Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные черты социологии как науки




Социологическая концепция Георга Зиммеля, как было уже сказано, неотделима от философии, от изучения предпосылок со­циологии как науки, от философского анализа социологии. Более того, когерентность между методологическими принципами и раз­рабатываемыми на их основе социологическими теориями при­обретает у Зиммеля особую выраженность в силу того, что сам он подробнее, чем кто бы то ни было, рассматривает эту проблему и досконально разрабатывает свой методологический подход, опре­деляет его новизну и специфику.

Уже в работе «Социальная дифференциация» Зиммель фор­мулирует свое видение социологии как науки и указывает на ее от­личие от других наук. Он считает, что социология является поздней наукой, становление которой приходится на конец XIX в., и поэто­му она должна формироваться осознанным образом. Это означает, что решение методологических проблем должно предшествовать решению всех других проблем, в том числе построению любых со­циологических теорий.

Зиммель проводит достаточно яркую аналогию между осу­ществлением политических революций и построением научных теорий. Современная (ему) политическая революция отличается, по его мнению, от революций прошлых эпох тем, что стремится осуществить уже известный и уже где-то осуществленный проект. Сходным образом разработка и сознательное усвоение теории в конце XIX в. предшествуют исследовательской практике и служат для нее ориентиром. При построении новой науки следует на ос­новании анализа множества уже существующих наук и доказанных теорий наметить контуры, формы и цели новой науки, а затем уже приступить к ее фактическому построению. Таким образом, спе­цифической чертой социологии, по Зиммелю, является ее неспон­танный характер. Она строится рациональным образом на основе предварительного проекта, включающего теорию метода и четкое вычленение объекта и задач исследования.

Социология, опираясь на методологическую рефлексию, должна начать с построения новой теории общества. Именно в построении новой теории общества Зиммель видит главную задачу социологии и рассматривает теорию общества как центральный


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 313

момент любой общей социологической теории. «Общество» — это не просто базисное социологическое понятие, это понятие, опре­деляющее сам предмет социологии. Социология и «наука об обще­стве» являются для него взаимозаменяемыми понятиями.

При этом следует подчеркнуть, что Зиммель не дает какого-то одного определения или понятия общества. Таких определений, контекстуально обусловленных, у него немало. Зиммель создает не просто сложную, а многоуровневую и многоаспектную теорию общества. Но начинает он с методологического представления об обществе как «целом социальной жизни», включающем в себя все и любые конкретные проявления исторической жизни. Такое представление об обществе в качестве исходной методологической точки позволяет зафиксировать следующие специфические черты социологического знания.

Во-первых, если социология изучает «целое общества» с уче­том всего многообразия его содержаний, то очевидно, что она является своего рода синтетической наукой, поскольку исполь­зует данные и других наук. Согласно Зиммелю, социология по сравнению с другими науками представляет лишь новую точку зрения для рассмотрения известных фактов. Это — «формальная» точка зрения, тогда как точка зрения других наук — «материаль­ная», в том смысле, что они начинают с «материала», а социо­логии предстоит исследовать «формы», т. е. «оформление этого материала». Подчеркнем, что и в других науках имеет место оп­ределенное оформление объективных фактов, поскольку любые науки всегда включают толкование фактов и их распределение по категориям и нормам. Для любых конкретных наук категории и нормы являются априорными, т. е. «вносятся постигающим духом в факты, в себе и для себя изолированные»1. В социологической же науке имеет место лишь количественный перевес «комбина­торного начала».

«Формальная точка зрения» означает, что социологию инте­ресуют прежде всего формы, формы социального взаимодействия. Соответственно цель социологического исследования определя­ется Зиммелем как описание «форм совместного бытия людей и нахождение правил, которые лежат в основании взаимоотношения индивидов, поскольку они являются членами группы, и групп между собой»2.

1 Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. М., 1996. С. 303.

2 Там же. С. 304.



История социологии


Конечно, формы и содержание взаимодействий в своей кон­кретности образуют неделимое единство. Тем не менее возможно абстрактное выделение устойчивых форм обобществления, или социализации, которые и образуют истинное содержание социо­логического познания. Такие, например, формы, как образование групп или социальных иерархий, встречаются во всех случаях, ког­да посредством психических процессов складываются межличност­ные отношения. В силу того что форма обобществления никогда не предстает в своей абстрактной чистоте, требуемой для установле­ния социологических закономерностей, процесс социологическо­го познания должен осуществляться в виде выбора определенных исторических явлений и их исследования в формальном аспекте. Однако, чтобы прийти к цели — формулированию теоретических утверждений, соотнесенных с социальным и культурным контек­стом, — всегда следует помнить о смысловом контексте. Поэтому социология, занимаясь исследованием «форм совместного бытия людей», является не формальной наукой, а наукой синтетичес­кой.

Во-вторых, определение объекта социологии как «целого социальной жизни» ставит ее по своей сложности в один ряд с метафизикой, изучающей целое мира, и психологией, исследу­ющей целое психической жизни. Все эти теоретические обра­зования отличаются одной специфической чертой: отсутствием однозначности, свойственной утверждениям естественных наук, здесь всегда есть возможность противопоставить каждому наблю­дению или предположению противоположное наблюдение или предположение. Причина этого коренится в неоднозначности объектов анализа социологии, метафизики и психологии, пол­ноте и разнообразии частных моментов, которые не поддаются разложению на части и элементарные силы. Все «формы» со­циального взаимодействия имеют бесчисленные варианты ис­торического воплощения. Результатом является невозможность установить и выявить причинную связь явлений, невозможность применить к явлениям «законы» в естественнонаучном смысле слова. «Своеобразный характер социального материала, не под­дающегося никаким точным расчетам, «не позволяет» говорить о законах социального развития»1. Социология, так же как и психо­логия, и метафизика, не дает точного знания, но дает понимание. При этом саму процедуру понимания Зиммель трактует в духе

Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 308.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 315

философии жизни как понимание интересов, мотивов, целей и ценностных ориентации индивида, определяемых культурой в широком смысле слова. Понимание позволяет ориентировать­ся в явлениях и создает нужные для этого понятия. Постоянное уточнение, разложение и новое сочленение этих понятий на иных основаниях создают возможность все большего и большего при­ближения к истине.

Таким образом, социология является поздней наукой, созда­
ваемой осознанным образом. Это означает, что решение методо­
логических проблем должно предшествовать построению самой
теории. Социология является синтетической наукой в том смысле,
что содержания других наук составляют для нее исходный матери­
ал. Она отличается от других наук «формальной» точкой зрения. И
наконец, социология является наукой, в которой не применимы
методы естественнонаучного исследования. Поэтому она должна
опираться на принципиально иную методологию социального ис­
следования..





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 508 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2392 - | 2261 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.