Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тенденции к сближению социального и гуманитарного знания на основе субъект-субъектной модели управления




Поворот к человеку в социальном и гуманитарном обществознании определяет сегодня потребность в междисциплинарной и внутридисциплинарной интеграции для решения задач социальной и, конкретно, управленческой практики. Этот синтез происходит в поведенческой экономике, где новое знание, полученное нобелевскими лауреатами Д. Акерлофом, М. Спенсом, Д. Стиглицем, Д. Канеманоми В.Смитомпоявилось благодаря применению когнитивного и социально-психологического анализа рационального, как считалось ранее, поведения участников рынка. Этот сдвиг происходит и в исследовании управления как социального явления, о чем говорит анализ психо-социологической концепции Н.А. Куртикова, как и работы Г.М. Мануйлова, В.В. Новиковаи многих других в этой области. Если теория может быть дисциплинарной, то ее полезное практическое применение может быть скорее междисциплинарным, так как не делится на дисциплины и сама практическая деятельность, суть которой как раз в обратном процессе, в получении новых сочетаний и комбинаций средств деятельности и их свойств, чтобы получить конечный результат. Если такие результаты не получаются, то вероятнее всего, что применяемые средства были неадекватны. Как заметил М. Доган: «Сети междисциплинарных взаимодействий изживают старую классификацию социальных наук. Сегодня обозначилась тенденция перехода от старых формальных дисциплин к новым гибридам социальных наук»[22]. В этом ключе были созданы Т.М. Дридзеи две связанные между собой парадигмы экоантропоцентрической социологии и семиосоциопсихологии для решения проблем социальноуправленческой практики, а также прогнозная социально-проектная технология для сближения социального управления и социального участия.

Теоретико-методологические основания концепции Т. М. Дридзеблизки мировому направлению поиска нового знания в системе «человек-природа-общество»: «Социальные институты общества, - пишет она, - представляют собой кристаллизацию непрерывно происходящего метаболизма (обмена веществом, энергией и информацией) между человеком и средой его обитания. Соответственно работающий в этой парадигме исследователь акцентирует свое внимание не столько на человеке и/или среде в их обособленности, сколько на тех обменных (метаболических) процессах, которые происходят между ними»[23]. Для эконантропоцентрической парадигмы изначально важны не статусные и другие анологичные социальные группы (этнические, профессиональные, конфессиональные, возрастные и т.п.) с предписанными им готовым или среднестатистическим сознанием и поведением, а люди, которые, осуществляют собственный выбор или делая его под влиянием внешней среды, сами образуют такие группы и общности. Идентифицируя себя с ними сегодня, они могут завтра по каким-то мотивам, в том числе и под давлением внешних общественников, сменить свою ориентацию.

Концепция Т.М. Дридзеблизка по исходным посылкам теории экологической рациональности нобелевского лауреата В. Смита. Она направлена на изучение «механизмов и социально значимых следствий интерактивного обмена (метаболизма) человека с его природным, культурным и социальным окружением, опосредованным социальной структурой и инфраструктурой, а так же жизненными и вытекающими из них социокультурными ситуациями»[24].

Однако у Т.М. Дридзеразработан более полный интерактивный аппарат, позволяющий совершить переход к описанию и исследованию этих механизмов. К нему, в частности, относится понятие «интенции», под которой понимается равнодействующая мотива и цели (искомого результата) деятельности, общения и взаимодействия с окружающим миром, а также понятия «ситуации». Последняя раскладывается на три уровня: конкретно-историческая, социокультурная и непосредственно жизненная и два состояния: устоявшаяся и проблемная. Проблемная жизненная ситуация возникает тогда, когда нарушается упорядоченность привычного течения жизни, а снятие такого нарушения требует от человека повышенной активности, выработки стратегии (линии поведения), принятия решения, нахождения средств и способов его осуществления. При этом, по словам Т.М. Дридзе, «культурная субстанция» циркулирующая в более широких масштабах социально-пространственных сообществ, зарождается именно в этих проблемных жизненных ситуациях различной степени напряженности, которые и нужно уметь диагностировать. При этом (и это особое место в концепции Т.М. Дридзе), решение этих ситуаций сводится к выработке образцов поведения путем текстовой (коммуникативной) деятельности, что является одним из основных механизмов социокультурной регуляции. Текст трактуется как единица коммуникации, а «эффект диалога» как критерий отличия коммуникации от псевдо- и квазикоммуникации и просто от информационного потока. «Применительно к обеспечению социальных связей и контактов меду людьми речь идет о взаимной (субъект-субъектной) ориентации партнеров, стремящихся войти в положение друг друга, придавая, говоря фигурально, «моносубъектный» характер этому процессу. Результат подобной идентификации – адекватная интерпретация коммуникативной интенции партнеров по общению»[25].

Далее вводится целый блок понятий для исследования механизма коммуникативного взаимодействия: связь коммуникации с материальной практикой, смысловой контакт, коммуникативные доминанты, «группы сознания», нормативные и ценностные предписания как «ограничители» свободы социокультурного выбора.

Парадигмы Т.М. Дридзепредназначены для расширения диапазона познания социальной реальности и для приведения в соответствии с современными научными знаниями практики социального управления. Мост от системы управления к человеку строится ею на основе технологии социально-прогнозного проектирования, суть которой не в том, чтобы сделать прогноз последствий неадекватной управленческой практики, а в предотвращении таких последствий уже на этапе принятия управленческих решений. Т.М. Дридзене занималась разработкой понятийного аппарата социального управления. Она исходила из своих эмпирических обобщений и впечатлений от совместной работы с градостроителями, архитекторами, юристами и администрацией различных уровней, считая субъектно-объектную модель управления, которую демонстрировала практика, ущербной для социальной и природной экологии. Поэтому предложила и многократно опробовала с коллегами технологию социально-прогнозного проектирования на основе диагностических исследований, эмпирически закрепляя, введенное ею, понятие «социально ориентированного управления».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2217 - | 2173 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.