Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пр­п. Иси­до­ра Пе­лу­си­о­та 2 страница




За­ме­ча­ние в изъ­яс­не­ние та­ин­ст­вен­но­го смыс­ла вто­ро­го яв­ле­ния в пер­вом дей­ст­вии. В пер­вой по­ло­ви­не рас­ска­за Воз­люб­лен­ной (Песн. 2:8–14), – где она опи­сы­ва­ет свою вну­т­рен­нюю жизнь под жи­вым впе­чат­ле­ни­ем ви­ден­но­го преж­де об­ра­за сво­е­го Воз­люб­лен­но­го, и ис­пы­тан­но­го ею сла­до­ст­но­го чув­ст­ва упо­е­ния его лю­бо­вью, а так­же под жиз­нен­ным вли­я­ни­ем при­ро­ды, вну­т­рен­ний смысл яв­ле­ний ко­то­рой от­крыл­ся тог­да для ее вдох­нов­лен­но­го лю­бо­вью взо­ра, – в та­ин­ст­вен­ном смыс­ле изо­б­ра­жа­ют­ся ре­ли­ги­оз­ная жизнь и ре­ли­ги­оз­ное ве­де­ние языч­ни­ков, пи­та­е­мые и под­дер­жи­ва­е­мые «че­рез рас­сма­т­ри­ва­ние тво­ре­ний», ко­то­рые го­во­ри­ли им о «при­сно­сущ­ной си­ле и бо­же­ст­ве Твор­ца». «Нет язы­ка, и нет на­ре­чия, на ко­то­ром бы не слы­шал­ся та­кой го­лос их»; но смысл это­го го­ло­са по­ня­тен был толь­ко для тех из языч­ни­ков, ко­то­рые че­рез ре­ли­ги­оз­ные и иные сно­ше­ния с Из­ра­и­лем, осо­бен­но и имен­но в век Со­ло­мо­на, уз­на­ли о Бо­ге ис­тин­ном и от са­мо­го Со­ло­мо­на, ко­то­рый «на­пол­нил зем­лю за­га­доч­ны­ми прит­ча­ми, имя ко­то­ро­го про­нес­лось до от­да­лен­ных на­ро­дов и ко­то­ро­му удив­ля­лись стра­ны за пес­ни и из­ре­че­ния, за прит­чи и изъ­яс­не­ния» (Сир. 47:17–19), на­учи­лись изу­чать при­ро­ду с ис­тин­ной ре­ли­ги­оз­ной точ­ки зре­ния и по­зна­вать в ее чу­де­сах ис­тин­но­го еди­но­го Твор­ца Бо­га. Та­кое ре­ли­ги­оз­ное на­прав­ле­ние про­тив­но бы­ло дру­го­му, гос­под­ст­ву­ю­ще­му и чи­с­то язы­че­с­ко­му воз­зре­нию на при­ро­ду, по ко­то­ро­му раз­ные яв­ле­ния и пред­ме­ты ее, на­при­мер «огонь, или ве­тер, или дви­жу­щий­ся воз­дух, или зве­зд­ный круг, или бур­ную во­ду, или не­бес­ные све­ти­ла по­чи­та­ли за бо­гов, пра­вя­щих ми­ром» (Прем. 13:2). Пред­ста­ви­те­ли это­го по­след­не­го воз­зре­ния, имея за со­бою ав­то­ри­тет древ­но­с­ти и си­лу боль­шин­ст­ва, с не­удо­воль­ст­ви­ем и ро­по­том вос­ста­ли на тех му­д­ре­цов языч­ни­ков, ко­то­рые хо­те­ли в ре­ли­ги­оз­но-нрав­ст­вен­ных воз­зре­ни­ях дер­жать­ся со­ло­мо­но­вой му­д­ро­с­ти (хох­мы), про­ник­шей в мир язы­че­с­кий. Пер­вые по спра­вед­ли­во­с­ти опа­са­лись, что со­ло­мо­но­ва му­д­рость в сре­де языч­ни­ков от­кры­ва­ет пря­мой до­ступ кри­ти­че­с­ким раз­ру­ши­тель­ным на­па­де­ни­ям на весь язы­че­с­кий ре­ли­ги­оз­ный культ, так про­цве­тав­ший в то вре­мя (см. Песн. 2:15). Та­кое от­но­ше­ние пред­ста­ви­те­лей язы­че­с­кой ре­ли­ги­оз­ной му­д­ро­с­ти к пред­ста­ви­те­лям со­ло­мо­но­вой му­д­ро­с­ти вы­зы­ва­ло по­след­них из со­зер­ца­тель­но­го со­сто­я­ния на за­щи­ту сво­е­го убеж­де­ния по су­ще­ст­ву, т.е. на за­щи­ту ве­ры в еди­но­го ис­тин­но­го Бо­га. При этом на поч­ве од­но­го ре­ли­ги­оз­но­го ес­те­ст­во­ве­де­ния они ус­то­ять не мог­ли; по­то­му что этою поч­вою со­вер­шен­но за­вла­де­ли язы­че­с­кая на­ука и язы­че­с­кая ре­ли­гия. Меж­ду тем, что­бы раз­ви­вать да­лее со­ло­мо­но­во ре­ли­ги­оз­ное ми­ро­воз­зре­ние, у них не до­ста­ва­ло от­кро­вен­но­го ве­де­ния, при ко­то­ром, и лишь при нем од­ном, мог быть по­ня­тен язык при­ро­ды, как про­по­ве­ду­ю­щий об еди­ном ис­тин­ном Бо­ге. Про­све­ти­тель­ная же связь языч­ни­ков с Из­ра­и­лем, един­ст­вен­ным тог­да но­си­те­лем от­кро­вен­ной ре­ли­гии, по­сле Со­ло­мо­на по­рва­лась; к то­му же и сре­ди са­мо­го Из­ра­и­ля со­ло­мо­но­ва му­д­рость уже не име­ла рав­но­силь­ных Со­ло­мо­ну пред­ста­ви­те­лей. Так, образованные языч­ни­ки, ищу­щие Бо­га, пре­до­став­лен­ные са­ми се­бе, без све­то­ча от­кро­ве­ния, и по­дав­ля­е­мые ав­то­ри­те­том и си­лою язы­че­с­кой ре­ли­гии, долж­ны бы­ли толь­ко за­щи­щать свое един­ст­вен­ное до­сто­я­ние – ве­ру в еди­но­го Бо­га, лю­бовь к Ко­то­ро­му в них жи­ла креп­ко, ста­ра­ясь най­ти оп­рав­да­ние сво­ей ве­ры и ут­верж­де­ние ее в яв­ле­ни­ях сре­ди са­мо­го язы­че­ст­ва (см. Песн. 2:16–17). Та­ким об­ра­зом, на­чал­ся но­вый фа­зис в ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни ве­ру­ю­щих в Бо­га языч­ни­ков, ко­то­рый ри­су­ет­ся во вто­рой ча­с­ти рас­ска­за Воз­люб­лен­ной (см. Песн. 3:1–3). Этот фа­зис в их жиз­ни ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ис­ка­ни­ем Бо­га, воз­люб­лен­но­го ими, в сре­де ре­ли­ги­оз­ных и по­ли­ти­че­с­ких уч­реж­де­ний са­мо­го язы­че­ст­ва. Во мра­ке «но­чей», т.е. ре­ли­ги­оз­ных язы­че­с­ких за­блуж­де­ний (Ис. 9:2), сре­ди ко­то­рых ца­ри­ла власть «ми­ро­дер­жа­те­лей тьмы ве­ка се­го, ду­хов зло­бы под­не­бес­ных» (Еф. 6:12), они ис­ка­ли ис­тин­но­го Бо­га и от язы­че­с­ких ми­с­те­рий и ман­ти­ки жда­ли от­ве­та на свои то­ми­тель­ные, го­ря­чие во­про­сы о ре­ли­ги­оз­ной ис­ти­не; но, ко­неч­но, не на­хо­ди­ли ис­ко­мо­го Бо­га и не по­лу­ча­ли над­ле­жа­щих от­ве­тов на свои во­про­сы (см. Песн. 3:1). Из об­ла­с­ти ре­ли­ги­оз­ной ис­ка­ния их пе­ре­шли в об­ласть по­ли­ти­че­с­ки-граж­дан­скую; но и эта об­ласть так­же глу­бо­ко по­гру­же­на бы­ла во мра­к язы­че­с­ко­го ре­ли­ги­оз­но­го ми­ро­воз­зре­ния, так что за­пра­ви­те­ли граж­дан­ско­го по­ряд­ка, эти за­бот­ли­вые «стра­жи, об­хо­дя­щие го­род», да­же не по­ня­ли ве­ли­ко­го, жиз­нен­но­го и для граж­дан­ско­го об­ще­ст­ва, во­про­са Воз­люб­лен­ной: «не ви­да­ли ли вы то­го, ко­то­ро­го лю­бит ду­ша моя?» (Песн. 3:2–3) Для за­пра­ви­те­лей тог­даш­не­го граж­дан­ско­го по­ряд­ка, ве­ро­ят­но, ка­за­лись стран­ны­ми и жал­ки­ми му­чи­тель­ные во­про­сы ис­ка­те­лей ре­ли­ги­оз­ной ис­ти­ны, и на та­кие во­про­сы, они по­доб­но Пи­ла­ту, мог­ли от­ве­тить толь­ко: кто это та­кой – Воз­люб­лен­ный (ср. Ин. 18:37–38)? и от­хо­ди­ли прочь от жал­ких ис­ка­те­лей. Таким образом, ис­сле­до­ва­ния в обе­их ука­зан­ных об­ла­с­тях при­во­ди­ли к от­ри­ца­тель­ной кри­ти­ке язы­че­с­кой жиз­ни по дан­но­му во­про­су, т.е. к то­му, что во всех сфе­рах язы­че­с­кой жиз­ни не бы­ло ре­ли­ги­оз­ной ис­ти­ны и нор­маль­ной ре­ли­ги­оз­но-нрав­ст­вен­ной жиз­ни. Но что же там бы­ло? что на­шли до­б­ро­со­ве­ст­ные и, от­ча­с­ти про­све­щен­ные ис­ти­ною, ис­сле­до­ва­те­ли? Они на­шли там преж­де все­го мрак ноч­ной, т.е. не­ве­же­ст­во и за­блуж­де­ние во всех сфе­рах жиз­ни, и, вме­с­те с этим, и от се­го про­ис­хо­дя­щие ужа­сы не­нор­маль­ных яв­ле­ний, ис­ка­же­ний фи­зи­че­с­кой, ре­ли­ги­оз­ной и ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной жиз­ни и вза­им­ных люд­ских от­но­ше­ний (см. Рим. 1:22–31); об этих ужа­сах го­во­рит­ся в сле­ду­ю­щем тре­ть­ем яв­ле­нии (Песн. 3:8). Яв­ле­ние Са­мо­го ис­ко­мо­го Гос­по­да при­зы­ва­ю­щим Его языч­ни­кам, по­сле­до­вав­шее по ука­за­нию Пес­ни в граж­дан­ской сре­де са­мих языч­ни­ков (Песн. 3:4), ис­то­ри­че­с­ки по­сле­до­ва­ло со вре­ме­ни пле­на Ва­ви­лон­ско­го и имен­но в ли­це Из­ра­и­ля, т.е. его ре­ли­ги­оз­ных пред­ста­ви­те­лей, ког­да граж­дан­ски пле­нен­ные Ев­реи при­нес­ли в мир язы­че­с­кий ре­ли­ги­оз­ную ис­ти­ну, весть о Бо­ге ис­тин­ном. Про­све­ти­тель­ное для языч­ни­ков вли­я­ние Ев­ре­ев (рас­се­я­ние ко­то­рых на­ча­лось пле­ном Ва­ви­лон­ским, про­дол­жа­лось по­том, и рас­про­ст­ра­ня­лось по все­му тог­даш­не­му ис­то­ри­че­с­ко­му язы­че­с­ко­му ми­ру) из­ве­ст­но, – из­ве­ст­на так­же та при­ем­ле­мость к ре­ли­ги­оз­ной ис­ти­не, ка­кую ока­за­ли языч­ни­ки и ко­то­рая об­на­ру­жи­лась в яв­ле­нии иу­дей­ско­го про­зе­ли­тиз­ма сре­ди них. Языч­ни­ки и вос­хи­ща­ли у Ев­ре­ев Воз­люб­лен­но­го Гос­по­да: они при­сво­и­ли и удер­жа­ли у се­бя ве­ли­ко­го му­д­ре­ца и про­ро­ка Да­ни­и­ла, они сде­ла­ли сво­им до­сто­я­ни­ем пи­сан­ное от­кро­ве­ние Бо­жие че­рез пе­ре­вод его на гре­че­с­кий язык, во­об­ще они пе­ре­са­жи­ва­ли на свою поч­ву, ко­неч­но при по­сред­ст­ве Ев­ре­ев же, ре­ли­ги­оз­ную ис­ти­ну от­кро­ве­ния. Ис­пы­ты­ва­ю­ще­му тай­ны Бо­жии пророку Да­ни­и­лу от­кры­то бы­ло в ви­де­нии, что пред­ста­ви­те­ли царств язы­че­с­ких, их ан­ге­лы-хра­ни­те­ли ус­пеш­но бо­рют­ся пред Гос­по­дом по­беж­да­ю­щею к Не­му лю­бо­вию языч­ни­ков с пред­ста­ви­те­ля­ми и хо­да­та­я­ми-ан­ге­ла­ми за Ев­ре­ев (Дан. 10:13, 20–21)…

За­ме­ча­ние в изъ­яс­не­ние та­ин­ст­вен­но­го смыс­ла тре­ть­е­го яв­ле­ния в пер­вом дей­ст­вии. – Опи­сы­ва­е­мое в тре­ть­ем яв­ле­нии тор­же­ст­во «бра­ко­со­че­та­ния» в та­ин­ст­вен­ном смыс­ле оз­на­ча­ет со­юз Бо­га с че­ло­ве­ка­ми че­рез во­пло­тив­ше­го­ся Сы­на Бо­жия, Мес­сию, Ии­су­са Хри­с­та. В са­мом со­дер­жа­нии это­го яв­ле­ния нуж­но раз­ли­чать два глав­ных пред­ме­та: опи­са­ние тор­же­ст­ва бра­ко­со­че­та­ния, как дей­ст­вия, и речь Же­ни­ха – Гос­по­да с обе­то­ва­ни­я­ми, дан­ны­ми Не­ве­с­те – Церк­ви. В дей­ст­вии бра­ко­со­че­та­ния глав­ное ме­с­то за­ни­ма­ет при­вод Не­ве­с­ты-ино­ст­ран­ки к Же­ни­ху, в ко­то­ром де­я­тель­но уча­ст­ву­ют «силь­ные Из­ра­и­ле­вы» и «дще­ри Ие­ру­са­лим­ския». В та­ин­ст­вен­ном смыс­ле это оз­на­ча­ет, что со­юз Бо­га с че­ло­ве­ком че­рез Мес­сию, о Ко­то­ром Из­ра­иль имел столь­ко обе­то­ва­ний и про­ро­честв, име­ет глав­ною це­лью об­нять все че­ло­ве­че­ст­во и при­ве­с­ти к Бо­гу во Хри­с­те все язы­че­с­кие на­ро­ды, ко­то­рые со вре­ме­ни Ав­ра­а­ма ста­ли вне за­вет­ной Церк­ви, но для бла­го­сло­ве­ния ко­то­рых «в Се­ме­ни Ав­ра­а­мо­вом» вы­де­лен был сам отец ве­ру­ю­щих от срод­ст­ва сво­е­го, из до­ма от­ца сво­е­го (см. Быт. 12:1–3 и 22:18; ср. Гал. 3:14, 16). При этом при­ве­де­нии язы­че­с­ких на­ро­дов к Же­ни­ху – Хри­с­ту, а че­рез Не­го к Бо­гу От­цу, на­зна­че­ние Из­ра­и­ля как из­бран­но­го на­ро­да Бо­жия, долж­но бы­ло со­сто­ять в де­я­тель­ном со­дей­ст­вии языч­ни­кам – помочь им ус­во­ить тай­ны ве­ры и сде­лать­ся чле­на­ми Церк­ви Хри­с­то­вой; так в «Пес­ни Пес­ней» и изо­б­ра­жа­ет­ся уча­с­тие Из­ра­и­ля в тор­же­ст­ве бра­ко­со­че­та­ния Со­ло­мо­на с ино­ст­ран­ною ца­ре­вною: шесть­де­сят силь­ных Из­ра­и­ле­вых ох­ра­ня­ют за­бот­ли­во «от ужа­са в но­щех» Не­ве­с­ту и при­во­дят ее к ца­рю – Же­ни­ху: «дще­ри Ие­ру­са­лим­ския» встре­ча­ют с тор­же­ст­вом Не­ве­с­ту и для са­мо­го Же­ни­ха с лю­бо­вию уго­тов­ля­ют удоб­ный и ве­ли­ко­леп­ный брач­ный одр (Песн. 3:6–11). «Силь­ные Из­ра­и­ле­вы» – это суть апо­с­то­лы Хри­с­то­вы, ко­то­рых Гос­подь по­слал воз­ве­с­тить сла­ву Свою у всех на­ро­дов, что­бы они при­шли и уви­де­ли в Церк­ви сла­ву Его (см. Ис. 66:18–19 и Рим. 10:18); а под «дще­ря­ми Ие­ру­са­лим­ски­ми», ко­то­рые так де­я­тель­но за­бо­ти­лись о сла­ве сво­е­го ца­ря во вре­мя бра­ко­со­че­та­ния, нуж­но ра­зу­меть ве­ру­ю­щих из Иу­де­ев, имен­но цер­ковь Ие­ру­са­лим­скую, ко­то­рая при апо­с­то­лах, бли­с­тая все­ми со­вер­шен­ст­ва­ми ве­ры и люб­ви (см. Де­ян. 2:42, 47; 4:32–37) бы­ла для ве­ру­ю­щих из языч­ни­ков об­раз­цом и иде­а­лом. Вре­мя это­го при­ве­де­ния языч­ни­ков ко Хри­с­ту, при де­я­тель­ном уча­с­тии ве­ру­ю­щих из Ев­ре­ев, ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ве­ком апо­с­толь­ским, а на­ча­ло его и как бы мо­мент от­кры­тия это­го тор­же­ст­вен­но­го при­ве­де­ния мы ви­дим при жиз­ни Ии­су­са Хри­с­та на зем­ле, ког­да апо­с­то­лы Фи­липп и Ан­д­рей пред­ста­ви­ли Гос­по­ду Ел­ли­нов, воз­же­лав­ших «ви­деть Ии­су­са», при­чем Сам Ии­сус Хри­с­тос ука­зал на ми­ро­вое зна­че­ние это­го фак­та и мо­мен­та: «при­иде час, да про­сла­вит­ся Сын че­ло­ве­че­с­кий»… и д. (Ин. 12:20–36).

В об­ра­ще­ной к Не­ве­с­те ре­чи Же­ни­ха (Песн. 4 гл.), в та­ин­ст­вен­ном ее смыс­ле, нуж­но ви­деть ве­ро­учи­тель­ное изо­б­ра­же­ние Церк­ви Хри­с­то­вой в том со­сто­я­нии, в ка­ком она пред­став­ле­на бы­ла Гос­по­дом Са­мо­му Се­бе Его слу­же­ни­ем «в зра­ке ра­ба» (Флп. 2:5–11), и с те­ми обе­то­ва­ни­я­ми, ка­кие по­лу­чи­ла от Сво­е­го Гла­вы и Ос­но­ва­те­ля; по­се­му все чер­ты это­го изо­б­ра­же­ния не нуж­но от­но­сить к со­сто­я­нию ка­ко­го-ли­бо от­дель­но­го ис­то­ри­че­с­ко­го мо­мен­та Церк­ви, а нуж­но от­но­сить во­об­ще к Все­лен­ской Церк­ви всех вре­мен. Преж­де все­го, в рас­сма­т­ри­ва­е­мой ре­чи изо­б­ра­жа­ет­ся нрав­ст­вен­ное со­вер­шен­ст­во Не­ве­с­ты – Церк­ви, ко­то­рая «вся пре­крас­на и по­ро­ка нет в ней» (Песн. 4:7); к это­му со­вер­шен­ст­ву она воз­ве­де­на бы­ла стра­да­ни­я­ми Ии­су­са Хри­с­та за весь род че­ло­ве­че­с­кий и при­не­се­ни­ем Им Се­бя в уми­ло­с­ти­ви­тель­ную жерт­ву Бо­гу (ст. 6). Ком­мен­та­ри­ем на ука­зан­ное ме­с­то Пес­ни мо­гут слу­жить сле­ду­ю­щие сло­ва ап. Пав­ла: «Хри­с­тос воз­лю­бил Цер­ковь, и пре­дал Се­бя за нее, что­бы ос­вя­тить ее, очи­с­тив ба­нею вод­ною в гла­го­ле (en rhmati): что­бы пред­ста­вить ее Се­бе слав­ною Цер­ко­вью, не ­име­ю­щею пят­на или по­ро­ка, или че­го-ли­бо по­доб­но­го, но да­бы она бы­ла свя­та и не­по­роч­на» (Еф. 5:25–27). – Да­лее, по ука­за­нию «Пес­ни Пес­ней» (Песн. 4:6–8), Же­них – Гос­подь да­ет за­по­ведь Не­ве­с­те – Церк­ви сле­до­вать за Со­бою пу­тем по­ка­ян­но­го очи­ще­ния греш­ных лю­дей и ве­ры в Спа­си­те­ля Бо­га при са­мо­от­вер­жен­ном слу­же­нии на спа­се­ние ближ­них (Ин. 13:15; 14:1; 15:12–18 и др.), пу­тем все­це­ло­го обет­но­го по­свя­ще­ния се­бя Бо­гу и борь­бы со вра­га­ми спа­се­ния (Мф. 10:37–39; 1 Ин. 2:15–17; 4:4; 5:4–5 и др.), и при этом обе­ща­ет все­гда пре­бы­вать с Нею в люб­ви (Песн. 4:9–11; ср. Пс. 44:11; Ин. 15:9–11). – На­ко­нец, Он да­ет обе­то­ва­ние о креп­ком ог­раж­де­нии Церк­ви от всех вра­же­с­ких на­па­де­ний (– «вер­то­град за­клю­чен, ис­точ­ник за­пе­чат­лен» ср. Мф. 16:18) и о бла­го­дат­ном про­цве­та­нии Церк­ви при по­сред­ст­ве Св. Ду­ха, дей­ст­вия Ко­то­ро­го пред­став­ле­ны под об­ра­зом во­ды и ве­т­ра (Песн. 4:13–16; ср. Ин. 3:5–8; 7:37–39).

С та­ки­ми со­вер­шен­ст­ва­ми и с та­ки­ми обе­то­ва­ни­я­ми яви­лась Цер­ковь, ос­но­ван­ная Ии­су­сом Хри­с­том во вре­мя Его тор­же­ст­вен­но­го слу­же­ния во пло­ти ро­ду че­ло­ве­че­с­ко­му; Его го­лос, как глас Же­ни­ха во уши Сво­ей Не­ве­с­ты Церк­ви, раз­дал­ся, по сви­де­тель­ст­ву Ио­ан­на Кре­с­ти­те­ля (Ин. 3:29) с вы­ступ­ле­ни­ем Ии­су­са Хри­с­та на про­по­ведь: «по­кай­тесь; ибо при­бли­зи­лось цар­ст­во не­бес­ное» (Мф. 4:17). Бра­тья и ближ­ние, при­гла­ша­е­мые Же­ни­хом к уча­с­тию в брач­ном пир­ше­ст­ве (Песн. 5:1), суть апо­с­то­лы (см. Мф. 9:15): Ио­анн Кре­с­ти­тель (Ин. 3:29) и дру­гие бли­жай­шие по­сле­до­ва­те­ли Хри­с­та.

В ре­чи Же­ни­ха на­ме­чен уже и даль­ней­ший ход ис­то­ри­че­с­ко­го рас­кры­тия жиз­ни Церк­ви и вме­с­те ход раз­ви­тия со­дер­жа­ния Пес­ни, имен­но: Цер­ковь долж­на, по­сле­дуя за Хри­с­том, с од­ной сто­ро­ны во­об­ра­зить Хри­с­та в гре­хов­ном ми­ре (Гал. 4:19), при­зы­вая его к по­ка­я­нию и ве­ре, а с дру­гой, ох­ра­няя сво­их чле­нов от всех со­блаз­нов и ув­ле­че­ний, воз­ра­с­тить их в ме­ру воз­ра­с­та Хри­с­то­ва и при­ве­с­ти их в со­зи­да­ю­щую и ук­реп­ля­ю­щую лю­бовь Бо­жию (Еф. 4:11–16)…

За­ме­ча­ние в изъ­яс­не­ние та­ин­ст­вен­но­го смыс­ла пер­во­го яв­ле­ния во вто­ром дей­ст­вии. – Глав­ны­ми фак­та­ми в этом яв­ле­нии по от­но­ше­нию к со­сто­я­нию Воз­люб­лен­ной яв­ля­ет­ся ис­ка­ние ею сво­е­го Воз­люб­лен­но­го во мра­ке но­чи по го­род­ским ули­цам с пре­тер­пе­ни­ем по­бо­ев и ос­кор­б­ле­ний от го­род­ских стра­жей и ее речь о до­сто­ин­ст­ве и пре­вос­ходств Воз­люб­лен­но­го пред дще­ря­ми Ие­ру­са­лим­ски­ми и все­ми жи­те­ля­ми го­ро­да. Ис­ка­ние Воз­люб­лен­ною сво­е­го Воз­люб­лен­но­го но­чью сре­ди го­ро­да оз­на­ча­ет в этом яв­ле­нии, как и во вто­ром яв­ле­нии пер­во­го дей­ст­вия (Песн. 3:1–3), ис­ка­ние Гос­по­да во мра­ке язы­че­с­ко­го бо­го­не­ве­де­ния и вся­че­с­ких за­блуж­де­ний; но это по­след­нее ис­ка­ние су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ет­ся от пер­во­го сво­им ха­рак­те­ром и це­лью. Пер­вое от­ли­ча­ет­ся ха­рак­те­ром не­о­пре­де­лен­но­го ски­та­ния и смут­но­с­тью соб­ст­вен­ных ре­ли­ги­оз­ных пред­став­ле­ний Воз­люб­лен­ной, по­се­му и це­лью ее тог­даш­не­го ис­ка­ния Гос­по­да бы­ло удов­ле­тво­ре­ние соб­ст­вен­ных ре­ли­ги­оз­ных нужд и разъ­яс­не­ние соб­ст­вен­но­го не­ве­де­ния (см. по­добн. Пс. 26:7–8, 11; 104:4; Де­ян. 17:26–27 и Рим. 1:19–21); тог­да как те­перь Воз­люб­лен­ная са­ма оп­ре­де­лен­но зна­ет сво­е­го Воз­люб­лен­но­го, по­то­му что на­хо­дит­ся с Ним уже в брач­ном со­ю­зе (см. яв­лен. тре­тье в пер­вом дей­ст­вии) и са­мим же Воз­люб­лен­ным вы­во­дит­ся во мрак но­чи, в го­род­скую сре­ду; по­се­му и це­лью это­го вто­ро­го ис­ка­ния слу­жит при­вле­че­ние дру­гих к люб­ви Хри­с­то­вой и про­све­ще­ние кос­не­ю­щих в не­ве­де­нии, сло­вом – под этим ис­ка­ни­ем нуж­но ра­зу­меть ис­ше­ст­вие ос­но­ван­ной Церк­ви Хри­с­то­вой в сре­ду за­блуж­да­ю­ще­го­ся иу­дей­ст­ва и не­ве­ду­ще­го Бо­га язы­че­ст­ва, осо­бен­но в сре­ду язы­че­ст­ва, что­бы во­об­ра­зить и най­ти Хри­с­та в языч­ни­ках (Гал. 4:19 и Кол. 1:27–29) и пре­об­ра­зить мир об­нов­ле­ни­ем ума и ве­рою все­лить Хри­с­та в серд­ца их (Рим. 12:2 и Еф. 3:17). Речь Воз­люб­лен­ной о сво­ем Воз­люб­лен­ном пред дще­ря­ми Ие­ру­са­лим­ски­ми и жи­те­ля­ми го­ро­да есть еван­гель­ская все­лен­ская про­по­ведь Церк­ви о Хри­с­те для об­ра­ще­ния не­ве­ру­ю­щих к ве­ре. Ис­ше­ст­вие Не­ве­с­ты Хри­с­то­вой, Церк­ви, с та­кою пре­об­ра­зо­ва­тель­ною це­лью во мрак иу­дей­ско­го[73] и язы­че­с­ко­го ми­ра, ес­те­ст­вен­но, вы­зы­ва­ет со сто­ро­ны пред­ста­ви­те­лей и блю­с­ти­те­лей по­ряд­ка, и имен­но граж­дан­ски-со­ци­аль­но­го по­ряд­ка это­го ми­ра, враж­деб­ные дей­ст­вия про­тив Церк­ви, го­не­ния до про­ли­тия кро­ви ее пред­ста­ви­те­лей и про­по­вед­ни­ков (Песн. 5:7). Таким образом, в этом от­де­ле «Пес­ни Пес­ней» рас­кры­ва­ет­ся ис­то­ри­че­с­кая эпо­ха рас­про­ст­ра­не­ния Церк­ви Хри­с­то­вой «во всех на­ро­дах, на­чи­ная с Ие­ру­са­ли­ма» (Лк. 24:47) «и да­же до по­след­них зем­ли» (Де­ян. 1:8), при кро­ва­вых го­не­ни­ях ее вер­ных со сто­ро­ны не­ве­ру­ю­щих иу­де­ев и языч­ни­ков. Эта эпо­ха об­ни­ма­ет по пре­иму­ще­ст­ву пер­вые три ве­ка эры Хри­с­ти­ан­ской, от пер­во­го го­не­ния на хри­с­ти­ан в Ие­ру­са­ли­ме (Де­ян. 6 – 8) до Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, хо­тя, ко­неч­но, и в дру­гие вре­ме­на по­доб­ное рас­про­ст­ра­не­ние Церк­ви сре­ди не­ве­ру­ю­щих про­дол­жа­лось и про­дол­жа­ет­ся. Ре­зуль­та­том та­кой про­све­ти­тель­ной де­я­тель­но­с­ти Церк­ви сре­ди мра­ка язы­че­с­ко­го бо­го­не­ве­де­ния и стра­да­ний Церк­ви во вре­мя го­не­ний бы­ло пол­ное по­бед­ное тор­же­ст­во Церк­ви, – и она яви­лась в век Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го «пре­крас­ною, как Фир­ца, лю­без­ною, как Ие­ру­са­лим, гроз­ною для ду­хов­ных вра­гов, как пол­ки с зна­ме­на­ми» (Песн. 6:4), а пред­ста­ви­те­ли хри­с­ти­ан­ст­ва, ие­рар­хия Церк­ви, ста­но­вят­ся во гла­ве и в сла­ве сре­ди всех уве­ро­вав­ших во Хри­с­та, при­ве­ден­ных в Его лю­бовь, пред­ста­ви­те­лей граж­дан­ско­го, со­ци­аль­но­го и нрав­ст­вен­но­го по­ряд­ка об­ществ че­ло­ве­че­с­ких (Песн. 6:4–8; ср. Пс. 44:12–15). Кро­ме вы­ше­ука­зан­но­го, при изъ­яс­не­нии та­ин­ст­вен­но­го смыс­ла дан­но­го от­де­ла, воз­ни­ка­ют и тре­бу­ют уяс­не­ния два во­про­са: как по­ни­мать в та­ин­ст­вен­ном смыс­ле не­же­ла­ние и мед­ли­тель­ность Воз­люб­лен­ной от­во­рить две­ри сво­е­му Воз­люб­лен­но­му (Песн. 5:2–4) и ко­го нуж­но ра­зу­меть под «дще­ря­ми Ие­ру­са­лим­ски­ми», и ка­ко­во их от­но­ше­ние к Церк­ви (Песн. 5:8–9, 16)? Под кос­не­ни­ем Воз­люб­лен­ной от­во­рить две­ри сво­ей опо­чи­валь­ни и впу­с­тить из­мок­ше­го Воз­люб­лен­но­го, нуж­но ра­зу­меть ес­те­ст­вен­ное опа­се­ние и мед­ли­тель­ность пер­вен­ст­ву­ю­щих хри­с­ти­ан и са­мих апо­с­то­лов от­ре­шить­ся от ус­ло­вий и по­ряд­ков обыч­ной вет­хо­за­вет­ной и иу­дей­ской цер­ков­ной жиз­ни и вы­сту­пить на путь пре­об­ра­зо­ва­ний, с ре­ши­тель­ным от­вер­же­ни­ем все­го уз­ко-на­ци­о­наль­но­го, иу­дей­ско­го, и на путь при­спо­соб­ле­ния вет­хо­за­вет­ных по­ряд­ков к тре­бо­ва­ни­ям Церк­ви, пред­наз­на­чен­ной быть все­лен­скою, – осо­бен­но та­кая ос­то­рож­ность и мед­ли­тель­ность долж­ны были явить­ся в Церк­ви, ког­да прак­ти­че­с­ки нуж­но бы­ло урав­ни­вать в цер­ков­ных пра­вах Иу­де­ев и языч­ни­ков. В кни­ге Де­я­ний Апо­с­толь­ских мы ви­дим, ка­кие за­труд­не­ния встре­ча­лись при вы­хо­де Церк­ви из ус­ло­вий вет­хо­за­вет­но­го по­ряд­ка и, осо­бен­но, при об­ра­зо­ва­нии еди­ной Церк­ви из Иу­де­ев и языч­ни­ков, при­чем все­гда и рез­ко по­ды­ма­лись не­удо­воль­ст­вие и опас­ли­вость за свои пра­ва и за пра­ва и за пра­во­сла­вие Церк­ви в сре­де ве­ру­ю­щих Иу­де­ев (см. Де­ян. 6:1; 11:1–3, 18–22; 15 гл.). Так что нуж­но бы­ло осо­бен­ное дей­ст­вие Про­мыс­ла Бо­жия, что­бы из­бран­ные, как пер­во­му­чен­ник Сте­фан, вы­сту­пи­ли с про­по­ве­дью об «из­ме­не­нии обы­ча­ев, яже пре­да­де Мо­и­сей» (Де­ян. 6:14), что­бы апо­с­то­лы, как например, Петр к Кор­ни­лию (Де­ян. 10:9–20), вы­шли на про­по­ведь к языч­ни­кам. Для се­го по­след­не­го де­ла да­же нуж­но бы­ло по­двиг­нуть Цер­ковь кро­ва­вым го­не­ни­ем в Ие­ру­са­ли­ме, рас­се­яв­шим про­по­вед­ни­ков до Ан­ти­охии, где об­ра­зо­ва­лась пер­вая цер­ковь из языч­ни­ков (Де­ян. 11:19–26), и из­брать осо­бо­го апо­с­то­ла язы­ков, Пав­ла (Де­ян. 9 гл.). Это осо­бен­ное дей­ст­вие про­мыс­ла Бо­жия, вы­звав­ше­го Цер­ковь во мрак язы­че­ст­ва, и изо­б­ра­жа­ет­ся в Пес­ни гла­сом Воз­люб­лен­но­го, сту­ком в дверь и при­кос­но­ве­ни­ем пер­ста его (ср. Лк. 11:20). На­ко­нец, под «дще­ря­ми Ие­ру­са­лим­ски­ми» здесь, как и во всех яв­ле­ни­ях Пес­ни, нуж­но ра­зу­меть ве­ру­ю­щих из Ев­ре­ев, но при том та­ких, ко­то­рые и в цар­ст­ве Хри­с­то­вом хо­те­ли ос­тать­ся со сво­и­ми ре­ли­ги­оз­но-на­ци­о­наль­ны­ми осо­бен­но­с­тя­ми, со сво­и­ми на­жи­ты­ми пред­став­ле­ни­ям о Мес­сии. По­се­му-то они ока­зы­ва­ют­ся не­зна­ю­щи­ми то­го Хри­с­та, Ко­то­рый про­по­ве­дал­ся языч­ни­кам (Песн. 5:9), и хо­тя, ув­ле­чен­ные пред­ста­ви­те­ля­ми Церк­ви, апо­с­то­ла­ми, хо­тят вме­с­те с ни­ми ид­ти на про­по­ведь, но, как сви­де­тель­ст­ву­ет ап. Па­вел, «не­ко­то­рые по за­ви­с­ти и лю­бо­пре­нию, а дру­гие с до­б­рым рас­по­ло­же­ни­ем про­по­ве­ду­ют Хри­с­та» (Флп. 1:14–15), во вся­ком же слу­чае, с опас­ли­во­с­тью и с не­зна­ни­ем, ку­да при­ве­дет их та­кое ис­ка­ние Гос­по­да (Песн. 5:17). Да­лее, в сле­ду­ю­щем яв­ле­нии, мы уви­дим, что чув­ст­во за­ви­с­ти к сво­бо­де и сла­ве Церк­ви из языч­ни­ков бо­лее и бо­лее раз­ви­ва­ет­ся в ве­ру­ю­щих из Иу­де­ев и от­тор­га­ет их от еди­не­ния в люб­ви с этою Цер­ко­вью…

За­ме­ча­ние в объ­яс­не­ние та­ин­ст­вен­но­го смыс­ла вто­ро­го яв­ле­ния во вто­ром дей­ст­вии. – В пре­ды­ду­щем яв­ле­нии мы ви­де­ли изо­б­ра­же­ние то­го ис­то­ри­че­с­ко­го мо­мен­та со­сто­я­ния Церк­ви, ког­да она яви­лась в но­чи язы­че­с­ко­го бо­го­не­веде­ния с про­по­ве­дью о Воз­люб­лен­ном Хри­с­те и тер­пе­ла кро­ва­вые го­не­ния от не­ве­ру­ю­щих; в на­сто­я­щем же от­де­ле Цер­ковь под об­ра­зом Воз­люб­лен­ной, за­ни­ма­ю­щей­ся хо­зяй­ст­вом в сво­ем са­ду (Песн. 6:11), яв­ля­ет­ся в ис­то­ри­че­с­ком мо­мен­те пре­иму­ще­ст­вен­но вну­т­рен­не­го ре­ли­ги­оз­но-ум­ст­вен­но­го и нрав­ст­вен­но­го сво­е­го ус­т­ро­е­ния. Но здесь она встре­ча­ет за­дер­жи­ва­ю­щее пре­пят­ст­вие к сво­бод­но­му рас­кры­тию ду­ха еван­гель­ской сво­бо­ды и люб­ви, во-пер­вых, со сто­ро­ны раб­ско­го ду­ха иу­дей­ской фор­ма­ли­с­ти­ки в ис­пол­не­нии за­ко­на, что изо­б­ра­жа­ет­ся не­о­до­б­ри­тель­ны­ми и ро­пот­ны­ми пе­ре­су­да­ми от­но­си­тель­но по­ве­де­ния Воз­люб­лен­ной от дще­рей Ие­ру­са­лим­ских, и, во-вто­рых, со сто­ро­ны язы­че­с­ко­го лег­ко­мыс­лия и нрав­ст­вен­ной рас­пу­щен­но­с­ти, при­кры­тых бле­с­ком му­д­ро­ва­ния об ис­тин­ных до­сто­ин­ст­вах раз­ви­тия Церк­ви, что пред­став­ле­но под об­ра­зом рос­ко­ше­ст­ву­ю­щих «знат­ных на­ро­да мо­е­го», т.е. Воз­люб­лен­ной, и в их льсти­во-ко­вар­ной ре­чи к ней (Песн. 6:11 – 7:9). Во вну­т­рен­ней борь­бе с эти­ми (осо­бен­но с язы­че­с­ким), враж­деб­ными раз­ви­тию ис­тин­ной хри­с­ти­ан­ской жиз­ни на­прав­ле­ни­я­ми, Цер­ковь ос­та­ет­ся не­по­ко­ле­би­мою и не­у­клон­но по­свя­ща­ет свои си­лы на слу­же­ние Бо­гу и спа­се­ние немощ­ных (Песн. 7:9–10), и, во сви­де­тель­ст­во сво­е­го му­д­ро­го и пло­до­нос­но­го по­пе­че­ния об ус­т­ро­е­нии жиз­ни ве­ру­ю­щих, пред­став­ля­ет пред воз­люб­лен­ным Гос­по­дом вет­хие и но­вые пло­ды, т.е. древ­ние про­яв­ле­ния и фор­мы жиз­ни, оду­хо­тво­рен­ные но­вым уче­ни­ем Хри­с­то­вым (Песн. 7:13; ср. Мф. 13:52). Эти­ми уси­ли­я­ми Церк­ви в борь­бе с враж­деб­ны­ми ее ду­ху на­прав­ле­ни­я­ми до­сти­га­ет­ся тес­ней­шее и бла­жен­ней­шее еди­не­ние ве­ру­ю­щих со Хри­с­том, как сво­им Же­ни­хом – бра­том (ср. Притч. 4:6, 8; 7:4–5) и Учи­те­лем (– «та­мо мя на­учи­ши» ср. Мф. 23:8, 10 и Ис. 54:13), и их упо­ко­е­ние под неж­но-ма­те­рин­ским по­кро­вом бла­го­да­ти Бо­жи­ей, как лю­бя­щей ма­те­ри всех при­бе­га­ю­щих к ней (Песн. 8:1–2; ср. Ис. 49:15; 66:13 и Тит. 2:11–13).

Два вы­ше­ука­зан­ных на­прав­ле­ния, про­тив­ных вну­т­рен­ней ду­хов­но-бла­го­дат­ной жиз­ни ве­ру­ю­щих, про­ник­ли в Цер­ковь и про­яви­лись еще со вре­мен апо­с­то­лов в фор­ме, с од­ной сто­ро­ны, рас­ко­ла иу­дей­ст­ву­ю­щих, а с дру­гой – ере­сей гно­с­ти­че­с­ких, ве­ро­учи­тель­ную борь­бу с ко­то­ры­ми вел, по пре­иму­ще­ст­ву, апо­с­тол язы­ков, па­мят­ни­ка­ми ко­то­рой ос­та­лись по­сла­ния это­го ве­ли­ко­го «учи­те­ля язы­ков» (см. по­сла­ния к Римл., Га­лат., Ко­ринф., Ко­лосс., Ефес., к Тим. и Ти­ту). Эти же на­прав­ле­ния и осо­бен­но по­след­нее, язы­че­с­кое, с осо­бен­ною си­лою про­яв­ля­лись по внеш­нем уми­ро­тво­ре­нии Церк­ви со вре­ме­ни Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го; – и из­ве­ст­на бли­с­та­тель­ная борь­ба с ни­ми Пра­во­слав­ной Церк­ви в эпо­ху все­лен­ских Со­бо­ров, на­чи­ная с чет­вер­то­го ве­ка. Эта борь­ба име­ет про­дол­жить­ся во все вре­ме­на Церк­ви, во­ин­ст­ву­ю­щей на зем­ле, и толь­ко по вре­ме­нам Гос­подь и Гла­ва Церк­ви да­ет ей как под­креп­ле­ние утом­лен­но­му ра­бо­той спо­кой­ный сон, вну­т­рен­ний мир и ти­ши­ну (см. Песн. 8:3–4).

За­ме­ча­ние в изъ­яс­не­ние та­ин­ст­вен­но­го смыс­ла тре­ть­е­го яв­ле­ния во вто­ром дей­ст­вии. – В этом по­след­нем от­де­ле Пес­ни Воз­люб­лен­ная, т.е. Церк­овь Хри­с­то­ва из языч­ни­ков, изо­б­ра­жа­ет­ся в со­сто­я­нии сво­е­го (сво­их чле­нов) воз­мож­но­го со­вер­шен­ст­ва на зем­ле, имен­но: во-пер­вых, она яв­ля­ет­ся «убе­лен­ною» (Песн. 8:5), или в оде­я­нии бе­лом, ко­то­рое есть «пра­вед­ность свя­тых» Церк­ви (Откр. 19:8), в про­ти­во­по­лож­ность пер­во­на­чаль­но­го сво­е­го очер­не­ния (Песн. 1:4–5); из­мо­вен­ная, очи­щен­ная, ос­вя­щен­ная и про­све­щен­ная бла­го­да­тью Хри­с­то­вою, она пред­ста­ет те­перь пред сво­им Же­ни­хом Гос­по­дом «слав­ною Цер­ко­вью, не име­ю­щею пят­на, или по­ро­ка, или че­го ли­бо по­доб­но­го, но свя­тою и не­по­роч­ною» (см. Еф. 5:25–27); во-вто­рых, лю­бовь ее к сво­е­му Воз­люб­лен­но­му Гос­по­ду, преж­де не­о­пре­де­лен­но-по­ры­ви­с­тая и ко­леб­ле­мая (см. пер­вое яв­лен. в перв. действ.), те­перь, очи­щен­ная вся­че­с­ки­ми ис­ку­ше­ни­я­ми (см. в 1 и 2 яв­лен. вто­ро­го действ.) и вос­пла­ме­нен­ная ог­нем Ду­ха Бо­жия (см. Иак. 4:1–5; ср. Песн. 8:6), воз­рос­ла во всех ее ве­ру­ю­щих чле­нах до то­го, что «ни смерть, ни жизнь, ни Ан­ге­лы, ни На­ча­ла, ни Си­лы, ни на­сто­я­щее, ни бу­ду­щее, ни вы­со­та, ни глу­би­на, ни дру­гая ка­кая тварь не мо­жет от­лу­чить их от люб­ви Бо­жи­ей во Хри­с­те Ии­су­се, Гос­по­де на­шем» (см. Рим. 8:38–39; ср. Песн. 8:6–7); в-тре­ть­их, на­ко­нец, вос­пи­тан­ная бла­го­да­тью и уче­ни­ем Хри­с­то­вым, Цер­ковь, так­же в про­ти­во­по­ложность преж­не­му сво­е­му не­до­сто­ин­ст­ву и от­чуж­де­нию от Воз­люб­лен­но­го Гос­по­да (см. Песн. 1 гл.), яв­ля­ет­ся как жи­вое те­ло Хри­с­та, а чле­ны ее – от пло­ти Его и от ко­с­тей Его (Еф. 5:29–30), «пол­но­тою (to plhrwma) всех со­вер­шенств На­пол­ня­ю­ще­го все во всем» (Еф. 1:23), и по­се­му име­ет по­доб­но сво­е­му Же­ни­ху – Гла­ве все вла­де­тель­ные, гос­под­ст­вен­ные пра­ва (Песн. 8:12–13). За­тем вос­хож­де­ние Воз­люб­лен­ной под ру­ку с сво­им Воз­люб­лен­ным «на го­ры аро­ма­тов» (Песн. 8:5, 14) зна­ме­ну­ет ше­ст­вие ве­ру­ю­щих в оби­тель От­ца не­бес­но­го, по обе­то­ва­нию Гос­по­да: «иду при­го­то­вить ме­с­то вам; и ког­да пой­ду, и при­го­тов­лю вам ме­с­то, при­ду опять, и возь­му вас к Се­бе, что­бы и вы бы­ли, где Я» (Ин. 14:2–3). В этом по­след­нем яв­ле­нии Пес­ни изо­б­ра­жа­ют­ся по­след­ние по­дви­ги Церк­ви во­ин­ст­ву­ю­щей на зем­ле, ког­да она го­то­ва бу­дет при­сту­пить «к Ие­ру­са­ли­му небес­но­му, к тор­же­ст­ву­ю­ще­му со­бо­ру и церк­ви пер­вен­цев, на­пи­сан­ных на не­бе­сах» (Евр. 12:22–23). Вме­с­те с этим име­ет со­вер­шить­ся по­след­нее в му­ках ду­хов­ное рож­де­ние Цер­ко­вью Хри­с­та, т.е. пред­ста­ви­те­ли церк­ви (ие­рар­хия), «сно­ва и в по­след­ний раз бу­дут в му­ках рож­де­ния ча­да­ми Бо­жи­и­ми, до­ко­ле не во­об­ра­зит­ся в них Хри­с­тос» (Песн. 8:5; ср. Откр. 12:1–2, 5 – 6; Гал. 4:19 и Флм. 1:10).

По­ло­же­ние Из­ра­и­ля по от­но­ше­нию к Церк­ви из языч­ни­ков в этом по­след­нем яв­ле­нии Пес­ни та­ко­во, что Из­ра­иль бо­лее и бо­лее ста­но­вит­ся ду­хов­но да­ле­ким от Церк­ви и от Хри­с­та (см. Песн. 8:5), и таким образом, Из­ра­иль за­нял по­ло­же­ние со­вер­шен­но про­тив­ное то­му, в ко­то­ром он на­хо­дил­ся к ве­ру­ю­щим из языч­ни­ков и к обе­то­ван­но­му Мес­сии, по изо­б­ра­же­нию се­го в пер­вом яв­ле­нии пер­во­го дей­ст­вия, т.е. в век Со­ло­мо­на. Но та­кое ду­хов­ное претк­но­ве­ние Из­ра­и­ля не к то­му, что­бы сов­сем пасть; слав­ное спа­се­ние языч­ни­ков, по­лу­чен­ное ими па­де­ни­ем Из­ра­иль­тян, долж­но на­ко­нец «воз­бу­дить в сих по­след­них рев­ность» к то­му, что­бы воз­вра­тить по­те­рян­ное ими до­сто­ин­ст­во ис­тин­ных чад Бо­жи­их (Рим. 11:11 и д.; ср. Втор. 32:21). Дей­ст­ви­тель­но, в рас­сма­т­ри­ва­е­мом от­де­ле Пес­ни пред­став­ля­ет­ся близ­ким это вре­мя спа­се­ния все­го Из­ра­и­ля, по­то­му что Цер­ковь, в ко­то­рую уже «во­шло пол­ное чис­ло языч­ни­ков» (Рим. 11:25), хо­да­тай­ст­ву­ет пред Воз­люб­лен­ным Гос­по­дом и са­ма за­бо­тит­ся о ду­хов­ном со­вер­шен­ст­ве и ук­ра­ше­нии сво­ей млад­шей се­с­т­ры, т.е. Из­ра­и­ля, так как ско­ро «слав­ное за­го­во­рит­ся о Си­о­не» (Пс. 86:3), о его ду­хов­ном бра­ке с от­вер­жен­ным им не­ког­да Мес­си­ею – Гос­по­дом (см. Песн. 8:8–9). И так, здесь в Пес­ни пре­ду­ка­зы­ва­ет­ся та ве­ли­кая тай­на, ко­то­рую разъ­яс­нил ап. Па­вел, что в оп­ре­де­лен­ное Бо­гом вре­мя «весь Из­ра­иль спа­сет­ся, как на­пи­са­но: при­идет от Си­о­на Из­ба­ви­тель и от­вра­тит не­че­с­тие от Иа­ко­ва. И сей за­вет им от Ме­ня, ког­да сни­му с них гре­хи их» (Рим. 11:26–27).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 258 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.