Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Блаж. Фе­о­до­рит Кир­ский.




Толкование на книгу Судей:

«Вопрос 4. Почему писатель наименовал здесь Иовавом тестя законодателева, в прежних повествованиях названного Иофором и Рагуилом?

Говорил уже я, что Иовав был сын Иофора. Писатель называет его тестем, как брата жены. И ныне многие так называют сих родственников. Посему дети Иовава суть внуки Иофоровы» [48, с. 209].

«Из сего-то заключил я, что большая часть сказанного здесь есть краткое повторение о том, что сделано при Иисусе. Ибо писатель сказал: и отпусти Иисус люди, и отыдоша сынове Израилевы кийждо в место свое и кийждо в наследие свое наследити землю. И работаша людие Господеви во вся дни Иисусовы и во вся дни старейшин, елицы пожиша многи дни со Иисусом, елицы разумеша все дело Господне великое, еже сотвори Израилю (6–7)… Думаю же, что есть и другая причина, по которой евреи не овладели всею землею Обетованною, именно следующая: для сохранения сообразного с законом образа жизни требовалась страна, заключенная в весьма тесные пределы, потому что закон повелевал три раза в год праздновать всем, сошедшись в одно место, на котором впоследствии соорудили божественный храм. Там повелевал Бог приносить начатки и десятины, первородных овец и другие жертвы. Посему, сообразно с сим, Бог ограничил евреев небольшим пространством земли, чтобы и ленивые без труда собирались в посвященных Богу храм» [48, с. 210 – 211].

П.А. Юн­ге­ров

«От­но­си­тель­но хро­но­ло­гии кни­ги Су­дей су­ще­ст­ву­ют сле­ду­ю­щие да­ты. Ес­ли сло­жить все ци­ф­ро­вые дан­ные са­мой кни­ги о прав­ле­нии су­дей и про­ме­жу­точ­ных про­дол­жи­тель­ных пе­ри­о­дах гос­под­ст­ва над ев­ре­я­ми раз­ных вра­гов, то по­лу­чим сле­ду­ю­щий ряд цифр: Ху­сар­са­фем гос­под­ст­во­вал 8 лет (3:8), Го­фо­ни­ил су­дил 40 лет (3:11), мо­а­ви­тя­не гос­под­ст­во­ва­ли 18 лет (3:14), Аод су­дил, и ев­реи по­ко­и­лись 80 лет (3:30), Иа­вин гос­под­ст­во­вал 20 лет (4:3), Де­во­ра су­ди­ла 40 лет (5:31), ма­ди­а­ни­тя­не при­тес­ня­ли 7 лет (6:1), Ге­де­он су­дил 40 лет (8:28), Ави­ме­лех 3 го­да (9:22), Фо­ла 23 го­да (10:2), Иа­ир 22 го­да (10:3), ам­мо­ни­тя­не при­тес­ня­ли 18 лет (10:8), Иеф­фай су­дил 6 лет (12:7), Есе­вон 7 лет (12:9), Елон 10 лет (12:11), Ав­дон 8 лет (12:14), фи­ли­с­тим­ля­не гос­под­ст­во­ва­ли 40 лет (13:1), Сам­сон су­дил 20 лет (16:31). – Все­го 410 лет. Ес­ли к это­му при­ба­вить 40-лет­нее прав­ле­ние по­след­не­го су­дьи и пер­во­свя­щен­ни­ка Илия (1 Цар. 4:18), то по­лу­чим 450-лет­ний пе­ри­од для всей эпо­хи су­дей. С этим, по-ви­ди­мо­му, со­гла­су­ет­ся да­та, ука­зы­ва­е­мая ап. Пав­лом: низ­ло­жи язык седмь в зем­ли Ха­на­ан­стей, да­де им в на­сле­дие зем­лю их. И по сих яко лет че­ты­ре­с­та и пять­де­сят да­де им су­дьи до Са­му­и­ла про­ро­ка (Де­ян. 13:19–20). – Оба при­ве­ден­ные счис­ле­ния, как вид­но сход­ные меж­ду со­бою, со­став­ля­ют, мож­но ска­зать, од­ну да­ту. Дру­гая да­та за­клю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щих двух вет­хо­за­вет­ных ука­за­ни­ях. В (Суд. 11:26) чи­та­ем: ег­да все­ли­ся Из­ра­иль во Есе­во­не и в пре­де­лех его… и во всех гра­дех у Иор­да­на, три­с­та лет. – Так го­во­рит Иеф­фай ца­рю ам­мо­нит­ско­му, на­зна­чая 300-лет­ний пе­ри­од для эпо­хи с Мо­и­сея (Ва­лак, царь мо­а­вит­ский, упо­ми­на­ет­ся в 25 ст.) до сво­е­го вре­ме­ни. Это счис­ле­ние, оче­вид­но, не сов­па­да­ет с вы­ше­при­ве­ден­ной да­той, по­то­му что сю­да вхо­дит прав­ле­ние Ии­су­са На­ви­на (25 лет по Фла­вию. Antiqu. V. I. 23) и всех пре­ды­ду­щих до Иеф­фая су­дей (долж­но бы­ло по­лу­чить­ся 350 лет, ес­ли со смер­ти Мо­и­сея на­чать счет). Но еще боль­шее чис­ло­вое со­кра­ще­ние за­клю­ча­ет­ся в тре­ть­ей да­те: (3 Цар. 6:1): и бысть в че­ты­ре­де­сят­ное и в чет­ве­ро­сот­ное ле­то ис­хо­да сы­нов Из­ра­и­ле­вых из Егип­та, в ле­то чет­вер­тое, в ме­сяц вто­рый, цар­ст­ву­ю­щу ца­рю Со­ло­мо­ну над Из­ра­и­лем и со­зда храм Гос­по­де­ви. По этой да­те на­зна­ча­ет­ся 440-лет­ний (по ны­неш­не­му ев­рей­ско­му тек­с­ту 480 лет) пе­ри­од для всей эпо­хи с ис­хо­да до 4-го го­да прав­ле­ния Со­ло­мо­на. Ес­ли сле­до­вать этой да­те (да­же по ев­рей­ско­му тек­с­ту) и от­нять от этой ци­ф­ры 40 лет стран­ст­во­ва­ния по пу­с­ты­не, 25 лет прав­ле­ния Ии­су­са На­ви­на, 40 лет пер­восв. Илия[67], 40 лет прав­ле­ния Са­у­ла, 40 лет Да­ви­да и три го­да Со­ло­мо­на, все­го 188 лет, то на эпо­ху су­дей ос­та­нет­ся лишь 220 лет, вме­с­то 410.

Вы­ход из пред­став­лен­ных хро­но­ло­ги­че­с­ких не­до­уме­ний со­вре­мен­ные биб­ле­и­с­ты-апо­ло­ге­ты на­хо­дят лишь в до­пу­ще­нии ана­хро­низ­ма в кни­ге Су­дей. Пред­по­ла­га­ют, что прав­ле­ние не­ко­то­рых су­дей бы­ло од­но­вре­мен­ным и «по­кой» зем­ли был так­же ча­с­тич­ным и сов­па­дал с под­чи­не­ни­ем не­ко­то­рых ко­лен вра­гам. Так, су­дьи Иеф­фай, Есе­вон и Ав­дон бы­ли со­вре­мен­ни­ка­ми Сам­со­на, а по­след­ний был со­вре­мен­ни­ком Илия. В 80 лет по­коя по­сле по­ра­же­ния мо­а­ви­тян Иа­вин при­тес­нял се­вер­ные ко­ле­на (4:3; 5:31). Ког­да ам­мо­ни­тя­не при­тес­ня­ли за­и­ор­дан­ские ко­ле­на (10:7), фи­ли­с­тим­ля­не гос­под­ст­во­ва­ли над юго-за­пад­ны­ми ко­ле­на­ми (13:1). Та­ким об­ра­зом, при не­из­мен­но­с­ти дру­гих счис­ле­ний (стран­ст­во­ва­ния, прав­ле­ния Иисуса На­ви­на, Илия, Са­у­ла и Да­ви­да), мо­жет зна­чи­тель­но со­кра­тить­ся эпо­ха, опи­сы­ва­е­мая в кни­ге Су­дей, и ос­та­нет­ся в со­гла­сии с да­той кни­ги Царств[68].

Что ка­са­ет­ся сви­де­тель­ст­ва апо­с­то­ла Пав­ла, то оно уме­ря­ет­ся его соб­ст­вен­ным до­бав­ле­ни­ем: яко – wjх, по рус. око­ло. С дру­гой сто­ро­ны, как спра­вед­ли­во за­ме­чал еще Ие­ро­ним[69], хро­но­ло­ги­че­с­кие во­про­сы не име­ли су­ще­ст­вен­но­го зна­че­ния для биб­лей­ских пи­са­те­лей, не име­ют они его и для хри­с­ти­ан­ских чи­та­те­лей Биб­лии, а по­то­му не бу­дем дол­го ос­та­нав­ли­вать­ся на них. По­сле­ду­ю­щие биб­ле­и­с­ты, мо­жет быть, най­дут иное ре­ше­ние это­го во­про­са» [59, с. 125 – 126].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 288 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2193 - | 2114 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.