Концепция капитализма строится М. Вебером на основе анализа определенных черт крупной промышленности. В результате конструируется «идеальный тип» капиталистического хозяйства и утопия капиталистической культуры, т.е. культуры, где господствуют только интересы реализации частных капиталов»2.
Капитализм, по Веберу, в тех или других формах существовал во все периоды человеческой истории, но капиталистический способ удовлетворения повседневных потребностей присущ только Западной Европе и притом лишь со второй половины XIX столетия. Начатки капитализма в предшествующие эпохи являются лишь его предвестниками, а немногие капиталистические предприятия XVII в. могли бы быть вычеркнуты из тогдашней хозяйственной жизни, не вызывая в ее течении разрушительных перемен.
Формы хозяйствования, создаваемые в древности, средневековье и в раннее новое время, являют, по мнению Вебера, различные формы нерационального капитализма. К нерациональным видам капитализма Вебер относит капиталистические предприятия с це-
1 Вебер М. Избранные произведения. С. 365.
2 Там же. С. 390.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 389
лью откупа, с целью финансирования войн, авантюристический, торговый, ростовщический, спекулятивный капитализм. Все эти формы капитализма базируются на военной добыче, налогах, доходах по должности, должностных злоупотреблениях, на взимании и людской нужде.
Историческое развитие, указывает Вебер, вплоть до XVIII в. шло в направлении все большего и большего уменьшения свобод для рынка: аренда казенных имений всюду заменялась наследственным владением, откупщиков сбора налогов всюду заменяли финансовые чиновники, вместо свободной сдачи государственных подрядов предпринимателю создавались принудительные трудовые повинности подданных, классы делились на профессиональные группы с наследственно закрепленным занятием, на которые возлагались государственные тяготы с круговой порукой. Вообще все население наследственно прикреплялось либо к занятию и ремеслу, либо к клочку земли, росло количество государственных повинностей и работ. Принцип общинности и круговой поруки, рост государственных повинностей и сыска, наследственное прикрепление к занятию — все это препятствовало развитию капитализма. Рациональному капитализму, т.е. свободному рыночному развитию, не находилось места.
Рациональный капитализм формируется только тогда и там, где возникают условия для существования свободного рынка, свободного обмена, купли и продажи деятельностей, товаров и услуг. Он является тем более рациональным, чем более опирается на массовое производство и массовый сбыт.
Свое исследование рационального капитализма Вебер ведет по четырем направлениям. Он выявляет, во-первых, закономерности становления экономики капитализма. Во-вторых, становление социальной сферы капитализма — гражданского общества и соответствующей системы социальной стратификации. В-третьих, становление национального государства и рационального права. В-четвертых, процесс рационализации духовной жизни и становление новой рациональной капиталистической этики.
Все указанные сферы при этом не объединены причинно-следственной системой отношений, они находятся в отношении соотнесенности друг с другом. Фактически основные идеи и теоретические схемы становления и функционирования капиталистического общества изложены Вебером соответственно в четырех его Работах: «История хозяйства», «Город», «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капитализма». Во всех
История социологии
четырех работах продемонстрирован процесс становления капитализма как процесс рационализации всех сторон экономической, социальной, политической и культурной деятельности.
Экономика капитализма. Вебер дает следующее определение экономики капитализма: «Капитализм имеется налицо там, где производственно-хозяйственное удовлетворение потребностей некоторой группы людей, независимо от рода этих потребностей, осуществляется путем предпринимательства; специально-рациональное капиталистическое производство есть производство на основе капиталистического расчета,... т. е. ведет счетный контроль своей доходности посредством новой бухгалтерии и составления баланса»1. Эпоха же может быть названа типично капиталистической лишь в том случае, когда удовлетворение потребностей капиталистическим путем совершается в таком объеме, что с уничтожением этой системы перечеркивается сама возможность их удовлетворения вообще. Говоря о причинах становления рационального европейского капитализма, Вебер указывает, что он не был вызван к жизни ни увеличением народонаселения, ни притоком благородных металлов. Не имели значения для его возникновения и причины географического характера, такие, как близость к Средиземному или другим морям. Капитализм, согласно Веберу, возник в лежащих внутри страны индустриальных городах, а не в приморских торговых центрах Европы.
Колониальная политика XVI-XVLII столетий также оказала незначительное влияние на становление капитализма как хозяйственной сферы. Вебер фиксирует, что приобретение европейскими государствами колоний привело к накоплению в метрополиях колоссальных богатств. Возможность такого накопления богатства во всех без исключения странах опиралась на власть, прежде всего на государство. Однако, повлияв столь сильно на накопление состояний внутри Европы и породив значительное количество богатых людей, живущих рентой, она лишь в незначительной степени содействовала развитию капиталистической организации промышленности. Вебер невысоко, в отличие от К. Маркса и В. Зомбарта, оценивает роль и влияние колониальной политики на развитие капитализма.
Потребности армии и стремление к роскоши также не играли в процессе становления капитализма особой роли. Позиция, например, Зомбарта, приписывающая армии главную роль в создании спроса на капиталистическом рынке сбыта, представляет-
1 Вебер М. История хозяйства. Пг., 1923. С. 176.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ
ся Веберу неправомерной. Уже в работе «Город» он отказывается, например, рассматривать греческие полисные и средневековые городские экономики, ориентированные на войну, в качестве прообразов капиталистических экономик. Потребности армии, и это наблюдается как в европейских, так и в неевропейских странах, во все большей и большей степени удовлетворялись силами самого государства, учреждением государственных мастерских для производства предметов амуниции и вооружения. Капитализм возникает вне рамок армии и государства, хотя и не без их помощи.
Для Вебера главным фактором, способствовавшим формированию и расширению спроса продуктов капиталистической экономики, была скорее демократизация предметов роскоши, которая и представляла собой решительный поворот к капитализму, поскольку означала возникновение потребности в промышленном производстве, ориентированном не на войну и не на нерациональную спекуляцию, а на массовый товарный рынок. Фабричное производство изделий массового сбыта, демократизация потребления дали в свою очередь решительный толчок к реализации чисто капиталистической идеи — получать прибыль путем удешевления производства и понижения цен. Вебер пишет: «Не развитие капитализма предшествовало понижению цен, но, наоборот, сначала относительно упали цены, а затем уже появился капитализм»1.
Стремление к предпринимательству, стремление к наживе, к денежной выгоде само по себе, также отмечает Вебер, ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление в равной мере наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, художников, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, посетителей игорных домов и у нищих. Безудержная алчность в делах наживы не тождественна капитализму и еще менее его духу. «Капитализм может быть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию»2. Капитализм тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия в форме непрерывно возобновляющейся прибыли, в форме рентабельности. Там, где существует рациональное стремление к капиталистической прибыли, там соответствующая деятельность ориентирована на учет капитала, т.е. направлена на планомерное использование материальных средств и личных усилий для получения прибыли таким образом, чтобы конечный доход предприятия
1 Вебер М. История хозяйства. С. 176.
2 Вебер М. Избранные произведения. С. 48.
История социологии
превышал капитал, т.е. стоимость использованных материальных средств. Именно этот процесс и составляет основу рационального капиталистического предпринимательства.
Предпосылками, основами и характерными чертами капиталистического хозяйства Вебер считает: 1) частную собственность на материальные средства производства, 2) свободу рынка, 3) рациональную технику, 4) рациональное право, 5) свободу труда, 6) коммерческую постановку хозяйства. В дальнейшем привносится еще один момент — 7) биржевые операции. Они приобретают особое значение, когда капитал выливается в форму свободно функционирующих ценных бумаг. К этому следует добавить, что неизбежными спутниками капиталистического хозяйственного порядка уже в XIX в. стали экономические и социальные кризисы: хроническая безработица, голод, перепроизводство, политическая нестабильность и как результат — 8) появление рационального социализма. Необходимым условием развития капитализма стало 9) формирование организации информации и транспорта. В XIX в. средством распространения экономической информации стали газеты. Железные дороги вызвали не только в области общения между людьми, но и в хозяйственной жизни величайший из переворотов, какие совершались в истории.
Современный капитализм органически связан с такой формой организации промышленного процесса, как фабрика. Вебер подчеркивает, что современная рациональная организация капиталистического предприятия немыслима без господствующего в современной экономике отделения предприятия от домашнего хозяйства, юридически оформленного разделения капитала предприятия и личного имущества предпринимателя, с одной стороны, и тесно связанной с этим рациональной бухгалтерской отчетности — с другой. Отличительной чертой фабрики является также применяемая техника — паровая машина и общая механизация процесса труда. Специфическое качество этой техники заключается в том, что в отличие от предшествующих эпох, когда орудия труда служили человеку, на фабрике эпохи капитализма человек подчинен технике.
Становление технической части «проекта фабрики» было связано с тремя главными направлениями развития. Во-первых, уголь и железо освободили технику, а вместе с тем и возможность производства от рамок, связанных с применением органических материалов, прежде всего дерева (XV-XVIII вв.). Во-вторых, механизация процесса производства благодаря применению паровой
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ
машины освободила его от подчинения органическим рамкам человеческого труда. В-третьих, при содействии науки производство освободилось от устаревших традиционных способов.
Кроме того, для становления такой новой формы производственной организации, как фабрика, необходимо было использование рабочей силы, лишенной иных средств к существованию, кроме свободного найма. Фабрика - это, как подчеркивает Вебер, рациональная организация свободного труда в форме предприятия. Первоначально новая форма производства рекрутировала рабочую силу принудительными мерами. Примерами могут служить законы королевы Елизаветы в Англии. Другим источником рабочей силы были разорявшиеся мелкие ремесленные мастера. Однако государство принимало принудительные законодательные меры не только к рабочим, но к предпринимателям. Если в течение всех средних веков трудящемуся нередко самому приходилось сбывать на рынок свой продукт, то теперь законодательству приходилось защищать рабочего от навязывания ему функций сбыта и обеспечивать ему денежное вознаграждение. Это радикальным образом изменило ситуацию и резко подстегнуло развитие рынка товаров и денег, создало основу для демократизации потребления и становления капитализма в целом.
С тановление гражданского общества как социального строя капитализма. Становление гражданского общества, социальной стратификации, основных социальных групп и общностей Вебер связывает с развитием городской жизни. Роль городов в социальной истории, в истории культуры огромна. Развитие искусства, науки, религии, становление теологического мышления — все это становится и развивается, по мнению Вебера, именно в рамках города.
Вопрос о том, следует ли назвать данный населенный пункт городом, решают не пространственные его размеры, а соображения хозяйственного свойства. Город — это торговый и ремесленный центр. Город возникает как результат намерения «использовать в торговле земельную ренту», торговля имеет решающее значение Для возникновения города. В городе селились, чтобы торговать, заниматься ремеслом, получать земельную и денежную ренту. Город — это еще и крепость. Город — это местопребывание власти, в том числе и духовной. Но главное состоит в том, что город — это общинный союз, и именно таковым он предстает на Западе. Европейский город возникал прежде всего как союз для обороны, как объединение граждан, экономически способных организовать
История социологии
оборону, которые могли вооружаться, снабжать и организовать оборону собственными силами.
Существенным моментом, по мнению Вебера, в становлении гражданства как принципа членства в общинном городском союзе явилось христианство. Христианство сыграло ключевую роль в уничтожении магии и проистекавших из нее разделений между племенами, родами, народами. Гражданство возникает как внепле-менной, внеэтнический, внеродовой принцип. Гражданское сообщество складывается в качестве чисто социального образования.
Существенным моментом европейского города является формирование демократии как политической системы городского, т.е. гражданского, сообщества. Демократия требует, чтобы постановления города были обязательны лишь в тех случаях, когда плебеи принимают участие в голосовании. И главную роль в этом также сыграло военное дело. Причина демократизации всюду носит чисто военный характер. Она заключается в появлении дисциплинированной пехоты (гоплитов в древности, цехового войска в средние века). Военная организация вела к победе демократии, так как массам давалось в руки оружие и тем самым они приобретали определенное политическое влияние.
Вебер делит историю гражданского общества на три этапа в соответствии с тремя историческими типами городов: античный, средневековый и город нового времени эпохи капитализма. Демократия античного города создала для сословия граждан — горожан — военно-политическую монополию и развилась в солдатский политический цех. Стремление к обогащению осуществлялось главным образом через войну и военную добычу, а также посредством привилегий, извлекаемых из политики. Полноправным гражданином античности являлся землевладелец. Социальные отношения античного города, система социальной стратификации фундированы, как указывает Вебер, в поземельных отношениях.
Средневековый город отличается прежде всего внутренней расчлененностью на цехи. Цеховая система — это фактически первая система социальной стратификации гражданского общества. В средневековом городе даже знатные фамилии должны были вступать в цехи. Высшие цехи объединяли купцов, менял, ювелиров, т. е. предпринимателей, нуждающихся в значительных оборотных средствах, а также юристов, врачей, аптекарей, т. е. вообще людей с состоянием и образованием. За этими цехами следовали средние предприниматели, а за ними — рабочие.
.
Ммам^^^ня
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 395
Средневековый город в эпоху господства цехов выработал в своей политике особое направление — городскую хозяйственную политику. Ее целью было сохранение условий заработка и дохода промышленного труда, препятствование конкуренции и развитию крупного производства, подчинение окружающей сельской местности своим экономическим интересам путем установления привилегий и принуждения продавать и покупать только на рынке данного города.
Типичный гражданин средневекового города — купец или ремесленник, являющийся домовладельцем и платящий налоги. Однако социальные отношения средневекового города демонстрируют возрастание конфликта между торговым капиталом и ремеслом, развитие крупной промышленности и рост сословия подмастерьев как предшественников современного пролетариата. В цеховом городе господствует сословное неравенство, и основной тенденцией в развитии средневековых городов является стремление к равенству сословий и борьба за свободу.
Национальное государство. Становление свободного рынка и свободного гражданина осуществляется в рамках средневекового европейского города и является, как уже было сказано, главной тенденцией исторического развития. Однако главное условие и механизм этого процесса коренились не в самом городе. Оно, как считает Вебер, состояло в том, что в Новое время города подпали под власть складывающихся и конкурирующих между собой национальных государств, ведущих непрерывную мирную и военную борьбу за господство. Именно эта конкуренция создала условия для развития современного капитализма. Каждое государство стремилось привлечь к себе свободно обращающийся капитал, который диктовал свои условия этим государствам. Буржуазия как класс, как новая социальная группа, ставшая основой и мотором капиталистического развития, возникла из этой сложной констелляции исторических событий и обстоятельств.
«Из вынужденного союза государства и капитала, — пишет М. Вебер, — возникло сословие граждан в национальном масштабе — буржуазия в современном смысле слова. Замкнутое национальное государство создает условия для дальнейшего существования капитализма, который сохраняется до тех пор, пока национальное государство не уступит место мировому»1.
Вебер считает, что капитализм в качестве необходимого условия своего существования должен иметь рациональное государство.
1 Вебер М. История хозяйства. С. 212.
История социологии
Более того, только в нем и существует капитализм. Рациональное государство эпохи капитализма отличается правовыми основами управления, бюрократией как формой рационального управления (разделением чиновничества на отдельные ведомства, профессиональной подготовкой чиновничества) и развитием рационального права — государственного, гражданского, коммерческого.
Формально-юридическая система отношений, ставшая основой рационального государства, сформировалась на основе принятия Европой римского права. При этом Вебер подчеркивает, что сама по себе рецепция формального римского права средневековой Европой не является непосредственной причиной возникновения капиталистических правовых систем. Все характерные для современного капитализма правовые институты хозяйственной деятельности отнюдь не вытекают из римского права; рентовые бумаги, долговые обязательства, военный заем возникли из германской правовой мысли; акция выросла из средневекового и нововременного права, древности она неизвестна; вексель создан арабским, итальянским, германским и английским правом; торговое товарищество является продуктом средних веков; ипотека, официально регистрируемая и обеспеченная залогом, — институт средневекового, а не античного происхождения. Главным следствием рецепции римского права было то, что оно приучило к формально-юридическому мышлению, что и дало старт появлению рационального государства в виде появления соответствующего корпуса управляющего чиновничества.
Разделение на ведомства и профессиональная подготовка чиновничества стали возможны только благодаря развитию городов и распространению христианства. Сословие городских граждан не могло разрешать торговые споры рыцарским поединком, а христианство считало такой способ языческим и потому неправомерным. И христианство, и городские граждане требовали опираться на рациональное судопроизводство и право, профессиональных юристов и адвокатов. Именно последние с их опорой на римское право приучили городское население к формально-юридическому мышлению, работающему, как машина, по заранее определенному плану и согласно формальным нормам, для которых обрядово-ре-лигиозные и магические соображения не играли никакой роли. Сочетание формально разработанного права с изучавшим это право чиновничеством, представляющим государство и обладающим на основе этого права техникой управления, стало не только юридической основой хозяйственной деятельности, но напрямую
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 397
содействовало развитию капитализма. Содействие рационального государства развитию капитализма выражалось прежде всего в разработке соответствующей хозяйственной политики.
На Западе до XIV в. планомерную политику вели лишь города и церковь, государство отказывалось от вмешательства в хозяйственную жизнь, ограничиваясь лишь установлением пошлинной и финансовой политики, а также осуществлением политики общественного благосостояния, направленной на обеспечение населения продуктами продовольствия. Первые следы правительственной хозяйственной политики Вебер усматривает к XIV в. в Англии. Она вылилась в систему, которая стала известна как меркантилизм. Меркантилизм — это возведенное в принцип государственной политики поддержание производства, это союз государства с капиталистическими интересами. Целью государства являлось укрепление его мощи, каковое достигалось, с одной стороны, путем увеличения государственных доходов, а с другой — путем повышения налогоспособности населения, роста народонаселения и соблюдения торгового баланса. Вебер называет меркантилизм нерациональным капитализмом в силу того, что он основывается на фискальных и колониальных интересах, на государственных монополиях и носит сословно-монополистический характер, предполагающий разделение всего населения на сословия и их сохранение в неприкосновенности. Меркантилизм уступил место рациональному капитализму, основывающемуся на свободном рынке, однако он сделал свое дело — способствовал укреплению класса капиталистов.
Развитие капиталистического духа. Капиталистический дух — это не стремление к наживе. Было бы ребячеством думать, считает Вебер, что рационалистическая и капиталистическая эпоха отличается более сильным стремлением к наживе, чем другие эпохи. В понятие капиталистического духа Вебер включает рациональный образ мысли, рациональный образ жизни и рациональную хозяйственную этику.
Все это подразумевает, во-первых, отказ от воспроизводства и поддержания традиции, от суеверного стремления сохранить все привычные способы деятельности, проистекающие из страха, что малейшее изменение в обычном ходе жизни вызовет враждебное Действие со стороны таинственных магических сил.
Во-вторых, речь идет о ликвидации деления морали на внутреннюю и внешнюю, деления контрагентов хозяйственной деятельности на своих (родственников, соплеменников... и т.п.), в от-
ношении которых непозволительны взаимные Р^сче™' ^лу.
в отношении которых возможна полная беззастенчив^ ^
чении прибыли. Одновременно с проникновением ст^
прибыли в хозяйство наблюдается стремление к его рационал
ограничению в виде регулирующих норм. й церковью
В-третьих, речь идет об отказе от практикуемой ц^р
средневековой хозяйственной этики, основывающейся у ^
ле «iustum pretium», т.е. требующем для каждого"^спра-
существование и обеспечение этого права устанемте
ведливой цены» и сдерживанием свободной конкур^ и веТСКОЙ
В-четвертых, налицо формирование РаЦи^иЬ^агиИ и су-
этики. Во все времена, считает Вебер, к уничто**ншомагивОДШЮ
еверий и формированию рационального образа жиз v ^
только одно средство - великое пророчество. Это явлен^ ^^_
не свойственно исключительно христианству,«u й является
ется в истории религий, и наиболее яркой егс' Ф?Рм^знь опре-
аскетизм. Аскетизм означает твердое проведени первой
деленного строгого уклада жизни. Мон^^^^тельно
рационально живущей группой людей, методичек Однако
стремящихся к одной цели - блаженной жизня^^^ толь-
последовательно рациональный образ жизни огР*»™ жизНЬ
ко рамками монашества. Попытки внедрить его г > ми У ^
встречали преграду в церковной практике покаяния в Р
поведи и отпускания грехов. С этой «стемои^^^ мо-
разделения мирской и монашеской морали, разл ль„о
ралью для всех и моралью для немногих избранных реш
порвала Реформация. Ал«чяния создала свои
Аскетизм стал светским, для чего Реформациясозд ^ ^
особые правила. Этими правилами было служение: у _
соединение с Богом через труд, через профессию ^Р ^ <<Ты ние. Вебер приводит в связи с этим ™™с™ое*^™11Й всЮ свою думаешь, что убежал от монастыря - нет, теперь, а*д жизнь должен быть монахом»'. Порицая наслаждение,^но н р^ шая отрекаться от мира, протестантизм задачей каждого считал подчинение себе внешних условии жизни <<гшизВание» Из этого мировоззрения и возникло понятие ip ^ («Beruf»). «В понятии "Beruf, - пишет Вебер, ^ * с. выражение тот центральный догмат всех ПР°«"*™* м БогУ даний,... который единственным средством стать^у д ^^ считает не пренебрежение мирской нравственностью
1 Вебер М. История хозяйства. С. 228.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 399
монашеской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для человека его "призванием"»1. Это понятие дает оценку рационально поставленному капиталистическому предпринимательству как делу, угодному Богу. Оно, с одной стороны, успокаивало совесть предпринимателя, поскольку представляла его не собственником, но лишь управляющим теми благами, которые послал ему Бог; с ДРУГ0И — побуждало рабочих к труду. Нравственная безупречность отождествлялась с деловой честностью. «Такой могущественной, бессознательно утонченной организации для обуздания представителей капитализма не было ни в одной другой церкви или религии», — пишет Вебер2.
Однако, подводя итог, Вебер фиксирует, что этот корень современной экономической жизни уже умер. Хозяйственная этика, возникшая на почве аскетического идеала, лишилась своего религиозного обоснования. Надежда на награду в будущем пала, и на первый план выдвинулись всевозрастающие противоречия капитализма. Вместе с этим идеалом закончилась эпоха раннего капитализма и начался «железный век XIX столетия».
* * *
Таков в основных своих чертах образ капиталистического общества, созданный М. Вебером. Он остается верен своей методологии понимающей социологии, вскрывая и демонстрируя становление и функционирование капиталистического общества как процесс становления новых типов социального действия и нормативно-ценностных порядков через процесс их рационализации. Результатом этого процесса стало формирование рационального капиталистического хозяйства во всей сложности его форм, процессов и условий; складывание социальной организации капиталистического общества с его основными экономическими классами (буржуазией и пролетариатом), статусными и политическими группами; становление рационального государства с присущими ему процедурами и нормами правового управления в форме рациональной бюрократии; утверждение капиталистического духа в виде различных вариантов утилитарно-рационального жизненного поведения, включая рациональный социализм.
1 Вебер М. Избранные произведения. С. 97.
2 Вебер М. История хозяйства. С. 229.
400 История социологии
Основная литература
1. Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 2001.
2. Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.
3. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 416-494.
4. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 707-735.
5. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Там же. С. 345—415.
6. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Там же. С. 495-546.
7. Вебер М. Основные социологические понятия // Там же. С. 602—643.
8. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Там же. С. 345—415.
9. Вебер М. Предварительные замечания // Там же. С. 44-60.
10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Там же. С. 61-272.
11. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Там же. С. 273-306.
12. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М, 1994. С. 78-308.
13. Вебер М. Социальные причины падения античной культуры // Там же. С. 447-468.
14. Вебер М. Теория ступеней в направлении религиозного неприятия мира // Там же. С. 7-42.
15. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Там же. С. 43—77.
Дополнительная литература
1. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.
2. Громов И., Мецкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997. С. 100— 140.
3. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М., 1998.
4. Масловский М.В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология: Монография. Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 1997.
5. Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб.: Русский христианский гумани-тарний ун-т, 1998.
6. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: Труд и экономика. М., 1997.
7. Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера: Пер. с англ. М., 1981.
8. Макаренко В.П. Вера, власть и бюрократия: Критика социологии М. Вебера. Ростов н/Д, 1988.
9. Макс Вебер, прочитанный сегодня / Под ред. Р.П. Шпаковой. СПб.: С.-Пе-терб. гос. ун-т, 1997.
10. Ожиганов Э.Н. Политическая теория Макса Вебера: Критический анализ/ Латв. гос. ун-т им. П. Стучки. Рига, 1986.
11. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992.
12. Уроки Макса Вебера. М.: Московский городский педагогический ун-т. М., 1995.
СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ
способностью к экономическим комбинациям и стремящиеся к Социологические идеи
Гаэтано Моски
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь и труды
Гаэтано Моска — выдающийся итальянский социолог и политолог, юрист, государственный деятель. Известный итальянский исследователь его жизни и деятельности Э. Альбертони характеризует Моску как «типичного человека пострисорджи-менто1, поколения, которое возмужало после 1870 г.»2. Иначе говоря, речь идет о генерации молодых итальянских интеллектуалов, которая пришла на смену поколению идеалистов, боровшихся за национальное единство Италии и ее демократизацию, — поколению, воодушевленному идеями Мадзини и Гарибальди. В последующий период возникли другие горизонты, связанные с появлением практических задач повседневного обустройства новообразованного итальянского государства. Новое поколение было более реалистическим, трезвым и разочарованно-скептическим.
Гаэтано Моска родился 1 апреля 1858 г. в Палермо, в семье небогатого почтового служащего дворянского происхождения. Семья имела пьемонтские корни. В 1881 г. Моска окончил университет Палермо, где изучал право, и в 1883 г. защитил тезисы на тему «Факторы национальности» на звание лауреата (полноправного выпускника университета). После этого будущий ученый изучал в Риме «Дополнительный курс политических и административных наук». В 1884 г. была опубликована его первая большая работа «О теории правления и парламентском правлении», где уже содержались все основные идеи Моски, была рассмотрена история государственных учреждений различных стран и народов, а также развернута критика парламентаризма с консервативных
1 Рисорджименто (от итал. U risorgimento, буквально — возрождение) —
эпоха создания единого итальянского государства, начавшаяся в конце XVIII в. и
завершившаяся в 1861-1870 гг.
2 Albertoni E. Gaetano Mosca. Storia di una dottrina politica. Milano, 1978.
P-11-12.
История социологии
позиций1. Книга ученого осталась, впрочем, почти не замеченной. В 1885-1886 гг. он преподавал конституционное право в университете Палермо. В 1887 г. вышла в свет его работа «Современные конституции». В 1887—1897 гг. Моска служил ревизором (редактором протоколов заседаний) палаты депутатов парламента Италии. Эта работа позволила ему накопить содержательные наблюдения о политической жизни страны, о функционировании механизма итальянского конституционно-монархического государства и парламента. С 1888 г. Моска преподавал в Римском университете. Публикация в конце 18952 г. его главного труда «Основы политической науки»3 принесла ему известность в масштабах Италии и позволила выиграть по конкурсу место главы кафедры конституционного права университета Турина, где он работал до 1923 г. В 1902-1904 гг. он преподавал также и политическую экономию. В 1902—1914 гг. Моска преподавал конституционное и административное право в коммерческом университете «Луиджи Боккони» в Милане. Ученый всю жизнь занимался также политической публицистикой и был весьма плодовит в этом качестве.
Добившись известности в качестве ученого, Моска обратился к большой политике: в 1908 г. он стал депутатом итальянского парламента, где занял консервативную позицию и прославился, оказавшись одним из двух депутатов, проголосовавших против законопроекта о введении всеобщего избирательного права, против предоставления избирательного права женщинам. Исследователь творчества Моски — Э. Альбертони оценил его как «консерватора, идеологически связанного с ценностями мелкой и средней национальной буржуазии». С 1914 по 1916 г. Моска занимал пост подсекретаря в министерстве колоний, а в 1919 г. был
1 А. Грамши указывал в своих «Тюремных тетрадях», что антипарламента
ризм Моски был обусловлен его сицилийским происхождением. Сицилия — наи
более отсталая (и во времена Моски, и ныне) территория Италии, куда во второй
половине XIX в. буржуазным отношениям еще не удалось проникнуть в полной
мере и потому здесь были сильны полуфеодальные, патриархальные отношения
и, следовательно, распространены недемократические взгляды.
2 В литературе указывают и на 1896 г.
3 В отечественной литературе наиболее распространенным является бук
вальный перевод названия произведения: «Элементы политической науки».
Но итальянское «i elementi» значительно шире по своему значению русского
«элементы». Его можно переводить на русский язык многообразно: как «элемен
ты», «начала» «основы» и т.д. В контексте содержания книги, в которой ученый
претендует на выдвижение основополагающих принципов построения науки об
обществе, ее фундаментальных положений, представляется более адекватным
вариант перевода «основы».
СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ
произведен королем Италии Виктором Эммануилом III в пожизненные сенаторы. Был членом сенатской комиссии по иностранным делам и колониям, членом Высшего совета по народному образованию, занимал ряд других ответственных государственных постов. Моска удостоился академических титулов: он был членом Национальной академии наук в Турине, Академии Линчей и т.д.
Моска занимал критическую позицию по отношению к фашизму. Если в начальный период жизни и творчества Моска критиковал парламентаризм, демократию, то после прихода к власти фашистов в 1922 г. он начал высказываться в защиту парламентаризма. В 1923 г. вышло в свет значительно дополненное, ставшее двухтомным, второе издание «Основ политической науки»1. С 1923 г. Моска преподавал в Римском университете публичное право, а с 1925 г. — и историю политических доктрин и институтов. В 1925 г. выступил в сенате против предоставления дополнительных полномочий главе фашистского правительства, т. е. против Муссолини, и вскоре после этого отказался от активного участия в большой политике, сосредоточившись на научно-преподавательской деятельности. В 1933 г. ученый опубликовал «Лекции по истории политических институтов и учений», представлявших собой анализ социологических и политологических теорий, начиная с древневосточной мысли и кончая социальной философией Ницше и концепциями политического класса. В этом же году итальянский социолог, выйдя в отставку, оставил кафедру и покинул свой рабочий кабинет. Умер Моска 8 ноября 1941 г. в Риме.
Среди наиболее заметных произведений ученого следует указать также работы «Новая система социологии» (1898), «Аристократический и демократический принцип в прошлом и будущем» (1903), «"Государь" Макиавелли спустя четыре века после смерти автора» (1933).
Э. Альбертони подразделил научную деятельность Моски на три этапа. Первый — этап «открытой систематизации» (1880— 1890-е гг.), в это время происходит становление взглядов Моски. Второй — этап «научной системы», который развертывается после выхода в свет «Основ политической науки» в 1896 г. и продолжается до конца 1910-х гг., когда мысль ученого движется в рамках уже оформившейся концепции. Третий — этап «кодифицированной
1 Теорию «политического класса» Моска развивал всю жизнь. В третье издание, появившееся в 1939 г., автор также внес изменения, правда, незначительные.
История социологии
доктрины», охватывающий период 1920- 1930-х гг., когда Моска совершенствовал свою концепцию.