Парето (Pareto) Федерико Вильфредо1 — выдающийся итальянский социолог, социальный философ и экономист.
Будущий ученый родился 15 июля 1848 г. в Париже, в семье итальянского инженера Рафаэле Парето, происходившего из знатного рода маркизов из Лигурии, давшего Италии сенаторов, депутатов, министров иностранных дел, послов и купцов. Наполеон пожаловал деду Парето титул маркиза Парижского (по некоторым сведениям, даже пэра Франции) в благодарность за помощь при установлении власти республиканской Франции в Северной Италии, т.е. в учреждении Цизальпийской республики2. Отец Парето как убежденный республиканец и сторонник Мадзини из-за преследований властей Сардинского королевства был вынужден покинуть родную Геную и эмигрировать во Францию, где женился на француженке Марии Метенье. Поэтому у Парето было два родных языках. В 1858 г. Рафаэле Парето с семьей после амнистии вернулся на родину, где стал преподавать французский язык, а потом работал в министерстве сельского хозяйства Сардинского королевства. Вильфредо унаследовал от своего отца математические способности, интерес к классическим языкам и истории, что проявилось уже в его школьные годы. Парето изучал в Политехническом институте Турина математику и физику, а потом на математическом факультете и в Школе прикладных знаний для инженеров Туринского университета — инженерное дело. В 1869 г. защитил диссертацию (дипломную работу) на тему «Основные принципы теории упругости твердых тел». Парето долгое время работал инженером и управленцем на принадлежавших государству итальянских железных дорогах, потом стал генеральным директором металлургического акционерного общества. В связи со своими служебными обязанностями объездил большую часть Европы и накопил большой опыт
1 Имя, данное будущему социологу и экономисту его экстравагантным
(или космополитичным?) отцом и указанное в метрике, было не итальянским и
не французским, а немецким — Фриц Вильфрид.
2 Вильфредо в 1882 г. вызвал на дуэль некоего дворянина, поставившего
под сомнение его принадлежность к именитому роду Парето из Генуи. Дуэль не
состоялась, поскольку обидчик принес извинения Парето.
СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ
практической деятельности. Парето совмещал ее с активной публицистической деятельностью, выступая в печати со статьями, посвященными проблемам экономики и политики, а также вопросам экономической науки и социологии. В частности, Парето доказывал неэффективность участия государства в хозяйственной жизни на примере железных дорог. В 1874 г. стал одним из активных участников «Общества Адама Смита» во Флоренции, ставившего себе целью «продвижение, развитие, пропаганду и защиту доктрины экономического либерализма». В 1882 г. пытался стать депутатом итальянского парламента, но неудачно. Сам Парето в зрелые годы дал любопытную характеристику мировоззрения свой молодости. Он вспоминал: «Мое кредо в это время было приблизительно следующим. Политическая экономия такой, какой ее создали экономисты, называемые классиками, была совершенной или почти совершенной наукой; оставалось только на практике применить ее принципы... В политике суверенитет народа являлся для меня аксиомой, а свобода — универсальной панацеей, история показывала, с одной стороны, народ добрым и хорошим, честным и умным, с другой — угнетаемым высшим классом, существование которого было основано на предрассудках. Милитаризм и религия были худшими бичами человечества. Цезарь в древности, Наполеон I и Наполеон III в современности были для меня злодеями. Я отрицал недостатки демократии или, по крайней мере, закрывал глаза на них. Террор был для меня огромным темным пятном на ярком полотне Французской революции»1. Молодой Парето был в своих взглядах отнюдь не одинок: либеральные убеждения были весьма распространены в конце XIX в. в Италии и в Европе.
Пытливый ум Парето и взывающий к обобщению практический опыт заставили его обратиться к интенсивному изучению экономической теории. Он оказался под влиянием концепции «чистой экономики» известного итальянского экономиста Маффео Панталеони, ставшего позднее его другом. Панталеони познакомил Парето с теорией одного из виднейших представителей школы математической политэкономии и главы кафедры Лозаннского Университета Леона Вальраса, чьи научные позиции и воспринял вчерашний инженер и предприниматель. Встреча с Вальрасом в 1891 г. предопределила резкий поворот в карьере Парето: убедившийся в высоком уровне познаний и глубокой приверженности Парето принципам своего учения, Вальрас пригласил его возгла-
1 Pareto V. Alcune lettere di Vilfredo Pareto. Pubblicate e annotate da A-Antonucci. Roma, 1938. P. 18.
Fc_
История социологии
вить кафедру после своего ухода. Парето, предпочтя успешной карьере «капитана большого бизнеса» жизнь ученого и преподавателя, переселился в Швейцарию и преподавал в университете Лозанны политическую экономию с 1893 по 1906 г., а с 1897 по 1917 г. — социологию1. В 1906 г. Парето преподавал политическую экономию и социологию в университете Болоньи. Плодотворности научных занятий Парето способствовало то, что он в 1898 г. получил большое наследство после смерти дяди и благодаря этому стал независимым в финансовом отношении. Ученый купил виллу в городке Селиньи, на берегу Женевского озера, в 40 километрах от Лозанны2, где и смог полностью сосредоточиться на научных занятиях. В связи с этим Парето называл себя «отшельником из Селиньи». В 1907 г. он из-за больного сердца был вынужден отказаться от преподавания политической экономии, оставив за собой только курс социологии и написание социологических трудов.
Парето поздно начал академическую карьеру — в 45 лет, но быстро завоевал известность в научном мире. Славу Парето принес «Курс политической экономии» (1896-1897, написан на французском языке). Но это произведение не было чисто экономическим — главы «Общие принципы социальной эволюции» и «Социальная физиология» были посвящены социологической проблематике. Критике самых разнообразных социалистических и псевдосоциалистических учений — с античности и до конца XIX в. — были посвящены «Социалистические системы» (1902—1903, написаны на французском языке). Основным экономическим трудом Парето стал «Учебник политической экономии» (1906; он, как и его последующие произведения, был написан на итальянском языке).
1 Академическая карьера в Италии у Парето не сложилась — универси
тетская среда не приняла его, относясь к нему как к экстравагантному дилетан
ту, стоящему вне научных традиций и институтов (например, его кандидатуру
отклонил Флорентийский университет). Вероятно, имели значение и опреде
ленные вненаучные традиции итальянской академической среды того времени.
На них проливает свет его отказ от предложения возглавить кафедру полити
ческой экономии Римского университета, которое он получил, когда стал уже
известным в Европе ученым. Парето отказался от этого предложения по трем
причинам: а) в силу благодарности и признательности Лозаннскому универси
тету, б) дабы не составить конкуренцию своему другу М. Панталеони, в) пос
кольку считал звание профессора Лозаннского университета более почетным,
так как на его взгляд, в любом итальянском университете назначение на долж
ность производится во вторую или даже в последнюю очередь по научным осно
ваниям (Sensini G. Corrispondenza di Vilfredo Pareto. Padova, 1948. P. 76).
2 Владение было названо в честь фаворитов ученого — ангорских котов —
«Ангора».
СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ
Парето двойственно относился к классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо: с одной стороны, он видел в них образец строгой научности, а с другой — критиковал классиков за попытки решить проблему сущности или субстанции экономических явлений, за сведение всех экономических явлений к труду и за игнорирование субъективной ценности товаров. Первоначально он позитивно относился к теории Л. Вальраса, однако впоследствии существенно скорректировал это отношение. Теоретическое расхождение с теорией Вальраса у Парето возникло из-за того, что, на его взгляд, в системе Вальраса значительную роль играли метафизические построения. Позже он утверждал: «Моя научная концепция является антиподом концепции Вальраса»1. Парето подчеркивал даже, что для него более близка теория А. Смита, чем концепция Вальраса. Водоразделом служило отношение к логико-экспериментальному методу: как полагал Парето, А. Смит был более научен, чем Л. Вальрас. Теорию прибавочной стоимости К. Маркса Парето рассматривал как ухудшенный вариант теории стоимости Д. Рикардо и называл «Капитал» «непомерно разросшимся аппендиксом» «Манифеста Коммунистической партии» (в «Социалистических системах» Парето утверждал, что «Капитал» неопределенен, темен и труден для восприятия, как и Библия).
Парето усовершенствовал систему общего экономического равновесия Вальраса, введя рассмотрение изменений состояний системы во времени. Кроме того, Парето депсихологизировал теорию маржинализма, освободив ее от гедонистического объяснения действий людей, для чего, в частности, использовал «кривые безразличия» Ф. Эджуорта. Основой анализа выступили факты выбора потребителя, фиксировался порядок предпочтений одного набора ценностей перед другим. Парето интенсивно разрабатывал математические методы в исследовании взаимосвязей экономических явлений, чем заложил основы современного экономико-математического моделирования. Как полагал Парето, все участники экономических процессов являются рациональными субъектами, преследующими свои интересы, стремящимися к максимизации прибыли. Он выдвинул критерий оптимального распределения ресурсов («оптимум Парето»), согласно которому наиболее приемлемый уровень благосостояния общества достигнут, если нельзя улучшить положение ни одного субъекта хозяйственной жизни, не ухудшая в то же время благосостояния хотя бы одного другого. «Оптимум Парето» стал в XX в. в развитых капиталистических
1 Sensini G. Corrispondenza di Vilfredo Pareto. P. 60.
422 История социологии
странах ориентиром для построения социальных рыночных экономик.
Плодом многолетних и напряженных усилий Парето по созданию социологической теории стал огромный — первое издание представляло собой двухтомник (около 1650 страниц, более 2600 параграфов) — «Трактат по общей социологии» (1916)1. Оно стало главным произведением его жизни: Парето трудился над ним два десятка лет. Позднее он подготовил уменьшенный и более удобный для восприятия вариант своей социологической теории, опубликованный в 1920 г. как «Компендиум по общей социологии» (насчитывал «всего лишь» около 500 страниц).
Примерно с 1900 г. у Парето начинает нарастать разочарование и скепсис по отношению к его прежним идеалам политического либерализма, или «гуманитаризма», т. е. либерально-прогрес-систского мировоззрения Европы Нового времени с его культом абстрактного, рационалистичного человека. Эти настроения нарастали у мыслителя вплоть до конца жизни. Пиком переоценки ценностей стал его сборник статей «Трансформации демократии» (1920), где он выразил свое резко критическое отношение к правящим кругам современного ему итальянского государства. Он оценил их как «демагогическую плутократию», погрязшую в коррупции и разложении и не способную на применение силы во имя поддержания порядка. Нельзя пройти мимо отнюдь не красящего образ Парето факта нарастания у него антинародных настроений: мыслитель выступал за более активное и жесткое применение силы по отношению к социальному движению народных низов. Неудивительно, что Парето с вниманием следил за движением Муссолини, считая его силой, способной предотвратить «анархию» в Италии. Социолог, наблюдая из Селиньи за событиями в Италии, увидел в них, как и в целом в событиях последних лет мировой войны и послевоенного периода, доказательство истинности своих социологических идей: «Победа фашизма блестяще подтверждает прогноз моей «Социологии» и многих моих статей»2.
Первой женой Парето была русская подданная Александра Бакунина, второй — француженка Жанна Режи. «Трактат по общей
1 Книга была завершена и начала печататься во Флоренции в 1912 г., но из-
за разных осложнений, в том числе из-за начавшейся мировой войны, вышла в
свет лишь четырьмя годами позже. Вскоре после выхода в свет на итальянском
языке в 1918—1919 гг. появилось французское издание, в подготовке которого
принимал активное участие и сам автор.
2 Fiorot D. II realismo politico di Vilfredo Pareto. Milano, 1969. P. 282.
СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ 423
социологии» ученый посвятил своей второй жене1, которая много значила для мыслителя, хотя и не разделяла его интеллектуальных интересов.
Согласно характеристике видного итальянского историка социологии Н. Боббио, Парето обладал «умом, аналитичным до педантичности, любопытством к фактам (чему была подспорьем превосходная память) вплоть до слухов»2. Наряду с мощным, математического склада интеллектом, огромными познаниями в естественных науках, экономике и истории (особенно античной), целеустремленностью и трудолюбием, ученый отличался, как и, например, Шопенгауэр, пессимистическим мировоззрением. Ум Парето был саркастичней, ядовит, едок в духе Ювенала или Вольтера. Любимыми книгами итальянского ученого были сочинения Аристотеля, Макиавелли, П. Бейля, мемуары Бисмарка и наменитый «Молот ведьм». Образ жизни Парето, особенно в ста-ости, не был чужд экстравагантности и чудаковатости. Мыслитель вел дневник, где в форме эпиграмм и диалогов со своими люби-шми кошками он высказывал свои суждения о текущих событи-х или формулировал теоретические положения3. Парето умер 19 вгуста 1923 г. и похоронен на своей вилле.
1 Национальная идентификация Парето как личности и как ученого в свете
его сказанного не может быть однозначной. Итальянец по отцу и француз по
атери, родившийся и проведший детство в Париже, учившийся и работавший в 'талии, преподававший и занимавшийся наукой в Швейцарии, женатый на рус-кой, а потом на француженке, похороненный опять-таки в Швейцарии, но при ом патриот Италии.
2 ВоЬЫо N. Saggi dulla scienza politica in Italia. P. 53.
3 Б. Селигмен нарисовал красочный, но, очевидно, шаржированный порт-
т мыслителя в его поздние годы: «Престарелый Парето, отрастивший большую
роду и облаченный в ниспадающую мантию, проводил свои дни на вилле в
елиньи в окружении не менее двух десятков кошек. Подобно своим подопеч-ым, он был независим, по-кошачьи злобен и горд, если ему что-то не нрави-ось. Прирожденный бунтарь, он приветствовал всех, кто конфликтовал со сво-ми правительствами. Его воображаемые враги были повсюду: это и демократы,
пангерманцы, и женщины, воюющие против алкоголя, и жеманницы, и те из го окружения, кто пытался замалчивать его сочинения. Так он и жил в окру-ении кошек, разрабатывая свою теорию общественного устройства, и пытал-я внедрить в это устройство элементы кошачьего поведения. Жил, как арис-~крат, полный презрения к тому обществу, которое его породило» (Селигмен Б. сновные течения современной экономической мысли. М., 1968. С. 49). Ясно,
о это карикатура, хотя конечно же несущая некую долю истины. Последние исьма и статьи Парето говорят о ясности его мышления и рациональности его оступков.
История социологии
Введение в систему научных взглядов Парето
Итальянский исследователь жизни и творчества Парето Н. Боббио утверждал, что тремя главными источниками его мысли были взгляды Макиавелли, Маркса и Сореля. Вместе с тем Парето находился несколько в стороне от многих из ведущих социальных теорий своего времени. Скорее всего он не был близко знаком с работами Ф. Тенниса, М. Вебера1 и других немецких мыслителей, однако знал французскую социологию. Парето почти никогда не цитировал Э. Дюркгейма, хотя ему принадлежала благосклонная рецензия на его труд «Самоубийство»; критически высказывался о Ш. Летурно, Г. Тарде, Де Греефе. В целом будет небольшим преувеличением сказать, что Парето с начала своих научных занятий вступил в борьбу с социологией своего времени, уподобившись тем самым, Ф. Ницше, который считал себя борцом против своей эпохи.
Творчество В. Парето может быть разделено на два этапа — этап становления (с начала 1870-х примерно до 1900 г.) и этап зрелости (с 1900 г. до конца жизни). Первый этап был сопряжен с приверженностью политическому либерализму и с верностью позитивистской социологии и философии. На этом этапе его собственные социологические взгляды еще только формировались в отличие от экономических, которые были разработаны в его «Курсе политической экономии». Второй этап был отмечен отказом от политического либерализма и разработкой собственной версии позитивной социологической и экономической теории. Самые значительные работы этого этапа — «Социалистические системы», «Трактат по общей социологии» и «Учебник политической экономии».
В теоретической системе зрелого Парето могут быть четко выделены три ее структурных элемента: 1) логика и методология науки; 2) политическая экономия и 3) социология. Эти элементы строго взаимосвязаны и взаимообусловлены: логика и методология применяются как средство построения политической экономии и социологии, политическая экономия выступает как предпосылка социологии, а социология в свою очередь обосновывает политическую экономию и устанавливает ее границы.
1 Парето мог знать об основных идеях Вебера благодаря общению с близко знавшим немецкого социолога Р. Михельсом.
СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ
Социология как «логико-экспериментальная наука»
В вопросах логики и методологии науки воззрения Парето характеризуются радикальной приверженностью позитивизму. Он формулирует концепцию «логико-экспериментальной науки» («1а scienza logico-sperimentale»), согласно которой наука должна с абсолютной и безусловной строгостью основываться только на фактах «опыта и наблюдений» и строить на этом фундаменте логически безупречные выводы. Всевозможные религиозно-мистические построения и априорно-метафизические принципы и конструкции должны быть решительно отброшены. В наибольшей степени, по мысли Парето, эталону научности будет соответствовать та теория, которая более других согласуется с фактами прошлого, лучше других предсказывает факты будущего и объемлет большее количество фактов. Предметом науки должно быть исследование единообразия (la uniformita) явлений, установление между ними функциональной взаимозависимости. Он отмечал: «В науке нет предвзятых идей, страстей, она не принадлежит никакой партии, ее функция состоит в описании фактов, исследовании отношений, которые существуют между ними, и в открытии законов, которые составляют естественное единообразие»1. Социальная наука не существовала бы, если бы социальные факты не представляли собой единообразных явлений.
В связи с мерой соответствия канонам логико-экспериментальной науки Парето в универсуме знания выделил логико-экспериментальные теории и теории, не отвечающие их требованиям2. Последние исходят не из опыта, а из априорно принятых положений — религиозных или метафизических, которые довлеют над опытом, навязывают ему вымышленные конструкции. Подобные теории, согласно Парето, «не зависят от опыта, опыт зависит от них»3. К теориям, не отвечающим критериям логико-экспериментальной науки, ученый относил, например, концепции Руссо, Гольбаха, Кондорсе и многих других мыслителей. Одним из вопиющих проявлений ненаучного теоретизирования Парето считал философию Гегеля и, в частности, его «Философию природы», которая, на взгляд итальянского мыслителя, не жалевшего сарказма и издевательской иронии в адрес великого немецкого философа,
1 Pareto V. Scritti sociologies Torino, 1966.
1 Парето использовал термин «теория» весьма расширительно. Часто он
имел в виду идеологические построения вообще.
2 Pareto V, Trattato di sociologia generate. Milano, 1964. Vol. 1. § 56.
426 История социологии
была «трудом, который явно достиг границ комической абсурдности и перешагнул их»1.
Вполне традиционно итальянский мыслитель считал естественные науки эталоном научного знания: все естественные дисциплины приближаются к его идеалу логико-экспериментальной науки. Близкой к этому идеалу Парето считал экономическую науку, которая вместе с тем, впрочем, еще должна подвергнуться значительной логико-экспериментальной трансформации. «Я хочу сделать экономику точно такой же наукой, как и химия, физика, астрономия»2, — заявлял ученый. Еще менее зрелой наукой Парето считал социологию. Он полагал необходимым форсирование усилий по преобразованию социологии в подлинную науку. Свой «Трактат по общей социологии» итальянский социолог считал существенным вкладом в такое преобразование. Ориентация на математизированное естествознание как на образец совершенного знания привела к насыщению текстов произведений Парето математическими формулами и символикой, алгебраическими и геометрическими аналогиями, графиками и схемами.
Парето, подобно неокантианцам и М. Веберу, разделял науку и идеологию, эпистемологический и аксиологический аспекты духовного освоения мира. Итальянский ученый заявлял: «Я убежден, что у социологии главный враг — чувство...»3 Социолог разделил истину и пользу, о чем свидетельствует его следующее рассуждение: «Экспериментальная истинность и ее социальная полезность представляют собой различные явления. Теория, которая является экспериментально истинной, может быть либо выгодной, либо невыгодной для общества; и то же самое касается теории, которая экспериментально ошибочна»4.
Концепция логико-экспериментальной науки Парето была предельно рассудочным построением, или, пользуясь терминологией Макса Вебера, идеальным типом в области эпистемологии, и предлагала практически недостижимый проект преобразования научного знания. Реализация программы создания логико-экспериментальной науки Парето была неосуществимой утопией, а в генетическом отношении проект логико-экспериментальной науки Парето был результатом идеализации естествознания конца XIX — начала XX вв.
'Ibid. §51.
2 Sensini G. Corrispondenza di Vilfredo Pareto. P. 56.
3 Pareto V. Lettere a M. Pantaleoni. Roma, 1960. \bl. II. P. 465.
4 Pareto V. Trattato di sociologia generate. § 249.
СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ 427