Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пр­п. Иси­до­ра Пе­лу­си­о­та 3 страница




А при­ня­тие Из­ра­и­ля опять в со­юз с Бо­гом не бу­дет ли пре­ду­ка­за­ни­ем то­го, что на­сту­па­ет «жизнь из мерт­вых» (Рим. 11:15)?

Итак, в по­след­нем яв­ле­нии изо­б­ра­жа­ет­ся та­кое ис­то­ри­че­с­кое со­сто­я­ние Церк­ви на зем­ле, ко­то­рое еще и для на­ше­го вре­ме­ни со­кры­то в бу­ду­щем и мо­жет быть со­зер­ца­е­мо от­ча­с­ти толь­ко по про­ро­че­с­ким ука­за­ни­ям Пи­са­ний Но­во­го За­ве­та» [7, с. 268–294].

П.А. Юн­ге­ров

«По со­дер­жа­нию кни­га Песнь Пес­ней раз­де­ля­ет­ся на две ча­с­ти, вну­т­рен­не чрез­вы­чай­но тес­но со­еди­нен­ные един­ст­вом опи­сы­ва­е­мых лиц и со­бы­тий. Пер­вая часть: 1 – 5:1 – опи­сы­ва­ет дра­ма­ти­че­с­ки лю­бовь Су­ла­ми­ты к ее Воз­люб­лен­но­му, ее же­ла­ние тес­ней­ше­го еди­не­ния с ним и ис­пол­не­ние это­го же­ла­ния. Вто­рая часть: 5:2 – 8:14 – опи­сы­ва­ет разъ­е­ди­не­ние Су­ла­ми­ты и ее Воз­люб­лен­но­го, их вза­им­ные чув­ст­ва скор­би по по­во­ду его и вто­рич­ное креп­чай­шее еди­не­ние их» [91, кн. 2, с. 134].

К гла­ве 23

Прп. Иси­дор Пе­лу­си­от.

О раз­лич­ных об­ра­зах, в ко­то­рых Пре­му­д­рый оли­це­тво­ря­ет пре­му­д­рость.

«По­сколь­ку спра­ши­вал ты, по ка­кой при­чи­не об­ра­зы при­ни­ма­ют­ся не во всех чер­тах, то от­ве­чаю: по той, что они долж­ны быть по­до­би­я­ми, а не тож­де­ст­вом. И ос­та­вив про­чее, по­пы­та­юсь, на­сколь­ко мож­но, объ­яс­нить ска­зан­ное.

Не­кто муж му­д­рый, ра­зу­мею сы­на Си­ра­хо­ва, опи­сав­ше­го нам оную пре­му­д­рость, не на­шел воз­мож­но­с­ти упо­до­бить ее че­му-то од­но­му, не на­шел ей оли­це­тво­ре­ния в ка­ком-то од­ном рас­те­нии. Но, что­бы пред­ста­вить ее кра­со­ту, вы­со­ту, бла­го­уха­ние и про­чие ка­че­ст­ва пре­му­д­ро­с­ти, Пре­му­д­рый пе­ре­брал, по воз­мож­но­с­ти, все рас­те­ния. От каж­до­го он взял со­об­раз­ное и на­и­бо­лее при­ли­че­ст­ву­ю­щее для ее изо­б­ра­же­ния, и опи­сал ее лю­дям, от од­но­го рас­те­ния за­им­ст­вуя кра­со­ту, от дру­го­го – вы­со­ту, от тре­ть­е­го – бла­го­уха­ние. И, как бы за­клю­чив в не­кую со­кро­вищ­ни­цу не все, что есть в рас­те­ни­ях, но од­но то, что тре­бо­ва­лось для изо­б­ра­же­ния, дал нам спо­соб пред­ста­вить в уме не­что, до­стой­ное пре­му­д­ро­с­ти. А что­бы не по­ка­за­лось, буд­то бы я скрыт­но де­лаю те­бе уп­ре­ки в не­ве­же­ст­ве, не при­вел я са­мых из­ре­че­ний, ко­то­рые, ве­ро­ят­но, у те­бя под ру­ка­ми» [35, т. 2, с. 493 – 494].

К гла­ве 24

Свт. Ва­си­лий Ве­ли­кий

«Но, мо­жет быть, иной воз­ра­зит про­тив на­ше­го мне­ния, на ос­но­ва­нии ска­зан­но­го: «Рцы лю­дем сим», не со­гла­ша­ясь, чтоб здесь бы­ло про­ро­че­ст­во о вре­ме­нах Спа­си­те­ля. Ибо, ес­ли сло­во: «Сим» есть ука­за­тель­ное, а из лю­дей, на ко­то­рых бы­ло ука­за­но, ни­кто не мог слы­шать Спа­си­те­ля, или ви­деть чу­де­са Его; то как же сло­ва: «лю­дем сим» при­ли­че­ст­ву­ет жив­шим го­раз­до по­зд­нее Про­ро­ка? Но на этот во­прос най­дем удоб­ное ре­ше­ние в дру­гих про­ро­че­с­ких сло­вах. Ибо у од­но­го из две­над­ца­ти Про­ро­ков ска­за­но: «лю­дие Мои, что со­тво­рих вам? Или чим ос­кор­бих вас? Или чим сту­жих вам? От­ве­щай­те Ми. За­не из­ве­дох вас из зем­ли Еги­пет­ския, и из до­му ра­бо­ты из­ба­вих вас, и по­слах пред ва­ми Мо­и­сея, и Аа­ро­на, и Ма­ри­ам» (Мих. 6:3, 4). Как тог­да жив­ший при Про­ро­ке на­род не ви­дал Егип­та и не поль­зо­вал­ся пу­те­вод­ст­вом по­мя­ну­тых вож­дей, од­на­ко же, он уко­ря­ет­ся как не­бла­го­дар­ный за сии бла­го­де­я­ния: так и те­перь ука­зы­ва­ет­ся на со­бра­ние лю­дей, жив­ших при Про­ро­ке, а пред­ре­чен­ное ему в про­ро­че­ст­ве сбы­ва­ет­ся над ро­дом, жив­шим в при­ше­ст­вие Гос­по­да. Да и в об­щем сло­во­упо­треб­ле­нии обык­но­ве­нен та­кой об­раз ре­чи, ко­то­рый у иных на­зы­ва­ет­ся за­имо­слов­ным. На­при­мер, ра­зу­мея из­ве­ст­ный лик, со­сто­я­щий из из­ве­ст­но­го чис­ла лю­дей, ког­да один из ли­ка вы­шел, и его ме­с­то за­сту­пил дру­гой, о ли­ке го­во­рим, что он ос­та­ет­ся тот же. И ес­ли из ли­ка вый­дет, дру­гой, тре­тий и так да­лее, и на ме­с­то каж­до­го вво­дим бу­дет кто-ни­будь иной: то, хо­тя, с по­сте­пен­ным за­ме­не­ни­ем со­став­ля­ю­щих лик, все в нем один за дру­гим пе­ре­ме­ни­лись, од­на­ко же, на­и­ме­но­ва­ние у ли­ка со­хра­ня­ет­ся то же. Так о го­ро­де и о вой­ске го­во­рят, что они те же, го­во­рят не по­то­му, что­бы в них все по­оди­ноч­ке ос­та­ва­лись те же, но по­то­му что це­лое со­бра­ние удер­жи­ва­ет за со­бою од­но и то же на­и­ме­но­ва­ние. Так ни­что не пре­пят­ст­ву­ет, что­бы и те­перь на­род, ука­за­тель­но пред­став­ля­е­мый Иса­ии, был тот же и при Гос­по­де, не по­то­му, что­бы жи­ли те же лю­ди, в от­дель­но­с­ти взя­тые, но по об­ще­му на­и­ме­но­ва­нию пле­ме­ни» [12, ч. 2, c. 211 – 212].

«На­доб­но, что­бы зна­ме­ние все­гда пред­сто­я­ло и бы­ло ви­ди­мо в на­сто­я­щем вре­ме­ни; оз­на­ча­е­мое же им неред­ко при­над­ле­жит трем вре­ме­нам. Ибо бы­ва­ет на­сто­я­щее зна­ме­ни­ем на­сто­я­ще­го, как вы­хо­дя­щий из до­ма дым есть зна­ме­ние го­ря­ще­го вну­т­ри ог­ня. Бы­ва­ет же на­сто­я­щее зна­ме­ни­ем бу­ду­ще­го, как ви­ди­мое стол­пе­ние об­ла­ков есть зна­ме­ние, что бу­дет дождь. Но еще на­сто­я­щее бы­ва­ет зна­ме­ни­ем и про­шед­ше­го, как ос­тат­ки уг­ля слу­жат зна­ме­ни­ем со­жжен­но­го на том ме­с­те ко­ст­ра. Пи­са­ние же на­зы­ва­ет зна­ме­ни­ем ка­ко­го-то та­ин­ст­вен­но­го сло­ва» [12, ч. 2, с. 224]

К гла­ве 25

Свт. Ва­си­лий Ве­ли­кий

«Но мно­гое уже то­му вре­ме­ни, как го­во­рит­ся о при­бли­же­нии дня Гос­под­ня; по­то­му что все Про­ро­ки сви­де­тель­ст­ву­ют о бли­зо­с­ти его, что­бы ни­кто не рас­сла­бе­вал от за­мед­ле­ния его и не был за­стиг­нут не­го­то­вым. Об этом сви­де­тель­ст­ву­ет и Со­фо­ния. Го­во­ря: «Убой­те­ся от ли­ца стра­ха Гос­под­ня, за­не близ день Гос­по­день». И немно­го по­сле: «Близ день Гос­по­день ве­ли­кий, близ и скор зе­ло: глас дне Гос­под­ня го­рек и же­с­ток. День той, день скор­би и нуж­ды, день без­го­дия и ис­чез­но­ве­ния, день тмы и мра­ка, день об­ла­ка и мглы, день тру­бы и во­пля» (Соф. 1:7, 14, 15). Но хо­тя бы и да­лек был день скон­ча­ния все­го ми­ра, од­на­ко же бли­зок соб­ст­вен­ный день ис­хо­да для каж­до­го из нас, то есть скон­ча­ние од­но­го че­ло­ве­ка; и сей-то день имея пред оча­ми, долж­но со­блю­дать ска­зан­ное у Иса­ии: «Ры­дай­те, близ бо день Гос­по­день», и верь­те го­во­ря­ще­му: «Бла­же­ни пла­чу­щии» (Матф. 5:4. Лук. 6:21)» [12, ч. 1, с. 301 – 302].

К гла­ве 26

Олесницкий А.

«Вслед­ст­вие раз­лич­но­го ха­рак­те­ра ца­рей, при ко­то­рых про­ро­че­ст­во­вал Иса­ия, его про­ро­че­с­кие ве­ща­ния име­ют не­о­ди­на­ко­вый ха­рак­тер: ино­гда про­рок про­из­но­сит бо­лее уг­ро­зы, ког­да Из­ра­иль пре­да­ет­ся не­че­с­тию, а ино­гда вво­дит в про­ро­че­ст­во сло­во обе­то­ва­ния за до­б­рые де­ла” (Ки­рилл Алек­сандр. Тол­ков. на пр. Иса­ию. Пре­дис­ло­вие).

В ча­ст­но­с­ти, про­ро­че­ст­ва о Хри­с­те Си­ноп­сис И.Зла­то­ус­та ука­зы­ва­ет в сле­ду­ю­щих гла­вах кни­ги про­ро­ка Иса­ии (Над­ле­жит за­ме­тить, что ны­неш­ний счет глав, из­ве­ст­ный толь­ко с 13 ве­ка, ука­зы­ва­ет­ся здесь толь­ко для боль­шей яс­но­с­ти из­ло­же­ния. В дей­ст­ви­тель­но­с­ти от­де­лы книг по­ка­зы­ва­ют­ся у от­цов Церк­ви не сче­том глав, но их об­щим со­дер­жа­ни­ем, на­чаль­ны­ми и глав­ны­ми в них сло­ва­ми. – Прим. авт.). Во вто­рой гла­ве за­клю­ча­ет­ся про­ро­че­ст­во о Церк­ви Хри­с­то­вой; в гла­вах от 7 до 12 про­ро­че­ст­во о рож­де­нии Хри­с­та по пло­ти от Де­вы (объ­яс­няя про­ро­че­ст­во Иса­ии: се Де­ва во чре­ве при­имет, Ис. 7:14, все от­цы Церк­ви на­прав­ля­ют объ­яс­не­ние это­го ме­с­та про­тив иу­де­ев, ко­то­рые, за­кос­не­вая в не­ве­рии, тол­ко­ва­ли его о ес­те­ст­вен­ном рож­де­нии; см. так­же Пре­дис­ло­вие сла­вян­ской Биб­лии 1751 го­да, с.11. – Прим. авт.) и о ве­ру­ю­щих в Не­го; в гла­вах от 27 до 31 о по­губ­ле­нии ди­а­во­ла Ии­су­сом Хри­с­том и о ве­ре во Хри­с­та; в гла­ве 32-й про­ро­че­ст­во о Церк­ви Хри­с­то­вой, в ко­то­рой пра­ви­те­лем бу­дет Царь пра­вед­ный; в гла­вах 35 и 36 ис­то­рия Церк­ви, изо­б­ра­же­ние, в бук­валь­ном смыс­ле от­но­ся­ще­е­ся к Иду­мее и Ие­ру­са­ли­му, но в та­ин­ст­вен­ном смыс­ле зна­ме­ну­ю­щее опу­с­то­ше­ние и рас­се­я­ние иу­де­ев и про­цве­та­ние Церк­ви Хри­с­то­вой; в гла­ве 40 из­ла­га­ет­ся про­ро­че­ст­во об Ио­ан­не Пред­те­че; в гла­вах 53, 54 и 55 – про­ро­че­ст­во о стра­да­нии Ии­су­са Хри­с­та, смер­ти, вос­кре­се­нии и про­слав­ле­нии Его, о при­зы­ва­нии к при­ня­тию Еван­ге­лия и о мно­же­ст­ве ве­ру­ю­щих в Не­го; в гла­вах 60, 61, 62 – про­ро­че­ст­во о Хри­с­те и Апо­с­то­лах, о сла­ве и про­цве­та­нии Церк­ви Его; в за­клю­че­нии кни­ги осуж­де­ние не­ве­ру­ю­щих в бу­ду­щую жизнь” (Си­ноп­сис Злат.)» [57, с. 93 – 94].

Свт. Василий Великий

Из тол­ко­ва­ния на (Ис. 1:17)

«По­ели­ку же во мно­гих ме­с­тах пи­са­ния Бог го­во­рит о ду­ше че­ло­ве­че­с­кой, как о Сво­ей не­ве­с­те: то, ес­ли ду­ша ста­ла вдо­вою, по при­чи­не от­па­де­ния от Хри­с­та, ду­хов­но блу­до­дей­ст­во­ва­ла чрез идо­ло­слу­же­ние и от­лу­че­на от со­ю­за с Же­ни­хом – Сло­вом, на­доб­но, что­бы она оп­рав­да­лась и на­учи­лась оп­рав­да­нию чрез по­ка­я­ние. Или, по­ели­ку Из­ра­иль по п­ло­ти есть вдов­ст­ву­ю­щая Цер­ковь, ос­во­бо­див­ша­я­ся от раб­ст­ва за­кон­но­го, так что она, без на­ре­ка­ния в пре­лю­бо­де­я­нии, мо­жет при­над­ле­жать дру­го­му му­жу – Хри­с­ту, об­ру­ча­ю­ще­му ее Се­бе во спа­се­ние, на­доб­но, что­бы и она оп­рав­да­лась, на­учен­ная на­ми Еван­гель­ской прав­де Хри­с­то­вой» [12, ч. 2, с. 57]

«Мас­ло и мед снесть, преж­де, не­же ра­зу­ме­ти Ему, или из­во­ли­ти злая, из­бе­рет бла­гое» (Ис. 7:15). «Ем­ма­ну­ил упо­треб­ля­ет по пло­ти дет­скую пи­щу – мас­ло и мед. Впро­чем, на­хо­дясь во мла­ден­че­с­ком еще со­сто­я­нии, по оби­та­ю­щей в Нем бла­го­сти, преж­де со­вер­шен­но­го воз­ра­с­та, от­вер­га­ет Он лу­ка­вое и из­би­ра­ет бла­гое. <…> Вос­хо­дя к на­пи­сан­но­му в кни­ге Бы­тия о «ра­зу­ме­тель­ном до­б­ра­го и лу­ка­ва­го» (Быт. 2:9), най­дешь там со­сто­я­ние Ада­ма до гре­ха близ­ким к опи­сан­но­му те­перь; <…> По­че­му и Гос­подь в дет­ском со­сто­я­нии под­ра­жал не­вин­но­му и не­по­вреж­ден­но­му со­сто­я­нию Ада­ма; а тем, что от­верг­нул лу­кав­ст­во, воз­на­гра­дил пре­слуш­ное за­ко­но­пре­с­туп­ле­ние» [12, ч. 2, с. 228].

Прп. Максим Исповедник

О да­рах Свя­то­го Ду­ха че­ло­ве­ку (на Ис. 11:2):

«…рас­суж­де­ние, по­ка­зы­ва­ю­щее сво­е­об­ра­зие и свой­ст­во каж­дой ду­хов­ной ха­риз­мы. Ибо сво­е­об­раз­ным свой­ст­вом ха­риз­мы стра­ха Бо­жия яв­ля­ет­ся воз­дер­жа­ние от зла; кре­по­с­ти – де­ла­ние бла­гих дел; со­ве­та – спо­соб­ность раз­ли­чать про­ти­во­по­лож­но­с­ти; зна­ния – бе­зу­преч­ное по­зна­ние долж­но­го; ве­де­ния – дей­ст­вен­ное по­сти­же­ние бо­же­ст­вен­ных ло­го­сов, со­дер­жа­щих­ся в до­б­ро­де­те­лях; ра­зу­ма – все­це­лая рас­по­ло­жен­ность ду­ши к по­зна­ва­е­мо­му; пре­му­д­ро­с­ти – не­по­сти­жи­мое еди­не­ние с Бо­гом, вслед­ст­вие ко­то­ро­го в до­стой­ных воз­ни­ка­ет по­рыв к по­сто­ян­но­му вку­ше­нию [бо­же­ст­вен­ной ра­до­с­ти], по со­при­ча­с­тию де­ла­ю­щей бо­гом при­ча­ст­но­го ей, и он ста­но­вит­ся тол­ко­ва­те­лем бо­же­ст­вен­но­го бла­жен­ст­ва, со­от­вет­ст­вен­но не­ис­ся­ка­ю­ще­му и тай­но­му вы­ступ­ле­нию и ис­хож­де­нию Бо­жи­их тайн» [48, кн. 2, с. 257].

К гла­ве 28

Блаж. Феодорит Кирский

Из тол­ко­ва­ния на про­ро­ка Ио­ну:

«Бог вся­че­с­ких, со­здав всех че­ло­ве­ков, о всех оди­на­ко­во про­мы­ш­ля­ет. Ес­ли, по-ви­ди­мо­му, древ­ле имел Он ино­гда бо­лее по­пе­че­ния об Из­ра­иль­тя­нах, то и сим ока­зы­вал об­щее всем че­ло­ве­кам бла­го­де­я­ние. Ибо, как при­ла­гая над­ле­жа­щее по­пе­че­ние об Из­ра­и­ле, не с каж­дым бе­се­до­вал, и не каж­до­му по­ка­зы­вал Бог, что долж­но ему де­лать, но из­би­рая од­но­го из всех со­вер­шен­ней­ше­го, и бе­се­дуя, то с ве­ли­ким Мо­и­се­ем, то с Ии­су­сом На­ви­ном, а ино­гда с Са­му­и­лом, в дру­гое же вре­мя с Или­ею, и чрез каж­до­го из по­име­но­ван­ных, или по­ста­нов­ляя за­ко­ны, или со­вер­шая чу­де­са, или пред­ла­гая уве­ща­ния, всех ру­ко­во­дил ко спа­се­нию: так, от иных на­ро­дов от­де­лив на­род из­ра­иль­ский, по­пе­че­ни­ем о нем, ча­с­ты­ми яв­ле­ни­я­ми и не­ска­зан­ны­ми чу­до­дей­ст­ви­я­ми, и дру­гим на­ро­дам ука­зы­вал путь к Бо­го­ве­де­нию. Се­му на­учил Он нас и ус­та­ми бо­го­му­д­ро­го Осии; ибо го­во­рит: страж Еф­рем с Бо­гом, Про­рок (Ос. 9:8); по­то­му что Бог как бы стра­жем и Про­ро­ком по­ста­вил на­род сей к поль­зе и спа­се­нию дру­гих на­ро­дов. Так и Еги­пет чрез них до­знал не­из­ре­чен­ную си­лу Бо­га вся­че­с­ких; мол­ва же о ги­бе­ли Егип­тян, рас­про­ст­ра­нив­ша­я­ся у всех лю­дей, всех за­ста­ви­ла удив­лять­ся прав­ди­во­с­ти Бо­жия про­мыс­ла. От­сю­да Ра­ав блуд­ни­ца за­им­ст­во­вав луч Бо­го­ве­де­ния, ска­за­ла со­гля­да­та­ям: на­па­де страх ваш и тре­пет ваш на ны: слы­ша­хом бо яко из­су­ши Гос­подь Бог мо­ре черм­ное пред ли­цем ва­шим, и пре­вел вас, яко Гос­подь Бог ваш, Бог на не­бе­си го­ре и на зем­ли до­ле (Ис. Нав. 2:9–11). И по про­ше­ст­вии мно­гих лет Фи­ли­с­тим­ля­не, уви­дев ки­вот, со стра­хом и ужа­сом взы­ва­ли: сей есть Бог по­бив­ший Егип­та (1 Цар. 4:8). И мно­гие тьмы Ас­си­ри­ян по­ра­зив под сте­на­ми Ие­ру­са­ли­ма и при­ну­див Сен­на­хи­ри­ма бе­жать с ма­лым чис­лом, мо­гу­ще­ст­во Свое со­де­лал Бог яв­ным для всех лю­дей. И в Ва­ви­ло­не, от­дан­но­го львам Да­ни­и­ла со­хра­нив не­вре­ди­мым, и оный же­с­то­кий пла­мень пе­щи пре­тво­рив в ро­су, так что бла­жен­ные от­ро­ки сре­ди нее со­ста­ви­ли лик и сло­жи­ли песнь, как гор­до­го ца­ря при­вел в изум­ле­ние, так чрез не­го на­учил и под­дан­ных его, что Бог Из­ра­и­лев есть Бог еди­ный. И при Ки­ре пер­сид­ском, пре­слав­но воз­вра­тив на­род свой в оте­че­ст­во, им од­ним из всех быв­ших плен­ни­ка­ми да­ро­вав ос­во­бож­де­ние от раб­ст­ва, вос­ста­но­вил храм Свой, и при­ве­дя Ие­ру­са­лим в преж­нее бла­го­со­сто­я­ние, тем са­мым не толь­ко для близ­ких на­ро­дов, но и для жи­ву­щих вда­ли, сно­ва со­де­лал яв­ным, что Он един до­воль­но име­ет си­лы, что­бы про­мы­ш­лять о ком Ему угод­но и уп­рав­лять все­ми. Не­од­но­крат­но и при Ма­ке­до­ня­нах яв­лял мо­гу­ще­ство Свое, и чрез Про­ро­ков тво­ря чу­де­са, и пред­ска­зы­вая бу­ду­щее, мно­гих из языч­ни­ков при­вел к ис­ти­не. Так ве­ли­ко­го Ели­сея бо­ял­ся на­род си­рий­ский, то по­мра­чен­ный от не­го об­ла­ком не­ви­де­ния, то уви­дев­ший очи­ще­ние Не­ема­на. Ибо столь­ко че­ст­во­вал се­го Про­ро­ка, что царь их, впав в не­дуг, к не­му по­слал Аза­и­ла, во­про­сить; вы­здо­ро­ве­ет ли он? И са­мо­го Аза­и­ла Про­рок сей по­ма­зал в ца­ря Си­ри­я­нам. Да и бо­же­ст­вен­но­го Ие­ре­мию та­кой че­с­ти спо­до­бил царь ва­ви­лон­ский, что са­мо­му ему пре­до­ста­вил из­брать ме­с­то­пре­бы­ва­ние. Всех про­чих и ца­рей, и кня­зей, от­вел плен­ни­ка­ми, од­но­му же Ие­ре­мии дал пра­во жить, где хо­чет. Так и бла­жен­но­го Ио­ну Бог вся­че­с­ких по­ста­вил Про­ро­ком для Ни­не­ви­тян. А Ни­не­вия в древ­но­с­ти бы­ла весь­ма ве­ли­ким го­ро­дом и сто­ли­цею ца­ря ас­си­рий­ска­го. По­ели­ку еди­но­род­ное Бо­жие Сло­во име­ло явить­ся лю­дям в ес­те­ст­ве че­ло­ве­че­с­ком и про­све­тить все на­ро­ды све­том Бо­го­ве­де­ния, то, преж­де Сво­е­го во­че­ло­ве­че­ния, по­ка­зы­ва­ет языч­ни­кам бо­же­ст­вен­ное Свое про­мы­ш­ле­ние, что­бы пред­ше­ст­во­вав­шим под­твер­дить бу­ду­щее и всех на­учить, что не Иу­де­ев толь­ко Он Бог, но и языч­ни­ков, и что­бы по­ка­зать срод­ст­во но­во­го и вет­хо­го за­ве­та. А ес­ли бы до во­че­ло­ве­че­ния об языч­ни­ках не имел ни­ка­ко­го про­мы­ш­ле­ния, то Иу­деи по­чли бы его иным Бо­гом, как по­сту­па­ю­ще­го во­пре­ки Дав­ше­му за­кон; по­то­му что Бог дав­ший за­кон имел по­пе­че­ние толь­ко об Иу­де­ях, а Он при­ла­га­ет по­пе­че­ние Свое о всех лю­дях. В сие за­блуж­де­ние впал мерз­кий Мар­ки­он, ут­верж­дав­ший, что иной есть Бог Но­во­го, и иной Вет­хо­го За­ве­та, хо­тя и в вет­хом за­ве­те ви­дел про­мы­ш­ле­ние Бо­жие о всех лю­дях. Но что­бы не про­дол­жить сло­ва сверх ме­ры, при­сту­пим к са­мо­му ис­тол­ко­ва­нию Про­ро­ка» [74, т. 29, с. 334–336].

П.А.Юн­ге­ров

«Кни­га про­ро­ка На­ума, по со­дер­жа­нию сво­е­му впол­не ес­те­ст­вен­но раз­де­ля­ясь на три гла­вы, со­от­вет­ст­вен­но им раз­де­ля­ет­ся и на три ча­с­ти: в пер­вой гла­ве и ча­с­ти опи­сы­ва­ет­ся мо­гу­ще­ст­во Гос­под­не, на­деж­да на Не­го иу­де­ев, и воз­ве­ща­ет­ся им ра­дость про­ро­че­ст­вом о по­ги­бе­ли Ни­не­вии, враж­деб­ной Бо­гу и иу­де­ям. Во вто­рой гла­ве и ча­с­ти по­дроб­но пред­воз­ве­ща­ет­ся за­во­е­ва­ние и раз­ру­ше­ние Ни­не­вии. В тре­ть­ей гла­ве и ча­с­ти вы­яс­ня­ют­ся при­чи­ны па­де­ния Ни­не­вии – ее без­за­ко­ния – и предъ­и­зо­б­ра­жа­ет­ся кар­ти­на веч­но­го бу­ду­ще­го за­пу­с­те­ния Ни­не­вии» [91, т. 2, с. 363].

К гла­ве 29

Прп. Никодим Святогорец

«Ус­лы­шах, Гос­по­ди, смо­т­ре­ния Тво­е­го та­ин­ст­во, ра­зу­мех де­ла Твоя, и про­сла­вих Твое Бо­же­ст­во» – «Сей ир­мос при­ло­жим и к те­бе, воз­люб­лен­ный. Ибо ес­ли ты, по­доб­но Ав­ва­ку­му, ста­нешь на стра­жу твою и сту­пишь на ка­мень, как он го­во­рит: «на стра­жи мо­ей ста­ну, и взы­ду на ка­мень» (Авв. 2:1), то и ты удо­с­то­ишь­ся бла­го­да­ти про­ро­ка Ав­ва­ку­ма. Что же оз­на­ча­ет стра­жа эта, и что – ка­мень? По­слу­шай! Стра­жа есть вни­ма­тель­ность и ох­ра­не­ние ра­зу­ма от вся­ко­го бо­го­хуль­но­го, по­стыд­но­го и лу­ка­во­го по­мы­ш­ле­ния, а ка­мень есть серд­це, или луч­ше, ка­мень есть слад­чай­шее имя Гос­по­да Ии­су­са Хри­с­та, слу­жа­щее пред­ме­том за­ня­тия серд­ца. Сам Ии­сус Хри­с­тос есть тот твер­дый ка­мень, о ко­то­ром ска­зал ве­ли­кий Па­вел: ка­мень же бе Хри­с­тос (1 Кор. 10:4)» [54, с. 47].

К гла­ве 30

Прп. Ефрем Сирин

На слова «Я Господь… наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх 20:5)

«Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына его, и внука его, но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» [22, т. 6, с. 369].

К гла­ве 31

Прп. Иси­дор Пе­лу­си­от

О по­ве­ле­нии, дан­ном Ан­ге­лам-гу­би­те­лям: «от свя­щен­ных Мо­их нач­ни­те» (Иез. 9:6)

«Ес­ли по­свя­щен­ные в сан свя­щен­ст­ва най­дут и про­чтут нам из­ре­че­ние Пи­са­ния, по ко­то­ро­му над­ле­жит им не тру­дить­ся и не уп­раж­нять­ся в до­б­ро­де­те­лях, а толь­ко учить сло­вом, то пусть ос­та­ют­ся при том об­ра­зе мыс­лей, ка­кой ими при­нят. Но ес­ли Сло­во Бо­жие вез­де вос­хва­ля­ет лю­би­те­лей до­б­ро­де­те­ли и от­лу­ча­ет на­ме­ре­ва­ю­щих­ся обу­чать толь­ко сло­вом, то по­че­му, ос­та­вив то, что по­ве­ле­ва­ют Бо­же­ст­вен­ные ус­та­вы, ве­ли­ча­ют­ся од­ним свя­щен­ст­вом, как са­мо­управ­ною вла­с­тью?

Ибо Бо­же­ст­вен­ные по­ста­нов­ле­ния спо­до­бив­шим­ся свя­щен­ст­ва по­ве­ле­ва­ют пре­иму­ще­ст­вен­но пред все­ми быть в тру­дах и по­дви­гах, что­бы под­на­чаль­ные, ви­дя тру­дя­щи­ми­ся тех, ко­то­рые име­ют пра­во при­ка­зать, от сты­да де­ла­лись бо­лее рев­но­ст­ны­ми к до­бле­ст­ной жиз­ни. Обык­но­вен­но же во­оду­шев­ля­ет не столь­ко сло­во, сколь­ко нрав уча­щих.

А эти, как буд­то по­ру­че­но им толь­ко го­во­рить, воз­дер­жи­ва­ют­ся от то­го, что­бы де­лать. Их-то вы­став­ляя на по­зор, бо­же­ст­вен­ный Апо­с­тол ска­зал: про­по­ве­дуя не кра­с­ти, кра­де­ши (Рим. 2:22), и у Ие­зе­ки­и­ля в сло­вах, смыс­ла ко­то­рых ты до­ис­ки­вал­ся, Бо­же­ст­вен­ный при­го­вор по­ве­ле­вал Ан­ге­лам, го­то­вя­щим­ся на­ло­жить на­ка­за­ние на Ие­ру­са­лим: от свя­щен­ных Мо­их нач­ни­те. Это же пер­во­вер­хов­ный Апо­с­тол вы­ра­зил дру­ги­ми сло­ва­ми, ска­зав: вре­мя на­ча­ти суд от до­му Бо­жия (1 Пет. 4:17).

Ес­ли же нач­нет­ся с нас, то ка­кой ко­нец не­уве­ро­вав­шим в Еван­ге­лие Бо­жие? Ибо име­ю­щим пре­иму­ще­ст­во в че­с­ти и са­не, ес­ли со­гре­шат, спра­вед­ли­во иметь боль­шую часть и в на­ка­за­ни­ях» [35, т. 1, с. 349 – 350].

Что зна­чит на­пи­сан­ное у Про­ро­ка Ие­зе­ки­и­ля: «оп­рав­да­ния Моя от­ри­ну­ша и по за­ко­ном Мо­им не хо­ди­ша» (Иез. 5:6)?

«Спра­ши­вал ты: по ка­кой при­чи­не Бог ска­зал у Ие­зе­ки­и­ля: оп­рав­да­ния Моя от­ри­ну­ша и по за­ко­ном Мо­им не хо­ди­ша. По­се­му вос­поль­зу­юсь крат­ким на сие тол­ко­ва­ни­ем. Ска­за­но: они не толь­ко изоб­ли­че­ны в не­че­с­тии, но ока­за­лись лу­ка­вы­ми по от­но­ше­нию к ближ­ним. По не­ко­е­му ро­до­во­му по­ня­тию все за­по­ве­ди де­лят­ся на две ча­с­ти: то, что ка­са­ет­ся слу­же­ния Бо­гу, и то, что ка­са­ет­ся че­ло­ве­ко­лю­бия к срод­ным, – по­че­му и две на­пи­са­ны скри­жа­ли. В от­но­ше­нии пер­во­го боль­шин­ст­во лю­дей мог­ло впа­дать в за­блуж­де­ние, по не­ве­де­нию луч­ше­го и по при­чи­не обо­ль­ще­ния со сто­ро­ны тех, кто же­ла­ет вво­дить в об­ман, и это тем удоб­нее, что Бо­же­ст­во не­ви­ди­мо и мне­ние о Нем раз­лич­но. А по­се­му и при­со­во­куп­ле­но вто­рое, для всех оче­вид­ное.

Ибо нет че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы не знал, что ху­ды и до­стой­ны на­ка­за­ния убий­ст­во, пре­лю­бо­де­я­ние, лю­бо­стя­жа­тель­ность и про­чее с сим срод­ное. По­се­му, ког­да Бог об­ви­нил иу­дей­ский на­род в не­че­с­тии, что­бы Иу­деи не пред­ста­ви­ли в оп­рав­да­ние не­ве­де­ния или не ска­за­ли, что они до­стой­ны из­ви­не­ния, как улов­лен­ные в это ка­ки­ми-ли­бо злы­ми людь­ми, Он об­ли­ча­ет их в не­прав­де по от­но­ше­нию к еди­но­пле­мен­ни­кам и пред­став­ля­ет их не за­слу­жи­ва­ю­щи­ми ни­ка­ко­го из­ви­не­ния. Ибо они не удер­жа­лись и от то­го, в чем об­ви­ня­ет их об­щая че­ло­ве­че­с­кая при­ро­да, но без­рас­суд­но вда­лись в без­за­ко­ния. По­се­му тем са­мым, что на­ру­ше­но яв­ное, Гос­подь по­ка­зал, что и пред­став­ля­ю­ще­е­ся не­яв­ным пре­сту­пи­ли они зло­на­ме­рен­но и по зло­нра­вию» [35, т. 2, с. 482].

Св. Ири­ней Ли­он­ский

Про­тив ере­сей (IV.20.4):

«Итак, Один Бог, все сотворивший и устроивший Своим Словом и Премудростию; Он есть и Творец (Демиург), даровавший мир сей человеческому роду, Который по величию Своему неведом всем тварям Своим, – ибо никто ни из древних почивших ни из ныне живущих не исследовал Его высоты, – но по любви Своей всегда познается посредством Того, Которым Он все устроил. Это есть Слово Его, Господь наш Иисус Христос, Который в последние времена сделался человеком среди человеков. чтобы конец соединить с началом, т.е., человека с Богом. Поэтому, пророки, получая от того же Слова пророческое дарование, предсказали Его во плоти пришествие, чрез которое по благоволению Отца совершилось соединение и общение Бога и человека; ибо Слово Божие изначала предвозвещало, что Бог будет видим человеками и будет жить с ними на земле и говорить, и будет присутствовать с Своим созданием, спасая его и делаясь доступным ему и освобождая нас от рук всех ненавидящих нас, т.е. от всякого духа преступления, и делая нас (способными) служить Ему в святости и праведности во все дни наши, дабы человек, приняв Духа Божия вошел в славу Отца» [34, с. 370].

К гла­ве 32

Свт. Ва­си­лий Ве­ли­кий

Из толкования на пророка Исаию:

«И кни­ги, упо­мя­ну­тые у Да­ни­и­ла (Дан.7:10), что иное оз­на­ча­ют, как не воз­буж­де­ние Гос­по­дом в па­мя­ти че­ло­ве­че­с­кой об­ра­зов все­го со­де­лан­но­го, что­бы каж­дый вспом­нил свои де­ла, и что­бы мы ви­де­ли, за что под­вер­га­ем­ся на­ка­за­нию» [12, ч. 2, с. 58].

Прп. Иси­дор Пе­лу­си­от

О му­д­ро­с­ти Да­ни­и­ла и трех от­ро­ков:

«Не хал­дей­ские бес­по­лез­ные на­уки изу­ча­ли три от­ро­ка и Да­ни­ил, и не ду­май се­го. Ибо при­ла­гав­шие столь­ко по­пе­че­ния о бла­го­че­с­тии пред Бо­гом, что не вку­ша­ли цар­ских сне­дей, раз­ве со­гла­си­лись бы по­гряз­нуть в раб­ской уче­но­с­ти, хо­тя бы и уг­ро­жа­ли им ты­ся­чи смер­тей? А что сие дей­ст­ви­тель­но так, се­му до­сто­вер­ный сви­де­тель – Пи­са­ние, ко­то­рое го­во­рит: да­де им Бог смысл и му­д­рость во вся­кой книж­ней пре­му­д­ро­с­ти (Дан. 1:17), то есть они при­об­ре­ли уче­ность, за­клю­ча­ю­щу­ю­ся в пись­ме­нах, ско­рее вся­ко­го ожи­да­ния и сверх на­деж­ды, ибо книж­ною на­зы­ва­ет Пи­са­ние му­д­рость, за­клю­чен­ную в пись­ме­нах. И что сие ис­тин­но, яв­ст­ву­ет и из то­го, что не по­кло­ни­лись они цар­ско­му об­ра­зу, и еще из то­го, что од­но­го из них ува­жи­ли львы, а дру­гих – огонь. Ес­ли же ска­жут, что сие бы­ло след­ст­ви­ем пер­сид­ской об­ра­зо­ван­но­с­ти, то пусть им от­вет­ст­ву­ют: по­че­му тог­да од­них из тех, ко­то­рые име­ли са­мые вы­со­кие чи­ны и обу­че­ны бы­ли вся­кой пер­сид­ской пре­му­д­ро­с­ти, умерт­ви­ли львы преж­де, не­же­ли кос­ну­лись они зем­ли, а дру­гих – огонь?» [35, т. 2, с. 147 – 148]

О па­де­нии и вос­ста­нов­ле­нии На­ву­хо­до­но­со­ра:

«Ца­рю ва­ви­лон­ско­му, ко­то­рый так глу­бо­ко пал, пре­сту­пил пре­де­лы ес­те­ст­ва и без­рас­суд­но воз­меч­тал о ра­вен­ст­ве с Бо­гом, кон­цом бед­ст­вия бы­ло по­зна­ние Все­со­вер­шен­но­го, ибо по­сле то­го, как по­знал он свое ес­те­ст­во и ис­по­ве­дал не­срав­нен­ное пре­вос­ход­ст­во Ца­ря Не­бес­но­го, вос­при­нял он преж­нюю свою власть. По­се­му, как же ду­ма­ешь, буд­то бы на­ка­за­ния на­ла­га­ют­ся на нас про­сто, а не для ка­кой-ли­бо поль­зы?» [35, т. 2, с. 57]

На сло­ва: «пер­сты руч­нии» (Дан. 5:24):

«По­сколь­ку спра­ши­вал ты, что зна­чат сло­ва: пер­сты руч­нии, то слу­шай. Ког­да вар­вар, упо­ен­ный са­мо­вла­с­ти­ем, ис­пол­нив­ший­ся вы­со­ко­ме­рия и об­ре­ме­нив­ший го­ло­ву ви­ном, пред­ло­жил свя­щен­ные со­су­ды в упо­треб­ле­ние не толь­ко му­жам, но и же­нам, ус­лу­жи­вав­шим его сла­с­то­лю­бию, тог­да яви­лась часть ру­ки, на­чи­ная с лок­тя, пи­шу­щая оп­ре­де­ле­ние. Ибо как жи­во­пис­цы (пред­став­лю в до­ка­за­тель­ст­во их сме­лость), и бес­плот­ное ста­ра­ясь пред­ста­вить в ви­де не­ко­е­го те­ла, изо­б­ра­жа­ют од­ну ру­ку, ко­то­рая увен­чи­ва­ет гла­вы цар­ст­ву­ю­щих на зем­ле, по­ка­зы­вая сим, что на­чаль­ст­во да­но им с не­ба, так и тог­да, по сни­с­хож­де­нию Бо­жию, яви­лась ру­ка и по­ка­за­ла, что Царь вся­че­с­ких про­из­но­сит му­чи­те­лю при­го­вор и пи­шет оп­ре­де­ле­ние» [35, т. 2, с. 163].

На сло­ва: «И па­де на зем­лю от звезд и от сил» (Дан. 8:10):

«По­сколь­ку и для весь­ма вни­ма­тель­ных к чте­нию сие ос­та­ва­лось не­по­нят­ным, то не бу­ду ви­нить те­бя, как не чи­та­ю­ще­го, но ска­жу крат­ко сле­ду­ю­щее. Как Апо­с­тол тех, ко­то­рые до­бле­ст­ным жи­ти­ем просве­ща­ют взи­ра­ю­щих на них, на­зы­ва­ет звез­да­ми, на­пи­сав: в них­же яв­ля­е­те­ся, яко­же све­ти­ла в ми­ре (Флп. 2:15), так и Да­ни­ил на­зы­ва­ет звез­да­ми тех, кто сла­вит­ся бла­го­че­с­ти­ем и до­бле­ст­ным жи­ти­ем, ибо го­во­рит: и па­де на зем­лю от звезд и от сил. Он ра­зу­ме­ет не звез­ды спав­шие, как ду­ма­ли иные (да не бу­дет се­го), но Ан­ти­оха Епи­фа­на – ибо о нем бы­ла речь у Ан­ге­ла – бли­с­та­тель­но по­беж­ден­но­го Мак­ка­ве­я­ми и ли­шив­ше­го­ся вла­с­ти над Иу­де­ею.

Не ска­зал Про­рок: “па­ли звез­ды”, но ска­зал он па­де от звезд, слав­но под­ви­зав­ших­ся, то есть по­беж­ден ими.

Ес­ли же кто сло­во па­де при­мет в зна­че­нии: по­ра­зил (не­ред­ко чи­та­ет­ся и так, на­при­мер: по­ра­зи и ру­ки его ис­це­лят (Иов. 5:18)), то мож­но ска­зать, что он по­ра­зил се­ме­рых бра­ть­ев, ма­терь и свя­щен­ни­ка Еле­а­за­ра, ко­то­рые по­ка­за­ли свет­лое и бли­с­та­тель­ное жи­тие и как звез­ды яви­лись на зем­ле. Ибо сло­во Мак­ка­вей по-пер­сид­ски зна­чит “по­ве­ли­тель”, то есть “вла­с­те­лин”. По­се­му, в те вре­ме­на, ког­да Ан­ти­ох от­ва­жил­ся на это пла­чев­ное де­ло про­тив сих бла­го­ис­кус­ных му­жей, Мак­ка­веи, со­еди­нив­шись, из­гна­ли его из стра­ны. По­че­му и за пре­тер­пев­ши­ми му­че­ние ос­та­лось сие имя, ибо Мак­ка­ве­я­ми на­зва­ны те, ко­то­рые в Мак­ка­вей­ские вре­ме­на под­вер­га­лись чрез­мер­ным стра­да­ни­ям, но не из­ме­ни­ли оте­че­с­ким за­ко­нам» [35, т. 2, с. 61 – 62].

Как объ­яс­нить Да­ни­и­ло­вы сед­ми­ны?

«Ты, как че­ло­век тру­до­лю­би­вый и лю­бо­зна­тель­ный, поже­лал уз­нать, как ис­пол­ни­лись упо­ми­на­е­мые у Да­ни­и­ла шесть­де­сят де­вять сед­мин го­дов, ве­ду­щие счет свой с по­ст­ро­е­ния Ие­ру­са­ли­ма и окан­чи­ва­ю­щи­е­ся его взя­ти­ем (Дан. 9:25–26). По­се­му знай, что по­ст­ро­ен он не при Ки­ре, но в двад­ца­тый год цар­ст­во­ва­ния Дол­го­ру­ко­го, ибо тог­да, как по­ве­ст­ву­е­те Ез­д­ра, Не­емия при­шел и со­здал го­род.

По­се­му, как же, спра­ши­ва­ешь, семь­де­сят сед­мин со­кра­ти­ша­ся о лю­дех тво­их и о гра­де свя­тем (Дан. 9:24)? Так, что в 69-ю сед­ми­ну, имен­но: четы­ре­с­та во­семь­де­сят тре­ть­ем го­ду, во­зы­ме­ла на­ча­ло вой­на, а в сле­ду­ю­щую сед­ми­ну лет она кон­чи­лась вме­с­те с окон­ча­ни­ем дел иу­дей­ских. Ес­ли же ска­жет: как же имен­но? То долж­но знать, что с 20-го го­да Дол­го­ру­ко­го до то­го вре­ме­ни, ког­да кон­чи­лось цар­ст­во Пер­сид­ское, про­шло сто три­над­цать лет, по­сле не­го цар­ст­во Ма­ке­дон­ское про­дол­жа­лось до двух­сот де­вя­но­с­то че­ты­рех лет; по­том Рим­ское, в цар­ст­во­ва­ния: Ав­гу­с­та – со­рок три го­да, Ти­ве­рия – двад­цать два, Га­ия – че­ты­ре, Клав­дия – семь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 302 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1987 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.