Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Первые шаги становления феминологии в России




Попытки осмысления неравного, зависимого от мужчин по­ложения женщин своими корнями уходят в глубь истории. С.Г. Айвазова отмечает, что первичное распределение труда меж­ду мужчиной и женщиной поставило последних в такое нерав­ное положение. Она расценивает как парадокс то, что самое цен­ное человеческое качество - способность воспроизводить жизнь, которым обладает только женщина, стало причиной, предопре­делившей характер неравнозначного распределения социальных ролей между мужчиной и женщиной. За мужчиной было закреп­лено право на «внешнюю» деятельность, освоение мира, господ­ство над ним, а за женщиной - право на рождение и воспитание детей, обустройство быта. Благополучие рода, его развитие, вос­производство, выживание также тесно увязывалось с физичес­кой, мускульной силой. За этим стояли проблемы добычи еды, защиты территории, охраны от диких животных и соперничаю­щих племен и родов. Постоянная необходимость в коллективной силе порождала и закрепляла авторитет, превосходство мужчин. В обстановке, когда в первую очередь были более востребованы силовые качества, преимущественное положение мужчин было очевидным.

Однако во всех главных сферах жизнедеятельности общества все более возрастающее воздействие на ход его исторического раз­вития оказывали и другие человеческие качества - духовность, ум, интеллект, что расширяло и укрепляло объективные предпосылки для занятия женщиной адекватной ей роли в этом процессе.

Начало женскому движению в России было положено еще в XVIII в., когда встал вопрос о демократических преобразованиях общественной жизни, изменении положения женщины. Начинать эти преобразования было невозможно без ликвидации женской неграмотности, без получения образования, которое обеспечива­ло бы женщинам активную деятельность во всех сферах жизни, способствовало развитию женского движения, созданию союзов, обществ. Непосредственно отсюда вытекала задача научной раз­работки экономической, правовой, политической, нравственной теорий о роли женщин в обществе.

Заметный след оставил Смольный институт благородных девиц, первое в России женское среднее воспитательно-образо­вательное учреждение, положившее начало женскому школьному образованию в государстве. Основан по инициативе И.И. Бецкого в соответствии с указом императрицы Екатерины II в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монас­тыре под названием «Воспитательное общество благородных де­виц». Институт являлся учебным заведением закрытого типа. Вос­питание и обучение в нем имели узкосословную направленность, принимали в институт в основном дочерей дворянской знати и девиц-горожанок в возрасте от 6 до 18 лет. Учебный план вклю­чал «Закон Божий», иностранные языки, русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, различные виды домоводства, правила светского обхождения.

В конце XVIII в. обращается внимание на создание откры­тых школ для всех сословий государства, в уездных городах ста­ли открываться малые, в губернских - главные народные учи­лища. Однако среди учащихся этих училищ число лиц женского пола было ничтожно мало. Существовали также отдельные ве­домственные женские училища - в Ведомстве учреждений им­ператрицы Марии, Министерстве народного просвещения и в ведении Святейшего синода. Коренная реформа образования на­чалась лишь во второй половине XIX столетия. Появились жен­ские гимназии, средние общеобразовательные учебные заведе­ния, к концу века их число дошло до 142. Женские гимназии Делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, гимназии Министерства народного просвещения и ча­стные гимназии. Гимназии Министерства народного просве­щения предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи основных клас­сов и восьмого педагогического класса. Первые 3 класса состав­или прогимназию и могли существовать как самостоятельные Учебные заведения.

Выходцам из простого народа доступ в гимназии был огра­ничен, ибо все они были платные, а право поступать в универси­теты имели только выпускники мужских гимназий. Девушки, окон­чившие гимназию, могли преподавать в младших классах, но не имели возможности получить высшее образование.

Первые женщины в университетских аудиториях появились в качестве вольнослушательниц, которые, прослушав курсы, рас­считывали держать выпускные экзамены. Но с введением в дей­ствие университетского устава 1863 г. доступ женщинам туда был закрыт. В 1865 г. ректору Петербургского университета поступило около 400 заявлений от женщин с просьбой об устройстве для них лекций или курсов. В Москве образовался кружок женщин, решив­ших добиваться высшего образования. В числе ходатайствующих было немало женщин высшего круга, представительниц самых родовитых фамилий - графини А.Толстая, В.Ростовцева, баронес­са Ю.Розен, княгиня Эристова и др.

В 1869 г. в Москве были открыты Лубянские курсы для жен­щин по программе классических гимназий Министерства народ­ного просвещения, которые вскоре стали фактически высшим учеб­ным заведением, ибо самое деятельное участие в них принимала профессура Московского университета.

В 1872 г. здесь же открылись еще одни высшие женские кур­сы, учрежденные профессором В.И. Герье. На курсы допускались как слушательницы, так и вольнослушательницы за оплату в раз­мере 50 руб. в год. Продолжительность обучения сначала была двухлетней, а с 1879 г. - трехлетней. К преподаванию были при­влечены выдающиеся ученые - В.И. Герье, А.И. Соболевский, В.О. Ключевский, Ф.И. Чупров и др.

В эти годы на частные средства были также открыты выс­шие женские курсы в Киеве, Петербурге. Среди них прослав­ленные высшие Бестужевские курсы по имени учредителя про­фессора К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге. Здесь готовили врачей, учителей. В последующем эти курсы получили статус государственных и соответствующее финансирование. Прави­тельство России сомневалось в политической благонадежнос­ти слушательниц курсов, ибо «крамольные» идеи не могли обой­ти курсисток.

Официальный статус высшего учебного заведения, имеющего своей целью предоставление женщинам высшего образования университетского характера, Московские высшие женские курсы, учрежденные В.И. Герье, получили только в 1906 г. Свидетельство, выдаваемое окончившим полный курс, признавалось равнознач­ным диплому соответствующего факультета университета. Несколь­ко позднее слушательницы получили право приобретать звание учительниц среднего учебного заведения, а также ученые степени магистра и доктора.

К этому периоду, то есть XIX - начало XX вв., образованные женщины России выступали с определенными требованиями: по изменению положения женщины в семье и обществе, объедине­нию женщин в борьбе за свои права. А.П. Философова руководи­ла группой, создавшей «Общество для предоставления средств высшим Бестужевским курсам».

Дискриминация женщин подняла целую волну женского дви­жения и выделила теоретиков, заботящихся не только об объек­тивном освещении причин неравенства полов, но и занимающихся поиском путей обеспечения этого равенства. Речь шла прежде всего о самостоятельном труде женщин, вызванном новыми экономи­ческими условиями, об изменении социального статуса, измене­нии семейных отношений, правах на свободу и независимость, получение высшего образования и многом другом. Демократичес­кие идеи, требующие независимости личности, не нуждающейся в опеке и поддержке, оказывали заметное влияние на взгляды рос­сийской женщины. Многочисленные представители прогрессив­ной интеллигенции, часть депутатов, студенты также поддержи­вали эти идеи.

Известны стали имена А. Шабановой, С. Перовской, Е.Дмитриевой и других, которые не только «ходили в народ», но и влияли На мировоззрение женщин, вовлекая их в борьбу за равенство, те­оретически обосновывая реакционную сущность господствующей мужской власти.

Женщин, выступающих за эмансипацию, поддерживали ли­тературные и общеполитические журналы: «Дело»,«Женское дело», «Женский вестник», «Союз женщин». За равенство полов высту­пали «Современник», «Отечественные записки», «Колокол», «По­лярная звезда» и др.

Россия стала лидером в деле реализации прав женщин на высшее образование. В 1890 г. на Всемирной выставке в Париже «Русское женское взаимно благотворительное общество» было удо­стоено золотой медали. Это общество проводило концерты. Пре­подаватели трудились безвозмездно. Организовывали сбор взно­сов членов общества (ежегодно собирали по 22 тыс. рублей), что дало возможность купить участок земли и в 1885 г. построить учеб­ный корпус для Бестужевских курсов. Начали с 222 руб. 25 коп., а к началу XX в. имели имущество в размере 1 млн 5100 рублей1.

Французская писательница Андре Лео (настоящее имя Леони Шансе, 1829-1900) - участница Парижской Коммуны 1871 г. -писала: «Вы задумали превосходное дело. За вами останется сла­ва, что вы основали в России то, о чем мы здесь только мечта­ем»2.

К семидесятым годам XIX в. появилась одна из первых орга­низаций, требующих изменения политики в отношении женщин. «Это было тайное революционное общество двенадцати русских студенток, обучавшихся в университетах города Цюриха в Швей­царии»3.

Среди первых ячеек женского движения в России следует назвать также кружок М.В. Трубниковой, принявший участие в создании воскресных школ в Петербурге в 1859 г. Активистки круж­ка Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, А.П. Философова в течение многих лет фактически были инициаторами женского движения в России. Отдельные женщины из мелкодворянской и разночинной среды становятся организаторами благотворительных обществ, возрастает их роль в журналистике, издательском деле. Возника­ют первые женские артели - переплетные В.П. Печатанной и В.А. Иностранцевой в Петербурге, швейная сестер Ивановых в Мос­кве. В 1863 г. на кооперативных началах по инициативе Трубнико­вой и Стасовой возникает «Издательская артель», Общество жен­щин-переводчиц.

Создавались женские организации и в ряде других городов России (Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове, Рязани и др.). Решительным толчком к проявлению феминизма, как писала Е.Н. Щепкина в своей книге «Из истории женской личности в Рос­сии», послужила отмена крепостного права1. Женщины стали тре­бовать равных политических прав с мужчиной, демократизации всех сторон жизни общества. В ходе революции 1905-1907 гг. из женского движения выделилось крыло, активизировавшее борьбу за политическое равноправие. В Москве в апреле 1905 г. образо­вался «Союз равноправности женщин», по инициативе которого в 1905 г. - мае и октябре - прошли два съезда женщин. В 1906 г. союз насчитывал 8 тыс. членов и имел 79 отделений в других го­родах. Союз издавал журнал «Союз женщин», присоединился к «Международному союзу избирательных прав женщин» и участво­вал в его конгрессах в Копенгагене и Амстердаме. Вскоре после поражения революции союз распался. Основной организацией женского движения в России осталось «Русское женское взаимно благотворительное общество», по инициативе которого был под­готовлен и проведен Первый Всероссийский женский съезд (10-16 декабря 1908 г.), проходивший в Санкт-Петербурге и собрав­ший около 1000 делегаток. В историю он вошел как «Женский пар­ламент» и «Съезд просветительниц». Обстоятельность и научный подход характеризовал выступления делегаток. Они требовали зап­ретить детский труд до 14 лет, отменить ночные смены для подро­стков, ввести бесплатное обучение всех детей в возрасте от 7 до 14 лет. Съезд единодушно принял решение (политическую резо­люцию) с требованиями всеобщего избирательного права, без раз­личия пола, признания за женскими союзами права на автоном­ность и независимость действий1.

Инициаторами социального движения в XIX столетии стали женские благотворительные общества. Первой из таких организа­ций в России можно назвать «Женское патриотическое общество». Оно возникло в 1812 г., когда русские женщины, воочию наблюдая ужасы войны, старались в меру своих сил и возможностей облег­чить судьбу вдов и сирот, помочь раненым и калекам. У истоков общества «Дамское попечительство о бедных», созданного в 1845 г., стояла известная московская благотворительница княгиня С.С. Щер­батова. Цель общества она видела в том, чтобы организовать поиск людей, поистине нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся просить подаяние, и оказывать им сообразно обстоятельствам и по мере возможности разного рода пособия, которые приносили бы им существенную пользу и не могли бы быть употреблены во зло.

Женские организации активно выступали за охрану детства. В 1907 г. представительницы таких организаций обратились в Министерство просвещения с предложением включить народные детские сады в систему государственных учебно-воспитательных заведений. Параллельно с этим на свои средства организовали около 100 общественных детских садов. В Москве и Петербурге действовали общества по защите детей от жестокого обращения со стороны взрослых. Во всех полицейских участках вывешива­лись списки и адреса попечителей - членов обществ.

Женские благотворительные общества, образованные по профес­сиональному признаку, например, общество взаимопомощи женщин-врачей, общество вспомоществования гувернанткам, домашним учи­тельницам и воспитательницам, занимались поиском работы для чле­нов общества, оказывали им материальную поддержку, организовыва­ли лечение, представляли за умеренную плату жилье и пропитание.

Итак, первый шаг становления феминологии характеризует­ся практическими действиями женщин в разных сферах жизни и стремлением обобщить первый опыт.

Начало научной разработки женского вопроса было обуслов­лено прежде всего неприкрытым ущемлением интересов женщин. «Речь идет, - писал В.М. Хвостов в книге «Женщина и человечес­кое достоинство», - вовсе не о том, что между мужчиной и жен­щиной нет существенных различий и что роли обоих полов в со­циальной жизни должны быть тождественны. Речь идет о том, справедливы ли существующие ограничения женских прав, ставя­щие женщину в стесненное и подчиненное положение. Справед­ливы ли те нормы права, которые не дают женщине возможности свободно развивать все свои индивидуальные задатки и занимать в обществе положение, которое она могла бы завоевать себе свои­ми личными силами?»1.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 407 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2392 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.