Составной часть веберовской концепции общества является теория социального развития и изменения. Именно в рамках теории общества им разрабатываются основные механизмы его трансформации.
Главным таким механизмом является механизм рационализации. Рационализация, или, как Вебер еще называет этот процесс, расколдовывание мира, — это процесс уменьшения магических, аффективных, традиционалистских содержаний социальных порядков и действий и увеличение и усиление их рационального содержания. Именно через этот процесс раскрывается историческое развитие общества. Он является магистральным и объединяющим принципом, который позволяет систематизировать и объединить веберовскую теорию исторического развития в целом и его историю общества.
Процесс рационализации охватывает все сферы социального действия, все порядки, ориентации и все социальные объединения. Рационализируется социальное действие — от традиционного типа к целерациональному; рационализируются порядки — от согласия и условности к праву; рационализируются типы господства — от традиционного и харизматического к легальному; рационализируются типы общественных объединений — от объединения по случаю к союзу, институту и целевому союзу.
Кроме механизма рационализации Вебер называет второй, не менее важный механизм социального развития общества — механизм рациональной дифференциации, ведущий к рациональной организации общества. Механизм рациональной дифференциации связан с увеличением сфер действия и количества содержательных порядков, на которые ориентируются социальные действия, и практически аналогичен механизму увеличения «кругов общения» У Г. Зиммеля.
Каждый человек, указывает Вебер, постоянно участвует в многочисленных и самых разнообразных сферах действий — общнос-тных, основанных на согласии, общественных. Его социальное Поведение может теоретически в каждом данном своем акте соот-
История социологии
носиться со сферой чужого поведения и с другими объединениями. Чем многочисленнее и многообразнее сферы и образования на которые «индивид рационально ориентирует свои действия, тем дальше заходит «рациональная дифференциация общества, и чем более "обобществленными" становятся по своему характеру его действия, тем большей степени достигает «рациональная организация общества»1. Анализируя историческое развитие, Вебер фиксирует, что в целом в рамках доступного нашему обозрению исторического развития можно констатировать все увеличивающееся количество целерационально упорядоченных действий на основе согласия посредством формализованных установлений и все большее преобразование союзов в целерационально упорядоченные институты.
Вебер осуществляет построение содержательной социологической теории капиталистического общества, опираясь именно на механизм целерационального упорядочения социальных действий и порядков и механизм рациональной дифференциации, на движение от союзов, в качестве основной организационной формы, к институтам.