Политическая деятельность женщин - это особая сфера, до сих пор не получившая научное обоснование, которое необходимо, потому что чисто мужская политика обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхождение слова и дела и многое другое. В современных условиях приходится отмечать, что доминирующей мужской российской элите не удается поддерживать в стране здоровое демократическое общество, устойчивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную государственную власть. Отчуждение женщин от власти, а также от собственности оборачивается серьезным просчетом мужской части элиты.
В феминологии проблема политической деятельности означает поиск, теоретическое осмысление и практическое решение женщинами политических проблем. При этом исследуются:
- распределение властных функций между полами;
- особенности электорального поведения женщин;
- продолжение, конкретизация и развитие общегуманной идеи человечества о социальном равенстве;
- признание равных возможностей и значимости обоих полов в развитии цивилизации;
- выражение социального протеста по поводу существующей Дискриминации;
- борьба за расширение политических прав женщин;
- анализ деятельности политических институтов, партий, существенного мнения в свете взаимоотношения полов;
- научное обобщение опыта политической деятельности женщин, основанной на гуманизме и демократии.
Вторая половина XX века характеризуется прорывом женщин в высшие эшелоны власти. Это в основном характерно для Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки (К. Акино в Индонезии, Б. Пхуто в Пакистане, М. Тэтчер в Великобритании и др.). Заметно стал колебаться мужской стереотип мышления: политика - для мужчин, кухня, дети - для женщин.
Для России всплеск политической активности женщин относится к первой половине XX века. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности в 1917 г. Был принят ряд законов, защищающих права женщин. Разработан специальный механизм по работе среди этой части населения (Женские советы под руководством женотделов партийных органов). На Первом Всероссийском съезде работниц и крестьянок (ноябрь 1918 г.), выступал В.И.Ленин. Ему принадлежат слова: «Успех революции зависит от того, насколько в ней участвуют женщины»1.
Съезд определил новые формы и методы работы по активизации женщин, вовлечения их в общественно полезный труд, государственную политическую деятельность.
В эти годы создавались комиссии, пропагандирующие и агитирующие женщин принимать участие в жизни страны. Много внимания уделялось их образованию.
В сфере политической деятельности зазвучали имена женщин-политиков: И.Ф. Арманд, Р.С. Землячка, A.M. Коллонтай, Н.К. Крупская, М.И. Ульянова, Е.Д. Стасова и др.
Как писала А. Коллонтай, судьба женщин занимала ее всю жизнь. Их участь толкнула ее к социализму.
Все эти женщины были образованными, многие из обеспеченных семей. У многих были дети. Так, у И.Арманд и К. Кирсановой - было по пять детей, у С.Смидович - трое детей.
Первым наркомом государственного призрения была назначена А.М.Коллонтай, Председателем Московского губсовнархозз И.Ф. Арманд.
А. Коллонтай в последующем стала первым послом в Норвегии, а затем в Швеции. Ее работа в Наркомате государственного призрения отличалась кипучей энергией по организации работы в воспитательных домах, колониях прокаженных, богадельнях, санаториях для туберкулезных больных. Она занималась пенсиями, яслями, приютами для сирот. Иными словами, женщины при поддержке прогрессивно мыслящих мужчин смогли организовать большую работу на пользу всего общества. В.И. Ленин отмечал, что «у нас в партии есть надежные, умные и неутомимые деятельные коммунистки». Это свидетельствует о способностях женщин, о высокой ценности их деятельности для общества.
В.И. Ленин в статье «Удержат ли большевики государственную власть?» писал: «Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас вступить в управление государством... Мы требуем немедленного разрыва с теми предрассудками, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато оно было немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту»1. А в речи «О задачах женского рабочего движения в Советской республике» он говорил: «Наша задача состоит в том, чтобы сделать политику доступной для каждой трудящейся женщины»2.
Средства массовой информации очень часто искажают смысл высказываний Ленина о возможности политической деятельности женщин. Это происходит либо от незнания ленинских работ, либо от намеренного желания фальсифицировать эти высказывания.
Бурная политическая деятельность женщин в СССР, к сожалению, в 30-е годы постепенно сокращалась. Тезис «Женский вопрос решен» привел к ликвидации женотделов в партийных органах. В 1934 г. упразднили женский сектор при ЦК ВКП (б).
Правда, в Верховных Советах депутатов трудящихся удельный вес женщин был высоким. В начале 80-х годов в СССР их было - 32,8%, РСФСР - 35%, в союзных республиках - 36,2%, в автономных - 40,3%'. Много женщин работало в местных органах власти. Это объяснялось тем, что на местах решались конкретные практические задачи, результаты этой работы были очевидными. В стране повсеместно функционировала четко отработанная система квотирования участия женщин в органах власти.
Первые выборы без квоты в 1989 и 1990 гг. показали, что женский вопрос в стране, оказывается, не решен - женщины проиграли выборы, в 1990 г. женщин-депутатов в Верховном Совете РФ было всего 3%, в Верховном Совете СССР - 8,9% от общего количества депутатов. Так называемое «демократическое общество», в котором народ управляет делами этого общества, где созданы механизмы, гарантирующие каждому доступ к власти, гарантируются права человека, его свободы и возможность самоутверждения, оказалось блефом. Справедливо замечание Е.Ф. Паховой, что «общество не может считаться демократическим, если женщины играют в политике пассивную роль (только как избиратели), не участвуют в управлении государством, не занимают руководящих постов, занимают подчиненное место в семье»2.
Доказательством тому являются последующие выборы в Государственную думу: в 1993 г. женщин-депутатов было 13,6% или 69 человек, в 1995 г. их стало еще меньше - 46 человек или 9,6%.
Не было женщин-депутатов от партий ЛДПР, «Демократическая Россия» и «Аграрная партия России». От КПРФ из 99 депутатов было 9 женщин и еще 8 избраны по одномандатным избирательным округам.
Не стало фракции «Женщины России», которая в какой-то степени пыталась решать женские проблемы через законотворческую деятельность.
Выборы 1999 г. были еще более негативны в отношении женщин. В Государственную думу избрали всего 34 женщины, что составляет 7,6%.
Количество женщин на высших должностях в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации не соответствует их роли в обществе, хотя участие женщин в принятии ответственных государственных решений способствовало бы повышению качества этих решений и эффективности их исполнения. Президентом РФ по этому поводу был принят специальный Указ, который так и не выполняется1. В составе Правительства Российской Федерации в конце 2003 г. была только одна женщина2, в системе государственной службы женщины заняты на должностях, слабо влияющих на принятие ответственных решений: среди государственных служащих федерального уровня они составляют 56%, но руководящие должности занимают только 9%, из которых на «высших» должностях - лишь 1,3%. В органах судебной власти на федеральном уровне - в аппаратах Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ около 72% всех служащих - женщины, но руководящие функции выполняют только 14% из них3. Следовательно, женщины не влияют в достаточной мере на политическую и экономическую жизнь страны, не влияют на принятие решений. Все это стало им недоступно.
В чем же причина такого положения, какие механизмы в обществе устранили женщин от участия в политической деятельности, нужно ли это изменить? Провозглашение в России свободы и равенства всех людей перед законом предполагает пересмотр всей совокупности властных отношений в обществе. Суть демократического устройства, модернизации общественных систем состоит Не только в перераспределении полномочий между ветвями власти, между государством и гражданским обществом, но также между мужчинами и женщинами. Степень участия женщин в структурах власти является критерием устойчивости базы демократии, т.е. включения в демократические процессы всех членов общества, независимо от пола.
Занятие женщиной определенного руководящего поста само по себе еще не может служить гарантией соблюдения интересов женщин. Однако в обществе всегда присутствуют интересы мужского и женского населения, они различны. Тендерный подход при принятии политических решений означает прежде всего осознание того, что те или иные явления по-разному могут влиять на мужское и женское население, вызывать неодинаковую их реакцию, поддерживать социальную напряженность в обществе. И женщины, находящиеся во властных структурах, объективно способны привнести в политическую культуру те элементы, которые помогут отстоять, защитить интересы и женского, и мужского населения. Партнерство женщин и мужчин в политике является источником более полной и представительной демократии, создания реальных возможностей учета многополюсных интересов в обществе.
Мировой опыт парламентаризма свидетельствует о том, что если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, то это облегчает принятие законов в защиту детей. Если же 20-30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы всего женского населения, реализуются намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа - без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические и иные проблемы.