Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Блаж. Фе­о­до­рит Кир­ский. «Вопрос 7. Иные упрекают Соломона в том, что убил брата (3 Цар




«Вопрос 7. Иные упрекают Соломона в том, что убил брата (3 Цар. 2:25)?

Различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие – в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, который он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого или апостольского совершенства, но сообразного царям. А он знал, что Адония желает самовластия, потому что покушался уже восхитить царство. Посему, хотя простил его за первое покушение и обещал пощадить его жизнь, если будет вести себя скромно, однако же когда Адония попросил в жену Ависагу, согревающую отца, не дал ее, потому что прошение сие было путем к самовластию, но радея о безмятежии царства, повелел умертвить его.

Вопрос 8. Для чего Соломон умертвил Иоава, прибегнувшему к Богу (3 Цар. 2:29–34)?

Повелевал сие Божий закон, предписывавший предавать смерти убийцу, прибегнувшего к алтарю (Исх. 21:14). А Семей сам на себя навлек смертный приговор, потому что обещавшись жить в столице и обещание подтвердив клятвою, нарушил клятву и вопреки условию осмелился выйти из города (3 Цар. 2:36–46)» [48, с. 299].

К гла­ве 17

Прп. Иси­дор Пе­лу­си­от:

«Ие­ру­са­лим (вос­поль­зу­юсь яс­ным при­ме­ром), ког­да был под­креп­ля­ем Бо­жи­им спо­бор­ни­че­ст­вом, сто­ял не­пре­клон­но и без тру­да и кро­во­про­ли­тия одер­жи­вал по­бе­ды, а ког­да ли­шал­ся оно­го за то, что вос­та­вал про­тив Не­го, вра­же­с­кий огонь удоб­но пре­кло­нял его к зем­ле. Так и ду­ша, ког­да за по­сто­ян­ст­во нра­вов она бу­дет ог­раж­де­на си­лой свы­ше, лег­ко пре­одо­ле­ет вра­гов, а ког­да со­гре­шит, бу­дет и здесь объ­я­та ог­нем стра­с­тей, и там му­чи­ма ог­нем су­да» [23, ч. 2–3, с. 75].

К гла­ве 19

М.Д. Му­ре­тов.

Ро­до­сло­вие Хри­с­та

«Здесь на­хо­дят ос­ве­ще­ние все осо­бен­но­с­ти ро­до­сло­вия Хри­с­та. И преж­де все­го, что для нас ста­но­вит­ся яс­ным, это де­ле­ние мес­си­ан­ско­го ро­до­сло­вия на три эпо­хи. Вся­кий ор­га­ни­че­с­ки раз­ви­ва­ю­щий­ся про­цесс не­об­хо­ди­мо пе­ре­жи­ва­ет три ста­дии: пе­ри­од по­сте­пен­но­го рос­та и фор­ми­ро­ва­ния в оп­ре­де­лен­ный и за­кон­чен­ный вид, пе­ри­од выс­ше­го раз­ви­тия и про­цве­та­ния всех жиз­нен­ных сил ор­га­низ­ма и, на­ко­нец, пе­ри­од по­сте­пен­но­го ос­лаб­ле­ния и увя­да­ния ор­га­низ­ма, что­бы дать ме­с­то пре­ем­ни­ку. Вот этот не­пре­лож­ный за­кон ор­га­ни­че­с­ко­го про­цес­са еван­ге­лист при­ме­ня­ет или, точ­нее, рас­кры­ва­ет и на ро­до­слов­ном дре­ве Мес­сии. Пе­ри­од от Ав­ра­а­ма до Да­ви­да пред­став­ля­ет по­сте­пен­ное воз­ра­с­та­ние мес­си­ан­ско­го на­ро­да, в пе­ри­од от Да­ви­да до Ва­ви­лон­ско­го пле­на мес­си­ан­ское дре­во до­сти­га­ет сво­е­го на­и­выс­ше­го раз­ви­тия и про­цве­та­ния, в по­сле­плен­ную эпо­ху и до Хри­с­та со­вер­ша­ет­ся по­сте­пен­ное увя­да­ние мес­си­ан­ско­го дре­ва, по­ка от не­го не ос­та­нет­ся, на­ко­нец, один толь­ко усе­чен­ный ко­рень Иес­сея, от ко­то­ро­го дол­жен был взой­ти но­вый Рос­ток, про­из­рос­ший в но­вый, все­мир­ный и веч­ный ор­га­низм на ме­с­те ста­ро­го и вре­мен­но­го. Та­ким об­ра­зом, этим де­ле­ни­ем на три эпо­хи еван­ге­лист яс­но го­во­рит нам, что Вет­хий За­вет умер и дол­жен был уме­реть, ибо пе­ре­жил все три воз­мож­ные для не­го пе­ри­о­да, так что на ме­с­те его дол­жен явить­ся Но­вый За­вет со­вер­шен­ней­ший. <…>

…Ро­до­слов­ное мес­си­ан­ское дре­во, по­ро­див­шее со­вер­шен­ней­ший плод, хо­тя и об­ра­ти­лось в су­хой ствол и умер­ло, но в сво­ем По­рож­де­нии, или Рост­ке, оно вос­про­из­ве­ло свой тип и про­дол­жа­ет уже веч­но жить в Нем. Ге­не­зис, или ис­то­рия, Мес­сии по­это­му долж­на сто­ять в ти­по­ло­ги­че­с­ком от­но­ше­нии с ис­то­ри­ей Его ро­до­слов­но­го дре­ва. Еван­ге­лие, хо­тя и есть но­вый ор­га­низм, все­мир­ный и веч­ный, про­из­рос­ший из умер­ше­го ста­ро­го, вре­мен­но­го и ме­ст­но­го, но этот Но­вый За­вет про­об­ра­зо­ван был, или ти­по­ло­ги­че­с­ки пре­ду­ка­зан, в За­ве­те Вет­хом, вос­при­нял в се­бя и от­ра­зил в се­бе ти­пи­че­с­кие осо­бен­но­с­ти сво­е­го пра­ро­ди­те­ля» [35, с. 278 – 279].

«Мы зна­ем уже, что в эпо­ху воз­ра­с­та­ния ро­до­слов­но­го дре­ва Хри­с­та ро­ды из­би­ра­лись не по за­ко­ну плот­ско­го пер­во­род­ст­ва или внеш­не-юри­ди­че­с­ко­го пра­во­нас­ле­дия, но по за­ко­ну ве­ры и нрав­ст­вен­ным ка­че­ст­вам ро­до­на­чаль­ни­ков. Из всех рас­се­яв­ших­ся по­сле раз­де­ле­ния язы­ков по всей зем­ле лю­дей из­би­ра­ет­ся Ав­ра­ам за свою ве­ру и пре­дан­ность Бо­гу: ему да­ет­ся обе­то­ва­ние о Се­ме­ни, в Ко­то­ром бла­го­сло­вят­ся все на­ро­ды. Из двух плот­ских де­тей Ав­ра­а­ма про­дол­жа­те­лем ро­да ста­но­вит­ся сын обе­то­ва­ния и ве­ры Иса­ак, а не Из­ма­ил. Так­же из двух бра­ть­ев-близ­не­цов, де­тей Иса­а­ка, пер­во­род­ст­во по­лу­ча­ет не ди­кий ко­чев­ник и зве­ро­лов Исав, но крот­кий и мир­ный оби­та­тель ша­т­ров Иа­ков. Он ста­но­вит­ся ро­до­на­чаль­ни­ком це­ло­го на­ро­да и его ко­лен. Но из две­над­ца­ти его сы­но­вей из­би­ра­ет­ся не не­до­стой­ный пер­ве­нец Ру­вим, но до­стой­ней­ший Иу­да, ко­то­ро­му воз­ве­ща­ет­ся ски­петр до при­ше­ст­вия При­ми­ри­те­ля на­ро­дов. За­тем два не­до­стой­ные сы­на Иу­ды ус­т­ра­ня­ют­ся, и мес­си­ан­ский род на­хо­дит се­бе до­стой­но­го пра­от­ца в ли­це са­мо­го Иу­ды и до­стой­ней­шую пра­ма­терь в ли­це Фа­ма­ри. Так по­сте­пен­но рас­тет и раз­ви­ва­ет­ся мес­си­ан­ская ро­до­слов­ная ветвь на об­щем дре­ве мес­си­ан­ско­го на­ро­да Бо­жия, об­хо­дя и ус­т­ра­няя лиц не­до­стой­ных, но, на­про­тив, из­би­рая до­стой­ней­ших и ус­во­яя луч­шие си­лы из язы­че­ст­ва в ли­це Воо­за от Ра­ха­вы и Ови­да, де­да Да­ви­до­ва и от­ца Иес­се­е­ва, от Ру­фи – до Да­ви­да ца­ря. В ли­це Да­ви­да впер­вые осу­ще­ств­ля­ет­ся обе­то­ва­ние Иу­де о ски­пе­т­ре и за­ко­но­да­те­ле от чресл его, но не по­то­му, что Бог не смо­т­рит на ли­цо, как че­ло­век, но смо­т­рит на серд­це. В Да­ви­де ца­ре бо­лее, чем во всех дру­гих по­том­ках Иу­ды, от­пе­чат­лел­ся тип бу­ду­ще­го За­ко­но­по­лож­ни­ка и При­ми­ри­те­ля на­ро­дов. Но с Да­ви­дом вхо­дит в жизнь мес­си­ан­ско­го ро­да но­вая сто­ро­на – внеш­не-юри­ди­че­с­кое пра­во­нас­ле­дие цар­ско­го до­сто­ин­ст­ва Да­ви­до­ва, раз­де­ля­ю­щее мес­си­ан­скую ветвь на две от­рас­ли. Внеш­нее пра­во­нас­ле­дие мес­си­ан­ско­го пре­сто­ла не пред­по­ла­га­ет не­об­хо­ди­мо и вну­т­рен­не­го до­сто­ин­ст­ва в но­си­те­ле это­го пра­ва, так что мно­гие из цар­ст­вен­ных по­том­ков Да­ви­да, не ис­клю­чая да­же и Со­ло­мо­на, от­ли­ча­лись идо­ло­слу­же­ни­ем и бо­го­от­ступ­ни­че­ст­вом, а иные – да­же край­ним не­че­с­ти­ем. Эти ли­ца, как но­си­те­ли цар­ско­го до­сто­ин­ст­ва, мог­ли толь­ко внеш­ним об­ра­зом и по не­об­хо­ди­мо­с­ти про­дол­жать юри­ди­че­с­кое пра­во Мес­сии на те­о­кра­ти­че­с­кий пре­стол Да­ви­да, но не рас­ти и жить на мес­си­ан­ской вет­ви в ка­че­ст­ве пра­ро­ди­те­лей без­греш­ной пло­ти Спа­си­те­ля. И ес­ли внеш­нее пра­во­нас­ле­дие цар­ст­ва в си­лу ис­то­ри­че­с­кой не­об­хо­ди­мо­с­ти со­вер­ша­лось по за­ко­ну пло­ти, не­за­ви­си­мо от лич­ных уси­лий и нрав­ст­вен­ных ка­честв по­том­ков Да­ви­да, то, на­про­тив, от пра­от­цев Хри­с­та по пло­ти, как мы зна­ем из пер­вой эпо­хи ро­до­сло­вия у Мат­фея, тре­бо­ва­лись пе­чать мес­си­ан­ско­го иде­а­ла, нрав­ст­вен­но-ре­ли­ги­оз­ное со­от­вет­ст­вие про­об­ра­за Об­ра­зу и лич­ные ду­хов­ные до­сто­ин­ст­ва.

Та­ким об­ра­зом, то, что в пер­вую эпо­ху со­еди­ня­лось в пра­от­цах Гос­по­да, по­сле Да­ви­да долж­но бы­ло обо­со­бить­ся в двух от­дель­ных ро­дах. По­том­ки Да­ви­да че­рез Со­ло­мо­на про­дол­жа­ют цар­ст­вен­ное ро­до­сло­вие Мес­сии до Ио­си­фа, мни­мо­го и юри­ди­че­с­ко­го от­ца Ии­су­са Хри­с­та, но не по­то­му, что они бы­ли до­стой­ны­ми но­си­те­ля цар­ст­вен­но-мес­си­ан­ско­го иде­а­ла, а толь­ко «ра­ди Да­ви­да, от­ца их, ко­е­му обе­щал Бог све­тиль­ник в де­тях его на все вре­ме­на», и ра­ди Иу­ды, ко­то­ро­му воз­ве­щен был «за­ко­но­да­тель до при­ше­ст­вия При­ми­ри­те­ля». По этой ли­нии Хри­с­тос по­лу­чал толь­ко внеш­нее пра­во на пре­стол от­ца Его Да­ви­да. На­про­тив, род Да­ви­да че­рез На­фа­на хо­тя и не имел цар­ст­вен­ных прав, но хра­нил в се­бе мес­си­ан­скую жизнь и мес­си­ан­ские иде­а­лы во всей чи­с­то­те и си­ле. И ес­ли род Да­ви­да че­рез Со­ло­мо­на, не го­во­ря да­же о са­мом Со­ло­мо­не, имел та­ких не­че­с­тив­цев, как Ио­рам и его по­том­ки от Ие­за­ве­ли, Ахаз, Ио­а­ким и поч­ти все, кро­ме не­мно­гих, то о ли­цах ро­да На­фа­но­ва нам или ни­че­го не­из­ве­ст­но, или же из­ве­ст­но од­но толь­ко пре­крас­ное, как о Са­ла­фи­и­ле, Зо­ро­ва­ве­ле и Илие-Ио­а­ки­ме и его же­не Ан­не, не го­во­ря уже о Пре­чи­с­той Де­ве Ма­рии. По все­му мож­но пред­по­ла­гать, что это все бы­ли ис­тин­ные и пра­вед­ные из­ра­иль­тя­не, по­доб­но стар­цу Си­ме­о­ну и про­ро­чи­це Ан­не, свя­то хра­нив­шие и из ро­да в род в не­при­кос­но­вен­ной чи­с­то­те пе­ре­да­вав­шие мес­си­ан­ские иде­ал и ча­я­ние Уте­хи Из­ра­и­ле­вой. Так, пу­тем нрав­ст­вен­но-те­о­кра­ти­че­с­ко­го из­бра­ния в этой вет­ви про­дол­жа­ла со­хра­нять­ся и раз­ви­вать­ся ис­тин­но мес­си­ан­ская жизнь до по­след­не­го и чи­с­тей­ше­го по­рож­де­ния ее – Ма­рии Де­вы, от Ко­то­рой вос­при­ял Хри­с­тос Свою без­греш­ную плоть.

Та­ким об­ра­зом, в бра­ке Ио­си­фа и Ма­рии, по див­ным пу­тям Бо­же­ст­вен­но­го По­мыс­ла, цар­ст­вен­но-мес­си­ан­ский род Да­ви­да со­еди­ня­ет­ся с нрав­ст­вен­но-мес­си­ан­ским. По­доб­но Сво­е­му про­об­ра­зу Да­ви­ду, Вто­рой Да­вид пред­став­ля­ет в Сво­ем Ли­це со­че­та­ние юри­ди­че­с­ких прав на те­о­кра­ти­че­с­кий пре­стол с нрав­ст­вен­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, яв­ля­ясь как бы двой­ным сы­ном Да­ви­да – и по пра­ву, и по пло­ти. Как че­рез мни­мо­го от­ца Сво­е­го Ио­си­фа Хри­с­тос яв­ля­ет в Се­бе вто­ро­го Да­ви­да – Ца­ря, Пер­во­свя­щен­ни­ка и Про­ро­ка но­во­го ду­хов­но­го Из­ра­и­ля, так че­рез дей­ст­ви­тель­ную Мать Свою Ма­рию Де­ву Он есть так­же и Вто­рой Адам, рож­да­ю­щий но­вое и ду­хов­ное че­ло­ве­че­ст­во, чьим про­об­ра­зом бы­ли Ав­ра­ам, Да­вид, все бла­го­че­с­ти­вые предки Хри­с­та и все вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ни­ки» [35, с. 368–371].

К гла­ве 20

Прп. Иси­дор Пе­лу­си­от

«По­че­му мно­го го­во­рив­ший о се­бе фа­ри­сей осуж­ден, а Иов, ска­зав­ший о се­бе боль­ше, и при­том важ­ней­шее, по­хва­лен?

Ди­вишь­ся и изум­ля­ешь­ся, как ска­зал ты, по­че­му мно­го го­во­рив­ший о се­бе фа­ри­сей воз­бу­дил не­го­до­ва­ние, а Иов, ска­зав­ший о се­бе боль­ше, и при­том важ­ней­шее, за­слу­жил одо­б­ре­ние. По­се­му, вы­слу­шай крат­кий от­вет. Ина­че и быть не мог­ло. Фа­ри­сей, ко­то­рый, ни­кем не при­зы­ва­е­мый и ни­кем не по­буж­да­е­мый, мно­го­сло­вит и один в це­лой все­лен­ной ду­ма­ет о се­бе вы­со­ко, спра­вед­ли­во воз­бу­дил не­го­до­ва­ние, по­то­му что стра­дал гор­до­с­тью. А кто, ког­да одо­б­ря­ют его, ута­и­ва­ет свои пре­иму­ще­ст­ва, ког­да же ху­лят, рас­ска­зы­ва­ет о них, что­бы от­ра­зить от се­бя воз­во­ди­мые на не­го об­ви­не­ния, как по­сту­пил до­сто­слав­ный и выс­ший вся­ких по­хвал Иов, тот сто­ит вне вся­ко­го об­ви­не­ния, по­то­му что оно пе­ре­хо­дит на по­ху­лив­ших его не по пра­ву.

Под­лин­но, не­ра­зум­ное это де­ло и ка­жет­ся оно не­ра­зум­ным, да и ка­жет­ся спра­вед­ли­во, – хва­лить са­мо­му се­бя без на­сто­я­тель­ной в том нуж­ды. Но ес­ли че­ло­век, слы­ша то, че­го не сле­до­ва­ло бы о се­бе слы­шать, не­воль­но во­вле­ка­ет­ся в та­кие ре­чи, то ви­на на тех, кто до­вел его до сей не­об­хо­ди­мо­с­ти. По­то­му-то и по Бо­же­ст­вен­но­му при­го­во­ру не одо­б­рен тот, кто, ни­кем не по­буж­да­е­мый оп­рав­ды­вал сам се­бя и осуж­дал всех про­чих, не ува­жил и сто­яв­ше­го с ним мы­та­ря, но увен­чан ве­ли­ки­ми по­хва­ла­ми тот, кто до­ве­ден был до се­го не­об­хо­ди­мо­с­тью. Ибо умол­ча­ли ли дру­зья Ио­ва хоть о чем-то из то­го, что мог­ло раз­дра­жить его?» [35, т. 2, с. 237 – 238].

«Дерз­но­ве­ние, с ка­ким пра­вед­ные го­во­рят о соб­ст­вен­ной сво­ей прав­де, про­изо­ш­ло, до­сто­чуд­ный, не от мно­го­сло­вия, но от не­об­хо­ди­мо­с­ти. Ибо не­об­хо­ди­мость не по­дать мыс­ли, что они стра­да­ют спра­вед­ли­во, по­нуж­да­ла их при­хо­дить в та­кое дерз­но­ве­ние. По­это­му ни один из них не про­из­но­сил та­ко­вых слов, пре­бы­вая в по­кое, а на­про­тив то­го, на­зы­ва­ли они се­бя кто – зем­лею, кто – пеп­лом, кто – чер­вем. Но, бу­ду­чи ос­тав­лен в труд­ных ис­ку­ше­ни­ях, пра­вед­ник вы­нуж­ден был опи­сы­вать соб­ст­вен­ную свою жизнь, что­бы не ду­ма­ли, буд­то бы стра­да­ет он за лу­ка­вые де­ла. Бо­ясь из-за то­го са­мо­го, что стра­да­ли, за­слу­жить се­бе ху­дую сла­ву от мно­гих не­ра­зум­ных, луч­ше же ска­зать, бу­ду­чи уко­ря­е­мы, как страж­ду­щие за грех, пра­вед­ные вы­нуж­де­ны бы­ли, как за­ме­тил я, доз­во­лять се­бе та­кие о се­бе ре­чи.

Ибо ли­шен­ные ума и му­д­ро­с­ти име­ют обы­чай за не­сча­с­тия, встре­тив­ши­е­ся ко­му-ли­бо в этой жиз­ни, осуж­дать са­мую жизнь. Это и му­же­ст­вен­но­му Ио­ву ска­за­ли дру­зья: не по до­сто­ин­ст­ву, не о них­же со­гре­шил ты, уяз­вил те­бя (Иов. 33:27). И свя­то­го Пав­ла вар­ва­ры по­чли че­ло­ве­ко­убий­цею и зло­де­ем, уви­дев ехид­ну, по­вис­шую на его ру­ке; по­то­му и ска­за­ли: вся­ко убий­ца есть че­ло­век сей, его же спа­се­на от мо­ря суд Бо­жий жи­ти не ос­та­ви (Де­ян. 28:4). И этот не­удер­жи­мый на язык Се­мей на­звал убий­цею Пес­но­пев­ца, го­ни­мо­го сы­ном, про­из­не­ся о нем тот злой при­го­вор по при­чи­не его бед­ст­вий.

По­се­му и ты не осуж­дай всех, под­вер­га­ю­щих­ся бед­ст­ви­ям, но дер­жись той мыс­ли, что иные тер­пят и ра­ди вен­цов. А ес­ли ди­вишь­ся и не­до­уме­ва­ешь, то с не­ба при­не­сем те­бе сей при­го­вор. По­се­му, что ска­зал уче­ни­кам Сво­им Вос­при­няв­ший дер­жа­ву над всем? В ми­ре скорб­ни бу­де­те (Ин. 16:33). И об Ио­ве ска­за­но: мни­ши ли Мя ина­ко со­твор­ша, раз­ве да яви­ши­ся прав­див (Иов. 40:3)? Ибо под­лин­но, его же лю­бит Гос­подь, на­ка­зу­ет, би­ет же вся­ка­го сы­на, его же при­ем­лет (Прит. 3:12).

И в этом нет ни­че­го не­со­об­раз­но­го. Ибо те, ко­то­рые в друж­бе с ца­рем, все­го бо­лее под­вер­га­ют­ся опас­но­с­ти на вой­нах, при­ни­ма­ют ра­ны, по­сы­ла­ют­ся в чу­жие зем­ли. И сие-то бо­лее все­го да­ет им пра­во иметь дерз­но­ве­ние пред ца­рем и с тем, кто вы­ше их, об­хо­дить­ся, на­ко­нец, как с рав­ным, по­то­му что но­сят на те­лах ра­ны — эти за­ло­ги друж­бы.

Ес­ли же спро­сишь: а что из это­го тем, для ко­го слу­жит это пре­тк­но­ве­ни­ем? От­ве­чу: для них слу­жит это пре­тк­но­ве­ни­ем по их не­смыс­лен­но­с­ти, а не по свой­ст­ву де­ла, по­то­му что воз­да­я­ние за тру­ды не здесь; на­про­тив то­го, здесь по­дви­ги, на­гра­ды же по­сле се­го. По­это­му да не ищут упо­ко­е­ния во вре­мя по­дви­гов и да не сме­ши­ва­ют вре­мен.

Но ска­жешь, мо­жет быть, “я немо­щен”. Бог про­мы­ш­ля­ет и о те­бе; и здесь Он на­ка­зы­ва­ет мно­гих по­роч­ных и на­граж­да­ет иных пра­вед­ных. По­се­му, ес­ли со­блаз­ня­ют те­бя те пра­вед­ни­ки, ко­то­рые в скор­би, то да на­зи­да­ют те, ко­то­рые в по­кое и че­с­ти. И ес­ли слу­жат для те­бя пре­тк­но­ве­ни­ем те по­роч­ные лю­ди, ко­то­рые бла­го­ден­ст­ву­ют, то да ис­пра­вят те­бя те, ко­то­рые не­сут на­ка­за­ние и му­ча­ют­ся» [35, т. 1, с. 335 – 337].

К гла­ве 21

Свт. Ва­си­лий Ве­ли­кий

«Бла­жен муж, иже не иде на со­вет не­че­с­ти­вых. Стро­и­те­ли до­мов, воз­во­дя в вы­со­ту ог­ром­ные зда­ния, и ос­но­ва­ния по­ла­га­ют со­раз­мер­но вы­со­те. И ко­раб­ле­с­т­ро­и­те­ли, при­го­тов­ляя ко­рабль к под­ня­тию боль­ших гру­зов, ук­реп­ля­ют под­вод­ную часть, со­об­ра­жа­ясь с тя­же­с­тью на­гру­жа­е­мых то­ва­ров <…> Но что зна­чат ос­но­ва­ние в до­ме, под­вод­ная часть в ко­раб­ле, <…> та­кую же си­лу, ка­жет­ся мне, име­ет и это крат­кое пре­дис­ло­вие в от­но­ше­нии к це­ло­му со­ста­ву псал­мов. По­сколь­ку псал­мо­пе­вец, с про­дол­же­ни­ем сло­ва, на­ме­рен уве­ще­вать ко мно­го­му та­ко­му, что труд­но и ис­пол­не­но бес­чис­лен­ных по­дви­гов и уси­лий; то он и по­движ­ни­кам бла­го­че­с­тия пред­ва­ри­тель­но ука­зы­ва­ет на бла­жен­ный ко­нец, что­бы мы в ча­я­нии уго­то­ван­ных нам благ бес­пе­чаль­но пе­ре­но­си­ли скор­би на­сто­я­щей жиз­ни. Так и для пу­те­ше­ст­вен­ни­ков, иду­щих по не­глад­ко­му и не­удо­бо­про­хо­ди­мому пу­ти, об­лег­ча­ет­ся труд ожи­да­е­мым ими удоб­ным при­ста­ни­щем; и куп­цов от­важ­но пу­с­кать­ся в мо­ре за­став­ля­ет же­ла­ние при­об­ре­с­ти то­ва­ры; и для зем­ле­дель­цев де­ла­ет не­при­мет­ны­ми тру­ды на­деж­да пло­до­ро­дия. По­се­му и об­щий На­став­ник в жиз­ни, ве­ли­кий Учи­тель, Дух ис­ти­ны, пре­му­д­ро и бла­го­ис­кус­но пред­ло­жил на­пе­ред на­гра­ды, что­бы мы, про­сти­рая взор да­лее тех тру­дов, ко­то­рые под ру­ка­ми, по­спе­ша­ли мыс­лию на­сла­дить­ся веч­ны­ми бла­га­ми. Бла­жен муж, иже не иде на со­вет не­че­с­ти­вых. – Итак есть ис­тин­ное бла­го, ко­то­рое в соб­ст­вен­ном и пер­во­на­чаль­ном смыс­ле долж­но на­звать бла­жен­ным; и это есть Бог» [12, ч. 1, с. 180 – 181].

Еп. Афа­на­сий (Са­ха­ров)

«В ка­че­ст­ве тор­же­ст­вен­ной вос­крес­ной ка­физмы не­по­роч­ны вно­сят­ся и в за­упо­кой­ные по­сле­до­ва­ния, при по­ми­но­ве­нии скон­чав­ших­ся в на­деж­де вос­кре­се­ния и жиз­ни, и как бы в под­тверж­де­ние этой на­деж­ды и в уте­ше­ние скор­бя­щим о раз­лу­ке, ко­то­рая долж­на окон­чить­ся вос­кре­се­ни­ем. И са­мое со­дер­жа­ние псал­ма 118 не о смер­ти на­по­ми­на­ет, а к жиз­ни воз­вра­ща­ет мысль. Об ужа­сах смер­ти нет ре­чи в нем. В нем, на­обо­рот, мно­го­крат­ные прось­бы: «жи­ви мя», да­руй мне жизнь (Пс. 118, 17, 25, 37, 40, 88, 107, 149, 154, 157, 159), под­креп­ля­е­мые ис­по­ве­да­ни­ем, что и до сих пор Гос­подь че­рез сло­во Свое ожив­ля­ет ме­ня (118:50) и по­то­му пе­ре­хо­дя­щие в твер­дую уве­рен­ность, что я – вся­кий вер­ный за­ко­ну – «жив бу­ду» (Пс. 118, 77,116,144), жив бу­ду для веч­но­с­ти (118:93), «жи­ва бу­дет ду­ша моя» (118:175)…

Не­по­роч­ны – это песнь о за­ко­не, это ис­по­ве­да­ние ду­ши, вос­тор­га­ю­щей­ся Бо­жи­им за­ко­ном, скор­бя­щей о сво­их от­ступ­ле­ни­ях от не­го, умо­ля­ю­щей Гос­по­да быть ми­ло­с­ти­вым. На вос­крес­ной ут­ре­ни это ис­по­ве­да­ние от ли­ца всех мо­ля­щих­ся, по­это­му оно по­ет­ся все под­ряд без вся­ких при­пе­вов. На за­упо­кой­ном бо­го­слу­же­нии это ис­по­ве­да­ние от ли­ца усоп­ших. Но и жи­ву­щие – пред­сто­я­щие, не же­лая ос­тать­ся толь­ко слу­ша­те­ля­ми и сви­де­те­ля­ми это­го ис­по­ве­да­ния, пре­ры­ва­ют его ча­с­ты­ми взы­ва­ни­я­ми ко Гос­по­ду и от се­бя, и от ли­ца всей Церк­ви. И со­от­вет­ст­вен­но раз­лич­но­му на­зна­че­нию раз­лич­ных за­упо­кой­ных по­сле­до­ва­ний, на каж­дом осо­бые при­пе­вы, осо­бый спо­соб ис­пол­не­ния» [6, с. 98 – 100].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2412 - | 2331 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.