Вторая половина XX века исследователями характеризуется как «женская революция». На западе и в США были закреплены права женщин на труд, оплату труда, на образование. Все больше женщин стало представляться в сфере управления. В ряде стран женщина стала политической силой, с которой приходится считаться. Постоянно растет ее активность. Женщина стала выступать больше как субъект, чем как объект в жизни общества.
В России, к сожалению, тендерные исследования широко не распространены и влияние теории на положение женщин практически отсутствует. Есть два подхода к изучению проблемы социального статуса женщин. Первый - упрощенный, когда дается анализ на уровне обыденного сознания и второй - научно-социологический, исследующий крупные социальные общности, отличающиеся определенными характеристиками: спецификой психологии, многоролевыми функциями, относительной целостностью, устойчивостью в структуре общества.
Из этих исследований вытекает вывод, что женщины еще не активизировались, широкое социальное пространство ими пока еще не освоено.
Второй подход требует анализа деятельности женщин во всех сферах (экономической, политической, социальной, духовной жизни).
Установлено на официальном уровне, что в ходе формирования рынка труда нарастают дискриминационные тенденции по отношению к женщинам, падает их конкурентоспособность, возрастает риск потерять работу, повысить квалификацию. Сокращаются возможности получения нового места работы. Растет безработица среди женщин и увеличивается разрыв в заработной плате женщин и мужчин. Адаптация женщин к условиям рынка происходит со значительными издержками. Идет процесс снижения профессионального статуса1.
Женщина в политике воспринимается мужским населением отрицательно. Однако в эпоху крупных исторических перемен, политических, экономических и социальных кризисов женщины нередко выступали и выступают в роли инициаторов общественного движения. Они не дублируют мужской пол в своих действиям но, несомненно, оказывают влияние на их поведение, взгляды, оценки, побуждая к активным действиям.
Женщина должна быть не объектом политики, а ее субъектом, способным создавать свои формы самореализации (формальные и неформальные), создавать и утверждать нежесткие структуры. Женщины различают себя как личности в разных формах социального функционирования, в том числе и через развивающееся женское движение, обладающее относительной самостоятельностью. К сожалению, это движение не имеет достаточной научной базы, исследования поверхностны и не располагают достаточно обоснованными рекомендациями для его совершенствования.
Довольно часто женщин обвиняют в консерватизме, слишком разумной уверенности в своих действиях против экстремизма. Однако консервативность не может восприниматься как отрицательный фактор. Женщина отличается терпимостью, снисходительностью, меньшей безапелляционностью и жесткостью оценок. Женщины выступают за эволюционное развитие общества, а не за революционность, которая исторически себя показала не с лучшей стороны.
Достижение равенства возможностей, партнерства в политике - проблема государственная. Существующие точки зрения на социальную роль женщины в обществе, отсутствие поддержки наиболее подготовленных женщин к государственной деятельности, практическое отсутствие в программах партий и общественных организаций вопроса о роли женщины в обществе в значительной степени мешают реализации ее потенциальных возможностей, что ведет к низкой активности участия женщин в политике.
Таким образом, в современной России сохраняются тендерные диспропорции в сфере принятия политических решений, а также в сфере их реализации. Адаптация женщин к новым усло-виям связана с большими социальными издержками, налицо неравные стартовые возможности. Существование в массовом сознании патриархатных взглядов резко отрицательно сказывается
на стимулировании активной деятельности значительной части населения, каковой являются женщины.
Существующие национальные механизмы пока не способны обеспечить равные шансы для женщин и мужчин во всех сферах жизни.
Тендерная асимметрия, естественно, обусловлена негативным отношением большинства мужчин к активному участию женщин во всех сферах жизни общества. Именно мужчины пользуются в обществе значительными привилегиями. Однако существует и иная точка зрения. Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор политических наук Н.А. Шведова считает, что было бы неверным обвинять всех мужчин в том, что в обществе существует дискриминация в отношении женщин. «Неравенство и угнетение напрасно вменять в вину каждому мужчине, среди которых есть разные личности»1.
Такая оценка объясняется тем, что будто мужчины - и жертвы, и заложники существующей власти и форм ее применения; историческое становление большинства из них происходит в соответствии с требованиями эволюции «силовой» цивилизации.
В то же время автор ссылается на то, что все общественно-политические институты и структуры создавались на протяжении веков мужчинами, они формировали стереотип мышления, который и сказался на социальном статусе женщин.
Следовательно для установления тендерного равенства, а также реализации равных прав и равных возможностей женщин с мужчинами, необходимо представительство женщин во всех органах, принимающих политические решения. Это обеспечило бы выдвижение законодательных инициатив, близких их интересам. Проблема состоит в том, чтобы современное общество создало равные условия для развития мужчин и женщин. Равноправие не есть одинаковость прав, но есть их социальное равенство. Коль женщина в силу биологической наследственности и социальной программы несет большую нагрузку по воспитанию детей и ведению дома, то общество должно расширить ее возможности в социальном и профессиональном продвижении, формируя более благоприятные условия для ее развития. В этом случае можно говорить об обеспечении равенства прав. Взаимное внимание и поддержка способствовали бы, как справедливо замечает американская писательница Шарлотта Перкинс Гилман, честному соревнованию полов, что развивает лучшие качества мужчин. Следует прислушиваться к передовым мыслителям. А.П. Чехов писал, что женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского - глупеют.