Богослужебное употребление книги Бытия
«Из книги Бытия берется 35 паремий. Они, большей частью, рядовые, то есть такие, которые берутся подряд и читаются непрерывно во все дни четыредесятницы, исключая субботы и воскресенья. Таким образом, в шесть недель Великого поста вычитывается почти вся книга Бытия. Этим чтением Церковь хочет возбудить в молящихся дух покаяния, соответствующий времени Великого поста через воспоминание о невинном, блаженном состоянии прародителей в раю и о грехопадении, через воспоминание Божьего милосердия к падшим, примеры страшного и грозного суда Божия. В Великую или Страстную седмицу берется чтение о жертвоприношении Исаака (Быт. 22). В праздники Богородичные – о лестнице, виденной Иаковом (Быт. 28:10–17) и пр.» [43].
Богослужебное употребление книги Исход
«В богослужении книга Исход имеет широкое употребление.
На первое место следует поставить песнь Моисея по переходе евреев через Чермное море (гл. 15). которая послужила основной частью для первой книги канона утреннего богослужения Православной Церкви.
В качестве же паремий из книги Исход читаются:
1 и 2 главы (о рабстве евреев в Египте, рождении, воспитании, о бегстве Моисея) на вечернях в первые три дня Страстной седмицы;
2:5–10 (о спасении младенца Моисея из воды) 5-го января,
3:1–8 (о явлении Бога Моисею в купине) 25-го марта;
4:15–29 (о встрече Моисея с Аароном перед отправлением в Египет и явлении их перед израильтянами в Египте) 5-го января;
12:1–11 (об установлении Пасхи) на вечерни Великой субботы;
15:22–27; 16:1 (об услаждении древом горьких вод Мерры) 5-го января и в праздник Честному Кресту;
19:10–19 (о приготовлении евреев к вступлению в завет с Богом перед Синайским законодательством) на вечерне в Великий четверг;
24:12–18 (о новом воззвании Моисея на гору Синай для принятия законов) 6-го августа и в праздники Господние;
33:13–23 (о ходатайстве Моисея за народ и просьбе его явить ему славу Божию) на вечерне Великой пятницы и 6-го августа;
34:1–35 (о явлении славы Божией Моисею, восстановлении Завета и лучезарной славе Моисея) 21-го ноября» [43].
Богослужебное употребление книги Левит
«12:1–8 (об очищении нечистот рождения) в качестве паримии в день Сретения Господня (2 февраля).
26:3–23 (об обетованиях за исполнение и угрозах за нарушение законов Божиих) в качестве паримий 1-го сентября в день церковного новолетия» [43].
Богослужебное употребление книги Чисел
«В качестве паримийных чтений из книги Чисел употребляются:
11:16–29 (об избрании Моисеем 70 старейшин в помощь себе и их пророчествовании действием Святого Духа) в день Пятидесятницы, когда празднуется сошествие Святого Духа на апостолов;
24:2–18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) на вечерне навечерия Рождества Христова».
Богослужебное употребление книги Второзаконие
«В качестве паримийных чтений из книги Второзаконие берутся:
1:8–17, 10:1–5 (об избрании Моисеем помощников себе для управления народом) в неделю Святых Отец и 1 января в день памяти св. Василия Великого;
4:6–15 (увещание Моисея о соблюдении Синайского законодательства), 5:1–26 и 6:3–18 (о величественных обстоятельствах синайского законодательства и об обязанностях исполнять со страхом заповеди Божией) в день 16 августа.
10:14–22 (об избрании и отделении еврейского народа из среды других народов) в неделю Святых Отец и 30 января день памяти трех Святителей.
Обличительная песнь Моисея (32:1–43) является основой содержания второй песни великопостных канонов» [34].
К главе 9
Свт. Григорий Нисский
«Итак, утверждаю, что всего законоположения, как данного Богом, цель одна, принявших закон соблюсти чистыми от делания порока, и весь закон, возбраняя запрещенное, повелевает субботствовать от дел лукавых. И скрижали, и левитское соблюдение, и строгость, предписанная во Второзаконии, требуют от нас быть праздными и бездейственными в том делании, что есть порок. Посему, если кто принимает закон в том смысле, что человеку должно быть праздным от порока, то согласен и я, что мудрый Екклесиаст определяет время, – бросать камни в собирающаго себе дрова, чем возбраняется собирание сухих сучьев порока, собираемых в пишу огню. Если же останется голый буквальный смысл; то не вижу, почему закон признавать боголепным» [19, с. 115].
Св. Ириней Лионский
Против ересей (IV.14.3):
«Так Он предписал народу (иудейскому) создание скинии и устроение храма, и избрание левитов, жертвы и приношения, и уставы, и все прочее служение Закона. Сам Он ни в чем этом не нуждается, ибо всегда преисполнен всех благ, имея в Себе всякую воню сладости и все курения благоухающие, прежде чем был Моисей; но Он обучал народ, склонный возвратиться к идолам, разнообразными средствами призывания настраивая его быть постоянным и служить Богу, и посредством второстепенного призывая к первостепенному, т. е., посредством образов к истине, посредством временного к вечному, посредством плотского к духовному, посредством земного к небесному, как и сказано Моисею: “ ты все должен сделать по образцу того, что видел на горе ” (Исх. 25:40). Он (Моисей) в продолжение сорока дней изучал слова Божии, небесные начертания, духовные образы и прообразования будущего, как и Павел говорит: “ они пили из последующего камня, камень же был Христос ” (1 Кор. 10:4). Потом, по приведении сказанного в Законе, он прибавил: “ все сие происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков ” (1 Кор. 10:11). Ибо посредством образов они научались бояться Бога и пребывать в повиновении Ему» [34, с. 351].