Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественная мысль конца 30-40гг. 19 века.




Государство создает собствен­ную идеологическую основу,: «Самодержавие, православие и народность». Самодержавие - сила госу­дарства, придающая ему мощь и величие; отсюда следует, что повино­вение государю, преданность являются долгом каждого россиянина. Православие - основа духовной жизни всех граждан. Под народностью подразумевается единство всех жите­лей России в их мировоззрении и деятельности;

Непосредственными продолжателями революционного дела декаб­ристов стали тайные кружки конца 20-х и 30-х гг., по составу в основ­ном дворянские (туда входили литераторы, студенты, офицеры, чинов­ники и т. п.). Это кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова, А.И. Гер­цена. Все они были малочисленны и стояли на революционных позициях. Их участники выступали против самодержавно-крепостнического режима, за европеизацию России, Под влиянием европейской лите­ратуры в кружках стали распространяться входившие на Западе в моду идеи социализма, т. е. строя всеобщего равенства, основанного на переходе от частной собственности к общественной. Правительство обычно вскрывало такие группы и сурово наказывало их участников (тюрьма, ссылка, отдача в солдаты).

Герцен в зависимости от ситуации в России он склонялся то к насильственным, то к мирным формам борьбы. Тем не менее всегда был горячим сторонником сво­боды и демократии. Разочаровавшись в революции 1848 - 1849 гг. на Западе, Герцен вырабатывает концепцию «русского социализма», в со­ответствии с которой социалистический строй наступит в России раньше, чем в Европе, и опираться он будет на русскую крестьянскую общину, ибо в ней якобы уже заложены необходимые социалистиче­ские начала. Для пропаганды оппозиционных идей Герцен в 1853 г. ос­новал в Лондоне Вольную русскую типографию, которая сыграла затем выдающуюся роль в освободительном движении.

Тем временем в самой России с середины 40-х гг. действовал большой кружок М.В. Буташевича- Петрашевского. Он был увлечен западным со­циализмом и идеей народной революции. В 1849 г. петрашевцы были аресто­ваны и 21 член кружка осужден к расстрелу, замена казни каторгой.

Мирная тенденция в общественном движении также нашла выраже­ние в создании кружков, из которых наиболее значительным стал кру­жок Н.В. Станкевича, существовавший в 30-х гг. Его участники шту­дировали немецкую классическую философию, а путь к преобразова­нию России из крепостного государства в свободное и процветающее они видели в распространении идей просветительства и гуманизма.

В 1836 г. в журнале «Телескоп» появилось «Философическое пись­мо» П.Я. Чаадаева, он разоблачал российские порядки и ста­вил в пример Европу, он не видел в России сил, способных изменить положение. «Телескоп» был закрыт, редактор сослан, а Чаадаев объявлен умалишенным

Либеральное направление 30-40-х гг.

Западники, как показывает их название, ориентировались на евро­пейские достижения и желали преобразования России в том же направ­лении западники разработали широкую программу предстоящих реформ, которая включала ликвида­цию самодержавно-крепостнического строя и утверждение новых на­чал: парламентаризма, политических свобод, нового суда, торгово-про­мышленной деятельности, финансовых преобразований и многое дру­гое. Виднейшими западниками были ученый и публицист К.Д. Каве­лин, историк Т.Н. Грановский, писатель И.С. Тургенев, журналист В.В. Боткин и др.

Славянофилы же считали, что Россия должна идти своим особым путем; они всячески подчер­кивали коренные отличия России от Запада и говорили об их противо­положности. Славянофилы были горячими защитниками традиций рус­ской жизни, к числу которых они относили и самодержавие. Вместе с тем они выступали против крепостного права,за экономические и политические преобразования Лидерами славянофи­лов были публицист и философ А.С. Хомяков, литераторы и историки братья. Аксаковы, Киреевские, публицист Самарин и некоторые другие.

Развитие освободительных тен­денций - наряду с кризисом в социально-экономической области, де­градацией административно-политической системы, ослаблением военного потенциала России, с её отставанием от Европы было про­явлением социального кризиса в стране, который нарастал в течение нескольких десятилетий





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 813 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2361 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.