Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Краткая биография. Философия и социология Г. Зиммеля




Георг Зиммель (1858, Берлин — 1918, Страсбург) — не­мецкий философ и социолог. Закончил философский факуль­тет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Г. фон Трейчке, И. Дройзена, В. Вундта, М. Лазаруса, Ф. Целлера, А. Хармса. Защитил докторскую диссертацию по философии И. Канта в 1881 г. Преподавал в Берлинском университете, где в числе прочих его учениками были Э. Блох, Г. Лукач и К. Маннгейм. Зиммель поддерживал тесные отношения с кружком М. Вебера в Гейдельберге, на членов которого он оказал сильное влияние. С 1914 г. Зиммель — профессор Страсбургского университета. Страсбург стал последним местом его деятельности.

Зиммелем написано множество книг и статей по самым раз­личным проблемам философии, социологии, истории и культу­ры, как в форме академического теоретического исследования, так и в форме эссе. Эссеистика была одним из его любимых жан­ров. В этом жанре им написаны статьи о Гете, Данте, Рембрандте, Микеланджело.

Главными социологическими работами Г. Зиммеля являют­ся: «Социальная дифференциация. Социологические и психо­логические исследования» (1890); «Социология. Исследование форм обобществления» (1908); «Основные вопросы социологии (индивид и общество)» (1917), а также работа «Философия денег» (1900), которая, как это уже в названии указывает сам Зиммель, не является чисто социологической, однако оказала громадное влияние на формирование социально-критической ориентации в немецкой социальной мысли, что можно наблюдать в творчестве Э. Блоха, Г. Лукача, К. Маннгейма, представителей франкфуртской школы.

В историю социологии Г. Зиммель вошел как создатель ориги­нальной социологической теории — формальной социологии.

В большинстве своем социологи, в том числе и российские1, различают три периода в творчестве Г. Зиммеля. Первый период связывают с влиянием на Г. Зиммеля идей прагматизма, дарвиниз-

См.: ИонинЛ. Георг Зиммель. М., 1982.



История социологии


ма и эволюционизма, второй считают неокантианским, а третий увязывают с разработкой Зиммелем проблем философии жизни. Такая периодизация творчества Зиммеля, а более всего — увязыва­ние этапов с указанными идейными комплексами вызывает боль­шие сомнения.

То, что некоторые авторы вычленяют в качестве этапов ин­теллектуальной биографии Зиммеля, следует считать скорее ос­новными устойчивыми идейными комплексами, не просто ока­завшими влияние на творчество Зиммеля, но постоянно присутс­твующими в его творчестве и формирующими его концепции и теории. Поэтому социологию Зиммеля следует рассматривать как целостную социологическую теорию во многом безотносительно к каким-либо историческим «этапам» его творчества.

В творчестве Георга Зиммеля неразрывным образом связаны философия и социология. При этом следует признать, что пре­имущественное внимание Зиммель уделял философским иссле­дованиям, о чем свидетельствует преобладание у него собственно философских работ. Необходимо также подчеркнуть, что социоло­гические работы Зиммеля являются достаточно последовательным воплощением и конкретизацией его философских воззрений. Его социология так или иначе укоренена в его философии.

Круг философских интересов Зиммеля, оказавших влияние на его социологические исследования, включает разработку теории истины, прежде всего в русле прагматизма; разработку философии истории как историки, т. е. как теории исторического познания, осуществляемую в соотнесении с кантианской и неокантианской парадигмой; концептуализацию философии жизни как определен­ного онтолого-метафизического проекта.

Особое значение для собственно социологических иссле­дований имеет философия жизни Зиммеля, ярко запечатленная в его знаменитых высказываниях в работе «Созерцание жизни»: «Жизнь протекает в форме, обозначенной мною как выхожде-ние за собственные пределы»1, а также его понимание природы и функциональности индивидуального сознания. Индивидуальное сознание в его познавательной функции постигается, в общем и целом, в соответствии с кантианско-неокантианской философской парадигмой. Познавательная деятельность определяется априорно-имманентным оснащением сознания. Динамично устремленное сознание в его жизненной напряженности когнитивно опосреду-

1 Зиммель Г. Избранное. Т. 1: Созерцание жизни. М., 1996. С. 15.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ



ет всю деятельность человека, в том числе процесс социализации или продуцирования «социальных форм». Указанные философские позиции во многом задают базисное представление об обществе как об образовании, являющем собой напряженное единство и предстающем, с одной стороны, как «совокупность обобщест­вленных индивидов, общественно оформленный человеческий материал, составляющий всю историческую действительность», а с другой — как «сумма тех форм связи, благодаря которым из ин­дивидов только и получается общество в основном смысле слова». В социологическом плане это означает, что им была поставлена за­дача показать динамичную взаимосоотнесенность индивидуальной жизни и социальных форм.

Чтобы разрешить напряжение, существующее между жизнью, во всем богатстве ее содержаний, и ее социальными воплощения­ми, Зиммель создает оригинальную концепцию обобществления, или социализации1.

Обобществление, или социализация, согласно Зиммелю, — это процесс, посредством которого содержания индивидуального сознания обретают свою социальную форму и выражение в про­цессе взаимодействия с другими.

Сама постановка проблемы — напряжение между жизнью, индивидуальным сознанием, с одной стороны, и их социальным воплощением — с другой, а также механизм разрешения этого на­пряжения, указываемый Зиммелем, является ключом к пониманию и реконструкции его социологической теории.

Именно этим «ключом» мы и воспользуемся для реконструк­ции целостного видения социологии Г. Зиммеля. Мы проанали­зируем четыре основные проблемы, которые с необходимостью должна рассматривать любая социологическая теория, претенду­ющая на целостное видение социальной реальности: методологию социологического познания; концепцию социологии как науки; концепцию общества; теорию социального развития.

1 В России эта концепция вызывала живой интерес. Предметом обсуждения стал в числе прочего и сам перевод понятия «\fergesellschaftung» (см., например: Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М., 1996; Он же. Мода // Там же).


312 История социологии





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 378 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2217 - | 2173 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.