Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоретическая социология о механизмах социальной регуляции




За относительно короткий срок теоретическая социология прошла большой путь от «социального действия» М. Веберадо «социального поля» и «социального капитала» П. Бурдьеи «сетевой» социальной реальности М. Кастельса, Д. Фукуямы, Р. Хоинслинга. Уже Т. Парсонс, разрабатывая теорию социального действия, вместе с понятием «единичного действия» установил сложную связь как между элементами самого действия, так и действии между собой. Действие, по Т. Парсонсу, как особый вид реальности имеет место лишь при взаимосвязи ряда «конституэнт», которые уже не являются действием. В тоже время элементы этой реальности, будучи связаны между собой, тоже входят в число в «конституэнт», необходимых условий друг для друга. Таким образом, у Т. Парсонса«система действия» состоит из совокупности единичных действий, а также возникающих на этой основе взаимодействий и отношений, где единичные действия сгруппированы в крупные организационные единицы, создаваемыми им индивидами, или деятелями. Отношения уже возникают из взаимодействия не изолированных индивидов, а членов социальных групп. Не будем сейчас рассматривать эволюцию взглядов Т. Парсонсана способы представления «системы координат» социального действия, они у него менялись в связи с общим изменением концепции[9].

Обобщая, можно сказать, что система социального действия предстала в итоге, как социальная реальность, отличная от природы и реальность ментальных смыслов и культурных образцов, опосредуемых человеком, природным и в тоже время «свободным» от нее, волящим, познающим, хотящим и рефлексирующим существом. Позднее Дж. Александер, стремясь сформулировать основы новой, многомерной социологии из элементов теорий К. Маркса, Э. Дюргейма, М. Вебераи Т. Парсонса, приходит к выводу о необходимости на постиндустриальной стадии общественного развития углубленной разработки культурологического анализа систем социальных действий. Несколько ранее идеи социокультурной динамики были выдвинуты П. Сорокиным, которые в полной мере так и не были восприняты западной социологией.

С Э. Гидденса, с его теории структурации началось преодоление дуализма деятельности и структуры, что вылилось в деятельностно-активистский подход и в конечном итоге (на сегодняшний день) в теорию «становления» П. Штомпки, которую мы уже имели возможность рассматривать. Кстати, Э. Гидденс сделал акцент на разнообразии социальных практик, разворачивающихся в социальном времени – пространстве, считая, что все они привязаны к своему «хронотопу», отличному от физического времени и пространства. Таким образом, социальное в социологических теориях все больше замыкается на социальное. В этом ряду мы можем рассматривать и социальное управление. П. Бурдьевводит понятие «социального поля» и «социального капитала». Он считает, что в любых практиках проявляется тесная связь социального и ментального. Его «габитус» - это, почти по Марксу, инкорпорирование в агента социального действия, если не всех социальных отношений, то, по крайней мере, тех жизненных обстоятельств, которыми он овладел и «овнутрил» и использует в виде «порождающих схем»[10]. Социальное поле – это уже некоторая структура связей и отношений социальных позиций действующих агентов (субъектов), фрагмент или «квант», по нашей терминологии социальности.

К тому же каждый агент стремится занять в этом поле социальную позицию по доступности для него наиболее значимых ресурсов или капиталов. Это политический, экономический, культурный и социальный капиталы. Последний относится к освоенной и «овнутренной» системе межличностных и групповых отношений. Конвертируемость этих капиталов, как мы уже обращали внимание, стала предметом исследований в отечественной экономической социологии (В.В. Радаев). Дж. Коулменопределяет социальный капитал как значимый ресурс социального агента, не только укрепляющий его социальные позиции, но и устанавливающий связи влияния значительно в социальном поле[11]. Таким образом, агент социального действия увеличил свою социальную мощь и регулятивные возможности. М. Кастельсуказал на кризис иерархических социальных систем, которые, как мы уже говорили, структурируются на основе властно-управленческих механизмов регуляции. Этот кризис вызвал необходимость появления новых форм и способов формирования социального порядка, путем установления более мобильных и приспособленных к изменениям социальных связей и ансамблей социальных сетей[12].

Ф. Фукуямаопределил сеть как социальный порядок, не создаваемый какой-либо централизованной властью и не связанный с формальной организацией, а как прямой результат использования агентами своих социальных капиталов на основе неформальных норм и ценностей. И еще очень важный для нас вывод автора: будущее за сочетанием формальных иерархий и сетевых структур[13]. Если первые представляют из себя каналы распоряжения материальными ресурсами, то вторые выступают как информационные каналы при подготовке и принятии властных и управленческих решений, что до всяких научных обобщений хорошо усвоено в России как «подковерная политика». В формате сетевой концепции социальной реальности находится и наше представление о социальном управлении как о способе нелинейного установления связей в регулятивных механизмах. Дальнейшее развитие сетевая теория получила в трудах Р. Хоислинга. Он включает в представление о сетях понятие «узлов» и «отношений». Эти узлы и отношения расположены в пространстве культурных символов и значений, правил установления и обработки символов и значений процессах коммуникации[14]. Если «узлы» - это социальные акторы (люди, их любые ассоциации, в том числе и организации), то отношения – это те же каналы, что и у Ф. Фукуямы, по которым передаются и связываются различные виды активности, измеряемые не физическим расстоянием, а социальной дистанцией.

Как замечает О.О. Савельева, занимаясь выяснением места рекламы в социальном пространстве, именно узлы сетей становятся точками формирования социальных идентичностей. В связи с этим казалось бы спонтанная социальность оказывается не бесструктурной, а вполне структурированным социальным образованием, только на основе других, менее наглядных и эксплицированных признаков, чем это принято в традиционной социологии[15].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 536 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2175 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.