Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мир культуры как результат познавательной деятельности человека.




Культура есть не только совокупность результатов человеческой деятельности, но и сам процесс, способ организации и развития этой деятельности. Культура – это своеобразный «генотип» общественного организма, определяющий его строение и развитие. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях, в отношениях человека к природе и между людьми.

Существует множество различных видов культуры. Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического действия, ценности и идеалы политического устройства общества и т.д.

В нравственной культуре фиксируются представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т.д. Эти представления регулируют поведение людей. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения.

Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и т.д.), способы их создания и потребления.

Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура. Она содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы.

Выделяют также элитарную, народную и массовую культуру.

В обществе существуют определённые нормы эстетической, политической, моральной, религиозной, экологической культуры. Эти нормы – невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое. Культурные нормы есть определённые образцы, правила поведения или действия. Они складываютя и утверждаются уже в обыденном сознании общества. В этом большую роль играют традиционные, и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиях. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Например, в XX в. произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит усвоение норм культуры. Единство традиции и обновления – универсальная характеристика любой культуры.

Культура не существует вне своего живого носителя – человека. Человек является субъектом творческой деятельности в культуре. Однако не всякое новаторство становится фактом культуры. Новизна ради новизны не несёт в себе творческого содержания, превращается в бессмысленное кривлянье. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзыв в умах и сердцах людей. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поведением людей.

Различное соотношение традиций и обновления в культуре даёт основание для разделения обществ на традиционные и современные. В первых традиция господствует над творчеством. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются и отрицаются. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Повтор, копирование оценивается обществом весьма невысоко. Современное общество пронизано гонкой за новизной. Это даёт значительный эффект. Наука за 300 лет своего существования в странах, охваченных НТР, дала возможность поднять уровень жизни в 15-20 раз.

Развитие культуры – противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное – две стороны одной медали. Так, сложившийся в Европе тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека, росту уровня его жизни. Но вместе с тем он имеет изъяны. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом – «больше». Экологический кризис ставит границы существующему типу развития. Речь идёт о необходимости новых отношений с природой и между людьми.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Дайте краткую характеристику социокультурной природы познания.

2. В чём социальная и культурная ценность научной познавательной деятельности человека?

3. Каковы функции науки в современном обществе?

4. Какие науки играют определяющую роль в становлении вас как профессионала, как гражданина, как личности?

5. В чём ценность обыденного сознания?

6. Как вы понимаете слова: «Познай самого себя?» Почему они актуальны?

7.Культура – это достояние общества. Как в ней воплощена познавательная деятельность человека?

 

 

Тема 5(1): Проблема человека в философии и науке.

Учебные цели:

1.Знать понятия: человек, философская антропология, жизнь, смерть, бессмертие.

2 Характеризовать: основные проблемы и понятия философии человека.

3.Анализировать и интерпретировать: культурно-исторические парадигмы человека.

 

Вопросы:

1.Человек как философская проблема.

2. Развитие представлений о человеке в истории философии.

3.Парадоксы жизни, смерти и бессмертия в философии.

4. Синтез философского и научного знания в философской антропологии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1192 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.