Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные социологические понятия




Теория как образование понятий. Веберовское понимание со­циологической теории четко концентрируется на разработке поня­тий и в значительной степени отождествляется с определением их содержания. Социология, по Веберу, — это «наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие»5. Тогда можно сказать, что

1 Weber M. Soziologie, Weltgeschichtliche Analysen, Politik. S. 263.

2 Ibid. S. 223. /

3 Ibid. S. 190. J

4 Немецкий исследователь Тенбрук в 19S9 г., специально проанализировав
Методологические труды Вебера, пришел к выводу о том, что методологические
представления Вебера устарели.

5 Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft, GrundriB der verstehenden Soziologie /
Winckelmann J. Tubingen, 1976. § 1; Вебер М. Избранные произведения. С. 602.



История социологии


задачей социологии, по Веберу, является объяснение социального действия посредством образования понятий.

Таким образом, видны основные элементы теории, с которой работает Вебер: разработка понятий, конструирование идеальных типов и понимание как особый подход социологии к объяснению социальных явлений (в отличие от естественнонаучного объяс­нения, не имеющего дела с действиями субъекта и пониманием). К другим вариантам теоретического объяснения Вебер относится сдержанно или отрицательно. Так, он отклоняет, например, как неподходящее социологии функциональное объяснение, хотя надо заметить, что Вебер имел при этом в виду понятие функции совре­менного ему естествознания1.

О понятии «социальное действие». Ключевая идея социологии Вебера состоит в конструировании понятия «действие» с помо­щью понятия «смысл». «Действием», по Веберу, следует называть «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или тер­пеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. "Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому дейс­твующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»2.

Это определение социального действия содержит понятия «действие», «смысл» и «ориентация на другого». Недостает лишь понятийной пары «цель—средство», которые Вебер также относит к основам анализа социального действия.

Поведение, обладающее свойством иметь субъективный смысл, называется действием. Действие, обладающее свойством быть ориентированным на действия других людей, называется со­циальным действием.

1 Позднее функционализм в подходах Парсонса, Мертона, Гоулднера, Лумана
и других исследователей, понимавших себя отчасти последователями Вебера, надо­
лго занял доминирующее положение в социологии. Вебер также мало интересовал­
ся феноменологическим подходом, ориентированным на структурирование соци­
ального действия во времени, казавшимся после публикаций Шютца необходимым
дополнением веберовского подхода. Едва ли соответствовал интенциям Вебера так­
же абстрактно-аналитический подход к построению универсальной теории дейс­
твия у раннего Парсонса. Для Вебера образование социологической теории отож­
дествлялось прежде всего с разработкой учения о категориях.

2 Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft, GrundriB der verstehenden Soziologie'
§ 1; Вебер М. Избранные произведения С. 602-603.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 353

Субъективный смысл неразрывно связан с представлением о субъекте действия: это тот смысл, который вкладывает в дейс­твие сам индивид (не некий «метафизический» и не «объективно» имевший место безотносительно к намерениям индивида смысл)1. Вебер опускает понятие «смысл» с философских высот норматив­ной категории герменевтики в сферу повседневности для раскры­тия структуры социального действия, причинного объяснения социальных связей с учетом мотивов действующих индивидов. Субъективное измерение смысла действия развивается в смысло­вых перспективах ориентации на других.

Ориентация на других раскрывается с помощью понятий «ожидание» и «признание»2. В первом случае речь идет об ожида­нии определенных образцов поведения или о наличии у других та­ких ожиданий. Категория «признание» имеет решающее значение для понимания характерных процессов обобществления, ибо при­знание лежит в основе таких широко распространенных и важных действий, как использование денег, определенного языка в рамках сообщества, признание власти и т.д. Признание можно назвать «непринудительным принуждением», поскольку здесь речь идет об однонаправленных действиях различных субъектов без внешнего принуждения или явной договоренности между ними.

Идеальные типы рационального действия. Общее понятие соци­ального действия Вебер специфицирует с помощью четырех иде­альных типов рационального действия, при этом каждый модус рациональности можно рассматривать как разновидность осмыс­ленности социальных действий больших групп людей.

1 Он дистанцируется от содержательного или семантического раскрытия
понятия, как это имеет место в «правильном» толковании письменных текстов в
старой традиции философской и духовно-научной герменевтики или вариантов
толкования в теологической и юридической герменевтики, а также историко-
философских толкованиях и оценках с применением понятия «смысл норматив­
ного толка».

2 И в дальнейшем включение Вебером ожиданий в структуру социально­
го действия будет рассматриваться как решающий прорыв в соц. теории. Отсюда
будут двигаться Парсонс, Мид, Луман и Хабермас. В формулировке Вебера речь
идет о «положении дел..., когда действие, ориентированное на ожидание пове­
дения других лиц, в силу этого имеет эмпирически «значимый шанс видеть эти
ожидания исполненными, т.к. объективно существует вероятность того, что эти
Другие лица, несмотря на отсутствие договоренности на практике, будут рассмат­
ривать эти ожидания как осмысленно «значимые» для их поведения» (WeberM.
Soziologie, Wfeitgeschichtliche Analysen, Politik. S. 130).



История социологии


1) Целерациональное действие (позднее называлось также инструментальным) — это действие, структурированное в катего­риях цели и средства, когда внешние объекты и действия других людей выступают в качестве ориентиров. Ключевым здесь является модус целевой рациональности, характерный, например, для хо­зяйственной деятельности участников рынка.

2) Ценностно-рациональное действие основывается на вере в самодостаточную ценность самого действия и его смысла незави­симо от его успеха и является характерным модусом ориентации, например, религиозных или культовых действий.

3) Аффективное действие — это действие, направляемое аф­фектами и чувствами, не подчиненное какой-либо внешней цели, служащее скорее удовлетворению непосредственных побуждений и желаний; охватывает также религиозные аффекты (созерцание, экстаз, восхищение).

4) Традиционное действие (или действие по привычке) — это действие, ориентированное на традицию, обычай, предание, обряд. Смысл такого действия состоит в том, что действующие ставят себя в положение продолжателей социокультурной традиции.

Социальный порядок и легитимность. Дальнейшей понятийной спецификации категории социального действия служат понятия социального порядка и легитимности, относящиеся к большим со­циальным образованиям в рамках некоторого культурного сообще­ства. Первое понятие вошло в широко употребляемые в современ­ной социологии понятия социальной структуры или социальной организации. Понятие легитимности дало импульс дискуссии о мотивах подчинения власти, в ходе которой наряду с индивидуаль­ными мотивами подчиненных рассматривались надындивидуаль­ные основания — политические, конституционные, юридические, мировоззренческие, идеологические и т.п..

«Обобщинивание» и «обобществление» — понятийные типы, которые Вебер использует для характеристики становления раз­личных форм, социальных связей. «Обобщинивание» основыва­ется на субъективном восприятии людьми своего единства, своей принадлежности друг к другу (аффективное или традиционное действие). «Обобществление» основывается на мотивированном согласовании интересов (целерациональное или ценностно-ра­циональное действие). Так Вебер получает еще одну группировку типов действия по линии традиция—современность, что послу­жило основой разработки его представлений о процессах рацио-


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 355

нализации и бюрократизации, имело большое значение для даль­нейшего развития социологии. Современное общество, по Веберу, является плодом христианской европейской культуры. В основе его лежит модус целерациональности, наиболее ярко проявившийся в современном капитализме с его разрушительным воздействием на все традиционные связи. Здесь Вебер следует представлению об историческом развитии, имевшемуся уже у теоретиков эпохи Просвещения и связанному с идеей договорных отношений субъ­ектов хозяйственной деятельности.

Тезис рационализации. Согласно Веберу, современный капи­тализм, бюрократическое управление и научно-технический про­гресс равно («равно-первоначально») участвуют в продвижении долгого, охватывающего различные общественные формы, направ­ленного процесса, который он называет рационализацией. В опи­сании универсального исторического процесса рационализации находит выражение идея, позднее сформулированная в терминах «эволюция» и «модернизация». Описание включает историко-фи­лософские посылки и диагноз современности. Вебер описывает процесс в тезисной форме, что отражает его стремление уйти от историко-философских спекуляций: процесс рационализации надлежит еще подтвердить эмпирическим материалом социоло­гических исследований.

Вебер исходит из того, что универсальный исторический процесс рационализации находит окончательное развитие в сов­ременном капитализме. При этом он подчеркивает важную осо­бенность процесса рационализации: образец социальных отно­шений, характеризуемых тезисом рационализации, обнаружен только в современном капитализме и пока в истории человечес­кой культуры больше нигде в качестве структурно-определяюще­го противоречия процесса рационализации не встречался. Само явление — продукт случайного стечения обстоятельств: в одном месте встретились античная наука, получившая эксперименталь­ное развитие и внутренне связанная с техникой, рациональное римское право и рациональный способ хозяйствования, связан­ный с количественным измерением труда. Мировоззренческие предпосылки синтеза этих составляющих европейской культуры были созданы протестантизмом, в рамках которого экономичес­кий успех был возведен в религиозное призвание. В духе иллюзий молодой буржуазии Вебер связывает «дух капитализма» с пуритан­скими добродетелями, изображаемыми в качестве его источника, и не рассматривает специально вопрос о роли других предпосылок


356 История социологии

капиталистической рационализации (например, первоначального накопления).

По Веберу, традиционные общества отличаются от современ­ных тем, что в них нет господства формальной рациональности. Формальная рациональность хозяйствования определяется мерой технически для него возможного и действительно применяемого им расчета. Материальная рациональность, напротив, характери­зуется степенью, в какой снабжение определенной группы людей жизненными благами осуществляется путем экономически ори­ентированного социального действия с точки зрения определен­ных ценностных постулатов. По линии традиция—современность движение этих идеальных типов рациональности идет от преиму­щественно материальной рациональности (содержательные цели которой лежат вне экономики) к преимущественно формальной рациональности (целью которой оказывается сама рациональ­ность).

Формальная рациональность постепенно проникает во все поры жизни современных обществ. Вебер фиксирует этот процесс в социологии власти в тезисе «бюрократизации» и в социологии религии в тезисе «расколдовывания». Расколдовывание религиоз­ной картины мира и опредмечивание отношений господства яв­ляются для него свидетельствами направленности исторического процесса. Вопрос о построении научной теории этого процесса им не ставится. Вебер считает, что здесь наука выходит за рамки соци­ологического анализа и попадает в область философских оценок и спекуляций.

Экономическая социология

Основные категории. Ключевое понятие экономической со­циологии Вебера — экономическое (хозяйственное) действие (а не труд, как это было, например, в классической политэкономии, или полезность — в неоклассической политэкономии). Абстракция «экономическое действие», охватывающая такие разные формы индивидуальной и коллективной деятельности, как производство, распределение, потребление, накопление, воспроизводство и т.д., соответствует исходному представлению о социальном действии. Это понятие не обнаруживает прямого родства с такими «сис­темными объектами», как капитал, рынок, способ производства и т.д., но позволяет анализировать экономическую систему через определенные формы действий хозяйствующих субъектов (или —


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 357

в более поздних терминах — через роли, например, потребителя, производителя, собственника и т.д.). Экономическое действие или хозяйствование, по Веберу, — это такое действие, когда некоторой «потребности противостоит ограниченный, по оценкам действую­щего, запас средств и возможных действий, направленных на ее удовлетворение, что является причиной специфического поведе­ния с учетом этого обстоятельства»1.

Представление Вебера о том, что основным побудительным мотивом хозяйственной деятельности является стремление к удов­летворению потребностей в ситуации субъективно данной или вос­принимаемой ограниченности благ, является ключевым в его эко­номической социологии и свидетельствует о родстве его взглядов со взглядами представителей неоклассической политэкономии.

Анализ капитализма у Вебера не является целостным как в классической политэкономии (например, у А. Смита) или в «Капитале» К. Маркса. В нем соединяются внутренне недоста­точно связанные части социологического анализа исторической эпохи: анализ раннего капитализма, где ключевым является «тезис протестантизма», и анализ позднего капитализма XX в. с ключевым тезисом «бюрократизации». Общее понятие капитализма не под­крепляется у Вебера фундаментальным теоретическим анализом развития экономических структур. Основанием для соответствую­щих обобщений служит представление об экономическом субъек­те, для которого характерна ориентация на сопоставление оценива­емого в деньгах успеха и оцениваемых в деньгах затрат. Капитализм в веберовском понимании существует во всех культурных странах земного шара: в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в средиземно­морских государствах античности средних веков и нового време­ни2. Ограниченность такого подхода становится очевидной при анализе особенностей индустриального капитализма, который, со­гласно Веберу, предполагает «организацию труда в целях массового сбыта и зависит от возможностей надежных расчетов»3. Надежные расчеты предполагают наличие бюрократического управления.

Классовый анализ у Вебера носит предварительный характер и продиктован стремлением противопоставить классовому ана­лизу Маркса методологически обоснованный аналитический по­нятийный инструментарий. Здесь он, явно с оглядкой на Маркса,

1 Weber M. Soziologie, Wfeltgeschichtliche Analysen, Politik. S. 59.

2 См.: Вебер М. Избранные произведения. С. 49.

3 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. GrundriB der verstehenden Soziologie.
S. 643.



История социологии


выделяет три главных социальных класса: класс владельцев, класс предпринимателей (Erwerbsklasse) и «социальный класс» (Soziale Klasse). Деление носит аналитический характер: один и тот же ин­дивид может принадлежать ко всем трем классам. «Социальный класс» характеризуется только в том смысле, что любой принадле­жащий к нему может покинуть его (с изменением индивидуаль­ных обстоятельств, в том числе, например, по возрасту). Главным классообразующим признаком оказывается в конечном счете рав-нонаправленность экономических интересов: классы — это груп­пы людей «в одинаковом (или похожем) типичном положении в отношении интересов»1.

Тезис протестантизма. Попытка Вебера связать генезис капи­тализма с утверждением принципов протестантской этики иногда ложно трактуется как религиозно-социологическое объяснение капитализма. Вебер не утверждает того, что при объяснении ка­питализма следует исходить из идеальных, а не из материальных факторов или что в основе капитализма лежит религиозная моти­вация. Хотя по времени эпоха Реформации практически совпа­дает с эпохой стремительного развития капитализма, это еще не объясняет связи религиозной рационализации с экономическим развитием.

Социология власти

Основные понятия социологии власти Вебера — «власть» и «господство» — задаются просто, но их применение вплетено в сложную сеть социальных связей. Вебер предпочитает «аморфно­му» понятию «власть» (Macht) понятие «господство» (Herrschaft). «Власть» определяется им как возможность навязать свою волю. «Господство» рассматривается как социально регулируемое отно­шение и определяется как «шанс встретить повиновение опреде­ленных лиц приказу определенного содержания»2. Он различает три чистых типа господства по мотиву подчинения и форме реа­лизации господства: традиционное, харизматическое и легальное, или бюрократическое, господство.

Традиционное господство основано на вере «в святость из­древле существующих порядков и властей». Чистейшим типом здесь является патриархальное господство, тип начальника — «гос-

1 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. GrundriB der verstehenden Soziologie-
S. 177.

2 Ibid. S. 28.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ



подин», штаб управления — «слуги», подчиненные — «подданные». Повинуются господину в силу освященного происхождением до­стоинства: пиетета. Этому типу господства соответствуют прежде всего феодальные системы.

Харизматическое господство основано на «аффективном пре­клонении» перед персоной господина, в особенности перед его божьим даром (харизмой). Магические способности, пророческий дар или героизм, сила духа и слова, вечно новое, необычное, небы­валое и связанная с этим эмоциональная одержимость являются здесь источником личной преданности. Чистейшими типами здесь являются господство пророков, героев, великих демагогов. Союз господства образуется путем обобщинивания приверженцев. Тип начальника — «вождь». Тип подчиненного — «ученик, последо­ватель». Харизматическое господство отличается от других типов иррациональностью и революционностью, ему угрожает «опов-седневнивание харизмы», утрата харизматических свойств вож­дем, роль которого не может быть передана по наследству. Этот тип господства особенно характерен для религиозной сферы, но распространен также в сфере политики. В качестве типичных при­меров Вебер называет Перикла, Иисуса, Наполеона и др.

Легальное господство основано на нормативном регулиро­вании. «Чистейшим типом здесь является бюрократическое гос­подство. В его основе лежит представление, что путем формально корректного принятия нормативных положений можно создать и изменить любое право. Союз на основе господства образуется путем выборов или назначения, он сам и все его части являют­ся предприятиями....Штаб управления состоит из назначаемых руководителем служащих, подчиненные являются членами объ­единения («граждане», «товарищи»)»1. Бюрократическое господс­тво — самая современная форма господства — находит наибольшее развитие в XX в. и вытесняет другие формы легального господства. Вебер показывает это на примере государственных инстанций, ка­питалистических предприятий, армии, церкви и университетов.

Идеальный тип бюрократического господства относится к чис­лу наиболее известных конструкций социологии Вебера, он вошел в современную социологию организаций. В послевеберовский пе­риод — вследствие неверного толкования или сознательного иг­норирования идеально-типического подхода Вебера к образова­нию понятий — тип «бюрократия» превратился в модель, которую

1 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. GrundriB der verstehenden Soziologie. S. 151.



История социологии


стали использовать в прикладных эмпирических исследованиях. Впоследствии это понятие было вытеснено из социологии орга­низаций, которая в большей степени стала опираться на понятия «формальная организация», «роль», «формализация ожиданий поведения», которые разрабатывались прежде всего в американ­ской социологии и лишь в 60— 70-е гг. через труды Р. Майнтц и Н. Лумана вернулись в немецкоязычную социологию организа­ций.

Тезис бюрократизации как диагноз современности. Бюрократию и капитализм Вебер характеризует словами старонемецкого языка: «еhemes Gehause der Horigkeit», что можно перевести как «желез­ная обитель кабалы». Тезис «бюрократизации» выводится из тези­са рационализации и сводится к представлению о неизбежности прогрессирующей бюрократизации в ходе «рационализации» меха­низмов господства. Характеризуя современность, Вебер не жалеет черных красок, делает мрачные пророчества, которые он называ­ет «научно обоснованными оценочными суждениями». Согласно Веберу, «полностью состоявшаяся» бюрократия относится к «наи­более трудно разрушаемым образованиям», оказывающим пагуб­ное влияние на жизнь всех членов общества. Сегодня эти выска­зывания устарели в том смысле, что изменились бюрократические структуры и другие механизмы обнаружили свою сковывающую силу порой в более опредмеченных формах, нежели мог себе пред­ставить Вебер.

Социология религии

1. Социология религии. В трудах Вебера можно проследить свое­образную эволюцию его познавательного интереса к религии, в которой отражается постепенный переход к социологическому взгляду на общество: от интереса к истории связи религиозных принципов с формами экономической деятельности, через инте­рес к капиталистической рационализации, к типологизации субъ­ективных смыслов социальных действий индивидов. На большом эмпирическом материале Вебер прослеживает мотивационную подоплеку религиозных действий представителей различных со­циальных слоев и профессиональных групп и выявляет доминиру­ющее начало их религии: либо ритуально-культовое, либо аскети­чески-деятельное, либо мистико-созерцательное, либо интеллек­туально-догматическое. При этом он раскрывает связь характера религии с характером жизнедеятельности социальной группы или


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ



народа, классифицирует религиозные системы по их отношению к миру и в соответствии с их идеально типичными носителями (но­ситель буддизма — странствующий монах-созерцатель, христианс­тва — ремесленник, конфуцианства — чиновник, индуизма — маг, ислама — воин).

Таким образом, здесь также ключевым оказывается понятие социального действия. В данном случае анализируются «рели­гиозные действия» или культовые действия верующих людей в их отношении к другим видам деятельности. Религиозные, или магические, действия выступают как формы повседневной це­ленаправленной деятельности и могут, подобно другим действи­ям, рассматриваться по схеме четырех типов действия. При этом можно выявить цели таких действий. По Веберу, эти цели носят в основном экономический характер. Религиозные действия служат упорядочиванию отношений трансцендентальных, или сверхпри­родных, сил, богов или демонов с людьми. Подобно тому как это имеет место в социологии власти и в экономической социологии, Вебера интересуют здесь преимущественно формы объединения и организации действий людей в рамках религиозного сообщества, т.е. религия рассматривается им (подобно формам господства) прежде всего с точки зрения структуры соответствующих действий и описывается как своеобразное предприятие.

Религия — это особая форма господства, религиозные власти­тели — это жрецы, подчиненные — это религиозная община веру­ющих. Жрецы являются «функционерами регулярно организован­ного, постоянно действующего предприятия по оказанию влияния на богов»1, и в этом смысле они отличаются от колдунов, услугами которых для оказания влияния на богов пользуются лишь от случая к случаю. Наряду с жрецами как представителями низшей ступени религиозной власти существуют пророки, являющиеся особыми религиозными властителями, носителями религиозно-этических откровений, «личностными носителями харизмы», миссия кото­рых состоит в провозглашении религиозного учения или божест­венных указов2.

Истоки религиозного господства описываются поняти­ем Бога, которое Вебер представляет историко-иллюстративно. Богам — будь то в политеистических или монотеистических ре­лигиях, изображаемым в антропоморфном или ином виде, — как объектам религиозного почитания и как субъектам религиозного

1 Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 99.

2 См.: там же. С. 112.



История социологии


господства приписывается превосходство по отношению к людям в этическом плане. Такие свойства, однако, лишь в процессе «ре­лигиозной рационализации» в исторически поздних монотеисти­ческих религиях иудейства, христианства и ислама соединились в представление об абсолютном, всемогущем, всезнающем, везде­сущем и вечном Боге — представлении, которое было невозмож­но при посылке о наличии многих богов, которые не выступали как всемогущие. Вебер показывает это на примере вавилонских и германских богов. К функциям богов относится также функция сохранения правопорядка...

Исследования религиозных отношений власти охватыва­ют не только организационные формы общинных религиозных действий, но также значение религии для различных социальных классов. Вебер описывает, например, крестьянские и аристокра­тические формы религиозности и разнообразные формы буржу­азной религиозности; к ним относятся в том числе исследования протестантской этики и духа раннего капитализма. При этом он формулирует — осторожно, в том, что касается причинного объ­яснения, — «родство выбора» между купцами как носителями эко­номического рационализма и характерных видов «этико-ригорист-ской религиозности».

Тезис о расколдовывании. Исследования Вебера в области со­циологии религии методом сравнения мировых религий вылива­ются в тезис о направленном процессе развития, в ходе которого вследствие онаучивания мирообъяснений происходит полное «рас­колдовывание» картины мира и утрачивается социальная власть религии. Религия сама себя делает ненужной, говоря словами Гегеля, «снимает себя», что находит выражение в парадоксе просве­тительской идеи «культа разума». «Расколдовывание» религиозного миротолкования как внутрирелигиозный процесс осуществляется через «принятие рациональной этики пророков и рационального учения старого завета, а также... греческо-эллинской философии и науки... церковью и миром Запада»1.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 602 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2648 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.