Развитие национальной экономики, ее положение в мировой экономической системе находится в прямой зависимости от структуры общественного производства. Теоретически разработанные модели структуры экономики базируются на разграничении частей общественного производства в соответствии с долей производимой продукции, капитала, занятого населения. Они отражают общие тенденции изменения в экономике и структуре стран, позволяют вести анализ реальной динамики национальных экономических систем.
Особенности социально-экономической системы, как ее качественные характеристики проявляются в структуре экономики. Поэтому модели структуры системы будут являться выражением сущности экономической системы. Структура национальной экономики во временном аспекте претерпевает значительные изменения. Об этом свидетельствуют, например, статистические данные отраслевой структуры стран, групп стран и всего мира. За XX столетие реальный ВВП во всем мире вырос почти в 18 раз, объем продукции сельского хозяйства - почти в 6 раз. Но доля его уменьшилась в 3 раза. В развитых странах эти данные составили соответственно 15,7, 4,3 и 3,6 раза. При этом доля сельского хозяйства в производстве развитых стран более чем в 2 раза ниже общемирового производства. Наблюдается также устойчивое развитие сферы услуг, в том числе и финансовых. Доля финансовых и прочих услуг в производстве ВВП развитых стран и всех стран мира к 2000 г. составила 46,3% и 42,5%, в США - 48,2%, в Великобритании - 44,3%, в Японии – 39%, в Германии - 32,4%.
Представление о секторальной структуре экономики, выражающей эти тенденции, существует в экономической науке более полувека. Оно предложено К. Кларком, подразделившим экономику на три сектора (рис. 10.1).
Это деление фиксировало реальные изменения структуры общественного производства и было осуществлено в соответствии с удельным весом сфер производства. В основу такого разделения положены технико-экономические особенности отраслей производства, их связь с природными факторами и характер связи с производством благ. Первые два сектора составили базовую часть экономики, которая исторически сформировалась первой. Применен принцип деления общественного производства - зависимость отрасли от природных факторов, поскольку именно природные факторы в тот период существенно ограничивали развитие материального производства экономики Англии. Это определило известное содержание секторов.
Обособление второй части секторальной структуры (сектор услуг, объединивший производство нематериальных благ и услуг) было вызвано тем, что она существенно возросла к тому времени по объему производства, численности занятых и величине используемого капитала, ее развитие стало значимым для общественного производства. Оно задавало качественные изменения в первых двух секторах, но эта часть не была столь прямо связана с ними. Дополнительно к этому развитие отраслей третичного сектора обеспечивало решение проблем воспроизводства рабочей силы. Впоследствии модель К. Кларка и иные модели секторального деления строились уже на других принципах.
Развитие экономических систем сопряжено с дальнейшим изменением «архитектуры» экономики, пропорций экономической системы. Этот процесс сопровождается развитием пятого технологического уклада, ростом информационных технологий (производство аппаратных средств и программных услуг), телекоммуникаций, развитием производства электроники и электрооборудования, средств массовой информации, фармацевтической промышленности.
Это вносит большие коррективы в секторальную структуру экономики. В ставшем уже традиционным делении экономики на три сектора в настоящее время наблюдается существенное (более чем на порядок) изменение долей секторов в величине привлекаемых факторов производства, созданного продукта, извлекаемой прибыли. Количественный рост сектора услуг, происходящий в развитых странах, ведет мысль экономистов на поиск разграничения направлений развития экономики в области сферы услуг и в этих целях ведется дробление этого сектора на два и большее число новых секторов, в рамках которых объединяются относительно однородные с точки зрения производства и потребления услуги.
Наиболее известна классификация Д. Белла (рис.10.2), который предложил выделить пять секторов экономики. Он дополнительно поделил на три части непомерно быстро развивающийся третичный сектор (транспортные и коммунальные услуги; торговля, финансы, страхование и операции с недвижимостью; здравоохранение, образование, общегосударственное управление, научная деятельность и проч.).
Несколько отлично, но в какой-то степени все же согласуется с приведенным выше делением, предложение Р. Рейча об отнесении к материальному производству производственных услуг и персональных услуг, а также услуг экономики нового постиндустриального общества, требующих от человека «дополнительных интеллектуальных и коммуникативных усилий» (рис. 10.3)
Каждая из рассмотренных моделей структуры экономической системы интересна и может быть использована в теории и на практике, но в силу своей эклектичности они не отражают сущностные взаимосвязи системы, которые могли бы объяснять механизм их трансформации. Наиболее удачные - классификации К. Кларка и Д. Белла. В нашей отечественной экономической науке и практике придерживаются в основном традиционного отраслевого подхода или используют модель К. Кларка, реже - Д. Белла.
Логическим развитием секторальных моделей общественного производства является модель, разработанная В. Иноземцевым. В ее основу он положил идеи дихотомии (последовательное деление целого на две части, затем каждой части на две и т. д.) в разделении общественного производства на части и экономического и неэкономического начал в человеке и социуме (рис. 10.4), противопоставляя объем вновь возникшей части производства той ее части, которая составляет основу самого производства. Это и было названо В. Иноземцевым дихотомией современного национального производства.
Это «двухполюсная система» секторов «субъект-объект» и «субъект-субъект". Автор отвел определяющую роль в хозяйственной жизни процессу обретения знаний и учел реальные количественные пропорции различных отраслей общественного производства в численности занятых, объеме производимых благ и услуг и доли национального богатства в распределении между "технократией и низко квалифицированными работниками". Наиболее важная и интересная идея, заложенная в построение исходных аксиом его структурной модели, заключается в выделении двух начал в человеке: экономического и неэкономического.