Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие представлений о человеке в истории философии.




В истории философии проблема человека нашла отражение в вопросах о природе и сущности человека, поисках законов его развития, в изучении места и роли человека в мире, Космосе, в постижении смысла человеческого бытия, в проблеме достижения свободы, счастья, перспектив человека и человечества. Однако, в ходе развития философской мысли проблема человека выступала по-разному. На протяжении многих веков господствовало представление о том, что человек не обладает автономностью, самобытностью, а представляет собой часть целого – природы, общества или же какого-то божественного начала.

Античная парадигма (гр.paradeigma – пример, образец): в древнеиндийском и древнекитайском обществах, в эпоху древнегреческой и древнеримской философии господствовал природоцентризм, или космоцентризм. Человек мыслился как микрокосм, малая частица природы – макрокосма. Но уже в период античности наметился переход от космологии к антропологии, ставящей человека в центр мироздания. Это наиболее ярко проявилось в философии Сократа, который выдвинул принцип «Познай самого себя», Протагора, провозгласившего: «Человек – мера всех вещей». Проблема человека находилась в центре внимания Аристотеля, учившего, что человек – существо, наделённое духом, разумом, способностью к общественной и политической жизни. Заложены основы гуманизма: «Не делай людям того, чего не пожелаешь себе».

Средневековая (христианская) парадигма: человек – промежуточное существо между животными и Богом. Он раздвоен: тело бренно, душа бессмертна. Человек – грешное существо, нуждающееся в постоянной опеке и прощении. Смысл жизни – познание Бога, спасение души. В христианстве каждый сам за себя отвечает перед Богом.

Средневековый образ человека теоцентричен.

Ренессансная парадигма: человек – предмет культа, творец своей судьбы, на одной ступени с Богом, красив. деятелен. свободен. Таков пафос гуманизма и антропоцентризма.

Вера в силы человека. Образ человека антропоцентричен.

Новоевропейская парадигма:Человек – порождение природы, человек разумен, с помощью знаний изменяет мир. Человек – самый главный предмет в мире, основной принцип его поведения – категорический императив: человек всегда цель, а не средство.

«Работа – лучший способ наслаждаться жизнью». И.Кант. Снова антропоцентризм.

Марксистская парадигма: Труд создал человека, трудовая деятельность – основная форма существования человека. Человек – совокупность общественных отношений, в человеке отражается эпоха. Человек не рассматривается как индивид, он часть общества, принадлежит определённой социальной группе – классу. Это социоцентризм.

Парадигма русской религиозной философии:подлинный смысл человека и его существования, в том, чтобы соединить человека с Богом. Главная проблема усовершенствование человека. Результат – Богочеловек, сверхчеловек. Его цель – поиск правды и справедливости. Антропоцентризм.

Парадигма экзистенциализма: человек не по своему желанию заброшен в абсурдный (бессмысленный мир) с его глобальными проблемами, войнами, и своей деятельностью привносит в него смысл, стараясь сохранить достоинство. Главная проблема -отчуждение индивида от общества, что порождает у него состояния страха, апатии, одиночества, равнодушия, агрессивности, ощущения бессмысленности жизни. Обострённые поиски человеком своей индивидуальности через коммуникации и общение. Обретение человеком своей сущности, свободы возникает в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти. в страданиях, в борьбе. «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?». Жизнь – тюрьма, а смерть надзиратель над ней. А.Камю. Всё человечество находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед будущим.

Фрейдистская парадигма: человек - эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами, главными среди которых являются инстинкт жизни (либидо. сексуальность, эрос) и инстинкт смерти, разрушения, агрессии. Сознание, как результат социализации и культуры стремится к подавлению этих инстинктов, вытеснению их.

Все современные парадигмы человека антропоцентричны

Познакомившись с различными концепциями о человеке в истории философской мысли, подумайте: какая из этих философских позиций ближе лично вам? Попробуйте аргументировать свою точку зрения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2784 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.