Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Поворот к человеку в науке как предпосылка социологической теории управления




В соответствии с принятыми нами определениями объекта и предмета социологии управления, а также представлением этой дисциплины как научно-исследовательской проблемы, обратим внимание на точки зрения и позиции, с которых рассматриваются сегодня проблемы управления в философии и науке. В социальной философии это, прежде всего, различение природы, общества и человека как связанных и взаимодействующих, но различных сущностей, миров, реальностей. Именно связи между ними или интеракции задают основу регулятивному механизму, в котором ведущую роль играет человек. Поворот к человеку в науке произошел совсем недавно, где-то в последней трети ХХ века, что составляет основное содержание повестки дня развития научного знания и познания на XXI век[7]. В социологии этот поворот только начинается. Суть его не в том, чтобы повысить роль социологии в исследовании проблем человека (этим занимается и социальная антропология), а в том, чтобы исследовать «диспаритет» (Н.И. Лапин) между человеком и обществом, как это произошло в отношениях человека и природы. Во взаимодействии с природой человек создал искусственный материальный мир – технико-технологическую цивилизацию, а во взаимодействии с обществом он создал «третью природу» (А.И. Пригожин) – искусственный мир организаций.

Для теоретической социологии появилась необходимость пересмотра основного положения исторического материализма об общественно-исторических законах эволюции общества и поставить на его место представление о социально-исторических законах, выдвинув в качестве ведущей социальной силы человеческую деятельность. В этой связи в поле зрения социологии вновь попали такие категории как природа социального, социальный порядок и механизмы его установления и изменения. Внимание к социальным механизмам означает стремление социологии снова, как и во времена О. Контаи К. Маркса, И.Г. Спенсера, выйти на открытие законов социальных трансформаций, только уже не как естественных, а по крайней мере, как естественно-искусственных, преднамеренно устанавливаемых самой человеческой деятельностью и спонтанно-образующихся.

Теперь уже нельзя сказать, что власть, властная иерархия, административная вертикаль, бюрократия, социальные институты, организации складываются сами по себе, естественным путем. Они строятся кем-то для решения вполне конкретных практических задач.

Если подниматься выше, то и институты не возникают только спонтанно, естественным путем. Они отражают возникшие в обществе проблемы регуляции и кем-то в конечном счете разрабатываются и утверждаются как необходимые и достаточные механизмы такой регуляции. Но и институты не спускаются только «сверху», а вырастают и «снизу», как ответ на существующие потребности.

Аналогично дело обстоит и с внеэкономическими организациями. Они также кем-то создаются для решения актуальных проблем, строят свои органы управления, требуют благоприятных институциональных условий и внятной социальной политики. Кроме того, существует огромное разнообразие неполитических и неделовых организаций и общностей (этнических, конфессиональных, поселенческих, психосоциальных, ментальных, родственных), которые появляются спонтанно на основе потребностей в общении, организации совместной жизни и деятельности и обладают внутренними механизмами регуляции и самоорганизации. Для них в качестве институциональной среды возможно достаточно Конституции, как основного закона государства, где прописаны права и свободы человека и гарантии их соблюдения в подзаконных актах и в практике социального управления, но временами требуется и более адресное правовое решение.

2.4 «Социальный индивид» и социокультурное «тело» как теоретические абстракции в социологии управления

Нужен довольно высокий уровень научной абстракции, чтобы охватить это многообразие форм и уровней социальной регуляции и увязать их с категориями социальной реальности и социального порядка.

Признавая фундаментальное значение человеческой деятельности в регуляции отношений человека с обществом и природой мы выступаем за более четкое различение между деятельностью человека как физического индивида, и его деятельностью в составе других людей, образующей, при определенных условиях, новый субъект действий, который может быть назван «социальным индивидом»[8]. И тот и другой, конечно, теоретические абстракции, но если первый в процессе социализации проходят эволюцию от беззащитного и зависимого от взрослых существа, до личности и самости, приобретается свое персональное социальное «тело», то второй образуется в результате потребности в совместной жизни и деятельности для решения жизненных проблем, с которыми не под силу справиться в одиночку. Отсюда и построение социальных индивидов идет не от качеств и потребностей отдельных физических лиц, а от их общих потребностей в выживании, защите, производстве и распределении благ и услуг, в общении или в творческой самореализации. К биопсихологическим механизмам регуляции связей и отношений, привычных для физических лиц, здесь добавляются социокультурные механизмы, представляющие собой образцы неформальных норм и правил действий и взаимодействий с персонификацией ответственности за их выполнение, как это произошло, например, с формированием дружин Минина и Пожарского в «смутное время».

Создание производственных организаций, действующих на договорной основе, приводит к сложному механизму регуляции деятельности социальных индивидов и строению их социальных, или, здесь уже можно говорить, социокультурных «тел». Последнее характеризуется не только наличием формальных норм и правил действий и взаимодействий, но и соответствующих органов, специализирующихся на их разработке, контроле соблюдения и своевременном изменении в соответствии с новыми проблемами и условиями их решения. В отличие от физических индивидов, которые ограничены в своих достижениях естественным жизненным циклом, социальные индивиды живут в социальном времени – пространстве ровно столько, сколько у них хватает ресурсов для решения внеположенных задач и пока существуют сами задачи.

Поскольку нас интересуют социальные индивиды с регулятивным механизмом управленческого типа, то можно предположить, что инструментальная эффективность таких механизмов будет зависеть от места и роли индивидов в социальных координатах общества (власть, собственность, организация, самоорганизация), от степени их адекватности по большому числу параметров (прежде всего, по материальным, человеческим, культурным и коммуникативным ресурсам) решаемым задачам и по этапам их жизненного цикла (начальному, зрелому и стагнирующему). Встроенный в социальный индивид орган управления должен быть способным многократно перестраиваться, чтобы оставаться неизменно функциональным при различных режимах деятельности. Думается, что он не может быть полностью рациональным эффективным уже в связи с социокультурными особенностями социальных индивидов, вырабатывающими свои нормы рациональности в диапазоне от сохранения целостности до предметной или продуктивной успешности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 448 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2390 - | 2260 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.