Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Либерализм и радикализм в 80-е годы 19-начале 20 века.




В годы правления Александра III консервативно-реакционный лагерь праздновал победу. Его пред­ставители поддерживали правительственную поли­тику и одновременно подталкивали власть к дальнейшему усилению взятого ею курса.

Либеральный лагерь, напротив, переживал трудные времена. В мо­мент восшествия на престол Александра III либералы обратились к не­му с многочисленными ходатайствами о продолжении реформ, и осо­бенно о созыве общероссийского представительного органа. Это вызвало разочарование в либеральных кругах, тем более, что вскоре последовали репрессивные действия властей, гонения на обще­ственную мысль и печать, а затем и высылка ряда либеральных деяте­лей из столиц. Поэтому до начала 90-х гг. в стране наблюдается ослабление либе­рального движения. Тем не менее с начала 90-х гг. либеральный лагерь стал вновь набирать силу. Возобновились негласные собрания и кружки. Стали чаще практиковаться разного рода научные съезды, участники которых обсуждали и острые государственные проблемы. Заметно усилил свою общественную активность так называемый «третий элемент» в земст­вах (отчасти либеральный, отчасти демократический по характеру), т. е. контингент земских служащих - врачей, учителей, агрономов, техни­ков, статистиков и др.

Демократическое направление представлено в 80 - 90-х гг. прежде всего мирным народничеством. В своих трудах они глубоко исследуют экономику России, крестьянскую общину и стремятся обосновать некапиталистический путь развития страны, в который они еще продолжали верить. В русле мирного народничества развивается и студенче­ское движение. Студенты устраивают сходки и демонстрации; они протестуют против реакции в области просвещения, но нередко выдвигают и политические требования: прекращение полицейского произвола, предоставление гражданских свобод и т.д.

Что касается революционной и террористической тенденций в де­мократическом движении, то они вступили в полосу жалкого прозябания. «Черный передел» распался вскоре после своего создания. А «Народная воля» сразу после 1 марта обратилась к Александру III с письмом, в котором обещала прекратить террор в обмен на политиче­скую амнистию и созыв «представителей от всего русского народа». Правительство ответило арестами и казнью «первомартовцев». После­довавшая за этим попытка «Народной воли» подготовить военный пе­реворот закончилась предательством ее нового лидера С. Дегаева и еще одним погромом организации. После этого на протяжении 80-х и первой половины 90-х гг. было предпринято несколько попыток восстановить «Народную волю», но все они неизменно проваливались. Создавались также новые кружки народо­вольческого типа, совершившие ряд террористических актов. Однако и они ликвидировались правительством.

Вместе с тем в общественном движении России наряду с хорошо известными нам традиционными направлениями появляется и новое - социал-демократическое, или марксистское. Первыми русскими марксистами стали недавние лидеры «Черного передела». Они эмигрировали из страны, близко познакомились в Ев­ропе с марксистской литературой и в 1883 г. основали в Женеве первую российскую социал-демократическую группу «Освобождение труда». Вскоре марксистские кружки появились и в самой России. Марксисты исходили из того, что путь к социализму лежит не через крестьянскую, а через рабочую революцию. Отсюда их стремление к сплочению рабочего класса и созданию пролетарской революционной партии. Полагая, однако, что в России, стране «мужицкой», сил город­ского пролетариата будет недостаточно, они хотели повести за собой в качестве «союзника рабочего класса» и крестьянство. Они сразу развернули активную борьбу с народничеством.

Основателем группы «Освобождение труда» и крупнейшим рус­ским марксистом выступил в те годы Георгий Валентинович Плеханов (1856 - 1918). Плеханов доказывал, что Россия уже стала буржуазной страной; значит, социализм должен наступить в ней не в результате «предотвращения капитализма», а вследствие развития противоречий самого капитализма, ведущих к со­циалистической пролетарской революции.

Рубеж веков в России отмечен активизацией массовыхдвижений и выходом на арену политической борьбы прежде пассивного рабочего класса и крестьянства. Особенно угрожающе росло недовольство промышленного пролетариа­та. Забастовочная борьба становилась все более массовой и ожесточенной. От чисто экономиче­ских требований рабочие все чаще переходят к лозунгам политического освобождения, а стачки соединяются с демонстрациями. Беспорядки в городах находили отзвук в деревнях, где поводом не­довольства было крестьянское малоземелье, зависимость мужиков от барина и полиции и, как ни парадоксально, реформаторские замыслы и действия правительства. Антиправительственные настроения охватили большую часть ин­теллигенции. Оппозиционный дух царил в печати, легальных общест­венных организациях, земствах. Протест против существующих поряд­ков открыто заявляли крупнейшие деятели литературы и искусства. Но особенно горячее недовольство выражала студенческая молодежь.

На волне общественного недовольства происходит подъем общественного политического движения. Особенностью его в России было преобладание со­циалистической программы и идеологии. Наиболее влиятельным те­чением в русском леворадикальном движении был марксизм. Однако уже тогда среди русских последователей К. Маркса наметился раскол. Группа так называемых «легальных марксистов» во главе с П.Б. Струве и Н.А. Бердяевым видела в этом учении инструмент эконо­мического анализа и средство защиты интересов рабочих. Однако для большинства русских марксистов это учение было лишь теорией революции. В 90-е годы выросла целая плеяда молодых лиде­ров будущего движения. Особенно выделялся В.И. Ульянов (Ленин). Вме­сте с другим видным молодым марксистом Ю.О. Цедербаумом (Марто­вым) они создали в сентябре 1895 г. в Петербурге нелегальный «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» для агитации среди рабочих. И хотя через несколько месяцев, в декабре 1895 «Союз» был разгром­лен полицией, а Ленин с товарищами отправлен в сибирскую ссылку (1897 - 1900 тт.), подобные организации вскоре возникли во многих го­родах страны.

К этому времени на территории национальных окраин России уже действовали социал-демократические партии (1893 г. - Социал-демо­кратия Польши и Литвы, 1897 г. - Всеобщий еврейский рабочий союз «Бунд»). В марте 1898 г. в Минске состоялся учредительный съезд Рос­сийской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). На нем бы­та избраны руководящие органы этой организации и принят манифест о создании марксистской партии в России, написанный Струве. Поли­ция вскоре арестовала большинство руководителей движения, а в раз­розненных рядах его сторонников начался первый раскол, вызванный отходом от учения бывших «легальных марксистов».

Окончательное формирование социал-демократии в единую партию произошло в 1900 - 1903 гг. благодаря объединению молодых партийцев во главе с Лениным и членов «Группы освобождения труда» во главе с Г.В. Плехановым для издания общерусской партийной газеты «Искра». Ле­том 1903 г. в Лондоне прошел II съезд РСДРП, где была принята про­грамма и устав, избрано партийное руководство. Однако идейные и ор­ганизационные разногласия раскололи партию на большевиков (сто­ронников Ленина) и меньшевиков (сторонников Мартова). Большевики стремились превратить партию в организацию профессиональных ре­волюционеров и настаивали на включении в программу лозунга дикта­туры пролетариата. Меньшевики не считали Россию готовой к социа­листической революции, выступали против диктатуры пролетариата и предлагали сотрудничать со всеми оппозиционными царизму силами. В итоге выборов в руководящие органы партии сторонники Ленина полу­чили большинство и стали называться большевиками, а их противники - меньшевиками. Борьба между ними продолжалась и после съезда.

В 1890-х годах происходило возрождение народническиго движе­ния, возникали многочисленные кружки и организации, крупнейшими из которых были Северный союз социалистов-революционеров и Юж­ная партия эсеров. Провозгласив себя наследниками «Народной воли», эсеры взяли от старого народничества основные постулаты его доктри­ны: отрицание капитализма, идеализацию крестьянской общины, пре­увеличение роли интеллигенции. Однако от старого народничества но­вое идейное течение, получившее название «неонародничество», отли­чалось лозунгом борьбы не отдельно за крестьянские интересы, а за ин­тересы всех трудящихся. Сходной с прежней была и эсеровская так­тика, отводившая особую роль террору против властей как средству ос­лабления царизма. Осенью 1901 г. после длительных переговоров Се­верный союз и Южная партия договорились о слиянии и создании еди­ного ЦК. К ним на началах автономии стали присоединяться другие народнические группы. Лидерами эсеров были В.М. Чернов, Н.Д. Авк­сентьев, А.Р. Гоц и Г.А. Гершуни.

На рубеже веков происходят перемены и в либеральном движении. После неудачи обращения к новому царю в 1895 г. земские либералы организуют постоянный орган координации земского движения - кру­жок «Беседа». В него вошли около 50 видных участников земской ра­боты. Их объединяла неприязнь к правительственной бюрократии и требование свободы местного самоуправления. Рост массового недо­вольства привел к подъему и расслоению либерализма. На его правом фланге остались славянофильствующие земцы - крупные помещики, тесно связанные прошлой службой, знакомствами и родством с правя­щими кругами. Они были не против самодержавия, но выступали за свободу земств и печати. Вождем этого крыла стал председатель Мос­ковской земской управы Д.Н. Шипов.

Более многочисленны были земцы-западники, выступавшие за кон­ституционное ограничение царизма; их лидером стал один из основате­лей земского движения И.И. Петрункевич. В 1901 г. ряды земцев-кон-ститудионалистов пополнились небольшой, но влиятельной группой интеллигентов, бывших народников и легальных марксистов во главе с П.Б. Струве. Они привнесли демократические лозунги в либеральную программу, а главное, впервые заставили либералов обратиться к наро­ду. Так начался «новый либерализм», отличавшийся от прежнего готов­ностью к открытой борьбе с властью. В 1903 г. был основан «Союз освобождения», объединявший левых земцев. Вслед за ним возник «Союз земцев-кон­ституционалистов», сторонников Шипова.

Приход к власти Святополк-Мирского и его высказывания в пользу сотрудничества с «обществом» породили в рядах либералов надежды на демократические реформы. С целью подтолкнуть царизм на уступки либералы организовали проведение в Петербурге большого земского съезда, прошедшего 6-9 ноября 1904 г. Хотя съезд земцев проходил полулегально, на частных квартирах, власти знали о его проведении, а приехавших на собрание делегатов-провинциалов к месту заседания направляла полиция. Главным решением съезда стал призыв к созда­нию законодательного народного представительства. В последующие дни резолюции земского съезда стали основой требований многочис­ленных общественных и частных организаций, лозунгов «банкетной» и «петиционной» кампаний, а в конечном итоге прошения рабочих 9 ян­варя 1905 г.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 861 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2218 - | 2181 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.