Теория социального развития является у Г. Зиммеля компонентом общей теории общества. Она вплетена во все его рассуждения об обществе, в его критику предшествующей социологической теории. Более того, его первая крупная социологическая работа посвящена в основном проблеме развития, о чем свидетельствует ее название: «Социальная дифференциация». Именно в ней Зиммель разрабатывает свой базисный методологический подход и базисные основания социологической теории, настойчиво подчеркивая их новизну и радикальное отличие от предшествующих теоретических разработок как в области теории общества, так и в области теории социального развития.
Зиммель является сторонником теории социального прогресса. Для Зиммеля развитие — это не просто трансформация социальных порядков, а прогрессивное движение ко все большей свободе личности, к богатству ее культурных содержаний и возможностей, к увеличению и богатству общества через увеличение и усложнение социальных форм. Вместе с тем прогрессивное развитие — это схема, позволяющая постичь смысл и направление исторического развития, а также могущая включить в себя все частности.
Он рассматривает историческое развитие в двух главных вариантах: как прогрессивное движение ко все более и более сложным и содержательно богатым видам человеческой деятельности и как прогрессивное развитие ко все более и более сложным и дифференцированным социальным формам. Анализируя прогрессивное развитие, Зиммель прибегает к традиционной организмической аналогии и рассматривает его как процесс усложнения и дифференциации организма, однако суть и специфика его подхода состоят в том, что источником и механизмом социального развития является индивид, а не структурные трансформации общества как надиндивидуального образования. Изменение возникает на индивидуальном уровне и осуществляется как процесс индивидуализации, порождающий процесс социальной дифференциации.
332 История социологии
Именно в связи с этим своим тезисом Зиммель осуществляет ревизию и критику функционалистских подходов в теориях социального развития, разработанных предшествующей социологией. Зиммель радикально не согласен с функционалистами органицист-ской социологической традиции в том, что прогрессивный процесс дифференциации, количественного роста и усложнения социальных образований тождествен их функциональному усложнению, а функции тождественны индивидам, их реализующим. Вера в то, что личности не только связаны с функциями, но фактически совпадают с ними, в корне неверна. Такое совпадение только задерживает индивидуализацию, о чем свидетельствует история.
В той мере, в какой отдельный человек, пишет Зиммель, отдается служению своей группе, т. е. выполняет определенную функцию, он получает от нее форму и содержание своего собственного существа. Добровольно или принудительно, но член малой группы отождествляет свои интересы с интересами своего сообщества, и, таким образом, они становятся его интересами, а его интересы становятся интересами группы. «Его природа сплавляется до известной степени с природой целого уже потому, что в процессе смены многих поколений свойства личностей постоянно приспосабливаются к интересам, и, таким образом, единство целей личности и группы ведет к единству духовного и телесного существа»1. Функционализация и индивидуализация являются противоположенными процессами. Любая функционализация задерживает индивидуализацию и процесс становления и развития индивидуальности. Основу процесса развития, усложнения образует не функционализация, а индивидуализация, которая всегда принимает форму социальной дифференциации.
Развитию, по Зиммелю, присущи множество тенденций: индивидуализация, ведущая к разносторонности индивида, увеличению богатства содержаний его сознания; дифференциация видов деятельностей, способствующая появлению новых социальных форм; дифференциация групп, ведущая к их односторонности и функциональности. Развитие представляет собой процесс, который «нацелен на установление ассоциативных отношений между гомогенными составными частями, принадлежащими к гетерогенным кругам»2.
' Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 328. 2 Там же. С. 411.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ
Начальным пунктом социального развития является семья. По мере развития каждый член семьи завязывает отношения вне этого первичного круга ассоциации, которые основываются совсем на другом: на одинаковых способностях, склонностях, деятельности и т.д. Ассоциация, основанная на внешнем сосуществовании, все более уступает место ассоциации, основанной на отношениях содержательного порядка. Такое высвобождение из семьи осуществляется в форме конфликта, как процесс утверждения своей индивидуальности и инаковости.
Индивиды, принадлежащие к различным группам и кругам, схожие в своих взглядах, видах деятельности, интересах, создают новые круги соприкосновения, которые так или иначе пересекаются друг с другом. Человек ищет такие общности, которые облегчат удовлетворение его склонностей и стремлений, предоставят все выгоды, вытекающие из принадлежности к группе. Вместе с тем то, что специфично в индивидуальности и выходит за рамки каждой конкретной группы, оберегается комбинацией множества кругов.
Группы, к которым принадлежит индивид, образуют своего рода систему координат. Каждая новая группа, присоединяющаяся к этой системе, определяет индивида со все большей точностью и однозначностью. Число различных кругов, к которым принадлежит отдельный человек, является одним из показателей высоты культуры как индивида, так и общества в целом. Таким образом, развитие предстает как двусторонний процесс: индивидуализации — на уровне отдельного индивида и дифференциации — на социальном уровне.
Стартовым моментом выступает процесс индивидуализации, который предстает как процесс духовного, познавательного и эмоционального самоосуществления индивида, но происходящего всегда и сразу же в социальной форме и первоначально в форме конфликта и конкуренции.
Развитие общества, или развитие на социальном уровне, предстает как процесс усложнения и увеличения социальных образований и форм, как прогрессивная дифференциация элементов, в том числе и в форме стратификационного расслоения. Зиммель фиксирует, что стоит только возникнуть какому-либо новому объединению, как оно сразу же создает внутри себя неравенство.
Развитие идет в двух направлениях: во-первых, в направлении индивидуализирующей групповой дифференциации и создания соот-
История социологии
ветствующих форм, а во-вторых, в направлении пространственного расширения и создания соответствующих пространственных порядков общества. Оба процесса связаны между собой.
Дифференциация и индивидуализация ослабляют старые связи (реальные и идеальные), создают новые группы и круги общения. Но одновременно с этим дифференциация выступает как механизм, удерживающий общество в его целостности.
Историческое развитие, обусловленное процессом самоосуществления индивида, движется, по Зиммелю, в направлении распада мелких групп и расширения форм ассоциации. А там, где образуется большое целое, одновременно действует так много тенденций, влечений и интересов, что единство целого, его существование как такового давно было бы утрачено, если бы дифференциация не распределяла то, что по существу различно, между различными индивидами, институтами или группами.
Как механизм удержания целого дифференциация порождает противоположный процесс — процесс группообразования, или тенденцию к недифференцированности. Именно в процессе группообразования дифференциация, основанная на процессе индивидуализации, выступает в форме разделения труда, а сам процесс индивидуализации в форме функционализации порождает группу как функциональное тождество или функциональное единство. Зиммель указывает на известную парадоксальность ситуации: индивидуализация, выступая в форме функционализации, порождает социальное единство. И тем не менее факт налицо: зачастую дифференциация, которая является принципом разделения, служит фактором примирения и сближения и, следовательно, «сберегает силы духа», который оперирует этим принципом теоретически или практически.
В любой целесообразной деятельности при выполнении каждой функции человек стремится достичь успеха с наименьшей тратой сил. Поэтому во всех процессах восходящего развития, будь то процесс разделения труда, процесс функционализации и т.д., господствует общая закономерность — тенденция к экономии сил.
Вся культура, пишет Зиммель, не просто стремится поставить на службу нашим целям как можно больше сил природы, стоящей ниже человека, но делает это с максимальной экономией сил. Целесообразная деятельность, подчиненная закону экономии сил, позволяет избегать излишнего трения; обходных путей в решении
1 Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 430.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 335
вопросов; излишней координации. «Эволюционное преимущество дифференциаций, — подводит итог Зиммель, — может быть охарактеризовано почти во всех указанных направлениях как экономия сил»1.
Развитие осуществляется по спирали: высокодифференциро-ванное целое сопряжено с высокоразвитым индивидом, способным выполнять различные функции. «Спираль развития достигает здесь той точки, которая расположена как раз над исходным пунктом: на этой высоте развития индивид относится к целому точно так же, как и в примитивном состоянии, с тем различием, что тогда обе стороны были не дифференцированы, а теперь они дифференцированы». Индивид, нашедший и сформировавший в процессе индивидуализации свою функцию, занимает только ему принадлежащее место в обществе как целом и таким образом образует с ним нерасчлененное единство.
Социальное развитие выстраивается как становление все более и более сложных форм разделения труда, подчиненных закону экономии сил. Углубление процесса разделения труда служит возвышению культуры, поскольку приводит к появлению «сущностно различных» личностей, профессионализации их деятельностей и системы профессионального труда. В рамках системы разделения труда возникают основные социальные институты и сферы деятельности, которые передаются и воплощаются в социальных формах в результате передачи соответствующих функций и деятельности личностей.
Становление капиталистического общества также предстает как становление специфической системы разделения труда и соответствующих социальных институтов.
Процесс разделения труда приводит к формированию современного государства и публичной сферы, которые соединяются в новый многосторонний и деятельный организм. В результате распада и дифференциации старой единой феодальной корпорации возникает публичная сфера, появляются политические партии, государственная бюрократия — обладающая особыми правами и привилегиями группа государственных чиновников, происходит огосударствление и централизация общественных расходов.
Те же процессы дифференциации затрагивают религиозную и военную сферы, в которых в рамках общего процесса разделения тРУда формируются такие новые профессиональные группы, как военное сословие, церковное сословие, группы людей физического и Умственного труда, научное сословие.
История социологии
В качестве особого пункта Зиммель выделяет становление капиталистической экономики как совершенно нового типа экономической деятельности, центральным компонентом которой являются деньги. Подобно тому как в процессе развития мышление входит в механическую деятельность, деньги входят в реальные экономические ценности и процессы, внося концентрацию, посредничество и облегчение. Деньги возникают в процессе дифференциации как всеобщее средство обмена. Совокупность дифференциаций хозяйственной жизни обусловливает появление денег. Деньги являются тем орудием, использование которого максимально экономит силы, они — объективированная экономия сил. Становление денежного хозяйства составляет существенный компонент обществ модерна.
Однако деньги для Зиммеля не являются ценностно-нейтральным фактором экономической и социальной жизни. В деньгах находит отражение не только фундаментальный характер мира и жизни, но и всеобщий релятивизм, соотнесенность всех явлений социальной жизни. Анализу и критике денежных отношений в современном обществе посвящена работа Зиммеля «Философия денег» (1900).
Деньги — это объективация субъективных ценностей, делающая возможными экономические отношения обмена. Они есть автономное выражение принципа обмена, его форма. Однако в процессе исторической эволюции значение денег подвергалось трансформации. Деньги все больше утрачивали субстанциальность и приобретали функциональность, став в современную эпоху исключительно соотносительным мерилом оценки, сводя качество к количеству. Такой трансформации значения денег в духовной жизни соответствует трансформация понятия абсолютной истины в относительную, а также переход от субстанции к функции. В этом смысле деньги можно рассматривать как символ трансформации сознания современного человека.
С точки зрения отношений между индивидом и обществом деньги привели, с одной стороны, к расширению индивидуальной свободы, сделав возможным более объективное и менее аффективное отношение к вещам. С другой стороны, они вызвали прогрессирующую объективацию человеческого бытия и его проявлений, способствовали тем самым утрате корней современным человеком. Общим выражением амбивалентности денег стала возросшая мобильность социальной жизни, которая символически воплощает абсолютное движение жизни, и вместе с тем усиливающаяся экс-
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 337
териоризация человека, или овнешненность его жизни, проявившаяся прежде всего в стереотипах поведения и в ценностных суждениях индивидов, а также в отчуждении работника от продукта его труда.
К указанным процессам изменения Зиммель добавляет изменения в сфере сознания и становление нового социального характера, основной чертой которого является гибкость и интеллектуализм. Человек, живущий на пересечении многих кругов, являющийся членом многих групп, должен обладать гибкостью и отсутствием жесткой определенности.
Становление капиталистического общества — это еще и становление новых пространственных порядков, в первую очередь нового урбанистического поселения, радикально отличающегося от средневекового города, а также от национально-государственной общности.
Анализ становления капиталистического общества логически и фактически завершает зиммелевскую теорию общества и социального развития.
* * *
Г. Зиммель бесспорно занимает ведущее место в социологии наряду с К. Марксом, М. Вебером, Э. Дюркгеймом. Однако его работы до сих пор не оценены по достоинству. И это несмотря на то, что очень многие ходы и направления современной социологической мысли с очевидностью были предвосхищены Зиммелем. Причин тому немало, но главная, на наш взгляд, кроется в сложности социологических текстов Зиммеля, требующих от читателя серьезной философской подготовки. Это обстоятельство затрудняет адекватное прочтение его теории современными социологами, однако, несмотря ни на что, интерес к Зиммелю не затухает. Его идеи в той или иной форме воспроизводятся в современных социологических теориях. Творчество Зиммеля остается объектом интенсивного исторического изучения, о чем свидетельствуют постоянно появляющиеся монографические исследования.
Основная литература
1. Зиммель Г. Как возможно общество? // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М., 1996. С. 509-526.
История социологии
2. Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной, социологаи // Там же. С. 486-500.
3. Зиммель Г. Созерцание жизни. Четыре метафизические главы // Там же. С. 7-187.
4. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования // Там же. С. 301-465.
5. Зиммель Г. Индивид и свобода // Там же. С. 193-200.
6. Зиммель Г. Женская культура // Там же. С. 234-265.
7. Зиммель Г. Мода // Там же. С. 266-291.
8. Зиммель Г. Философия труда // Там же. С. 466—485.
9. Зиммель Г. Человек как враг // Там же. С. 501-508.
10. Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996. С. 545-605.
11. Зиммель Г. К социологии религии // Там же. С. 618—635.
12. Зиммель Г. К вопросу о философии истории // Там же. С. 532-537.
13. Зиммель Г. Философия денег (Фрагмент) // Теории общества. Сборник. М., 1999. С. 309-383.
14. Simmel G. Grundfragen der Soziologie. lndividuuni und Gesellschaft. Zweite Auflage. Berlin; Leipzig, 1920.
15. Simmel G. Schriften zur Soziologie. Eine Auswahl. Frankfurt a. M., 1983.
Дополнительная литература
1. Зиммель Г. Кант и Гёте. К истории современного мировоззрения // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. С. 380-410.
2. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Там же. С. 445-474.
3. Громов К, Мацкевт А., Семенов В. Западная теоретическая социология, СПб., 1996. С. 84-100.
4. Ионин Л.Г. Георг Зиммель — социолог. М., 1981.
5. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.
6. Ландман М. Георг Зиммель: контуры его мышления // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. С. 529-538.
7. Филиппов А.Ф. Обоснование теоретической социологии: введение в концепции Георга Зиммеля // Вопросы социологии. 1993. № 3.
8. Филиппов А.Ф. Рецензии новейших публикаций Зиммеля и литературы о нем // Вопросы социологии. 1993. № 3.
9. Филиппов А.Ф. Релятивистская социология Георга Зиммеля // Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М., 1994.
10. Современные западные исследования социологической классики. Вып. 1. Георг Зиммель: Реф. сборник. М., 1992.
11. Хабермас Ю. Зиммель как диагност времени // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. С. 539-549.
12. Atoji Y. Sociology at the turn of the century: on С Simmel in comparison with F. Tonnies, M. Wfeber and E. Durkheim / Transl. by Atoji Y. Et al. Tokyo: Dobunkan publish. Co., 1984.
13. Dahme H.-J., Rammstedt O. Georg Simmel und moderne: neue Interpretationen und Materialien. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1984.
14. Frisby D. Sociological impressionism: a reassessment of Georg Simmers social theory. L.: Heinemann, 1981.
15. Pohlmann F. Individualitat, Geld und rationalitat: Georg Simmel zwischen Karl Marxu. Max Weber. Stuttgart: Enke, 1987.
Социология Макса Вебера
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий юрист, историк, экономист, социолог. Он один из основоположников социологического стиля мышления, нашедшего воплощение в «понимающей социологии» и социологической «теории действия». Не без основания считая себя пионером новой науки, Вебер стремился наряду с разработкой материальной социологии экономической, политической и религиозной жизни дать первое систематическое описание гносеологических, методологических и теоретических основ социологии.