Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория капиталистического общества




Теория капитализма, как содержательная концепция обще­ства, у М. Вебера жестко связана с его методологической кон­цепцией общества. Капитализм возникает и существует как со­вокупность содержательно специфических социальных и хозяйс­твенных действий и порядков. Он возникает в результате общего исторического процесса рационализации социальных порядков и дифференциации сфер социального действия. Рационализация социальных порядков являет собой общий процесс «расколдовы­вания» мира, ослабление харизматического и традиционного на­чал и возобладания правового. Прогрессивно дифференцируется и рационализируется сфера хозяйственной деятельности; сфера государства и права; сфера гражданского общества с присущей ей специфической системой социальной стратификации и гражданского права; сфера рациональной науки и техники; сфера рациональной нравственности, заменяющей нравственность традиционную и религиозную.

1 Вебер М. Избранные произведения. С. 532.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 387

Предварительные методологические замечания

Здесь следует остановиться на одном, важном для понимания веберовской теории капиталистического общества, методологи­ческом моменте. Напомним, что специфичность познавательной цели любого исследования в области социальных наук состоит, по Веберу, в том, чтобы выйти за рамки исследования, ориентиро­ванного на познание чисто формальных норм социальной жизни и пробиться к пониманию действительности.

В соответствии с этой позицией и свою теорию капитализма, как и социологию в целом, Вебер строит как науку о действитель­ном, а не как о формальном, как науку эмпирическую и об эм­пирическом, а не формальную и о формальном. Социология как формальная наука необходимо должна была бы сосредоточиться на изучении нормативной жизни общества, т. е. на изучении пра­вовых и конвенциональных норм. Вебер же стремится пробиться к действительности как живой и вечно меняющейся реальности. Для того чтобы «ухватить» эту живую и вечно меняющуюся дейс­твительность, этот «вечный поток жизни», он предлагает такой специфический взгляд на нее, как экономика, или хозяйство. «Социальная» точка зрения, т. е. изучение связи между людьми, позволяет с достаточной определенностью разграничить научные проблемы и вычленить собственно социологические лишь в том случае, если эта точка зрения характеризуется каким-либо осо­бым содержательным предикатом»1. Таким предикатом для соци­ологии является, по Веберу, социально-экономический. Именно хозяйственная или экономическая точка зрения «обеспечивает», по Веберу, «наиболее адекватную перспективу» для социологии. Именно экономика становится главным фоном и коррелятом со­циальной жизни.

Тот факт, пишет Вебер, что наше физическое существование и в равной степени удовлетворение наших самых высоких идеальных потребностей наталкивается повсюду на количественную ограни­ченность и недостаточность внешних средств, приводит к тому, что Для их удовлетворения требуется планомерная подготовка, работа, объединение в общество. Изначальная потребность объединения в общество для решения задачи выживания становится тем фунда­ментальным основанием, которое задает базисный смысл и зна­чение социальной действительности.

1 Вебер М. Избранные произведения. С. 364.

I


388 История социологии

Все социальные явления — это явления экономически реле­вантные, или экономически обусловленные. Экономическая реле­вантность, или обусловленность, является специфической харак­теристикой социального, фактов, проистекающих из объединения индивидов в общество. Поэтому при рассмотрении любого исто­рически-конкретного типа общества Вебер выбирает «хозяйствен­ный принцип»: взгляд на общество с точки зрения хозяйственной деятельности индивидов.

Следует, однако, особо подчеркнуть, что Вебер отказывается от мнения, будто всю совокупность явлений культуры можно деду­цировать из констелляций «материальных» интересов в качестве их продукта или функции, как это предлагается «материалистическим пониманием истории». Тем не менее он подчеркивает, что «ана­лиз социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и... останет­ся на все обозримое время творческим и плодотворным научным принципом»1. В связи со сказанным не случайным представляет­ся и само название главного социологического труда М. Вебера — «Хозяйство и общество».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 593 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2346 - | 2305 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.