Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Революционное движение 60-70х гг. 19века.




В 60 - 70-е гг. консервативно-реакционный лагерь в русском общественном движении выступал против политики реформ. Реакционеры бдительно охраняли те тради­ционные российские установления, которые пока не были поколеблены реформами: самодержавная власть царя, сословные различия, угнете­ние национальных окраин и т.п. М.Н. Катков, издатель газеты «Московские ведомости». Со страниц его газеты звучали призывы к ужесточению власти, усилению роли дворянства, к борьбе против реформаторов и «нигилистов», сохранение единства империи, русификация его народов.

Либералы в 60 - 70-е гг. продолжают активно бороться за реформы. Особен­но популярной становится среди них идея общероссийского представи­тельного органа, который бы избирался всем населением и выражал его интересы. Многие либералы полагали, что такой орган сможет ужиться с самодержавием и не выступали за отмену последнего в ближайшем будущем. Но более решительные из них (например, И.С. Аксаков) пришли к мысли о необходимости уничтожения этого института; они настаивали также на ликвидации привилегий дворянства, защите прав личности, осуществлении гласности, свободы слова и веротерпимости. Основная деятельность либерального лагеря протекала открыто, и главной её ареной являлись земские и отчасти городские органы са­моуправления. Используя их, либеральная интеллигенция очень многое делала для развития общественной жизни, культуры и экономики в стране. Активными деятелями данного направления высту­пали в это время Б.Н. Чичерин, Ю.Ф. Самарин, Н.И. Тургенев, М.М. Стасюлевич и др.

Демократическое движение в характеризуемый период отличается сложностью, а с середины 70-х гг. приобретает большой размах и ока­зывает сильное воздействие на политику властей. В демократическом движении 1863 - 1870 гг. ясно определяется мирное, ре­формистское течение, которое выглядит более серьезным и основатель­ным в сравнении с другим течением - революционным. Шестиде­сятники боролись, прежде всего, за ликвидацию феодализма и его ос­татков; социализм был для них далекой перспективой - да и то не для всех. Среди демократов реформистского толка был уже упоминавшийся знаменитый писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. Путь к демократии и народному благоденствию он видел в спло­чении интеллигенции, просвещении и реформах. Демократы-реформисты 60-х гг. сыграли большую роль в развитии общественного движения и культуры в стране. Революционная тенденция постепенно убывает и заметно деградирует. Известны, например, такие объединения революционеров, как «Земля и воля» (1862 - 1864) и кружок Н. Ишутина (1863 - 1866). Для них были характерны надежды на крестьянскую революцию - и быстрое разочаро­вание в них. «Земля и воля» поэтому самораспустилась, а ишутинцы скло­нились к разного рода сомнительным методам: лидер кружка стал пропо­ведовать иезуитский принцип «цель оправдывает средства» и создал тай­ную группу «Ад», которая планировала вызвать в стране бунт с помощью цареубийства; отсюда и вышел Д. Каракозов. Покушение же Каракозова привело к разгрому кружка и аресту многих его членов. «Народная расправа» (1869 - 1870). Её руководитель С. Нечаев понимал революцию как всеобщее разрушение, и народ в его сознании был лишь средством для неё. Нечаев установил диктаторский режим. Ко­гда же один из её участников, студент И. Иванов, посмел протестовать против этого, Нечаев организовал его убийство. После этого «лидер» бежал за границу, организация его была раскрыта, да и он сам в конце концов оказался в крепости, где и умер через несколько лет. «Нечаевщина» произвела на современников тяжелое впечатление. Почти все революционеры и социалисты наперебой спешили отмеже­ваться от нее.

Происходившие в стране социально-экономиче­ские процессы - резкое ослабление феодальных институтов и развитие капитализма - привели к коренному перелому в демократическом движении: на смену шестидесятничеству пришло народничество.

Народничество - это идеология и практика русской демократиче­ской интеллигенции 70 - 90-х гг. XIX в. Ориента­ция на крестьянство и взгляд на социализм как на конечную цель движения. Они считали, что главной опасностью для кре­стьянства уже стал капитализм, и борьба с ним выступила у них на первое место. Альтернативой капитализму мог быть, по их убежде­нию, только социализм. Отсюда основная и ближайшая цель народ­ников: остановить развитие капитализма в России и направить стра­ну по социалистическому пути. Основными теоретиками народничества были в 70-е гг. Н.К. Михайловский, П.Л. Лав­ров и М.А. Бакунин. Народничество - как идеология, а затем и как практика - возникло на рубеже 60 - 70-х гг. и сразу проявилось в двух формах: мирной и революционной. Впоследствии в связи с небывалым развитием террористической деятельности народников можно будет говорить и о третьей разновидности народничества - тер­рористической.

Народники мирной формации главное значение придавали развитию крестьянского хозяйства и крестьянской общины; первое, как они полагали, поможет крестьянству отразить разлагающее влияние капитализма, а второе постепенно приведет его, а с ним и все общество, к социализму. Однако крестьянство, по их убеждению, не могло выполнить эти задачи самостоятельно, поэтому интеллигенция должна была помочь земледельцам и возглавить весь процесс. Н.К. Михайловский. К концу 70-х гг. он преодолевает свойственный ему ранее аполитизм и начинает кампанию за гражданские свободы в России. Одновременно сотрудничает в нелегальных изданиях, где призывает, в частности, к борьбе за конституцию. Деятельность народников мирной формации была энергичной, плодо­творной и принесла большую пользу стране и ее культуре.

Часть народнических теоретиков стояла за революционный переход к социализму. Лавров (интеллигенция должна двинуться в деревню для пропаганды социа­лизма в крестьянской среде; затем следует поднимать крестьян на социалистическую революцию). Бакунин (среди селян пропагандировать не надо, задача интеллигенции состоит в том, чтобы пойти в народ - но только затем, чтобы объединить его для немедленного всеобщего бунта). Ткачев (народ, по его убеждению, был консерва­тивным, темным и забитым, а потому и не способным к революции; возлагал надежды на небольшую тайную организацию, которая вначале с помощью террора дезорганизует правительство, а затем за­хватит власть и установит революционную диктатуру, в условиях кото­рой общество и совершит переход к социализму).

Первой формой практической активности революционных народни­ков стало создание и деятельность кружков, преимущественно студен­ческих по составу (кружки Н. Чайковского). В недрах таких кружков и началась подготовка к тесному сближе­нию с народом, к походу в деревню. Весной 1874 г. из многих городов почти одновременно масса моло­дых людей двинулась в деревню; началось знаменитое хождение в народ. Движение в народ было в целом стихийным, никакого общего цен­тра не существовало. Однако некоторые элементы организованности все же можно обнаружить - в создании явок, в передаче друг другу агитационной литературы, в появлении «мастерских» для изготовления одежды. Дело в том, что революционеры, чтобы быть понятнее народу, а заодно и обезопасить себя от властей, часто старались выдать себя за крестьян, для чего обряжались в крестьянские одеяния, отпускали ок­ладистые бороды и овладевали каким-нибудь сельским ремеслом. Однако, несмотря на все старания, на размах движения и самоотвер­женность его участников, хождение потерпело полный крах: крестьян­ство в подавляющем большинстве случаев не воспринимало ни социа­листических, ни революционных идей. Между тем правительство, на­пуганное масштабами «крамолы», приняло решительные меры. Нача­лись массовые аресты, были устроены два крупных судебных процесса, многие народники угодили в тюрьму, на каторгу или ссылку. Хождение пошло на убыль.

В этих условиях революционеры попытались изменить тактику. Они решили, что дело пойдет лучше, если создать единую централизованную организацию и вести пропаганду путем устройства в деревне по­стоянных поселений - под видом школ, кузниц, фельдшерских пунктов и т.п. Такая организация образовалась в 1876 г.; это была «Земля и во­ля» (название пришло из 60-х гг.), которая и занялась основанием по­селений. Но хотя некоторые из поселений действовали очень активно, итог в целом оказался столь же неутешитель­ным: крестьянство по-прежнему проявляло равнодушие, а полиция действовала ещё более эффективно. Они рассудили так: мы не можем убедить крестьянство главным образом потому, что нам мешают власти; для успешной работы в де­ревне, следовательно, нужны условия, а именно гражданские свободы; значит, первоначальной целью теперь должно стать завоевание таких свобод, т.е. политическая борьба. Так в «Земле и воле» возникло течение «политиков», которым противостояли «деревенщики» - сторонники продолжения непо­средственной работы с крестьянством. Но у «политиков» была важ­ная особенность: в условиях России они видели только один путь к завоеванию гражданских свобод - террор, с помощью которого можно было бы запугать правительство и вынудить его к политиче­ским уступкам. Были совершены пер­вые террористические акты.

Летом 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две новые организа­ции - «Черный передел» и «Народную волю». Первая состояла из «де­ревенщиков»; ее возглавили Г. Плеханов, Л. Дейч, П. Аксельрод. Во вторую вошли «политики»: А. Михайлов, А. Желябов, С. Перовская, В. Фигнер и др. «Черный передел» не сыграл заметной роли в общественном дви­жении. Зато «Народная воля» сделалась знаменитой. Сначала в сознании народовольцев террор стал восприниматься не как путь к завоеванию политических свобод ради будущей крестьянской революции, а как средство дезорганизации власти во имя иной революции, которую должна была свершить сама «Народная воля». Сначала 80-х гг. - стала смотреть на террор как на средство заменить революцию, т.е. добиться целей революции, не совершая ее. Тем самым народовольцы положили начало террористческому течению в народничестве, отличному от собственно революционного. Террор стал для «Народной воли» главным средством борьбы. В пользу террора возникло несколько побу­ждений: 1) стремление добиться политических свобод в интересах подготовки крестьянской революции; 2) дезоргани­зация власти ради революции без народа, по ткачевскому варианту; 3) террор как средство заменить революцию. Был и четвертый мотив: месть властям за те или иные их действия против революционеров. С возникновением «Народной воли» террор, а особенно стремление к цареубийству, заметно усиливается. Одно за другим устраиваются покушения на Александра II. Убийство царя 1марта 1881г.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1068 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2290 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.