Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пр­п. Иси­до­ра Пе­лу­си­о­та 1 страница




На сло­ва: «всяк муж яв­ля­ет­ся се­бе пра­ве­ден» (Прит. 21:2):

«Мно­гие из лю­дей (по­мед­лю ска­зать: все, хо­тя, по-ви­ди­мо­му, и под­тверж­да­ет то Пи­са­ние) не по­то­му, что лю­бят прав­ду, но по­то­му, что смо­т­рят на тех, кто еще ме­нее дер­жит­ся прав­ды, срав­ни­вая се­бя с худ­ши­ми, со­став­ля­ют мне­ние о сво­ей пра­вед­но­с­ти. Они не вни­ка­ют в Бо­же­ст­вен­ные за­по­ве­ди, ка­ко­вы он са­ми по се­бе, и не по их пра­ви­лу бла­го­ус­т­ра­и­ва­ют соб­ст­вен­ную свою жизнь, но из­ме­ря­ют свое по­ве­де­ние по­ступ­ка­ми не­ра­ди­вых ближ­них.

По­се­му-то ска­за­но и то, что же­лал ты уз­нать: всяк муж яв­ля­ет­ся се­бе пра­ве­ден, ибо слеп он для то­го, что­бы ви­деть пре­ус­пе­я­ния ближ­не­го, но зор­ко ви­дит их не­до­стат­ки, как и кор­шу­ны, ча­с­то про­ле­тая ми­мо лу­гов и са­дов, бро­са­ют­ся на мерт­вые те­ла. По­се­му Пи­са­ние при­со­во­ку­пи­ло: уп­рав­ля­ет же серд­ца Гос­подь, – серд­ца или ус­т­ра­нив­ших от се­бя та­кое мне­ние, или бла­го­ус­т­ро­ив­ших жизнь свою по Бо­же­ст­вен­ным за­по­ве­дям, или пре­взо­шед­ших то, что свой­ст­вен­но че­ло­ве­ку, и до­бле­ст­ным жи­ти­ем до­стиг­ших выс­ше­го жре­бия и до­сто­ин­ст­ва, по ска­зан­но­му: Аз рех: бо­зи ес­те и сы­но­ве Вы­шня­го вси (Пс. 81:6)» [35, т. 2, с. 210].

На сло­ва: «аще ал­чет враг твой, ух­ле­би его» (Рим. 12:20; Прит. 25:21)

«Не зна­ешь ты, ка­жет­ся, что но­вое лю­бо­му­д­рие воз­вы­шен­нее древ­не­го со­ве­та, дан­но­го мла­ден­цам. Ибо пра­ви­ло, для те­бя уди­ви­тель­ное: аще ал­чет враг твой, ух­ле­би его; аще ли жаж­дет, на­пой его, – пред­пи­сы­ва­ет не что-ли­бо край­не ве­ли­кое и от­важ­ное, но да­же же­ла­е­мое. Дой­ти че­ло­ве­ку до та­кой край­но­с­ти, что­бы во­зы­меть нуж­ду в со­ст­ра­да­нии вра­га, как я по­ла­гаю, тя­же­лее вся­ко­го бед­ст­вия и вся­ко­го на­ка­за­ния. Так при­зна­ва­ли это мно­гие, го­во­ря: “не при­му по­да­я­ния от вра­гов мо­их”. Итак, ес­ли для тех, кто это де­ла­ет, сие со­глас­но с их же­ла­ни­ем, а для тер­пя­щих слу­жит на­ка­за­ни­ем, то че­му удив­ля­ешь­ся? И особ­ли­во, ког­да это не про­стое бла­го­де­я­ние, но об­ра­ща­ю­ще­е­ся в ве­ли­кое му­че­ние. Сие бо тво­ря уг­лие ог­нен­ное со­би­ра­е­ши на гла­ву его (Прит. 25:22).

Итак, ес­ли де­ло са­мо по се­бе об­ра­ща­ет­ся в на­ка­за­ние, да и де­ла­ет­ся оно с тем, что­бы при­ла­гать но­вое му­че­ние (не за­слу­жи­ва­ют вни­ма­ния те, ко­то­рые сло­ва при­точ­ни­ка объ­яс­ня­ют так: “со­гре­ешь в нем вла­ды­че­ст­вен­ный ум и за­ста­вишь его вос­пря­нуть”; ибо тог­да При­точ­ник не ска­зал бы о край­но­с­ти го­ло­да, но по­ве­лел бы поль­зо­вать­ся сим во вся­кое вре­мя), то я со сво­ей сто­ро­ны, удив­ля­юсь не тем, ко­то­рые так по­сту­па­ют, но тем, ко­то­рые, ви­дя вра­гов в бла­го­ден­ст­вии, не не­го­ду­ют на них, но хва­лят их и мо­лят­ся о них, как пред­пи­сы­ва­ет но­вое лю­бо­му­д­рие, го­во­ря: лю­би­те вра­ги ва­ша, до­б­ро тво­ри­те не­на­ви­дя­щим вас, и мо­ли­те­ся за тво­ря­щих вам на­пасть и из­го­ня­щия вы (Мф. 5:44). Ибо там сми­ря­ет нуж­да, а здесь ис­пы­ты­ва­ет­ся од­но сер­деч­ное рас­по­ло­же­ние. Ес­ли же и Апо­с­тол упо­тре­бил древ­ний со­вет, то для вся­ко­го яв­но, что сло­во его бы­ло к не­со­вер­шен­ным» [35, т. 2, с. 313–314].

На сло­ва: «вше­дый к же­не му­жа­тей не без ви­ны бу­дет» (Прит. 6:29).

«Спра­ши­вал ты, по ка­кой при­чи­не по­сле на­пи­сан­но­го: вше­дый к же­не му­жа­тей не без ви­ны бу­дет, ска­за­но: ни­же всяк при­ка­са­яй­ся ей. От­вет­ст­вую, что при­точ­ник сло­во вни­ти упо­тре­бил в смыс­ле иметь об­ще­ние, по ска­зан­но­му Сар­рою Ав­ра­а­му: вни­ди к ра­бе мо­ей, и ча­да со­тво­ри от нея (Быт.16:2); а сло­во при­кос­нуть­ся упо­тре­бил в смыс­ле лоб­зать и об­ни­мать. Ибо и по­след­нее, хо­тя в срав­не­нии с об­ще­ни­ем не пред­став­ля­ет­ся гре­хом, од­на­ко же, по су­ду ис­ти­ны, спра­вед­ли­во на­зы­ва­ет­ся па­де­ни­ем. Ес­ли и пыт­ли­вое воз­зре­ние при­зна­ет­ся пре­лю­бо­де­я­ни­ем, то тем па­че бу­дет сим при­зна­но при­кос­но­ве­ние. Как на кар­ти­нах кра­с­ка про­из­во­дит боль­шее впе­чат­ле­ние, не­же­ли очер­та­ние, так и в от­но­ше­нии тел при­кос­но­ве­ние дей­ст­ву­ет силь­нее воз­зре­ния. По­се­му, ес­ли осуж­да­ет­ся воз­зре­ние, ко­то­рое ме­нее гру­бо, то не без ос­но­ва­ния вос­пре­ще­но при­кос­но­ве­ние, как на­слаж­де­ние бо­лее гру­бое» [35, т. 2, с. 392].

На сло­ва: «яко­же суть не по­доб­на ли­ца ли­цам, си­це ни­же серд­ца че­ло­ве­ков» (Прит. 27:19):

«Хо­тя все до­б­ро­де­те­ли вож­де­лен­ны лю­би­те­лям пре­крас­но­го, од­на­ко же иные бо­лее рас­по­ло­же­ны к не­ко­то­рым из них. По пре­иму­ще­ст­ву кто чтил це­ло­му­д­рие, кто прав­ду, кто му­д­рость, кто му­же­ст­во, кто иные до­б­ро­де­те­ли, хо­тя не ос­тав­ля­ли и про­чих, но по ним сде­ла­лись бо­лее из­ве­ст­ны­ми. Так на­при­мер (по­смо­т­рим на пер­вую, или вто­рую, или тре­тью из до­б­ро­де­те­лей), об Ио­си­фе го­во­рит­ся, что он был це­ло­му­д­рен­ней­ший, хо­тя под­ви­зал­ся и во мно­гих дру­гих до­б­ро­де­те­лях. Ав­ра­ам име­ну­ет­ся стран­но­лю­би­вым и вер­ным, хо­тя ук­ра­шал­ся и мно­ги­ми дру­ги­ми до­б­ры­ми ка­че­ст­ва­ми. Иов при­зна­ет­ся му­же­ст­вен­ным, хо­тя пре­ус­пе­вал во вся­кой до­б­ро­де­те­ли. В чем каж­дый на­и­бо­лее был си­лен, от то­го и за­им­ст­во­ва­но для не­го имя.

А что сие дей­ст­ви­тель­но так, уви­дим, ес­ли всмо­т­рим­ся в пра­ви­ла ис­ти­ны, ра­зу­мею Бо­же­ст­вен­ное Пи­са­ние. Что же го­во­рит оно? Яко­же суть не­по­доб­на ли­ца ли­цам, си­це ни­же серд­ца че­ло­ве­ков. Ка­кое чу­до! У всех су­ще­ст­вен­ные чер­ты од­ни те же, и в та­ком мно­же­ст­ве лиц, ко­неч­но, есть раз­ли­чие, так что по­зна­ние взи­ра­ю­щих на ли­ца не­о­ди­на­ко­во. Ес­ли в не­ко­то­рых, по-ви­ди­мо­му, и есть ино­гда сход­ст­во, то, не­пре­мен­но, оты­щет­ся и что-ли­бо от­ли­чи­тель­ное. У мно­гих гла­за пре­крас­ны, но и в них есть раз­ни­ца: у од­них гла­за го­лу­бые, у дру­гих они по­доб­ны гро­з­дь­ям; у ко­го они чер­ные, а у ко­го свет­лые. Есть так­же осо­бен­ность и в во­ло­сах. Бы­ва­ют и кур­но­сые, но не все оди­на­ко­во. На­про­тив то­го, у од­но­го тот, а у дру­го­го дру­гой член кра­си­вее. Один бел, а дру­гой че­рен. И не­пре­мен­но есть что-ли­бо от­ли­чи­тель­ное. Ибо все­го пе­ре­чис­лить не­воз­мож­но.

Так и серд­ца у лю­дей. Не всем од­но и то же нра­вит­ся; но од­ним – од­но, а дру­гим – дру­гое. Да­же са­мые лю­би­те­ли од­но­го и то­го же не оди­на­ко­во рас­по­ло­же­ны по от­но­ше­нию к лю­би­мо­му, но од­ни же­ла­ют се­го в боль­шей, а дру­гие – в по­сред­ст­вен­ной ме­ре. Сколь­ко це­ло­му­д­рен­ных, но не оди­на­ко­во! Од­ни воз­лю­би­ли дев­ст­во, дру­гие – воз­дер­жа­ние, а иные – че­ст­ной брак. Сколь­ко ми­ло­с­ти­вых, но раз­ли­ча­ю­щих­ся меж­ду со­бою! Сколь­ко спра­вед­ли­вых, но не по­хо­жих друг на дру­га!

То же мож­но ви­деть в от­но­ше­нии не толь­ко до­б­ро­де­те­лей, но и по­ро­ков. Сколь­ко са­мых зло­нрав­ных! Но они рас­поз­на­ют­ся по их от­ли­чи­тель­ным свой­ст­вам. Сколь­ко по­хот­ли­вых! Но не все пле­не­ны од­ним и тем же. А ес­ли и од­ним пле­не­ны, то не все оди­на­ко­во к это­му рас­по­ло­же­ны, но од­ни на­слаж­да­ют­ся удо­воль­ст­ви­я­ми ес­те­ст­вен­ны­ми, а дру­гие – не свой­ст­вен­ны­ми при­ро­де.

Од­ни ру­га­ют­ся над ес­те­ст­вом в том, что для не­го за­кон­но, а дру­гие – в том, что не­за­кон­но. Од­ни трус­ли­вы, а дру­гие го­то­вы ки­дать­ся в опас­но­с­ти. Од­ни слиш­ком бе­реж­ли­вы, дру­гие рас­то­чи­тель­ны. Од­ни и сло­ва вы­слу­шать не мо­гут, дру­гие не тре­пе­щут и на­ка­за­ний. Од­ни льсти­вы, дру­гие хо­тят, что­бы им льсти­ли. Од­ни уве­се­ля­ют­ся пьян­ст­вом, дру­гие – зре­ли­ща­ми; иные – пес­ня­ми, а иные – пла­чем. Од­ни раз­бой­ни­ча­ют в пу­с­ты­нях, дру­гие – в го­ро­дах. Од­ни уби­ва­ют лю­дей, дру­гие не тер­пят и ви­да уби­то­го жи­вот­но­го. Од­ни роб­ки, дру­гие дерз­ки. Но ес­ли бы ре­шил­ся я пе­ре­чис­лить все гре­хи, то не мог бы кон­чить, хо­тя бы и за­хо­тел. По­се­му, воз­дав че­ст­во­ва­ние свя­щен­ным и Бо­же­ст­вен­ным Пи­са­ни­ям, пре­кра­щаю свою речь» [35, т. 2, с. 398 – 399].

На срав­не­ние в Пи­са­нии пре­лю­бо­де­я­ния и во­ров­ст­ва: «аще кто ят бу­дет кра­дый» (Прит. 6:30 и сл.):

«Не зна­ешь ты, ка­жет­ся, что чер­ты срав­не­ния бе­рут­ся, ког­да речь идет о пред­ме­тах од­но­род­ных, а не раз­но­род­ных, и не в про­ти­во­по­лож­ные ря­ды ста­вит­ся срав­ни­ва­е­мое по этим чер­там, а по­ка­зы­ва­ет­ся ими ма­лость и пре­вос­ход­ст­во. Как гре­хо­па­де­ние од­но ху­до, дру­гое ху­же, а тре­тье всех ху­же, на­при­мер, во­ров­ст­во ху­до, ху­же блуд, а пре­лю­бо­де­я­ние все­го ху­же, так и пре­ус­пе­я­ние од­но хо­ро­шо, дру­гое луч­ше, а тре­тье все­го луч­ше; на­при­мер, брак хо­рош, воз­дер­жа­ние луч­ше, а дев­ст­во все­го луч­ше.

По­се­му мень­шее из на­и­луч­ше­го ста­вит­ся не в про­ти­во­по­лож­ный ряд, но в тот же, толь­ко ни­же. Кто це­ло­му­д­рен, тот бу­дет срав­ни­вать не блуд с дев­ст­вом, но воз­дер­жа­ние и че­ст­ный брак. И Пи­са­ние, де­лая срав­не­ние во­ров­ст­ва и пре­лю­бо­де­я­ния, ска­за­ло: не див­но, аще кто ят бу­дет кра­дый; кра­дет бо, да на­сы­тит ду­шу свою ал­чу­щую. Пре­лю­бо­дей же за ску­дость ума по­ги­бель ду­ши сво­ей со­де­ва­ет (Прит. 6:30,32). Из­рек­ло же сие не в из­ви­не­ние кра­ду­ще­му и не ос­во­бож­дая его от ви­ны, но, срав­ни­вая во­ров­ст­во с пре­лю­бо­дей­ст­вом, ко­то­рое все­го ху­же, по­ка­за­ло, что во­ров­ст­во ме­нее гру­бо и лег­че, осо­бен­но ког­да оно след­ст­вие ни­ще­ты» [35, т. 2, с. 400].

На сло­ва: «дол­го­тер­пе­ли­ве муж мног в ра­зу­ме» (Прит. 14:29):

«Под­лин­но дол­го­тер­пе­ли­вый муж мног в ра­зу­ме. Ибо го­во­рит­ся сие о нем, по­то­му что он име­ет не­кую мно­го­объ­ем­лю­щую и ве­ли­кую, ни­кем не об­ли­ча­е­мую ду­шу. Он обуз­ды­ва­ет и удер­жи­ва­ет в долж­ных пре­де­лах раз­дра­жи­тель­ность, ко­то­рая стре­ми­тель­нее всех стра­с­тей, по­мра­ча­ет по­ня­тия, пре­ду­преж­да­ет по­мыс­лы. Се­му ве­ли­ко­душ­но­му че­ло­ве­ку пре­му­д­рый про­ти­во­по­с­та­вил ма­ло­душ­но­го, ска­зав: ма­ло­душ­ный же креп­ко бе­зу­мен, по­то­му что, по ма­ло­ду­шию ко­леб­ле­мый все­ми стра­с­тя­ми, он весь­ма ма­ло­умен» [35, т. 2, с. 434].

На сло­ва: «сед­ме­ри­цею па­дет пра­вед­ный» (Прит. 24:16):

«Сие: сед­ме­ри­цею па­дет пра­вед­ный, – ска­за­но не про­сто, но по­то­му, что бо­рю­щий­ся за­кон­но па­дет не­об­хо­ди­мо и по­движ­ни­че­с­ки. Сие же не во вся­ком слу­чае яв­ля­ет­ся при­чи­ною по­ра­же­ния, но ча­с­то при­во­дит и к по­бе­де. И мно­гие, пав, ис­то­щи­ли си­лу тех, ко­то­рые ду­ма­ли ус­то­ять, уда­ром но­ги за­ста­вив их по­верг­нуть­ся всем те­лом на зем­лю и по­хи­тив у них по­бе­ду. По­че­му при­точ­ник не толь­ко ска­зал: па­дет, но при­со­во­ку­пил: и воз­ста­нет, – что­бы ука­зать на ве­нец. Ес­ли же че­ло­век, ког­да и па­дет, не­мед­лен­но со­бе­рет­ся с си­ла­ми и вос­ста­нет, то рас­су­ди, на­сколь­ко он до­бле­с­тен» [35, т. 2, с. 438].

Свт. Гри­го­рий Нис­ский.

Точ­ное ис­тол­ко­ва­ние Эк­кле­си­а­с­та Со­ло­мо­на

«Итак, по­че­му же од­на кни­га по пре­иму­ще­ст­ву ук­ра­ша­ет­ся над­пи­са­ни­ем Ек­кле­си­а­с­та? Что же пред­по­ло­жить нам об этом? Не то ли, что во всех дру­гих пи­са­ни­ях, ис­то­ри­че­с­ких и про­ро­че­с­ких, цель их кло­нит­ся и к че­му-ли­бо дру­го­му, не во­все по­лез­но­му для Церк­ви. Ибо ка­кая нуж­да для Церк­ви в точ­но­с­ти изу­чать бед­ст­вен­ные по­след­ст­вия вой­ны, или кто бы­ли кня­зь­я­ми у на­ро­дов, ос­но­ва­те­ля­ми го­ро­дов, кто от ко­го вы­се­лил­ся, или ка­кие цар­ст­ва впос­лед­ст­вии вре­ме­ни ис­чез­нут, сколь­ко та­ких бра­ков и ча­до­рож­де­ний, о ко­то­рых тща­тель­но упо­мя­ну­то, и все­му се­му по­доб­ное, о чем толь­ко мож­но по­черп­нуть све­де­ние в каж­дом пи­са­нии, мо­жет ли, сколь­ко со­дей­ст­во­вать церк­ви в де­ле бла­го­че­с­тия? А уче­ни­ем сей кни­ги име­ет­ся в ви­ду та­кой толь­ко об­раз жиз­ни, ка­ко­го тре­бу­ет цер­ковь, и пре­по­да­ет­ся то, чем мож­но че­ло­ве­ку пре­ус­петь в до­б­ро­де­тель­ной жиз­ни. Ибо цель ска­зу­е­мо­го здесь, по­ста­вить ум вы­ше чув­ст­ва, ос­та­вить, на­ко­нец, все, что в су­ще­ст­вах есть ка­жу­ща­го­ся ве­ли­ким и бли­с­та­тель­ным, об­ра­тить­ся ду­шой к то­му, что не­до­ступ­но чув­ст­вен­но­му по­ни­ма­нию, вос­при­ять вож­де­ле­ние то­го, что не­до­сти­жи­мо для чув­ст­ва.

А, мо­жет быть, на­пи­са­ние име­ет в ви­ду и Вож­дя Церк­ви. Ибо ис­тин­ный Ек­кле­си­аст, со­би­ра­ю­щий рас­се­ян­ное в еди­ную пол­но­ту и блуж­да­ю­щих мно­го­крат­но по раз­ным об­ман­чи­вым пу­тям во­цер­ков­ля­ю­щий в еди­ный сонм, – кто иной, как не ис­тин­ный Царь Из­ра­и­лев, Сын Бо­жий, Ко­то­ро­му На­фа­на­ил ска­зал: Ты еси Сынъ Бо­жий, Ты еси Царъ Из­ра­и­левъ (Ин. 1:49)? По­се­му, ес­ли гла­го­лы сии Ца­ря Из­ра­и­ле­ва, а Он же са­мый, как го­во­рит Еван­ге­лие, и Сын Бо­жий; то Он же име­ну­ет­ся Ек­кле­си­а­с­том. Да и не без ос­но­ва­ния, мо­жет быть, зна­че­ние над­пи­са­ния воз­во­дим до се­го смыс­ла, но что­бы до­знать чрез это, что си­ла и сих гла­го­ловъ воз­во­дит­ся к То­му, Кто на Еван­ге­лии ут­вер­дил Цер­ковь. Ибо ска­за­но: гла­го­лы Ек­клесiас­та, сы­на Да­ви­до­ва. А так и Его име­ну­ет Мат­фей в на­ча­ле Еван­ге­лия, на­зы­вая Гос­по­да Сы­ном Да­ви­до­вым» [19, с. 6 – 7].

«Су­е­та есть или не­име­ю­щее мыс­ли сло­во, или бес­по­лез­ная вещь, или не­о­су­ще­ст­ви­мый за­мы­сел, или не­ве­ду­щее к кон­цу тща­ние, или во­об­ще что ли­бо не слу­жа­щее ни к че­му по­лез­но­му» [19, с. 8].

«Ибо об­ви­не­ние па­ло бы на Со­твор­ше­го все, ес­ли бы и все бы­ло су­е­тою, и со­зда­те­лем се­го ока­зал­ся у нас Тот, Кто все при­вел в бы­тие из ни­че­го» [19, с. 10].

«Нет па­мя­ти о преж­нем; да и о том, что бу­дет, не ос­та­нет­ся па­мя­ти у тех, ко­то­рые бу­дут по­сле» (Еккл. 1:11).

Он как бы так ска­зал: па­мять о том, что бы­ло по пер­во­на­чаль­ном бла­го­ден­ст­вии, и от че­го че­ло­ве­че­ст­во ста­ло по­гру­жен­ным во зло, из­гла­дит то, что по про­ше­ст­вии дол­го­го вре­ме­ни про­изой­дет на­пос­ле­док. Ибо не бу­дет па­мя­ти о сем по со­вер­шив­шем­ся на­пос­ле­док, то есть все­це­лое унич­то­же­ние па­мя­то­ва­ния зол со­де­ла­но для ес­те­ст­ва по­след­ним вос­ста­нов­ле­ни­ем о Хри­с­те Ии­су­се. Ему сла­ва и дер­жа­ва, во ве­ки ве­ков! Аминь» [19, с. 24].

«И пре­дал я серд­це мое то­му, что­бы ис­сле­до­вать и ис­пы­тать му­д­ро­с­тью все, что де­ла­ет­ся под не­бом» (Еккл. 1:13).

Вот при­чи­на, по ко­то­рой Гос­подь при­шел к лю­дям во пло­ти, – вдать серд­це Свое, еже рас­смо­т­ре­ти в му­д­ро­с­ти Сво­ей о бы­ва­ю­щих под не­бе­сем. Ибо что вы­ше не­бес, то, как не­о­дер­жи­мое бо­лез­нью, не име­ло нуж­ды в на­зи­ра­ю­щем и во вра­чу­ю­щем. По­се­му, так как зло на зем­ле (пре­смы­ка­ю­щий­ся и на­глый зверь – змий, вла­чась на пер­сях и на чре­ве, в пи­щу се­бе об­ра­ща­ет зем­лю, не пи­та­ясь ни­чем не­бес­ным, но, вла­чась по то­му, что по­пи­ра­ет­ся, по­пи­ра­е­мое име­ет все­гда в ви­ду, блю­дя пя­ту че­ло­ве­че­с­ко­го ше­ст­вия, и вли­вая яд в ут­ра­тив­ших власть на­сту­па­ти на зми­ев (Лк. 10:19)); то вдал по­се­му серд­це Свое взы­с­ка­ти и рас­мо­т­ре­ти о всех, бы­ва­ю­щих под не­бе­сем. Ибо в том, что пре­вы­ше не­бес, Про­рок не­унич­жен­ным ви­дит бо­же­ст­вен­ное ве­ли­ко­ле­пие, го­во­ря: взят­ся ве­ли­ко­ле­пие Твое пре­вы­ше не­бес (Пс. 8:2). Сие-то при­шел рас­смо­т­реть Ек­кле­си­аст, а имен­но, что под не­бом про­изо­ш­ло та­ко­го, че­го не­бы­ло преж­де: как про­изо­ш­ла су­е­та, по­че­му ста­ло пре­об­ла­дать не­о­су­ще­ст­вив­ше­е­ся, ка­кое вла­ды­че­ст­во у то­го, че­го нет? Ибо зло не са­мо­сто­я­тель­но; по­то­му что не от су­ще­го име­ет свою особ­ность. А что не от су­ще­го, то, ко­неч­но, не су­ще­ст­ву­ет осо­бым ес­те­ст­вом; и од­на­ко­же упо­до­бив­шим­ся су­е­те пре­об­ла­да­ет су­е­та. По­это­му при­шел изы­с­кать Сво­ею пре­му­д­ро­с­тью, что про­изо­ш­ло под солн­цем? Что за сме­ше­ние в том, что де­ла­ет­ся здесь? Как су­щее по­ра­бо­ти­лось не су­ще­му? По­че­му не­о­су­ще­ст­вив­ше­е­ся вла­ды­че­ст­ву­ет над су­щим?» [19, с. 26 – 27].

«Взду­мал я в серд­це мо­ем ус­лаж­дать ви­ном те­ло мое и, меж­ду тем, как серд­це мое ру­ко­во­ди­лось му­д­ро­с­тью, при­дер­жать­ся и глу­по­с­ти, до­ко­ле не уви­жу, что хо­ро­шо для сы­нов че­ло­ве­че­с­ких, что долж­ны бы­ли бы они де­лать под не­бом в не­мно­гие дни жиз­ни сво­ей» (Еккл. 2:3).

И сверх это­го еще иное бла­го че­ло­ве­ку в дет­ст­ве и иное в цве­ту­щем воз­ра­с­те, и иное при­шед­ше­му в зре­лость, дру­гое же в пре­клон­ном воз­ра­с­те, и иное опять стар­цу, смо­т­ря­ще­му в зем­лю. Но я, го­во­рит Ек­кле­си­аст, ис­кал то­го бла­га, ко­то­рое во вся­ком воз­ра­с­те и во вся­кое вре­мя жиз­ни рав­но есть бла­го – та­кое бла­го, что и пре­сы­ще­ния им не ча­ет­ся, и сы­то­с­ти в нем не на­хо­дит­ся, но и при удов­ле­тво­ре­нии про­дол­жа­ет­ся вож­де­ле­ние, вме­с­те с на­слаж­де­ни­ем уси­ли­ва­ет­ся по­же­ла­ние, и не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся воз­ра­с­том лю­би­те­ля; но чем бо­лее че­ло­век на­слаж­да­ет­ся сим бла­гом, тем па­че с на­слаж­де­ни­ем воз­ра­с­та­ет по­же­ла­ние, а с по­же­ла­ни­ем воз­го­ра­ет­ся на­слаж­де­ние, и во все про­дол­же­ние жиз­ни все­гда бы­ва­ет пре­крас­но для об­ла­да­ю­щих, ни­ма­ло не из­ме­ня­ясь от не­по­сто­ян­ст­ва воз­ра­с­тов и вре­мен; сме­жа­ет ли кто очи, или подъ­ем­лет взор, бла­го­ден­ст­ву­ет, или пе­ча­лен, ночь ли про­во­дит, или день, — од­ним сло­вом вся­ко­му в жиз­ни слу­жит та­ким бла­гом, ко­то­рое и для впад­ше­го в ка­кое ли­бо не­сча­ст­ное об­сто­я­тель­ст­во не де­ла­ет­ся чем ни есть худ­шим, или луч­шим, не ума­ля­ет­ся, не уве­ли­чи­ва­ет­ся. Та­ко­во, по мо­е­му раз­суж­де­нию, в под­лин­ном смыс­ле бла­го, ко­то­рое уви­деть до­мо­гал­ся Со­ло­мон, еже и тво­рятъ лю­ди подъ солн­цемъ во все чис­ло дней жи­во­та ихъ. Не иным чем ка­жет­ся оно мне, как де­лом ве­ры, дей­ст­ви­тель­ность ко­то­рой есть для всех об­щая, рав­но пред­ла­га­ет­ся же­ла­ю­щим, все­силь­ная, по­сто­ян­но пре­бы­ва­ет в жиз­ни. Вот – то бла­гое де­ло, ко­то­рое да бу­дет и в нас, о Хри­с­те Ии­су­се, Гос­по­де на­шем. Ему сла­ва во ве­ки ве­ков! Аминь» [19, с. 39 – 40].

«… и Со­ло­мон, ес­ли ис­пы­тал это, то, ко­неч­но, по­доб­но ка­ко­му-ни­будь лов­цу в мо­ре пур­пу­ро­вых ра­ко­вин, по­гру­жал­ся в на­слаж­де­ние не для то­го, что­бы на­пол­нить­ся со­ле­ною мор­скою во­дою (а под сей во­дою ра­зу­мею удо­воль­ст­вие), но что­бы в та­кой глу­би­не оты­с­кать что-ли­бо по­лез­ное для ума» [19, с. 44].

«Вре­мя раз­бра­сы­вать кам­ни, и вре­мя со­би­рать кам­ни; вре­мя об­ни­мать, и вре­мя ук­ло­нять­ся от объ­я­тий» (Еккл. 3:5).

Без со­мне­ния же над­ле­жит ра­зу­меть, что убий­ст­вен­ные для по­ро­ка по­мыс­лы суть те мет­ко бро­са­емые из пра­щи Ек­кле­си­а­с­то­вой кам­ни, ко­то­рые все­гда на­доб­но и бро­сать и со­би­рать. Бро­сать к низ­ло­же­нию то­го, что вы­сит­ся про­тив на­шей жиз­ни; а со­би­рать, что­бы ло­но ду­ши все­гда бы­ло пол­но та­ко­вых за­го­тов­ле­ний, и иметь нам под ру­ка­ми, что бро­сить во вра­га, ес­ли про­тив нас ина­че из­мыс­лит кознь.

По­се­му от­ку­да же со­бе­рем кам­ни, что­бы за­ме­тать ими вра­га? Слы­шал я про­ро­че­ст­во, ко­то­рое го­во­рит: ка­менiе свя­то ва­ля­ет­ся на зем­ли (Зах. 9:16). А это – сло­ве­са схо­дя­щия к нам от бо­го­дух­но­вен­но­го Пи­са­ния; их над­ле­жит со­би­рать в ло­но ду­ши, что­бы во­вре­мя вос­поль­зо­вать­ся ими про­тив огор­ча­ю­щих нас; ме­та­ние их так пре­крас­но, что и вра­га они уби­ва­ют, и не от­да­ля­ют­ся от ру­ки ме­щу­ща­го. Ибо кто кам­нем це­ло­му­д­рия ме­щет в не­воз­держ­ный по­мысл, в удо­воль­ст­ви­ях со­би­ра­ю­щий дро­ва в пи­щу ог­ню,<ср. Чис. 15:32-36>, тот и по­мысл по­бо­ра­ет сим ме­та­ни­ем, и ору­жие все­гда но­сит в ру­ке. Так и прав­да де­ла­ет­ся кам­нем для не­прав­ды, и ее уби­ва­ет, и хра­нит­ся в ло­не по­ра­зив­ше­го. Та­ким же об­ра­зом все, ра­зу­ме­е­мое луч­шим, бы­ва­ет убий­ст­вен­но для по­ни­ма­е­мо­го, как худ­шее, и не от­да­ля­ет­ся от пре­ус­пе­ва­ю­щего в до­б­ро­де­те­ли» [19, с. 116 – 117].

«По­се­му, ес­ли Да­вид по­ве­ле­ва­ет нам объ­ять Си­он (Пс. 47:13), а Со­ло­мон ска­зал, что поч­тив­шие пре­му­д­рость объ­ем­лют­ся ею, то не по­гре­шим про­тив над­ле­жа­ще­го ра­зу­ме­ния, до­знав то са­мое, обы­ма­ние че­го бла­го­вре­мен­но. Си­он есть го­ра, воз­вы­ша­ю­ща­я­ся над ие­ру­са­лим­скою кре­по­с­тью. По­это­му со­ве­ту­ю­щий те­бе об­нять его, по­ве­ле­ва­ет быть при­вер­жен­ным к вы­со­кой жиз­ни, что­бы до­стиг­нуть са­мой твер­ды­ни до­б­ро­де­те­лей, ко­то­рую Да­вид за­га­доч­но оз­на­чил име­нем Си­о­на. А уго­тов­ля­ю­щий­ся со­жи­тель­ст­во­вать с пре­му­д­ро­с­тью, воз­ве­ща­ет те­бе о том объ­я­тии, ка­кое у них по­сле­ду­ет. Итак, вре­мя объ­и­ма­ти Си­он, и вре­мя быть объ­я­тым пре­му­д­ро­с­тию, так как име­нем Си­о­на ука­зы­ва­ет­ся вы­со­та жиз­ни; а пре­му­д­рость оз­на­ча­ет со­бою вся­кую в ча­ст­но­с­ти до­б­ро­де­тель. По­се­му, ес­ли из ска­зан­но­го уз­на­ли мы бла­го­вре­мен­ность объ­я­тия, то из се­го же са­мо­го на­учи­лись, с кем раз­ли­че­ние по­лез­нее со­ю­за. Ибо ска­за­но:

Вре­мя уда­ля­ти­ся отъ объ­и­манiя. Кто ос­во­ил­ся с до­б­ро­де­те­лью, тот чуж­да­ет­ся сно­ше­ния с по­ро­ком. Ибо кое об­щенiе све­ту ко тме, или Хри­с­то­ви съ велiаромъ? или как воз­мож­но то­му, кто слу­жит дво­им про­ти­во­по­лож­ным меж­ду со­бою гос­по­дам, со­де­лать­ся угод­ны­ми для обо­их? Ибо лю­бовь од­но­го про­из­во­дит не­на­висть в дру­гом. По­се­му, ког­да чув­ст­во люб­ви име­ет хо­ро­шее по­след­ст­вие, а это есть бла­го­вре­мен­ность, тог­да дей­ст­ви­тель­но по­сле­ду­ет от­чуж­де­ние от про­ти­во­по­лож­но­го. Ес­ли ис­тин­но воз­лю­бил ты це­ло­му­д­рие, то воз­не­на­ви­дишь про­ти­во­по­лож­ное. Ес­ли с лю­бо­вью взи­ра­ешь на чи­с­то­ту; то яв­но, что воз­гну­шал­ся ты зло­во­ни­ем гря­зи. Ес­ли при­вя­зан к до­б­ро­му, то не­премен­но стал да­лек от при­вя­зан­но­с­ти к ху­до­му» [19, с. 118 – 119].

«Вре­мя раз­ди­рать, и вре­мя сши­вать; вре­мя мол­чать, и вре­мя го­во­рить» (Еккл. 3:7).

Сии мыс­ли, ка­жет­ся мне, вну­ша­ют­ся ска­зан­ным: (7) вре­мя раз­дра­ти, и вре­мя сши­ти, а имен­но, что­бы мы, от­торг­шись от то­го, с чем на зло се­бе срод­ни­лись, при­ле­пи­лись к то­му, еди­не­ние с чем для нас бла­го. Ибо ска­за­но: мне при­леп­ля­ти­ся Бо­го­ви бла­го есть, по­ла­га­ти на Гос­по­да упо­ванiе мое (Пс. 72:28). Иной мо­жет ска­зать, что со­вет сей по­ле­зен и для мно­го­го ино­го; на­при­мер: из­ми­те зла­го отъ васъ са­мехъ (1 Кор. 5:13). Сие по­ве­ле­ва­ет бо­же­ст­вен­ный Апо­с­тол об осуж­ден­ном за без­за­ко­нное сме­ше­ние, при­ка­зы­вая от­торг­нуть его от об­щей пол­но­ты Церк­ви, что­бы и малъ квасъ, как го­во­рит он, по­ро­ка в осуж­ден­ном не со­де­лал бес­по­лез­ным все сме­шенiе цер­ков­ной мо­лит­вы.

От­торг­ну­то­го же за грех сно­ва сши­ва­ет Апо­с­тол по­ка­я­ни­ем, го­во­ря: да не мно­гою скорбiю по­жренъ бу­детъ (2 Кор. 2:7). Так бла­го­вре­мен­но умел он и ото­драть за­гряз­нен­ную часть цер­ков­ной ри­зы, и сно­ва при­шить бла­го­вре­мен­но, ког­да ста­ла омы­та от сквер­ны по­ка­я­ни­ем» [19, стр. 126 – 127].

«Вре­мя лю­бить, и вре­мя не­на­ви­деть; вре­мя вой­не, и вре­мя ми­ру» (Еккл. 3:8).

По­се­му ска­зав­ший: вре­мя лю­би­ти, ука­зал, что дей­ст­ви­тель­но за­слу­жи­ва­ет друж­бу и до­сто­лю­без­но; и пред­пи­сав­ший вре­мя для не­на­ви­с­ти на­учил, от че­го над­ле­жит иметь от­вра­ще­ние. <…> Ибо од­но толь­ко до­сто­лю­без­но по ес­те­ст­ву – ис­тин­но Су­щее, о чем за­ко­но­по­ло­же­ние го­во­рит в де­ся­то­сло­вии: воз­лю­би­ши Гос­по­да Бо­га тво­е­го отъ все­го серд­ца тво­е­го, и от все­го по­мы­ш­ле­ния тво­е­го (Втор. 6:5). И од­но так­же по­ис­ти­не не­на­ви­ст­но, это – изо­б­ре­та­тель гре­ха, враг на­шей жиз­ни, о ко­то­ром за­кон го­во­рит: воз­не­на­ви­ди­ши вра­га тво­е­го (Мф. 5:43). Лю­бовь к Бо­гу со­де­лы­ва­ет­ся кре­по­с­тью лю­бя­ща­го; а рас­по­ло­жен­ность к по­ро­ку при­но­сит по­ги­бель лю­бя­ще­му зло. Ибо так го­во­рит про­ро­че­ст­во: воз­люб­лю Тя, Гос­по­ди, кре­пость моя: Гос­подь ук­реп­ленiе мое, и при­бе­жи­ще мое, и из­ба­ви­тель мой (Пс. 17:2,3). О про­ти­во­по­лож­ном же го­во­рит: лю­бяй не­прав­ду, не­на­ви­дитъ свою ду­шу. Одож­дитъ на греш­ни­ки се­ти (Пс. 10:5,6). По­се­му вре­мя для люб­ви к Бо­гу – вся жизнь, и вре­мя для от­чуж­де­ния от со­про­тив­ни­ка – це­лая жизнь. Кто хо­тя ма­лую ка­кую часть жиз­ни сво­ей пре­бы­ва­ет вне люб­ви Бо­жи­ей, тот, без со­мне­ния, бы­ва­ет вне То­го, от люб­ви к Ко­му от­да­лил­ся он» [19, с. 143–144].

Свт. Ио­анн Зла­то­уст

«Но ска­жет кто-ни­будь: ес­ли (то или дру­гое) су­ет­но и ве­дет к су­е­те, то для че­го же су­ще­ст­ву­ет? Ес­ли при том это – де­ло Бо­жие, то как оно мо­жет быть су­ет­но? И мно­го есть по­доб­ных воз­ра­же­ний, ка­са­тель­но это­го пред­ме­та. Но по­слу­шай, воз­люб­лен­ный! Не де­ла Бо­жии на­звал Ек­кле­си­аст су­ет­ны­ми; нет! Не не­бо су­ет­но, не зем­ля су­ет­на, нет! – ни солн­це, ни лу­на, ни звез­ды, ни те­ло на­ше. Ибо все это до­б­ро зе­ло. Что же су­ет­но? По­слу­ша­ем, что го­во­рит сам Ек­кле­си­аст: со­тво­рих ми вер­то­гра­ды…; со­тво­рих ми по­ющих и по­ющия…; и стя­жа­ние ско­та и стад мно­го ми бысть…; со­брах ми зла­то и сре­б­ро… и ви­дех, яко вся су­ет­на (2:6–11). По­слу­шай, что го­во­рит и про­рок: со­кро­ви­ще­ст­ву­ет че­ло­век и не весть ко­му со­бе­рет я (Пс. 38:7). И так, вот что су­е­та су­ет­ст­вий: оби­лие и из­бы­ток зо­ло­та, тол­пы не­воль­ни­ков, шум­но бе­гу­щих за то­бою по пло­ща­ди, гор­дость и тще­сла­вие, вы­со­ко­ме­рие и над­мен­ность; это – су­е­та, ибо про­изо­ш­ло не от Бо­га, но со­став­ле­но людь­ми. <Да­лее го­во­рит о том, что су­ет­ны бы­ва­ют по упо­треб­ле­нию сво­е­му.> Да­же и бла­го­че­с­тие мо­жет быть су­ет­но. Так бы­ло с не­ко­то­ры­ми из ел­ли­нов. Они ве­ли стро­гую жизнь, но по пу­с­то­му, не имея в ви­ду ни­ка­кой по­лез­ной це­ли, по­сту­пая так из тще­сла­вия, для сни­с­ка­ния по­че­та от тол­пы» [29, т. 11, с. 107].

Свт. Ипполит Римский

«До зде скончание словесе: аз Даниил, надолзе размышления моя смущаху мя и зрак мой пременися на мне и глагол в сердце моем соблюдох» (Дан. 7:9, 26, 27, 11). И так, каждому человеку, изучающему божественные Писания, должно последовать примеру пророка Даниила и не быть безрассудным и легкомысленным, – не должно ожидать исполнения времен и ждать смокв со смоковницы ранее определенного срока (Откр. 6:13, ср. Лк. 21:29–31), но сохранять тайну Божию (Откр. 10:7) в сердце своем со страхом, дабы не быть уловленным от своего собственного языка и не погубить души своей.

Придет время, и расцветет амигдал, и распустится кипарис, и отолстеют прузи (Еккл. 12:3–6), и прозябнет смоковница, и возрастут плоды отпадения. Тогда дверь жизни затворится (Мф. 25:10), и сокрушится водонос у источника, и сломится колесо в колии, и упразднятся мелющии, яко умалишася, и восстанут все от голоса птицы, и смутятся все дщери песни, и приведутся на торжищи плачущии, и отойдет человек в дом века своего (Еккл. 12:3–6)» [33, с. 125].

Прп. Максим Исповедник

Максима монаха к Фалассию, благочестивейшему пресвитеру и игумену о различных затруднительных местах священного писания. Вопрос LV

«Итак, как мне кажется, духовное толкование [этих] вызывающих затруднение [слов Священного Писания] подошло к своему пределу. Возможно, кто-нибудь благодаря обретенному богатству пышных волос ведующей благодати, наподобие великого Самуила духовным оком обозрев предшествующее, премудро откроет нам сокрытую в этих начертанных словах мысль, умозрительным образом излучающую на всех горний свет Истины и убеждающую могущих понять это, что нет ничего неуместного и напрасного в написанном Святым Духом. И хотя мы не в силах вместить [полностью] подобную мысль, [воспримем] всё таинственным образом, благовременно и ради человеческого спасения, началом и концом которого является премудрость. Она, возникая, сначала творит страх, а затем, завершаясь, созидает [божественное] томление любви. Вернее сказать, эта премудрость изначала ради нас домостроительно сама становится страхом, чтобы возлюбивший [Бога] перестал [творить] зло; позднее же, в [самом] конце, она естественным образом оказывается [божественным] томлением любви, дабы преисполнить духовным веселием тех, кто сожитие с ней предпочел всему сущему» [48, кн. 2, с. 174].

Афанасьев Д.

Тол­ко­ва­ние кни­ги «Песнь Пес­ней», со­став­лен­ное Д. Афа­на­сь­е­вым на ос­но­ва­нии ука­за­ний свя­тых от­цов

За­ме­ча­ние в изъ­яс­не­ние та­ин­ст­вен­но­го смыс­ла пер­во­го яв­ле­ния в пер­вом дей­ст­вии. – Под Воз­люб­лен­ной, как вы­ше уже бы­ло за­ме­че­но, в та­ин­ст­вен­ном смыс­ле нуж­но ра­зу­меть об­ще­ст­во ве­ру­ю­щих и имен­но из языч­ни­ков, что впол­не под­тверж­да­ет­ся рас­смо­т­рен­ным со­дер­жа­ни­ем пер­во­го яв­ле­ния, где Воз­люб­лен­ная пред­став­ля­ет­ся ино­ст­ран­кою сре­ди дще­рей Ие­ру­са­лим­ских и во двор­це ца­ря Со­ло­мо­на; под ца­рем – Воз­люб­лен­ным нуж­но ра­зу­меть са­мо­го Бо­га Хри­с­та. Из со­дер­жа­ния пер­во­го яв­ле­ния вид­но, что об­ще­ст­во ве­ру­ю­щих из языч­ни­ков на­хо­дит­ся в осо­бен­но дру­же­ст­вен­ных от­но­ше­ни­ях с об­ще­ст­вом ве­ру­ю­щих из Ев­ре­ев, т.е. с цер­ко­вью за­вет­ною, ко­то­рую изо­б­ра­жа­ют «дще­ри Ие­ру­са­лим­ския», и вме­с­те с ни­ми уча­ст­ву­ет на пи­ре у Ца­ря Бо­га, ко­неч­но ду­хов­ном, со­сто­я­щем в об­ще­нии ве­ры и люб­ви и в ра­до­с­ти о Гос­по­де. Те­перь во­прос: ка­кой ис­то­ри­че­с­кий мо­мент ре­ли­ги­оз­но­го со­сто­я­ния ве­ру­ю­щих из языч­ни­ков ри­су­ет­ся в этом пер­вом яв­ле­нии? В пер­вое вре­мя, по­сле от­де­ле­ния Ав­ра­а­ма из сре­ды на­ро­дов, «сме­шан­ных в еди­но­мыс­лии зла» (Прем. 10:5), и по­сле об­ра­зо­ва­ния Церк­ви за­вет­ной сре­ди по­том­ков Ав­ра­а­мо­вых, ос­тав­ши­е­ся ве­ру­ю­щие в сре­де язы­ков про­дол­жа­ли жить ре­ли­ги­оз­но-ду­хов­но по за­ве­ту Бо­га с Но­ем, поль­зу­ясь об­щим от­кро­вен­ным пре­да­ни­ем, со­хра­нив­шим­ся в от­дель­ных ро­дах и се­мей­ст­вах и от­ча­с­ти ожив­ля­е­мым и под­дер­жи­ва­е­мым осо­бен­ны­ми яв­ле­ни­я­ми Бо­га: это мы ви­дим из ис­то­ри­че­с­ких при­ме­ров Мел­хи­се­де­ка и дру­гих лиц, с ко­то­ры­ми Ав­ра­ам вхо­дил в сно­ше­ние (см. Быт. 20:3, 22:22–24; 23:5–6), так­же из при­ме­ра Ва­ла­а­ма (Чис. 22–24), Ио­ва и др. Но по­сте­пен­но пре­да­ние за­бы­ва­лось и ис­ка­жа­лось в об­ра­зо­вав­ших­ся ре­ли­ги­оз­ных куль­тах язы­че­с­ких, а к вос­при­я­тию не­по­сред­ст­вен­ных от­кро­ве­ний от Бо­га языч­ни­ки де­ла­лись все бо­лее и бо­лее не­спо­соб­ны­ми, как это мы ви­дим из при­ме­ра Ва­ла­а­ма. Меж­ду тем в сре­де языч­ни­ков все­гда бы­ли ду­ши, то­мя­щи­е­ся от не­удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­с­ти ве­ры и ре­ли­ги­оз­ной люб­ви, и ищу­щие Бо­га ис­тин­но­го. Они, ко­неч­но, мог­ли на­хо­дить и дей­ст­ви­тель­но на­хо­ди­ли, ис­тин­ное удов­ле­тво­ре­ние сво­им ре­ли­ги­оз­ным по­треб­но­с­тям че­рез при­ня­тие ре­ли­гии Ев­ре­ев; и дей­ст­ви­тель­но, со вре­ме­ни ис­хо­да Ев­ре­ев из Егип­та мы ви­дим сре­ди Из­ра­и­ля цер­ков­ное об­ще­ст­во при­шель­цев, или про­зе­ли­тов, пра­ва ко­то­рых оп­ре­де­ля­ют­ся за­ко­на­ми. Но та­кой спо­соб, имен­но че­рез про­зе­ли­тизм, про­све­ще­ния языч­ни­ков ис­тин­ною ве­рою мог при­ме­нять­ся толь­ко в осо­бо ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях и толь­ко сре­ди языч­ни­ков, ко­то­рые жи­ли на од­ной тер­ри­то­рии с Из­ра­и­лем и из ко­то­рых вы­сту­па­ют в ис­то­рии ве­ли­кие пред­ста­ви­те­ли ве­ру­ю­щих из языч­ни­ков, ка­ко­вы – Ра­ав и Руфь Мо­а­ви­тян­ка. Но оче­вид­но, что это бы­ли ис­клю­чи­тель­ные слу­чаи и тем бо­лее ис­клю­чи­тель­ные, что с ха­на­ан­ски­ми на­ро­да­ми и с дру­ги­ми тер­ри­то­ри­аль­ны­ми со­се­дя­ми Ев­реи по­сто­ян­но бы­ли во враж­де и ве­ли вой­ны. Вне же сфе­ры тер­ри­то­ри­аль­ных от­но­ше­ний и свя­зей на­хо­дил­ся це­лый мир языч­ни­ков и при­том языч­ни­ков про­све­щен­ней­ших, и в со­ци­аль­но-граж­дан­ском и ум­ст­вен­ном от­но­ше­ни­ях да­ле­ко ушед­ших впе­ред срав­ни­тель­но с Ев­ре­я­ми. С эти­ми языч­ни­ка­ми, напр. Фи­ни­ки­я­на­ми, Егип­тя­на­ми и др., до вре­мен Да­ви­да и Со­ло­мо­на не бы­ло у Из­ра­и­ля мир­ных не­по­сред­ст­вен­ных сно­ше­ний. Ког­да же Со­ло­мон во­шел в та­кие сно­ше­ния с ука­зан­ны­ми на­ро­да­ми, то тот­час воз­ник во­прос о ре­ли­ги­оз­ном об­ще­нии Из­ра­и­ля с эти­ми даль­ни­ми языч­ни­ка­ми и об удов­ле­тво­ре­нии их ре­ли­ги­оз­ных нужд и по­треб­но­с­тей, с ко­то­ры­ми они на­стой­чи­во тол­ка­лись к име­ю­щим клю­чи цар­ст­ва Бо­жия. Из ис­то­ри­че­с­ких свящ. книг мы зна­ем, как про­све­щен­ный Бо­же­ст­вен­ною му­д­ро­с­тью Со­ло­мон ре­шал этот во­прос, пред­ла­гая ищу­щим Бо­га языч­ни­кам ре­ли­ги­оз­ное еди­не­ние в со­здан­ном им хра­ме Бо­гу ис­тин­но­му на един­ст­вен­ном ус­ло­вии ве­ры их и па­с­ты­рем на поч­ве ес­те­ст­вен­но­го ре­ли­ги­оз­но­го ве­де­ния без цер­ков­но-об­ря­до­вых ус­ло­вий за­ко­на Мо­и­се­е­ва (см. 3 Цар. 4:29–34); по­то­му что эти «при­хо­дя­щие из­да­ле­ча» языч­ни­ки по ус­ло­ви­ям сво­ей со­ци­аль­ной и граж­дан­ской жиз­ни не хо­те­ли, да и не мог­ли быть при­шель­ца­ми и при­сель­ни­ка­ми у Из­ра­и­ля, граж­дан­ская и со­ци­аль­ная жизнь ко­то­ро­го име­ла со­вер­шен­но са­мо­сто­я­тель­ное раз­ви­тие, не­при­ме­ни­мое к жиз­ни граж­дан­ски-са­мо­сто­я­тель­ных языч­ни­ков. В «Пес­ни Пес­ней» ре­ша­ет­ся тот же са­мый во­прос, но толь­ко здесь это ре­ше­ние пред­став­ля­ет­ся в его иде­аль­но-нор­маль­ном, долж­ном ви­де; и в пер­вом яв­ле­нии пер­во­го дей­ст­вия ри­су­ет­ся ис­то­ри­че­с­кий мо­мент ре­ли­ги­оз­но­го со­сто­я­ния об­ще­ст­ва ве­ру­ю­щих из языч­ни­ков и от­но­ше­ния их к на­ро­ду Бо­жию в том фа­зи­се, в ко­то­рый всту­пи­ли они во вре­мя Со­ло­мо­на. Воз­люб­лен­ная изо­б­ра­жа­ет пред «дще­ря­ми Ие­ру­са­лим­ски­ми» свое со­сто­я­ние и по­ло­же­ние на ро­ди­не, т.е. ре­ли­ги­оз­но-нрав­ст­вен­ное со­сто­я­ние ищу­щих Бо­га ис­тин­но­го сре­ди языч­ни­ков, в та­ком ви­де: имея до­б­рые стрем­ле­ния и не­о­до­ли­мое вле­че­ние к ис­ти­не, она бы­ла очер­не­на в сво­ем за­блуж­да­ю­щем­ся зна­нии, ос­леп­ле­на бы­ла ду­хов­но, имен­но ис­пы­та­тель­ным ис­сле­до­ва­ни­ем при­ро­ды, ко­то­рая сво­ею ос­ле­пи­тель­ною кра­со­тою и по­дав­ля­ю­щим вли­я­ни­ем сти­хий­ных сил при­во­ди­ла лишь к не­раз­ре­ши­мым ес­те­ст­вен­ным умом ре­ли­ги­оз­ным во­про­сам, – и вот, «солн­це опа­ли­ло ее» (Песн. 1:4–5; ср. Прем. 13:3–7). Ее во­про­са­ми и бес­по­кой­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми не­до­воль­ны бы­ли ее стар­шие бра­тья от дру­го­го от­ца и, же­лая оту­чить ее от иде­аль­ни­ча­ния, на­зна­чи­ли чуж­дую для ее ду­ха ра­бо­ту – сте­речь их ви­но­град­ни­ки, при­чем она ока­за­лась, ко­неч­но, пло­хим сто­ро­жем (Песн. 1:5): стар­шие бра­тья от дру­го­го от­ца суть языч­ни­ки, ко­то­рые спо­кой­но уже жи­ли «по ве­ку ми­ра се­го, по кня­зю вла­с­ти воз­душ­ные» (Еф. 2:2), со­вер­шен­но под­чи­нив­шись от­цу сво­е­му ди­а­во­лу (Ин. 8:44), и ко­то­рые с не­удо­воль­ст­ви­ем и враж­деб­но смо­т­ре­ли на тех в сво­ей сре­де, ко­то­рые не мог­ли и не хо­те­ли удов­ле­тво­рить­ся их ре­ли­ги­оз­ны­м ми­ро­со­зер­ца­ни­ем. Ви­но­град­ни­ки у этих бра­ть­ев суть язы­че­с­кие ре­ли­ги­оз­но-бо­го­слу­жеб­ные куль­ты, а по­став­ле­ние ими сво­ей бес­по­кой­ной се­с­т­ры стра­жем в этих ви­но­град­ни­ках изо­б­ра­жа­ет по­свя­ще­ние в тай­ны раз­ных ре­ли­ги­оз­ных ми­с­те­рий и язы­че­с­ких бо­го­слов­ских си­с­тем. Но ду­ши с ис­тин­ным ре­ли­ги­оз­ным чув­ст­вом и с энер­ги­че­с­кою жаж­дою ис­тин­но­го бо­го­ве­де­ния не мог­ли удов­ле­тво­рить­ся ми­с­те­ри­я­ми и бо­го­слов­ски­ми си­с­те­ма­ми, ча­с­то без­нрав­ст­вен­ны­ми и пря­мо не­ле­пы­ми, – и вот они про­дол­жа­ют ис­кать ис­ти­ну и взы­вать с моль­бою о по­мо­щи к не­ве­до­мо­му Бо­гу (Песн. 1:6; ср. Де­ян. 17:22–23). Та­ким-то имен­но языч­ни­кам Бог от­крыл­ся во вре­ме­на Со­ло­мо­на, при­гла­шая их че­рез осо­бен­ные яв­ле­ния, со­вер­шив­ши­е­ся тог­да сре­ди Из­ра­и­ля, из­бран­но­го на­ро­да, к сле­до­ва­нию по пу­тям бо­го­ве­де­ния, от­кры­тым это­му ста­ду Бо­жию и к по­у­че­нию у бо­го­по­с­тав­лен­ных па­с­ты­рей (Песн. 1:7). Та­ким па­с­ты­рем-учи­те­лем для языч­ни­ков был сам Со­ло­мон (но он по та­ин­ст­вен­но­му зна­ме­но­ва­нию сво­е­му в «Пес­ни Пес­ней» яв­ля­ет­ся об­ра­зом еди­но­го Бо­га) и по­том про­ро­ки Ие­го­вы; кро­ме них, про­све­ще­нию языч­ни­ков мог­ли и долж­ны бы­ли слу­жить все ис­тин­ные Из­ра­иль­тя­не, ко­то­рые ре­ли­ги­оз­но-нрав­ст­вен­ную лю­бовь к ближ­ним не ог­ра­ни­чи­ва­ли уз­ким кру­гом на­ци­о­наль­но­го род­ст­ва (см. Лк. 10:29–37) и ко­то­рые в «Пес­ни Пес­ней» изо­б­ра­жа­ют­ся под «дще­ря­ми Ие­ру­са­лим­ски­ми». Обя­зан­но­с­ти та­ких чле­нов Церк­ви под­за­кон­ной по от­но­ше­нию к языч­ни­кам долж­ны бы­ли со­сто­ять, по ука­за­нию «Пес­ни Пес­ней», в под­го­тов­ле­нии их к встре­че и к долж­но­му при­ня­тию име­ю­ще­го явить­ся Гос­по­да в ли­це Мес­сии, с од­ной сто­ро­ны, ука­зы­вая по име­ю­щим­ся от­кро­ве­ни­ям при­зна­ки при­ше­ст­вия Воз­люб­лен­но­го Бо­га и му­д­ро сдер­жи­вая не­тер­пе­ли­вые по­ры­вы не­о­буз­дан­ных игом за­ко­на языч­ни­ков, а с дру­гой – ста­раясь об ук­ра­ше­нии их нрав­ст­вен­ны­ми до­б­ры­ми ка­че­ст­ва­ми (см. Песн. 1:3, 4, 7, 9–10). На­ко­нец, су­ще­ст­вен­ное и глав­ное в пер­вом яв­ле­нии пер­во­го дей­ст­вия, а так­же и во всех даль­ней­ших яв­ле­ни­ях, со­став­ля­ет от­но­ше­ние к Воз­люб­лен­ной Воз­люб­лен­но­го ца­ря, под ко­то­рым в та­ин­ст­вен­ном смыс­ле нуж­но ра­зу­меть Са­мо­го Бо­га. В рас­сма­т­ри­ва­е­мом яв­ле­нии это от­но­ше­ние про­яв­ля­ет­ся в том, что Царь Из­ра­и­лев, при­вле­кая сла­вою о сво­ей му­д­ро­с­ти серд­ца ищу­щих му­д­ро­с­ти (Песн. 1: 1–2), лю­без­но и с че­с­тью при­ни­ма­ет в сво­ем двор­це ино­ст­ран­ку Воз­люб­лен­ную, «вво­ди ее в чер­то­ги свои» и «в дом пи­ра» (Песн. 1:3, 2:4), где она уча­ст­ву­ет на пи­ре в ка­че­ст­ве по­чет­ной гос­тьи, по ее прось­бе да­ет ей му­д­рые со­ве­ты от­но­си­тель­но му­д­ро­го по­ве­де­ния (– «иди се­бе по сле­дам овец») и ру­ко­вод­ст­вен­но­го уп­рав­ле­ния дру­ги­ми (– «па­си коз­лят тво­их», – вид­но, что Воз­люб­лен­ная – ли­цо цар­ст­вен­ное, – ст. 7), для ук­ра­ше­ния ее да­ет ей по­дар­ки и, на­ко­нец, удо­с­та­и­ва­ет ее осо­бен­ной люб­ви и ду­хов­но­го еди­не­ния на ло­не при­ро­ды, т.е. в сфе­ре ес­те­ст­вен­но­го зна­ния, или, по ны­неш­не­му, на на­уч­ной поч­ве (Песн. 1:5). В та­ин­ст­вен­ном смыс­ле это зна­чит, что Бог, Ие­го­ва Из­ра­и­лев, как царь не толь­ко Ев­ре­ев, а и языч­ни­ков, ми­ло­с­ти­во до­пу­с­ка­ет ищу­щих Бо­га языч­ни­ков к ре­ли­ги­оз­но­му об­ще­нию и уча­с­тию в пра­зд­не­ст­вен­ном цер­ков­ном тор­же­ст­ве сре­ди Сво­е­го из­бран­но­го на­ро­да и в Сво­ем хра­ме, где ми­ло­с­ти­во слы­шит их мо­ле­ния (см. 3 Цар. 8: 41–43) и че­рез бо­го­про­с­ве­щен­ных му­жей да­ет им раз­ре­ши­тель­ные от­ве­ты на их не­до­умен­ные во­про­сы (см. 3 Цар. 10:1–9; ср. Мф. 12: 42). За­ме­ча­тель­ны в этом, ри­су­е­мом в Пес­ни ре­ли­ги­оз­ном про­све­ще­нии языч­ни­ков, две су­ще­ст­вен­ные чер­ты, имен­но: цер­ков­но-ре­ли­ги­оз­ное об­ще­ние Ев­ре­ев, как чле­нов Церк­ви под­за­кон­ной, с языч­ни­ка­ми без при­ня­тия по­след­них в эту Цер­ковь че­рез об­ре­за­ние и в ка­че­ст­ве про­зе­ли­тов, и про­мыс­ли­тель­ное про­све­ти­тель­ное воз­дей­ст­вие на языч­ни­ков Са­мо­го Бо­га че­рез яв­ле­ния при­ро­ды, ка­ко­вое воз­дей­ст­вие пред­став­ля­ет­ся в «Пес­ни Пес­ней» об­щим про­све­ти­тель­ным сред­ст­вом для всех языч­ни­ков; са­мо об­ще­ние Бо­га с языч­ни­ка­ми че­рез ес­те­ст­вен­ное бо­го­по­зна­ние и по­кло­не­ние Ему, как Твор­цу и Зиж­ди­те­лю все­го, пред­став­ля­ет­ся ес­те­ст­вен­но цер­ков­ным (– «ло­же у нас – зе­лень; кров­ли до­мов на­ших – ке­д­ры; по­тол­ки на­ши – ки­па­ри­сы»: об­раз церк­ви) со­ю­зом Бога с че­ло­ве­ка­ми. То по­ня­тие о ре­ли­ги­оз­ном об­ще­нии Ев­ре­ев с языч­ни­ка­ми, к ко­то­ро­му стре­мил­ся и ко­то­рое осу­ще­ств­ля­ет Со­ло­мон, не бы­ло ус­во­е­но всем на­ро­дом Ев­рей­ским, в ко­то­ром, на­про­тив, раз­ви­лись впос­лед­ст­вии ре­ли­ги­оз­но-на­ци­о­наль­ные не­тер­пи­мость и ис­клю­чи­тель­ность; но луч­шие бо­го­про­с­ве­щен­ные му­жи Из­ра­и­ля по осо­бо­му дей­ст­вию Бо­жию вхо­ди­ли и в по­сле­ду­ю­щие вре­ме­на в та­кое об­ще­ние с языч­ни­ка­ми, ка­кое ри­су­ет­ся в «Пес­ни Пес­ней». При­мер это­го мы ви­дим в де­я­тель­но­с­ти пророка Илии, по­слан­но­го к вдо­ви­це Са­реп­ты Си­дон­ской (3 Цар. 17:8–23; ср. Лк 4:25–26), – пророка Ели­сея, ис­це­лив­ше­го от про­ка­зы языч­ни­ка Не­ема­на Си­ри­я­ни­на и поз­во­лив­ше­го это­му языч­ни­ку по­кло­нять­ся и слу­жить Бо­гу ис­тин­но­му на сво­ей ро­ди­не, не по­ки­дая сво­их обя­зан­но­с­тей при язы­че­с­ком ца­ре (4 Цар. 5:1–19; ср. Лк. 4:27), – пророка Ио­ны, по­слан­но­го про­по­ве­до­вать спа­си­тель­ное по­ка­я­ние Ни­не­ви­тя­нам (см. его кни­гу), – пророка Да­ни­и­ла, быв­ше­го гла­вою «над все­ми му­д­ры­ми Ва­ви­лон­ски­ми» и ре­ли­ги­оз­ным ру­ко­во­ди­те­лем не­сколь­ких язы­че­с­ких ца­рей, и др. Факт же об­ще­ния Бо­га с языч­ни­ка­ми на ло­не при­ро­ды, ко­то­рая для мно­гих из них бы­ла хра­мом ис­тин­но­го Бо­га, где они по­кла­ня­лись Ему и по­уча­лись от Не­го, за­сви­де­тель­ст­во­ван вдох­но­вен­ным пев­цом, про­ро­ком и ца­рем Да­ви­дом, ко­то­рый та­ки­ми ве­ли­че­ст­вен­ны­ми чер­та­ми опи­сы­ва­ет этот храм: «не­бе­са про­по­ве­ду­ют сла­ву Бо­жию, и о де­лах рук Его ве­ща­ет твердь. День дню пе­ре­да­ет речь, и ночь но­чи от­кры­ва­ет зна­ние. Нет язы­ка, и нет на­ре­чия, где не слы­шал­ся бы го­лос их. По всей зем­ле про­хо­дит звук их, и до пре­де­лов все­лен­ной сло­ва их» (Пс. 18:2–5). Та­ким имен­но спо­со­бом, – разъ­яс­ня­ет но­во­за­вет­ный ве­ща­тель тайн Бо­жи­их, – «что мож­но знать о Бо­ге, яв­но для них, т.е. для языч­ни­ков, по­то­му что Бог явил им. Ибо не­ви­ди­мое Его, веч­ная си­ла Его и Бо­же­ст­во, от со­зда­ния ми­ра че­рез рас­сма­т­ри­ва­ние тво­ре­ний ви­ди­мы» (Рим. 1:19–20). Так и в этом-то не­ру­ко­тво­рен­ном хра­ме, как Ев­ре­ям в хра­ме Ие­ру­са­лим­ском, Бог от­кры­вал Се­бя языч­ни­кам, «да­бы они ис­ка­ли Бо­га, не ощу­тят ли Его, и не най­дут ли»: и Он был не­да­ле­ко от каж­до­го из них (Де­ян. 17:22–28). Та­кое об­ще­ние Бо­га с языч­ни­ка­ми на ло­не при­ро­ды и ри­су­ет­ся об­раз­но в Пес­ни так: «ле­вая ру­ка Его у ме­ня под го­ло­вою, а пра­вая об­ни­ма­ет ме­ня» (Песн. 2:6). Про­мысл Бо­жий этим ес­те­ст­вен­ным пу­тем вос­хо­тел ве­с­ти языч­ни­ков ко спа­се­нию, и рев­ни­те­ли за­ко­на, чле­ны Церк­ви под­за­кон­ной, ве­до­мые к то­му же, но иным пу­тем, не долж­ны бы­ли тре­во­жить языч­ни­ков в их ре­ли­ги­оз­ном раз­ви­тии, не­ра­зум­ным на­вя­зы­ва­ни­ем им сво­их за­кон­ных те­о­кра­ти­че­с­ких уч­реж­де­ний. «Не бу­ди­те и не тре­вожь­те Воз­люб­лен­ной, – за­кли­на­ет дще­рей Ие­ру­са­лим­ских сам Воз­люб­лен­ный, – до­ко­ле ей угод­но» (Песн. 2:7)[72]…





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 270 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2214 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.