Ключом к реализации мероприятий оргмассового направления является создание команды активистов избирательной кампании кандидата. Рассмотрение этого важнейшего вопроса мы начнем с темы, которая почему-то стыдливо замалчивается в российской литературе по выборам. Мы обсудим принципы вознаграждения работы активистов.
Прежде всего, даже вместо слова «активист» у нас гораздо чаще употребляется «доброволец» (или «волонтер»). Этот термин заимствован из зарубежных пособий и попросту вводит российского читателя в заблуждение. В западных избирательных кампаниях хорошо развит институт добровольных помощников кандидата, которые работают на него бесплатно. В России же сложилась совершенно иная традиция: «добровольные помощники», как правило, работают за вознаграждение. Насколько нам известно, к системе оплачиваемых активистов иногда приходится прибегать даже кандидатам от КПРФ, не говоря уже о других партиях.
Рассуждения на тему, хорошо это или плохо, и как такое вообще могло случиться, не имеют особого практического смысла. Так случилось, и с этим приходится считаться. Даже если команда кандидата состоит сплошь из энтузиастов, готовых первоначально работать бесплатно, ее довольно трудно будет удержать от развала, когда выяснится (а выяснится непременно), что у его конкурентов люди за ту же работу получают деньги. Конечно, бывают и исключения, однако если до 1993 г. добровольная и эффективная работа активистов носила массовый характер, то в настоящее время число подобных случаев неуклонно сокращается. Возможно, что в результате очередного всплеска политической активности по образцу конца 80-х – начала 90-х годов ситуация радикально изменится: в избирательные кампании вольется новая массовая волна добровольцев, готовых работать на чистом энтузиазме. Однако пока что наблюдается прямо противоположная тенденция. Поэтому кандидату, который желает поставить эксперимент и сделать ставку именно на бесплатных активистов (добровольцев), мы рекомендуем дважды и трижды подумать. Скорее всего, за такой эксперимент придется заплатить либо отказом от наиболее эффективных мероприятий оргмассового направления, либо провалом этих мероприятий.
Главный недостаток платных активистов: они слабо нацелены на конечный результат избирательной кампании. Самое глупое, что можно тут сделать – посадить активистов на ежемесячную заработную плату. Такое случается либо при недостатке опыта у организаторов кампании, либо когда подрядчик, которому поручена реализация оргмассового направления, хочет освоить средства наивного заказчика при минимуме усилий и головной боли. В результате большинство мероприятий проходит вхолостую: имитируется интенсивная работа, которая не дает никакой реальной отдачи в виде голосов, поданных за кандидата на выборах.
Поэтому система организации работы и вознаграждения активистов должна быть построена на следующих принципах:
– оплате подлежит только участие в конкретных мероприятиях кампании (сдельный характер оплаты);
– необходима постоянно действующая система проверки и контроля работы активистов;
– должна быть предусмотрена система бонусов, ставящая оплату работы в зависимости от конечного результата: количества голосов, поданных за кандидата на территории, за которую отвечает тот или иной активист.
Реализация перечисленных принципов требует вполне определенного технологического построения ряда мероприятий оргмассового направления. На конкретных особенностях мы остановимся при обсуждении указанных мероприятий.
Практика привлечения активистов за вознаграждение порождает две довольно опасные иллюзии. Во-первых, начинают считать, что формирование команды активистов является исключительно вопросом денег: можно быстро нанять кого угодно – и проблема решена. Во-вторых, в ходе кампании к активистам относятся как к обычным наемным работникам. И то, и другое глубоко ошибочно.
Работу активиста в ходе избирательной кампании никак нельзя причислить к обычной трудовой деятельности. Активисту приходится общаться с большим количеством людей, и далеко не всякое такое общение можно считать приятным. Кроме того, общение должно быть результативным: активисту необходимо сагитировать как можно больше избирателей. Здесь необходимы работники вполне определенного склада: социально активные, умеющие и любящие беседовать с людьми, обладающие навыками и опытом общения и, вдобавок, устойчивые к психологическим перегрузкам, которые неизбежны в любой избирательной кампании. Поэтому «кто угодно» для работы активиста явно не годится.
В качестве костяка для формирования команды активистов можно указать четыре источника, значительно отличающиеся друг от друга по степени эффективности.
1. Структуры общественно-политических организаций в округе, поддерживающие кандидата, исходя из своих политических принципов и интересов. Это – оптимальный вариант: кандидат получает опытных и хорошо знающих округ профессионалов, готовых работать на него не только ради вознаграждения, но и из идейных соображении. К сожалению, воспользоваться этим источником можно далеко не всегда. В России сегодня явный дефицит политических организаций на местах, а политических организаций, способных не только к банальной тусовке, но к реальной работе на выборах, и того меньше.
2. Профессиональные команды, специализирующиеся на решении задач оргмассового направления в избирательных кампаниях. Это тот случай, когда команду действительно можно нанять и не беспокоиться о дальнейшем. По эффективности данный источник практически не уступает предыдущему. Однако найм профессиональной команды, как правило, обходится дороже, чем опора на политическую структуру. Кроме того, в отличие от PR-агентств, которых сегодня хоть пруд пруди, подобных команд в России пока что явно недостаточно.
3. Группа личной поддержки кандидата: друзья, товарищи по работе, близкие к нему неполитические организации и т.д. Важным преимуществом такой группы обычно является искренний энтузиазм, с которым она готова поддержать кандидата. Но есть и очевидный недостаток – отсутствие опыта: пока такая команда наберется его, она непременно переболеет всеми обычными в этом случае «детскими болезнями», а время будет потеряно безвозвратно.
4. Административные и производственные структуры, которые кандидат может задействовать в силу своего служебного положения. Если кандидат не является одновременно и неформальным лидером в данных структурах, то весомой отдачи от них не будет. «Активисты», работающие из-под палки, вряд ли смогут сагитировать избирателей.
Важнейшим источником наращивания команды активистов являются люди, приходящие «с улицы» и предлагающие свою помощь в проведении избирательной кампании. Если положительный образ кандидата сформирован правильно и кампания организована грамотно в тактическом плане, такие люди обязательно появятся. Часто именно из них получаются самые лучшие активисты. Поэтому, как увидит читатель из дальнейшего изложения, эффективность целого ряда мероприятий оргмассового направления оценивается не только (а иногда и не столько) по количеству избирателей, которых удалось сагитировать в их ходе, а по числу активистов, которых удалось привлечь.
Повторим: относиться к активисту кампании как к обычному наемному работнику недопустимо. Естественно, система материального вознаграждения предполагает соответствующий уровень жесткости и требовательности. Но этого недостаточно. Для хорошего активиста серьезнейшим стимулом является сознание собственной приобщенности к важному и интересному делу, ощущение себя членом команды, а также то, что люди, на которых он работает, понимают это и ценят его труд. Активиста, который должен «разогревать» избирателей, необходимо самого постоянно поддерживать в «разогретом» состоянии.
Поэтому в любую кампанию, даже федерального уровня, необходимо встраивать ряд специальных мероприятий, которые призваны поддерживать активистов в нужном тонусе. Сюда в первую очередь относятся их периодические инструктажи, на которых необходимо не только давать им соответствующие указания, но рассказывать об общем ходе кампании, о той важной роли, которую они призваны в ней сыграть. Весьма полезны встречи по обучению и обмену опытом, на которых активисты могут почувствовать себя единым коллективом, командой, обменяться различными «охотничьими рассказами». Наконец, активисты должны иметь возможность в любой момент прийти со своими вопросами и предложениями (или просто для того, чтобы пообщаться) в штаб и общественные приемные кандидата.
Особую роль играют встречи кандидата с активом кампании, которые необходимо проводить не реже одного-двух раз в неделю. Важность таких встреч для активистов трудно переоценить. Именно на них возникает необходимое чувство близости между активистами и кандидатом. Будь активист хоть трижды наемником, он станет работать на порядок лучше, если искренне гордится своим кандидатом и считает его победу делом не только своей материальной выгоды, но и чести. Поэтому перед тем, как завоевать избирателей, кандидату необходимо сделать своими убежденными и горячими сторонниками актив собственной кампании. Если кандидат к этому не способен – лучше ему и не идти на выборы.
О структурировании команды активистов. Команда строится по территориальному принципу: один активист отвечает за работу на одном избирательном участке (обычно не более 1500 избирателей; 750 квартир в условиях городской застройки). В принципе, один участок могут обслуживать и несколько активистов, но ответственный – всегда один. Он организует весь комплекс работы с избирателями «на дому» на соответствующем участке, начиная со сбора подписей и заканчивая контролем голосования в день выборов. Через привязку активистов к конкретным участкам решаются две задачи. Во-первых, работа активистов с постоянным контингентом избирателей значительно повышает отдачу от нее. Во-вторых, появляется возможность вознаграждения активиста по конечному результату – числу голосов, поданных за кандидата на участке.
Помимо работы на своих участках, активисты периодически задействуются в мероприятиях, привязанных к более крупным территориям (митингам и т.д.).
Структурной единицей, на которой замыкаются активисты, являются территориальные штабы. Количество таких штабов и их расположение определяются характером округа, в первую очередь – удобством доступа к обслуживаемой территории. Как правило, структура штабов соответствует административно-территориальному делению округа. Средняя норма – примерно 100 тыс. избирателей на один территориальный штаб. В компактных округах эта норма несколько увеличивается, в рассредоточенных может довольно сильно уменьшаться. Таким образом, один территориальный штаб обслуживает до 70 избирательных участков и на него замыкается около 70 активистов. Иногда оказывается удобным организовать указанных активистов в несколько бригад.
Территориальный штаб должен располагать необходимым помещением, оборудованием, транспортом и минимальным штатом сотрудников (3–5 человек). При каждом штабе обязательно должна быть создана общественная приемная кандидата.
Территориальные штабы замыкаются на центральный штаб кампании или на региональные штабы в случае выборов федерального уровня.
Команда активистов избирательной кампании должна быть полностью сформирована не позднее чем за 30–25 дней до дня выборов. Но и после этого срока ее следует постоянно пополнять и усиливать за счет активистов, приходящих «с улицы».
Практика показывает, что квалифицированная команда активистов, организованная в соответствии с приведенными нормами, способна не только провести весь комплекс заранее запланированных мероприятий оргмассового направления, но и достаточно оперативно доносить до избирателей горячую информацию, представляющую собой реакцию кандидата на текущие изменения обстановки. Временной интервал между принятием решения и донесением информации в форме безадресной рассылки, расклейки и разбрасывания листовок в этом случае составляет не более двух-трех дней.