Обширная феминистическая литература на Западе появилась во второй половине XIX века и первом десятилетии XX в. В этой литературе давался анализ положения женщин в западном обществе, особенно касаясь их экономического положения. Феминистки настаивали на праве финансовой независимости, возможности самореализации своих прав и свобод.
Современный феминизм требует изменения дискриминационных законов, касающихся семьи, образования, государственного управления, обеспечения равного избирательного права.
XX век характеризуется определенным пересмотром женских проблем. Так, Европейский совет по высшему образованию и политике в области исследований в Европе на период до 2000 года предложил пересмотреть программы с целью достижения действительной эмансипации и развития женщин в странах-участницах Европейского Союза.
В ноябре 1986 г. была создана группа по повышению квалификации (дополнительное послевузовское образование) женщин, а также группа по проведению исследований женского вопроса в странах ЕС. Это предложение было одобрено на заседании Совета министров Европейского Союза.
В настоящее время страны-члены ЕС ведут активный поиск модели равных возможностей мужчин и женщин во всех сферах общественных отношений. Одной из причин такого рода поиска является обострение проблемы занятости и необходимость смягчения напряженности на рынке труда.
Каково же состояние и направления исследований женских проблем за рубежом?
Это прежде всего критика современной общественной науки, мешающей выработке истинных знаний о положении женщины в обществе. Это выступления против сексизма, для которого, как известно, характерны:
- невнимание к женщине, о которой вспоминают лишь тогда, когда мужчинам это выгодно.
- тиражирование ничем не оправданного мнения о том, что во всех своих проявлениях мужчина - норма, а женщина - отклонение от нормы. Постоянное противопоставление мужской природы женской.
Современная феминистическая наука успешно доказывает, что применяемые в настоящее время подобного рода «научные» методы и теории далеко не научны и не объективны.
По утверждению социолога М.Эйхлер, феминизм как наука находится в начале своего развития. В своей книге «Двойной стандарт» (Лондон, 1980) она писала: «Цель феминистской науки - создать науку, ответственную за поведение всех людей, мужчин и женщин. Нельзя считать нормой поведения мужскую модель и на ее фоне оценивать модель женского поведения. Женщина - субъект истории и ее творец в той же мере, как и мужчина. Нужно рассматривать действия не как взаимоисключающие друг друга, а видеть их как один процесс. Должен быть исключен двойной стандарт»1.
Феминистское мировоззрение на Западе все больше понимают как необходимый компонент демократического сознания, без чего невозможно развитие, творчество, свобода. С. де Бовуар, К. Миллетт, Д. Митчелл и другие представители феминизма глубоко убеждены, что вся западная культура основана на господстве мужчины. Культ силы как основа власти и господства является основным компонентом маскулинизированного мировоззрения. Сила и власть постоянно утверждаются через агрессию и экспансионизм. И начавшийся процесс интеграции феминистических идей уже дал свой пусть небольшой, но положительный результат.
В Вашингтонском университете (1912) был прочитан курс на тему: «Женщина и экономическое развитие или влияние изменений в промышленности на статус женщины». В 1969 г. группа феминисток организовала в Корнельском университете конференцию, на которой был дан анализ состояния женского движения и рекомендовано заняться теоретической разработкой науки о женщине.
70-е годы XX в. в США характеризуются быстрым распространением учебных курсов по всей стране. Они охватили более 1000 колледжей и институтов. Эти курсы предлагались старшекурсникам и аспирантам университетов. С 1983 г. Министерство образования США регулярно сообщает сведения о присвоении ученой степени по женской проблематике. Ежегодно защищаются докторские диссертации.
Проблемами женщин в США занимаются более 70 центров и НИИ, имеются феминистские издательства, выпускаются журналы.
Большую помощь по реализации этой важной проблемы оказал Г. Форд, создавший в 1972 г. фонд, обеспечивший разработку национальной программы для аспирантов вузов по теме «Роль женщины в обществе». При этом к исследованиям привлекались не только женщины, но и мужчины, выступавшие за эмансипацию женского пола. В 1974 г. фонд выделил средства для создания Учебных центров по женской проблематике при учебных заведениях.
Американцы создали Национальную Ассоциацию с Национальным Советом во главе, который объединяет работу всех указанных центров и групп.
В такой стране, как Великобритания, особый интерес к женским проблемам проявился с 1975 г., т. е. после провозглашения Международного года женщин и Х-летия женщин под эгидой ООН.
К середине 80-х годов XX в. сложилась четкая модель исследований, усилилось совместное сотрудничество феминисток.
Сложилась модель женских исследований, создаются союзы, расширяется женское движение, оформилась связь с женскими организациями других стран.
Английские женщины становятся все более влиятельной силой в политической и культурной жизни. С ними начинают считаться, поскольку они бросают вызов старому образу жизни и мышления, касаясь семьи, различных сфер общественной жизни.
Женщины занимаются научными исследованиями, обучением молодежи, участвуют в политике. В 1975 г. впервые были открыты курсы «Женщина и социальная политика». Этот курс читала профессор X. Роуз - Директор Вестйоркширского Центра исследований по проблемам женщин.
Была создана программа для аспирантуры (1981) по женским исследованиям на степень магистра гуманитарных наук.
Во Франции создан «Дом наук о человеке» (Париж), занимающийся проблемами феминизма, многие работы посвящены генезису женского движения, их структурной организации, анализу функций и роли женщин во французском обществе, особенностям социализации детей разного пола.
P.M. Лаграв в статье «Исследование феминизма и женских исследований» (1990) считал, что существуют два пути для деятельности женщин: первый - борьба за свои права, научные исследования, критику официальной науки, отказывающей феминизму в научном статусе и второй - создание локальных групп, которые проводили бы национальные и региональные, а также международные коллоквиумы, выпускали специальные издания, стремились бы объединить женское движение, при этом постоянно уточняли бы терминологию, понятийный аппарат феминизма как науки.
В начале 80-х годов XX столетия женское движение усиливается под напором французских студенток, которые открыто выступали против насмешек по поводу так называемых «дамских теорий».
С приходом к власти социалистов в 1981 г. феминистки открыто выступили с критикой устаревших догм. В 1982 г. на коллоквиумах в Тулузе, проходивших под девизом: «Женщины, феминизм и научные исследования» фактически произошло официальное рождение феминизма как научной проблемы. Была разработана программа и поставлены три задачи:
а) признать научную значимость проблем феминизма;
б) ориентировать феминистские исследования на познание реальности и ее изменение; уничтожение социальной напряженности и тендерного неравенства;
в) осуществлять материальную поддержку научно-исследовательским проектам1.
Принятые решения обеспечили чтение курсов в университетах Тулузы, Парижа, Лиона и др.
В 70-е годы XX века увеличилось количество исследований и в Японии. В 90-е годы учебные курсы по феминизму предлагались в 28% вузов и не только в женских колледжах, но и при смешанном обучении.
Рост популярности феминизма повлиял и на мусульманские страны. Уже до 70-х годов стали развиваться различные женские движения, проводиться исследования. В 1990 г. в Стамбульском университете было создано междисциплинарное подразделение под названием «Центр женских исследований», который организовал серию семинаров, сопровождавшихся публикациями, а также введением тендерных исследований в академических программах.
Итак, все чаще женщины не хотят выступать в роли аутсайдера в науке. Они за равноправие. Господство и подчинение в науке по половому признаку разрушает ее содержание, смысл и обесценивает практическое использование научных достижений. Современная феминология должна создать науку, ответственную за поведение всех людей и модели поведения должны иметь общие задачи.
Из всего вышеизложенного видно, что и в России, и за рубежом феминологические проблемы еще не получили должного освещения ни в науке, ни в учебных заведениях, что отрицательно сказывается на возможностях активного изменения социального статуса женщины в обществе.
Глава IV. КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ ФЕМИНОЛОГИИ И ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Специфика категорий феминологии и гендерной политики
Термин «категория» получил широкое распространение в науке. Категории - это основные, наиболее общие, фундаментальные понятия науки, отражающие существенные стороны, свойства ее предмета. С помощью категорий исследуются объект, его взаимоотношения с другими объектами, раскрываются противоречия и формы взаимосвязи. Категории диалектичны, могут наполняться новым содержанием в зависимости от изменяющейся объективной действительности, процесс познания которой бесконечен.
На содержательную часть категорий оказывают влияние законы и закономерности. Идет постоянный процесс обогащения содержательной части самого объекта. По определению Ф. Энгельса, категории являются отражением действительных вещей, явлений, отношений. Вся система категорий представляет собой стороны процесса познания и объективна по своему содержанию1.
Категории позволяют восходить от конкретного к абстрактному, не отходя от истины, они помогают подойти к истине, отражая природу объекта глубже, полнее, вернее. Категории помогают преодолевать в мышлении противоречие между явлением и сущностью, открывать закономерности развития.
Категории феминологии специфичны, но они связаны с общими диалектическими категориями, как общее, особенное, единичное, причина и следствие, форма и содержание, сущность и явление, случайность и необходимость и др. К собственным категориям феминологии и гендерной политики относятся:
биархат - в переводе с греческого означает двоевластие, то есть равное участие мужчин и женщин в жизни общества;
быт - это область социальной жизни, связанная с восстановлением жизненных функций человека, его работоспособности и творческой деятельности, которая обеспечивается определенными формами и способами потребления и обслуживания, организацией и производством самих предметов потребления и услуг;
гендер, гендерный - социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, складывающийся во всех сферах жизнедеятельности общества, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру. Сегодня «гендер» понимается как одна из важнейших граней общественных отношений и включает три группы характеристик: 1) биологический пол; 2) полоролевые стереотипы, распространенные в обществе; 3) «гендерный дисплей» -предписанные обществом нормы мужского и женского действия и взаимодействия во всем многообразии их проявления;
гендерное равенство - равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, вырабатывать умения и навыки для участия в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии и освоении его достижений;
государственная гендерная политика - это направление социальной политики, система комплексной деятельности государства, направленной на обеспечение государственных гарантий равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин, предотвращение дискриминации по мотивам пола в качестве необходимого условия стабильного и устойчивого развития страны;
двойной стандарт отношения к женщине - по закону женщина равна мужчине во всех сферах жизнедеятельности общества. Однако фактически женщина ущемлена в своих правах;
диалектика пола - это равенство в различии женщин и мужчин. Взаимная их дополняемость как условие развития цивилизации. Это идеальное взаимоотношение полов, состояние равновесия в системе общественных отношений;
дискриминация - исключение или ограничение деятельности по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление лицами обоего пола прав и свобод человека и гражданина;
домашнее хозяйство - составная часть быта, представляющая сферу деятельности человека, при которой кустарно, на основании индивидуальных затрат труда и времени организуется вся система производства и потребления (питание, стирка, уход за детьми, квартирой и др.). Оно может иметь любые размеры и формы в зависимости от традиций, религиозных, исторических, национальных и других социально-экономических факторов;
женский вопрос - часть общей социально-политической проблемы, связанной с положением женщин, где определяющим является принцип равенства граждан независимо от пола, их статуса, отказ от стереотипа мышления, четкая программа эмансипации женщин;
женское движение - это многообразие методов борьбы женщин за свои права (политические, социальные, экономические, духовные). Это объединение многих женских организаций с целью решения женского вопроса. Цель - обрести свободу жизненного пути, расширение представительства в управленческих структурах, совершенствование законодательства, активизация деятельности средств массовой информации по оказанию помощи женскому движению. Добиться, в конечном итоге, политической модернизации общества. Центральной идеей в женском движении является идея полноправной, свободной деятельности женщины как личности, установка на ее самореализацию;
квота - (от лат. quot - сколько), означает часть, долю, норму Участия женщин в различных сферах жизни общества, особенно в политической деятельности;
концепция равных возможностей - система взглядов, руководящий принцип деятельности государства по предоставлению гражданам условий для реализации жизненных планов, при этом равных для мужчин и женщин;
маскулинность - (от лат. masculinus - мужской), отождествляется с силой, агрессией; представление о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин;
паритетная демократия - (от лат. paritas - равенство), предполагает равное участие (50/50%) женщин и мужчин в органах управлениях государственной властью;
патриархат - (от греч. patros - отец). Термин, обозначающий власть мужчины, его преобладающую роль в обществе, семье; это традиционное однополое представительство в различных сферах жизни общества (политической, экономической и др.);
пол - единство биологического и социального, основа понимания сущности человека как родового существа. Биологически пол - sex, совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида, социально - gender, комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, правовой и социальный статус мужчины или женщины;
сексизм - понятие, введенное ЮНЕСКО в 1981 г. Означает принижение роли женщин в обществе, недооценку женского потенциала, учет лишь биологических особенностей, разделение общества по признаку пола, устранение индивидуальных качеств и различий, переоценка роли мужчин. По своим идеологическим функциям в отношениях между полами сексизм аналогичен расизму в отношениях между расами и этносами. Наиболее распространенная форма сексизма - мужской «шовинизм»;
социум - (от лат. socium - общее, совместное). Это большая, устойчивая социальная общность, целостная социальная система, общество, включающее формы и способы объединения и взаимодействия людей;
средства массовой информации - представляют собой учреждения для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам, группам населения. Это - радио, телевидение, печать. СМИ - понятие, введенное в оборот ООН в 1945 г. СМИ несут множество функций, могут иметь разные цели: гуманную, антигуманную, корыстную, объективную, необъективную. Это средства массовой коммуникации, информационной связи между людьми, группами, мощное орудие формирования общественного мнения;
феминология - наука об общих закономерностях жизнедеятельности женщин в обществе, имеющая своей задачей дать целостную концепцию роли женщины в обществе;
феминностъ - (от лат. femina - женщина), представление о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для женщин; отождествляется с покорностью, мягкостью, исключением насилия;
феминизация бедности - снижение экономического уровня жизни женщин в результате роста безработицы, что ведет к невозможности удовлетворения основных интересов, материальных и духовных потребностей, ухудшению здоровья, в том числе и детей. Формируется идеология бедности, становясь устойчивой, постоянной;
феминизм - социально-политическая теория, выступающая за равноправие мужчин и женщин во всех областях общественной жизни, за социальную гармонию полов, за признание равных возможностей и значимости полов в развитии цивилизации, преодоление патриархатных стереотипов сознания.
Есть отдельные направления в феминизме, которые ограничиваются лишь критикой мужчин;
эгалитарная теория - (от франц. egalitaire - равенство). Признание всеобщего равенства мужчин и женщин, возможность свободного выбора условий для развития личности;
эмансипация - (от лат. emancipation - освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков), получение самостоятельности и равноправия; уравнение женщин в правах с мужчинами в общественной, трудовой и семейной жизни.
Категории феминологии способствуют развитию самой науки. Они имеют социально-политическое и формационно-социологическое содержание, представляют собой ступени, узловые
пункты познавательного процесса. Появление каждой новой категории в ходе развития науки не случайно, а необходимо. Более того, появившись, они не остаются неизменными, а изменяются в связи с развитием познания и практики, позволяя все глубже проникнуть во внутреннюю сущность вещей, явлений.
Объективное содержание науки о социальных отношениях между мужчинами и женщинами в различных сферах жизни общества может быть достаточно полно раскрыто только через систему взаимосвязи данных категорий с категориями других наук.
4.2. Связь категорий феминологии и гендерной политики с категориями других наук
Феминология в своих исследованиях и выводах опирается на общесоциологические категории: общество, цивилизация, социальный прогресс, образ жизни, равенство и др. Для феминологии и тендерной политики ключевой категорией является «равенство», рассматриваемое как основной принцип взаимоотношений в обществе. Вместе с тем эта категория помогает раскрыть специфику проявления существующих законов о социальном статусе женщины в обществе и проанализировать механизм действия этих законов в конкретных исторических условиях.
Большое значение для научных исследований и практики имеют экономические категории, такие как рыночные отношения, безработица, бизнес, труд, занятость и др. Они обеспечивают более глубокое исследование проблемы труда и занятости женщин в условиях рыночных отношений. Они отражают в своем содержании как общее в историческом процессе, так и специфическое, присущее особенностям жизнедеятельности женщин в сфере труда и занятости.
Категории политической науки, такие как власть, демократия, партия и другие, наполняются вполне конкретным содержанием в феминологии. Женское движение одной из главных задач ставит вопрос об участии в политике, принятии решений общегосударственного значения. Использование понятия «демократия» предусматривает осуществление паритетной демократии, в которой сущностью является равное участие мужчин и женщин при решении всех проблем современности. Женское движение предусматривает изменение программ партий, обязательное включение в них женского вопроса, что фактически исключено большинством существующих партий и движений.
Категории феминологии взаимосвязаны и с категориями диалектики. Какая бы ни рассматривалась проблема, требуется диалектический подход, будь то социальная теория пола, социальный статус женщины, особенности женского движения в РФ или за рубежом и др. Невозможно научно рассмотреть проблемы без категорий общего, особенного, единичного, причины и следствия, сущности и явления, формы и содержания и т.д. Когда дается сравнение феминологии и феминизма, то легко проследить не только общее в программах, но и особенности их изучения и научного исследования в каждой отдельно взятой стране. В каждой стране это сложный и многогранный целостный процесс развития науки со своими внутренними специфическими законами и закономерностями. И в то же время очень четко проявляется общее - проблемы равенства, власти, взаимоотношений в семье и др.
Категории диалектики и феминологии взаимодействуют, обогащая содержание друг друга.
Так категории причины и следствия взаимосвязаны с категорией дискриминации женщин. В окружающем мире мы наблюдаем постоянное взаимодействие и взаимосвязь явлений, в результате этого одни явления порождают другие, а эти в свою очередь вызывают к жизни другие и т.д. Причина предшествует следствию. При этом важное значение приобретают условия, место и время, что составляет одно из основных положений диалектики. Дискриминация, например, в условиях феодального общества отличалась от характера дискриминации в современных условиях, когда на каждом шагу говорится о демократии и цивилизации.
Все три закона диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания) проявляются в практике решения женских проблем. Диалектика пола не может быть понята без глубокого исследования проблемы взаимоотношения мужчин и женщин в обществе и семье. Представители обоего пола выступают как единство противоположностей, взаимно дополняющие друг друга.
Большая группа «собственных» категорий феминологии отражает совершенно новые явления и процессы, которые не имеют аналогов в других науках. Эти категории универсальны, обладают характером всеобщности и отражают необходимое, всеобщее в социальном движении.
4 .3. Принципы феминологии и гендерной политики
Принципы, как и законы, и категории должны быть равноправными элементами научной теории. Принципы (от лат. principalis - главный) начало, основа, основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения1. В широком плане под принципом понимают всякое основание, из которого надо исходить и которым нужно руководствоваться в познавательной и практической деятельности. Принципы являются основой для познания объективной действительности, они связаны с категориями и законами. Их особенность - это быть предпосылкой методологического функционирования различных уровней знания и обеспечивать обобщение. Постоянное использование принципов науки развивает систему знаний. Они помогают исследовать противоречия в реальной действительности, между наличными знаниями и необходимостью успешного решения теоретических и практических задач. Принципы служат основой формулирования проблем и путей их решения.
В гендерной политике важнейшими принципами являются:
- конституционное закрепление гарантий всем гражданам на равные права и свободы и возможности независимо от пола;
- целенаправленный учет интересов мужчин и женщин в процессе общественного развития, осуществления государственной деятельности;
- обеспечение необходимых условий для реализации потенциала каждого индивида, его функционирования как субъекта социальных отношений;
- недопущение дискриминации, гендерной асимметрии в сфере управления государством, принятия важнейших государственных решений.
Принципы феминологии - это отражение и обобщение существенных сторон женских проблем. Это прежде всего формирование идеологии и политики равных возможностей для мужчин и женщин, концепция социального равенства, предполагающая не только равные права, но и равные возможности для реализации своего интеллектуального потенциала, ликвидацию насилия над женщинами, проявляющегося в самых разнообразных формах и др.
Принципы феминологии являются исходными идеями, отражающими и обобщающими существенные стороны познания и практической деятельности женского движения по пути создания цивилизованного общества.
Принципы постоянно могут изменяться, дополняться, являясь исходным положением науки. Главное - это целостный подход к анализу объекта и субъекта научного исследования. Они выражают сущность организации и способ функционирования современного процесса изменения социального статуса женщины при условии активизации всех женских организаций, выработке программы и устава. При этом акцент делается на ликвидацию отношения к женщине на основе двойного стандарта.
В процессе развития и решения женских проблем чрезвычайно важно понять верное и неверное в знании самой проблемы, определить пути поиска объективной истины.
Глава V. ГЕНДЕР КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ
5.1. Понятие пола как биосоциального феномена
Общество состоит из женщин и мужчин, занимающих в нем разное место. Это место зависит от уровня цивилизованности общества.
Изучение проблем пола вызывается рядом объективных и субъективных причин, без учета которых невозможно комплексное исследование человека, решение такой важной проблемы, как демографические процессы, их причины и последствия. Целый ряд наук (медицина, психология, педагогика, право, мораль и др.) прежде всего исходит из тендерных исследований. А в такой науке, как социальная, проблема пола стоит на первом месте.
Социальная теория пола предполагает замену традиционных патриархатных отношений между полами отношениями, основанными на равенстве полов, реализации одного из главных принципов: «равенство в различии».
Современное общество настоятельно требует изменения маскулинизированной структуры общественного устройства, требует изменения институтов власти и норм культуры, а также переосмысления, переоценки сложившегося стереотипа философского определения женского начала как инертного и подчиненного.
Интеллигентные и уверенные в себе мужчины не выступают с негативной оценкой женщин. Скорее это свойство либо обиженных, либо недостаточно осмысливших эту проблему. Так, Конфуций (около 551-479 гг. до н.э.) - древнекитайский мыслитель в книге «Беседы и суждения» писал: «У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной - сколько у двух»1.
Св. Августин (354-430) - теолог из г. Гиппон (Сев. Африка), родоначальник христианской философии в работе «О граде божьем» выразил свое отношение к женщине: «Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы - рабою, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра»2.
Даже эти два высказывания подчеркивают отсутствие единого взгляда на женщину.
Современная наука о женщине свой анализ начинает с определения пола, который следует рассматривать с биологической и социальной точки зрения. Биологическая рассматривает анатомические и физиологические особенности человека, социальная переводится как социокультурный аспект. В целом же пол - это единство биологического и социального. Половая принадлежность человеческого индивида формируется на разных стадиях индивидуального развития. Научно подтверждено, что первичное звено этого эволюционного процесса - хромосомный (генетический) набор, создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Под влиянием окружающей среды формируется половое самосознание и связанная с этим система интересов, потребностей, предпочтений. «Пол - космическая сила. Отрицание пола есть такое же страшное вырождение, как разврат. Пол благоприятно влияет на поведение, духовную жизнь человека, включая религию»3.
Э. Фромм (1900-1980) - немецко-американский философ и психолог в работах «Проблема человека в западной философии» (М., 1988), «Бегство от свободы» (М., 1990), «Иметь и быть»
(М., 1990) писал, что человек - часть природы, единство исторического развития мира организмов (филогенез) и индивидуального (онтогенез).
А. Бебель (1840-1913) - основатель и руководитель германской социал- демократической партии и II Интернационала - в своей работе «Женщина и социализм» (1878) подвергал резкой критике тех, кто унижал достоинство женщины. Он писал: выдвигается смехотворное утверждение, что женщина по умственным способностям ниже мужчины и в умственной области ничего значительного создать не может.
Великолепно выразил единство биологического и социального К. Маркс, рассматривая взаимосвязь этих сторон. Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, жизненными свойствами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений1.
5.2. Основные факторы, влияющие на формирование пола
Из многих высказываний крупнейших ученых явствует, что в человеке природные силы (задатки, способности) реализуются в социальные в результате воспитания, воздействия общества.
Пол формирует система воспитания (семья, школа), система образования, включая и средние специальные образовательные школы, вузы. Оказывает влияние образ жизни семьи и окружения, культура, религия, средства массовой информации, политика государства и многое другое.
Современная наука занимается изучением проблем пола по трем направлениям:
1. Психометрические исследования половых различий. Исследование интеллекта. Американцы пришли к выводу: среди мужчин больше высокоодаренных, чем среди женщин, но и больше умственно отсталых.
Американский антрополог Э. Монтегю в книге «Природное превосходство женщины» писал, что коэффициент интеллектуальности в среднем у женщин выше, чем у мужчин. Они лучше сохраняют свой интеллект, более эмоциональны, дольше живут.
2. Биологические различия в кровно-родственной сфере мужчин и женщин. Учет генетических, гормональных и нейрофизиологических детерминантов в когнитивной сфере.
3. Анализ социально-психологических механизмов, связанных с усвоением половых ролей, влияющих на дифференциацию познавательных способностей и выбор сферы деятельности1.
Все эти исследования показывают, что подходить к анализу пола следует диалектически. С одной стороны, в каждом человеке заложено два начала. Это было отмечено и О. Вейнингером в его работе «Пол и характер», где он отмечал, что в эмбрионе нельзя распознать пол и только после пяти недель его существования начинают появляться половые особенности мужчины или женщины. Однако бывает и бисексуальное предрасположение. И вместе с тем постоянно действует двуполость, проявляющаяся либо в строении скелета, либо в умственной деятельности. Двуполость выражается в гомосексуализме и лесбиянстве.
Однако в нормально рожденном человеке всегда существует тяга к представителю другого пола, хотя они и выступают как противоположности, взаимно предполагающие и взаимно исключающие друг друга.
Дж. Мадзини (1805-1872), основатель «Молодой Италии», активный участник революции 1848-1849 гг. говорил, что «мужчина и женщина - это две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда».
Древнегреческий философ Платон в своем произведении «Пир» также высказывал мысль, что в каждом человеке совмещаются два начала - мужское и женское, которые по-разному проявляются.
Французский социалист-утопист К.А. Сен-Симон (1760-1825) в работе «Новое христианство» (1825) изложил учение о паре, предполагая совместную политическую деятельность мужчины и женщины. Он считал необходимым, чтобы рядом с креслом ученика Сен-Симона Анафантена на заседаниях сенсимонистов стояло кресло, ждущее «Верховную жрицу» - его единомышленницу. Пара могла принимать высшие решения и вмешиваться в отношения мужчин и женщин в обществе.
Н.А.Бердяев справедливо замечал, что мужчина - только пол, половина, продукт мировой разобщенности и разорванности. Он - осколок цельного бытия. При этом в мужчине пол менее дифференцирован.
Взаимная дополняемость полов выражается прежде всего в том, что женщина творит мужчину не только актом физического рождения, но и актом рождения в нем духовности.
Андрей Белый (1880-1934) - писатель, последователь символизма, четко обозначил: без влияния женщины на мужчину человечество не имело бы тех гениев, которыми оно справедливо гордится'.
Мужчина создает законы, а женщина - нравы.
М. Горький неоднократно отмечал, что мужчина и женщина друг без друга - ничто, прах, конец всему сущему. Они - единство!
Несмотря на взаимную зависимость женщина и мужчина отличаются друг от друга.
5.3. Характерные черты женщин и мужчин как биосоциального феномена
Для женщины характерны доброта, мягкость, гуманность, демократизм. Она ближе к природе, отрицательно относится к насилию, более остро переживает грубость, несправедливость, более отзывчива на чужие переживания. Она легче поддается воспитанию, адаптации, менее требовательна к новаторству, более четко определяет свое отношение к семье, детям. Более сдержанна в оценке пола. В ней сильнее проявляется чувство, основанное на разуме и сопротивлении грубому насилию, в том числе и сексуальному как проявлению животного инстинкта.
Женщина более привязана к мужчине и требует постоянного подтверждения с его стороны любви, без чего теряет душевное равновесие.
Для женщин характерна разумная умеренность, стремление к активному общению. Одним словом, женщина - это стабилизатор цивилизации.
Однако она не лишена и негативных качеств, среди которых легко отметить забывчивость, несдержанность, истеричность, нервозность, ярко выраженное состояние депрессии, вспыльчивость, завистливость, болтливость и др.
Мужская половина человеческого рода также характеризуется как положительными, так и отрицательными чертами. Находчивость, сообразительность, изобретательность, умение адаптироваться к новым условиям, активность психической деятельности, проявляющейся в стремлении к самоутверждению и самовыражению. Мышление отличается большей абстрактностью. В основном ориентируется на работу, а не на семью, мужественность подчас означает преодоление страха. Чем более активен, тем чувствует себя в большей степени мужчиной.
К негативным чертам следует отнести агрессивность, властолюбие, авантюризм, жестокость, сарказм, самомнение, эмоции считаются слабостью. Для доказательства любви к нему женщины требует физическую близость. Ищет удобства, комфорта дома. При нанесенной обиде меняет предмет увлечения. Речь более грубая, чаще обменивается мнением о спорте, служебных делах, но не о доме, семье и др.
Биологически также достаточно различий между полами. Так, мышечная система женщин по объему составляет в молодом возрасте 65% мужской, а в старшем еще меньше. У женщин меньший объем сердца и крови, не столь мощные органы дыхания, иной биохимизм мышц, специфическая скелетная конструкция.
Женщина опережает мужчину в темпе движения, но быстрее устает. Острее реагирует на постоянные раздражители среды, Имеет менее устойчивую нервную систему. Способна мгновенно Психологически перевоплощаться. Умственные способности у мужчин и женщин в среднем одинаковы. А. Барнетт - английский естествоиспытатель - писал, что женщин больше среднеумных. У мужчин же встречаются крайние типы - или с очень высоким интеллектом, или слабоумные.
После 40 лет женщины лучше сохраняют свой интеллект, чем мужчины, дольше живут1.
Американский антрополог Э. Монтегю в книге «Природное превосходство женщины» писал: мужчин чаще поражают болезни, у них более ранимая психика, чаще прибегают к самоубийству, чаще попадают в психиатрические больницы.
Совершенно справедливо замечание, что душа как универсум не знает различий пола. Все, что умеет делать мужчина, может делать и женщина.
5.4. Сексизм и его сущность
Само понятие «сексизм» было введено в обращение ЮНЕСКО в 1981 г. в связи с использованием его для обозначения дискриминационных мер по отношению к женщине. Международная организация ЮНЕСКО приступила к широкой программе раскрытия реакционной сущности этой идеологии, ущемляющей интересы женщин как личностей. Цель сексизма - принизить роль женщины в обществе, создать ее негативный образ, а это означает нарушение принципа равноправия и уважения человеческого достоинства.
Сексизм - это предрассудки и идеология недооценки творческого потенциала женщин, учет лишь ее биологических особенностей.
Доктор социологии, научный руководитель Национального центра научных исследований в Париже А. Мишель, выступил с резкой критикой этой теории. Сексизм придерживается точки зрения, что в обществе должен быть соблюден естественный порядок, отводящий мужчине и женщине различные функции и роли. В первой части книги2 «Сексистские стереотипы в обществе и школе» А. Мишель дает определение сексизму, считая, что это позиция или действие, которое принижает, исключает, недооценивает и стереотипизирует людей по признаку пола. Взятый в еще более широком смысле сексизм - это ориентация, ставящая в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому. Женщина недооценивается, мужчина переоценивается.
Сексистская модель предполагает функционирование разума в двух направлениях и наделяет женщин качествами отрицательного порядка, что якобы не свойственно мужчине. У мужчин выходит значительно больше положительных качеств (мужество, ум, способность к самоутверждению, профессиональная компетентность, склонность к риску и приключениям, инициативность и эффективность), чем у женщин. По мнению А. Мишеля, сексистские взгляды формируют семья, школа, подростковые компании, рынок труда, политический мир и средства массовой информации. В результате женская половина под влиянием стереотипа мышления, лишается уверенности в себе, самостоятельности, что совершенно четко влияет на равенство полов, несмотря на провозглашенные региональные и национальные декреты, в том числе и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН, 1997).
В результате широко распространяемой теории сексизма женщины отчуждены от решения многих проблем в обществе, а само общество теряет значительный творческий потенциал.
Сексизм, помимо биологического и социального, рассматривает пол и на культурном уровне, что означает - мужское - рациональное - духовное - божественное - культурное; женское - чувственное - телесное - приземленное - природное. Даже все то, что не связано с полом (природа и культура, чувственность и Рациональность, божественное и земное) отождествляется с «мужским» или «женским»1. Феминизм подвергает резкой критике сексизм вообще, в области культуры, в особенности. Гуманистический феминизм справедливо отмечает, что маскулинизированная культура деформирует и подавляет не только женщин, но и мужчин, «сильный мужчина пытается утвердиться за счет «слабой» женщины, ее подавления и унижения как личности. Но господин и раб всегда зависят друг от друга: порабощая нельзя быть свободным1.
Известно, что сила власти, господство патриархатной идеологии уже привели мир на грань катастрофы - ядерной, экологической, духовной.
Истоки сексизма коренятся в абсолютизации и биологизации половых различий, многие из которых на самом деле производны от конкретных социальных условий и культурных норм, многогранны и многоуровневы, а некоторые вообще иллюзорны, являются продуктом воображения.
За последнее время на Западе идет усиленная борьба против сексизма. При этом многие феминистские идеи стали доминирующими. Иными словами, идет процесс переоценки многих взглядов, теорий и формирование новых, свободных от сексизма.
Справедливо замечание американского исследователя И. Гоффмана, что пол, а не религия, есть опиум народа.
А. Бебель справедливо замечал, что отношения между полами основаны на искусственном воспитании антагонизма.
Американский ученый, профессор психологии Калифорнийского университета X. Голдберг в своей трилогии «Риск быть мужчиной», «Новый мужчина» и «Новые отношения мужчины и женщины» (1965) отметил, что комфортность отношений между полами дает возможность выразить себя. Антагонизм полов будет восприниматься как пережиток.
Глава VI. ЭВОЛЮЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЩЕСТВЕ
6. 1. Религия, философия, социология о женщине и ее месте в обществе
Положение женщины в обществе постоянно привлекало внимание научной мысли. В истории, философии, естественных науках, религии нередко высказывались совершенно противоположные взгляды, мнения, по-разному решалась эта проблема. Особенно много противоположных, противоречивых высказываний о роли женщины в обществе и семье, ее родовых качествах и достоинствах можно найти в религии. Например, около 1400 лет тому назад Маконский церковный собор (высшее духовенство христианской церкви) официально рассматривал вопрос: есть ли у женщины душа? Почти половина присутствующих представителей духовенства ответили на этот вопрос отрицательно. Собор христианской Церкви лишь одним голосом перевесившим всех остальных голосующих против, пришел к заключению, что у женщины, существа хотя и низшего, все-таки имеется какое-то подобие души.
Подобный взгляд есть результат того, что на протяжении тысячелетий женщине не давали возможности проявить свой интеллект. Постоянно обсуждался и обсуждается вопрос об истинной человеческой ценности ее как члена общества, как объекта интимных отношений.
Немало случаев в истории, когда женщины в обществе дискредитировались. А ведь положение женщины в доклассовом обществе было чрезвычайно высоким: она была уважаемым членом
общества. Существовал и культ женщины. Но позднее возникает историческая несправедливость, приведшая к неравенству женщины с мужчиной. Она стала нередко выступать объектом плоского остроумия, морального осуждения. Ее превращают в рабыню своего господина. Уделом женщины становится рождение детей и удовлетворение всех прихотей своего господина.
Христианство, постоянно предававшее женщину анафеме, унижало ее человеческое достоинство. В библейской книге Бытия в послании эфесянам апостол Павел изрекал: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как господину, потому что муж глава жены, как Христос глава церкви, и он спаситель тела. Но как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем»1.
В средневековье усиливается традиционное презрение к женщине. Считается, что отношения со «слабым полом» - страшное грехопадение.
На средневековую мысль оказал сильное влияние диалог Платона «Тимей», в котором он утверждал, что души трусливых и недостойных во многих отношениях мужчин после их смерти переселяются в женщин. А вопрос о женской эмансипации, излагаемый Платоном в его «Государстве», оказался второстепенным. Вся средневековая католическая церковь наполнена женоненавистничеством. Вопреки христианской догме о равенстве всех «душ» положение женщин в феодальной Европе не улучшилось по сравнению с античностью. Однако нельзя не отметить, что в настоящее время представители духовенства несколько изменили свое отношение к женщине. Папа Иоанн Павел II во время своего пребывания в Мексике летом 1990 г. выступил с проповедью, обращенной к женщинам. В течение двух часов глава Ватикана говорил о великой миссии женщин на Земле, делая прежде всего акцент на то, что она - мать, жена, хранительница домашнего очага. Он восхвалял роль семьи как ячейки любви и гармонии, как духовное начало общества. Осуждая упадок женского престижа, проституцию, супружескую неверность, Иоанн Павел II призывал к любви как величайшему чувству, объединяющему людей. Заканчивая свое выступление, он призвал женщин помнить о своем великом предназначении - поддерживать огонь жизни на Земле. К этому можно добавить, что точка зрения Папы о женщинах включает и решение проблемы борьбы с дискриминацией, с принижением роли женщин, памятуя о необходимости сохранять дарованное богом женское начало. По его мнению, равенство с мужчиной состоит не в механическом уравнении в правах, а в признании ее особенностей, представлении ей особых прав и преимуществ. Он не выступал против работы женщин вне дома, но не ради того, чтобы пополнить зарплату мужа и содержать семью. В своей энциклике «Мулерис дигнитатем» («О достоинстве и признании женщин») Папа римский признает, что женщина должна быть абсолютно свободной в своем выборе: она должна посвятить свою жизнь семье и реализовать себя в какой-то профессии.
Как видно, католическая религия изменила свое отношение к женщине. Мало того, с приходом Иоанна Павла II в Ватикан женщины вошли в ближайшее папское окружение в качестве его личной охраны. При Ватикане были женщины-журналистки - две испанки и одна мексиканка.
Однако в главном вопросе - может ли женщина быть священнослужителем - Павел II говорил «нет», поскольку якобы сам Христос не призвал ни одной женщины в число 12-ти апостолов. Такова «воля Божия».
По поводу женщин-священнослужителей отрицательно высказывается и русская православная церковь, осудив назначение на Духовный сан женщин в протестантских храмах в Великобритании.
Нельзя не отметить и определенные положительные сдвиги в отношении женщин в ряде современных исламских государств (Турция, Сирия, Алжир, Египет и др.), где поддерживается принцип рабства женщин в социально-экономической и культурной жизни, ^нщина получает образование, профессиональную подготовку, участвует в общественной жизни, имеются женские организации.
Негативное отношение к женщине уже было распространено в Древней Греции, где философы далеко неоднозначно высказывался в древней мифологии (Афродита, Ника, Деметра и др.). Такой же культ был и в Риме (Венера, Виктория, Цецера и др.).
Крупнейший философ Греции Платон весьма противоречиво высказывался о женщине. Он предполагал, что в будущем идеальном государстве оба пола должны будут освоить одни и те же занятия и ремесла. Женщинам, наравне с мужчинами, придется участвовать в войне, в силу чего они должны овладеть воинскими навыками1. Но вместе с тем Платон писал: «Насколько женская природа по своему достоинству хуже нашей, мужской, настолько же она превосходит нас своей многочисленностью»2. По его мнению, женщина, наделенная множеством недостатков, служила средством достижения мужского счастья на Земле.
Подобная точка зрения и у древнегреческого философа Аристотеля. В своей книге «Политика» он изображал женщину как слабое и несовершенное человеческое создание. Иногда защищая ее, не стремясь смешивать свободную женщину с рабыней, считал, что она способна мыслить в крайне «слабой степени». Ее подчиненная роль в семье объясняется якобы недостаточным развитием. Муж по праву - глава семьи3.
Об истинной ценности женщины как члена общества, имеющей равные права, казалось, должна дать положительное решение эпоха Ренессанса и Реформации в Европе. Однако все ограничилось лишь тем, что женщина становилась объектом эстетического наслаждения, сохраняя при этом свое подчиненное положение. Такой просветитель, как Ж.Ж. Руссо, выступавший за признание уравновешенности способностей мужчин и женщин, все же был сторонником традиционной мужской власти, считая, что жена должна быть кроткой, подчиняться мужчине и приучаться выносить все от него, даже несправедливость.
В эпоху Ренессанса женщина подавлялась не только эмоционально, нравственно, но и подвергалась жесткому экономическому и социальному контролю.
Эпоха капитализма характеризуется наличием множества течений, точек зрения на место и роль женщины в обществе. Наполеон Бонапарт, создавший Новый кодекс, призывал к улучшению женского воспитания. Однако уделом женщин считал только рождение детей. Буржуазное общество породило множество псевдотеорий о мнимой неполноценности женщин. А. Шопенгауэр, ф. Ницше, О. Вейнингер и др. утверждали, что природа одарила женщину лишь притворством, лживостью, изменой, неблагодарностью. «Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать красивым только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины... Женщина по своей натуре обречена на повиновение, ей нужен господин... самые блестящие представительницы всего пола никогда не производили... ничего истинно великого и самобытного1. Эти слова Шопенгауэра отражали эпоху мужского права, тирании, а также и его индивидуальные особенности - пессимизм, болезненные мучения. По словам его доктора И. Блоха, с его психикой было не все в порядке.
Ф. Ницше также унижал женщин, не видел в них ни таланта, ни ума. «Мужчины должны смотреть на женщину, как на предмет обладания, как на собственность, которую следует забирать». И далее: «Желание эмансипировать идет от влияния «тупоумных»... ученых ослов мужского пола2.
Особую ненависть к женщине, не найдя у нее ни одного положительного качества, выражал немецкий теоретик О. Вейнингер. По его мнению, гениальность совершенно недосягаема для женщины. Она лишена «оригинальности сознания: последнее она заимствует от своего мужа. Она живет бессознательно, муж - сознательно...»3. Женщина лишена логики. «Истинно женское существо не знает ни логического, ни нравственного императива»4. Самый огромный и единственный враг женской эмансипации - сама женщина.
6.2. Прогрессивные мыслители о статусе женщины
в обществе
Неоценимый вклад в изменение отношения к женщине внесли социалисты-утописты XIX века, особенно Ш. Фурье. Он писал в своей работе «Судьбы мира и человечества», что стремление сделать всех женщин домашними хозяйками говорит о порочности социального механизма1. Он подвергал критике тех, кто утверждал, что женщина создана только для того, чтобы снимать накипь с горшка и чинить старые штаны.
Ш. Фурье первому принадлежит мысль, что в каждом данном обществе степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации.
Уровень цивилизованности общества находится в прямой зависимости от положения женщин в этом обществе.
Сен-Симон придавал большое значение общественной деятельности женщины. В своем учении о «паре» он утверждал, что общественным деятелем является не отдельное лицо, а мужчина и женщина вместе, то есть «пара». «Пара» имела право принимать высшее решение и вмешиваться в отношения мужчин и женщин в обществе.
Значительный вклад в определение роли женщины в обществе внес А. Бебель. В своей известной во многих странах книге «Женщина и социализм» (1879) он дал глубокий анализ путей социального освобождения женщин, необходимости ей заниматься творческой деятельностью. Она должна быть полезным и равноправным членом общества, наравне с мужчиной иметь возможность развиваться физически и умственно, требовать признания своих прав. Вот тогда она достигнет полного совершенства2.
Для изменения социального статуса женщины в обществе А.Бебель считал необходимым сделать для представителей обоего пола равные условия, тогда «женщина подымается на высоту полного совершенства, о котором у нас еще нет никакого правильного представления, так как до сих пор в истории развития человечества не было такого состояния»1. Он осуждал привычку многих мужчин смотреть на женщину «сверху», «великодушно», уступая ей львиную долю нелегкого труда в домашнем хозяйстве и воспитании детей.
На таких же позициях стояли и русские революционные демократы. Объективно оценивая роль женщины в обществе, В. Белинский писал, что превосходство мужчин мнимое. Изучая труды Сен-Симона, он пришел к выводу, что женщина в будущем «не будет рабою общества и мужчины, но подобно мужчине, будет предаваться своей склонности, не теряя доброго имени, этого чудовища - условного понятия»2.
Н.Г. Чернышевский был поборником равенства мужчин и женщин. Его возмущало, что женщина занимает недостойное место в семье и обществе. «Женщина должна быть равной мужчине»3. По его мнению, женщина играла до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у нее и средства к развитию, и мотивы стремиться к развитию.
Эти мысли о равенстве полов были далее развиты и использовались на практике представителями марксистской теории. К. Маркс в письме к Л.Кугельману писал: «Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей, знает также, что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента». Маркс воспроизвел слова Ш. Фурье, что общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола.
Большое внимание проблеме эмансипации женщин уделяли Ф- Энгельс и В.И. Ленин, считая необходимым вовлекать их в общественное производство, изменять характер отношений в семье, когда «даже при полном равноправии остается все та же фактическая придавленность женщины, потому что на нее сваливают все домашнее хозяйство»1. Этот труд непроизводителен, тяжел, не заключает ничего, что способствовало бы развитию женщины. Не привлекая женщин к общественной службе, к политической жизни, не вырывая женщин из их отупляющей домашней и кухонной обстановки, нельзя обеспечить настоящей свободы, нельзя строить даже демократии, не говоря уже о социализме»2.
Вряд ли имело бы место столь негативное отношение к женщине, если бы общество на всех этапах своего развития было цивилизованным. То, что нет неполноценной женщины, как и неполноценного мужчины, говорит наука. Именно она достаточно глубоко и объективно разобралась в сущности диалектики общественного развития и высоко ценила женщину. Английский ученый А. Барнетт в книге «Род человеческий» совершенно справедливо замечает, что в вопросе «о типичном и неизменном» в признаках мужчин и женщин, в их темпераменте и способностях бытуют и весьма широко догматические, совершенно необоснованные взгляды.
Различное общественное положение мужчин и женщин в большинстве сообществ самым непосредственным образом определяется их разной ролью в воспроизведении3. Условия откладывали отпечаток на поведение, образ мышления. Веками женщина занималась домом, мужчина не имел подобного ограниченного круга занятий. И такое положение, по словам ученого, было принято считать вполне естественным. А отсюда распространенное убеждение, будто женщины не способны к традиционно мужской работе. Так, еще столетие назад не было женщин-врачей и считалось само собой разумеющимся, что женщина не способна к этой работе4. А теперь среди врачей женщин больше половины.
Вопрос о равенстве или неравенстве мужчин и женщин стал вопросом политическим. Патриархатная политика ведет к дискриминации женщин практически во всех сферах жизнедеятельности общества, особенно там, где нужно кем-то управлять или чем-то распоряжаться. Создано определенное общественное мнение, сохранившееся и в современных условиях, которое мешает самореализации женщин, способствуют формированию чувства второсортности, хотя официально в большинстве стран и провозглашено равенство. А равенство должно быть на основе равных возможностей для проявления личности.
-
6.3. Причины трансформации взгляда на женщину в 80-90 гг. XX в.
ли свои «природные функции». Во-вторых, придать домашнему труду статус общественно необходимого производства с соответствующей доплатой и учетом в трудовом стаже. В-третьих, если все же женщина работает, то выделить день в неделю дополнительно для выполнения домашних работ. В-четвертых, продлить отпуск по уходу за ребенком, а матерей, имеющих 3-х детей и более, освободить от общественного производства. В-пятых, средствам массовой информации прекратить пропаганду идеала эмансипированной женщины как деструктивной для семьи и общества. В-шестых, предать общественному позору женщин, не желающих выполнять «свои» функции и т.д.
Патриархатная политика приведет к специальному «женскому образованию», рассчитанному на воспитание и обучение девочек навыкам домашней хозяйки. С этим не хотят мириться многие женщины, особенно те, кто имеет образование.
2. Экономическая. Экономисты также выступают за сокращение занятости женщин в общественном производстве по причине низкой экономической эффективности труда в связи с частыми перерывами в работе при наличии детей. У женщин также более низкая квалификация.
Экономический рационализм смыкается с патриархатным консерватизмом.
3. Демографическая. Женщина должна прежде всего выступать как воспроизводитель населения. Снижение рождаемости -негативный показатель в развитии общества.
Демографы не учитывают другие обстоятельства - кризис экономики, снижение уровня жизни населения, феминизацию бедности, практическое отсутствие охраны материнства, ухудшение качества здоровья и ущемление прав работающих женщин. Следствием всего этого явилось сокращение рождаемости. На 1000 населения в 1990 г. родилось 13,4, в 1996 г. - 8,9, а в 1999 г. - 8,4'. Число родившихся в России за эти годы стало меньшим числа умерших.
В своем послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин отметил, что три года назад мы определили, что наиболее серьезной угрозой для страны является демографический упадок. Сокращение численности российского населения вызвано падением рождаемости и ростом смертности. В последние годы смертность продолжает расти. За три года она увеличилась на 10%. Продолжала снижаться и ожидаемая продолжительность жизни. Печальная цифра - с 67 лет в 1999 г. до 64 - в 2002 г. Среди причин основными являются - высокий уровень заболеваемости, смертность от несчастных случаев, отравлений и травм. Усугубляет ситуацию распространение так называемых «новых» эпидемий, включая наркоманию и СПИД.
За три года (2000, 2001, 2002) выросла рождаемость на 18%, на 21% снизилась младенческая смертность.
Все эти цифры говорят о том, что несмотря на некоторый рост рождаемости прирост населения в основном идет за счет легальной иммиграции. Всего за последнее десятилетие к нам переехало около 7 млн человек в основном из стран Содружества Независимых Государств1. Правовые гарантии социальной защиты семьи, женщин и детей практически не соблюдаются.
Таким образом, возврат к патриархатной модели отношений между полами считается чуть ли не единственным выходом из создавшейся ситуации. Интересы женщин не учитываются.
4. Эгалитарная. Подвергается критике патриархатная точка зрения. «Естественное» разделение функций называется социальной иллюзией. Патриархатная концепция порождена создавшимися социальными условиями, у нее нет будущего.
Эгалитарные отношения между полами основаны на личностной взаимодополняемости между женщиной и мужчиной в семье, обществе. Для каждого должно быть пространство свободного выбора. В настоящее время все структуры общества переживают кризис. Происходит переход к новым отношениям. Сторонниками этой точки зрения рекомендуется, во-первых, создавать равные возможности социального характера для развития человека, естественно не призывая к стиранию всех различий между пола ми. Во-вторых, необходима ликвидация стереотипа пола, предполагается движение общества к более цивилизованному состоянию, основанному на гарантированном равенстве возможностей для реализации личности. В-третьих, реализация классической концепции превращения домашнего хозяйства в отрасль общественного производства. Ликвидация феномена «двойной нагрузки» у женщины, дискредитирующей необходимость эмансипации ее. В-четвертых, в эмансипации нуждаются оба пола: женщину вытесняют из общественного производства, а мужчину вытесняют из семьи, фактически он отстраняется от воспитания детей и ухода за ними. Следует всегда помнить, что природа закрепила за женщиной только функцию рождения. Все остальное должно выполняться как женщинами, так и мужчинами.
Итак, причины трансформации взгляда на женщину заключаются в существовании двух идеологий (патриархатной и эгалитарной), первая имеет значительное количество сторонников среди мужской части населения. Существует консерватизм в оценке женского вопроса, часто прикрываемый мнимой заботой о женщине, игнорируется неравенство в социальном плане. Нет мужских наработок о роли женщины в обществе. А в настоящее время происходит отрицание опыта, накопленного после Октября, в первые годы существования советской власти.