М. Вебер разрабатывает принцип каузального объяснения социальных явлений в рамках своей теории понимания и смысла социального действия.
374 История социологии
Понимание, как было показано, представляет собой герменевтическую процедуру выявления индивидуального смысла социального действия через отнесение к ценности. Общезначимый характер ценностей придает общезначимый характер действию. Действие становится тем самым культурно и социально значимым. Исследование приобретает объективный характер, поскольку выявление того, на какую общезначимую ценность ориентировано действие, какая ценность или интерес (признаваемый другими в качестве значимого) лежат в основе действия, делают это действие понятным и каузально объяснимым. Выявить смысл социального действия — это значит выявить его причину, причинно объяснить его в рамках процедуры понимания.
Вебер разрабатывает теорию понимания как систематическую процедуру в социологии. В социологии, как в науке, предметом которой является осмысленное поведение, «объяснить» означает постигнуть смысловую связь, в которую включено или которую содержит доступное пониманию действие. Задача социологии, таким образом, состоит «в интерпретирующем понимании осмысленно ориентированных человеческих действий»1.
Слово «смысл» имеет у Вебера два основных значения: а) смысл может действительно предполагаться действующим лицом или быть усредненным смыслом действия группы лиц; б) быть теоретически сконструированным чистым типом смысла, который субъективно предполагается гипотетическим действующим лицом или группой лиц.
Понимание этого смысла может быть непосредственным или объясняющим, т.е. интерпретирующим, вскрывающим смысловые связи. Всякое объясняющее понимание, всякая интерпретация стремится к очевидности, которая по своему характеру может быть либо рациональной (логической или математической), либо эмоциональной и художественной. Очевидность первого рода присуща тому действию, которое доступно интеллектуальному пониманию в его осознанном и преднамеренном смысловом значении. Вторая очевидность присуща действию, постижение которого достигается путем сопереживания его эмоционального содержания и целепо-лагания.
Однако, несмотря на то что каждое толкование, или интерпретация, стремится к ясности, оно не может в полной мере претендовать на выявление причинной обусловленности действия, его закономерности и всегда остается лишь вероятной гипотезой.
1 Вебер М. Избранные произведения. С. 607.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ
Это означает, что процедура понимания должна быть дополнена и усложнена методами каузального анализа, близкими естественнонаучным.
Вебер достаточно часто оговаривается, что различие между естествознанием и социологией не так уж фатально. Неприменимость или, наоборот, применимость количественных методов к качественным социальным явлениям зависит только от того, «насколько узким или широким окажется понятие закона»1. Особая роль «духовных» мотивов не исключает процедуру установления известной статистически зафиксированной повторяемости явлений, т.е. установления правил рационального поведения. Он каждый раз подчеркивает, что целью социальных наук является не построение функционалистской картины социальной действительности, своеобразной «механики» или «химии» социальной жизни, а постижение социальной действительности в ее культурном значении и смысловой каузальной связи посредством выявления законосообразной повторяемости явлений.
Вебер, таким образом, предлагает новое понимание закона и закономерного в применении к социальным явлениям. Продемонстрировать закономерность какого-либо явления означает продемонстрировать не только его понятность, т. е. осмысленность и общезначимость, но и его типичность. Закономерное — это осмысленное и типическое одновременно. Вебер пишет, что социологическими закономерностями, или типами понятного действия, являются лишь такого рода статистические виды регулярностей, которые соответствуют субъективно понятному смыслу действия. Социологические «законы», продолжает Вебер, представляют собой подтвержденную наблюдением типическую вероятность того, что при определенных условиях социальное поведение примет такой характер, который позволит понять его, исходя из типических мотивов и типического субъективного смысла, которыми руководствуется действующий индивид.
Вебер разрабатывает далее концепцию типического объяснения, или объяснения посредством типа, обладающего в социологии такой же очевидностью для исследователя, как «закон» в естественных науках.
1 Вебер М. Избранные произведения. С. 372.
История социологии
Учение об идеальных типах
Вебер предлагает рассматривать общие понятия не как цель и конец познания, а как средство и начало познания эмпирической действительности. Целью познания в науках о культуре, как это уже говорилось, является не общее, а конкретное, не аксиоматизированная система понятий, якобы отражающая реальность, а объяснение конкретной эмпирической действительности.
Вебер постоянно предупреждает, что ничто не может быть опаснее, чем коренящееся в натуралистических предубеждениях смешение теории и действительности. Это смешение возможно, во-первых, в форме веры в то, что в теоретических построениях зафиксировано «истинное» содержание, «сущность» социальной реальности; во-вторых, в виде использования этих понятий в качестве прокрустова ложа, в которое втискивают социальную и историческую реальность; в-третьих, как гипостазирование «идей» в качестве стоящей за преходящими явлениями «подлинной» действительности, в качестве «реальных сил», действующих в истории.
Теория, ее понятия и суждения не совпадают с эмпирической действительностью и не отражают ее, но позволяют должным образом мысленно ее упорядочить, типологизировать. Вебер разрабатывает концепцию идеально-типического объяснения как теорию идеальных типов.
Идеальный тип, указывает Вебер, — это мысленный образ, который сочетает определенные компоненты и процессы исторической и социальной жизни, сводя их в некий, лишенный внутренних противоречий космос мысленных связей. По своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством усиления определенных элементов действительности. Идеально-типическое понятие — это средство для вынесения правильного суждения о каузальном сведении элементов действительности. Идеальный тип — не «гипотеза», он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез. Он не дает изображения действительности, но предоставляет для этого адекватные средства выражения.
Вебер выделяет следующие черты идеально-типических понятий: а) идеальный тип — это мысленный образ, не являющийся ни исторической, ни тем более «подлинной» реальностью; б) идеальный тип — это не схема, в которую конкретное эмпирическое явление может быть введено в качестве частного случая; в) идеаль-
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 377
ный тип по своему назначению — это идеальное пограничное понятие, с которым действительность сопоставляется, сравнивается, для того, чтобы сделать отчетливыми определенные значимые компоненты ее эмпирического содержания; г) идеальный тип — это конструкция, в которой на основе категории объективной возможности строятся связи, рассматриваемые нашей ориентированной на действительность, научно-дисциплинированной фантазией как адекватные.
Вебер разрабатывает также шкалу возможных идеально-типических понятий:
- родовые понятия; идеальные типы; идеально-типические родовые понятия; идеальные типы этих идей; идеалы исторических персонажей; идеальные типы этих идеалов; идеалы, с которыми историк соотносит историю;
- теоретические конструкции, пользующиеся в качестве иллюстрации эмпирическими данными;
- историческое исследование, использующее теоретические понятия в качестве пограничных идеальных случаев.
В конце концов Вебер выделяет два основных типа идеально-типических конструкций: генетический идеальный тип, являющийся средством выявления генетической связи привязанных к конкретному месту и времени исторических явлений, и чистый идеальный тип, являющийся социологической конструкцией, идеальной формой действия или явления, независимо от условий места и времени.
Базисным идеальным типом, используемым в социологии, является концепция социального действия. «Социальным» Вебер называет такое действие, которое «по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»1.
Именно это базовое идеально-типическое понятие веберов-ской социологии было положено им в основу концепции общества.
Понятие общества
Методологические утверждения Вебера, касающиеся природы общих понятий, которые являются результатом продуктивной способности нашего мышления, но которые не являются ни объективными сущностями, ни отражением таких сущностей, приво-
' Вебер М. Избранные произведения. С. 690.
378 История социологии
дят его к единственно возможной позиции: строить социологию исходя из рассмотрения индивидуального социального действия. «Понимающая социология, — пишет М. Вебер, — рассматривает отдельного индивида и его действие как первичную единицу, как "атом"»1. На этой «первичной единице» и строится вся веберовс-кая социология и ее понятийность.
Для понимающей социологии, интерпретирующей поведение людей, такие образования, как «государство», «ассоциация», «институт», «общество» и т. п., просто процессы и связи специфического поведения отдельных людей, так как только они являют собой понятных носителей осмысленных действий. В то же время социология не может игнорировать коллективные мысленные образования и пользуется ими как понятиями и терминами, подразумевая под ними только определенный тип поведения отдельных людей, конкретный или сконструированный в качестве возможного.
В силу этой методологической установки — рассматривать такие категории, как «общество», в качестве «категорий определенных видов совместной деятельности людей»2 — Вебер выделяет специфический тип действия, ведущего к объединению людей в общества — общественно-ориентированное действие. Основу общественно-ориентированного действия составляет другой тип действия — общностно-ориентированное действие, т. е. действие индивида, которое субъективно осмысленно соотносится с поведением других людей.
Общественно-ориентированное действие или действия, объединяющие людей в общество, — это, по Веберу, такие общностно-ориентированные действия, которые отвечают трем условиям: во-первых, они осмысленно ориентированы на ожидания, которые основаны на установлениях; во-вторых, эти установления «сформулированы» чисто целера-ционально в соответствии с ожидаемыми в качестве следствия действиями обобществленно ориентированных индивидов; в-третьих, смысловая ориентация индивидов субъективно целе-рациональна.
Итак, объединение людей в общество возможно только при наличии соответствующего типа социального действия и при наличии «определенных установлений», или «установленного порядка»-Главной чертой установленного порядка является, по Веберу, его «значимость», т. е. его способность ориентировать поведение; быть
2 Вебер М. Избранные произведения. С. 507.
3 Там же.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 379
значимым — служить образцом и воплощением смыслов. Вебер указывает при этом, что под «значимостью» социального порядка следует понимать нечто большее, чем простое единообразие социального поведения, обусловленное обычаем или констелляцией интересов.
«Порядком» называется содержание социальных отношений при том только условии, если они ориентированы на отчетливо определяемые максимы, ценности, нормы. Таким образом, фактически социальный порядок — это совокупность значимых, или признаваемых, максим, ценностей и норм, на которые ориентируется поведение и которые тем самым составляют содержание этого поведения и обусловливают его типичность.
Вебер выделяет два базисных типа социального порядка: условность (согласие) и право. Условность (согласие) — это такой тип социального порядка, который гарантирован возможностью внешнего порицания со стороны людей определенного круга в случае отклонения от этого порядка. К условности относятся такие специфические порядки, как нравы и обычай. Право — это такой тип социального порядка, который гарантирован возможностью внешнего принуждения, осуществляемого особой группой людей, в чьи функции входит охранять порядок или предотвращать его нарушение путем применения силы.
Фактически если попытаться соотнести концепцию социального порядка у М. Вебера с социологической традицией, то становится очевидным, что «порядок» выполняет в его теории ту же функцию, что и концепция «структуры» в структурном функционализме и, различных системных теориях. Эта функция состоит в том, чтобы объяснить факт скоординированности индивидуальных действий, их взаимной увязанности, упорядочить их в систему социальных отношений. Различие состоит лишь в понимании природы «порядка» у М. Вебера и «структуры» у Спенсера, Дюркгейма или Маркса. Специфика веберовского подхода состоит в том, что «установленный порядок» не имеет «сущностно-субстанциального» характера, в отличие, например, от «социальных фактов» Э. Дюркгейма. Установленный порядок у М. Вебера имеет конвенциональную природу- Эта конвенциональная природа «порядка» связана с тем, что он проявляется как представление действующих индивидов о существовании соответствующего порядка, на который они ориентируют свои действия. Конвенциональная природа порядка передается через понятие значимости, т.е. его способности ориентировать поведение, быть осмысленным, обязательным, служить образцом.
История социологии
Для того чтобы еще более подчеркнуть нежесткость установленного порядка, его неоднозначность (в отличие от жесткости социальной структуры), его конвенциальную природу, Вебер вводит понятие эмпирической значимости установленного порядка и отличает это понятие от идеального типа. Конвенционалистскую природу порядка и социальной действительности в целом призвано также передать и понятие шансов в качестве характеристики человеческого поведения. Шансы социального действия — это оценка вероятности того, что другие поведут себя в соответствии с конвенциональными установлениями. «Естественным выражением эмпирической «значимости», — пишет М. Вебер, — мы будем считать шанс на то, что ее установлениям «будут следовать». Это значит, что объединенные в общества индивиды в среднем с достаточной долей вероятности рассчитывают на «соответствующее» (в среднем) «требованиям» установленного порядка поведение других и сами в среднем также подчиняют свое поведение таким же их ожиданиям («соответствующее установленному порядку общественное поведение»)»1. Таким образом, решающим для эмпирической значимости целерационально функционирующего порядка является не то обстоятельство, что отдельные индивиды постоянно ориентируют свое поведение сообразно субъективно полагаемому ими смысловому содержанию, а то, какова вероятность того, что они этим установлениям будут следовать.
Из конвенциональной природы установленного порядка следует очень серьезный вывод, касающийся природы человеческих объединений. Если в структурной социологии, например у Маркса, общество существует до, после и независимо от индивида, в которое он вступает «независимо от своей воли и сознания», то у Вебера общество «сохраняется до той поры — и в той степени, — пока практически в релевантном масштабе так или иначе сохраняется в усредненно предполагаемом смысле ориентированное на его установления поведение»2. Тем самым вместо жесткого существования «объединения в общество» в реальности дана беспрерывная шкала переходов: от существования такого объединения до прекращения его, обусловленная эмпирической значимостью социальных порядков, ориентирующих социальное поведение.
В зависимости от уровня эмпирической значимости Вебер подразделяет социальные порядки на два идеальных типа: формальные рациональные установления и неформализованные рациональные
1 Вебер М. Избранные произведения. С. 514.
2 Там же. С. 513.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 381
договоренности. Они соответствуют таким эмпирическим типам порядков, как право и условность.
Эти два базисных типа порядка порождают то бесчисленное множество социальных объединений, которое Вебер объединяет в четыре основных типа: целевой союз; институт; союз; аморфные сообщества, основывающиеся на договоренностях.
Рациональным идеальным типом объединения в общество, или просто общества, Вебер считает «целевой союз», т. е. социальные действия с установлениями о содержании и средствах социальных действий, целерационально принятыми всеми участниками на основе общего согласия»1. Для того чтобы существовать как долговременное социальное образование, целевой союз должен отвечать определенным условиям. Эти условия выступают в качестве предмета «соглашения» — в идеально-типическом рациональном варианте целевого союза все обобществленно действующие лица субъективно однозначно обговаривают следующие условия: 1. Какие и в каких формах осуществляемые действия каких лиц («органов союза») должны считаться действиями союза и какой «смысл», т. е. какие последствия, это будет иметь для объединенных в союз лиц? 2. Должно быть определено, какие материальные блага и другие ресурсы доступны использованию в общих целях? 3. Какие органы союза будут этим распоряжаться и каким образом? 4. Что отдельные участники должны делать для целей союза и какие преимущества они получают от своего участия в деятельности союза. Какие действия «требуются», «запрещаются», «разрешаются»? 5. Какими будут органы союза, при каких условиях и с помощью каких средств им надлежит действовать для сохранения установленного порядка, т.е. должен быть определен «аппарат принуждения».
Каждый индивид, участвующий в общественных действиях, полагается на то, что другие участники союза (приближенно и в среднем) будут действовать в соответствии с установленным соглашением, и исходит из этого при рациональной ориентации собственного поведения.
Все указанные Вебером условия можно объединить в три группы: должны быть определены цели союза; органы союза и ресурсы, подлежащие использованию в коллективных целях, а также условия их использования, в связи с чем в рамках органов союза Должен быть предусмотрен аппарат принуждения; общественные Действия индивидов с соответствующей системой норм и содержанием, определяемой целями союза.
1 Вебер М. Избранные произведения. С. 515.
I
382 История социологии
Общество предстает как длительно существующее социальное образование, как образование, остающееся тождественным только в том случае, если, несмотря на смену входящих в него людей, идентичным остается порядок, т. е. соглашение относительно указанных выше положений. Действия, которые по своему усредненно предполагаемому смыслу свидетельствуют о наличии такого «соглашения», Вебер и называет действиями, объединяющими в общество.
Кроме целевого союза к объединениям, создающимся на основе формального рационального порядка, относится институт. Институт — это такое общественное объединение, в котором поведение его участников, как и в целевом союзе, рационально упорядочено в своих средствах и целях принятыми установлениями, но участие в котором не покоится на рациональной договоренности с каждым участником, а предопределено его рождением и воспитанием. Такого рода сообщества характеризуются тем, что, во-первых, в отличие от целевого союза добровольное вступление заменено в них зачислением на основе объективных данных безотносительно к желанию зачисляемых. Во-вторых, тем, что в отличие от аморфных сообществ, основывающихся на согласии, институты обладают рациональными установлениями и аппаратом принуждения. Примером институтов для Вебера является такой институт политического сообщества, как «государство», и такой институт религиозного сообщества, как «церковь».
Вместе с тем только в идеально-типическом случае в объединении изначально присутствуют все конституирующие целевой союз или даже институт моменты: общие цели, соглашение по поводу общих правил и собственные органы союза. В действительности, как уже было сказано, существует целый спектр объединений — от устойчивого социального образования до «объединения в общество по случаю», и очень многие современные устойчивые объединения возникают из объединения по случаю. Например, государство, как считает Вебер, возникает из объединения по случаю общей охоты или защиты от врагов. Историческое развитие превращает эти временные образования путем создания соответствующих органов управления в устойчивые.
Существуют образования, которые, однако, не имеют целера-ционально принятых по совместному соглашению установлений, тем не менее они носят устойчивый, хотя и аморфный, характер и функционируют так, будто подобные установления существуют, а их специфический характер обусловлен смыслом действий
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 383
участвующих в объединении индивидов. Примером таких объединений является рынок, языковая общность. Такого рода объединения основаны на порядке, который Вебер называет согласием или условностью.
Согласие является специфическим типом социального порядка. Согласие — это не система формальных целерациональных установлений, какие мы имеем в идеально-типическом объединении целевого союза. Согласие — это рациональная договоренность, функционирующая конвенционально, но не формально. Специфика согласия как основы устойчивого объединения состоит, по Веберу, в том, что именно в этих объединениях речь идет о вероятностном расчете социального, или общностного, действия. Вебер считает, что к категории действий, основанных на согласии — чрезвычайно распространенном в обществе типе порядка, — относятся лишь те, которые основывают свою ориентацию на шансах согласия. Шансы же выражают оценку вероятности того, что другие индивиды будут вести себя в соответствии с неформализованной рациональной конвенцией — согласием.
Анализируя согласие, Вебер подчеркивает, что действия на основе согласия еще не обязательно являются «солидаристски-ми». Общественные действия никоим образом не исключают и не противоречат тем общественно связанным действиям, которые именуются борьбой, т.е. стремлением противопоставить свою волю другой, сопротивляющейся ей. Борьба потенциально присуща всем видам общественно связанных действий и является лишь вариантом действий, ориентированных на такой тип порядка, как согласие.
К объединениям, основанным на согласии, относится прежде всего такого типа объединение, как союз. Союз — это объединение, образуемое действиями, ориентированными не на формальные установления, а на согласие. Оно отвечает следующим условиям. 1. Зачисление в него участников происходит по общему согласию без специально предпринятых с их стороны действий. 2. Несмотря на отсутствие социально созданных установлений, социальные лица (обладающие властью) устанавливают по общему согласию действенный порядок поведения для членов союза. 3. Эти социальные лица — носители власти — сами или через других лиц готовы в случае необходимости осуществить принуждение по отношению к лицам, нарушающим принятый порядок. К союзам достаточно Жесткого типа принадлежат, по Веберу, семейные сообщества, религиозные общины, состоящие из «пророка» и учеников.
384 История социологии
В современной цивилизации деятельность союзов хотя бы частично упорядочена посредством рациональных установлений и это делает различия между союзом и институтом недостаточно определенными, тем более что и институтов чистого типа достаточно немного. Обычно институт — это частично рационально упорядоченный союз. Институт возникает в сфере «союзной деятельности» чаще всего через возникновение и формализацию новых установлений, т. е. замены согласия на формально-рациональные установления, которое происходит, по Веберу, преимущественно насильственным образом.
По мнению Вебера, большая часть всех наблюдаемых установлений, как в рамках институтов, так и в рамках союзов, возникла не на основе договоренности, а в результате насильственных действий. Люди и группы людей, способные по какой-либо причине влиять на общностные действия членов института или союза, направляют их в нужную им сторону, основываясь на «ожидании согласия». Шанс на то, что существует эмпирически значимое согласие, тем более вероятен, чем в большей степени можно рассчитывать на то, что повинующиеся повинуются по той причине, что они субъективно рассматривают власть господствующего индивида как легитимную. Господство, пишет Вебер, покоится на согласии, признающем его легитимность, и является важнейшей основой едва ли не всей деятельности союзов. Вебер называет три типа господства, различающиеся по основанию легитимности: традиционное (авторитет «вечно вчерашнего», нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение); харизматическое (авторитет личного дара); легальное господство (обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами).
Все эти типы объединений и власти, а также лежащих в их основе порядков существуют в действительности одновременно и взаимопроникающим образом. Нет резких границ между действиями на основе согласия и общественным поведением на основе формального порядка между союзами и институтами, между целевыми союзами и институтами. Повсюду, где целерационально устанавливается порядок, всегда присутствует объединение в общество, но одновременно едва ли не в каждом общественном объединении среди его членов складывается поведение, выходящее за пределы его рациональных, формально заявленных целей. Речь идет о конвенциональных предписаниях неформализованного характера, т. е. о согласии. В результате эмпирическое, или действительное,
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 385
общество предстает у Вебера как бесчисленное множество объединений — целевых союзов, институтов, союзов, основывающихся на формальных установлениях или согласии, взаимопереплетаю-щихся между собой и трансформирующихся друг в друга.