И теория общества как совокупности кругов общения
Теорию общества как совокупности кругов общения Зиммель разрабатывает на основе принципа методологического индивидуализма, утверждающего исторический и методологический приоритет отдельного социального действия и взаимодействия над социальным целым. Позитивной разработке проблем он предпосылает критику альтернативных подходов, прежде всего тех, в которых используется аналогия между обществом и организмом, утверждается безусловный приоритет общества как детерминирующей целостности, а также провозглашается исключительное господство естественной причинности. Такие подходы фактически отрицают свободное действие индивида, рассматривая его лишь как точку пересечения социальных нитей. Эти подходы, по мнению Зиммеля, основываются в первую очередь на том, что социальный организм якобы обнаруживает явления, «аналогичные тем, которые привели к предположению о наличии в отдельном живом существе особой
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 319
жизненной силы... которая, господствуя над всеми остальными частями и сохраняя свою независимость от них, поддерживает и сохраняет целое как таковое во всем его составе»1.
Однако подобная «жизненная сила» является результатом долгого исторического развития и усложнения социальных образований. Примитивные же группы, которые в силу своей простоты и чистоты формы единственно и могут быть отправной точкой социологического анализа, наоборот, демонстрируют очевидную зависимость от отдельных индивидов. Группа необходима индивиду, но и сама она нуждается в отдельном человеке, и это особенно хорошо видно на малочисленных группах. Ситуация изменяется в процессе развития и «окультуривания» социальной жизни. «Если вследствие этого, — пишет Зиммель, — социальная группа производит такое впечатление, как будто особая, относительно независимая от ее элементов жизненная сила поддерживает ее существование и устраняет с ее пути все препятствия, то данный момент доказывает только высокую степень развития и внутреннюю связанность объединяющей ее формы»2. Поэтому не следует говорить о некоей господствующей «жизненной силе», особом движущем начале, существующем вне и независимо от отдельного человека. Самое большее, ее можно считать выражением совокупного взаимодействия частей или «объединяющей формой».
Если «общество» — это объединяющая форма, название для совокупного взаимодействия, то возникает необходимость продемонстрировать на уровне социологической теории, как из отдельных взаимодействий складывается общество и какую форму оно приобретает.
Исторически и логически первичной формой общества, первичного объединения является недифференцированное или слабодифференцированное объединение индивидов. При этом, как подчеркивает Зиммель, единство группы никогда не является пред-данным, априорным. Оно возникает либо как результат жизненной нужды, потребностей индивидуального выживания, заставляющего объединиться в коллективы, либо как результат волевого, властного принуждения и насилия со стороны отдельных личностей. Например, первоначальная сплоченность семьи при патриархальном порядке вещей основывалась, по мнению
1 Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 324.
2 Там же. С. 326.
История социологии
Зиммеля, на господстве отца, на его воле в не меньшей степени, чем на единстве чувств и действий.
В силу такого двойственного происхождения общество имеет двойственную природу: солидаристскую и конфликтную (насилие и принуждение есть форма конфликта), а действие или взаимодействие, которым оно формируется, может быть соответственно солидарным или конфликтным по форме.
С олидаристская природа общества. Говоря о солидарности в обществе и вскрывая солидарную природу общества, Зиммель, в частности, пишет: «Отношения, которые приводят отдельного человека к полному единению с его группой, бывают двух типов...: это, с одной стороны, одинаковость, с другой — реальная взаимная связь»1.
Группа, или «социальный уровень», — это, во-первых, общее духовное достояние некоторого числа людей, т. е. та часть индивидуального достояния, которая в равной мере наличествует у каждого; во-вторых, социальный уровень — это то коллективное, в собственном смысле слова, достояние, которым ни один человек сам по себе в отдельности не обладает.
Общность, по Зиммелю, выступает творцом социальной нормы, которая является мерой правильности или ошибочности действий и представлений индивида. В силу этого индивид может достигнуть своих целей только путем присоединения к общности и при ее содействии, поскольку изоляция от нее отняла бы у него все, что он осознает как норму, как должное, как то, что следует рассматривать в качестве желаемого и цели, к которой следует стремиться.
Зиммель подчеркивает при этом, что, хотя солидаристские отношения носят преимущественно индивидуальный характер и базируются на индивидуальных действиях, сама природа обобществления, ассоциации с другими такова, что не позволяет отдельному человеку ограничиваться в своей деятельности непосредственным личным интересом, а заставляет стремиться к удовлетворению последнего в союзе с другими. «Понятие общества говорит о таком взаимодействии, при котором деятельность ради собственных целей способствует в то же время целям других»2.
Отношение между индивидом и обществом видится Зиммелю как проблема индивидуальной свободы, ответственности, вины и
1 Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 329.
2 Там же. С. 316.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 321
нравственности. «Каждый человек, — утверждает Зиммель, — находится в точке пересечения бесчисленных социальных нитей, и, таким образом, каждый из его поступков должен иметь самые разнообразные социальные последствия»1. Взаимодействие человека с другим и с обществом в целом имеет два уровня. Первый — индивидуальный — определяется его эгоистическими целями и интересами, которые, однако, должны реализовываться по следующей схеме: если я хочу, чтобы другие служили моим интересам, я должен служить интересам других. Благодаря этому вся атмосфера социальной жизни становится нравственной, что обычно не осознается в силу того, что изначальные цели, ради которых что-то совершается, являются эгоистическими. И причина этого заключена не в коллективной общественной нравственности, а в том, что достижение эгоистических целей возможно лишь благодаря другим, благодаря обществу, и осуществляется оно опосредованным путем, нравственным по своей природе.
Второй уровень — коллективный — определяется «коллективной нравственностью» или фактически системой социальных институтов. Для достижения своих целей индивид нуждается не только в других людях, но и в объективно существующих институтах. Установления права, морали, нравов и форм общения, которые общество выработало для своей пользы, проникают во все жизненные отношения отдельного человека настолько, что он должен ими пользоваться каждое мгновение. Любые эгоистические намерения, за исключением непосредственного насилия, могут осуществляться не иначе, как в социально предписанных формах. Благодаря этому даже самое безнравственное намерение платит дань нравственности, принимая те формы, в которых объективировалась публичная мораль.
Конфликтная природа общества. Помимо солидарности в обществе наличествуют конфликты и восприятие другого как врага. Специфика конфликтных взаимодействий, по Зиммелю, заключается в их неиндивидуальной природе: индивид видит в каждом враге не столько данную определенную личность, сколько лишь члена враждебной группы. Он считает, что враждебные соприкосновения в гораздо большей степени, чем солидарные, являются коллективистскими, или групповыми. Вообще отношения Фупп носят по преимуществу враждебный характер, причем это
1 Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 348.
322 История социологии
происходит как на низких, так и на высоких ступенях развития культуры.
Вместе с тем анализ враждебных отношений, отношений доминирования, отношений к другому как к врагу приводит Зиммеля к выводу, что самим своим возникновением солидарность обязана враждебности. Он указывает, что превращение простого локального сосуществования в совместное существование в бесчисленном множестве случаев обусловлено общим добровольным или вынужденным соотнесением с «враждебным третьим». По мнению Зиммеля, необходимо признать борьбу и вражду в качестве определенного априорного инстинкта, поскольку у личности, даже не подвергавшейся нападению, а всего лишь реагирующей на самовыражение других, нет иного способа утвердиться, кроме как через оппозицию. Иными словами, «первый инстинкт», при помощи которого она себя утверждает, есть отрицание другого»1.
Роль конфликта, вражды, отношения к другому как к врагу, в качестве основного типа межгруппового взаимодействия и механизма, порождающего солидарность внутри групп, столь ярко описана Зиммелем, что можно говорить о нем как еще об одном наряду с Марксом основоположнике социологии конфликта.
Зиммель считает, что у человека есть формальное побуждение к враждебности как естественная противоположность потребности в симпатии. Оно берет начало в определенных психических процессах, которые являют анализу общую им форму самостоятельного влечения. Интересы различного рода часто побуждают к борьбе за определенные блага, к оппозиции по отношению к определенным личностям, и вполне естественно, что «в качестве остатка в наследственный инвентарь нашего рода могло перейти состояние возбуждения, само по себе побуждающее к антагонистическим выражениям»2. Утверждение, что враждебность становится основанием социальной солидарности, весьма значимо для понимания теории Зиммеля.
Солидарность и конфликт являются, таким образом, двумя формами индивидуального целеполагания и волеизъявления, объединяющими людей в общество.
Последовательно проведенный принцип методологического индивидуализма, опирающийся на безусловный методологический и исторический приоритет отдельного социального
1 Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 502.
2 Там же. С. 504.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 323
действия и взаимодействия, заставляет Зиммеля использовать понятие «круг общения» (или «круги общения») там, где структурная, структурно-функционалистская или системная социология используют понятия «группа» или «группы». В результате общество предстает как совокупность множества кругов общения индивидов, некое многомерное пространство взаимодействий, в котором индивиды, подобно отдельным атомам, формируют вокруг себя необходимые и интересные им круги взаимодействия с другими либо входят в уже намеченные или сформировавшиеся круги. Индивид при этом представляет собой некую точку пересечения бесчисленного множества социальных нитей, а в содержательном отношении — результат комбинации различных элементов культуры, результат исторического наследования содержания от самых различных кругов общения и взаимодействия.
Любой круг не только представляет собой совокупность контактов или взаимодействий, но имеет общее сознание, которое Зиммель очень часто именует «честью» (честь семьи, честь офицера, честь мундира, купеческая честь и т. д.), желая подчеркнуть нравственно-этическую природу принципа, объединяющего круг. Внешнее принуждение уступает место нормам, которых оказывается достаточно для прочного существования круга.
Чем теснее социальный круг, к которому принадлежит человек, тем меньше у него индивидуальной свободы, тем беднее его индивидуальность. Зато сам социальный круг в таком случае весьма индивидуален (поскольку невелик) и отделяет себя от других резкими границами. И наоборот. Чем шире круг, в котором действует человек, к которому он себя относит и с которым увязывает свои интересы, тем больше простора для своей индивидуальности он получает. Но само целое круга, к которому он принадлежит, является менее индивидуальным.
Общество, представляющее собой совокупность кругов общения или совокупность групп вхождения, возникает как результат социальных взаимодействий индивидов. На эти взаимодействия оказывают влияние не только факты, лежащие в сфере субъективности, но и многообразные «реальные» факторы, например рост населения. По мере расширения групп и увеличения их количества изменяется морфологическая картина общества, ширятся контакты и связи. Процесс дифференциации приводит к индивидуализации и изменению морфологической картины общества в целом, кото-Рое уже не является совокупностью резко индивидуализированных
История социологии
и дифференцированных социальных кругов, например семей или профессиональных групп.
Принцип методологического индивидуализма оказывается недостаточным для объяснения того, что есть общество. Зиммель указывает на очевидную зависимость индивида от общества и приводит различного рода ограничения, которые оно накладывает на индивидуальное действие. Такими ограничениями являются прежде всего коллективные и моральные представления, а также совокупность коллективных санкций, контролирующих поведение и направляющих индивида. Поэтому исследование вопроса о том, что такое общество, Зиммель счел необходимым продолжить как «исследование социального уровня».