Вебер не создал социологической школы, не оставил учеников, глубокое изучение его трудов началось лишь после его смерти. Начавшееся в 1920-е гг. в Германии обсуждение трудов Вебера было прервано национал-социализмом. Большинство немецких социологов были вынуждены покинуть Германию, и работы Вебера вплоть до конца 40-х гг. обсуждались в основном в среде эмигрировавших в США ученых. Среди первых комментаторов социологии Вебера выделяется О. Хинтце, уделивший особое внимание работам Вебера по социальной истории и государству, а также А. фон Шелтинг, анализировавший наукоучение Вебера. В теоретическом плане социология Вебера нашла развитие в работах А. Шутца, К. Маннгейма, а вне Германии в 30-е гг. — Т. Парсонса.
Шутц разработал теорию познания понимающей социологии, опирающуюся на феноменологию Гуссерля. Социология знания
История социологии
К. Маннгейма возникла не как ортодоксальное продолжение, а скорее как синтез веберовской социологии с другими подходами (наряду с неокантианством и феноменологией Гуссерля Маннгейм использовал также марксистские взгляды).
В США знание социологии Вебера долго ограничивалось почти исключительно текстом перевода «Хозяйства и общества», снабженным комментарием Т. Парсонса. Парсонс, познакомившийся с социологией Вебера в 20-е гг. будучи студентом Гайдельбергского университета, по возвращении в США соединил ее с социологическими теориями Э. Дюркгейма и В. Парето, а также с неоклассической экономической теорией А. Маршалла в синтетическую теорию социального действия под названием «волюнтаристская теория действия».
В послевоенной социологии можно выделить два основных подхода к научному наследию Вебера: ориентированный на теоретические разработки в социологии и на отраслевые социально-научные исследования. Социологическая теория долгие годы обсуждалась в контексте дискуссий о «большой теории», разрабатываемой такими социологами, как Парсонс, Луман, Хабермас и др. В области отраслевых и прикладных исследований, ярким примером которых является социология организаций, наблюдается устаревание социологических исследований Вебера, которые обнаруживают все меньшую связь с проблематикой современности.
В 90-е гг. большая социология обратилась к новому кругу вопросов, который обозначается понятием «социология постмодерна». При этом наблюдается, с одной стороны, нарушение сохраняемой прежде, по меньшей мере в области теоретической социологии, ориентации на историко-научную преемственность и систематику, а с другой — достаточно произвольное комбинирование различными блоками знания. В этой ситуации анализ работ классиков существенно теряет свое значение. В поле внимания социологии попадают новые явления и проблемы, связанные, например, с осмыслением социально обусловленных процессов разрушения среды, привычных форм общежития и т.п. Введение в научный оборот таких понятий, как «общество риска», «рефлексивная модернизация» и др. (У. Бек в Германии, А. Гидденс в Великобритании), связано с проблемами и явлениями, которые почти не затрагивались в социологии Вебера или не могли затрагиваться: бесконтрольное развитие техники, компьютеризация повседневной жизни, распад характерной для промышленного капитализма классовой структуры, пересмотр роли науки и экспертов в
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ
развитии современных обществ, противостояние богатого центра бедной периферии и т.д. Вебер оказывается здесь теоретиком фазы общественного развития, называемой «первой модернизацией». В этой связи говорят о необходимости исторической релятивизации и «ситуативной привязки» социологии Вебера, о границах ее локальной полезности в обществах, совершающих так называемую догоняющую модернизацию, и т.д.
Подводя итог, можно сказать, что на исходе столетия завершился очередной цикл дискуссий о научном наследии Вебера, результатом которого стала констатация непреходящей ценности социологии Вебера как объекта историко-гносеологических исследований, а также факта большого влияния его идей на развитие самых разных течений и направлений мысли в социологии, что и обеспечивает Веберу статус классика.
Литература
Произведения Макса Вебера
1. Weber M. Soziologie, Weltgeschichtliche Analysen, Politik. Hiirg. von Johannes Winckelmann. Stuttgart, 1968.
2. Weber M. Methodologische Schriften. Studienausgabe. Einffihrung v. Johannes Winckelmann. Frankfurt am Main 1968.
3. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft, GrundriB der verstehenden Soziologie. Hiirg. von Johannes Winckelmann. Tubingen, 1976.
4. Weber M. Die protestantische Ethik. Bd. Munchen; Hamburg, 1978.
5. Weber M. Max Weber Gesamtausgabe. Hiirg. von Horst Baier, M. Rainer Lepsius, Wolfgang J. Mommsen, Wolfgang Schluchter, Johannes Winckelmann. Tubingen, 1984 ff.
6. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie, Band 1—3. 1988.
7. WeberM. Gesammelte politische Schriften. Munchen; Tubingen, 1988.
8. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen, 1988.
9. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Sozial und Wirtschaftsgeschichte. Tubingen, 1988.
10. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Soziologie und Sozialpolitik. Tubingen, 1924.
Биографические и библиографические работы о Вебере
1. Weber Marianne. Max Weber. Ein Lebensbild.
2. Baumgarten Ed. Max Weber — Wferk und Person. Dokumente. Tubingen, 1964.
3. Seyfarth C; Schmidt G. Max Weber Bibliographie. Eine Dokumentation der Sekundarliteratur. Stuttgart, 1982.
4. Fugen H. Norbert. Max Weber. Reinbek, 1985
Рецепция Вебера в Германии
1. Bader Veil Michael, u.a. Einffihrung in die Gesellschaftstheorie. Gesellschaft, Wirtschaft und Staat bei Marx und Weber (2 Bande). Frankfurt am Main und New York, 1976.
История социологии
2. Breuer S.; Treiber, Hubert. Zur Rechtssoziologie Max Wfebers. Interpretation, Kritik, Weiterentwicklung. Opeaden, 1984.
3. Hennis W. Max Wfebers Fragestellung, 1987.
4. Hennis W. Max Webers Wissenschaft vom Menschen. J.C.B.Mohr (Paul Siebeck), Tubingen, 1996.
5. Jaspers K. Max Wfeber. Miinchen, 1988.
6. Kocka J. Max Weber, der Historiker. Gottingen. 1986.
7. Lowith K. Max Weber und Karl Marx // Gesammelte Abhandlungen. Tubingen, 1960.
8. Mommsen W. Max Weber. Gesellschaft, Politik und Geschichte. Frankfurt am Main, 1974.
9. Mommsen W.; Schwentker W., Hrsg. Max Wfeber und seine Zeitgenossen. Gottingen, 1988.
10. Prewo R. Max Webers Wissenschaftsprogramm. Versuch einer methodischen NeuerschlieBuug. Frankfurt am Main, 1979.
11. Rehberg K. Rationales Handeln als grossbiirgerliches Aktionsmodell // Kiilner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, 1979. 31. N 2. S. 199-236.
12. Rehbinder M; Tieck K.P., Hrsg. Max Wfeber als Rechtssoziologe. Berlin, 1987.
13. Riesebrodt M. Ideen, Interessen, Rationalisierung: Kritische Anmerkungen zu F.H. Tenbrucks Interpretation des Wferkes Max Webers // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1980. 32. N 1. S. 111-1295.
14. Schluchter W. Aspekte biirokratischer Herrschaft. Miinchen. Paul List Verlag, 1972.
15. Schluchter W. Die Entwicklung des okzidentalen Rationalismus. Eine Analyse von Max Webers Gesellschaftsgeschichte. Tubingen, 1979.
16. Schluchter W. Rationalismus und Weltbeherrschung. Studien zu Max Weber. Frankfurt am Main. 1980.
17. Schluchter W. Religion und Lebensffihrung. Studien zu Max Wfebers Kultur- und Wferttheorie. Frankfurt am Main (2 Bande), 1988.
18. SchollgenG. Max Weber. Miinchen, 1998.
19. Sprondel W.M.; Seyfarth C. Hrsg. Max Weber und die Dynamik der gesellschaftlichen Rationalisierung. Stuttgart, 1981.
20. Stauth G.; Turner B.S. Nietzsche in Wfeber oder die Geburt des modeien Genius' im professionellen Menscnen // Zeitschrift fur Soziologie. 1986.15. N 2. S. 81-94.
21. Tenbruck F.H. Die Genesis der Methodologie Max Wfebers // Kiilner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1959.11. S. 573ff.
22. Tenbruck F.H. Das Werk Max Webers // Kiilner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1975. 27. S. 663-702.
23. Tenbruck F.H. Das Wferk Max Wfeber: Methodologie und Sozialwissens-chaften // Kiilner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1986. 38. N 1. S. 13-31.
24. Wagner G.; Zippriant H., Hrsg. Max Webers Wissenschaftslehre. Interpretation und Kritik. Frankfurt am Main (2 Bande), 1990.
25. Weiss J. Max Weber Grundlegung der Soziologie. Miinchen, 1975.
26. Weiss, Johannes. Max Wfeber heute. Ertrage und Probleme der Forschung. Frankfurt am Main, 1989.
27. Winckelmann J. Die Herkunft von Max Wfebers «Entzauberungs» —Konzeption // Kiilner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1980. 32. N 1. S. 12-53.
Рецепция Вебера в Британии и США 1. Albrow M. Max Weber. Construction of Social Theory. Hounsmill, 1990.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ
2. Andreski S. Max Weber. Insight and Errors. London, 1984.
3. Bendix R. Max Weber. An Intellectual Portrait. Berkeley et al. (University of California Presis), 1960.
4. Burger T. Max Weber. Theory of Concept Formation. Durham, 1987.
5. Collins R. Weberian Sociological Theory. Cambridge, 1986.
6. ErdelyiA. Max Weber in Amerika. Wirkungsgeschichte und Rezeptionsgeschichte Webers in der anglo-amerikanischen Philosophic und Sozialwissenschaft. Wien (Passagen— \erlag), 1992.
7. Huff Т.Е. Max Weber and the Methodology of Social Sciences. New Brunswick, 1984.
8. Parsons T. The Structure of Social Action. The Free Press, New York and London, 1937.
9. Whimster S.; Lash S., eds. Max Weber. Traditionality and Modernity. London, 1987.
Рецепция Вебера в других странах
1. Mas M. Les morales selon Max Weber. Paris, 1986.
2. Massot V.G. Max Weber у su sombra. Buenos Aires (2. ed.), 1986.
3. Onechowski M. Polytika wladza panownie w teorii Маха Webera. Warszawa, 1984.
4. Raynaud P. Max Weber et les dilemmes de la raison moderne. Paris, 1987.
5. Rossi P. Max Weber. Oltre lo storicismo. Milano, 1988.
6. Segre S. Weber, Mosca, Pareto. Milano, 1985.
7. Weiss J. Max Weber heute. Ertrage und Probleme der Forschung. Frankfurt am Main (enthalt eine Dokumentation der auslandischen Weber-Rezeption). Hg., 1989.
Теория общества Макса Вебера
Теория общества Макса Вебера* представляет собой комплексное образование, в котором можно вычленить по крайней мере два крупных блока. Во-первых, это общая социологическая концепция общества, призванная продемонстрировать, что такое общество в социологическом смысле слова. И во-вторых, это теория генезиса и функционирования капиталистического общества как конкретного исторического типа социального устройства.
Теория общества Макса Вебера самым существенным образом связана с его методологическими взглядами. Они определяются общими положениями методологии наук о культуре, в которые входит и социология. Именно в рамках методологии Вебером создается представление о природе социального и способах его познания, без экспозиции которых невозможно воспроизвести и описать веберов-скую концепцию общества. В силу этого обстоятельства экспликацию веберовской теории общества необходимо начать с изложения тех методологических позиций Вебера, которые представляются существенными для понимания его теории общества.