Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–аздел IV. ѕрикладна€ этика: проблемы и решени€. √лава 14. Ѕиомедицинска€ этика: открытые проблемы_____ 339





√лава 14. Ѕиомедицинска€ этика: открытые проблемы_________________ 339


 


следований, как это сделал в свое врем€ выдающийс€ английский ней≠рохирург ѕитер ’арпер, отказавшийс€ от продолжени€ исследований в области лобртомии и призвавший к этому своих коллег.

ќдной из наиболее Ђпродвинутыхї и, в то же врем€, непредска≠зуемых в смысле морально-этических последствий проблем биоме≠дицинской этики €вл€етс€ сегодн€ нейролингвистическое програм≠мирование (neuron linguistic programming) Ч ЌЋѕ Ч новое на≠правление, целью которого €вл€етс€ формирование модели успешной психотерапии на основе использовани€ методов лингвистического изменени€ текста и его воздействи€ на человека. Ёффективные приемы общени€ на основе методик ЌЋѕ позвол€ют быстрее доби≠ватьс€ взаимопонимани€ с окружающими, активизировать умствен≠ные способности (отсюда Ђнейрої), совершенно особым образом ис≠пользовать €зык (отсюда Ђлингвистическоеї) дл€ достижени€ сво≠их целей и, наконец, научитьс€ управл€ть состо€нием своего разума, своей психики, приводить свои убеждени€ и ценности в соответ≠ствие с желаемыми результатами (Ђпрограммированиеї).

ЌЋѕ отличаетс€ практическим, результативным подходом, способству≠ющим быстрым переменам в поведении и личным достижени€м в са≠мых разных сферах человеческой жизнеде€тельности (в медицине, об≠разовании, спорте, коммерческой де€тельности, управлении персоналом, бизнесе, подготовке сотрудников спецслужб и спецподразделений). ќс≠новную проблематику ЌЋѕ, таким образом, составл€ет межличностное общение, воспри€тие и путь к совершенствованию.

»ногда ЌЋѕ определ€ют как Ђискусство и науку совершенство≠вани€ личностиї, или Ђизучение субъективных переживанийї, кото≠рые описываютс€ с помощью простых моделей того, как мы думаем; как то, о чем мы думаем, вли€ет на наши поступки; и как то, что мы воспринимаем при помощи органов чувств, превращаетс€ в понима≠ние. — точки зрени€ вы€влени€ механизмов объ€снени€, ЌЋѕ по≠казывает, как с помощью п€ти органов чувств сигналы внешнего мира приобретают содержание, привод€т к пониманию и вызывают переживани€.

‘илософско-этическим основанием концептуальной модели ЌЋѕ €вл€етс€ адекватное соотношение мысли и поступка, которое можно выразить фразой: Ђћен€€ свои мысли, вы начинаете вести себ€ по-другому и добиваетесь иных результатовї. ¬ рамках же тех-


 

 


нологически-прагматического подхода ЌЋѕ предлагает несколько простых приемов, помогающих изменить наш образ мышлени€, что неизбежно приводит к изменени€м и в поведении. ћысли станов€т≠с€ одновременно результатом, исходом, достижением, успехом или неудачей; они превращаютс€ в поступки, влекущие за собой соот≠ветствующие перемены.

—убъективность, уникальность и неповторимость человеческого я, его субъективные переживани€ принимаютс€ в ЌЋѕ как факт, ибо каждый из нас воспринимает мир, в котором живет, особым, субъективно-личност≠ным образом в соответствии со своими убеждени€ми, ценност€ми, настро≠ени€ми. ќтдава€ дань существованию этой таинственной и неповторимой субъективности, ЌЋѕ осознанно и рационально ставит перед собой зада≠чу вы€вить ту структуру, котора€ надел€ет смыслом саму субъективность, проникнуть в Ђчерный €щикї нашего сознани€, разобратьс€ в субъектив≠ных переживани€х, чтобы помочь их обладателю справл€тьс€ с тем, чем он занимаетс€. »ными словами, овладеть технологией совершенствова≠ни€ евдих беспредельных потенциальных возможностей.

— этих позиций становитс€ возможным моделировать успех, ис≠пользовать стратегию успеха, то есть успех становитс€ тем, что мож≠но моделировать, последовательно вы€вл€€ идеи и поступки, кото≠рые дают возможность другому человеку выполнить ту или иную задачу. —ама же модель ЌЋѕ отражает переживани€ как процесс или как систему, компонентами которой €вл€ютс€, прежде всего, п€ть органов чувств, обращенные не только вовне, но и вовнутрь. ЌЋѕ позвол€ет разобратьс€, как мы представл€ем различные €влени€, истолковываем их, прибега€ при этом к механизмам обобщени€, искаже≠ни€ и опущени€ преобладающей части сведений, оказавшихс€ в нашем распор€жении.  аждый из этих компонентов ЌЋѕ оказывает вли€ние на все грани и результаты нашего поведени€.

ѕредполагаетс€, что, овладев искусством синтеза мысли и по≠ступка, человек в состо€нии манипулировать восприн€тым и вызы≠вать у себ€ новые переживани€, измен€ть достаточно устойчивые настроени€, убеждени€ и ценности, творить свои эмоции, вызывать €сные мысленные картины желаемого результата, повыша€ веро€т≠ность его достижени€. Ќе просто реагирование на внешние обсто€≠тельства или воспоминани€ о прошлом, а умение творить свои пере≠живани€ означает, что каждый человек имеет широкий спектр


340 –аздел IV. ѕрикладна€ этика: проблемы и решени€


√лава 14. Ѕиомедицинска€ этика: открытые проблемы 341


 


выбора, возможность управл€ть своей жизнью и созидать собствен≠ное будущее.

“еори€ и практика ЌЋѕ, несомненно, помогают установить личные вза≠имоотношени€ и улучшить их; развить дар убеждени€; прийти к пози≠тивному мировоспри€тию; повысить уровень самооценки; преодолеть последстви€ негативных переживаний прошлого; сосредоточитьс€ на намеченных цел€х и направить все силы на их достижение; управл€ть своими ощущени€ми; верить в свои силы в любых начинани€х; дости≠гать взаимопонимани€ с друзь€ми и коллегами.

Ёффективные и апробированные средства общени€ между людь≠ми, практические способы изменени€ мышлени€ и поведени€, предла≠гаемые ЌЋѕ, делают эту область Ђискусством й наукой совершен≠ствовани€ личностиї. Ќо, как и большинство современных научных дисциплин, ЌЋѕ сегодн€ нуждаетс€ в глубоком филоейфско-этичес-ком осмыслении. ћожет ли эта нова€ наука быть ценностно-нейт≠ральной? Ѕудут ли ее постулаты обращены на совершенствование и самосовершенствование личности, чтобы человек мог творить свои субъективные переживани€, а значит и будущее, или возможно ис≠пользование принципов ЌЋѕ дл€ манипул€ций нашим сознанием, нашими ценност€ми и убеждени€ми дл€ достижени€ желаемых кем-то целей? ¬ самой сущности нейролингвистического программиро≠вани€ и моделировани€ заложены возможности и того, и другого, что несет в себе как большие перспективы, так и серьезные опасности.

”спехи и возможности биотехнологий в сфере контрол€ и уп≠равлени€ де€тельностью мозга сегодн€ поистине фантастические: от экстравагантного и, к счастью, не доказанного зомбировани€ лю≠дей с помощью психотропных излучений, до ставших привычными и рутинными Ђдетекторов лжиї, дающих возможность Ђчитать чу≠жие мыслиї и получать объективную информацию о субъективных переживани€х человека. ќднако все эти достижени€ не должны заслон€ть и определенные опасности этического характера.   по≠добным опасност€м относ€тс€:

Ч использование психиатрии в политических и социальных це≠л€х дл€ коррекции поведени€ Ђсоциально опасных лицї;

Ч возможность полного перерождени€ личности в результате частичного вмешательства (так, воздействие на центр удовольстви€ в цел€х излечени€ наркомании чревато подавлением творческой активности и инициативности);


 

Ч экспериментальные исследовани€ психоэмоционального состо≠€ни€ личности против ее воли как нарушение прав человека Ч втор≠жение в его интимный мир;

Ч применение психотропных методик не в медицинских, а соци≠альных цел€х: Ђсчастье через электродыї, манипулирование созна≠нием людей в политических и иных цел€х, применение ЌЋѕ дл€ достижени€ успеха и т.д.

“аким образом, очевидно, что современные биотехнологии несут в себе огромное количество этических проблем, которые не столько получают конкретное разрешение, сколько порождают новые воп≠росы, остающиес€ по-прежнему Ђоткрытымиї.

¬опросы и задани€

1. ѕраво человека на жизнь: с какого срока оно должно реализовьшать-с€? „то ¬ы думаете о правах эмбриона, зародыша, новорожденного младен≠ца? ј о праве матери распор€жатьс€ своей жизнью? јборт Ч гинекологи≠ческа€ операци€ или убийство?

2. ѕроблема клинической смерти: в каких случа€х, на ¬аш взгл€д, сле≠дует реанимировать умирающего, а в каких Ч нет? »ли следует делать это

всегда?

3. ¬аше отношение к эвтаназии. —трах смерти Ч норма или недостаток

воспитани€?

4.  акие направлени€ современной биотехнологии, на ¬аш взгл€д, €вл€≠ютс€ наиболее перспективными и актуальными, а какие следовало бы зап≠ретить, ограничить, приостановить?

5. ¬ыскажите свое отношение к проблеме искусственного оплодотворе≠ни€ и Ђсуррогатного материнстваї.

 

6. ќцените перспективы трансплантологии с этико-правовых позиций: проблема изъ€ти€ у живых и мертвых доноров органов дл€ пересадки; возможности криминальных действий в этой сфере и т.д.

7. ¬ыскажите ¬ашу точку зрени€, на возможность пересадки головного мозга, использу€ свои психофизиологические и философские знани€ о струк≠туре и сущности личности.  ак ¬ы с этической точки зрени€ оцениваете перспективы развити€ этого направлени€ трансплантологии?

8. „то ¬ы думаете о возможност€х и опасност€х генной инженерии и клонировани€?

9. —формулируйте и аргументируйте ¬аше отношение к допустимости или необходимости экспериментов на человеке (или человеческом эмбри≠оне): фармакологических, психотропных, радиофизических, экологических и др.


√лава 15.

Ётика и культура общени€





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 643 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

796 - | 742 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.