Социологическая концепция Георга Зиммеля, как было уже сказано, неотделима от философии, от изучения предпосылок социологии как науки, от философского анализа социологии. Более того, когерентность между методологическими принципами и разрабатываемыми на их основе социологическими теориями приобретает у Зиммеля особую выраженность в силу того, что сам он подробнее, чем кто бы то ни было, рассматривает эту проблему и досконально разрабатывает свой методологический подход, определяет его новизну и специфику.
Уже в работе «Социальная дифференциация» Зиммель формулирует свое видение социологии как науки и указывает на ее отличие от других наук. Он считает, что социология является поздней наукой, становление которой приходится на конец XIX в., и поэтому она должна формироваться осознанным образом. Это означает, что решение методологических проблем должно предшествовать решению всех других проблем, в том числе построению любых социологических теорий.
Зиммель проводит достаточно яркую аналогию между осуществлением политических революций и построением научных теорий. Современная (ему) политическая революция отличается, по его мнению, от революций прошлых эпох тем, что стремится осуществить уже известный и уже где-то осуществленный проект. Сходным образом разработка и сознательное усвоение теории в конце XIX в. предшествуют исследовательской практике и служат для нее ориентиром. При построении новой науки следует на основании анализа множества уже существующих наук и доказанных теорий наметить контуры, формы и цели новой науки, а затем уже приступить к ее фактическому построению. Таким образом, специфической чертой социологии, по Зиммелю, является ее неспонтанный характер. Она строится рациональным образом на основе предварительного проекта, включающего теорию метода и четкое вычленение объекта и задач исследования.
Социология, опираясь на методологическую рефлексию, должна начать с построения новой теории общества. Именно в построении новой теории общества Зиммель видит главную задачу социологии и рассматривает теорию общества как центральный
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 313
момент любой общей социологической теории. «Общество» — это не просто базисное социологическое понятие, это понятие, определяющее сам предмет социологии. Социология и «наука об обществе» являются для него взаимозаменяемыми понятиями.
При этом следует подчеркнуть, что Зиммель не дает какого-то одного определения или понятия общества. Таких определений, контекстуально обусловленных, у него немало. Зиммель создает не просто сложную, а многоуровневую и многоаспектную теорию общества. Но начинает он с методологического представления об обществе как «целом социальной жизни», включающем в себя все и любые конкретные проявления исторической жизни. Такое представление об обществе в качестве исходной методологической точки позволяет зафиксировать следующие специфические черты социологического знания.
Во-первых, если социология изучает «целое общества» с учетом всего многообразия его содержаний, то очевидно, что она является своего рода синтетической наукой, поскольку использует данные и других наук. Согласно Зиммелю, социология по сравнению с другими науками представляет лишь новую точку зрения для рассмотрения известных фактов. Это — «формальная» точка зрения, тогда как точка зрения других наук — «материальная», в том смысле, что они начинают с «материала», а социологии предстоит исследовать «формы», т. е. «оформление этого материала». Подчеркнем, что и в других науках имеет место определенное оформление объективных фактов, поскольку любые науки всегда включают толкование фактов и их распределение по категориям и нормам. Для любых конкретных наук категории и нормы являются априорными, т. е. «вносятся постигающим духом в факты, в себе и для себя изолированные»1. В социологической же науке имеет место лишь количественный перевес «комбинаторного начала».
«Формальная точка зрения» означает, что социологию интересуют прежде всего формы, формы социального взаимодействия. Соответственно цель социологического исследования определяется Зиммелем как описание «форм совместного бытия людей и нахождение правил, которые лежат в основании взаимоотношения индивидов, поскольку они являются членами группы, и групп между собой»2.
1 Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. М., 1996. С. 303.
2 Там же. С. 304.
История социологии
Конечно, формы и содержание взаимодействий в своей конкретности образуют неделимое единство. Тем не менее возможно абстрактное выделение устойчивых форм обобществления, или социализации, которые и образуют истинное содержание социологического познания. Такие, например, формы, как образование групп или социальных иерархий, встречаются во всех случаях, когда посредством психических процессов складываются межличностные отношения. В силу того что форма обобществления никогда не предстает в своей абстрактной чистоте, требуемой для установления социологических закономерностей, процесс социологического познания должен осуществляться в виде выбора определенных исторических явлений и их исследования в формальном аспекте. Однако, чтобы прийти к цели — формулированию теоретических утверждений, соотнесенных с социальным и культурным контекстом, — всегда следует помнить о смысловом контексте. Поэтому социология, занимаясь исследованием «форм совместного бытия людей», является не формальной наукой, а наукой синтетической.
Во-вторых, определение объекта социологии как «целого социальной жизни» ставит ее по своей сложности в один ряд с метафизикой, изучающей целое мира, и психологией, исследующей целое психической жизни. Все эти теоретические образования отличаются одной специфической чертой: отсутствием однозначности, свойственной утверждениям естественных наук, здесь всегда есть возможность противопоставить каждому наблюдению или предположению противоположное наблюдение или предположение. Причина этого коренится в неоднозначности объектов анализа социологии, метафизики и психологии, полноте и разнообразии частных моментов, которые не поддаются разложению на части и элементарные силы. Все «формы» социального взаимодействия имеют бесчисленные варианты исторического воплощения. Результатом является невозможность установить и выявить причинную связь явлений, невозможность применить к явлениям «законы» в естественнонаучном смысле слова. «Своеобразный характер социального материала, не поддающегося никаким точным расчетам, «не позволяет» говорить о законах социального развития»1. Социология, так же как и психология, и метафизика, не дает точного знания, но дает понимание. При этом саму процедуру понимания Зиммель трактует в духе
Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 308.
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 315
философии жизни как понимание интересов, мотивов, целей и ценностных ориентации индивида, определяемых культурой в широком смысле слова. Понимание позволяет ориентироваться в явлениях и создает нужные для этого понятия. Постоянное уточнение, разложение и новое сочленение этих понятий на иных основаниях создают возможность все большего и большего приближения к истине.
Таким образом, социология является поздней наукой, созда
ваемой осознанным образом. Это означает, что решение методо
логических проблем должно предшествовать построению самой
теории. Социология является синтетической наукой в том смысле,
что содержания других наук составляют для нее исходный матери
ал. Она отличается от других наук «формальной» точкой зрения. И
наконец, социология является наукой, в которой не применимы
методы естественнонаучного исследования. Поэтому она должна
опираться на принципиально иную методологию социального ис
следования..