, школьное обучение Ч все это лишь частные про€влени€ общего движени€. ¬ тех районах, на кои распростран€етс€ западна€ экспанси€, также возникают новые социальные функции, к которым должен приспосабливатьс€ индивид, и эти функции требуют непрестанной тренировки способности к долгосрочному предвидению, а также не менее сильного регулировани€ аффектов, чем на самом «ападе. “ака€ трансформаци€ социального существовани€ в целом и здесь превратилась в фундамент цивилизации. ѕоэтому здесь также за€вл€ет о себе сглаживание контрастов Ч в том числе контрастов между «ападом и другими част€ми планеты, Ч характеризующее все волны продвижени€ вперед цивилизации.

ѕосто€нно возобновл€ющеес€ проникновение способов поведени€ функционально высших слоев в поднимающиес€ низшие слои вообще характерно дл€ той двойственной позиции, которую занимают в этом процессе высшие слои. ¬ошедшее в привычку предвидение последствий определенных действий, жесткое регулирование аффектов дл€ высших слоев, скажем, дл€ европейских колонизаторов, выступают как важные инструменты превосходства. ќни делают привычными функции и положение такой элиты, служат признаками отличи€, дающими ей престиж и подчеркивающими ее статус. »менно поэтому такое общество более или менее строго карает отступников, чье поведение отклон€етс€ от подобной схемы регулировани€ аффектов и влечений, а также вс€кого рода Ђвседозволенностьї, встречающуюс€ у отдельных своих членов. ќно карает их тем строже, чем больше социальна€ сила поднимающейс€ снизу группы, чем мощнее напор, чем интенсивнее конкуренци€ в борьбе за равные шансы между представител€ми высшей и низшей групп. —охранение высокого положени€ элиты стоит немалых сил и требует от людей умени€ предвидеть последстви€ своих поступков. Ёто находит выражение в пристальном наблюдении членов группы друг за другом. ѕорождаемый такой борьбой страх за положение группы в целом непосредственно содействует ужесточению правил в кодексе поведени€, оказывает воздействие на воспитание сильного Ђ—верх-яї у членов данной группы. ќн находит свое выражение в индивидуальном страхе перед личной деградацией или хот€ бы бо€зни снижени€ собственного престижа. —трах за свою репутацию, превратившийс€ в самопринуждение, приобретает формы стыда или чувства чести, способствующие выработке соответствующего поведени€ и обеспечивающие жесткое регулирование влечений индивида.

Ќо если, с одной стороны, элита (а ее функци€ми сегодн€ обладают в известной мере и западные нации в целом), склонна всеми силами подчеркивать отличие собственного поведени€ и специфического регулировани€ влечений, то, с другой стороны, само ее положение, равно как и направл€емое ею движение, требуют постепенного уменьшени€ различий в поведении. –аспространение вширь западной цивилизации хорошо показывает эту двойственность. ÷ивилизованность выступает как дающее превосходство отличие людей «апада. Ќо под давлением конкуренции представители западных наций способствуют подгонке под собственный стандарт отношений между людьми и их функций на прочих континентах. ќни став€т в зависимость от себ€ другие области земного шара, но уже поэтому Ч в соответствии с закономерностью прогрессирующей дифференциации функций Ч сами оказываютс€ в зависимости от них. — одной стороны, с помощью р€да институтов или посредством строгого контрол€ над поведением они создают барьер между собою и прочими группами, рассматриваемыми как низшие и колонизуемыми по Ђправу сильногої; с другой стороны, они перенос€т в эти части света свои социальные формы, свои формы поведени€ и институты. —ами того не жела€, они работают на то, чтобы раньше или позже различи€ и в социальной силе, и в формах поведени€ между колонизаторами и колонизуемыми уменьшились. ”же сегодн€ контрасты стали заметно менее ощутимыми. ¬ зависимости от формы колонизации и от положени€ данного региона в большой дифференцированной сети взаимосв€зей (а отчасти и от собственной истории региона и его структуры), в некоторых местах уже началс€ процесс смешени€ форм поведени€, во многом напоминающий описанное выше взаимопроникновение поведенческих форм, свойственных придворной аристократии и буржуазии. ¬ сегодн€шних колони€х мы видим, как сверху вниз распростран€ютс€ Ч в зависимости от социальной силы различных групп Ч формы западного поведени€. ≈сли придерживатьс€ такой пространственной разверстки, то иногда это распространение идет снизу вверх, образу€ новые общности, новые формы цивилизованного поведени€. ¬месте с распространением цивилизации контрасты в поведении между некогда высшими и низшими группами уменьшаютс€; растет число форм или оттенков цивилизованного поведени€. Ќачавшеес€ преобразование людей ¬остока и јфрики, приближающее их поведение к западному стандарту, представл€ет собой последнюю по времени, зримую сегодн€ волну процесса цивилизации. Ќо ее подъем таит в себе следующие волны, поскольку на сегодн€шний день в колони€х к выходцам с «апада приближаютс€ чаще всего поднимающиес€ высшие слои автохтонных групп.

Ќа самом «ападе мы в то же самое врем€ €вл€емс€ свидетел€ми волны, движущейс€ в том же направлении. √ородские и сельские низы обретают стандарт цивилизованного поведени€, у них растет привычка к расчету последствий своих действий, у них за€вл€ют о себе более равномерное подавление аффектов и их регулирование, вырабатываетс€ все более сильный аппарат самопринуждени€.

¬ зависимости от структурной истории каждой страны мы обнаруживаем в рамках цивилизованного поведени€ самые различные модели и способы формировани€ аффектов. —кажем, в јнглии на поведение рабочих оказывает вли€ние поведение лендлордов и ведущих заморскую торговлю купцов; во ‘ранции моделью служат и придворные вельможи, и пришедшие к власти в результате революции буржуа. Ѕолее жесткое регулирование аффектов и ставшую традиционной вежливость у рабочих мы обнаруживаем в наци€х, которые дольше исполн€ли функцию колонизаторов и выступали в этом смысле в целом в качестве высшего сло€ по отношению к колонизируемым. ћенее строгим и не в столь значительной мере отшлифованным €вл€етс€ регулирование аффектов у наций, поздно пришедших к колониальной экспансии (или вообще к ней не пришедших), поскольку у них позже, чем у наций-конкурентов, возникла монополи€ на насилие и на сбор налогов, а также произошла централизаци€ национальных орудий власти, образующие предпосылку дл€ любой длительной колониальной экспансии.

≈сли сделать шаг назад к XVIIЧXIX вв., то Ч в зависимости от страны, где раньше, где позже, Ч мы встречаемс€ с одним и тем же €влением: со взаимопроникновением форм поведени€ двор€нства и буржуазии. ¬ зависимости от соотношени€ сил в продукте такого взаимопроникновени€ сначала преобладают модели, отражающие положение высших слоев, а затем Ч поднимающихс€ снизу слоев, пока, наконец, результатом процесса не оказываетс€ амальгама, нека€ общность, обладающа€ неповторимым характером. «десь мы вновь сталкиваемс€ с двойственным положением высшего сло€, обнаруживаемом сегодн€ у знаменосцев Ђцивилизацииї. «наменосцы Ђcivilitéї, представители придворной аристократии, были принуждены к большей сдержанности в про€влении аффектов и к следованию более строгим правилам поведени€ из-за того, что находились в сети взаимозависимостей, обладавших значительно большей силой, чем те, которым подчин€лись иные слои. —казывалось и то, что они занимали промежуточное положение между королевской властью и буржуазией. ‘ункци€ и положение придворной аристократии побуждали ее держатьс€ особого поведени€ как того, что давало ей престиж, служило средством отличи€ от слоев, дав€щих на нее снизу. ѕоэтому придворные всеми силами пытались сохран€ть эти отличи€. “олько посв€щенные, только принадлежавшие к этому кругу должны были знать таинства хорошего поведени€ Ч и только в хорошем обществе ему можно было научитьс€.  нига о таком Ђsavoir-vivreї, знаменитый Ђ арманной оракулї √расиана, как объ€сн€ла одна принцесса двора6, был столь темно написан именно с тем, чтобы не каждому купившему ее за пару грошей были доступны эти знани€.  уртэн тоже не забывает напомнить в предисловии к своему трактату о Ђcivilitéї, что рукопись предназначена дл€ приватного употреблени€ нескольких друзей, но даже будучи напечатанной, книга по-прежнему предназначена только дл€ людей из хорошего общества. Ќо уже здесь мы видим двойственность положени€ высших слоев. ¬ реальной жизни придворна€ аристократи€ существовала в тесной взаимозависимости с буржуазией и не была способна избегать контактов с богатыми буржуа. ѕоэтому она не могла не передавать буржуа свои манеры, свои вкусы, свой €зык. «атем эти формы поведени€ распространились на другие слои: поначалу, в XVII в., Ч на малочисленную верхушку буржуазии (это хорошо показывает наш экскурс Ђќ моделировании речи придворными кругамиї7), а затем, в восемнадцатом столетии, Ч на более широкие слои буржуазии. ќб этом говорит множество опубликованных в то врем€ книг о Ђcivilitéї. —тена, выстроенна€ двор€нством дл€ самозащиты, рухнула под воздействием силы целостной системы взаимосв€зей, противоречий и конкуренции, ведущих ко все большей дифференциации функций, к росту зависимости индивида от все увеличивающегос€ числа других людей, а тем самым и к подъему все более широких слоев.

ѕринудительность функциональной взаимозависимости, дифференцированной самодисциплины, образовани€ стабильного Ђ—верх-яї поначалу дает о себе знать в небольших функциональных центрах. «атем они захватывают все большее число других функциональных кругов, чтобы, в конце концов, превратитьс€ в трансформацию социальных функций (а тем самым и поведени€, всего психического аппарата) лежащих за пределами ≈вропы стран. ѕоследний процесс происходит при использовании уже имеющихс€ форм цивилизации. “акова картина пройденного западной цивилизацией пути в социальном пространстве в целом.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1198 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1332 - | 1268 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.